Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4, Право
^-Казань
УДК 340
Классификация наказаний в уголовном законодательстве Йеменской республики
Аль-Хабсри Заин Т.А.Г.
Аспирант кафедры уголовного права
Казанского (Приволжского) федерального университета
Статья посвящена проблеме значимости наказания в борьбе с преступностью, его соразмерности тяжести содеянного и соответствия требованиям и условиям современной эпохи.
Ключевые слова: классификации наказаний в УК ЙР, Коран, хадис, сура.
В науке мусульманского уголовного права значительное место занимает проблема классификации наказаний. Исследования в данной области ведутся с учётом различных видов уголовного наказания, которые применялись или применяются за совершение того или иного преступления. Большинство мусульманских правоведов и современных исследователей классифицируют и сами правонарушения, исходя из степени тяжести наказания, назначаемого за их совершение.
Научно обоснованная классификация наказаний теоретически и практически актуальна в правовом и психологическом аспектах.
В правовом аспекте значимость классификации наказаний заключается в том, что она служит вспомогательным средством при формировании ряда других институтов уголовного права (в частности, назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания и др.).
Значимость классификации наказаний в психологическом аспекте заключается в том, что она открывает перед судьей широкие возможности выбрать индивидуальный подход к назначению наказания различным категориям преступников, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, и личность виновного. Назначая наказание, судья на практике проводит в жизнь принципы, на основе которых законодатель строил систему наказаний. Данные о личности осужденного необходимы для определения характера мер воспитательного воздействия, которые должны применяться к нему органами, исполняющими наказание. Тем самым значимость классификации наказаний заключается и в том, что она позволяет не только правильно
определить меру наказания, но и оказать воспитательное воздействие на осужденного.
Полагаем, что воспитание и принуждение играют важную роль не только в общей системе мер по борьбе с антиобщественными явлениями в обществе, но и в определении содержания наказания как средства в борьбе с преступностью. Их сочетание образует необходимую форму воздействия на субъекта, который нарушает права другого человека и правила мусульманского мира.
А.К. Назаров отмечает, что в Коране и хадисах немало трактатов по урегулированию уголовно-правовых отношений, а Коран в мусульманских странах является основным источником либо ссылкой для всех применяемых законов [1, с. 166-167].
Помимо светского законодательства, в арабских и других мусульманских странах люди должны соблюдать правила Корана. Священная книга оказывает влияние на мировоззрение людей, на культуру и веру в Бога. Кроме того, Коран способствует уменьшению количества преступлений. Сура аль-МАЙДА гласит: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения».
Что касается наказаний, то традиционными для мусульманского права являются следующие догмы: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый». «Душа
99
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Право
- за душу, глаз - за глаз, нос - за нос, ухо - за ухо, зуб - за зуб, а за раны - возмездие». «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз».
«Тех, которые обвиняют целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высекайте восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами» [2, с. 113-115, 350, 604].
По мнению А. Абдуль-Кадира, все наказания призваны обеспечить защиту: 1) религии; 2) жизни и здоровья; 3) собственности; 4) свободы слова [3, с. 609].
М. Абу-захра считает, что различные виды наказания в уголовном праве также, как законы, которые соответствуют Корану и Сунне, должны применяться для предотвращения коррупции и защиты общественных и частных интересов мусульман во всех странах [4, с. 142].
В результате совершения преступления индивид приносит вред не только личности, но и всему обществу, поэтому, в соответствии с положениями исламского уголовного права, преимущество отдается не правам индивида, а правам Аллаха. Вместе с тем в мусульманских странах потерпевший вправе простить виновного. В этом случае осужденный освобождается от точно определенного шариатом вида наказания, заменяемого более мягким видом.
Можно выделить следующие группы наказаний, которые характерны для правовой системы мусульманских государств:
Первая группа - это наказания, чётко определенные в Коране и Сунне: худуд, кисас, дийа и каффара. Среди этих наказаний можно выделить следующие виды:
- худуд (смерть или возмездие);
- забрасывание камнями до смерти;
- отсечение конечностей (руки и ноги);
- кисас (возмездие, месть глаз - за глаз, нос - за нос, ухо - за ухо, зуб за зуб);
- галд (бичевание);
- дийа (выкуп).
Вторая группа наказаний предусматривается светским законодательством (тазир). Они не закреплены в Коране и Сунне, а регламентированы в Уголовном кодексе. Так, ст. 38 УК ЙР содержит следующие виды наказания: тазир (смертная казнь), лишение свободы на определённый срок (тюремное заключение), обязательные работы, штраф, конфискация имущества, уршь (компенсация, возмещение). Это - основные виды наказания. К дополнительным наказаниям, которые связаны с лишением определённых прав и льгот, ст. 101 УК ЙР относит: лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной профессией, лишение права быть избранным или лишение права быть избирателем на выборах, лишение права быть директором или членом Совета директоров компании,
лишение права быть обязанным и без привилегий государства, лишение права быть посредником, либо поручителем или доверенным лицом, лишение права быть экспертом или свидетелем, запрет быть режиссером или редактором газеты, запрет быть директором школы, научного института или любой образовательной организации, запрет на ношение национальных или иностранных орденов, запрет на ношение огнестрельного оружия, лишение права продолжать заниматься профессией, лишение права иметь личные учреждения, запрет иностранцу жить в стране, дать обязательство не нарушать безопасность и приверженность к хорошему поведению [5, с. 16, 31-32].
Д.М. Тахами отмечает, что «виды наказаний, установленные Кораном и Сунной, являются вечными и неизменными», так как их можно применить в любое время, повсеместно и ко всем гражданам мусульманского государства (мусульманину и не мусульманину).
Он считает, также, что судья по своему усмотрению не имеет права изменять наказание за совершение преступления, которое требует применения наказания определенного вида. Главная задача суда - назначить справедливое наказание [6, с. 44-48, 200].
По нашему мнению, не все перечисленные выше наказания должны применяться ко всем осуждённым без исключения. Это касается, прежде всего, представителей других конфессий, совершивших преступление в мусульманском государстве. Религия не должна также нарушать прав и свободы человека. Важно отметить, что некоторые мусульманские учёные одобряют смертную казнь за отступничество от ислама. Данная норма предусмотрена в шариате и ст. 259 УК ЙР.
На наш взгляд, необходимо заменить этот вид наказания в случае раскаяния виновного штрафом или другим - более гуманным видом наказания.
Следует отметить, что, несмотря на наличие в законе, в судебной практике Республики Йемен, смертная казнь отступнику в настоящее время не применяется, реже применяется и наказание в виде отсечения конечностей. Считаем, что следует заменить отсечение конечностей, предусмотренное за кражу, на наказание в виде лишения свободы на определённый срок. Членовредительское наказание влечет инвалидность человека, а это отражается как на осужденном, так и на его семье, поскольку он не в силах её содержать должным образом. Это также негативно отражается на обстановке в обществе.
Целями наказания должны быть восстановление социальной спроведлевости, исправление осужденного и предупреждение прсеступлений. Наказания, оказывающие физическое воздействие на осужденного, по нашему мнению, могут быть назначены только за преступления против жизни и здоровья.
100
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Право
Литература:
1. Назаров А.К. Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права. - М.: Норма, 2012. - 240 с.
2. Кулиев Э., Субхи Т. Таджвид Коран перевод смыслов Корана / Сура, аль-Ма-идах (трапеза) № 5, аят (стихи) 33, 38, 45, С. 113-115. и сура Аль-Нур (свет) № 24, аят (стихи) 2, 4, С. 350. -Дамаск, 2О08. - 604 с.
3. Абдуль-Кадир А. Уголовное законодательство в исламе. В 2-х т. Т. 2. - Бейрут, 2010. - 818 с.
4. Абу-Захра М. Преступление и наказание в исламской юриспруденции. В 2-х т. Т. 2 - Каир, 1998. - 398 с.
5. Уголовный кодекс Йеменской республики - Сана, 1994. - 118 с.
6. Тахами Д.М. Характеристика наказания в исламском праве // Аль-басайр. - 2004. - № 32. -С. 45-48.
Classification of Punishments in Criminal Law of the Republic of Yemen
Al-Habsri Zain T.A.G.
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper dwells upon the significance ofpunishment in crime fighting, proportionality in sentencing and conformance to the requirements and conditions of modern epoch.
Key words: classification ofpunishments in criminal law of the Republic of Yemen, Koran, Hadith, surah: Al-Maidah, Al-Nur, hudud, qisas, diyah, kaffary, soul for soul, an eye for an eye, a nose for a nose, an ear for an ear, a tooth for a tooth.
101