Научная статья на тему 'Классификация некоммерческих неправительственных организаций'

Классификация некоммерческих неправительственных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1483
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / FOREIGN COUNTRIES / NON-COMMERCIAL NON-GOVERNMENT ORGANIZATION / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мысин Сергей Васильевич

В статье автором проводится классификация некоммерческих неправительственных организаций по различным признакам, положенным в ее основу. Приводятся точки зрения ученых и общественных деятелей России на различные аспекты рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF NON-COMMERCIAL NON-GOVERNMENT ORGANIZATIONS

In the article the author gives the classification of non-commercial non-government organizations on various features which are in the base. The points of view of scientists and public figures of Russia on different aspects of scrutinized problem are given.

Текст научной работы на тему «Классификация некоммерческих неправительственных организаций»

УДК 347

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Сергей Васильевич МЫСИН

г. Москва, Российская Федерация, кандидат юридических наук, e-mail: s_mysin@inbox.ru

В статье автором проводится классификация некоммерческих неправительственных организаций по различным признакам, положенным в ее основу. Приводятся точки зрения ученых и общественных деятелей России на различные аспекты рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: Российская Федерация; иностранные государства; некоммерческая неправительственная организация; классификация.

Российская Федерация вследствие своего геополитического положения, значительных запасов нефти, газа и других полезных ископаемых, существенной роли в решении общемировых проблем традиционно занимает одно из ведущих мест во внешнеполитических стратегиях зарубежных стран. В качестве одного из элементов общей системы реализации своих политических и экономических планов в отношении Российской Федерации политические круги иностранных государств активно используют некоммерческие неправительственные организации.

Использование подобных организаций объективно обусловлено закономерностями развития международных отношений в целом. Участниками подобных отношений все чаще становятся негосударственные образования и субъекты гражданского общества практически всех современных государств, в т. ч. и Российской Федерации.

Для всестороннего и полного рассмотрения различных аспектов деятельности разноплановых некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации, точной ориентировки в многообразии понятий, проведения дальнейшего теоретического анализа на основе накопленных эмпирических знаний необходимо провести их классификацию. Данному вопросу и посвящена настоящая статья.

Действующее российское законодательство подразделяет некоммерческие неправительственные организации в зависимости от их организационно-правовой формы на: общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, ка-

зачьи общества, фонды, государственную корпорацию, государственную компанию, некоммерческие партнерства, частные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [1, 2].

В свою очередь, организации, относящиеся к общественным объединениям, согласно ст. 7 федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии [3, с. 3727-3751].

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих неправительственных организаций не является закрытым. Это обусловлено тем, что эти организации постоянно расширяют сферу своей деятельности и круг выполняемых задач, а многообразие целей порождает многообразие форм. По нашему мнению, имеющий место столь расширенный перечень форм не оправдан, поскольку некоторые из них имеют одинаковую правовую природу, по сути, дублируют друг друга. Об этом же говорят и другие исследователи [4].

Нельзя не сказать, что отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня некоммерческих неправительственных организаций неоднократно подвергалось критике. Однако даже те ученые, которые считают данную ситуацию неприемлемой, признают, что составить исчерпывающий перечень некоммерческих организаций вряд ли удастся [5, с. 58]. Как отмечает П.Ю. Гамольский, в настоящее время круг организационно-правовых форм некоммерческих организаций

расширился настолько, что включает в себя более 20 наименований. Установить точное число форм не представляется возможным, т. к. из текста некоторых законов не ясно, вводится ли новая форма организации или же речь идет лишь о специфическом направлении деятельности [6, с. 7].

По мнению Ю.Г. Лескова, деление юридических лиц, построенное на разных основаниях, включающих как организационноправовые формы, так и направленность деятельности, приводит к противоречивости норм гражданского законодательства, регулирующих деятельность одного и того же вида юридических лиц [7, с. 5].

В российской практике существует большое количество некоммерческих неправительственных организаций, которые, как было сказано выше, могут быть созданы в иных, не предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» формах, определяемых прочими федеральными законами. Их можно разделить на несколько видов в зависимости от признака, положенного в основу классификации.

Так, все организации с учетом их специфики можно классифицировать по различным основаниям: по степени участия государственных органов в создании организаций -созданные с участием государственных органов, созданные без участия государственных органов, но используемые ими в своей деятельности; по государственной принадлежности - иностранные и российские; по территории деятельности - в России и за границей; по целям и задачам - прямо направленные на достижение общегосударственных интересов, способствующие реализации общегосударственных целей и задач; по сферам деятельности - организации и их представители, задействованные в реализации программ оказания гуманитарной помощи; организации, действующие в информационной и научно-технической сферах, организации, действующие в политической, экологической, духовной сферах и сфере обеспечения безопасности; по количеству сотрудников - много- и малочисленные; по участию в реализации стратегических планов государства - непосредственно и косвенно связанные с реализацией стратегических планов администрации государства; по

источникам финансирования - из федерального (государственного) бюджета и из других источников; по сроку деятельности на территории России - долговременные и кратковременные; по участию в деятельности российских граждан - с активным и незначительным вовлечением в работу.

Ряд авторов предлагает типологизиро-вать некоммерческие неправительственные организации по целевой аудитории или направленности [8, с. 5]. Такая классификация позволит систематизировать широкий спектр некоммерческих организаций на основе характера соотнесения целей, стоящих перед организацией и ее участниками. При этом выделяются следующие типы некоммерческих неправительственных организаций:

1) некоммерческие неправительственные организации, целевой группой которых являются сами члены этих организаций. Это наиболее часто встречающийся тип, в котором существует два подтипа:

- организации взаимопомощи, объединяющие людей с общими проблемами (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т. д.);

- организации клубного типа, представленные разнообразными группами самосовершенствования, клубами по интересам и т. д.;

2) некоммерческие неправительственные организации, цель деятельности которых -решение определенной проблемы, непосредственно не связанной с проблемами участников организации:

- благотворительные организации (часть из них решает проблему определенных категорий населения, остальные - конкретные социальные проблемы, например, предотвращение СПИДа);

- организации экологической направленности;

- правозащитные организации (как традиционного толка, так и возникшие в последнее время группы гражданского контроля, включая контроль за действием органов исполнительной власти);

- т. н. инфраструктурные некоммерческие неправительственные организации -образовательные и медицинские учреждения, музеи и т. д.

В своей деятельности некоммерческие неправительственные организации могут

приобретать (большинство организаций) или не приобретать (общественные и религиозные организации (объединения) и некоммерческие партнерства) статус юридического лица.

Проведенная автором классификация некоммерческих неправительственных организаций позволяет дополнить положения о единообразном толковании понятийнотерминологического аппарата в сфере деятельности рассматриваемых организаций, стимулирует развитие теоретических аспектов науки на основе накопленных эмпирических знаний. Представляется целесообразным определить в дальнейшем правовую основу деятельности подобных организаций. Поэтому в ближайшие научные планы автора входит проведение анализа зарубежных и российских нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность данных организаций на территории Российской Федерации.

1. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ: по состоя-

нию на 24.01.1996 г. // Российская газета. 1996. 24 янв.

2. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ: по состоянию на 17.01.2006 г. // Российская газета. 2006. 17 янв.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930. С. 3727-3751.

4. Хамидуллина Г.Р., Гусарова Л.В., Ягудина Г.Г. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. М., 2008.

5. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. № 5.

6. Гамольский П.Ю., Толмасова А.К. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение и правовой статус. М., 2004.

7. Лесков Ю.Г. Некоторые проблемы определения положения учреждений в системе юридических лиц // Юрист. 2005. № 11.

8. Анализ государственной политики в области содействия гражданским инициативам с описанием возможных сценариев развития / О.П. Алексеева, Г. Д. Джибладзе [и др.] // Некоммерческие организации в России. М., 2005. № 6.

Поступила в редакцию 3.02.2012 г.

UDC 347

CLASSIFICATION OF NON-COMMERCIAL NON-GOVERNMENT ORGANIZATIONS Sergey Vasilyevich MYSIN, Moscow, Russian Federation, Candidate of Law, e-mail: s_mysin@inbox.ru In the article the author gives the classification of non-commercial non-government organizations on various features which are in the base. The points of view of scientists and public figures of Russia on different aspects of scrutinized problem are given.

Key words: Russian Federation; foreign countries; non-commercial non-government organization; classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.