Научная статья на тему 'Классификационные основания немецкой глагольной лексики по аспектуальным признакам'

Классификационные основания немецкой глагольной лексики по аспектуальным признакам Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
461
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТУАЛЬНОСТЬ / ГЛАГОЛ / МОДАЛЬНОСТЬ / СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ВИДОВОЙ ОТТЕНОК / ASPECTUALITY / VERB / MODALITY / MODE OF ACTION / LANGUAGE MEANS / WORD-FORMATION MEANS / LEXICAL MEANING / ASPECTUAL SHADE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шустова Светлана Викторовна, Назаренко Елена Николаевна

В статье представлен анализ различных классификаций глагольной лексики, разработанных в отечественной и зарубежной лингвистике XX-XXI вв. и базирующихся на разных аспектуальных признаках. Описаны теории, касающиеся категории аспектуальности в сфере немецкого глагола, которых придерживаются отечественные лингвисты В. Г. Адмони, О. И. Москальская, Е. Г. Гулыга, В. П. Недялков, Р. З. Мурясов, Е. В. Боднарук и зарубежные исследователи Г. Хельбиг, Й. Буша, Х. Бринкман, в частности, средств выражения способов действия в современном немецком языке. Утверждается, что основополагающим является первичное деление глаголов на предельные / непредельные. Среди последних следует выделять более мелкие разряды глаголов-носителей аспектуальных признаков. При этом лексическое значение глагола всегда неразрывно связано с различными видовыми оттенками. В итоге делается вывод о том, что несмотря на безграничное количество способов действия практические потребности изучения системы глагола накладывают на лингвистов определённые ограничения, что подтверждает тезис о нестабильности и вариативности инвентаря этих способов. Основополагающим является первичное деление глаголов на предельные и непредельные. Лингвисты, изучающие систему глагола в различных языках, не располагающих грамматической категорией вида, рассматривают способ действия главным образом сквозь призму словообразовательных формантов, тогда как славистов способы действия интересуют также и со стороны их взаимодействия с видами глаголов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF GERMAN VERBS ON THE BASIS OF ASPECTUAL ATRIBUTES

The article presents an analysis of various classifications of verbal vocabulary developed in native and foreign linguistics of the XX XXI centuries and based on different aspectual attributes. There are theories of Russian linguists (Admoni V. G., Moskalskaya O. I., Gulyga E. G., Nedyalkov V. P., Muryasov R. Z., Bodnaruk E. V.) and theories of foreign researchers (Helbig G., Bush J., Brinkmann H.) on the category of the aspectuality related to German verbs, means of expressing modes of action in modern German. In particular it is argued that the primary division of verbs into terminative / non-terminative is fundamental. Among the latter, one should single out smaller categories of verb-carriers of aspectual attributes. Moreover, the lexical meaning of the verb is always inextricably linked with various species nuances. As a result, it is concluded that despite the unlimited number of methods of action, the practical needs of studying the verb system impose certain restrictions on linguists, which confirms the thesis of the instability and variability of the inventory of methods of action. Fundamental is the primary division of verbs into terminative and nonterminative. Linguists studying the system of a verb in various languages that do not have a grammatical category of a aspectconsider the mode of action mainly through the prism of word-formation formants, while Slavists are also interested in the mode of action expressed by verb aspect.

Текст научной работы на тему «Классификационные основания немецкой глагольной лексики по аспектуальным признакам»

УДК 811.112.2.

Шустова Светлана Викторовна

Доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и перевода, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Тел.: +7 (342) 2396283 E-mail: [email protected]

Назаренко Елена Николаевна

^арший преподаватель кафедры германской филологии

факультета иностранных языков, Донецкий национальный университет

83000, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24

Тел.: +380 623020924

Е-mail: [email protected]

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕМЕЦКОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ПО АСПЕКТУАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ

В статье представлен анализ различных классификаций глагольной лексики, разработанных в отечественной и зарубежной лингвистике XX-XXI вв. и базирующихся на разных аспектуальных признаках. Описаны теории, касающиеся категории аспектуальности в сфере немецкого глагола, которых придерживаются отечественные лингвисты - В. Г. Адмони, О. И. Москальская, Е. Г. Гулыга, В. П. Недялков, Р. З. Мурясов, Е. В. Боднарук и зарубежные исследователи - Г. Хельбиг, Й. Буша, Х. Бринкман, в частности, средств выражения способов действия в современном немецком языке. Утверждается, что основополагающим является первичное деление глаголов на предельные / непредельные. Среди последних следует выделять более мелкие разряды глаголов-носителей аспектуальных признаков. При этом лексическое значение глагола всегда неразрывно связано с различными видовыми оттенками. В итоге делается вывод о том, что несмотря на безграничное количество способов действия практические потребности изучения системы глагола накладывают на лингвистов определённые ограничения, что подтверждает тезис о нестабильности и вариативности инвентаря этих способов. Основополагающим является первичное деление глаголов на предельные и непредельные. Лингвисты, изучающие систему глагола в различных языках, не располагающих грамматической категорией вида, рассматривают способ действия главным образом сквозь призму словообразовательных формантов, тогда как славистов способы действия интересуют также и со стороны их взаимодействия с видами глаголов.

Ключевые слова: аспектуальность, глагол, модальность, способ действия, языковые средства, словообразовательные средства, лексическое значение, видовой оттенок.

Введение

В немецком языке категория аспекта в том виде, как она представлена в русском языке, отсутствует. По мнению Р. З. Мурясова [Мурясов, 2001, с. 96], экстраполяция терминов русской аспектологии в немецкую глагольную систему повлекла за собой их ошибочную интерпретацию. Известно, что в основе способов действия лежит признак предельности-непредельности. Понятие предельности-непредельности пересекается с понятием перфективности-имперфективности, но они не покрывают друг друга. Аспектуальность рассматривается, как функционально-семантическая категория без грамматического ядра.

Согласно А. М. Пешковскому, аспектуальность понимается как семантический категориальный признак - «характер протекания и распределения действия во времени» [Пешковский, 2013]. В. Я. Мыркин уточняет, что аспектуальность как языковая категория обозначает характер существования предметов во времени, будь то движение, свойство, состояние, отношение, превращение и другие темпоральные предикаты объектов [Мыркин, 1993, с. 15-16]. Но вместе с тем аспектуальность понимается и как группировка функционально-семантических полей, объединённых этим признаком. Исходя из этого, А. В. Бондарко даёт следующее определение этому понятию: аспектуальность - это функционально-семантическое поле, конституируемое взаимодействующими языковыми средствами (морфологическими, синтаксическими, словообразовательными, лексико-грамматическими, лексическими и их разнообразными сочетаниями), объединенными общностью семантических функций, принадлежащих к области аспектуальных отношений, то есть отношений, содержание которых заключается в передаче характера протекания и распределения действия во времени [Бондарко, 1983, с. 76].

Данное определение аспектуальности, базирующееся на полевом, функционально-семантическом подходе к анализу категорий русского языка, можно признать корректным и по отношению к одноимённой категории в других языках, хотя смысловая глубина, формально-языковая маркированность и удельный вес каждого из уровней, участвующих в её языковой объективации, будут варьироваться в разных языках в зависимости от их внутреннего строения и языковой «техники» [Мурясов, 1991, с. 74].

Основная часть

При описании категории аспектуальности в немецком языке следует дифференцировать три взаимосвязанных явления: 1) классификацию глаголов на основе аспектуального признака в его инфинитивной форме, вне зависимости от контекста (лексико-центрический подход); 2) аспектуальные признаки, получаемые глаголами благодаря своим синтагматическим свойствам, прежде всего объектам и обстоятельственным актантам; 3) выражение аспектуального значения перфективности (совершенного вида) и имперфективности (несовершенного вида) как сопряжённых категориальных созначений временных форм [Мурясов 2001, с. 97; Боднарук, 2019, с. 99105; Язык как система, 2015].

Обратимся к классификации глагольной лексики, базирующейся на различных аспектуальных признаках. По способу протекания действия из общей массы глаголов О. И. Москальская выделяет группу так называемых предельных глаголов (terminative Verben). Эти глаголы выражают такие действия, которые по самому своему характеру

направлены на достижение известной цели (предела). Таким пределом может являться переход в другое состояние субъекта либо объекта действия, достижение определённого результата, например: kommen, erwachen, sterben, stellen, verbessern, werden, finden, bringen, erraten, verblühen, aufstehen, stehenbleiben и другие.

Наряду с этим очень многие глаголы не содержат в своём лексическом значении такого указания на предел действия - на завершение его изменением состояния субъекта или объекта действия, на достижение какого-либо результата. Такие глаголы О. И. Москальская причисляет к группе непредельных глаголов (kursive, imperfektive Verben), которые представляют действие в его протекании, не указывая даже на предполагаемую конечную цель (конец действия). Это глаголы типа wachen, leben, wohnen, sitzen, stehen, aussehen, regnen и т. п.

Существуют также и нейтральные глаголы, у которых нет ярко выраженной предельности или непредельности, например: essen, trinken, sich errinnern и т. д. Однако, проводить такое подразделение вряд ли целесообразно, так как установить чёткую границу между ними очень трудно [Москальская, 1983, с. 61].

В. Г. Адмони разделяет глаголы в немецком языке по семантико-грамматическим критериям: на курсивные или имперфективные (kursive, imperfektive Verben) и на терминативные или перфективные (terminative, perfektive Verben) [Адмони, 1986, с. 175].

В своей работе Е. В. Гулыга и М. Д. Натанзон отмечают, что «лексическое значение глагола неразрывно связано с различными видовыми оттенками, в некоторых случаях играющими определенную роль при использовании временных форм» [Гулыга, Натанзон, 1956].

Исследователи различают следующие оттенки значения глагола:

1. Характер некоторых действий (состояний) связан с понятием предела (обрыва или конца действия), иначе говоря, действие представляется либо моментным, в котором начало и конец действия совпадают, либо глагол обозначает начало, конец или результат действия, либо перемену состояния, смену положения в пространстве, например: entbrennen, verbrennen, erreichen, kommen, bringen, werden, versiegen, aufstehen, sich setzen и т. д. Глаголы с таким видовым оттенком лексического значения называются предельными или глаголами предельного действия.

2. Некоторые глаголы обозначают действия (или состояния), не связанные с пределом, обрывом действия, то есть указывают на действия только в их протекании, например: leben, wohnen, schlafen, sitzen, stehen, lieben, achten, schätzen и т. д. Глаголы, имеющие данное лексическое значение, называются непредельными или глаголами непредельного действия.

3. Значительное количество глаголов в немецком языке могут пониматься как предельные и как непредельные, например: schreiben, bauen, lernen, helfen, schweigen, sehen, hören и т. д. Глаголы с таким неопределенным оттенком значения называются нейтральными или потенциально предельными [Гулыга, Натанзон, 1956, с. 150-151].

В словаре Duden способы глагольного действия выделяются при изучении глагольной лексики, указывают на характер, то есть на то, как протекает действие. Речь идёт о темпоральном протекании действия (о протекании действия во времени, о повторении того или иного действия, о большей или меньшей степени интенсивности происходящего) [Duden, 1995, S. 83-84]).

1. Протекание действия во времени (die zeitliche Verlaufsweise eines Seins oder Geschehens).

1.1. Глаголы, которые выражают временное ограничение действия являются перфективными, например, besteigen, entnehmen, erfrieren, verblühen, vollenden, или терминативными (perfektiv oder terminativ). Перфективные глаголы, с помощью которых обозначается начало или конец события, могут быть названы инхоативными или ингрессивными (inchoativ oder ingressiv), а также результативными или эгрессивными (resultativ oder egressiv). К инхоативным (ингрессивным) относятся erblühen, aufbrechen, erblassen, entbrennen, losrennen, aufstehen, abmarschieren, erklingen. К результативным (эгрессивным) относятся verblühen, verblassen, aufessen, verklingen, verbrennen, durchschneiden, vollenden, ausklingen. Выделяются также пунктуальные или моментальные глаголы (punktuelle oder momentane Verben), которые обозначают действия точечно: erblicken, finden, treffen, ergreifen, erschlagen, fassen.

1.2. Глаголы, в семантике которых нет темпорального ограничения, обозначают незаконченное, акциональное действие. Данный класс обозначается как имперфективные или дуративные глаголы (imperfektive oder durative Verben): schlafen, wachen, frieren, essen, wohnen, blühen, sein, bleiben, andauern.

1.1. Повторение события (die Wiederholung eines Geschehens).

Существуют глаголы, которые обозначают непрерывное повторение действий (событий). Такие глаголы являются итеративными (iterative Verben): fliegen (ständig mit den Flügeln schlagen), graben (ständig mit dem Spaten in die Erde stossen und die Erde umwerfen), sticheln (immer wieder stechen, flattern, krabbeln, grübeln).

2. Наличие интенсивности действия (события) (Der Grad, die Intensität eines Geschehens). В некоторых случаях необходимы глаголы, которые обозначают большую или незначительную степень интенсивности действия. Такие глаголы являются интенсивными (intensiv): schnitzen (kräftig schneiden), schwenken (hastig schwingen), schluchzen (heftig schlucken), liebeln (oberflächlich lieben).

В свою очередь немецкие лингвисты Г. Хельбиг и И. Буша, говоря о том, что глаголы могут указывать на процессуальность (акциональность) или результативность происходящего, предлагают классифицировать способы действия глаголов с учётом времени (начало, конец...) или с учётом содержания (повод) [Helbig, Buscha, 1986, S. 72].

Г. Хельбиг и И. Буша различают следующие виды способов действия.

1. Глаголы, обозначающие акциональное действие (Verben der Dauer) (дуративные, имперфективные глаголы - durative, imperfektive Verben). Они обозначают действие, не указывая на его границы: schlafen, leben. К дуративным глаголам относятся также глаголы многократного действия (итеративные глаголы - iterative Verben): flattern, tropfen.

2. Глаголы, обозначающие интенсивность действия (intensive Verben): brüllen, sausen.

3. Уменьшительные, диминутивные глаголы (diminutive Verben): tröpfeln, tänzeln.

4. Глаголы, обозначающие предел события (происходящего), а также глаголы, обозначающие переход от одного события к другому (перфективные глаголы - perfektive Verben). Такие глаголы в некоторых случаях классифицируются с учетом времени или содержания. Временное ограничение выражают ингрессивные, инхоативные

(начинательные) глаголы (ingressive oder inchoative Verben): aufblühen, loslaufen; и эгрессивные (результативные) глаголы (egressive Verben): verblühen, erjagen, platzen, zerschneiden.

Говоря о дифференциации глаголов с учётом содержания, различаются каузативные или побудительные (kausative oder faktitive Verben), которые обозначают причину, побуждение, переход в другое состояние: beugen, öffnen, senken, verschwenden.

Кроме этих групп есть и другие, из которых следует назвать мутативные глаголы (mutative Verben), которые обозначают переход из одного состояния в другое без ограничения во времени: rosten, reifen [Einführung, 1988, S. 66-67].

Дифференциация способов действия В. Юнга представлена с учётом времени и с учётом модальности (nach dem zeitlichen Verlauf des Geschehens und nach der modalen Differenzierung). С учётом времени В. Юнг выделяет дуративные или имперфективные глаголы (durative oder imperfektive Verben) и недуративные или перфективные глаголы (nichtdurative oder perfektive Verben).

А также В. Юнг различает:

- ингрессивные или инхоативные глаголы (ingressive oder inchoative Verben), обозначающие начало действия: aufjagen, abfahren, einschlafen, erblicken, entbinden, loslaufen;

- мутативные глаголы (mutative Verben), обозначающие переход из одного действия в другое: grünen, reifen, rosten, faulen, erkranken, erkälten, gesunden;

- результативные глаголы (resultative Verben), обозначающие конец, завершение действия: finden, erjagen, erreichen, gewinnen, verblühen, ausschlafen, sterben.

С учётом модальности В. Юнг разделяет глагольную лексику на

- каузативные или фактитивные глаголы (kausative oder faktitive Verben), выражающие причину, побуждение: fallen (zu fallen): veranlassen, bewirken, machen, dass etwas fällt;

- интенсивные глаголы (intensive Verben), обозначающие усиление или ослабление того или иного действия: bucken (zu biegen), endigen (zu enden), hochschätzen (statt schätzen), brüllen, saufen;

- диминутивные глаголы (diminutive Verben), обозначающие малую интенсивность действия: lächeln (leicht lachen), hüsteln (leicht husten), streichen (sanft streichen), tänzeln (zu tanzen), trippeln;

- итеративные или фреквентативные глаголы (iterative oder frequentative Verben), обозначающие повторяющееся действие: betteln (mehrfach bitten), klingeln (zu klingen), tröpfeln (zu tropfen), klappern (zu klappen), plätschern (zu platschen), schnitzeln (zu schnitzen), sticheln (zu stechen).

Но при разграничении вышеуказанных способов действия В. Юнг обращает внимание на то, что если рассматривать интенсивные, диминутивные и итеративные глаголы во временном аспекте, то данные глаголы будут принадлежать к дуративному способу действия [Jung, 1982, S. 236-238].

Й. Эрбен предлагает делить глаголы на следующие группы.

1. Пунктуальные (точечные) глаголы (punktuelle Verben): finden, treffen, fassen, platzen.

2. Глаголы воздействия (Bewirkungsverben): teilen, töten, öffnen, fallen, sprengen.

3. Дуративные глаголы (durative Verben).

4. Перфективные глаголы (perfektive Verben) [Erben, 1965, S. 135].

Способ действия может быть выражен при помощи словообразовательных средств, например, ингрессивные глаголы характеризуются наличием приставок: er-, ent-, ge-, auf-, ein-, ab- an- (erbleichen, erheben, entflammen, gefrieren, abfahren, anlaufen, anschieben, aufblühen, einschlafen, losgehen, wegkommen).

Результативные глаголы образуются путём присоединения приставок be-, er-, ge-, ver-, zer- и адвербиальных элементов tot, voll: bereinigen, beleuchten, erklimmen, gebären, gefrieren, verblühen, verbluten, zerbrechen, zerbröckeln, totschlagen, vollziehen.

При помощи суффиксов -eln, который близок диминутивному суффиксу -el, и -ern, выражается короткое (короткосрочное) повторение, ослабление или увеличение интенсивности. Данные суффиксы можно обнаружить у многих итеративных и диминутивных глаголов: betteln (bieten), lächeln (lachen), grübeln (graben), klappern (klappen), hüsteln (husten), liebeln (lieben), tänzeln (tanzen).

Интенсивный способ действия часто обозначается суффиксами -igen, -sen, -zen(tschen), -chen, -ieren: kündigen (zu kunden), grausen (zu grauen), grinsen (zu grienen), horchen (zu hören), spendieren (zu spenden), endigen (zu enden), schluchzen (zu schlucken), rutschen (zu rücken), hopsen (zu hoppen), schnarchen (zu schnarren), sinnieren (zu sinnen).

В некоторых случаях для выражения интенсивного способа действия важным является возвратное местоимение sich. В книжном языке у некоторых глаголов может отсутствовать, либо присутствовать возвратное местоимение. Порой это усиливает значение глагола: Er irrt (sich). Der Betrunkene fand (sich) nicht mehr nach Hause. В разговорном языке часто употребляется возвратное местоимение в тех случаях, где в книжном языке оно не употребляется: Er badet sich gerade. Da hört sich doch alles auf.

Способ действия может быть выражен при помощи дополнительных лексических средств, например, сочетания глаголов beginnen, anfangen, pflegen, fortfahren, fortsetzen, aufhören с инфинитивом: Es begann zu regnen (ингрессивный способ действия); Es hörte auf zu regnen (эгрессивный способ действия); Er fuhr fort zu arbeiten (дуративный способ действия); Er pflegte abends spazierenzugehen (итеративный способ действия).

В качестве своеобразного средства выражения способов действия в современном немецком языке выступают предложные конструкции с дательным и винительным падежом: Der Kosak wanderte in der Steppe. Der Kosak wanderte in die Steppe [Крашенниникова, 1963, с. 101].

В приведённом выше примере глагол, управляющий винительным падежом, имеет дело с перфектным способом действия.

Способ действия может быть акутализирован с помощью адвербиальных элементов: wieder, immer, plötzlich, weiter, schon, endlich, eben, langsam, ab und zu, oft и других: Er putzt täglich zweimal die Zähne (итеративный способ действия); Er machte das endlich (эгрессивный способ действия).

Имена существительные с предлогом и без предлога, выполняющие в предложении функцию обстоятельства времени, также могут выступать в качестве экпликаторов способа действия, сравните: im Augenblick, im Fluge, Stunde auf Stunde, Schlag auf Schlag, den ganzen Tag, von Fall zu Fall, vom Morgen bis zum Abend, während des Tages, während des Treffens. Или, например: Er machte das während des Abends (дуративный способ действия); Sie übte vom Morgen bis zum Abend (дуративный способ действия).

Значение способа действия может быть продемонстрировано на примере существительного с прилагательным, выполняющих в предложении функцию обстоятельства времени: lange Zeit, den ganzen Tag, например, Er arbeitete die ganze Nacht, а также существительного с неопределенными местоимениями jeder, alle, einige, viele, которые служат для выражения дуративного способа действия, например: Jeden Tag geht sie in die Schule.

Использование сравнительной степени прилагательного может способствовать актуализации способа действия, например: Er lernt fleissiger und fleissiger (дуративный способ действия); Du antwortest besser und besser (дуративный способ действия).

Заключение

Для систематизации способов действия в немецком языке основополагающим является первичное деление глаголов на предельные и непредельные. Среди последних можно выделить более мелкие разряды глаголов-носителей аспектуальных признаков. Несмотря на то, что в принципе количество способов действия безгранично, практические потребности изучения системы глагола накладывают на исследователя определённые ограничения. Лингвисты, изучающие систему глагола в различных языках, не располагающих грамматической категорией вида, рассматривают способ действия главным образом сквозь призму словообразовательных формантов, тогда как славистов способы действия интересуют также и со стороны их взаимодействия с видами глаголов.

Список литературы

1. Адмони В. Г. Теоретическая грамматика немецкого языка: Строй немецкого языка. Москва: Просвещение, 1986. 334 с.

2. Боднарук Е. В. Глагольная категория времени в современном немецком языке: подходы к интерпретации // Евразийский гуманитарный журнал, 2019, № 2. С. 99-105.

3. Бондарко А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Ленинград: Наука, 1983. 208 с.

4. Гулыга Е. В., Натанзон М. Д. Теория современного немецкого языка: Грамматика. Москва: Наука, 1956. 200 с.

5. Крашенинникова Е. А. Новое в немецкой грамматике. Москва: Учпедгиз, 1963. 160 с.

6. Москальская О. И. Грамматика немецкого языка. Москва: Высшая школа, 1983. 344 с.

7. Мурясов Р. З. Некоторые проблемы контрастивной аспектологии // Вопросы языкознания. 2001. № 5.

8. Мурясов Р. З. Номинализация и аспектология // Вопросы языкознания. 1991, № 2. С. 74-91.

9. Мыркин В. Я. Трудные вопросы аспектологии и темпорологии. Архангельск: Изд-во «Поморский государственный педагогический университет имени М. В. Ломоносова», 1993. 135 с.

10. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. Москва: URSS, 2013. 434 с

11. Язык как система, деятельность и пространство мысли. Коллетивная монография памяти профессора В. Я. Мыркина. Архангельск: Изд-во «КИРА», 2015. 349 с.

12. Admoni W. Der deutsohe Spraohbau. Москва: Просвещение, 1986. 338 S.

13. Duden. Grammatik der deu^hen Gegenwartssprache. 5 völlig neu bearbeitete und erw. Auflage. B. 4. Dudenverlag. Mannheim-Leipzig-Wien-Zür^. 1995. 864 S.

14. Erben J. Abriß der deutschen Grammatik. 8. Aufl. Berlin: Akademie, 1965. 316 S.

15. Helbig G., Buscha J. Deutsche Grammatik: Ein Handbuch für den Ausländerunterricht. Aufl. Leipzig: Einzyklopädie, 1986.

16. Jung W. Grammatik der deutschen Sprache. Aufl. Leipzig: Bibliographisches Inst., 1982.

17. Einführung in die Grammatik der deutschen Gegenwartsprache. Aufl. Leipzig: Bibliographisches Inst., 1988.

Shustova S. V.

Grand Ph.D. (Philology), Professor, Linguistics and Translation Department, Perm State University

Nazarenko E. N.

Senior Lecturer, Chair of German Philology, «Donetsk National University

CLASSIFICATION OF GERMAN VERBS ON THE BASIS OF ASPECTUAL A TRIBUTES

The article presents an analysis of various classifications of verbal vocabulary developed in native and foreign linguistics of the XX - XXI centuries and based on different aspectual attributes. There are theories of Russian linguists (Admoni V. G., Moskalskaya O. I., Gulyga E. G., Nedyalkov V. P., Muryasov R. Z., Bodnaruk E. V.) and theories of foreign researchers (Helbig G., Bush J., Brinkmann H.) on the category of the aspectuality related to German verbs, means of expressing modes of action in modern German. In particular it is argued that the primary division of verbs into terminative / non-terminative is fundamental. Among the latter, one should single out smaller categories of verb-carriers of aspectual attributes. Moreover, the lexical meaning of the verb is always inextricably linked with various species nuances. As a result, it is concluded that despite the unlimited number of methods of action, the practical needs of studying the verb system impose certain restrictions on linguists, which confirms the thesis of the instability and variability of the inventory of methods of action. Fundamental is the primary division of verbs into terminative and non- terminative. Linguists studying the system of a verb in various languages that do not have a grammatical category of a aspectconsider the mode of action mainly through the prism of word-formation formants, while Slavists are also interested in the mode of action expressed by verb aspect.

Key words: aspectuality, verb, modality, mode of action, language means, word-formation means, lexical meaning, aspectual shade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.