Научная статья на тему 'Классификации аутсорсинга с позиций управленческого подхода'

Классификации аутсорсинга с позиций управленческого подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
802
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / OUTSOURCING / CLASSIFICATION / TYPOLOGY / BUSINESS PROCESS / STRATEGY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьёв Кирилл Юрьевич

Автор рассматривает аутсорсинг как одну из бизнес-концепций управления предприятием, учитывая это при систематизации различных видов. В работе проведен детальный анализ различных классификаций аутсорсинга, отмечены новые виды и подвиды аутсорсинговых отношений. Выделены основные признаки и подходы к классификациям и типологиям, предложен авторский вариант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematics of approaches to outsourcing idea in terms of business concept

The author considers outsourcing as a business conception taking into account this attitude in developing systematics. Detailed analysis of different classifications was conducted in the paper, new categories and subcategories were underlined. Main approaches and criteria to outsourcing typologies and classifications are emphasized, the author’s variant was suggested.

Текст научной работы на тему «Классификации аутсорсинга с позиций управленческого подхода»

ва, Т. Федосеева // Инновации. - 2006. - № 6. -С. 53-56.

5. Масленников Н. Методология «оценки знаний» и инновационный потенциал Японии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.japan-assoc.ru/

6. Минаева О.Н. Количественное управление развитием экономики знаний в России: выбор системы показателей // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 2: материалы Одиннадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 1314 апреля 2010 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клей-нера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2010. - С. 118-120.

7. Монастырный Е.А. Методологическое обеспечение развития региональной инновационной

системы в условиях современной экономики России: дис. ... д-ра экон. наук / Ин-т экономики и организации пром. пр-ва СО РАН. - Томск, 2009. - 343 с.

8. Никитенко П.Г. Сравнительное определение уровня инновационного развития экономики Беларуси, Украины и России по методологии оценки знаний всемирного банка / П.Г. Никитенко, Г. Т. Кулаков, В.М. Цилибина. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.incon-conference.org.ua.

9. Стратегии комплексного развития регионов России и повышение эффективности регионального менеджмента / В.Г. Садков, В.Е. Кириенко, Т.Б. Брехова, Е.А. Збинякова, Д.В. Королев - М.: ООО «Прогресс ИД», 2008. - 364 с.

УДК 338

Воробьев Кирилл Юрьевич

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ш№. vorobyo v@gmail. com

КЛАССИФИКАЦИИ АУТСОРСИНГА С ПОЗИЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА

Автор рассматривает аутсорсинг как одну из бизнес-концепций управления предприятием, учитывая это при систематизации различных видов. В работе проведен детальный анализ различных классификаций аутсорсинга, отмечены новые виды и подвиды аутсорсинговых отношений. Выделены основные признаки и подходы к классификациям и типологиям, предложен авторский вариант.

Ключевые слова: аутсорсинг, классификация, типология, бизнес-процесс, стратегия, конкурентная борьба.

В последние десятилетия компании все чаще в своей практике прибегают к использованию новой концепции бизнеса - аутсорсингу - современной методологии создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции.

Существуют различные классификации аутсорсинга. Так, например, Дж.Б. Хейвуд классифицирует аутсорсинг исходя из структурной организации предприятия, выделяя аутсорсинг информационных технологий, бизнес-процессов, маркетинговых функций, производство по контракту, «управление мощностями и техническое обслуживание программного обеспечения» [1, с. 47]. Институт аутсорсинга (Outsourcing Institute) США выделяет аутсорсинг информационных технологий и аутсорсинг бизнес-процессов. В. Курьянович разграничивает аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг бизнес-процессов, аутсорсинг в сфере услуг (торговых, гостиничных, почтовых, социальных и др.) и производственный аутсорсинг. Д. Михайлов типологизирует аутсорсинг на информационный и программный, финансово-бухгалтерский, аутсорсинг документооборота и использование Интернет-деятельности, маркетинговый аутсорсинг, аутсорсинг в логистике, в системе безопасности, в системе управления компанией, аутсорсинг кадров [2, с 49-165].

Данные классификации, тем не менее, не дают полного представления о содержательном напол-

нении аутсорсинга, сосредотачиваясь лишь на отдельных его проявлениях. На взгляд автора, аутсорсинг можно и нужно классифицировать по трем основным критериям:

1) по функциональному (в зависимости от того, какие функции предприятие передает на аутсорсинг);

2) по предметному (в зависимости от того, какие процессы предприятие передает на аутсорсинг);

3) в зависимости от объема функций, которые предприятие готово передать на аутсорсинг.

В рамках функционального критерия можно выделить такие виды аутсорсинга, как:

- производственно-операционный - когда на аутсорсинг передаются производственные функции;

- управленческий - когда на аутсорсинг передаются функции управления;

- ресурсный - когда предприятие взамен использования внутренних ресурсов приобретает ресурсы внешние.

Типологизация аутсорсинга по предметному критерию позволяет выделить следующие виды:

1. Аутсорсинг производственных / промышленных процессов, при котором производственные процессы или часть задач, связанных с производственным процессом, передаются для выполнения третьей стороне, располагающейся как на территории того же государства, так и за ее пределами и обладающей необходимыми навыками и инфраструктурой для выполнения данных процессов.

© Воробьев К.Ю., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

53

Таблица 1

Классификация аутсорсинга по предметному критерию (составлено автором на основании источников [1, 3, 5])

Вид аутсорсинга Сфера аутсорсинговых отношений Предмет аутсорсинга

Аутсорсинг производственных/ промышленных процессов Производственный процесс Различные стадии производственного процесса (подготовка производства, производство заготовок и комплектующих, сборочное производство, упаковочное производство и т.д.)

Аутсорсинг бизнес-процессов Маркетинг Исследование и анализ рынка, потребительских предпочтений Маркетинговые коммуникации Продвижение товаров на рынок Планирование маркетинговой и рекламной деятельности Управление продажами

Рекламная деятельность Изготовление рекламной продукции Графический дизайн и анимация

Финансовое обслуживание Ведение финансовой и бухгалтерской отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Банковское сопровождение Проведение аудита Финансовое планирование Страховое обслуживание

Логистика Распределение Фрахт Транспортировка Складское хранение

Кадровое обеспечение Подбор персонала Кадровое консультирование Программы поощрения/наказания работников

Работа с потребителями Обработка заказов Работа с рекламациями, жалобами Са11-центры Сервисное обслуживание

Хозяйственное обслуживание предприятия Ведение документооборота Организация питания Управление и обслуживание недвижимости (ремонт, перепланировка и т.д.) Уборка помещений Сооружение и строительство объектов Охранные услуги

Аутсорсинг познавательных процессов и знаний Аналитические услуги Разработка годовых отчетов Стратегическое планирование (разработка кадровой стратегии, ИТ-стратегии, стратегии в области коммуникаций и т.п.) Проведение анализа деятельности за истекший период

Научные исследования Разработка и тестирование новых продуктов Научные и инженерные разработки Проведение научных исследований

Информационные технологии Разработка и управление дистрибутивными/мобильными системами Разработка и управление системами коммуникации Разработка и внедрение прикладных программ Управление базами данных Разработка компьютерных программ Системы информационной безопасности Управление информационными системами Разработка программного обеспечения Разработка программ кодирования Разработка УМЪЬ-сайтов

Про фессиональные знания Ведение судебных разбирательств Юридическое консультирование Конкурсное управление предприятиями Образовательные программы Программы повышения квалификации Корпоративные тренинги

2. Аутсорсинг бизнес-процессов, объединяющий управление бизнес-процессами и аутсорсинг, означающий рассмотрение бизнес-процесса и его дальнейшее совершенствование в рамках передачи его на аутсорсинг специализированному в данной сфере поставщику услуг. Аутсорсинг бизнес-процессов позволяет предприятию приобщиться к новейшим и наиболее качественным технологиям и производственным процессам в наиболее сжатые сроки при сохранении затрат на минимальном уровне.

3. Аутсорсинг познавательных процессов и знаний (Knowledge Process Outsourcing (КРО)), при котором бизнес передает аутсорсинговой компании на разработку и ведение профессиональные знания или аналитические услуги, проведение научных исследований или разработку информационных технологий [3, с 45].

Аутсорсинг познавательных процессов и знаний позволил вывести аутсорсинг на новый, более высокий уровень: от простого предоставления услуг по производству товара до исполнения процессов, требующих профессиональных аналитических и технических навыков, а также принятия решений. Услуги данного вида аутсорсинга, в основном, сконцентрированы на исследованиях в области интеллектуальной собственности, научно-конструкторских разработках в фармакологии и биотехнологии, добычи данных и в сфере аналитических услуг.

Исходя из основных направлений хозяйственной деятельности любого предприятия и изучения мирового опыта аутсорсинговых отношений по критерию их предмета, представляется целесообразным детализировать вышеприведенную классификацию за счет выделения предмета аутсорсинга и его видовой характеристики (см.: табл. 1).

В зависимости от того, насколько полно предприятие готово использовать аутсорсинг, и от объема передаваемых функций аутсорсинг в в современной литературе традиционно подразделяется на:

1. Полный аутсорсинг, предполагающий, что выполнение процессов, обеспечивающих основную деятельность предприятия, а также некоторая часть сотрудников и активов, ранее задействованных в обеспечении данных процессов, передаются поставщику услуг на время действия контракта.

2. Частичный аутсорсинг, связанный с тем, что предприятие передает на аутсорсинг лишь часть процессов, выполнявшихся в рамках какого-либо подразделения, таким образом значительная часть функций подразделения остается в ведении клиента.

3. Совместный аутсорсинг - в случаях, когда стороны соглашения об аутсорсинге являются партнерами.

4. Промежуточный аутсорсинг, предполагающий, что предприятие на некоторое время передает управление своими подразделениями (в которых, как правило, работают высококвалифицированные специалисты) третьей стороне.

5. Трансформационный аутсорсинг - когда предприятие для реорганизации работы подразделений, разработки новых систем и процессов, создания нового конечного продукта и т.п. приглашает поставщика услуг. Данный вид аутсорсинга является чем-то средним между полным аутсорсингом и использованием услуг консультантов (от первого его отличает то, что переход сотрудников и активов не окончателен - по завершении проекта клиент вновь обретает контроль и вступает в свои обязанности, от второго - то, что поставщик услуги обычно действует достаточно независимо от персонала клиента).

6. Аутсорсинг в рамках совместного предприятия предполагает, что персонал и активы клиента передаются созданному при участии поставщика услуг совместному предприятию, а не самому поставщику услуг. Данный вид аутсорсинга позволяет не только повысить качество работы переведенного подразделения, но и разработать товары и услуги, которые в дальнейшем могут быть проданы третьей стороне.

7. Доля в акционерном капитале партнера - когда, основываясь на уже имеющихся партнерских отношениях в рамках аутсорсинга, клиент или поставщик получает долю в акционерном капитале своего партнера [1, с. 35-37; 2, а 40-42].

На взгляд автора, данная классификация является не совсем точной в силу того, что разграничения аутсорсинга в ней не всегда понятны и точны по своим рамкам. Так, не ясно, в чем именно заключается различие между совместным аутсорсингом, аутсорсингом в рамках совместных предприятий и долей в акционерном капитале партнера. Думается, пятый и седьмой виды аутсорсинга в вышеприведенной типологизации целесообразно объединить с третьим под общим названием «совместный аутсорсинг», расширив и уточнив его содержание: стороны соглашения об аутсорсинге являются партнерами и их взаимодействие не ограничивается лишь выполнением своих обязательств в рамках подписанного контракта. Такой подход позволяет выделить два пути взаимодействия предприятия-клиента и предприятия-поставщика аутсорсинговых услуг: 1) контрактный - когда предприятие привлекает поставщика для проведения работ, предоставления услуг и т.д. на некоторый оговоренный в контракте срок, по истечении которого их взаимоотношения либо прекращаются, либо пролонгируются; 2) сотрудничество -когда предприятие-клиент и предприятие-поставщик связаны между собой не только договорными отношениями в рамках аутсорсинга, но и сотрудничеством в рамках совместных предприятий, участием в акционерном капитале и т.п. В обобщенном виде авторская классификация аутсорсинга по критерию объема передаваемых функций представлена в таблице 2.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

55

Таблица 2

Классификация видов аутсорсинга по критерию объема передаваемых функций и степени сотрудничества сторон (составлено автором на основании источников [3, 4, 5])

Виды аутсорсинга Классификационная характеристика Путь взаимодействия

Полный аутсорсинг Максимальная передача функций; не подразумевает партнерство сторон. Контрактный

Частичный аутсорсинг Выборочная передача функций; не подразумевает партнерство сторон.

Промежуточный аутсорсинг Временная передача управления какими-либо подразделениями.

Совместный аутсорсинг Партнерство сторон в виде наличия совместных предприятий, участия в акционерном капитале и др. Сотрудничество

В рамках развития концепции понимания возможностей аутсорсинга можно выделить такие его виды, как тактический, стратегический и трансформационный.

Причины тактического аутсорсинга обычно связывают со специфическими проблемами, которые может испытывать предприятие, и аутсорсинг, таким образом, является своего рода способом разрешения возникшей проблемы, приводя обычно к крупной реструктуризации всего предприятия.

Однако по мере развития аутсорсинговых отношений меняются и сами цели данных отношений. Так, предприятия приходят к пониманию того, что, передавая какие-либо процессы/функции на аутсорсинг, они получают дополнительную выгоду не только от улучшения их качества, но и от того, что могут теперь сосредоточиться на выполнении своих основных процессов/функций и не тратить время на второстепенные, но все же необходимые для функционирования предприятия процессы/функции. На этом этапе существенно расширяется круг процессов, передаваемых на аутсорсинг, качество предлагаемых услуг, продолжительность отношений между клиентом и поставщиком. Важно отметить, что на данном этапе развития отношений покупатель и поставщик услуги уже не просто являются контрагентами, а превращаются в настоящих равных партнеров по бизнесу, стремящихся достичь взаимных преимуществ и выгоды.

И наконец, вершиной развития аутсорсинговых отношений на сегодняшний день является аутсорсинг трансформационный, на уровне которого происходит переосмысление бизнеса как такового. Суть аутсорсинга уже не в том, что он позволяет повысить качество предоставляемых услуг и сфокусироваться на основных процессах (хотя и это тоже остается), а в том, что аутсорсинг позволяет предприятию самому формировать бизнес-среду и становится мощным оружием, позволяющим выиграть битву за долю на рынке и в умах потребителей.

Библиографический список

1. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / пер. с англ. - М.: Вильяме, 2004. - 176 а

2. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учеб. пособие / Д.М. Михайлов. - М.: КНОРУС, 2006. - 256 а

3. Мезинова И.А. Международный аутсорсинг и его роль в повышении конкурентоспособности российских компаний в мирохозяйственной среде: дис. ... канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 231 с.

4. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: учеб. пособие / под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003, 187 а

5. Шадрин В.Г. Аутсорсинг: управление процессами и формирование регионального аутсорсингового центра: дис. ... канд. экон. наук. - К., 2006. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.