Научная статья на тему 'Классификация неправительственных организаций в КНР'

Классификация неправительственных организаций в КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2181
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / НПО / КЛАССИФИКАЦИЯ НПО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КНР / CHINA / NGO / CLASSIFICATION OF NGO / CIVIL SOCIETY / LEGISLATION OF CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов Алексей Александрович

В последние десятилетия в КНР наблюдается стремительное количественное и качественное развитие неправительственного сектора. Автор рассматривает многочисленные виды китайских НПО, проводит классификацию общественных и неправительственных организаций в КНР, основанную на китайском законодательстве, регулирующем деятельность НПО, знакомит с китайской терминологией, относящейся к сфере НПО, а также анализирует последние законодательные инициативы, касающиеся регулирования деятельности неправительственного сектора в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of non-governmental organizations in the PRC

During recent decades, non-governmental sector in China has grown considerably. The author made a classification of public and non-governmental organizations in China, based on the Chinese legislation governing the activities of NGOs, and also considered the Chinese terminology related to the non-governmental sector, as well as analyzed the recent legislative initiatives related to the regulation of the activities of non-governmental sector in China.

Текст научной работы на тему «Классификация неправительственных организаций в КНР»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2017. № 37

УДК 321.342.1

Б01: 10.17223/1998863Х/37/27

А.А. Семенов

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КНР

В последние десятилетия в КНР наблюдается стремительное количественное и качественное развитие неправительственного сектора. Автор рассматривает многочисленные виды китайских НПО, проводит классификацию общественных и неправительственных организаций в КНР, основанную на китайском законодательстве, регулирующем деятельность НПО, знакомит с китайской терминологией, относящейся к сфере НПО, а также анализирует последние законодательные инициативы, касающиеся регулирования деятельности неправительственного сектора в Китае. Ключевые слова: Китай, НПО, классификация НПО, гражданское общество, законодательство КНР.

Экономические реформы 1978 г. в Китае существенно снизили уровень государственного контроля над экономикой и обществом. Это повлекло за собой постепенное делегирование части государственных функций неправительственным акторам. В экономической сфере это происходит путем создания торговых ассоциаций и торгово-промышленных палат, которые выполняют регулирующую и координирующую функции. Однако те же процессы происходят и в сфере социального развития, что влечет за собой развитие неправительственных организаций (НПО).

Общественные организации являются социально-политическим «продуктом», возникновение которых неразрывно связано с развитием общества. Как правило, НПО ставят перед собой вполне конкретные, общественно значимые цели и задачи и в своей деятельности руководствуются ими. НПО выполняют важную функцию повышения осведомленности общественности и влияния на государственную политику. НПО могут вносить непосредственный вклад в развитие общества, особенно в области гуманитарных вопросов, путем предоставления информации и экспертной помощи [1]. Во многих странах НПО сыграли важную роль в том, чтобы убедить законодателей в необходимости и полезности ряда важных законодательных инициатив. НПО заполняют незанятые государственными структурами ниши в социально-экономическом развитии страны. Деятельность НПО отличается мобильностью и динамизмом, инициативой и ориентацией на собственные силы [2].

В результате политики реформ и открытости с середины 1990-х гг. материковый Китай переживает подъем активности неправительственных организаций. Их развитие показывает впечатляющую количественную динамику. Согласно статистике Министерства гражданской администрации КНР (МГА, Чжунхуа жэньминь гунхэго миньчжэн), в Китае в 1992 г. на общенациональном уровне было зарегистрировано 1270 общественных организаций, на местном - 154 тыс. К 1996 г. эти цифры составили 1800 и 200 тыс. соответственно. В 2002 г. количество зарегистрированных НПО составило более

230 тыс., к концу 2006 г. - уже более 354 тыс. [3], а к 2012 г. - около полумиллиона [4]. В декабре 2014 г. число зарегистрированных НПО составило 606 тыс., а в декабре 2015 - уже 658 тыс. Таким образом, годовой прирост составил 8,6%. Ввиду того, что многие НПО в Китае не имеют официальной регистрации, ряд исследователей оценивают действительное количество НПО в 3-4 млн [5].

Прежде чем рассмотреть особенности развития НПО в Китае, необходимо определить понятие НПО и разъяснить, как этот термин используется в Китае. Определение, широко принятое в западных странах, обозначает следующие общие характеристики НПО [6. С. 3]:

- Организация: они имеют институциональное присутствие и структуру.

- Независимость: они институционально отделены от государства, т.е. они не являются частью правительства, и у них в руководстве нет правительственных чиновников.

- Неучастие в получении прибыли: они не распределяют материальные выгоды для членов организации.

- Самоуправление: они сами контролируют свои собственные дела, т.е. их внутреннее управление является свободным от внешнего контроля.

- Добровольный характер: членство в организации не требуется по закону, а также присутствует значительная степень добровольного участия как в фактической деятельности организации, так и в решении административных вопросов.

Однако ввиду специфических условий политической и правовой среды отношения между правительством и НПО в Китае гораздо ближе и теснее, чем в западных странах. Многие китайские НПО имеют довольно тесные связи с правительством или КПК, что поднимает вопрос о том, следует ли рассматривать эти организации как НПО, так как они не являются полностью независимыми от государства.

Большинство лидеров китайских НПО цель своей деятельности видят не в защите интересов общества от действий государства, а в «исполнении своей гражданской ответственности через сотрудничество с правительством» [7. С. 20]. Хотя некоторые авторы утверждают, что такой характер взаимоотношений имеет глубокие корни в политической культуре Китая, это также может быть интерпретировано как стратегия, используемая НПО для того, чтобы осуществлять свою деятельность без серьезного вмешательства со стороны государственных органов.

Таким образом, на текущий момент сложно рассматривать независимость от правительства в качестве ключевого признака неправительственного сектора в Китае. Поэтому применяя западные концепции НПО к странам с различными экономическими, политическими и социальными условиями, следует помнить, что актуальность каждой из пяти обозначенных выше характеристик может варьироваться в зависимости от местных условий [8. С. 10]. Тем не менее западные концепции НПО дают нам определенные стандарты, по которым можно оценить ситуацию с НПО в Китае. В китайском контексте под понятием НПО следует подразумевать организации, подпадающие под обозначенные выше критерии, по крайней мере, по трем-четырем признакам, т.е. самоуправляемые, добровольческие, некоммерческие

организации и т.д. В качестве НПО следует рассматривать также организации, первоначально учрежденные правительством или партийными ведомствами, незарегистрированные организации и т.д. Различная степень автономии этих организаций является одним из аспектов для анализа. Хотя подавляющее большинство китайских НПО не имеют антагонистическую позицию по отношению к правительству или КПК, это отнюдь не уменьшает их значение для развития общества и политической системы Китая.

Неантагонистическая природа взаимоотношений китайских НПО с государством и правительством выражается также и в характере использования самого термина НПО в Китае. Многие китайские НПО не используют термин «неправительственный» или «негосударственный». НПО в целом в Китае обозначаются термином «фэй чжэнфу цзучжи». Несмотря на то, что этот термин является дословным переводом термина «НПО», он имеет в некотором смысле негативный оттенок, потому что в китайском языке слово «фэй» означает не только «нет», но также и «неправильно» или даже «анти-».

Термин «НПО» был впервые введен в Китае в контексте Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, которая проходила под эгидой ООН в Пекине с 4 по 15 сентября 1995 г. [9]. С тех пор термин «НПО» стал официальным понятием в Китае и прочно вошел в китайскую политическую лексику. Несмотря на то, что термин употребляется все шире в последние годы, он обычно используется для описания иностранных НПО. Многие китайские НПО предпочитают термины «некоммерческая организация» или «социальная организация», чтобыуказать свою природу [10].

В соответствии с правилами регистрации общественных организаций можно выделить четыре основные категории общественных организаций в Китае. Под категорию «Общественные организации» (шэхуэй туаньти) подпадают многие промышленные и профессиональные ассоциации, основанные на членстве. Они образуются для продвижения «общих целей членов организации» [11] и могут быть сформированы на основе взаимной выгоды или общественного блага.

В течение долгого времени и вплоть до 2016 г. общественные организации подлежали совместному так называемому двухуровневому контролю со стороны как МГА или его областных, городских или местных отделений, так и госучреждения-поручителя, ответственного за организацию (обычно правительственного министерства или другого государственного агентства на национальном, провинциальном, муниципальном или местном уровне с юрисдикцией по сфере деятельности с общественными организациями).

Требования к регистрации в качестве общественной организации «шэхуэй туаньти», в частности национального уровня, устанавливаются на довольно высоком уровне, и статус общественной организации без какой-либо государственной поддержки получить трудно. В результате многие общественные организации в Китае так или иначе связаны с государством и обычно воспринимаются как GONGO1, а не независимые НПО. Кроме того, сложная «двухуровневая» система регистрации привела к тому, что боль-

1 GONGO - неправительственные организации, созданные правительством (от англ. government-organized non-governmental organization)

шая часть китайских НПО до недавнего времени не имела официальной регистрации.

Гражданскими некоммерческими институтами «миньбань фэй цие дань-вэй» являются «социальные учреждения, созданные предприятиями, учреждениями, общественными организациями или другими общественными силами, а также отдельными гражданами с использованием негосударственных активов и осуществляющие некоммерческую деятельность социального обслуживания» [12]. В качестве гражданских некоммерческих институтов обычно регистрируются частные школы, частные некоммерческие научно-исследовательские институты, частные некоммерческие больницы. Они так же, как общественные организации «шэхуэй туаньти», подлежали совместному «двухуровневому» контролю, однако, как правило, им было проще за -регистрироваться как гражданские некоммерческие институты «миньбань фэй цие даньвэй», чем как общественная организация, и более независимые НПО регистрировались именно так, особенно на местном уровне. В последнее время все большее число НПО, ранее зарегистрированных под видом коммерческих организаций, регистрируются таким образом.

Фонды (цзицзиньхуэй) определяются как некоммерческие организации, способствующие достижению общественного блага посредством грантов и пожертвований. Их активы пополняются за счет пожертвований частных лиц, юридических лиц и иных организаций [13]. Деятельность фондов, так же как общественных организаций и НПО, регулируется и управляется МГА и соответствующим государственным учреждением. Их деятельность регулируется Положением об управлении фондами 2004 г. В этом Положении делается различие между фондами, которые участвуют в общественном сборе средств (общественные фонды, «гонму цзицзиньхуэй»), и фондами, которые занимаются непубличным сбором средств (частные фонды, «фэйгонму цзицзиньхуэй»). Наиболее существенное различие между общественными и частными фондами заключается в том, что частным фондам не разрешается вести публичный сбор средств. Частные фонды финансируются за счет крупных дарений со стороны корпораций или семей. В последние годы, с быстрым ростом числа богатых предпринимателей и появлением в налоговом законодательстве поощрения частных и корпоративных пожертвований, количество частных фондов быстро выросло и приблизилось к числу общественных. В 2004 г. частных фондов не было вовсе. В 2011 г. их количество составило около тысячи и приблизилось к числу общественных фондов.

В целом, статус общественного фонда получить сложно, и большинство из них фактически являются НПО, управляемыми правительством, т.е. GONGO. К таковым относится ряд наиболее известных в Китае фондов, таких как Китайский фонд развития молодежи, Фонд Сун Цинлин и Китайский фонд борьбы с бедностью. Только несколько независимых фондов зарегистрированы в качестве общественных фондов. Так, например, в 2010 г. «Один фонд» (И Цзицзинь, также известен как One Foundation), основанный известным китайским киноактером и мастером ушу Джетом Ли, получил статус общественного фонда, несколько лет до этого он находился в статусе частного фонда. В качестве еще одного относительно независимого общественного

фонда можно привести базирующийся в Нанкине Фонд дружелюбия (Айдэ Цзицзинь Хуэй).

Учреждения (шие даньвэй) являются «организациями, осуществляющими социальное обслуживание, спонсируемыми государственными органами и иными организациями, использующими государственные активы, которые занимаются образовательной, научно-технической, культурной, медицинской и иными видами деятельности в целях общественной выгоды» [14]. Таким образом, они более тесно связаны с государством, чем другие типы организаций. Государственные школы и университеты, научно-исследовательские институты и государственные учреждения социального обслуживания, как правило, являются «учреждениями».

Следует пояснить, почему учреждения в данном случае рассматриваются в одном ряду вместе с общественными организациями, учитывая то, что их финансирует китайское правительство и осуществляет над ними больший контроль, нежели над НПО. Во-первых, их законодательное регулирование во многом совпадает, в частности, налоговые условия для них такие же, как для общественных организаций и НПО. Во-вторых, Закон КНР о пожертвованиях для социальной защиты населения рассматривает пожертвования этим организациям в качестве дара общественно полезным общественным организациям [15]. В-третьих, рассматриваемые государственные учреждения вне зависимости от категории регулярно получают иностранные гранты. В-четвертых, 16 апреля 2012 г. Госсовет КНР опубликовал «Руководящие принципы по продвижению реформы государственных учреждений по категориям» в отношении амбициозных планов китайского правительства по преобразованию около 80% государственных учреждений в общественные организации в течение пяти лет в рамках стремления оптимизировать государственное управление.

Таблица 1

Официальная классификация неправительственных организаций в Китае

Правовая форма Включают в себя

Общественные организации (шэхуэй туаньти) Гражданские ассоциации, торгово-промышленные палаты, федерации, благотворительные организации

Гражданские некоммерческие институты (миньбань фэй цие даньвэй) Некоммерческие организации, предоставляющие профессиональные или социальные услуги

Фонды (цзицзиньхуэй) Частные и общественные фонды

Учреждения (шие даньвэй) Квазиправительственные организации: научно-исследовательские учреждения, школы, больницы, дома престарелых и медицинские центры

В дополнение к приведенным в табл. 1 правовым формам существует множество неофициальных НПО, зарегистрированных в качестве коммерческих предприятий, а также незарегистрированные организации. Некоторые незарегистрированные НПО получают юридический статус, прикрепляясь к другому юридическому лицу, например к другой общественной организации, университету или научно-исследовательскому институту.

НПО, зарегистрированные в качестве коммерческого предприятия или не зарегистрированные вовсе, в юридическом смысле НПО не являются, однако

фактически являются самоуправляющимися некоммерческими неправительственными организациями, существующими на добровольной основе.

В дополнение к четырем обозначенным категориям (Общественные организации, НПО, фонды и квазигосударственные учреждения) существует ряд других названий для подобных организаций в Китае, однако разница между этими терминами не очевидна. Существует, по крайней мере, шесть различных терминов, применяемых по отношению к общественным организациям. Эти термины зачастую используются в качестве синонимов. Однако существуют некоторые политические нюансы. Массовые организации (цюньчжун цзучжи) и народные организации (жэньминь туаньти) являются старыми названиями, которые, однако, до сих пор используются. Они обслуживают политические цели и официально выступают как связывающее звено между КПК и китайским правительством с одной стороны и широкими массами -с другой.

Кроме термина «общественная организация» МГА иногда использует термин «минцзянь чзучжи», что буквально означает «организация гражданского общества» и обычно используется как синоним НПО (фэйчжэнфу цзучжи) или НКО (фэйинли цзучжи). Термин «миньцзянь цзучжи» охватывает общественные организации, НПО и фонды, но не распространяется на государственные учреждения. Административное бюро по неправительственным организациям МГА также использует этот термин.

Таблица 2

Китайская терминология НПО

Китайский термин Русский термин Пример организации

Шэхуэй туаиьти Социальные группы (общественные организации) Общий термин для общественных объединений, основанных на членстве

Цюньчжун цзучжи Массовые организации Массовые общественные организации, такие как Всекитайская федерация профсоюзов, Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская федерация студентов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, Всекитайская федерация возвратившихся с Тайваня соотечественников, Всекитайское научно-техническое общество, Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства

Жэньминь туаньти Народные организации Равнозначно термину «массовые организации»

Миньцзянь цзучжи Организации гражданского общества Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайский комитет содействия развитию международной торговли, Всекитайское научно-техническое сообщество

Фэй чжэнфу цзучжи Неправительственные организации (НПО) Обычно используется по отношению к иностранным НПО, однако часто применяется и к китайским НПО

Фэй инли цзучжи Некоммерческие организации (НКО) Новый термин для китайских общественных организаций и НПО

Термин «общественная организация» в широком и неофициальном смысле также используется для обозначения профсоюзов, религиозных организаций и народных организаций (жэньминь туаньти), которые были созданы

КПК для определенных социальных групп. Эти организации регулируются отдельными законами и выходят за рамки законодательства об общественных организациях. Точно так же некоторые некоммерческие организации, такие как, например, Китайский Красный Крест, пользуются особым статусом и регулируются отдельными законами. Кроме того, в определенных провинциях и городах могут применяться особые правила, регулирующие различные виды деятельности НПО.

По мнению Ю. Кепина, высокая степень государственного и партийного вмешательства в формирование неправительственного сектора не может идти в ногу с бурным развитием НПО и предпосылками к формированию в Китае гражданского общества, и реальное пространство для деятельности НПО в Китае гораздо больше, чем институциональное пространство, разрешенное законами и нормативными актами [16. С. 88]. Власти КНР постепенно улучшают условия работы для организаций, занимающихся социальными проблемами. Ведется работа по серьезному упрощению процедуры регистрации, которая ранее вызывала серьезные затруднения у абсолютного большинства НПО, вследствие чего многие из них оставались незарегистрированными или регистрировались под видом коммерческой организации.

После Третьего пленума ЦК КПК XVIII созыва, который состоялся 12 ноября 2013 г., было принято решение о разработке новых правил регистрации НПО, в рамках которых больше не потребуется двойной процесс регистрации. 21 августа 2016 г. Госсоветом были изданы новые руководящие принципы «О реформировании системы руководства социальными организациями в целях содействия здоровому и упорядоченному развитию общественных организаций» [17]. Новые правила серьезно упрощают и стандартизируют процедуру регистрации НПО в Китае. В рамках новых правил, процедура регистрации НПО серьезно упрощается и стандартизируется. Теперь для НПО, желающих зарегистрироваться, больше не потребуется двухуровневая регистрация. Новые правила регистрации позволят осуществлять прямую регистрацию четырем категориям: промышленные ассоциации, благотворительные организации, организации, занимающиеся общественными услугами, и организации, занимающиеся вопросами развития науки и техники.

Организации, отвечающие критериям этих четырех категорий, будут регистрироваться напрямую в МГА без предварительного рассмотрения и утверждения другими регулирующими органами, без госучреждения-поручителя. В настоящее время около 85% зарегистрированных в Китае НПО подходят под определения обозначенных четырех категорий. Новые правила могут дать дополнительный импульс развитию и увеличению количества благотворительных организаций и НПО в Китае, предоставив возможность сотням тысяч не зарегистрированных в настоящее время китайских общественных организаций войти в систему и начать работать легально на территории Китая.

Таким образом, правительство КНР в целом признало НПО как необходимый институт общества. Если раньше в КНР существовали лишь общественные организации, входящие в НПКСК и напрямую связанные с правительством, то теперь в Китае активно развивается неправительственный

сектор, который, хоть и находится под серьезным государственным кон -тролем, стремится к большей независимости.. Правительство, в свою очередь, обратило серьезное внимание на работу с НПО и взаимодействие с ними, формируя и совершенствуя законодательную базу для их работы.

Литература

1. Willetts, Peter. What is a Non-Governmental Organization? UNESCO Encyclopaedia of Life Support Systems. City University London [Electronic resource]. URL: http://www.staff.city.ac.Uk/p.willetts/CS-NTWKS/NGO-ART.HTM

2. Ulleberg, Inger. The role and impact of NGOs in capacity development. From replacing the state to reinvigorating education. UNESCO/IIEP [Electronic resource]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001869/186980e.pdf

3. Ying, Xu & Zhao Litao (2010). China's rapidly growing non-governmental organizations // EAI Background Brief No. 514 [Electronic resource] - URL: http://www.eai.nus.edu.sg/BB514.pdf

4. China Daily. Number of NGOs in China grows to nearly 500,000. 20 March 2012 [Electronic resource] // URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2012-03/20/content_14875389.htm

5. Nicholas, Jenna (2012). 21st Century China: Does Civil Society Play a Role in Promoting Reform in China? Center for Democracy, Development and the Rule of Law Thesis, Stanford University [Electronic resource]. URL: http://cddrl.fsi.stanford.edu/sites/default/files/JENNA_ NICHOLAS.pdf

6. Salamon, Lester M. & Anheier, Helmut K. (1999). Civil Society in Comparative Perspective, in: Salamon, Lester M. & Anheier, Helmut K. (eds.): Global Civil Society: Dimensions of the Nonprofit Sector, Baltimore: Center for Civil Society Studies. P. 3-39.

7. Ma, Qiusha (1997). Chinese non-governmental and non-profit organizations since the late 1970s. Research Report, Washington, DC: The Aspen Institute Working Paper Series.

8. Brie, Maria & Pietzcker, Hagen (2004). NGOs in China - Die Entwicklung des Dritten Sektors. Discussion Paper SP III 2004-110, Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung. [Electronic resource]. URL: http://skylla.wz-berlin.de/pdf/2004/iii04-110.pdf

9. Edele, Andreas (2005). Non-governmental Organizations in China. Centre for Applied Studies in International Negotiations (CASIN), Geneva. [Electronic resource]. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/20365/05.2005.pdf

10. Ma, Qiusha (2003): Nongovernmental and Nonprofit Organizations and the Evolution of Chinese Civil Society - An Oral Testimony at Issue Roundtable "To Serve the People: NGOs and the Development of Civil Society in China", The Congressional-Executive Commission on China. [Electronic resource]. URL: http://www.cecc.gov/sites/chinacommission.house.gov/files/documents/ round-tables/2003/CECC%20Roundtable%20Testimony%20-%20Qiusha%20Ma%20-%203.24.03.pdf

11. Шэхуэй туаньти дэнцзи гуаньли тяоли (Положение о регистрации и управлении общественными организациями) [Electronic resource]. URL: http://www.lawinfochina.com/ display.aspx?lib=law&id=5613&CGid=

12. Минъбанъ фэй цие даньвэй дэнцзи гуаньли чжаньсин тяоли (Временное Положение о регистрации негосударственных некоммерческих организаций) [Electronic resource]. URL: http://www. lawinfochina.com/display.aspx?id=14549&lib=law

13. Цзицзинъ хуэй гуаньли баньфа (Положение об управлении фондами) [Electronic resource]. URL: http://www.lawinfochina.com/display.aspx?id=1275&lib=law

14. Шие даньвэй дэнцзи гуаньли чжаньсин тяоли (Временное положение о регистрации и управлении государственными учреждениями) [Electronic resource]. URL: http://www. lawin-fochina.com/display.aspx?id=3601 &lib=law

15. Чжунхуа жэньминь гунхэго гуни шие цзюаньцзэн фа (Закон Китайской Народной Республики о пожертвованиях для социальной защиты населения) [Electronic resource]. URL: http://www. lawinfochina.com/display.aspx?id=6238&lib=law

16. Yu, Keping (2011). Civil Society in China: Concepts, Classification and Institutional Environment, in Deng Zhenglai, ed., State and Civil Society: The Chinese Perspective, Singapore: World Scientific. P. 63-96.

17. Гуанъю гайгэ шэхуэй цзучжи гуаньли чжиду цуцзинь шэхуйэ цзучжи цзянькан йоу сю фачжань ду ицзянь (Руководящие принципы «О реформировании системы руководства социальными организациями в целях содействия здоровому и упорядоченному развитию общест-

венных организаций») [Electronic resource]. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2016-08/21/c_1119428034.htm

Semenov Alexey A. Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation)

E-mail: [email protected]

DOI: 10.17223/1998863X/37/27

CLASSIFICATION OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE PRC

Key words: China, NGO, classification of NGO, civil society, legislation of China

During recent decades, non-governmental sector in China has grown considerably. The author made a classification of public and non-governmental organizations in China, based on the Chinese legislation governing the activities of NGOs, and also considered the Chinese terminology related to the non-governmental sector, as well as analyzed the recent legislative initiatives related to the regulation of the activities of non-governmental sector in China.

References

1. Willetts, P. (n.d.) What is a Non-Governmental Organization? UNESCO Encyclopaedia of Life Support Systems. City University London. [Online] Available from: http://www.staff.city. ac. uk/p. willetts/CS -NTWKS /NGO - ART. HTM.

2. Ulleberg, I. (n.d.) The role and impact of NGOs in capacity development. From replacing the state to reinvigorating education. UNESCO/IIEP. [Online] Available from: http:// unes-doc.unesco.org/images/0018/001869/186980e.pdf.

3. Ying, Xu & Zhao Litao. (2010) China's rapidly growing non-governmental organizations. EAI Background Brief. 514. [Online] Available from: http://www.eai.nus.edu.sg/BB514.pdf.

4. China Daily. (2012) Number of NGOs in China grows to nearly 500,000. 20th March. [Online] Available from: http://www.chinadaily.com.cn/china/2012-03/20/content_14875389.htm.

5. Nicholas, J. (2012). 21st Century China: Does Civil Society Play a Role in Promoting Reform in China? Center for Democracy, Development and the Rule of Law Thesis, Stanford University. [Online] Available from: http://cddrl.fsi.stanford.edu/sites/default/files/JENNA_ NICHOLAS.pdf.

6. Salamon, L.M. & Anheier, H.K. (1999). Civil Society in Comparative Perspective. In: Sala-mon, L.M. & Anheier, H.K. (eds) Global Civil Society: Dimensions of the Nonprofit Sector. Baltimore: Center for Civil Society Studies. pp. 3-39.

7. Ma, Q. (1997) Chinese non-governmental and non-profit organizations since the late 1970s. Research Report, Washington, DC: The Aspen Institute Working Paper Series.

8. Brie, M. & Pietzcker, H. (2004). NGOs in China - Die Entwicklung des Dritten Sektors. Discussion Paper SP III 2004-110. Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung. [Online] Available from: http://skylla.wz-berlin.de/pdf/2004/iii04-110.pdf.

9. Edele, A. (2005) Non-governmental Organizations in China. Centre for Applied Studies in International Negotiations (CASIN), Geneva. [Online] Available from: https:// www.files.ethz.ch/isn/20365/05.2005.pdf.

10. Ma, Q. (2003) Nongovernmental and Nonprofit Organizations and the Evolution of Chinese Civil Society - An Oral Testimony at Issue Roundtable "To Serve the People: NGOs and the Development of Civil Society in China ". The Congressional-Executive Commission on China. [Online] Available from: http://www.cecc.gov/sites/chinacommission.house.gov/files/documents/ roundta-bles/2003/CECC%20Roundtable%20Testimony%20-%20Qiusha%20Ma%20-%203.24.03.pdf.

11. Lawinfochina.com. (n.d.) Regulation on registration and management of public organizations. [Online] Available from: http://www.lawinfochina.com/ display.aspx?lib=law&id= 5613&CGid=. (In Chinese).

12. Lawinfochina.com. (n.d.) Provisional Regulations on Registration of Non-Governmental NonProfit Organizations. [Online] Available from: http://www.lawinfochina.com/display. aspx?id=14549&lib=law. (In Chinese).

13. Lawinfochina.com. (n.d.) Regulation on fund management. [Online] Available from: http://www.lawinfochina.com/display.aspx?id=1275&lib=law. (In Chinese).

14. Lawinfochina.com. (n.d.) Temporary provision on registration and management of public institutions. [Electronic resource] Available from: http://www. lawinfochina.com/ dis-play.aspx?id=3601&lib=law. (In Chinese).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Lawinfochina.com. (n.d.) The People's Republic of China Law on donations for the social protection of the population. [Online] Available from: http://www.lawinfochina. com/display.aspx?id=6238&lib=law. (In Chinese).

16. Yu, K. (2011). Civil Society in China: Concepts, Classification and Institutional Environment. In: Deng Zhenglai (ed.) State and Civil Society: The Chinese Perspective. Singapore: World Scientific. pp. 63-96.

17. News.xinhuanet.com. (2016) Guidelines on "Reforming the governance system for social organizations to promote the healthy and orderly development of public organizations." [Online] Available from: http://news.xinhuanet.com/politics/2016-08/21/c_1119428034.htm. (In Chinese).

1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.