Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
имущество / активы / образовательная организация высшего образования / классификация / недвижимость / оборудование / property / assets / educational organization of higher education / classification / real estate / equipment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игитханян Сергей Седракович

Имущество образовательных организаций является материальной основой выполнения ими значимых общественных функций образования и воспитания. Повышение эффективности управления имуществом образовательных организаций является важным, так как обеспечивает повышение качества образования и потенциал для развития науки и способствует повышению эффективности использования государственного имущества, так как большинству образовательных организаций (а именно государственным и муниципальным) государственное имущество передается на праве оперативного управления. При этом структура имущества образовательных организаций высшего образования (ООВО) является наиболее сложной. В литературе широко представлены варианты классификации имущества образовательных организаций. При этом имущество классифицируется по различным основаниям. Однако отсутствует системный подход к классификации имущества. Цель формирование систематизированной классификации имущества российских ООВО, учитывающей основные значимые для определения особенностей и границ управленческих воздействий факторы. Метод или методология проведения работы: метод исследования документов, анализа и синтеза представленной в них информации. Результаты. Сформированная классификация учитывает организационно-правовые формы ООВО, экономические, а также функциональные аспекты. Область применения результатов. Использование систематизированной классификации способствует учету специфики деятельности ООВО, позволяет оптимизировать «стоимость владения» имуществом, повысить эффективность его использования, вовлечь в учебный и научный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игитханян Сергей Седракович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF UNIVERSITY PROPERTY

The property of the educational organizations is a material basis of their accomplishment of significant public functions of education and upbringing. The increase in effective management ofproperty of the educational organizations is important as it provides the improvement of education quality as well as the increase in the potential for science development/ It also promotes the increase in the efficiency of the use of the state-owned property as the state-owned property is transferred to the most educational organizations (namely state and municipal ones) on the right of operational management. At the same time, the structure of the property of the organizations of higher education (OHE) is the most difficult. Some options of classification of the property of educational organizations are widely provided in literature. At the same time, the property is classified according to various bases. However, there is no system approach to the classification ofproperty. Purpose. The purpose of the research is to form the systematized classification of OHE property considering the main factors, which are significant for the determination offeatures and borders of managerial influences. Method or methodology: the study was conducted based on the method of analyzing documents and synthesizing the information presented in them. Результаты. The formed classification takes into account the organizational and legal forms of OHE, economic, as well as functional aspects. Practical implications. The use of a systematized classification helps to take into account the specifics of the activities of OHE, allows you to optimize the “cost of ownership” of property, increase the efficiency of its use, and involve it in the educational and scientific process.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-3-54-73 УДК 330.14

Научная статья | Менеджмент

КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.С. Игитханян

Имущество образовательных организаций является материальной основой выполнения ими значимых общественных функций образования и воспитания. Повышение эффективности управления имуществом образовательных организаций является важным, так как обеспечивает повышение качества образования и потенциал для развития науки и способствует повышению эффективности использования государственного имущества, так как большинству образовательных организаций (а именно - государственным и муниципальным) государственное имущество передается на праве оперативного управления. При этом структура имущества образовательных организаций высшего образования (ООВО) является наиболее сложной. В литературе широко представлены варианты классификации имущества образовательных организаций. При этом имущество классифицируется по различным основаниям. Однако отсутствует системный подход к классификации имущества.

Цель - формирование систематизированной классификации имущества российских ООВО, учитывающей основные значимые для определения особенностей и границ управленческих воздействий факторы.

Метод или методология проведения работы: метод исследования документов, анализа и синтеза представленной в них информации.

Результатыи Сформированная классификация учитывает организационно-правовые формы ООВО, экономические, а также функциональные аспекты.

Область применения результатов. Использование систематизированной классификации способствует учету специфики деятельности ООВО, позволяет оптимизировать «стоимость владения» имуществом, повысить эффективность его использования, вовлечь в учебный и научный процесс.

Ключевые слова: имущество; активы; образовательная организация высшего образования; классификация; недвижимость; оборудованиеДля цити-

рования. Игитханян С.С. Классификация имущества образовательных организаций высшего образования //Наука Красноярья. 2023. Т. 12, №3. С. 54-73. DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-3-54-73

Original article | Management

CLASSIFICATION OF UNIVERSITY PROPERTY

S.S. Igitkhanyan

The property of the educational organizations is a material basis of their accomplishment of significant public functions of education and upbringing. The increase in effective management ofproperty of the educational organizations is important as it provides the improvement of education quality as well as the increase in the potential for science development/ It also promotes the increase in the efficiency of the use of the state-owned property as the state-owned property is transferred to the most educational organizations (namely - state and municipal ones) on the right of operational management. At the same time, the structure of the property of the organizations of higher education (OHE) is the most difficult. Some options of classification of the property of educational organizations are widely provided in literature. At the same time, the property is classified according to various bases. However, there is no system approach to the classification ofproperty.

Purpose. The purpose of the research is to form the systematized classification of OHE property considering the main factors, which are significant for the determination offeatures and borders of managerial influences.

Method or methodology: the study was conducted based on the method of analyzing documents and synthesizing the information presented in them.

Результаты. The formed classification takes into account the organizational and legal forms of OHE, economic, as well as functional aspects.

Practical implications. The use of a systematized classification helps to take into account the specifics of the activities of OHE, allows you to optimize the "cost of ownership" of property, increase the efficiency of its use, and involve it in the educational and scientific process.

Ключевые слова: property; assets; educational organization of higher education; classification; real estate; equipment

For citation. Igitkhanyan S.S. Classification of University Property. Krasnoyarsk Science, 2023, vol. 12, no. 3, pp. 54-73. DOI: 10.12731/2070-7568-2023-123-54-73

Введение

В наши дни вопросы повышения качества образования, роста роли воспитания личности, развития науки стали остро актуальны в силу целого ряда внутренних и внешних обстоятельств, геополитической ситуации и необходимости обеспечения суверенитета нашей страны во всех сферах, в том числе экономической, научной, образовательной, культурной и т.д. Вопросы повышения качества образования как один из ключевых факторов экономического развития рассматриваются в статьях многих отечественных и зарубежных авторов [4, 15, 16, 26, 27, 28, 30], некоторые из них особое внимание уделяют восстановлению престижности и качества инженерного образования [6, 21, 29], что признано необходимым условием поддержания производственного потенциала страны по многим отраслям, изучаются примеры построения систем образования в других странах, показывающих высокие темпы экономического роста [5, 20, 31].

Выполнение образовательными организациями их основных функций должно быть на необходимом и достаточном уровне обеспечено соответствующим имуществом - от зданий и помещений до оборудования, а также материальных запасов и нематериальных активов. При этом наиболее сложной следует признать структуру имущества образовательных организаций высшего образования (ООВО), поскольку она включает целый ряд специфических видов активов, разнообразие которых обусловлено спецификой данных организаций и выполняемых ими функций, связанных с образовательной, научной, издательской деятельностью, обеспечением условий для проживания, быта и обучения студентов, проведения научных и культурных мероприятий и т.д.

Обзор литературы

Эффективность управления имуществом ООВО во многом определяет потенциал и эффективность самой организации по выполнению основных и сопутствующих видов деятельности. В связи с этим вопросы повышения эффективности управления имуществом ООВО, поиск соответствующих механизмов и инструментов является актуальной научно-практической задачей, которую с различных точек зрения рассматривают и пытаются решить ученые и практики. При этом акцент, как правило, делается на таких элементах имущества ООВО, как недвижимость. Повышение эффективности управления недвижимостью ООВО предлагается осуществлять на основе таких механизмов, как инвентаризация и учет объектов [7, 19], создание и ведение систем мониторинга

технического состояния объектов [13], оценки качества его содержания [2], создания условий для привлечения частных инвестиций и реализации механизмов государственно-частного партнерства в целях развития имущества ООВО [11, 17, 18].

Также предлагаются подходы к управлению имуществом, основанные на применении информационных технологий, создании баз данных, формировании экономико-математических моделей [1, 22, 23]. Ряд исследователей при изучении вопросов управления имуществом образовательных учреждений концентрируют свое внимание на вопросах эффективности -методах оценки и показателях обеспеченности имуществом и эффективности его использования [3, 10].

Однако представленный в литературеимущества ООВО в подавляющем большинстве случаев Вт

Таким образом, в изученных нами работах не решается проблема выявления содержания имущества ООВО и построения классификации входящих в него объектов.

Постановка проблемы исследования

Необходимым условием успешности управления любым объектом, в том числе и имуществом ООВО, является определение объекта, уточнение границ объекта, исследование его характеристик, видов и характерных для него специфических особенностей. В литературе достаточно широко представлено описание имущества образовательных организаций. При этом имущество классифицируется по различным основаниям. Однако отсутствует системный подход к классификации имущества, позволяющий в едином формате объединить значимые для управления основания классификации. Решению данной научной проблемы посвящено данное исследование.

Наличие систематизированной классификации имущества российских ООВО позволит оценить состав имущества с учетом максимального количества значимых для управления факторов. Это позволит выстраивать систему управления имуществом ООВО, определять тактику и стратегию управления с учетом основных правовых и экономических особенностей и ограничений.

Цель, задачи, объект и предмет исследования

В связи с изложенными выше положениями, относительно актуальности исследования, а также наличия научной проблемы, связанной с отсут-

ствием в литературе систематизированного подхода к классификации имущества российских ООВО, сформулированы цель и задачи исследования.

Целью данного исследования является формирование систематизированной классификации имущества российских ООВО, учитывающей основные значимые для определения особенностей и границ управленческих воздействий факторы.

Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:

- классификация имущества ООВО, связанная с особенностями организационно-правовой формы ООВО;

- экономическая классификация имущества ООВО (по видам активов);

- классификация имущества ООВО, связанная с особенностями вида деятельности организации;

- формирование систематизированной классификации имущества ООВО.

Объектом исследования являются государственные образовательные

организации высшего образования Российской Федерации, а предметом -имущество государственных образовательных организаций высшего образования.

Методы исследования

Исследование типов и видов имущества образовательных организаций проводится на основе применения методов исследования документов, анализа и синтеза представленной в них информации. Так, анализ документов по теме исследования включает подбор и изучение материалов нормативно-правовых документов, определяющих правовой статус имущества государственных образовательных организаций высшего образования, а также общие положения, характеризующие структуру их имущества. Также был подобран и проанализирован ряд научных трудов, посвященных указанной тематике. При их изучении было выявлено, что особенности правового статуса и структуры имущества образовательных организаций в Российской Федерации во многом определяются организационно-правовой формой ООВО.

Результаты исследования и обсуждение

По формам собственности ООВО делят на государственные, муниципальные и частные. Основным видом ООВО являются учреждения - для государственных и муниципальных ООВО это единственная форма организации, для негосударственных возможна также и форма некоммерческой организации.

В свою очередь государственные и муниципальные организации, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации подразделяются на казенные, бюджетные и автономные. Организационно-правовая форма ООВО определяет отношения собственности по отношению к имуществу организации, а также права ООВО по управлению и распоряжению имуществом.

Гражданское законодательство устанавливает для учреждений право оперативного управления имуществом. В пп. 1-2 ст. 296 «Право оперативного управления» ГК РФ определены объем прав учреждения и объем прав собственника на закрепленное за учреждением имущество, а именно: права владения и пользования, ограниченные федеральным законом, а также права распоряжения, ограниченное согласием собственника. Ст. 298 ГК РФ определена специфика распоряжения имуществом учреждения (частного, автономного, бюджетного, казенного), при этом разграничен объем прав по распоряжению доходами учреждений, полученными от экономической деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов [25]. Следует дополнительно пояснить, что собственником имущества ООВО в форме учреждения является, соответственно, его учредитель. Для государственных ООВО учредителем является, как правило, Министерство науки и высшего образования, однако существуют и ООВО, закрепленные за профильными министерствами и ведомствами. Так, например, для ряда ВУЗов функции учредителя исполняет Правительство РФ. Среди них - ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» и другие. Также в качестве примеров можно назвать медицинские ВУЗы, многие из которых подведомственны Министерству здравоохранения РФ, аграрные ВУЗы, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ и прочие.

Имущество учреждения может приобретаться из различных источников, в том числе передаваться учреждению собственником в оперативное управление для целевого использования (лишнее имущество или имущество, используемое учреждением не по назначению, собственник вправе изъять в соответствии с положениями п.2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации), приобретаться из средств, полученных в результате экономической (приносящей доход) деятельности или из прочих источников, к которым относятся регулярные или единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования (например от попечителей); дивиденды (доходы,

проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, грантам и т.д.

При определении полномочий менеджмента ООВО в части распоряжения имуществом существуют определенные законодательные ограничения. Так, наименьшим объемом прав по распоряжению имуществом, закрепленным собственником за ООВО, наделены частные и казенные образовательные учреждения (ст. 298 ГК РФ):

- частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п.1, ст. 298 ГК РФ);

- казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п.4, ст. 298 ГК РФ).

Категории имущества для них не выделяются.

Имущество образовательных организаций, созданных в форме бюджетных и автономных учреждений, подразделяется на следующие категории (ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях») [24]:

- недвижимое имущество;

- особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств;

- остальное имущество.

Выделение категорий имущества направлено на определение и разграничение прав распоряжения им. Так, например, критериями отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу являются: стоимостный барьер, целевое назначение и специальный порядок отчуждения. Распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ООВО в форме автономного или бюджетного учреждения собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества возможно только с согласия собственника. Прочее имущество, приобретенное данными ООВО за счет средств, поступивших в результате осуществления ими экономической (приносящей доход) деятельности, поступает в распоряжение учреждения без согласия собственника.

При этом необходимо также вспомнить, что ГК РФ (ст. 130) определяет две группы вещей (имущества), а именно недвижимое и движимое. Кри-

терием отнесения к недвижимому имуществу является прочность связи с землей. Так, если говорить о структуре недвижимого имущества ООВО, то оно включает земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

В отношении различных видов имущества для ООВО установлены различные правовые основания пользования. Так, можно выделить:

- имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (здания, включая жилые и нежилые помещения, и сооружения, их части, объекты незавершенного строительства)

- имущество, закрепленное на праве постоянного (бессрочного) пользования (земельные участки)

- имущество, находящееся в собственности (прочее движимое имущество).

В состав недвижимого имущества, закрепленного за ООВО на праве

оперативного управления, а также на праве постоянного (бессрочного пользования), могут быть включены объекты самого различного назначения. Наличие некоторых из них в структуре имущественного комплекса обусловлено спецификой всех ООВО в целом, а других - особенностями отдельных ООВО. Так, одна из предложенных в литературе классификаций [8] основана на разделении объектов недвижимости ООВО по отраслевому признаку, а именно выделении объектов имущественного комплекса, включенных в состав конкретной отрасли экономики и имеющих специфические отраслевые функции и особенности (в том числе отличные непосредственно от учебно-лабораторных помещений):

- объекты культуры (памятники культуры, музейные объекты, театральные и концертные залы);

- объекты образования (детские сады), учебно-лабораторные помещения;

- спортивные объекты (бассейны, ледовые дворцы, спортивные комплексы);

- объекты здравоохранения (университетские медицинские клиники, здравпункты);

- объекты топливно-энергетического комплекса (котельные, гидробашни);

- рекреационные объекты (детские оздоровительные лагеря, базы отдыха, пансионаты и т.д.);

- прочие виды объектов: объекты связи, транспортные объекты, объекты агропромышленного комплекса, водные и морские объекты (например, учебные суда), парки, домовые церкви, инженерные сооружения.

Недвижимые объекты имущества могут составлять историческую и культурную ценность, находящуюся в особом правовом режиме в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Выделение и определение их в составе имущества ООВО является необходимым для организации процессов управления и обслуживания данных объектов, а также определения связанных с этим затрат. Так называемая «стоимость владения» такими объектами является достаточно высокой.

Классификация объектов имущественного комплекса по целевому назначению предполагает очень широкую номенклатуру объектов имущества. Назовем основные из них:

- учебные и учебно-лабораторные здания, помещения и оборудование;

- жилищный фонд;

- испытательные полигоны и лаборатории, научное оборудование;

- вспомогательные здания, помещения и оборудование (например, библиотека, спортивный комплекс, гараж, техника для уборки территории, здание и оборудование типографии);

- бытовые помещения (столовая, парикмахерская, прачечная и т.д.) и оборудование. В наши дни при наличии недвижимости бытового назначения у ООВО она часто сдается в аренду с сохранением выполняемых в данном помещении функций (выполнение этих функцией осуществляется арендатором);

- автотранспортные средства (автомобили для руководителей ООВО, автобус для перевозки студентов и сотрудников и др.);

- объекты интеллектуальной собственности, в том числе патенты, лицензии и т.д.;

- участие в других организациях (акции), например, в малых инновационных предприятиях (МИП), прочие ценные бумаги.

При классификации имущества ООВО необходимо учитывать не только виды имущества с правовой или функциональной точки зрения. Следует также учитывать и общепринятую экономическую классификацию имущества (активов), которая необходима не только для целей налогообложения, расчета себестоимости услуг и т.д., но и для решения задач, связанных с управлением имуществом, обеспечением его работоспособности и нормального режима функционирования. Так, необходимо учитывать деление всех видов активов на две группы: оборотные и внеоборотные. Несмотря на общеизвестность такой классификации, нужно понимать, что в управ-

лении таким сложным комплексом, как имущество ООВО, она приобретает особый смысл:

- с одной стороны, общеизвестно, что находящееся в оперативном управлении имущество - здания и помещения - ООВО обязано поддерживать в нормальном техническом состоянии, проводя техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты. Здесь же следует рассматривать и поддержание в технически исправном состоянии учебного, научного, научно-производственного и лабораторного оборудования;

- с другой стороны, для нормального использования учебного, научного, научно-производственного и лабораторного оборудования часто необходимы расходные материалы, образцы, инвентарь. То есть то, что относится к группе материальных запасов в структуре оборотных активов. Их закупка также должна быть учтена при обеспечении нормального функционирования указанных видов оборудования. То есть необходимо учитывать не только стоимость владения этим оборудованием, но и стоимость его реального вовлечения в научную и учебную деятельность. В противном случае оборудование не выполняет тех функций, для которых оно приобретено. И наиболее острым, пожалуй, данный вопрос является в отношении учебно-лабораторного оборудования. Отсутствие необходимых расходных материалов делает невозможным его реальное использование для учебных целей, что может быть не так очевидно для управленцев. Эта проблема нередко возникает на практике: для целей обучения, проведения опытов закупается современное оборудование, которое в силу отсутствия материалов абсолютно не применяется, а в дальнейшем просто устаревает, в результате учебный и научный потенциал его использования остается нераскрытым.

Также для целей управления имуществом ООВО следует учитывать и разделение видов имущества (активов) по материально-вещественной форме на финансовые и нефинансовые (нефинансовые активы подразделяются на материальные и нематериальные). Традиционно и с учетом ограничений, связанных с организационно-правовыми формами ООВО, внимание уделялось преимущественно вопросам управления нефинансовыми активами, к которым относятся основные средства (основное внимание в системе управления имуществом ООВО концентрируется именно в этой группе активов), нематериальные активы и материальные запасы. Однако управление финансовыми активами также имеет значимый потенциал, в особенности для автономных ООВО. К финансовым активам относят деньги (на расчетном счету и в кассе), акции и облигации других компаний, вклады в банках и т.д. Системный подход к управлению финансовыми ресурсами позволяет как организовать их управленческий учет

и планирование (бюджетирование), так и использовать более широкий спектр методов управления финансовыми ресурсами на постоянной основе, включая кредитование, страхование, формирование эндаумента [9]. Нематериальные активы также должны статья особым предметом управления и развития. По мнению исследователей, формирование системы управления нематериальными активами ООВО позволит сделать образовательные учреждения центрами творческой мысли, поскольку создаст как условия для наиболее эффективного использования нематериальных активов, так и мотивацию научно-педагогического персонала к созданию и закреплению прав на нематериальные активы [14].

При организации системы управления активами ООВО важным может оказаться также и признак профильности имущества (активов) организации. Профильность активов основана на их связи с основной (профильной) деятельностью организации. Для ООВО к основной деятельности относится образовательная и научная. Выявление объемов непрофильных активов позволяет оптимизировать стоимость владения ими и обеспечить их максимальное вовлечение в оборот [12]. Наличие значительных объемов неиспользуемых непрофильных активов не только формирует значительные убытки, связанные с их владением, но и также создает предпосылки для собственника по изъятию таких активов.

На основании представленной информация о разнообразии активов ООВО автором составлена классификация, включающая различные основания, как связанные с правовыми и экономическими аспектами управления имуществом ООВО, так и со спецификой деятельности ООВО (табл. 1). С учетом разностороннего рассмотрения вопроса, а также количества оснований, выделенных для классификации видов имущества, ее можно назвать систематизированной.

Таблица 1.

Систематизированная классификация имущества ООВО

№ Основание классификации Виды имущества ООВО

1 По форме собственности - государственное;

- муниципальное;

- частное

2 По форме ООВО - имущество учреждения (для государственных, муниципальных и частных ООВО); - имущество некоммерческой организации (для частных ООО)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Источники формирования имущества - переданное собственником; - приобретенное за счет осуществления экономической деятельности; - прочее (добровольные взносы и пожертвования, гранты и т.д.)

4 По категории имущества (для бюджетных и автономных образовательных учреждений) - недвижимое имущество; - особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; - остальное имущество

5 По группам, выделяемым в ГК РФ (по принципу связи с землей) - недвижимое имущество; - движимое имущество

6 По виду законного основания пользования имуществом - имущество, находящееся в собственности; - имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (здания и сооружения); - имущество, закрепленное на праве постоянного (бессрочного) пользования (земельные участки)

7 По отраслевому признаку - объекты культуры; - объекты образования; - спортивные объекты; - объекты здравоохранения; - объекты топливно-энергетического комплекса; - прочие виды объектов

8 По наличию исторической и культурной ценности - имеющие особый правовой режим в соответствии с Федеральным законом 73-ФЗ - отсутствует правовая и историческая ценность, предполагающая наличие особого правового режима

9 По целевому назначению - учебные и учебно-лабораторные здания, помещения, оборудование; - жилищный фонд; - испытательные полигоны и лаборатории, научное оборудование; - вспомогательные помещения и оборудование; - бытовые помещения и оборудование; - автотранспортные средства; - объекты интеллектуальной собственности; - участие в других организациях (акции), например, в малых инновационных предприятиях (МИП), прочие ценные бумаги

10 По характеру участия в производственном процессе и скорости оборота - оборотные активы; - внеоборотные активы

11 По формам функционирования - финансовые активы; - материальные активы; - нематериальные активы

12 По связи с основной деятельностью - профильные активы; - непрофильные активы

Отправным пунктом при принятии управленческих решений относительно имущества ООВО должно быть определение его вида по всем предложенным в данной систематизированной классификации основания, так как это позволяет максимально быстро определить возможности и ограничения ООВО, связанные с данным видом имущества. При этом ограничения определяются, прежде всего, определением вида имущества с точки зрения правового статуса ООВО и типа имущества согласно нормативно-правовым актам, а возможности - на основании функциональной и экономической классификации.

Заключение

Разработанная автором и представленная в данной статье классификация имущества ООВО включает выделение видом имущества (активов) по 12 основаниям классификации, включая:

- классификацию имущества ООВО, связанную с особенностями организационно-правовой формы ООВО;

- экономическую классификацию имущества ООВО (по видам активов);

- классификация имущества ООВО, связанная с особенностями вида деятельности организации.

Управление имуществом ООВО в обязательном порядке должно быть основано на определении вида имущества по всем выделенным основаниям классификации, поскольку это определяет границы и возможности для разработки и реализации управленческих решений, способствует максимальному учету специфики деятельности ООВО, позволяет оптимизировать «стоимость владения» имуществом, повысить эффективность его использования, вовлечь в учебный и научный процесс.

Одним из примеров практического применения предложенной классификации имущества ООВО для целей управления является ее внедрение в корпоративные информационные системы ООВО, направленные на мониторинг состояния имущества. В большинстве ВУЗов в том или ином виде подобные

системы существуют, однако часто выполняют ограниченный набор функций (позволяют вести полный перечень имущества, учитывают его балансовую стоимость). Применение разработанной классификации позволит по каждому виду имущества в автоматизированном режиме определять возможные (или запрещенные для данного вида имущества) операции с ним, необходимые действия для проведения операций (например, получение разрешений), а также необходимые действия по поддержанию работоспособности оборудования (например, сроки, в которые необходимо проведение ремонтов, замены некоторого оборудования и т.д.), вовлечению в оборот и т.д.

Исходя из многообразия выделенных видов имущества ООВО, учета разных факторов при разработке классификации, а также с учетом представления информации в структурированном и упорядоченном виде, ее следует считать систематизированной. Управление имуществом ООВО на основе применения систематизированной классификации имущества позволит сформировать предпосылки для наиболее эффективного долгосрочного развития ООВО.

Список литературы

1. Анохова Е.В., Дранко О.И. Повышение эффективности деятельности вуза на основе экономического моделирования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №4 (116). С. 9-22.

2. Боровская М.А., Лобачева А.В., Бечвая М.Р., Кулешова К.Г. Инструмент оценки обеспеченности и содержания имущественного комплекса образовательных организаций: нормативно-подушевой подход // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). С. 96-102.

3. Бухарин Н.А., Пупенцова С.В. Оценка эффективности использования недвижимости образовательного учреждения // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). С. 103-110.

4. Горюнова Е.В. Повышение качества высшего образования как важнейший фактор экономического роста России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. С. 417-433.

5. Гурулева Т.Л. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. №7. С.152-164.

6. Гусейн-заде Р. Г. Развитие современного инженерного образования в России (на примере Московского технологического университета) // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №6. С. 121-141.

7. Дуболазов В.А., Неелова Н.В. Учет имущества федеральных государственных автономных образовательных учреждений в соответствии с россий-

скими и международными стандартами финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. №12 (306). С.2-15.

8. Ермак О.В. Состав и классификация объектов управления имущественного комплекса образовательных организаций высшего образования // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, №12(75). 2022. URL: https://aney-science.ru/domains_data/files/1December2022/ SOSTAV%2 01 %2 0KLASSlFlKACl Ya%20OBEKTO V%20 UPRAVLENlYa%201MUShESTVENNOGO%20KOMPLEKSA%20 OBRAZOVATELNYH%20ORGANIZACIY%20VYSShEGO.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

9. Жилина Н.Н., Меньшаева Л.И. Тенденции развития управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений в условиях повышения их самостоятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2011. С 45-50.

10. Игитханян С.С. Особенности системы управления имуществом вузов в РФ и оценка ее эффективности// KANT. 2023. №1(46). С. 29-35.

11. Килинкаров В.В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2019. №2. С.210-224.

12. Кильдишова М.В. Непрофильные активы вуза: классификация и управление на примере ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» // Контентус. 2018. №5 (70). URL: https://cyberieninka.ru/artide/nneprofflnye-aktivy-vuza-klassifikatsiya-i-upravlenie-na-primere-fgbou-vo-mgu-im-n-p-ogareva (дата обращения: 09.09.2023).

13. Кулешова К.Г., Лобачева А.В. Система управления имущественным комплексом: принципы и инструменты // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №4 (104). С. 129-133.

14. Кузьмин А. В. Формирование механизма управления нематериальными активами в системе высшей школы России // n-Economy. 2013. №5 (180).

С. 103-108.

15. Кураков А. Л. Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста // Russian Journal of Economics and Law. 2007. №1 (1). С. 75-80.

16. Кушников Е.И., Хаджинов Л.В. Некоторые аспекты оценки влияния образования на экономический рост // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 1. С. 535-550.

17. Лейман Е.Н., Лозенко В.К. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности имущественного комплекса вуза и пути их формирования // Экономика и экологический менеджмент. 2019. №1. С. 102-111.

18. Лейман Е.Н., Лозенко В.К. Принципы, цели и особенности формирования механизма управления стоимостью имущественного комплекса организации // n-Economy. 2018. №4. С.263-271.

19. Лукашенок Т.Р. Понятие, состав и учет имущества федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений в контексте правового регулирования // Вопросы современной юриспруденции. 2016. №3 (54). С.76-88.

20. Никонова Е. Н. Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (57). С. 102-126.

21. Подлесный С.А., Масальский Г.Б. Пути повышения качества подготовки инженеров в контексте мировых и отечественных тенденций // Журнал СФУ Техника и технологии. 2014. №2. С. 235-247.

22. Пригаро С.В. Системный анализ факторов и показателей принятия решения при управлении имущественным комплексом высших учебных заведений // Вестник АГТУ Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2018. №3. С.90-99.

23. Сироткин А.И. Формализованная методика проектирования оптимальной пространственной инфраструктуры инновационного вуза // Статистика и экономика. 2015. №5. С.168-171.

24. Сюбарева И.Ф. Правовой режим имущества образовательных организаций. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/68654-pravovoj-rezhim-imushhestva-obrazovatelnykh-organizacij (дата обращения: 05.09.2023).

25. Сюбарева И.Ф. Управление имуществом собственника в сфере образования: правовой аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. №1. C. 128-133.

26. Успаева М.Г., Гачаев А.М. Повышение качества высшего образования как фактор развития и модернизации содержания образовательного процесса // Управление образованием: теория и практика. 2022. №9 (55). С. 29-36.

27. Dragoescu M. Education as a Determinant of the Economic Growth. The Case of Romania // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. P. 404-412. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.15628. Kim, J.W. The Role of Education in Economic Development—The Korean Experience. In: Klen-ner, W. (eds) Trends of Economic Development in East Asia. Springer, Berlin, Heidelberg. 1989. https://doi.org/10.1007/978-3-642-73907-1_3729. Loyalka, Prashant & Carnoy, Martin & Froumin, Isak & Dossani, Raffiq & Tilak, J. & Yang, Po. Factors affecting the quality of engineering education in the four largest emerging economies // Higher Education. 2014. Vol. 68. P. 977-1004. https://doi.org/10.1007/s10734-014-9755-830. Mutton D., Ciriello R. The Impact of Education on Economic Growth in Developing Countries. 2021. https://

doi.org/10.13140/RG.2.2.32332.5440031. Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1156-1164. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733

References

1. Anohova E.V., Dranko O.I. Povyshenie effektivnosti deyatel'nosti vuza na osnove ekonomicheskogo modelirovaniya [Increasing the efficiency of university activities based on economic modeling]. Universitetskoe upravle-nie:praktika i analiz, 2018, no. 4 (116), pp. 9-22.

2. Borovskaya M.A., Lobacheva A.V., Bechvaya M.R., Kuleshova K.G. Instrument ocenki obespechennosti i soderzhaniya imushchestvennogo kompleksa obrazovatel'nyh organizacij: normativno-podushevoj podhod [A tool for assessing the provision and maintenance of the property complex of educational organizations: a normative per capita approach]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2016, no. 4 (104), pp. 96-102.

3. Buharin N.A., Pupencova S.V. Ocenka effektivnosti ispol'zova-niya nedvizhimosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Assessing the efficiency of using real estate of an educational institution]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2016, no. 4 (104), pp. 103-110.

4. Goryunova E.V. Povyshenie kachestva vysshego obrazovaniya kak vazh-nejshij faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Improving the quality of higher education as the most important factor in Russia's economic growth]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestvaRossii, 2009, pp. 417-433.

5. Guruleva T.L. Sistema obrazovaniya v kitajskoj narodnoj Respub-like: struktura i osnovnye napravleniya razvitiya [Education system in the People's Republic of China: structure and main directions of development]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 7, pp. 152-164.

6. Gusejn-zade R. G. Razvitie sovremennogo inzhenernogo obrazovaniya v Rossii (na primere Moskovskogo tekhnologicheskogo universiteta) [Development of modern engineering education in Russia (using the example of Moscow Technological University)]. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, no. 6, pp. 121-141.

7. Dubolazov V.A., Neelova N.V. Uchet imushchestva federal'nyh gosu-darstvennyh avtonomnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij v sootvetstvii s rossijskimi i mezhdunarodnymi standartami finansovoj otchetnosti [Accounting for property of federal state autonomous educational institutions in accordance with Russian and international financial reporting standards]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet, 2014, no. 12 (306), pp. 2-15.

8. Ermak O.V. Sostav i klassifikaciya ob"ektov upravleniya imushche-stvennogo kompleksa obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya [Composition and classification of objects of management of the property complex of educational organizations of higher education]. AlleyaNauki, no. 12(75), 2022. https://alley-science.ru/domains_data/files/1December2022/SOSTAV%20 l%20KLASSlFlKAClYa%20OBEKTOV%20UPRAVLENlYa%20 lMUShESTVENNOGO%20KOMPLEKSA%20OBRAZOVATELNYH%2(] 0RGANIZACIY%20VYSShEG0.pdf

9. ZHilina N.N., Men'shaeva L.I. Tendencii razvitiya upravleniya finansovymi resursami obrazovatel'nyh uchrezhdenij v usloviyah povysheniya ih samostoyatel'nosti [Trends in the development of management of financial resources of educational institutions in the context of increasing their independence]. Ekonomicheskij analiz: teoriya ipraktika, 2011, pp. 45-50.

10. Igithanyan S.S. Osobennosti sistemy upravleniya imushchestvom vu-zov v RF i ocenka ee effektivnosti [Features of the university property management system in the Russian Federation and assessment of its effectiveness]. KANT, 2023, no. 1(46), pp. 29-35.

11. Kilinkarov V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere vysshego obrazovaniya i nauki v Rossii [Public-private partnership in the field of higher education and science in Russia]. VestnikSPbGU. Seriya 14. Pravo, 2019, no. 2, pp. 210-224.

12. Kil'dishova M.V. Neprofil'nye aktivy vuza: klassifikaciya i upravlenie na primere FGBOU VO "MGU im. N. P. Ogareva" [Non-core assets of a university: classification and management using the example of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MSU named after N.P. Ogarev"]. Kontentus, 2018, no. 5 (70). https://cyberleninka.ru/article/n/neprofilnye-aktivy-vuza-klassifikatsiya-i-upravlenie-na-primere-fgbou-vo-mgu-im-n-p-ogareva

13. Kuleshova K.G., Lobacheva A.V. Sistema upravleniya imushchestven-nym kompleksom: principy i instrumenty [Property management system: principles and tools]. Universitetskoe upravlenie:praktika ianaliz, 2016, no. 4 (104), pp. 129-133.

14. Kuz'min A. V. Formirovanie mekhanizma upravleniya nematerial'nymi aktivami v sisteme vysshej shkoly Rossii [Formation of a mechanism for managing intangible assets in the Russian higher education system]. n-Economy, 2013, no. 5 (180), pp. 103-108.

15. Kurakov A. L. Povyshenie kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya kak vazhnejshij faktor ekonomicheskogo rosta [Improving the quality of higher professional education as the most important factor in economic growth]. Russian Journal of Economics and Law, 2007, no. 1 (1), pp. 75-80.

16. Kushnikov E.I., Hadzhinov L.V. Nekotorye aspekty ocenki vliya-niya obrazovaniya na ekonomicheskij rost [Some aspects of assessing the impact of

education on economic growth]. Voprosy innovacionnoj ekonomiki, 2022, vol. 12, no. 1, pp. 535-550.

17. Lejman E.N., Lozenko V.K. Mekhanizmy povysheniya investicionnoj privlekatel'nosti imushchestvennogo kompleksa vuza i puti ih formirovaniya [Mechanisms for increasing the investment attractiveness of the university's property complex and ways of their formation]. Ekonomika i ekologicheskij menedzhment, 2019, no. 1, pp. 102-111.

18. Lejman E.N., Lozenko V.K. Principy, celi i osobennosti formi-rovaniya mekhanizma upravleniya stoimost'yu imushchestvennogo kompleksa organizacii [Principles, goals and features of the formation of a mechanism for managing the value of the organization's property complex]. n-Economy, 2018, no. 4, pp. 263-271.

19. Lukashenok T.R. Ponyatie, sostav i uchet imushchestva federal'nyh gosudarstvennyh byudzhetnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij v kontekste pra-vovogo regulirovaniya [Concept, composition and accounting of property of federal state budgetary educational institutions in the context of legal regulation]. Voprosy sovremennojyurisprudencii, 2016, no. 3 (54), pp. 76-88.

20. Nikonova E. N. Universitety stran s razvivayushchejsya ekonomikoj. Put' k priznaniyu [Universities in emerging economies. The path to recognition]. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika, 2019, no. 1 (57), pp. 102-126.

21. Podlesnyj S.A., Masal'skij G.B. Puti povysheniya kachestva podgo-tovki inzhenerov v kontekste mirovyh i otechestvennyh tendencij [Ways to improve the quality of engineer training in the context of global and domestic trends]. ZHurnal SFU. Tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 2, pp. 235-247.

22. Prigaro S.V. Sistemnyj analiz faktorov i pokazatelej prinyatiya resheniya pri upravlenii imushchestvennym kompleksom vysshih uchebnyh zavedenij [System analysis of factors and decision-making indicators in the management of the property complex of higher educational institutions]. Vestnik AGTU. Seriya: Upravlenie, vychislitel'naya tekhnika i informatika, 2018, no. 3, pp. 90-99.

23. Sirotkin A.I. Formalizovannaya metodika proektirovaniya optimal'noj prostranstvennoj infrastruktury innovacionnogo vuza [Formalized methodology for designing the optimal spatial infrastructure of an innovative university]. Statistika i ekonomika, 2015, no. 5, pp. 168-171.

24. Syubareva I.F. Pravovoj rezhim imushchestva obrazovatel'nyh organizacij [Legal regime of property of educational organizations]. https://wiselawyer.ru/ poleznoe/68654-pravovoj-rezhim-imushhestva-obrazovatelnykh-organizacij

25. Syubareva I.F. Upravlenie imushchestvom sobstvennika v sfere ob-razovaniya: pravovoj aspekt [Property management of the owner in the field of education: legal aspect]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2018, no. 1, pp. 128-133.

26. Uspaeva M.G., Gachaev A.M. Povyshenie kachestva vysshego obrazo-vaniya kak faktor razvitiya i modernizacii soderzhaniya obrazovatel'nogo processa [Improving the quality of higher education as a factor in the development and modernization of the content of the educational process]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika, 2022, no. 9 (55), pp. 29-36.

27. Dragoescu M. Education as a Determinant of the Economic Growth. The Case of Romania. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 197, pp. 404-412. https://doi.org/10.10167j.sbspro.2015.07.15628. Kim, J.W. The Role of Education in Economic Development—The Korean Experience. In: Klenner, W. (eds) Trends of Economic Development in East Asia. Springer, Berlin, Heidelberg. 1989. https://doi.org/10.1007/978-3-642-73907-1_3729. Loyalka, Prashant & Carnoy, Martin & Froumin, Isak & Dossani, Raffiq & Tilak, J. & Yang, Po. Factors affecting the quality of engineering education in the four largest emerging economies. Higher Education, 2014, vol. 68, pp. 977-1004. https://doi.org/10.1007/s10734-014-9755-830. Mutton D., Ciriello R. The Impact of Education on Economic Growth in Developing Countries. 2021. https://doi. org/10.13140/RG.2.2.32332.5440031. Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 214, pp. 1156-1164. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Игитханян Сергей Седракович, соискатель кафедры «Менеджмент и инновации»

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Ярославское ш., 26, г. Москва, 129337, Российская Федерация sergo_071287@mail.ru

DATAABOUT THE AUTHOR Sergey S. Igitkhanyan, Applicant, Department of Management and Innovation. National Research Moscow State University of Civil Engineering 26, Yaroslavskoe sh., 26, Moscow, 129337, Russian Federation sergo_071287@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0009-0005-6794-5695

Поступила 04.09.2023

После рецензирования 26.09.2023

Принята 30.09.2023

Received 04.09.2023 Revised 26.09.2023 Accepted 30.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.