Научная статья на тему 'Методы управления военным имуществом'

Методы управления военным имуществом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ИМУЩЕСТВО / ВОЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / PROPERTY / MILITARY PROPERTY / METHODS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Олег Иванович

Множество вариантов использования военного имущества предполагает необходимость организации действенной системы управления объектами данного имущества в рамках действия рыночных условий и методов хозяйствования. В статье проанализирован состав военного имущества, рассмотрены основные направления использования объектов военного имущества, охарактеризованы этапы реализации процесса управления военным имуществом, систематизированы методы управления военным имуществом. Акцентируется внимание на основных требованиях, предъявляемых к процессу выработки и принятия решений в области управления военным имуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковлев Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MANAGEMENT OF MILITARY PROPERTY

The set of options of use of military property assumes need of the organization of an effective control system of objects of this property within action of market conditions and methods of managing. In article the structure of military property is analyzed, the main directions of use of objects of military property are considered, stages of realization of process of management of military property are characterized, methods of management of military property are systematized. The attention is focused on the main requirements imposed to process of development and decision-making in the field of management of military property.

Текст научной работы на тему «Методы управления военным имуществом»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

39

Яковлев О.И.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Аннотация. Множество вариантов использования военного имущества предполагает необходимость организации действенной системы управления объектами данного имущества в рамках действия рыночных условий и методов хозяйствования. В статье проанализирован состав военного имущества, рассмотрены основные направления использования объектов военного имущества, охарактеризованы этапы реализации процесса управления военным имуществом, систематизированы методы управления военным имуществом. Акцентируется внимание на основных требованиях, предъявляемых к процессу выработки и принятия решений в области управления военным имуществом.

Ключевые слова. Собственность, имущество, военное имущество, методы управления.

Yakovlev O.I.

METHODS OF MANAGEMENT OF MILITARY PROPERTY

Abstract. The set of options of use of military property assumes need of the organization of an effective control system of objects of this property within action of market conditions and methods of managing. In article the structure of military property is analyzed, the main directions of use of objects of military property are considered, stages of realization of process of management of military property are characterized, methods of management of military property are systematized. The attention is focused on the main requirements imposed to process of development and decision-making in the field of management of military property.

Keywords. Property, military property, methods of management.

С экономической точки зрения право того или иного субъекта по отношению к различным элементам национального богатства определяет понятие собственности [7]. Можно также утверждать, что собственность характеризует отношения между субъектом (человеком или группой людей), с одной стороны, и любым объектом материального мира, с другой стороны. В рамках данных отношений происходит постоянное или временное, частичное или полное отчуждение или присвоение указанного объекта тем или иным субъектом. Форма собственности выступает здесь как наиболее развитая в историческом плане форма присвоения.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации субъектами права собственности являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане. Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, находятся в собственности Российской Федерации - федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления [5].

ГРНТИ 06.39.41 © Яковлев О.И., 2015

Олег Иванович Яковлев - начальник Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы.

Контактные данные для связи с автором: 115184, Россия, г. Москва, 1-ый Новокузнецкий пер., д. 12. (Russia, Moscow, 1st Novokuznetsky Lane, 12). Тел.: +7 495 633-46-49. Е-mail: direkciya@edu.mos.ru.

40

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

К военному имуществу относятся штатное и табельное военное и иное имущество, находящееся в оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также сверхнормативное военное имущество. Военное имущество классифицируется на движимое и недвижимое. Недвижимое военное имущество включает завершенные и незавершенные строительством казарменножилищный, складской фонды, коммунальные сооружения, специальные здания и сооружения со смонтированным инженерным, технологическим и специальным техническим оборудованием, иные объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации.

Одним из основных направлений государственной политики по военному строительству является комплекс мероприятий по оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. С учетом того, что в общих расходах федерального бюджета доля расходов на национальную оборону и безопасность весьма велика и в последние годы имеет тенденцию постоянного роста, можно утверждать, что рационализация направлений использования недвижимого и движимого военного имущества, как части государственной собственности, будет выступать как фактор формирования положительного экономического эффекта в рамках экономического обеспечения военной организации государства. Объективное воздействие рыночных условий и методов хозяйственной деятельности на организацию материально-технического обеспечения войск (сил) обусловливает необходимость организации качественного и эффективного управления объектами военного имущества [4; 10, с. 336].

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053, Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.

Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России. В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных отношений заложено обеспечение: качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации; оптимизации состава военного имущества в целях сокращения расходов на содержание военного имущества и повышения доходов от вовлечения военного имущества в гражданско-правовой оборот; улучшения технического состояния военного имущества используемого в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются: передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации; передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации; передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; передача в собственность муниципальных образований и субъектов Российской Федерации; передача в аренду; передача в безвозмездное пользование; передача в казну Российской Федерации; реализация имущества, неиспользуемого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации [3].

Процесс управления федеральной собственностью и одной из ее составляющих - военным имуществом - должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на его содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления [1, с. 12]. Для решения данной задачи должны использоваться определенные методы и приемы управления, которые в систематизированном виде представляют собой единую методологию управления военным имуществом.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015. 41

Организация управления военным имуществом должна основываться на принципах эффективного менеджмента с учетом базовых положений гражданской и хозяйственной нормативноправовой базы. Военное имущество обладает отличительными особенностями по сравнению с другими видами государственной собственности, одной из которых является абсолютный масштаб обобществления. Указанная особенность накладывает отпечаток на процесс управления военным имуществом и затрудняет обоснование и реализацию на практике оперативных управляющих решений в сфере воздействия собственника на объекты собственности.

В данной связи, говоря об управлении военным имуществом, необходимо в первую очередь определить направления использования объектов военного имущества, подразумевающие, как правило, их передачу в разрешенных законодательством случаях тем или иным юридическим или физическим лицам. Данное действие в отношении объектов военного имущества предоставляет возможность локализации управляющих воздействий на них. Результатом такой передачи выступает трансформация правового статуса объектов военного имущества, вследствие чего изменяются условия выбора способов управляющих воздействий на объекты со стороны собственника. Учитывая изложенное, управление военным имуществом может быть представлено как многоэтапный процесс (см. рис.).

Распределенный характер объектов военного имущества (многие из них разнесены территориально и разобщены ведомственно) накладывает свой отпечаток на организацию управления военным имуществом. Кроме того, имеются существенные нормативно-правовые ограничения выбора управляющих воздействий на процессы использования объектов военного имущества, заключающиеся в необходимости жесткого соблюдения норм и правил в данной области. Все это обусловливает высокую ответственность субъекта управления военным имуществом за правильность принимаемых решений.

Обоснование и принятие решений является одной из важнейших задач управления военным имуществом. Решая данную задачу, субъект управления должен руководствоваться следующими принципами: открытость, характеризуемая способностью к развитию в результате совершенствования методов управления; множественность целей, подразумевающая обеспечение возможности исследования, анализа и оценки эффективности объектов военного имущества, а также максимальное разнообразие возможностей, необходимых для использования во вновь возникающих задачах; обеспечение возможности проявления творческой инициативы лиц, принимающих решения, в процессе подготовки вариантов управленческих решений; своевременная выработка обоснованных рекомендаций для лиц, принимающих решения.

Процесс управления объектами военного имущества должен строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии с определенной спецификой данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта военного имущества. Адаптация общей методологии управления к проблемам управления военным имуществом должна учитывать традиции и специфику субъекта управления. Управление военным имуществом как процесс воздействия субъекта управления на управляемые объекты федеральной собственности осуществляется с помощью определенных методов управления. В практике управления военным имуществом применяются весьма разнообразные методы и их комбинации. Теория управления предопределяет классификацию методов управления имуществом на административные и экономические. Необходимо отметить, что такая группировка методов управления достаточно условна в связи с тем, что не представляется возможным четко разграничить каждый метод, т.к. они весьма тесно взаимосвязаны друг с другом и обладают общими характеристиками. Вместе с тем каждой группе методов присущи определенные различия в способах воздействия на объекты военного имущества, которые и позволяют рассматривать их в отдельности.

Административные методы управления предназначены для воздействия на субординационные, организационные и контрольные управленческие отношения. Эти методы управления военным имуществом можно разделить на административно-правовые и административноорганизационные методы. Административно-правовые методы управления носят властный характер, определяются императивностью исполнения и выражаются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в обязательной форме - в принятии и издании ре-

42

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

шений, постановлений, распоряжений, приказов органов управления военным имуществом и их структурных подразделений. Специфику административно-правовых методов управления имуществом определяет сочетание способов административного управления, к которым относится запрет, дозволение и обязывание. В зависимости от сочетания этих способов административноправового воздействия формируются следующие методы управления военным имуществом:

Рис. Этапы реализации процесса управления военным имуществом

- императивный (безальтернативный) метод - это категорически властный, строго обязательный, не допускающий отступлений от требований правовой нормы метод. При императивном регулировании управления военным имуществом воздействие осуществляется на властноимперативных началах;

- диспозитивный метод - это метод, который не навязывает участникам регулируемых отношений определенный вариант поведения, основан на учете инициативы, самостоятельности субъектов управления в своем выборе. Он предоставляет субъекту определенную свободу для волеизъявления, допускает возможность урегулировать собственные действия по своему усмот-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015. 43

рению. Нормативно-правовой акт лишь определяет пределы такого усмотрения или устанавливает определенные процедуры;

- метод прямого управляющего воздействия характеризуется односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на объекты путем принятия решения обязательного характера. К ним относятся общее и непосредственное руководство, контроль и наблюдение, организация и регулирование, планирование и прогнозирование;

- метод косвенного управляющего воздействия [6] осуществляется посредством постановки задач и созданием стимулирующих условий труда соответствующими средствами;

- метод поощрения - это метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение, который также оказывает стимулирующее воздействие на правомерное поведение субъектов управления [2];

- метод рекомендаций характеризуется тем, что «не понуждает» субъект к определенному варианту поведения, а предлагает оптимальный в данной ситуации [8].

Таким образом, административно-правовые методы управления представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на объекты военного имущества, а также на субъекты управления, т.е. на самого себя. Административно-организационные методы управления подразделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование:

- организационное регламентирование осуществляется в виде издания нормативных документов, устанавливающих четкий порядок в организации деятельности субъекта управления: компетенцию органов управления, управленческие отношения и т.д.;

- организационное нормирование выражается в применении в деятельности органов управления имуществом различного рода норм и нормативов: численности аппарата органов управления военным имуществом; трудовых затрат на выполнение тех или иных управленческих функций и т.д.;

- организационно-методическое инструктирование выражается в разработке и издании инструкций по выполнению органами управления военным имуществом своих функций, а также методические рекомендации по поиску оптимальных управленческих решений, подготовке распорядительных документов, взаимодействию вышестоящих органов управления с нижестоящими.

В группу методов организационного воздействия [9] можно также включить инструктаж по вопросам управления военным имуществом, выражающийся в организации совещаний, семинаров, конференций, заседаний, методических сборов по вопросам управления имуществом. В рамках процедуры инструктирования осуществляется оказание методической и информационной помощи в целях повышения эффективности управления военным имуществом.

Экономические методы управления, базирующиеся на материальной заинтересованности, являются основой экономического механизма управления военным имуществом. Сущность данной группы методов управления состоит в том, что они, выступая как средства реализации требований экономических законов, предназначены для воздействия именно на экономические управленческие отношения с целью создания эффективного механизма работы.

Субъекты управления военным имуществом осуществляют свои права по отношению к объектам федеральной собственности следующими способами: владеют и пользуются отдельными объектами имущества для собственных целей (зданиями, в котором расположены органы управления, транспортом и другими объектами); передают объекты военного имущества во владение, пользование и распоряжение другим лицам в соответствии с гражданско-правовыми договорами; распоряжаются военным имуществом путем продажи (приватизации), мены, аренды и т.д.

Экономические методы управления характеризуются как совокупность приемов и способов воздействия на объект управления с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Рассматриваемые методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной или непроизводственной деятельности. В отличие от административных, экономические методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффек-

44

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

тивную деятельность. Чем более развиты в обществе рыночные отношения, тем более значимее экономические методы управления.

Экономические отношения, возникающие в процессе управления военным имуществом, определяются в первую очередь факторами, которые определяются объективными потребностями и интересами собственников имущества. Экономические методы не могут существовать без методов административного воздействия, обеспечивающих четкость, дисциплинированность и порядок работы субъектов управления военным имуществом, контроль за его использованием. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, а экономические меры воздействия в свою очередь нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Таким образом, объективной стороной использования административных и экономических методов управления военным имуществом выступают управленческие отношения, составляющие часть механизма управления, посредством которого реализуются основные функции данного процесса. Соответственно, важной задачей процесса управления военным имуществом является оптимальное сочетание и рациональное соотношение административных и экономических методов управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандурин В.В., Кузнецов В.Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика. 1999. 151 с.

2. Васильев М.А. Бюджетное планирование в промышленных компаниях: назначение, принципы, структура // Известия СПбГЭУ. 2014. № 6. С. 125-128.

3. Департамент имущественных отношений Минобороны России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.mil.ru/economy/about.htm (дата обращения 1.03.2015 г.).

4. Курбанов А.Х. Концепция аутсорсинга процессов и её практическое применение // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 113-118.

5. Плотников В.А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (по материалам Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 2 (10). С. 85-88.

6. Плотников В.А., Федотова Г.В. Индикаторы стратегического регионального планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 21-33.

7. Попов А.И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого развития // Известия СПбГЭУ. 2014. № 3. С. 7-12.

8. Тихомиров Д.В. Вопросы определения требуемой доходности участвующих активов в оценке нематериальных активов при приобретении бизнеса // Известия СПбГЭУ. 2014. № 2. С. 22-30.

9. Чистов И.В. Анализ нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2012. № 1. С. 58-64.

10. Чистов И.В., Закутнев С.Е. Оценка эффективности управления высвобождаемым военным имуществом // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 4. С. 336-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.