Научная статья на тему 'Реализация принципов континуального подхода в исследованиях социальной зрелости личности'

Реализация принципов континуального подхода в исследованиях социальной зрелости личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТИНУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КОНТИНУУМ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / ИЗМЕНЧИВОСТЬ / ФУРКАЦИЯ / ФЛУКТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович

В данной статье рассматривается возможность и перспективы применения континуального подхода в педагогических исследованиях, в частности, для описания процесса развития социальной зрелости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов континуального подхода в исследованиях социальной зрелости личности»

УДК 37.03

Солдатченко Александр Леонидович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Магнитогорского государственного университета, cafola@mail.ru, Магнитогорск

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНТИНУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

Soldatchenko Aleksandr Leonidovicli

EdM (candidate of pedagogical science), associate professor of Foreign Languages Department, Magnitogorsk State University, cafola@mail.ru, Magnitogorsk

REALIZATION OF PRINCIPLES OF CONTINUOUS APPROACH IN THE RESEARCH INTO SOCIAL MATURITY

В педагогике можно выделить следующие трактовки континуального подхода, которые условно назовём физической, процессуальной и методической.

Физическая трактовка данного подхода предполагает, что акцент делается на пространственно-временных характеристиках процесса или овладении обучающимися пространственно-временным континуумом. Подобную точку зрения мы находим в статье Н. Н. Веселовой «Система принципов континуального подхода в работе педагога над учебной деятельностью». Континуальный подход «позволяет рассмотреть возможность формирования и развития учебной деятельности в умении организовать деятельность в пространстве-времени как разновидности учебно-орга-низационных умений», т. е. используется для анализа процесса развития у педагогов данного умения и процесса «овладения ребенком пространственно-временным континуумом» [3].

Процессуальная (континуальная) трактовка данного подхода предполагает рассмотрение процессуальных характеристик явлений как континуума.

Предпосылки для использования подобного подхода применительно к описанию процесса формирования социальной зрелости личности можно найти в работах акмеологов (А. А. Деркач, С. Ю. Степанов), в которых «в результате методологической рефлексии концептуальных моделей психического развития происходили изменения трактовок самого понятия «акме»: от понимания акме как максимальной зрелости, достижения возможного совершенства до рассмотрения акме как точек непрерывной кривой (континуума)». Авторы в качестве одного из главных сущностных признаков акме выделяют интенсивность развития, т. е. принципиальную его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Таким образом, подчёркиваются процессуальные характеристики акме [1, с. 62-63].

Предпосылки для применения континуального подхода в методике формирования социальной зрелости личности можно обнаружить в психологических исследованиях [2]. В рамках нашего изыскания при подобной трактовке акцент делается на непрерывности педагогического воздействия.

Перейдём к описанию процесса развития социальной зрелости личности с позиций континуального подхода. Процесс формирования социальной зрелости личности рассматривается как множество точек (состояний социальной зрелости) непрерывной кривой (на протяжении всей жизни человека), при этом в каждой соседней точке данного отрезка личность обладают одним и тем же набором свойств (социальной зрелостью), но с разной градацией, степенью их проявления.

Применение континуального подхода предполагает реализацию ряда принципов (требований). Выделяют следующие основные конкретизирующие друг друга принципы континуального подхода, которые объединяются во взаимодополняющие пары: длительности и непрерывности; полифурка-тивности и флуктуативности; континуальности и темпоральности; амбиен-тности и изменчивости [10, с. 51-54]. Рассмотрим эти принципы применительно к процессу формирования социальной зрелости личности.

Принцип длительности предполагает, что социальная зрелость личности рассматривается в динамике, в процессе её развития, в отличие от статичных характеристик личности. При этом процесс её развития определяется не как переход с уровня на уровень, не как поступательное однонаправленное движение от одного уровня к другому, от одной точки к другой, т. е. как дискретное, а как непрерывное (длительное, континуальное). Таким образом, весь процесс рассматривается как единый континуум, т.е. непрерывный ряд изменений состояний социальной зрелости [10, с. 51-54].

Принцип непрерывности подразумевает, что развитие социальной зрелости личности рассматривается как непрекращающийся, непрерывный, длящийся, совершающийся в течение всей жизни человека процесс. Другими словами, принцип длительности отражает динамические свойства социальной зрелости, в то время как принцип непрерывности характеризует непрерывность, незавершённость процесса её развития.

В этой связи, мы считаем вполне обоснованным мнение авторов (Г. Г. Александрова, Л. А. Анцыферова, М. В. Лукичева, Е. Г. Каменева и др.), которые, давая характеристику социальной зрелости личности, также выделяют непрерывность или незавершённость как один из признаков процесса развития социальной зрелости [1; 6; 8].

Так Л. А. Анцыферова отмечает, что «сложный и противоречивый процесс становления личности, включающий в себя три основных аспекта зрелости (физический, социальный и нравственно-психологический), не ограничивается какими-то определёнными отрезками времени. «Природа зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой

в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию» [8, с. 40].

М. В. Лукичева в своём исследовании также исходит из понимания зрелости «не как завершенной в своём формировании структуры, а как качественной характеристики развития личности применительно к любому этапу онтогенеза, обуславливающей возможность успешного перехода личности на следующую стадию развития. Понятие «зрелость» раскрывается в связи с понятием «развитие», характеризуя определённый этап развития явления или процесса, «момент его качественной определенности» [8, с. 40].

Данную точку зрения разделяет Е. Г. Каменева, отмечая, что «относительно человека, достижение зрелости - это процесс «непрерывный, продолжающийся всю жизнь». К состоянию зрелости организм «приходит в конце периода развития». Однако это не значит, что зрелость недостижима. Как следует из философского определения зрелости - это «этап, фиксированный момент прогресса, указывающий на уровень развития, на те качественные параметры и характеристики, которые достигнуты процессом или явлением в его развитии и движении». Это говорит о том, что на определённом этапе развития человек должен достичь соответствующего этому этапу уровня зрелости, т. е., как следует из психологической трактовки определения понятия зрелость, её важной психологической характеристикой является «стабилизация функциональных уровней основных видов деятельности» [6, с. 33].

Такой взгляд на развитие социальной зрелости как непрерывный процесс (т. е. процесс, у которого между двумя любыми состояниями всегда можно выделить промежуточные, таким образом, понятие соседних состояний к такому процессу неприменимо и молено говорить лишь о последовательных состояниях и о близости их друг другу во времени) обуславливает правомерность и необходимость применения континуального подхода к описанию данного феномена.

Принцип изменчивости заключается в том, что социальная зрелость рассматривается как нестатичная характеристика личности, т. е. подверженная количественным и качественным изменениям с течением времени. В каждый конкретный момент человек обладает социальной зрелостью либо с одним и тем же набором качеств, но с разной степенью их проявления, либо с новым набором качеств. Однако, несмотря на постоянные изменения, происходящие в социальной зрелости, очевидно наличие некоей инвариантной части, которая позволяет выделить данную характеристику личности из ряда других качеств и, вообще, заявлять о её существовании. Именно эта инвариантная часть, по нашему мнению, воспроизводится в структуре социальной зрелости личности.

Это положение подтверждается мнением ученых, которые предполагают, что «каждому этапу развития человека соответствует свой уровень социальной зрелости. Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень достижений в аспекте развития человека. Это суть акмеологичес-кого подхода к данному феномену» [12, с. 9-13].

Таким образом, «в акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся его предшествующая жизнь. В процессе онтогенеза и социогенеза формируются различные вариации уровней развития разных видов зрелости растущего человека, неразрывно связанные с его образовательной деятельностью. На рубежных этапах возрастного развития, так или иначе соотносимых со ступенями обучения в системе непрерывного образования, растущий человек достигает своей вершины, зрелости, которая воплощается в готовность к переходу на новую, более высокую ступень образования и развития. Можно говорить о социальной зрелости дошкольника, социальной зрелости выпускника школы, социальной зрелости выпускника вуза» [12, с. 9-13].

Согласно континуальному подходу принцип флуктуативности отражает определённую хаотичность, некую степень непредсказуемости развития социальной зрелости личности. Другими словами, независимо от того насколько правильно спланирован данный процесс, как точно следуют пунктам программы, всегда возможны случайные незапланированные отклонения в развитии социальной зрелости, т. е. не все изменения можно заранее предусмотреть и спрогнозировать [10]. По своей сути принцип флуктуативности характеризует нелинейность процесса развития социальной зрелости.

Следует обратить внимание на то, что девиации в процессе развития социальной зрелости могут проявляться как на индивидуальном, так и на групповом уровне, если говорить о развитии социальной зрелости у определённой группы людей, и носить как положительный (ускоренное развитие), так и отрицательный (деградация) характер. Кроме того, развитие может происходить по другому непредусмотренному заранее пути. Также необходимо отметить, что данные отклонения могут происходить неоднократно на протяжении жизни отдельного человека. Следовательно, можно говорить об определённой уникальности специфичности процесса развития социальной зрелости у каждого отдельного человека.

Согласно принципу континуальности процесс развития социальной зрелости личности протекает как в физическом пространстве и времени, т.е. в пространственно-временном континууме, так и во внутреннем, индивидуальном пространстве человека. Таким образом, данный процесс обладает пространственно-временными характеристиками - происходит в течение определённого времени (на протяжении всей жизни человека) и протекает в пространстве [10].

Очевидно, что развитие социальной зрелости осуществляется в социокультурном пространстве, которое, по отношению к человеку, является физическим, внешним пространством. Социологи указывают на многомерность социокультурного пространства [7].

Н. И. Лапин выделяет три среза социума как социокультурного пространства. «Во-первых, символическое пространство духовной культуры, объективированное в ценностях и нормах поведения. Во-вторых, институ-

циональное пространство социальных отношений, включая экономические, политические, идеологические. В-третьих, предметное пространство материальной культуры - разнообразных предметов, создаваемых человеком: предметы быта, одежды, культа, орудия труда, машины, обработанная природа и т. д. Оно заключено в физическое пространство и время. Совокупность этих срезов социокультурного пространства дифференцирована по вертикали и по горизонтали. Вертикальная дифференциация означает иерархическое неравенство статусов различных компонентов пространства, их престижей в сознании населения. Горизонтальная дифференциация означает структурные различия между компонентами, находящимися на одном уровне иерархии статусов-престижей. Так возникает структурный плюрализм социокультурного пространства» [7].

Как справедливо отмечает Н. И. Лапин, большинство людей как граждане и как личности, включены в несколько разных, часто противоречивых компонентов этой структуры. Люди, обладающие достаточно высоким уровнем развития социальной зрелости, «воспринимают такой плюрализм как пространство своей свободы, которое позволяет им активно адаптироваться к спонтанно возникающим структурам, подниматься вверх по лестнице статусно-престижной иерархии». Но для людей с недостаточным уровнем развития социальной зрелости «плюрализм социокультурного пространства оказывается фактором неустойчивости их положения, мобильности по горизонтали или вниз по лестнице статусно-престижной иерархии» [7].

С нашей точки зрения внутреннее, личностное пространство развития социальной зрелости задаётся следующими осями координат: ось координат субъекта, ось координат самоопределения и ось координат самотранс-ценденции (рисунок). Данная позиция основывается на мнении, высказанном А. А. Гудзовской, согласно которому социальная зрелость рассматривается с позиций субъектности и самоопределённости личности относительно сфер жизнедеятельности [4].

Пространство индивидуального самоопределения формируется пересечением осей координат субъекта и самоопределения. Соответственно, чем выше степень субъектности и чем более определён человек относительно своей жизни, тем выше уровень развития его социальной зрелости.

Пространство социального самоопределения формируется пересечением осей координат самотрансценденции и самоопределения. Таким образом, чем больше количество сфер жизнедеятельности, в которых человек является субъектом, в которые он включён и относительно которых самоопределён, тем выше уровень развития его социальной зрелости.

Пространство жизнедеятельности формируется пересечением осей координат самотрансценденции и субъекта, в результате чего выделяются основные сферы жизнедеятельности (субъектности): познание, общение, труд. Субъектность проецируется на пространства социального и индивидуального самоопределения, так как человек выступает в роли субъекта не только по отношению к внешнему миру, но и относительно самого себя.

субъект

сферы

жизнедеятельности:

труд

познание

общение

самоопределение

пространство социального самоопределения

самотрансценденция Личностное пространство формирования социальной зрелости

Следует отметить, что сферы жизнедеятельности соотносятся с «тремя срезами социума как социокультурного пространства», выделяемыми Н. И. Лапиным: пространством духовной культуры (познание), пространством социальных отношений (общение) и пространством материальной культуры (груд), в то время как вертикальная дифференциация этих пространств, связанная с отражением их статусов и престижей в сознании человека, соотносится с его самоопределением относительно этих пространств.

Таким образом, принцип континуальности отражает многомерность процесса развития социальной зрелости, которая проявляется в том, что её развитие одновременно происходит в нескольких пространствах.

В соответствии с принципом темпоральное™, применительно к нашему исследованию, в развитии социальной зрелости личности, в связи с биологическими особенностями человека, необходимо выделить две обязательные стадии - начало и конец, соотносящиеся с двумя этапами в жизни каждого человека - рождением и смертью. Мы убеждены в том, что определённые предпосылки для развития социальной зрелости закладываются ещё в пренатальный период и, в некоторой степени, генетически обусловлены.

Принцип амбиентности подразумевает обусловленность и зависимость процесса развития социальной зрелости от окружающей среды. Важно отметить, что данная связь носит непрерывный характер. Учитывая специфику нашего исследования, под окружающей средой мы, прежде всего, понимаем социум, сложившийся в результате взаимодействия комплекса экономических, исторических, географических и других факторов.

Можно выделить три уровня окружающей среды, в которой происходит развитие социальной зрелости: микросреда (непосредственное окружение человека, его близкие люди), мезосреда (коллектив в котором он работает,

учится и т. п.), макросреда (общество, представленное в социальных институтах).

Результатом постоянного взаимодействия личности и социума являются изменения количественного и качественного характера, которые происходят в её социальной зрелости. В то же самое время личность оказывает определённое воздействие на её окружение, причём его эффективность возрастает по мере развития социальной зрелости.

На зависимость социальной зрелости от конкретных исторических условий указывают многие исследователи. Они отмечают, что структура и содержание социальной зрелости обуславливаются спецификой социально-экономической формации и могут варьироваться в различных типах общества. Так группа авторов под руководством А. А. Реана, который, рассматривая проблему социальной зрелости, «отмечает зависимость определения содержания социальной зрелости от конкретной культуры», так как человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания [8, с. 41 ]. Данного мнения придерживается и П. М. Якобсон, утверждая, что «личностная зрелость человека есть феномен общественно-исторический, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет различное содержание. Каждая историческая эпоха включает в него новые моменты. В разных культурах к зрелой личности предъявляются разные требования» [11, с. 26]. Называя личностную зрелость «общественно-историческим феноменом», П. М. Якобсон практически отождествляет понятия «личностная зрелость» и «социальная зрелость», утверждая, что «под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость» [1, с. 50].

Принцип полифуркативности применительно к феномену социальной зрелости означает возможность развития социальной зрелости но нескольким направлениям, траекториям. Другими словами, один и тот же результат - достижение определённого уровня развития социальной зрелости - может быть достигнут рядом способов. Если принцип флуктуатив-ности отражает индивидуальные особенности процесса развития социальной зрелости со стороны субъекта, изменений происходящих в его внутреннем пространстве, то принцип полифуркативности воплощает в себе некий методический плюрализм, и больше связан с методикой развития данного феномена, выбором подходящих приёмов, средств, методов и т. п. с целью обеспечения движения по оптимальной траектории.

Принцип полифуркативности предполагает наличие фуркаций - точек качественного изменения, т. е. точек, при прохождении которых, происходят качественные изменения социальной зрелости и, соответственно, может меняться траектория её развития.

Заметим, что в нашем исследовании мы ведём речь о точках качественного или количественного изменения состояния, уровня развития социальной зрелости. С позиций континуального подхода использование термина «точка» в данном случае не совсем корректно, точнее говорить о ряде пос-

ледовательных изменений состояний социальной зрелости (континууме), поскольку одна из основополагающих идей континуального подхода заключается в том, что изменения происходят не мгновенно, т. е. в данный момент, в данной точке, а осуществляются постепенно.

Итак, процессуальная сторона развития социальной зрелости личности раскрывается посредством применения континуального подхода. Данный подход позволяет выявить, прежде всего, динамические свойства социальной зрелости. С позиций континуального подхода процесс развития социальной зрелости характеризуется незавершенностью, непрерывностью. Данный подход позволяет выявить такие характерные черты процесса развития социальной зрелости как связь с окружающей средой, изменчивость, определённая хаотичность, многомерность и нелинейность.

Библиографический список

1. Александрова, Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества [Текст]: дис.... канд. психол. наук / Г. Г. Александрова. - Казан, гос. ун-т. - Казань, 2004. - 150 с.

2. Валентик, Ю. В. Континуальная психотерапия больных с зависимостью от психоактивных веществ. - [Электронный ресурс] / Ю. В. Валентик. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/cabinet/online/26.html, 19 Маг 2010 12:50:54.

3. Веселова, Н. Н. Система принципов континуального подхода в работе педагога над учебной деятельностью. - [Электронный ресурс] / Н. Н. Веселова. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/TIP/All/Peda-gogZ13.html, 19 Маг 2010 12:31:41.

4. Гудзовская, А. А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости [Текст]: дис. ... канд. психолог, наук / А. А. Гудзовская. -Самарск. гос. пед. ун-т. - Самара, 1998. - 230 с. ил.

5. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований [Текст] / А. А. Деркач. - М.: Наука, 1999. - 392 с.

6. Каменева, Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Е. Г. Каменева. - Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург, 2004. - 184 с. ил.

7. Лапин, Н. И. Статус регионов России и разбалансированность их социокультурных функций [Текст] / Н. И. Лапин // Мир России. - 2006. - Т. XV. - № 2. С. 3-4].

8. Лукичева, М. В. Предпрофильная подготовка в основной школе как фактор формирования социальной зрелости учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М. В. Лукичева. - Яросл. гос. пед. ун-т. - Ярославль, 2007. - 171 с. ил.

9. Реан, А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.vip-student.ru/index, 12 Маг 2010 09:41:34

10. Солдатченко, А. Л. К вопросу о континуальном подходе в педагогических исследованиях [Текст] / А. Л. Солдатченко // Южно-уральский педагогический журнал. - 2009. - №2. - С. 51-54.

11. Федорова, Н. А. Довузовская подготовка как этап становления социальной зрелости старшеклассника [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Н. А. Федорова. -Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2004. - 181 с. ил.

12. Ширшов, В. Д. Социальная зрелость будущего специалиста социальной работы [Текст] / В. Д. Ширшов, Н. В. Шрамко // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1.

УДК 37

Хаджиалиев Курбан Идрисович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Дагестанского государственного университета, Махачкала

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ЛОЯЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНАКОМЫСЛИЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Khadgialiev Kurban Idrisovich

An assistant of professor of pedagogics senior lecher of the department of pedagogics of Dagestan State University, Makhachkala

THE ROLE OF RELIGIONS VALUES IN UPBRINGING OF TOLERANCE AND LOYAL RELATIONSHIPS TO DIFFENTLY MINDED IN POLICULTURAL EDUCATION SYSTEMS OF STUDYING YOUTH

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема совершенствования системы образования как стратегической сферы человеческого бытия. Диалог, взаимопонимание и взаимообогащение различных типов мировоззрений являются важными условиями достижения целей максимально гармонизировать отношения человека, его взаимодействие с миром природных и общественных процессов, помочь ему быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми и ответственности за судьбы мира и человечества. Однако диалог вовсе не означает отказ от своих убеждений, принципов и жизненных ориентаций или снятие противоречивых позиций, подходов и объяснений. Речь идёт о мирном, невраждебном сосуществовании различных типов мировоззрений, отказе от монополии какого-либо одного типа мировоззрения, от преследований за инакомыслие, о формировании у каждого человека уважительного отношения к чужим взглядам, убеждениям и образу мыслей.

Религия остается очень сильным фактором воспитания дагестанской студенческой молодежи. После тупика, к которому привел воинствующий атеизм, религиозное возрождение вызвано недоверием людей словам политиков, распадом нравственных и идеологических ценностей и идеалов светского характера, ухудшением социально-экономической ситуации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.