Научная статья на тему 'Классификация методов конституционного регулирования общественных отношений'

Классификация методов конституционного регулирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3310
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / METHODS CONSTITUTIONAL ADJUSTING / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИМПЕРАТИВНЫЙ МЕТОД / IMPERATIVE METHOD / ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД / NON-MANDATORY METHOD / ПООЩРЕНИЕ / ENCOURAGEMENT / ОГРАНИЧЕНИЕ / ПРИЗНАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ / НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / ARTICLE OF THE CONSTITUTIONAL ADJUSTING / LIMITATION / CONFESSION / ESTABLISHMENT / NORMS OF CONSTITUTIONAL RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Р.Г.

В данной статье автором освещаются актуальные вопросы, связанные с поиском истины в вопросах деления методов конституционного регулирования в современный период развития Российской Федерации. Анализируя различные классификации методов конституционного регулирования, автор отмечает, что они не отражают изменение содержания конституционного регулирования, расширение сферы их использования применительно к тем видам общественных отношений, которые ранее не являлись частью предмета конституционного регулирования. По его мнению, современную классификацию методов конституционного регулирования можно представить в виде сохранения классической модели деления на императивный и диспозитивный методы конституционного регулирования с дополнением существующей классификации методами поощрения, ограничения, признания и учреждения. Выделение этих методов основано на принадлежности средств и способов к отдельным видам новых норм конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of methods of constitutional regulation of social relations

In this article an author the pressing questions related to the search of truth in questions by the division of methods of the constitutional adjusting in a modern period of development of Russian Federation are illuminated. Analysing different classifications of methods of the constitutional adjusting, an author marks that they do not reflect the change of maintenance of the constitutional adjusting, expansion of sphere of their use as it applies to those types of public relations that before were not part of the article of the constitutional adjusting. According to his opinion, modern classification of methods of the constitutional adjusting can be presented as maintenance of classic model of dividing by imperative and non-mandatory methods of the constitutional adjusting with addition of existent classification the methods of encouragement, limitation, confession, and establishment. The selection of these methods is based on belonging of facilities and methods to the separate types of new norms of constitutional right.

Текст научной работы на тему «Классификация методов конституционного регулирования общественных отношений»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. - С. 60-71.

УДК 342.41

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нурмагамбетов Р. Г.

Костанайский филиал ФГБОУ ВО « Челябинский государственный университет»

В данной статье автором освещаются актуальные вопросы, связанные с поиском истины в вопросах деления методов конституционного регулирования в современный период развития Российской Федерации. Анализируя различные классификации методов конституционного регулирования, автор отмечает, что они не отражают изменение содержания конституционного регулирования, расширение сферы их использования применительно к тем видам общественных отношений, которые ранее не являлись частью предмета конституционного регулирования. По его мнению, современную классификацию методов конституционного регулирования можно представить в виде сохранения классической модели деления на императивный и диспозитивный методы конституционного регулирования с дополнением существующей классификации методами поощрения, ограничения, признания и учреждения. Выделение этих методов основано на принадлежности средств и способов к отдельным видам новых норм конституционного права.

Ключевые слова: методы конституционного регулирования, общественные отношения, предмет конституционного регулирования, императивный метод, диспозитивный метод, поощрение, ограничение, признание, учреждение, нормы конституционного права.

В современный период поэтапной трансформации конституционного законодательства Российской Федерации, связанного с реформированием многих жизненно важных сфер общества и государства, вопрос о методах конституционного регулирования как никогда получает свою актуализацию. В настоящее время на высоком государственном уровне признается необходимость выработки адекватного времени набора средств, приемов и способов, соответствующих эволюционному развитию государства.

С теоретической точки зрения характеристика вопросов, связанных с уяснением смысла методов конституционного регулирования, затрагивает необходимость разрешения вопроса их классификации. Это обстоятельство породило разнообразие мнений по вопросу определения их видов (выделяется от трех до шести видов методов).

Опираясь на мнениях ученых-теоретиков конституционного права, под методом конституционного регулирования необходимо понимать основанный на нормах действенный конституционный инструмент, состоящий из совокупности способов, средств и приемов конституционного регулирования, посредством которых оказывается воздействие на поведение участников конституционных отношений с целью их упорядочения, охраны и развития.

К числу видов метода конституционного регулирования можно отнести запретительные, дозволительные, ограничительные, учредительные, поощрительные средства (способы) конституционного регулирования. В системе

60

приемов конституционного регулирования, участвующих в воздействии на общественные отношения, можно выделить приемы, которые обозначили в своей работе А. И. Казанник и А. Н. Костюков, - это приемы определения субъективного состава конституционных норм, совокупности юридических фактов, необходимых для приведения конституционных норм в действие, формулирования субъективных прав и юридических обязанностей, установления мер государственного принуждения для их обеспечения и защиты общественных отношений [1, с. 19]. Их разнообразные виды составляют основу методов конституционного регулирования, содержание которых за прошедший период претерпело значительные изменения.

Безусловно, конституционным правом используется не один метод, их можно классифицировать по разным основаниям. Применительно к правовой материи практически единодушно ученые высказываются относительно выделения императивного и диспозитивного методов конституционного регулирования, которые отличаются по характеру и содержанию воздействия на общественные отношения. Данная классическая конструкция методов конституционного регулирования имеет свою логику, научное значение и ученых, поддерживающих ее в своих трудах. Охарактеризуем особенности данных видов методов.

Анализ норм Конституции РФ показывает, что преобладающим методом является метод властных предписаний - субординации. Императивный метод конституционного регулирования в своей основе исключает наличие принципа равенства во взаимоотношениях «государство - общество - личность». Его особенностью является то, что в нем преобладает принцип четкого определения полномочий, который позволяет путем оказания воздействия на субъектов добиваться от них совершения юридически значимых, допустимых нормами Конституции РФ действий. Так, по мнению Б. С. Эбзеева, «в регулируемых конституционным правом общественных отношениях часто проявляется известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект государственной власти. Этот субъект действует так потому, что он выступает от имени государства и выражает публичный интерес» [2, с. 16].

Императивные начала находят свое выражение в использовании конституционного приема формулирования субъективных прав и юридических обязанностей, установления мер государственного принуждения для их обеспечения и защиты общественных отношений. Действие этого приема проявляется в регулировании общественных отношений, связанных с порядком формирования органов государства, установления неприкасаемого порядка предоставления прав, свобод и наложение обязанностей на граждан и других субъектов конституционных правоотношений. Происходит этот процесс в форме таких способов конституционного регулирования, как конституционные запреты, обязанности, предписания. Они закреплены в положениях глав 1-9 Конституции РФ.

К их числу относятся нормы Конституции РФ, регулирующие отношения в сфере организации органов государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, установления равноправия и самоопределения народов, порядка выборов Президента РФ, членов Правительства РФ, депутатов

61

Федерального Собрания РФ, судей, органов местного самоуправления. Данные нормы носят категоричный характер и не подлежат изменению. В ч. 4 ст. 111 Конституции РФ установлен не подлежащий изменению порядок роспуска Президентом РФ Государственной Думы РФ, в ч. 3. ст. 117 - порядок выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, в ч. 1 ст. 121, 122 Конституции РФ - принцип несменяемости судей, их независимость, в ст. 130-132 Конституции - порядок осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

Так, к примеру, в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ указывается, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Содержание ряда императивных методов выражено косвенно, т. е. вытекает из смысла конституционных норм. В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ указывается, что «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Общим, что объединяет вышеперечисленные конституционные нормы, характеризующие императивный метод, является то, что он, закрепляя конституционно-правовой порядок функционирования органов государства, личности, не оставляет субъекту правоотношений свободы выбора поведения, а повелевает ему в определенной ситуации поступать в соответствии с правилом поведения, закрепленным в норме Конституции и никак иначе.

Осуществление конституционных обязанностей государством в различных сферах также является специфической формой проявления императивного метода конституционного регулирования. С их помощью устанавливается обязанность субъекту совершать активные действия. В Конституции РФ содержатся различные их виды - обязанность обеспечения верховенства Конституции РФ над иными актами законодательства, защиты Конституции РФ, обеспечение реализации конституционных положений, касающихся прав и обязанностей граждан в определенной сфере общественных отношений, а значит, касающихся конкретной государственно-правовой функции.

Императивный метод конституционного регулирования может выражаться и в форме конституционного предписания. Практика действия Конституции РФ показывает, что с помощью конституционных предписаний регулируются общественные отношения, связанные с организацией деятельности разнообразных органов государства и должностных лиц. В отличие от конституционных запретов и обязанностей, конституционное предписание принуждает субъектов совершать активные действия, предписанные нормами Конституции РФ. Эти действия должны быть совершены лишь в той форме, которая определена в гипотезе и диспозиции конституционного правила. Способ конституционного предписания направлен на установление неприкасаемых правил, определяющих конституционный статус органов государства, должностных лиц, круг полномочий, порядок взаимоотношения между органами государственной власти, а также закрепление поручений органам государства на совершение определенного вида юридических действий. К примеру, в главах с 4 по 8 Конституции РФ конституционными предписаниями регулируются общественные отношения, направленные на закрепление конституционно-правовой природы деятельности таких органов государственной власти, как Президент РФ, Федеральное Собрание

62

РФ, Правительство РФ, Судебная власть и Прокуратура РФ а также органы местного самоуправления. Так, в ст. 80 содержатся нормы, характеризующие особое положение Президента РФ в системе разделения властей как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, защиты суверенитета, независимости и государственной целостности необходимого согласованного баланса функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

В статьях 86 и 87 Конституции РФ закрепляется особый круг полномочий, связанный с осуществлением Президентом РФ руководства внешней политикой, ведением им переговоров и подписанием международных договоров и ратификационных грамот, принятием верительных и отзывных грамот, аккредитуемых при нем дипломатических представителей, командованием вооруженными силами Российской Федерации, в случае агрессии или угрозы -введением на территории государства или отдельных ее местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе РФ.

Похожие по общенормативной конституционной ориентации предписания содержатся в статьях 94, 95, 102, 103 Конституции РФ (регламентирующие деятельность и полномочия Федерального Собрания РФ), ст. 110, 144 Конституции РФ (определяющих конституционную природу и полномочия Правительства РФ), ст. 118, 125, 130 Конституции РФ (учреждающих незыблемые положения о судебной системе и природе местного самоуправления в РФ, а также органов государственной власти, не входящих в систему разделения властей).

К видам конституционных предписаний императивного метода конституционного регулирования, закрепляющих поручения органам государства на совершение определенного вида юридических действий, можно отнести предписания, регулирующие отношения, направленные на выделение средств, принятие должностным лицом управленческого решения, назначения или освобождение от должности и т. д. В нормах Конституции РФ таких положений содержится достаточное количество. В основном они находятся в главах Конституции РФ, которые посвящены регламентации деятельности определяющих конституционный статус органов государства и должностных лиц.

Практика действия норм Конституции РФ показывает, что налицо преобладание императивного метода конституционного регулирования, основанного на принципе: «запрещено все, что не разрешено законом». Такое положение можно объяснить конституционной природой развития современного российского государства, ведущей ролью Президента РФ в системе разделения властей, сохранением элементов советской модели конституционного регулирования. «Фактически действующая Конституция России являет собой тот идеальный случай, - отмечает С. М. Шахрай, - который пока безуспешно ищут наши коллеги на Западе. Наша Конституция имеет уникальный дизайн, благодаря которому она стала инструментом, способным не только примирить конфликтующие силы, но и дать обществу импульс для нового развития» [3, с. 147].

Помимо императивного метода в конституционном регулировании широко используется и метод диспозитивный. В диспозитивном методе конституционного регулирования преобладает прием определения субъективного состава

63

конституционных норм и конституционный способ - дозволение. В системе конституционных дозволений можно выделить два их вида - конституционное прямое дозволение и альтернативное дозволение. Конституционное прямое дозволение характеризуется тем, что с его помощью закрепляется право выбора субъектом единственно возможного варианта поведения. Очень часто данный вид конституционных дозволений связан с регулированием общественных отношений, определяющих порядок реализации полномочий разнообразных органов государственной власти. Степень свободы выбора поведения, сфера осуществления предоставленных им возможностей (осуществления государственных функций) строго определены конституционными пределами. Органам государственной власти дозволяется действовать свободно только в рамках предусмотренных им полномочий. Выходить за установленные конституционными нормами пределы субъекты в лице органов государственной власти и должностных лиц не имеют право. В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 92 Конституции, где устанавливается дозволение Президенту РФ, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, он имеет право делегировать их временно Председателю Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. В ч. 3 ст. 66 Конституции РФ содержится норма, дозволяющая законодательным и исполнительным органам автономной области, автономного округа участвовать в принятии федерального закона об автономной области, автономном округе.

В процессе осуществление конституционного регулирования в качестве конституционного средства воздействия часто используется альтернативное конституционное дозволение. Особенностью альтернативного дозволения является предоставление права субъектам совершать действия либо воздержаться от их совершения, т. е. возможности самостоятельного выбора поведения в отдельных ситуациях при реализации конституционных норм. Несмотря на то, что данный вид конституционных дозволений, характеризующих диспозитивный метод, часто встречается в гражданском праве, в конституционном праве его наличие обусловлено регулированием отношений, связанных с обеспечением реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечением их гарантиями государства. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция усиления роли государства в обеспечении действенности закрепленных в Конституции прав и свобод. Как отмечает А. Л.Миронов, действие метода заключается и в том, что «субъектам предоставляются права на собственные активные действия, обусловленные необходимостью согласования воли» [4, с. 88]. С помощью данного метода государство предоставляет право человеку свободно выбрать, основываясь на своем собственном желании наиболее приемлемый порой альтернативный для него вариант поведения. Таких конституционных норм в Конституции РФ содержится предостаточно. Так в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ содержится конституционное дозволение, связанное с закреплением за гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Анализируя содержание данной нормы, отметим, что в Российской

64

Федерации, как и, например, в других странах (Северной Корее), никто не принуждает участвовать в реализации данной нормы. Они самостоятельно должны сделать выбор: принимать участие в избирательном процессе или нет, выражать свою политическую волю в качестве избирателя или нет.

Сегодня два имеющихся метода конституционного регулирования -диспозитивный и императивный представляют собой теоретически обоснованную в трудах теоретиков права конструкцию. При этом нельзя не признать изменение их содержания, расширение сферы их использования применительно к тем видам общественных отношений, которые ранее не являлись частью предмета конституционного регулирования. Несмотря на то, что в регулировании общественных отношений преобладает императивный метод конституционного регулирования, безусловно, сегодня требуется проведение работы по разработке классификации, которая расширяла бы существующий набор методов конституционного регулирования. Реалии функционирования государства показывают увеличение средств и способов конституционного регулирования. Это обусловлено сложностью и разнообразным содержанием конституционных правоотношений, нуждающихся в регулировании. Сложившаяся ситуация предполагает поиск оптимальных отвечающих времени классификаций методов конституционного регулирования, которые бы отражали реальное состояние процесса конституционного регулирования. Так, для конституционного права характерно применение одновременно запретительных, ограничительных, дозволительных средств и способов конституционного регулирования. Их использование направлено на обозначение новой модели поведения субъектов конституционных правоотношений.

Наряду с общепризнанным делением методов конституционного регулирования можно выделить наличие иных классификаций методов конституционного регулирования. Их существование в системе научных знаний обусловлено объективной причиной, связанной с включением в Конституцию РФ новых глав. Это обусловило государственное вмешательство в такие новые сферы общественных отношений: экономика, избирательное право и т. д.

К одной из таких классификаций можно отнести классификацию, предлагаемую В. Е. Усановым и С. В. Хмелевским. В частности, приняв за критерий зависимость конституционного регулирования от характера содержащихся в них предписаний, к видам методов конституционного регулирования они относят: управомочивающий метод, методы обязывания, дозволения и запрещения [5, с. 35].

В контексте характеристики видов методов конституционного регулирования интересны и классификации, предлагаемые М. Ф. Маликовым и В. А. Страшуном. М. Ф. Маликов, характеризуя конституционное регулирование, к видам методов относит метод координации, директивный, диспозитивный и учредительный методы [6, с. 35].

B. А. Страшун разделяет методы конституционного регулирования на метод субординации и координации, указывает на то, что метод координации в конституционном праве встречается реже [7, с. 12-13].

C. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев предлагают разделять методы на методы императивного регулирования и общих предписаний. К их разновидностям они относят методы правового запрета, метод дозволения и метод общих предписаний [8, с. 6].

С. А. Шмакова указывает на преобладание такого метода конституционного регулирования, как предписание [9, с. 55]. Б. С. Эбзеев выделяет такой метод конституционного регулирования: метод констатации сложившегося порядка

65

отношений, системы государственных органов, обусловленный учредительными свойствами основного закона [10, с. 124]. В. В. Лазарев пишет о наличии таких методов конституционного регулирования: установление прав и возложение обязанностей и ответственности как методов конституционного регулирования [11, с. 15]. Профессор В. А. Лебедев выделяет в конституционном праве два метода конституционного регулирования - метод общего и детального нормирования [12, с. 38].

Г. С. Сапаргалиев, наряду с другими методами конституционного регулирования, обозначает такой метод, как признание, используемый, по мнению автора, в основном, для признания прав и свобод человека; метод обязывания, метод запрещения; метод дозволения и метод признания[13, с. 5]. О. Е. Кутафин разделял методы конституционного регулирования на три вида: предписание, запрет и дозволение [14, с. 38]. А. Н. Круглов пишет, что в конституционном праве преобладает метод общего регулирования, который создает основы для более детального регулирования отношений в отраслевом и специальном законодательстве[15, с. 38]. В. Е. Чиркин в своей монографии отводит отдельное место классификации методов конституционного регулирования. Он предлагает разделять методы конституционного регулирования на императивные методы управомочения, субординации, запреты, обязывания, запрещения, диспозитивные методы, методы координации, согласования и репрессивные методы [16, с. 28].

Кокотов А. Н. предлагает выделение двух видов методов конституционного регулирования - метод общего нормирования и метод детальной регламентации с разнообразным использованием средств [17, с. 4]. Подобной точки зрения придерживается и Е. М. Ковешников, добавляя к этой классификации методы подробного и исчерпывающего регулирования [18, с. 7].

На существование нормоустановительного метода конституционного регулирования указывает Ю. А. Щетинин [19, с. 139]. О методе императивно-властного воздействия и его особенностях пишет В. О. Лучин [20, с. 11]. Н. В. Витрук классифицирует методы конституционного регулирования на методы убеждения, поощрения и принуждения, выделяя в их системе такие способы, как дозволительные предписания, запрещающие и обязывающие предписания [21, с. 24].

Каждый из вышеперечисленных авторами разновидностей методов отличается своеобразием, так как связан с регулированием тех общественных отношений, которые составляют специфику предмета конституционного регулирования. Общее, что объединяет позиции авторов относительно выделения методов субординации и координации, императивного регулирования и общих предписаний, убеждения, принуждения и поощрения, предписания, стимулирования, дозволения, запретов и обязанностей, координации и субординации, - это цель, направленная на упорядочение общественных отношений. Они характеризуют грани разнообразных средств воздействия на общественные отношения. Несмотря на наличие разнообразных классификаций видов методов конституционного регулирования, в своей сущности их деление осталось неизменным. Оно включает схожий с советским периодом комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения.

Предлагается существующую классификацию дополнить методами поощрения, ограничения, признания, и учреждения. Выделение этих методов основано на принадлежности средств и способов к отдельным видам новых норм конституционного права. При этом важным является дифференциация существующих средств и способов конституционного регулирования по принадлежности к отдельно взятому методу - императивному: запреты, обязывания,

66

предписания; диспозитивному: дозволения; поощрительному: поощрения; ограничительному: ограничения. Такой подход позволит предметно собрать воедино выделяемый авторами специфический набор инструментария, при помощи которого осуществляется конституционное воздействие, его принадлежность к методу. Охарактеризуем виды методов конституционного регулирования.

Первым методом конституционного регулирования, в добавлении которого нуждается сложившая классификация, является учредительный метод. Предназначение учредительного метода заключается в том, что с его помощью осуществляется первичное конституционное воздействие на общественные отношения. В содержании этого метода можно выделить конституционные приемы определения субъективного состава норм Конституции РФ, а также способы -общее установление и конституционное закрепление.

Действие способа общего конституционного установления направлено регулирование исходных положений Конституции РФ определяющих конституционную природу органов государственной власти и местного самоуправления. «Посредством конституционно-правовой формы регулирования общественных отношений государство закрепляет основы конституционного строя страны, основы правового статуса личности, основы правового положения органов государства и местного самоуправления и обеспечивает охрану этих важнейших устоев и институтов государственного и общественного устройства», - отмечает в своей работе В. Г. Стрекозов [22, с. 61].

В частности, вышеуказанным способом обеспечивается конституционный порядок обеспечения разнообразных конституционных норм, определяется положение индивидуальных и коллективных субъектов, устанавливается конституционная система органов государственной власти и должностных лиц, общий конституционный порядок их функционирования, порядок взаимодействия в системе разделения властей, виды издаваемых ими актов. Так учреждая в ст. 10 Конституции РФ конституционную систему органов государственной власти и их деление на законодательные, исполнительные и судебные органы, функционирование, действие учредительного метода направлено на определение состава органов государственной власти действующей системы разделения властей в Российской Федерации.

Способ конституционного закрепления направлен на регулирование отношений, связанных с конкретизацией конституционных норм, составляющих основы институтов конституционного права. Воздействуя на определенную группу общественных отношений, его действие нацелено на формирование конституционной основы регулирования разнообразных видов общественных отношений. Так, например, конституционными нормами ч. 1 ст. 6 Конституции РФ закрепляются незыблемые для государства положения, составляющие основу института гражданства. В данной норме содержится прямое указание на то, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Оказывая регулирующее воздействие на сознание и волю граждан, он устанавливает единые равные для всех правила приобретения гражданства. Этим обеспечивается незыблемость, безопасность государства, его территориальная целостность и правовой характер, исключается дискриминация граждан, желающих стать гражданином либо утратить гражданство по признакам национальной, расовой, религиозной и иной принадлежности.

В классификации методов конституционного регулирования поощрительному методу отводится не менее важная роль, чем другим методам. Конституционное поощрение является важным действенным позитивным инструментом

67

конституционного регулирования, основанного на побуждении субъектов к совершению разнообразных активных действий, которые признаются государством и обществом социально полезными. В отличие от других методов конституционного регулирования, в частности императивного метода, действие метода поощрения преследует цель не установить запрет или обязанность на осуществление каких-либо конкретных действий под угрозой наказания, а побудить субъекта совершить благо, добросовестно выполнить наложенные обязанности, определенные конституционными нормами, нести юридическую ответственность за правонарушения. Субъекты при этом имеют право добровольно выбирать траекторию своего поведения в пользу тех благ, которые они могут получить. Совершение этого поведения является не обязательным, но желательным для общества и государства. При этом в действии конституционного поощрения полностью исключается наличие контроля со стороны государства действий субъекта. Ему предоставляется широкая (по сравнению с воздействием других конституционных регуляторов) свобода поведения, основанная на мотивировании проявления социально-полезного позитивного правомерного поведения. Основываясь на вышесказанной мысли, конституционное поощрение необходимо характеризовать как особый неприсущий инструментарию конституционного регулирования вид методов, направленный на побуждение субъектов к действиям, а не к навязыванию конституционной траектории их совершения вопреки воле и их желанию.

В ст. 89 Конституции РФ содержатся во многом подтверждающие эту мысль нормы: предоставление Президентом РФ гражданства лицам, имеющим особые государственные заслуги перед Российской Федерацией, осуществление действий по учету заслуг лиц, получающих от имени Президента РФ государственные награды, почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, помилования лиц, осужденных за совершение правонарушений, которые внутренне осознали свою вину. Осуществление вышеуказанных действий служит примером для разнообразных субъектов добровольно совершать такие правомерные поступки, которые в будущем позволят ему получать закрепленные в нормах Конституции РФ социальные блага.

Возможно в классификации методов конституционного регулирования и выделение такого его вида, как ограничение. Особенность этого метода проявляется в том, что с помощью входящих в его содержание средств и способов устанавливаются допустимые границы поведения разнообразным видам субъектов, в пределах которых они должны действовать. В своей сущности наличие этих границ направлено на сдерживание осуществления субъектами неправомерного поведения, идущего в разрез содержания конституционных норм, защиту и охрану общественных отношений, представляющих ценность для государства и общества. В Российской Федерации метод конституционного ограничения активно применяется при регулировании общественных отношений в сфере прав и свобод человека и гражданина. Анализ содержание конституционных норм показывает, что в ней содержится разнообразное количество ограничений. Они закреплены в ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 15, ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 2 и ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 56 Конституции РФ. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вышеуказанные конституционные ограничения, сформулированные по принципу «что не разрешено, то запрещено», направлены на установление баланса между

68

императивным и диспозитивным регулированием. Они выполняют важную регулятивную роль, связанную с нахождением благоприятного для государства и общества варианта поведения в тех сферах конституционного регулирования, в которых иного варианта не предусмотрено.

В системе методов конституционного регулирования применяется еще один метод - это метод признания. Сущность этого метода проявляется в том, что его действие основывается на использовании такого способа конституционного регулирования, как конституционное признание. Его правовая природа проявляется в признании Российской Федерацией определенного круга прав и свобод человека и гражданина. Так в ст. 2 Конституции РФ государство признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ч. 2 ст. 8 и ст. 12, ст. 13 Конституции РФ государство признает за собой обязанность защищать равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечить реализацию принципа идеологического, политического многообразия и плюрализма, гарантировать местное самоуправление. С помощью конституционного признания регулируются общественные отношения, связанные с реализацией прав и свобод человека и гражданина. В ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право человека на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Одним из методов конституционного регулирования является метод принуждения. Его сущность проявляется в применении и наложении определенного круга принудительных мер в отношении субъектов конституционных правоотношений с целью охраны и защиты конституционных ценностей, провозглашенных в нормах Конституции РФ.

Используя такой способ конституционного регулирования, как конституционное принуждение, регламентируются общественные отношения в сфере осуществления Президентом РФ действий, регламентированных ч. 3 и 4 ст. 111 Конституции РФ (порядок утверждения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой РФ), ч. 3 ст. 107 Конституции РФ (отклонения проекта федерального закона), ст. 117 Конституции РФ (направленных на отмену актов Правительства РФ). В данных конституционных нормах содержится детальный организационно-правовой порядок регулирования общественных отношений в части взаимодействия Президента РФ с исполнительными и законодательными органами государственной власти, а также конституционный алгоритм действий Президента РФ в случае нарушения этого порядка. Президент РФ согласно установленному порядку имеет возможность воспользоваться конституционным правом по преодолению несогласия с проводимой им политикой и принудить органы государственной власти поступить определенным образом.

Таким образом, в общем виде современную классификацию методов конституционного регулирования можно представить в виде сохранения классической модели деления на императивный и диспозитивный методы конституционного регулирования с присущими им специфическими средствами и теоретически обоснованными способами с добавлением к этой классификации методов поощрения, ограничения, признания, и учреждения. Выделение этих методов основано на принадлежности средств и способов к отдельным видам новых норм конституционного права.

Список литературы

69

1. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право: Университетский курс. В 2-х т. Т.1. М., 2015.

2. Конституционное право России: учебник / под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

3. Лекция руководителя Аппарата Счетной палаты Российской Федерации С. М. Шахрая. Ответы на вопросы // Российская Конституция: первые 20 лет: Цикл лекций в Государственной Думе. 18 марта -22 апреля 2013 года. М.: Издание Государственной Думы, 2013. С. 147-173.

4. Миронов А. Л. Методы конституционно-правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 5. C. 88-90.

5. Усанов В. Е. Конституционное (государственное) право РФ: учебник. М., 2003.

6. Маликов М. Ф. Современные проблемы конституционного права Российской Федерации. Курс лекций. Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2007.

7. Конституционное право зарубежных стран: В 4-х томах. Т.1-2.Часть общая: учебник / Отв. ред. В. А. Страшун. М., 2000.

8. Васильев С. В. Конституционное право России: учебник / С. В. Васильев, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. М., 2010.

9. Шмакова С. А. Конституционные принципы регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2006. №2(29).

10. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

11. Конституционное право: учебник / Отв. ред. В. В. Лазарева. М., 1999.

12. Лебедев В. А. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / В.А. Лебедев: в 2-х ч. Ч. 1.Челябинск, 2012.

13. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. 3-е изд., с доп. Алматы, 2007.

14. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001.

15. Круглов А. Н. Конституционное право Российской Федерации. Норильск, 2010.

16. Чиркин В. Е. Конституция: российская модель. М., 2004.

17. Кокотов А. Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. пособие. М., 2008.

18. Ковешников Е. М. Российское конституционное право. М., 2002. С. 7.

19. Щетинин Б. В. О понятии предмета государственного права // Правоведение. 1963. № 2. С. 139.

20. Конституционное право зарубежных стран: учебник / ред.: В. О. Лучин, ред.: Г.А. Василевич, ред.: А. С. Прудников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

21. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Российская академия правосудия / Под общ. ред. Н. В. Витрука. М.: Норма, 2010.

22. Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник для СПО. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2017.

Nurmagambetov R. Classification of methods of constitutional regulation of social relations //

Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. - Р. 60-71.

In this article an author the pressing questions related to the search of truth in questions by the division of methods of the constitutional adjusting in a modern period of development of Russian Federation are illuminated. Analysing different classifications of methods of the constitutional adjusting, an author marks that they do not reflect the change of maintenance of the constitutional adjusting, expansion of sphere of their use as it applies to those types of public relations that before were not part of the article of the constitutional adjusting. According to his opinion, modern classification of methods of the constitutional adjusting can be presented as maintenance of classic model of dividing by imperative and non-mandatory methods of the constitutional adjusting with addition of existent classification the methods of encouragement, limitation, confession, and establishment. The selection of these methods is based on belonging of facilities and methods to the separate types of new norms of constitutional right.

Keywords: methods constitutional adjusting, public relations, article of the constitutional adjusting, imperative method, non-mandatory method, encouragement, limitation, confession, establishment, norms of constitutional right.

Spisok literaturyi:

1. Kazannik A. I. Kostyukov A. N. Konstitutsionnoe pravo: Universitetskiy kurs. V 2-h t.T.1. M., 2015

2. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik / pod red. B. S. Ebzeeva, A. S. Prudnikova, V.I. Avseenko.4-e izd., pere-rab. i dop. M., 2010.

3. Lektsiya rukovoditelya Apparata Schetnoy palatyi Rossiyskoy Federatsii S.M. Shahraya. Otvetyi na voprosyi // Rossiyskaya Konstitutsiya: pervyie 20 let: Tsikl lektsiy v Gosudarstvennoy Dume. 18 marta - 22 aprelya 2013 goda. M.: Izdanie Gosudarstvennoy Dumyi, 2013. S. 147-173.

4. Mironov A. L. Metodyi konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya//Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. №5. C.88-90

70

Нурмагам6етоe P. r.

5. Usanov V. E. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo RF: uchebnik. M.,2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Malikov M. F. Sovremennyie problemyi konstitutsionnogo prava Rossiyskoy Federatsii. Kurs lektsiy. Ufa: Dizayn Poligraf Servis, 2007.

7. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnyih stran: V 4-h tomah. T.1-2.Chast obschaya: uchebnik / Otv. red. V. A. Strashun. M.,2000.

8. Vasilev S. V. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik / S. V. Vasilev, V. A. Vinogradov, V. D. Mazaev. M.,2010.

9. Shmakova S. A. Konstitutsionnyie printsipyi regulirovaniya mezhbyudzhetnyih otnosheniy v Rossiyskoy Federatsii // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. 2006. №2(29).

10. Ebzeev B. S. Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitutsionnom stroe Rossiyskoy Federatsii: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2013.

11. Konstitutsionnoe pravo: uchebnik / Otv. red. V.V. Lazareva. M.,1999.

12. Lebedev V. A. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: kurs lektsiy / V.A. Lebedev: v 2-h ch. Ch.1.Chelyabinsk, 2012.

13. Sapargaliev G. S. Konstitutsionnoe pravo Respubliki Kazahstan: Akademicheskiy kurs.3-e izd.,s dop. Almatyi, 2007.

14. Kutafin O. E. Predmet konstitutsionnogo prava. M., 2001.

15. Kruglov A. N. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii.Norilsk, 2010.

16. Chirkin V. E. Konstitutsiya: Rossiyskaya model. M.,2 004.

17. Kokotov A. N. Konstitutsionnoe pravo Rossii. Kurs lektsiy: ucheb.posobie. M., 2008.

18. Koveshnikov E. M. Rossiyskoe konstitutsionnoe pravo. M., 2002.S.7.

19. Schetinin B. V. O ponyatii predmeta gosudarstvennogo prava // Pravovedenie. 1963. № 2. S. 139.

20. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnyih stran: uchebnik / red.: V.O. Luchin, red.: G.A. Vasilevich, red.: A.S. Prudnikov. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2015.

21. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: Uchebnik / Rossiyskaya akademiya pravosudiya / Pod obsch. red. N.V. Vitruka. M.: Norma: INFRA-M, 2010.

22. Strekozov V. G. Konstitutsionnoe pravo: uchebnik dlya SPO. 6-e izd., pererab. i dop. M., 2017.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.