Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ'

КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПУБЛИЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / ФОНДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмогорова Т.А.

В данной статье рассмотрены классификация и методы формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов. Обозначено внутреннее содержание бюджетов различных уровней, которое происходит в бюджетной классификации и является по своей сути документом, в котором классифицируются доходы, расходы по определенным признакам и объединяются в соответствующие группы. По итогу мы пришли к выводу, что для достижения стабильности при формировании доходов бюджетов различных уровней, учитывая прогнозируемое повышение налоговой нагрузки, необходимо определение бюджетных параметров на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND METHODS FOR FORMING STATE AND MUNICIPAL BUDGET INCOMES

This article discusses the classification and methods of generating state and municipal budget revenues. The internal content of the budgets of various levels is indicated, which occurs in the budget classification and is essentially a document in which incomes and expenses are classified according to certain criteria and combined into appropriate groups. As a result, we came to the conclusion that in order to achieve stability in the formation of budget revenues at various levels, given the predicted increase in the tax burden, it is necessary to determine budget parameters for the medium term.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ»

КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Т.А. Колмогорова, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-127-130

Аннотация. В данной статье рассмотрены классификация и методы формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов. Обозначено внутреннее содержание бюджетов различных уровней, которое происходит в бюджетной классификации и является по своей сути документом, в котором классифицируются доходы, расходы по определенным признакам и объединяются в соответствующие группы. По итогу мы пришли к выводу, что для достижения стабильности при формировании доходов бюджетов различных уровней, учитывая прогнозируемое повышение налоговой нагрузки, необходимо определение бюджетных параметров на среднесрочную перспективу.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, бюджетное право, финансовое право, бюджетное законодательство, публичные обязательства, государственные доходы, фонды денежных средств.

Конституция Российской Федерации определяет современную Россию как федеративное государство, вследствие чего, в зависимости от различных уровней государственного устройства возникает понятие различных бюджетов. Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень -бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты. Несмотря на то, что бюджетная система Российской Федерации является единой, бюджеты разных уровней самостоятельны, а доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются. Для выполнения основной части возложенных на государство функций, с учетом покрытия потребностей в средствах на исполнение этих функций, необходима материальная основа, которую и создают доходы бюджета в целом. В данном ключе, доходы бюджета рассматриваются прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Выбор направлений

использования накоплений, которые образуются в ходе хозяйственной деятельности, обусловлен взиманием доходов. Также происходит регулирование спроса и структуры конечного потребления. Доходы бюджета оказывают воздействие на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций, на активность в области хозяйственной деятельности.

Статья 71 Конституции Российской Федерации закрепляет право России на создание самостоятельного федерального бюджета [1]. Данное положение, а также Бюджетный кодекс Российской Федерации, который детально регламентирует порядок его формирования и исполнения, являются правовой основой функционирования федерального бюджета.

Природа бюджета является экономической основой любого государства. Факторы, влияющие на состояние этой основы, влекут за собой изменения, которые в свою очередь приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. Экономическая составляющая бюджета представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального до-

хода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления [2].

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение термина «бюджет» [3]. Так, под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона [4]. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. В законе (решении) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные бюджетным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете) [3].

Понятие «формирование бюджета» трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи объясняют формирование бюджета как фонда денежных средств (функциональный процесс); другие применяют данный термин к бюджету как плановому документу, который отражает количественные и качественные показатели доходов и расходов (организационный процесс).

В учебнике «Финансы» под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной указывается, что источниками формирования доходов бюджетов субъектов РФ, являются как

собственные доходы, так и отчисления от федеральных налогов и сборов. При этом подчеркивается, что расходы бюджетов всех уровней проявляются в использовании бюджетных средств [5].

Поляк Г.Б., характеризуя формирование бюджета, подчеркивает, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов. Главное назначение всех звеньев бюджетной системы -финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов [6].

Таким образом, можно выделить две точки зрения на формирование доходов бюджета. Первая - это то, что образование и расходование фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства, и означает формирование бюджета. То есть имеется в виду фактическое поступление денежных средств в соответствующий фонд.

Другая точка зрения состоит в том, что при формировании бюджета главную роль играет бюджетное планирование с предварительной разработкой методологической и нормативной базы. Министерство финансов Российской Федерации придерживается именно этой точки зрения, так как, формирование показателей бюджета по доходам и расходам на основе действующего законодательства является первичным по отношению к процессу формирования бюджета как фонда денежных средств. Это выглядит логично, так как прежде, чем формировать бюджет по доходам и расходам необходимо рассчитать объемы предстоящих поступлений и бюджетных расходов.

Система государственных и муниципальных доходов представляет собой совокупность поступающих в собственность государства и муниципальных образований денежных платежей для формирования государственных и муниципальных фондов в порядке, определенном действующим законодательством.

При этом нормативное обеспечение регулирования формирования государственных и муниципальных доходов осуществляется нормативными правовыми актами различных отраслей права, например, административного, налогового, бюджетного и гражданского.

Согласно статье 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством [3].

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

В бюджетном законодательстве и непосредственно в бюджете отражаются только бюджетные ассигнования на реализацию государственных (муниципальных) программ (ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации) [3]. Одним из направлений повышения уровня качества управления региональными и муниципальными финансами является переход к программно-целевому методу формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Программно-целевой метод формирования бюджетов различных уровней направлен на отслеживание результативности бюджетных вложений, а не на достижение стратегических целей развития России, однако при этом, ориентация на результат соответствует принципам экономного и эффективного расходования бюджетных средств, что не вызывает сомнений в правильности применения указанного метода.

Примером программно-целевого метода является государственная программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Разви-

тие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" [4].

Доходы бюджета, расходы являются основными характеристиками бюджета, его частями. В случае нарушения баланса доходов и расходов к данным характеристикам может относиться и дефицит (профицит) бюджета. В связи с многочисленностью и разнообразностью источников поступления (финансирования) доходов, целевого направления расходов, одним из элементов проявления их единства и соответственно единства бюджетной системы является бюджетная классификация. Отражение внутреннего содержания бюджетов различных уровней происходит в бюджетной классификации, которая является по своей сути документом, в котором классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и объединяются в соответствующие группы [7].

Комплексная оценка и тщательный анализ возможных последствий, предполагаемых в будущем и проводимых в настоящем времени мероприятий бюджетно-налоговой политики, позволит повысить обоснованность решений, принимаемых при управлении государственными и муниципальными финансами. Для достижения стабильности при формировании доходов бюджетов различных уровней, учитывая прогнозируемое повышение налоговой нагрузки, необходимо определение бюджетных параметров на среднесрочную перспективу. В то же время, учитывая влияние внешних и внутренних факторов, таких как динамика социально-экономических показателей, изменение бюджетного и налогового законодательства, повышение привлекательности территорий как инвестиционных объектов, предварительное рассмотрение и принятие соответствующих решений в рамках финансовой политики, приведет к более качественному прогнозированию налоговой нагрузки, а следовательно, к достижению стабильности при формировании доходов бюджетов.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020

2. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. - М.: Проспект, 2018. - 400 с.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

4. Чепунов, О.И. Контрольная (надзорная) функция как элемент эффективности публичной власти / О.И. Чепунов, А.В. Минаев // Право и государство: теория и практика. -2015. - № 9 (129). - С. 36-42.

5. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.,2012. - 496 с.

6. Поляк Г.Б. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 607 с.

7. Минаев, А.В. Особенности доказывания безденежности договора займа / А.В. Минаев, Я.С. Недвецкая // Арбитражный и гражданский процесс. - 2020. - № 3. -С. 6-9.

CLASSIFICATION AND METHODS FOR FORMING STATE AND MUNICIPAL

BUDGET INCOMES

T.A. Kolmogorova, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Law University (Russia, Kaliningrad)

Abstract. This article discusses the classification and methods of generating state and municipal budget revenues. The internal content of the budgets of various levels is indicated, which occurs in the budget classification and is essentially a document in which incomes and expenses are classified according to certain criteria and combined into appropriate groups. As a result, we came to the conclusion that in order to achieve stability in the formation of budget revenues at various levels, given the predicted increase in the tax burden, it is necessary to determine budget parameters for the medium term.

Keywords: budget, budget revenues, budgetary law, financial law, budgetary legislation, public obligations, state revenues, cash funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.