Смогунов В.В., Вершинин Н.Н. , Авдонина Л.А.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
Все методы управления риском можно по природе происхождения классифицировать по следующим группам: информационные, технологические, организационно-экономические и экономические. Информационный метод
Наиболее важным из информационных методов управления риском является мониторинг. Он представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за объектом (источником реального или потенциального риска).
Основными задачами такого мониторинга являются: контроль качества объектов среды, выявление
основных источников риска, динамики развития факторов риска, прогнозирование последствий ситуаций. Это позволяет органам управления иметь информацию, необходимую для выполнения своих функций в области управления безопасностью и риском:
планирование мероприятий, направленных на снижение и предупреждение риска; проверка соблюдения норм и правил (стандартов) качества объектов;
введение соответствующих законодательных, руководящих нормативно-правовых документов; получение новых данных для проведения научных исследований.
Разработка компьютерных системных продуктов позволяет оперативно и заблаговременно осуществить управление факторами риска и прогнозирование последствий аварий на объекте, что дает возможность выбрать необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы. Программные комплексы выполнены в виде Windows-приложений, просты в эксплуатации и носят более прикладной характер, чем другие информационные методы управления безопасностью и риском.
Существенным недостатком компьютерных продуктов является то, что предприятия должны затрачивать на них значительные финансовые ресурсы. Самостоятельно составлять такие продукты они не в состоянии, так как для этого требуются квалифицированные специалисты - программисты. Пользование программными комплексами по управлению безопасностью и риском предусматривает также компьютеризацию предприятий, а на сегодняшний день на некоторых предприятиях таких возможностей нет. Составной частью мониторинга является прогнозирование, которое представлено в компьютерных системных продуктах.
Технологические методы
К технологическим методам управления безопасностью и риском относят автоматизированные системы управления безопасностью технологических процессов, высоконаучные экологически безопасные технологии и средства измерения и анализа. Наиболее значимым и прогрессирующим из всех методов являются автоматизированные системы управления безопасностью технологических процессов, которые нашли наиболее широкое применение на предприятиях химической промышленности.
Так, на химическом предприятии наряду с системой управления безопасностью технологических процессов (СУ) должны существовать система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ) и автоматические системы (средства) газового анализа состава атмосферы для определения загазованности рабочей зоны (СГА).
Достоинством комплекса систем управления безопасностью является оперативность, высокая достоверность и то, что с помощью него можно управлять как отдельными техническими процессами (установкой), так и целым предприятием.
Основные задачи, возлагаемые на системы управления безопасностью и риском, это: обеспечение нормального функционирования технического процесса; локализация аварийных ситуаций;
локализация аварийной загазованности помещений.
Первая задача связана с обеспечением нормального функционирования процесса, характеризуется соответствием (в допустимых пределах) режимных параметров заданным значениям, которые определяются обычно условиями оптимального ведения процесса.
В режиме нормального функционирования процесса, обеспечивающего систему управления (СУ), можно выделить три различных состояния:
собственно нормальное протекание процесса, когда все режимные параметры соответствуют заданным;
отклонения режимных параметров в сторону уменьшения опасности; отклонения режимных параметров в сторону увеличения опасности.
При этом все отклонения находятся в заданных пределах, обусловленных необходимой точностью их протекания. Эта задача решается в рамках теории автоматического управления и имеет собственную методологию синтеза соответствующего системного обеспечения.
Вторая задача обусловлена необходимостью локализации аварийных ситуаций, связанных с нарушением технологического процесса.
Третья задача - локализация аварийной загазованности помещений по параметрам пожаровзрыво- или токсобезопасности за счет интенсификации вентиляции, прекращения поступления вредных (горючих) веществ в виде газов (паров) в окружающую атмосферу.
Первую задачу решает система управления, вторую - система противоаварийной автоматической защиты и третью - система газового анализа. Каждая из программ должна иметь свое программно-методическое обеспечение, алгоритмы контроля и управления.
Такие признаки, как выход отдельных параметров за допустимые границы или выявление каких-то параметров, отсутствующих при нормальном ходе процесса, появление которых является предвестником возможных аварий, и будут информационными входами системы ПАЗ.
Надежность системы ПАЗ увеличивается также и за счет того, что она контролирует состояние небольшого количества параметров по независимым от системы управления каналам и обрабатывает информацию по более простому алгоритму. При появлении информации, которая специальным логическим устройством расшифровывается как предаварийная, система вырабатывает управляющее воздействие; оно должно вывести процесс из предаварийного состояния (например, уменьшение концентрации вещества путем разбавления, флегматизации среды или интенсивного охлаждения оборудования и т. д.) и по определенной программе провести его аварийный (экстренный) останов.
Система ПАЗ управляет при этом штатным органом или специальной быстродействующей аварийной арматурой. Повышенная надежность системы ПАЗ достигается значительным его упрощением, минимизацией каналов измерения и управления, независимостью по энергопитанию, жестким алгоритмом контроля и управления, а также резервированием основных элементов. Ответственность выполняемых функций и повышенные требования к надежности систем определяют необходимость ее тщательной экспериментальной отработки.
В случае если аварийная обстановка на химическом производстве возникает вне технологического процесса в объеме помещения или некоторого пространства, где размещается технологическое оборудование (2-й уровень защиты), а это может случиться в результате разгерметизации оборудования, трубопроводов, арматуры, утечек используемых горючих или токсичных веществ в атмосферу и создания токсо- или взрывоопасной концентрации веществ в воздухе, основные параметры процесса могут оставаться на заданном уровне и сигналов об аварийной ситуации в СУ и ПАЗ не последует. Для предупреждения такой аварии объект должен быть оснащен СГА среды производственных помещений. Такая система обеспечивает обнаружение утечки опасных продуктов и по смыслу является одним из информационных каналов системы ПАЗ.
В состав автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП) входит специализированная система, которой является система аварийного останова (САО).
Основной задачей САО является уменьшение вероятности возникновения аварийных ситуаций и экологического ущерба в случае аварий. Система аварийного останова, или система противоаварийной защиты (СПАЗ), выполняет автоматический останов всей установки, отдельных блоков или отдельного оборудования при инициировании останова специальными датчиками на установке либо оператором с панели ручного управления системой аварийного останова, или непосредственно на площадке. Прежде всего, обращается внимание на то, что необходимо обеспечение не только очень надежного останова в случае аварийных условий на установке, но и минимизации излишних остановов, вызванных неисправностью самой системы аварийного останова или полевых приборов, соединенных с ней, т. е. ложных срабатываний.
Система аварийного останова обеспечивает безопасность посредством управления запорной арматурой аварийного останова и системой сброса давления, а также согласованием действий с другими системами с целью отключения печей с огневым обогревом, компрессоров, насосов и других электродвигателей и блоков энергопитания.
Возникновение инцидентов на установках, распределение суммарного вклада основных причин в зависимости от этапа жизненного цикла САО представляется следующим образом: неправильное определение требований на этапе спецификаций - 44,1 %; ошибки при проведении инжиниринга - 14,7 %; монтаж и пуско-наладочные работы - 5,9 %; эксплуатационные системы - 14,7 %; внесение изменений после ввода в эксплуатацию - 20,6 %.
САО обеспечивает безопасность посредством управления запорной арматурой аварийного останова и системы сброса давления, а также согласовывает действия с другими системами с целью отключения печей, компрессоров и другого оборудования.
Третьим уровнем управления безопасностью является автоматизированная система управления предприятием (АСУП), однако в последние годы наметились тенденции объединения АСУП и АСУ ТП в единую интегрированную информационно-управляющую систему (ИИУС). Логическая схема ИИУС органично вытекает из идеологии клиент-сервер. Логический центр системы образуют мощные серверы - сервер баз данных и центральный коммутационный файловый сервер. Рабочие станции имеют возможность получать информацию как с локальных серверов, так и с центрального сервера баз данных.
Такая организация позволяет лицу, принимающему решения, оперативно осуществлять управляющие воздействия на объект на различных уровнях управления.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Административные методы управления безопасностью и риском подразделяются на правовые и контрольные.
К правовым методам относят:
1. Нормы права, закрепленные законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., фе-
деральными законами «О санитарно-гигиеническом благополучии населения»№ 52-ФЗ от 30.03.1999 г., «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 263 от 10.04.1999 г., «Об
охране атмосферного воздуха», «О мерах по улучшению условий и охраны труда» № 843 от 26.08.19 95 г., Постановлением Минтруда РФ № 12 от 14.03.1997 г. «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Стандарты - это количественные или качественные показатели объектов окружающей среды, имеющие юридическую значимость.
Работа по предупреждению аварийных ситуаций производства регламентируется различными категориями стандартов, к которым относятся ГОСТы, стандарты предприятия (СТП), санитарные нормы и правила (СанПиНы), строительные нормы и правила (СНиПы), государственные нормативы и др.
В 1997 г. был введен в действие стандарт - ГОСТ Р 12.1.0Б2-97 «ССБТ. Паспорт безопасности вещества (материала). Общие требования». Паспорт безопасности был включен в СУ стандартов безопасности труда (ССБТ), являющихся обязательным для исполнения на всей территории РФ. Основная цель стандарта - обеспечить потребителя данными для оценки риска вредного воздействия и обеспечения безопасности и охраны труда при производстве, транспортировке, хранении, использовании, размещении и утилизации отходов, а также для соответствия импортируемой продукции российским нормам.
3. Обязательное получение государственного разрешения на эксплуатацию машин, механизмов и другого оборудования, деятельность которых связана с повышенной опасностью. Общий порядок и условия применения технических устройств определены Правилами применения технических устройств (ст. 7 ФЗ «О промышленной безопасности»), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. № 1540. Госгортехнадзор РФ выдает разрешение на применение вида (типа) технического устройства. Технические устройства подлежат техническому обслуживанию организациями, имеющими лицензию Госгортехнадзора РФ.
4. Проведение экспертизы промышленной безопасности.
Экспертиза промышленной безопасности является одним из элементов регулирования промышленной безопасности. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 г. № 64.
Экспертиза включает в себя техническое диагностирование и проведение контроля оборудования, материалов и сооружений неразрушающими методами. Экспертиза может быть документирована и состоять из следующих этапов: предварительный; составление заявки, плана-графика, договора или других документов, устанавливающих условия проведения экспертизы; процесс экспертизы; выдача заключения экспертизы.
Срок экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведении необходимых испытаний.
Контрольные методы управления безопасностью и риском включают в себя:
1. Неразрушающий контроль (НК) - инструмент экспертизы промышленной безопасности, позволяющий определить состояние технических устройств, оценить срок их дальнейшей безопасной эксплуатации. Использование неразрушающего контроля в процессе изготовления, монтажа, строительства, ремонта и эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений позволяет предотвратить внеплановые остановки и аварии, что особенно важно для опасных производственных объектов, так как аварии на них наносят большой вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и приводят к значительному материальному ущербу.
В соответствии с современными требованиями основными элементами системы неразрушающего контроля являются: персонал; подразделения, лаборатории; методические документы; средства неразрушающего контроля.
2. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия объектов сертификации установленным требованиям. Сертификации подвергаются предприятия, производства по охране труда и продукция по показателям безопасности для здоровья человека (электробезопасность, пожаробезопасность, травмо-безопасность и др.).
Сертификации промышленных объектов по вопросам безопасности предшествует аттестация рабочих мест, которая проводится в соответствии с постановлением Минтруда РФ № 12 от 14.03.1997 г. «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Сертификацию проходят те промышленные объекты, на которых все рабочие места аттестованы, т. е.
имеют 1-й и 2-й классы условий труда.
Нормативными и правовыми актами, на соответствие которым проводится сертификация, могут быть
законодательные акты РФ, нормативно-технические документы, СанПиНы, СНиПы, стандарты и другие
акты.
3. Лицензирование рассматривается как функция государственного управления и как правовая мера обеспечения управления безопасностью и риском. Базовым законом в области лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В статье 6 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов СОПО» предусматривается обязательность лицензирования деятельности в области промышленной безопасности по всем этапам жизненного цикла ОПО.
При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию необходимо представить:
акт приемки ОПО в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;
декларацию безопасности ОПО;
договор страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на ОПО.
В случае аварии на ОПО, а также при выполнении требований «Методических указаний по организации и осуществлению лицензионной деятельности органов Госгортехнадзора РФ» РД-12-45-94, РД-10-4 994, а также ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 10.08.2001 г., ОПО, находящиеся на балансе организации, должны быть включены в государственный реестр в соответствии с РД-03-294-99 Госгортехнадзора России.
В перечень видов деятельности, на осуществление которой требуются лицензии, включены виды деятельности, потенциально опасные для окружающих и окружающей среды, включая деятельность, связанную с обращением с военной техникой; взрыво - пожароопасных, химически опасных производственных объектов; по переработке, хранению, транспортировке нефти, газа; по выполнению работ по активному воздействию на геофизические и гидрометеорологические процессы и явления в области гидрометеорологии; аудиторскую, космическую, по обращению с опасными отходами.
В соответствии со ст. 5 ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 г. № 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвердившее перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Лицензии на осуществление видов деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, выдают МПР РФ, Минтопэнерго РФ, Минтранс РФ, МЧС РФ, Госгортехнадзор РФ, Росавиакосмос, Госстрой РФ и другие органы.
4. Аудирование - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объектами аудирования являются: проектная и техническая документация, реализация которой может оказать воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду (в частности, оценка экологического риска проектируемых, планируемых к расширению, перевооружению и ликвидации предприятий); хозяйствующие объекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей среды (выполнение обязательных мер по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и снижению риска; аудирование состояния экологической безопасности объекта, его технологий и производства; аудирование инвестиционных и приватизационных программ и проектов развития предприятий, деятельность которых связана с экологическим риском); виды деятельности, связанные с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности (подтверждение экологической информации, включенной в Декларацию безопасности промышленного объекта, оценка вероятности экологических аварий).
Экономические стимулы (субсидии и дотации, льготные займы и кредиты и др.) как предупредительные экономические методы управления безопасностью и риском на сегодняшний день плохо разработаны из-за недостаточности законодательной и методологической базы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
К принудительным мерам наказания за нарушения природоохранного законодательства относятся штрафы и компенсационные выплаты за нанесенный ущерб, меры юридической ответственности и страхование.
Более подробно необходимо рассмотреть такой метод, как страхование.
Страхование выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения причиненных убытков (ущерба) предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам. Экономическая сущность страхования состоит в аккумулировании денежных средств в фондах страховых организаций или в специально создаваемых страховых фондах и в перераспределении их между третьими лицами для компенсации причиненных им убытков при наступлении страховых случаев. Страхование осуществляется в обязательной или добровольной формах. В страховании риска ответственности перед третьим лицом предусматривается определение категории ОПО по уровню опасности, определяемому на основании количественных характеристик, установленных приложением 1 к ФЗ «О промышленной безопасности ОПО». Определение категорий ведется региональной службой Госгортехнадзора, и эта информация учитывается при определении величины страховых тарифов.
Правовые основы страховой деятельности закреплены нормами гл. 18 Гражданского кодекса РФ, законодательством о страховой деятельности, Законом «О страховании» от 27.11.1992 г. № 4015-1, применяемым в редакции ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» от 31.12.1997 г. № 157-ФЗ.
Для современного предприятия целесообразно использование комплекса методов управления безопасностью и риском. Выбор этих методов диктуется спецификой предприятия, его экономическим положением, региональным размещением. Но более оперативными, высокоэффективными и востребованными на сегодняшний день являются информационные и экономические методы управления безопасностью и риском.
Литература
1. Вершинин Н.Н., Хурнова Л.М. Методологический подход к повышению безопасности техногенного и природного характера. Монография.- Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2004.- 140 с.