Научная статья на тему 'Источники формирования доходной части бюджета'

Источники формирования доходной части бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / STATE BUDGET / REVENUES / EXPENSES / NON-TAX REVENUES / TAX REVENUES / NON-REPAYABLE INCOME / CASH / PRIMARY AND SECONDARY INCOME / BUDGET FUNDS / BUDGET PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артёмова О.А.

В данной статье исследуются бюджетные правоотношения, обьектом которых выступают доходы бюджета, анализируются различные точки зрения на определение дефиниции «доходы бюджета», приводятся различные классификации доходов бюджета, освещаются основные проблемы формирования доходной части бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of the formation of the budget revenues

This article examines the budget relations, the object of which are budget revenues, analyzes various points of view on the definition of the definition of "budget revenues", provides various classifications of budget revenues, highlights the main problems of forming the budget revenues.

Текст научной работы на тему «Источники формирования доходной части бюджета»

Источники формирования доходной части бюджета Sources of the formation of the budget revenues

Артёмова О. А.

студент 3 курса, юридический институт, Вятский Государственный Университет,

Россия, Киров e-mail: artyomova29@icloud. com

Artyomova O. A.

3rd year student, Law Institute, Vyatka State University, Russia, Kirov e-mail: artyomova29@icloud. com

Научный руководитель Коротаева Ольга Анатольевна,

старший преподаватель кафедры конституционного, административного права и правового

обеспечения государственной службы, юридический институт, Вятский Государственный Университет,

Россия, Киров

Scientific adviser Korotaeva Olga Anatolevna

Senior Lecturer at the Department of Constitutional, Administrative Law and Legal

Support of the Civil Service, Law Institute, Vyatka State University, Russia, Kirov

Аннотация.

В данной статье исследуются бюджетные правоотношения, объектом которых выступают доходы бюджета, анализируются различные точки зрения на определение дефиниции «доходы бюджета», приводятся различные классификации доходов бюджета, освещаются основные проблемы формирования доходной части бюджета.

Annotation.

This article examines the budget relations, the object of which are budget revenues, analyzes various points of view on the definition of the definition of "budget revenues", provides various classifications of budget revenues, highlights the main problems of forming the budget revenues.

Ключевые слова: государственный бюджет, доходы, расходы, неналоговые доходы, налоговые доходы, безвозвратные поступления, денежные средства, первичные и вторичные доходы, бюджетные средства, бюджетный процесс.

Key words: state budget, revenues, expenses, non-tax revenues, tax revenues, non-repayable income, cash, primary and secondary income, budget funds, budget process.

Состояние функционирования бюджетной системы, порядок формирования доходов бюджета, осуществление расходов во многом обуславливают решение социальных и экономических проблем современного общества. Бюджет играет главную роль в экономической и социальной сферах деятельности государства, поскольку он является тем механизмом государства, в котором сконцентрированы его финансовые ресурсы. На управление страной, занимающей большие территории и имеющей массивный управленческий аппарат, требуются немалые средства. В связи с этим, бюджетная политика государства должна быть направлена,

прежде всего, на поддержание устойчивость функционирования бюджетной системы страны, а также сохранение сбалансированности распределения бюджетных ресурсов, направленных на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы.

Бюджетом, исходя из материального понимания данной категории, считается денежный фонд, в рамках которого непрерывно осуществляется движение денежных средств в безналичной форме. В рамках бюджета денежные средства существуют в определенных правовых формах - как доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета.

Государственный бюджет состоит из трех дополняющих друг друга частей - доходной и расходной, а также дефицита бюджета. Доходная часть бюджета отражает источники поступления средств на финансирование деятельности государства, то есть откуда они поступают деньги, а также какие слои общества отчисляют из своих доходов больше. Структура доходов является непостоянной и зависит она от определенных экономических условий развития страны. Любые изменения структуры бюджетных доходов будет отражать и изменения в экономических процессах.

Легальное определение доходов бюджета закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации: доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [1]. Однако с точки зрения представлений о правилах юридической техники оно не является корректным, так как построено на отрицании, то есть законодатель относит к доходам все то, что не является источниками финансирования дефицита бюджета. Кроме того, в данном определении указывается только на один признак дохода - поступление в фонд, что предопределяет его критику. В связи с этим, в юридической литературе выделяются различные точки зрения на данное понятие.

Так, Крохина Ю.А. определяет доходы бюджета как часть финансовых ресурсов государства. Отмечается также, что это часть, которая установлена в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей [2].

Химичева Н.И. выделяет понятие доходов бюджета в широком и узком смысле. Широкий аспект предполагает понимание доходов бюджета как доходы, охватывающие доходы всей бюджетной системы, различных внебюджетных фондов, и которые остаются в распоряжении государственных предприятий. В узком аспекте доходы определяются как: доходы бюджетной системы и внебюджетных фондов [3].

Несколько иной точки зрения придерживается Васильева Н.В. Отмечая как и многие ученые-правоведы размытость, неполноту и неточность легального определения доходов бюджета, она предлагает рассматривать бюджетные доходы в двух аспектах. В материальном смысле доходы бюджета - это дефицитные денежные средства, поступающие в процессе распределения национального дохода безвозмездно и безвозвратно в денежные фонды бюджетной системы, а с экономической точки зрения они представляют собой распределительные экономические отношения, которые возникают в процессе формирования бюджетных фондов [4].

Пауль А.Г. также выделяет три варианта понимания данной категории: правовой, экономический и материальный. Особенностью его мнения является обособление правового аспекта, с точки зрения которого под доходами понимаются закреплённые в законе о бюджете бюджетные показатели, определяющие прогнозируемый объём безвозвратных поступлений бюджетов, а также планируемые нормативы отчислений в другие бюджеты и планируемые суммы межбюджетных трансфертов, поступающих в соответствующие бюджеты [5].

Следовательно, нам представляется возможным утверждать, что дефиниция доходов бюджета является дискуссионной в юридической литературе. В связи с этим, в целях совершенствования бюджетного законодательства и исключения разночтений, с нашей точки зрения необходимо дополнить легальное определение признаками безвозмездности и безвозвратности поступлений и изложить в следующей редакции: «доходы бюджета - это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в бюджет, не влекущие изменения его активов и обязательств».

Бюджет отражает объем финансов государства. В связи с этим, государство проводит систематизацию всех своих доходов, закрепляя в ст. 41 БК РФ основные группы доходов бюджетов.

В основу классификации, закреплённой в законодательстве, положены источники формирования доходов, в связи с чем выделяются две группы доходов: «безвозмездные поступления» и «налоговые и неналоговые доходы», последняя из которых, в свою очередь делится на подгруппы «налоговые доходы» и «неналоговые доходы».

Кроме того, наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в качестве отдельной группы называют также страховые взносы. Однако, на наш взгляд, исходя из признаков страховых взносов, таких как обязательность уплаты для всех участников системы, единство установленных законодательством условий расчета и уплаты, установления жёстких сроков внесения платежей, наличие обеспечительного и защитного режимов для реализации института страхового взноса, их стоит относить к группе налоговых доходов.

Отмечая сильные стороны легальной классификации, важно подчеркнуть возможность обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, такой подход позволяет проанализировать основные источники доходов, объемы и тенденции развития доходов как в рамках каждого отдельного бюджета, так и в целом в масштабах государства.

В качестве слабого места данной группировки некоторые учёные, в частности Сагайдачная Н.К., указывают методологически некорректное объединение в одну группу налоговых и неналоговых доходов, так как они различаются по методам мобилизации в бюджет, признаку безвозвратности и безэквивалентности [6].

Говоря о системе бюджетных доходов, следует отметить, что у ученых-правоведов нет единого мнения о критериях разделения доходов на виды, встречаются их различные классификации.

Пауль А.Г. также ставит под сомнение логичность постановки безвозмездных поступлений в один ряд с налоговыми и неналоговыми доходами. В связи с этим, учёный предлагает делить доходу бюджета в зависимости от того, из каких источников они поступают. Таким образом, он выделяет первичные доходы - поступающие из источников, находящихся вне бюджетной системы, и доходы вторичные - передающиеся из одного бюджета другому [7].

Согласно данной классификации в категорию первичных доходов включают поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, не имеющих целевого назначения, а также не являющихся расходами какого-либо другого бюджета. Вместе с тем, данную группу можно разделить на обязательные и добровольные в зависимости от того, кто является инициатором уплаты денежных средств. Так, инициатором добровольных доходов выступают сами плательщики, а обязательные -взыскиваются публично-правовыми образованиями в случае неуплаты в силу закона или договора. В дополнение, подгруппу обязательные доходы составляют налоговые и неналоговые доходы.

К вторичным (или производным) доходам относят доходы, являющиеся расходами другого бюджета, то есть денежные средства, перечисляемые из одного бюджета в другой. Важно отметить, что они имеют целевое

назначение. По направлению движения данный вид доходов подразделяется на нисходящие, поступающие из вышестоящего бюджета в нижестоящий, и восходящие или централизуемые, движимые соответственно в обратном направлении.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, методологически некорректно объединять налоговые и неналоговыми доходы в одну группу, а также нелогично ставить в один ряд с ними безвозмездные поступления. Стоит отметить, что выделение страховых взносов также не совсем правильно, так как по всем признакам их стоит относить к налоговым доходам бюджета.

Вместе с тем, как справедливо отмечает Гуляев И.А., «анализ дефиниции «доходы бюджета» показывает, что поступившими в бюджет, т.е. его доходами считаются денежные средства с момента их зачисления на единый счет этого бюджета, т.е. с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет» [8]. Исходя из этого, зачисления в бюджет не могут считаться непосредственно доходом бюджета в узком смысле, поскольку на стадии планирования осуществляется закрепление предполагаемых доходов.

Следовательно, имеет место очевидный пробел правового регулирования. Так, если доходами считаются перечисления только с момента зачисления в бюджет, то что представляют собой суммы платежей, формирующих доходы бюджета, в тот момент, когда они уже списаны со счета плательщика, но в бюджет еще не зачислены? В соответствии с п.3 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления плательщиком поручения в банк на перечисление в бюджетную систему определенной суммы [9]. С данного момента право собственности на указанную сумму принадлежит публично-правовому образованию, однако доходом она может именоваться только после зачисления ее на единый счет бюджета.

В заключении заметим, что особого внимания в современных условиях требуется существенная доработка законодательства, изменение и дополнение легального определения доходов бюджета, уточнение классификации бюджетных доходов, конкретизация момента, с которого платежи считаются непосредственно доходом соответствующего бюджета.

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019);

2. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015;

3. Химичева Н.И. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013;

4. Васильева Н.В. К вопросу Об определении понятия и видов бюджетных доходов // Сибирский юридический вестник. 2015. №4.;

5. Пауль А.Г. Бюджетно-правовое регулирование формирования доходов бюджетов: монография / под ред. М.В. Карасевой. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та., 2011.;

6. Сагайдачная Н.К. Актуальные вопросы классификации доходов бюджетов, отражающей финансовую деятельность государства // Проблемы учета и финансов. 2012. № 2. С. 36 — 38.;

7. Пауль А.Г. Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование): диссертация / - Воронеж, 2014.;

8. Гуляев И.А. К вопросу о совершенствовании бюджетного законодательства // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. №1.;

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.