Научная статья на тему 'Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения'

Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / SELF-DETERMINATION / METHODOLOGICAL APPROACH / DEFINITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович, Смолина Ирина Юрьевна

В статье дается классификация, и рассматриваются методологические подходы, используемые для определения понятия «самоопределение», которые применяются в современных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches Classification to the Definition of Self-Determination

The article deals with the methodological approaches to the definition of self-determination, which are used in the present-day research. The author also provides classification of the above-mentioned approaches.

Текст научной работы на тему «Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения»

УДК 77 ББК Ч488/489

Солдатченко Александр Леонидович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Смолина Ирина Юрьевна ассистент кафедры иностранных языков № 2,

Магнитогорский государственный технический университет

г. Магнитогорск Soldatchenko Aleksandr Leonidovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Foreign Languages Magnitogorsk State University Magnitogorsk Smolina Irina Yuryevna Assistant Lecturer Chair of Foreign Languages Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk

Классификация методологических подходов к дефиниции

самоопределения Methodological Approaches Classification to the Definition of SelfDetermination

В статье дается классификация, и рассматриваются методологические подходы, используемые для определения понятия «самоопределение», которые применяются в современных исследованиях.

The article deals with the methodological approaches to the definition of selfdetermination, which are used in the present-day research. The author also provides classification of the above-mentioned approaches.

Ключевые слова: самоопределение, методологический подход,

определение понятия.

Key words: self-determination, methodological approach, definition.

Актуальность заявленной темы исследования обуславливается тем, что в современных исследованиях по данной проблеме не существует достаточно разработанной концепции самоопределения, не сформирован единый терминологический и категориальный аппарат, не отрефлексировано само понятие «самоопределение» [8, с. 25; 1, с. 14]. Как отмечает А.И. Азаров,

«лингвистические инварианты формируют широкое семантическое пространство для научных толкований категории самоопределения и инициализации различных научных подходов» [1, с. 15]. Кроме того, до недавнего времени, большинство работ по данной проблеме было посвящено исследованию профессионального самоопределения, в то время как другие его виды редко становились предметом анализа [8, с. 25].

В зависимости от сферы человеческого познания выделяют философский, социологический, психологический и педагогический подходы или уровни к определению понятия «социальное самоопределение» [1, с. 15; 8, с. 16; 2, с. 77]. В современных исследованиях всё большую популярность приобретает междисциплинарный подход к анализу данного феномена, который активно развивается в рамках социальной философии, социальной психологии, социальной педагогики, юнологии, социокинетики [2, с. 77]. Классификация подходов к изучению феномена самоопределения по уровням в зависимости от сферы познания приведена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация подходов к изучению самоопределения в зависимости от сферы познания

Сфера познания (уровень) Подход

философия (философский) онтологический

экзистенциальный

социология (социологический) социоструктурный

адаптационный

социокультурный

институциональный

гендерный

психология (психологический) личностно-ориентированный

акмеологический

педагогика (педагогический) интегрирующий

междисциплинарный социально-философский

социально-психологический

социально-педагогический

юнологический

социокинетический

Охарактеризуем различные подходы к дефиниции термина

«самоопределение» в соответствии с категорией, посредством которой определяется данное понятие.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе не существует единого общепринятого определения данного понятия. Широкая вариативность в толковании самоопределения, по-видимому, объясняется междисциплинарным характером этого феномена, обуславливающим разнообразие подходов и контекстов его употребления. Анализ научной литературы по данному вопросу также позволяет сделать вывод о том, что не существует чёткого разграничения категорий, посредством которых трактуется понятие «самоопределение», в зависимости от сферы научного познания. Напротив, различные области науки заимствуют друг и у друга дефиниции, уточняя, конкретизируя, дополняя их, или используют несколько категорий в определении понятия, что указывает на необходимость применения комплексного и интегративного подходов к решению данной проблемы.

Широко распространённым в различных областях научного познания является подход, который условно можно назвать экзистенциальным, в соответствии с которым, самоопределение трактуют посредством категорий «выбора» (Л.И. Божович, Р.С. Немов, Ф. Пёрлз, Ю.А. Лунева, А.С. Чернышева, Е.Н. Шиянова, В.Ф. Сафин, Г.П. Ников и др.), определяя его как выбор намеченного жизненного пути, при этом авторы делают акцент на процессуальном и субъектном характере самоопределения, проявляющимся в деятельном отношении к ситуации [6, с. 384; 5, с. 14; 4, с. 15, 21]. Ряд авторов, придерживаясь аналогичной точки зрения, подчёркивают результативные характеристики процесса самоопределения, понимая его как результат выбора [9, с. 885; 8, с. 24].

В некоторых исследованиях применяется диспозиционный подход к данному феномену, в соответствии с которым, самоопределение трактуется посредством категории «позиция», например, как выбор позиции, или как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции [9, с. 885; 8, с. 24].

Близким по своей сути к диспозиционному подходу является мнение, выказанное С. Л. Рубинштейном, согласно которому самоопределение связывается с категорией «отношение» и изучается как отношение человека к

самому себе, окружающим, реалиям его бытия, выявляется зависимость самоопределения от отношения окружающих к личности [11, с. 37; 8, с. 18]. Данный подход можно назвать аттитюдным (аттитюд - от английского «attitude», что в переводе на русский язык значит «отношение»).

Для выявления целеполагающей сущности процесса самоопределения, учёные, например Ш. Бюллер, реализуют интенциональный подход к его дефиниции, раскрывающий связь процесса самоопределения с целями, которые ставит перед собой личность. В таком случае термин определяется при помощи категории «цель», в частности, как выбор целей или как способность индивида ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сути [9, с. 885; 5, с. 1314].

Особенностью операционального подхода к дефиниции понятия «самоопределение» является то, что самоопределение трактуется при помощи категории «средство», в частности, как выбор личностью средств для достижения поставленных целей [9, с. 885].

Ряд авторов, например, Е.Б. Весна, реализуя ролевой подход к определению изучаемого феномена, рассматривают самоопределение как «процесс освоения человеком различных социальных ролей», «выбор

определённой социальной роли» и «способ самореализации через выбранную роль» [7, с. 252-253].

В рамках теории нравственного образования С.И. Гессена, учения о психологической природе человека М.М. Бахтина, теории нравственноэтического развития личности В.Е. Гурина был разработан культурологический подход к дефиниции самоопределения. С позиций данного подхода этот феномен определяется посредством категории «культура» и рассматривается как «способ внедрения человека в мир культуры» в процессе инкультурации, диалога культур [4, с. 17].

Изучение трудов, посвящённых рассматриваемой проблеме, предоставляет возможность выделить ещё один подход. Отдельные учёные исследуют самоопределение с точки зрения способности человека осознанно и самостоятельно решать стоящие перед ним задачи и принимать решения,

определяя его при помощи категорий «решение» и «задача» [2, с. 77; 11, с. 38]. Так, В. А. Поляков полагает, что самоопределение - это «процесс поэтапного принятия решений», «многоступенчатый процесс решения серии задач» [4, с. 16]. Данный подход условно можно охарактеризовать как эвристический.

Анализ дефиниций самоопределения позволяет выделить ряд определений, образующих единое направление. Учёные, придерживающиеся данного подхода, указывают на взаимосвязь данного феномена с различными свойствами, характеристиками и параметрами личности, трактуя его при помощи таких категорий как «потребность», «Я-концепция» и др. Данное направление условно можно определить как личностный подход.

С позиций личностного подхода польский психолог К. Обуховский характеризует самоопределение как одну из важнейших потребностей личности [2, с. 81]. Аналогичной точки зрения придерживается и отечественный учёный Л.И. Божович, которая акцентирует внимание на том, что потребность в самоопределении возникает на определённом этапе онтогенеза [5, с. 16; 7, с. 252-253].

В зарубежной психологии специфическими подходами к трактовке понятия «самоопределение» являются рассмотрение данного феномена с точки зрения выявления особенностей личной идентификации в рамках ролевых теорий и как процесс конструирования образа «Я» посредством формирования ценностных ориентаций [11, с. 39]. Подобную позицию занимает

отечественный исследователь В. А. Поляков, который трактует

самоопределение личности как «Я-концепцию» индивида [4, с. 16].

В рамках личностного подхода широкое распространение получила концепция, в соответствии с которой самоопределение изучается сквозь призму становления самости человека. Сторонники данной концепции указывают на взаимосвязь самоопределения с такими формами самости как саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, самоосуществление, самореализация, самоутверждение, самосознание, самооценка, самостоятельность,

самоуважение, саморегуляция и т.д. [2, с. 83-85; 5, с. 13-14]. Естественно, что данный феномен определяется посредством вышеперечисленных категорий.

Так, в психологии развития самоопределение личности рассматривается как один из аспектов её самореализации [1, с. 19]. По существу, данная точка зрения указывает на субъектный, деятельностный характер процесса самоопределения.

Г.К. Селевко использует когнитивный подход, связывая самоопределение с процессом самопознания и определяя рассматриваемый феномен посредством категории «познание». Таким образом, согласно Г.К. Селевко, самоопределение личности - «это процесс познания направленный внутрь себя» [4, с. 16]. В отличие от предыдущей точки зрения, автор делает акцент на внутренней активности субъекта в процессе самоопределения, а не на внешних, деятельностных проявлениях этой активности.

В рамках личностного подхода следует особо отметить точку зрения, высказанную С.Л. Рубинштейном и Д.А. Леонтьевым и получившую дальнейшее развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской. Согласно данной теории самоопределение понимается как самодетерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, которая действует, будучи активно преломленной самим субъектом, через «внутренние условия» [1, с. 25]. Таким образом, подчёркивается активность личности, её субъектность в процессе социальной детерминации индивидуального сознания [8, с. 18]. Как отмечает Т.В. Синюгина, «социальная среда не однозначно детерминирует поведение субъекта, а предоставляет условия для выбора того или иного варианта поведения. Самоопределение как социальный процесс подразумевает, что человек осуществляет серию выборов» [8, с. 24-25]. Несомненным

достоинством данного определения является выявление и объяснение диалектической взаимосвязи между внешними условиями (социумом) и внутренней активностью (индивидуальными особенностями) в процессе самоопределения.

Несомненный интерес представляет дефиниция, термина «самоопределение» посредством категории «социализация». Подобный подход, реализуемый в исследованиях О.С. Анисимова, А.В. Волохова, О.С. Газмана, И.С. Кона, Е.А. Кострюковой, Т.В. Машаровой, А.В. Мудрика,

A.И. Сапожникова, В.С. Собкина, Д.И. Фельдштейна и др., раскрывает связь данного феномена с этой более широкой, базовой для многих гуманитарных наук категорией [8, с. 16; 1, с. 19].

Согласно с вышеизложенной точкой зрения, самоопределение рассматривается как результат социализации, как этап социализации личности, на котором индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности, как форма включения молодёжи в общественную жизнь [2, с. 86; 1, с. 19].

В ряде исследований авторы дают трактовку термина «самоопределение» посредством категории «зрелость». В таком случае самоопределение рассматривается, прежде всего, как социальное созревание личности [11, с. 40]. Многие учёные подчёркивают связь самоопределения с социальной зрелостью личности. Так В.Ф. Сафин, Г.И. Ников рассматривают «самоопределившуюся личность» как «социально созревшую личность, характеризующуюся соблюдением норм, принятых в обществе, ориентированную на определённые групповые, коллективные и общественные ценности, осознающую своё «Я», свои субъективные качества» [4, с. 16]. Данный подход можно обозначить как акмеологический, поскольку категория «зрелость» является одной из базовых в акмеологии.

Аксиологический подход подчёркивает связь самоопределения с ценностями и ценностными ориентациями личности, при этом понятие «самоопределение» трактуется посредством категорий «ценность» и «ценностные ориентации». Таким образом акцентируется ценностная природа феномена самоопределения [8, с. 20].

Подобную позицию разделяют такие учёные как В.Ф. Сафин, рассматривающий связь с ценностями как «конструирующую в формировании самоопределения», а также М.Р. Гинзбург, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов,

B.Д. Повзун, А.А. Гудзовская, О.А. Шкилёва и др., которые указывают на то, что самоопределение «осуществляется в сфере ценностей и представляет собой активное определение собственной позиции относительно социально значимых ценностей» [8, с. 20; 5, с. 16; 11, с. 45; 8, с. 19].

Проведённый анализ позволил нам определить существующие в современных исследованиях подходы к определению понятия «самоопределение» и разработать их классификацию, выделив в качестве классификационного критерия категории, посредством которых определяется данное понятие (см. табл. 2).

Таблица 2

Классификация подходов к определению понятия «самоопределение»

Подход Автор Категория, посредством которой определяется термин

экзистенциальный Р.С. Немов, В.Ф. Сафин и др. выбор

диспозиционный Ф. Пёрлз, М. И. Губанова и др. позиция

аттитюдный С.Л. Рубинштейн и др. отношение

интенциональный Ш. Бюллер и др. цель

операциональный А. А. Грицанов и др. средство

ролевой Е.Б. Весна социальная роль

культурологический СИ. Гессен, М.М. Бахтин, В.Е. Гурин и др. культура

эвристический В. А. Поляков и др. решение, задача

личностный К. Обуховский, Л.И. Божович и др. потребность

В. А. Поляков и др. образ «Я»

В. А. Ельцова и др. самость (саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, самоосуществление, самореализация, самоутверждение, самосознание, самооценка, самостоятельность, самоуважение, саморегуляция и т.д.)

С. Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др. самодетерминация

когнитивный Г.К. Селевко и др. познание, самопознание

акмеологический В.Ф. Сафин, Г.И. Ников и др. зрелость

аксиологический М.Р. Гинзбург, Р. Г. Каменский, С. И. Краснов, В.Д. Повзун, А. А. Гудзовская, и др. ценность, ценностные ориентации

Итак, в данной статье нами были рассмотрены различные подходы, применяемые в современных научных изысканиях, к дефиниции

самоопределения и приведены две классификации данных подходов, в которых в качестве классификационных критериев выступают сферы (уровни) познания и категории, посредством которых определяется данное понятие.

Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в систематизации различных подходов к определению понятия «самоопределение», в выделении их видовых признаков.

Практическая значимость предложенных в данной статье положений заключается в возможности их использования в работах, посвящённых вопросам самоопределения для анализа состояния проблемы в науке.

Библиографический список

1. Азаров А. И. Социально-психологические особенности политического самоопределения государственных служащих в современных условиях : дис. ... канд. психолог. наук [Текст] / А. И. Азаров ; Российская академия государственной службы при президенте Российской федерации. - Москва, 2005. - 204 с. ил.

2. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / М. И. Губанова ; Кемеровск. гос. ун-т. - Кемерово, 2004. - 365 с.

3. Гудзовская А. А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости : дис. ... канд. психолог. наук [Текст] / А. А. Гудзовская ; Самарск. гос. пед. ун-т. - Самара, 1998. - 230 с.

4. Дробот А. А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А. А. Дробот ; Негосударственное образовательное учреждение Северокавказский социальный институт. - Ставрополь, 2004. - 205 с. ил.

5. Ельцова В. А. Развитие социальной активности учащихся как фактор становления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопределения : дис. ... канд. психолог. наук [Текст] / В. А. Ельцова ; Самарск. гос. пед. ун-т. - Самара, 2003. - 194 с.

6. Немов Р. С. Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с. : ил.

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.: ил.

8. Синюгина Т. В. Жизненное самоопределение студентов технических вузов среднего российского города : дис. ... канд. социолог. наук [Текст] / Т. В. Синюгина ; Южнороссийский гос. тех. ун-т. - Новочеркасск, 2008. - 168 с. ил.

9. Социология: Энциклопедия [Текст] / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий).

10. Философский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: ИНФРА-М. 2009. - 570 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шкилёва О. А. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О. А. Шкилёва ; Волгоград. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1999. - 199 с.

Bibliography

1. Azarov, A. I. Socio-Psychological Peculiarities of Political Self-Determination of State Employées under Modern Conditions: Candidate of Psychology Dissertation [Text] / A. I. Azarov ;

Russian Academy of Government Service Under the President of the Russian Federation. -Moscow, 2005. - 204 p.

2. Drobot, A. A. Pedagogical Support of Teenagers’ Personal Self-Determination by Means of Additional Education at School: Candidate of Pedagogics Dissertation [Text] / A. A. Drobot; Non-Governmental Educational Establishment North-Caucasian Social Institute. -Stavropol, 2004. - 205 p.

3. Eltsova, V. A. Development of Pupils’ Social Activity as a Formation Factor of a Value-Oriented Component of Personal Self-Determination: Candidate of Psychology Dissertation [Text] / V. A. Eltsova; Samara State Pedagogical University. - Samara, 2003. - 194 p.

4. Gubanova, M. I. The System of Formation of Teachers’ To-Be Readiness for Pedagogical Facilitation of Senior Pupils’ Social Self-Determination : Doctor of Pedagogics Dissertation [Text] / M. I. Gubanova; Kemerovo State University. - Kemerovo, 2004. - 365 p.

5. Gudzovskaya, A. A. Socio-Psychological Eesearch of Social Maturity Establishment: Candidate of Psychology Dissertation [Text] / A. A. Gudzovskaya; Samara State Pedagogical University. - Samara, 1998. - 230 p.

6. Nemov, R. S. Psychological Dictionary [Text] / R. S. Nemov. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing Centre, 2007. - 560 p.

7. Pedagogical Encyclopaedia [Text] / Chief Editor B. M. Bim-Bad; Editorial Board: M. M. Bezrukikh, V. A. Bolotov, L. S. Glebova and others. - M.: Great Russian Encyclopaedia, 2002. - 528 p.

8. Philosophical Encyclopaedia [Text] - Moscow: INFRA-M. 2009. - 570 p.

9. Shkilyova O. A. Didactic Conditions of Teachers’ To-Be Self-Determination in the Sphere of Professional Culture: Candidate of Pedagogics Dissertation [Text] / O. A. Shkilyova; Volgograd State Pedagogical University. - Volgograd, 1999. - 199 p.

10. Sinyugina, T. V. Life Self-Determination of the Students of Technical Institutes of Higher Education in an Average Russian Town: candidate of Sociology Dissertation [Text] / T. V. Sinyugina; South-Russian State Technical University. - Novocherkassk, 2008. - 168 p.

11. Sociology: Encyclopaedia [Text] / Compilers A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Evelkin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. - Mn.: Knizhny Dom, 2003. - 1312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.