Научная статья на тему 'Классический университет как основа для создания федерального университета'

Классический университет как основа для создания федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нургалиев Данис Карлович, Овчинников Марат Николаевич

На примере Казанского государственного университета рассматривается возможность создания Федерального университета. Обсуждаются преимущества и особенности создания Федерального университета на основе классического исследовательского. Делается вывод о схожести целей создания императорских университетов в Российской Империи и Федеральных в Российской Федерации. Приводятся сведения о существующем сегодня в Казанском университете научно-образовательном потенциале, который может служить основой для нового типа вуза и предполагаемые новые направления подготовки специалистов. Особое внимание обращается на гуманитарные аспекты деятельности Федеральных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIC UNIVERSITY AS A BASIS FOR CREATION OF FEDERAL UNIVERSITY

On an example of the Kazan State University possibility of creation of Federal university is considered. Advantages and features of creation of Federal university on the basis of the classical research are discussed. The conclusion about similarity of the purposes of creation of imperial universities in the Russian empire and Federal in the Russian Federation becomes. Data on scientifically-educational potential existing today at the Kazan University which can form a basis for new type of high school and prospective new directions of preparation of experts are resulted. The special attention addresses on humanitarian aspects of activity of Federal universities.

Текст научной работы на тему «Классический университет как основа для создания федерального университета»

Д. К. Нургалиев, М. Н. Овчинников

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

D. K. Nurgaliev, M. N. Ovchinnikov Classic University as basis for creation the Federal University

On an example of the Kazan State University possibility of creation of Federal university is considered. Advantages and features of creation of Federal university on the basis of the classical research are discussed. The conclusion about similarity of the purposes of creation of imperial universities in the Russian empire and Federal - in the Russian Federation becomes. Data on scientifically-educational potential existing today at the Kazan University which can form a basis for new type of high school and prospective new directions of preparation of experts are resulted. The special attention addresses on humanitarian aspects of activity of Federal universities.

Ключевые слова: федеральный университет, классический университет, исследовательский университет.

настоящее время в России в условиях реформы профессионального образования и формирования новой структуры учреждений системы образования создается сеть федеральных университетов. В соответствии с общими подходами, «развитие федеральных университетов осуществляется в рамках одобренных Правительством Российской Федерации программ, предусматривающих в том числе условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в международное образовательное пространство и вхождение в рейтинги ведущих мировых университетов».

По нашему мнению, предназначение федерального университета в целом совпадает с основными миссиями классического исследовательского университета: образовательной, исследовательской, инновационной, культурной и просветительской. При этом статус федерального университета повышает уровень ответственности и возможностей образовательного учреждения. В определенном смысле, цели создания федеральных университетов сходны с целями, которые ставились в XIX в. при создании императорских университетов в крупных губернских центрах.

Создание федерального университета на базе

© Нургалиев Д. К., Овчинников М. Н., 2008

классического — задача вполне тривиальная, и, наверное, никого этим тезисом не удивить. Мы уже имеем опыт Южного и Сибирского федеральных университетов, которые возникли на базе классических университетов, и, с другой стороны, нет никакого сомнения в том, что каждый новый федеральный университет, созданный на базе классического, будет иметь как общие черты, так и свои особенности. Основные цели федерального университета определены в дополнениях к Закону «Об образовании» (ст. 9, п. 1.1): «Федеральный университет — высшее учебное заведение, которое: реализует инновационные образовательным программы^., интегрированным в международное образовательное пространство; обеспечивает формирование кадрового и научного потенциала... региона; обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования... на основе применения современных образовательных технологий; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности». В этом же Законе заданы некоторые направления для достижения поставленной цели (например, обязательная автономность учреждения и т. д.).

В данной статье мы обсуждаем возможность и целесообразность создания федерального университета на базе классического университета (на конкретном примере Казанского государственного университета).

Прежде коротко рассмотрим некоторые особенности классических университетов, являющиеся преимуществами при создании на их базе федеральных университетов.

Во-первых, это сбалансированное сочетание естественно-научных и социогуманитарных направлений подготовки. Классический университет традиционно проводит фундаментальные исследования как в естественно-научных, так и социогуманитарных науках, что и обеспечивает высокий уровень образования. Здесь можно говорить о гуманизации естественно-научного и технологизации гуманитарного направлений деятельности университета, что в целом их обогащает и позволяет гражданам получить так называемое классическое фундаментальное образование. Сегодня меняется сама структура образования, что связано с темпом преобразования фундаментальных знаний в практические компетенции. Программы профессионального образования меняются каждые 3-5 лет. И этот темп будет ускоряться. Рынок требует специалистов, способных быстро доучиваться и переучиваться. Это предполагает создание разветвленной инфраструктуры высшего профессионального образования — от базового (бакалавр — магистр) до узкоспециализированного (непрерывного). Таким образом, от исходной точки «фундаментальное классическое образование» (кстати, почти безразлично — гуманитарное оно или естественно-научное) до желаемого уровня и качества образования в рамках федерального университета очень короткая дистанция. То есть сегодняшнее хорошее «классическое фундаментальное образование» почти удовлетворяет тем критериям, которые выдвинуты для оценки качества подготовки выпускников федерального университета.

Во-вторы1Х, сегодня большинство классических университетов являются поставщиками кадров самой высокой квалификации для многих региональных вузов: педагогических, технических, технологических. Не говоря уже о том, что многочисленные филиалы коммерческих вузов в регионах эксплуатируют преподавателей местных классических университетов. Более того, большинство технических, технологических, медицинских и других вузов вышли из стен классического университета. В сущности, такая дея-

тельность классических университетов уже является одним из основных элементов инфраструктуры системной модернизации образования. И этот опыт должен быть использован.

В-третьих, большинство классических университетов создавались в свое время с теми же целями, что сегодня — федеральные университеты! В утвердительной грамоте и уставе Казанского Императорского университета в качестве главных целей отмечаются подготовка молодых людей «для разных родов государственной службы» и удовлетворение потребностей граждан в образовании, т. е. речь идет о подготовке чиновников, учителей, врачей, в которых остро нуждался госаппарат всей страны того времени, а особенно восточные регионы. Университет должен был просвещать эти регионы посредством подготовки кадров — разумеется, в духе господствующей идеологии. Также предполагалось, что университеты будут образовательными центрами европейского уровня и существенно повлияют на общее (системное) развитие окраинных областей Российской империи. Действительно, все без исключения историки отмечают, что до создания университета Казань оставалась большой деревней. И только после основания Императорского университета Казань стала городом в европейском смысле этого слова, произошли резкие изменения в укладе жизни, культуре, духе города! Несомненно, и сегодня создание федерального университета также окажет системное влияние на развитие города и региона.

Конечно же, каждый федеральный университет, создаваемый на основе классического, будет индивидуален как по геополитическим целям и региональным особенностям, так и по соотношению отраслевых задач. Геополитическая ситуация, обусловливающая создание федерального университета на базе конкретного классического университета, тем не менее содержит региональные оттенки, связанные с уровнем развития, демографической ситуацией, экономической специализацией, природными условиями и ресурсами.

Прежде чем перейти к рассмотрению реальных объективных предпосылок создания федерального университета на базе Казанского государственного университета (КГУ), необходимо в общих чертах представить современное состояние этого университета.

Казанский Императорский университет основан в 1804 г., это второй университет в истории России. Сегодня, осуществляя системную модернизацию высшего и послевузовского обра-

зования, согласованную с программой социально-экономического развития Татарстана, университет эффективно взаимодействует со стратегическими партнерами, среди которых нефтедобывающий, нефтехимический, машиностроительный комплексы республики. На 18 факультетах, 105 кафедрах обучается более 14 тыс. студентов (очной формы обучения) по 54 специальностям. Реализуются разнообразные формы доуниверситет-ской подготовки, программы обмена, программы обучения за рубежом (в том числе за счет грантов Республики Татарстан — до 30 человек), языковые, учебные и исследовательские программы без получения степени (всего более 75 программ), 77 постдипломных научно-исследовательских программ.

Доля ППС высшей квалификации (75,2 % докторов и кандидатов), наличие шести ведущих научных школ России, работа 22 специализированных докторских советов (сотрудники КГУ ежегодно защищают 50-60 кандидатских и докторских диссертаций) свидетельствуют о высоком академическом и инновационном потенциале университета. КГУ входит в первую пятерку российских университетов международного академического рейтинга THES-QS World University Rankings. В 2007 г. учеными университета опубликовано 4250 научных статей, из них в высокорейтинговых журналах — около 780 (480 — в зарубежных журналах).

Характерную для всей высшей школы страны проблему закрепления молодых преподавателей университет решает на основе программы «Молодые кадры». КГУ позиционирует себя как университет исследовательского типа, где образовательный процесс интегрирован с научными разработками, поэтому расходы на НИОКР, составляющие в консолидированном бюджете около 20 %, имеют тенденцию к увеличению. Ежегодно реализуется более 400 исследовательских проектов, среди них — 38 крупных международных проектов. Ежегодно около 400 сотрудников выезжают в зарубежные командировки (чтение лекций, научная работа, научные конференции), на базе университета проводится 80-90 научных конференций, среди них 10-12 ключевых международных.

Сообразуя свои действия с развитием законодательной базы, КГУ с 1994 г. внедряет программы уровневого образования: на мехмате, физфаке, юрфаке и филфаке. Ныне реализуются 22 направления подготовки бакалавров и магистров. В 2009/10 уч. г. весь образовательный процесс будет переведен на уровневую систему.

КГУ постоянно совершенствует порядок сквозного контроля и тестирования, систему балль-но-рейтинговых оценок (СБРО), организацию внешнего аудита качества образования. В 2005 г. начат пилотный проект по внедрению СБРО на 5 факультетах. В 2007 г. на СБРО переведены первые курсы всех факультетов, а к 2012 г. будет переведен весь контингент обучающихся. Опираясь на развитую инфраструктуру, университет усиливает свою привлекательность для студентов из субъектов Федерации, доля которых в 2002 г. составляла 7 %, в 2007 — 13 %, в 2008 — около 22 %. В результате постоянного наращивания инновационных проектов и услуг для широкого сектора потребителей в Татарстане, России и за ее пределами доходы от этих видов деятельности составили порядка 40 % величины годового бюджета КГУ. В июле 2008 г. утверждена концепция развития информационно-коммуникационных технологий в университете, которая нацелена на внедрение образовательных модулей в учебный процесс. На физфаке, ВМК, философском факультете, ФПК до 30 % курсов охвачено электронными научно-образовательными комплексами (ЭНОК). КГУ входит в первую десятку российских вузов мирового интернет-рейтинга Webometrics. КГУ установил партнерские отношения с более чем 50 университетами других стран и международными образовательными структурами из 18 стран, в нем действуют Региональный центр международного сотрудничества вузов Республики Татарстан, Центр европейской документации, Центр социологии культуры, центры тестирования TestDaf и TOEFL. КГУ принимает свыше 400 иностранных студентов по всем формам обучения, имея наиболее высокий показатель академической мобильности среди вузов Поволжья. Действуют договоры о партнерстве КГУ с ведущими вузами и научными центрами страны — МГУ, СПбГУ, Томским государственным университетом, Курчатовским институтом, РФ ЯЦ ВНИИЭФ и др.

Центральное место в концепции Казанского федерального университета (КФУ) занимает геополитический аспект. Казанский Императорский университет создавался как точка диалога с Востоком. Изначально геополитической задачей Казанского университета являлось изучение и освоение восточных регионов страны, а также Востока зарубежного, в самом широком смысле слова, — Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Арабский Восток, Китай. Поэтому значительное развитие получил в свое время Восточный разряд университета, который заложил ос-

новы отечественной востоковедной науки. Это был своего рода научно-педагогический центр, который совокупно решал научные, образовательные и просветительские задачи. Серьезные специалисты полагают, что перенос Восточного разряда в Санкт-Петербург — стратегическая ошибка, одно из ее отдаленных последствий — поражение в Русско-японской войне.

На рубеже 80-90-х гг. XX в., когда был отменен диктат коммунистической идеологии, пришло осознание того, что у Казанского университета в советское время было «подрезано» восточное крыло, смазана его нацеленность на изучение культуры и политики Востока. Не случайно в 2000 г. у нас был создан Институт востоковедения КГУ и символично, что к 200-летнему юбилею университета было возведено восточное крыло главного здания. Тогда же Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев напутствовал коллектив университета «лететь вперед на двух крыльях», особое внимание уделяя восточному направлению науки и культуры. Поэтому создание федерального университета на базе КГУ должно, на наш взгляд, происходить с учетом его исторической миссии, которая сегодня — в условиях новой восточной политики России и активного участия в ней Татарстана — вновь приобретает особое значение. Казанский федеральный университет будет представлять собой учебное заведение завтрашнего дня, где естественнонаучные исследования выходят на новый уровень взаимодействия с гуманитарными технологиями и моделями развития человеческого капитала.

Сегодня мы снова видим, что диалог с Востоком — мусульманским миром все интенсивнее и эффективнее протекает здесь, на территории толерантности, где столетиями уживаются многие религии и культуры. В интересах России, для укрепления ее внешнеполитической роли, целостности и развития Казанский федеральный университет должен способствовать:

— утверждению толерантности в полиэтно-конфессиональном Поволжском регионе;

— реализации традиционной миссии посредника в сфере культурного и научного взаимодействия России со странами Востока на основе системно-ориентированного развития гуманитарных исследований в области филологии, истории, философии, социологии, психологии, правовых дисциплин.

Таким образом, КФУ будет развиваться как гуманитарным университет в самом широком смысле этого слова. Существующий высокий

уровень естественно-научных исследований и образования будет, несомненно, сохраняться и наряду с этим будет переосмыслена роль, значение и уровень гуманитарной составляющей науки и образования. Кроме глобальной цели — взаимодействие Россия — Восток, а в будущем, возможно, и — Запад — Восток, важнейшей целью Казанского федерального университета остается формирование кадрового и научного потенциала, необходимого для комплексного экономического и социально-культурного развития Поволжского региона, включая исследователей и творческих работников, менеджеров и научно-инновационный персонал мирового уровня, государственных служащих и общественных деятелей. Эта цель будет осуществлятсья посредством реализации инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированных в международное образовательное пространство, а также переподготовки и повышения квалификации кадров, включая научно-педагогических работников, на основе новейших образовательных технологий.

Мощный потенциал Российской академии наук (5 институтов и 2 центра РАН в Казанском научном центре), созданный в КГУ совместно с институтами РАН, и успешно работающий Центр коллективного пользования «Физико-химические методы исследования», совместные кафедры и лаборатории — все это, конечно же, станет основой для создания федерального университета на базе КГУ. Здесь пока нет ни одного гуманитарного института РАН, зато успешно работают в тесном контакте с КГУ три гуманитарных института АН Республики Татарстан. Не исключается открытие нового гуманитарного института РАН, целью которого стало бы глубокое исследование вопросов взаимодействия России с Востоком и мусульманским миром.

Созданию федерального университета на базе КГУ благоприятствует также и то, что руководство Республики Татарстан и Казани считает, что Казань должна позиционироваться и развиваться как центр науки и образования, что было поддержано результатами диагностического исследования экспертов Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Высшей школы экономики.

Завоевание городом Казанью права принимать Всемирную универсиаду 2013 г. — еще один благоприятный фактор, поскольку проектирование городка для ее участников и гостей осуществляется с учетом размещения в нем студен-

ческого кампуса с развитой инфраструктурой, что позволит создать благоприятные условия для привлечения в КФУ и вузы г. Казани в целом иногородних и иностранных студентов.

Создание федерального университета в форме автономного учреждения на базе Казанского государственного университета под названием Казанский федеральный университет позволит сохранить бренд Казанского университета — известного в мире классического учебного заведения. Число студентов должно составлять 2025 тыс. при адекватно высокой доле магистрантов и аспирантов и гарантиях высокой мобильности студентов и преподавателей в масштабах Поволжья, России и мировых научно-образовательных центров. При этом нет необходимости объединять множество вузов, хотя, в случае объединения нескольких вузов и появления образовательного учреждения с 40-50 тыс. обучающихся, к плюсам можно отнести рост влияния университета в макрорегионе и общенациональном масштабе, потенциальный синергетический эффект, создаваемый в результате объединения различных структур, рост разнообразия направлений исследований и образования, междисциплинарных исследований, наконец, выделение государством значительных стартовых средств в целях эффективного развития нового вуза. К минусам же можно отнести возможную потерю брендов вузами, входящими в новый университет, размывание культурной и организационной основы базовых вузов, возможное падение академического рейтинга в расчете на одного сотрудника объединенного вуза с точки зрения лучшего из объединяемых вузов, организационные, психологические и прочие издержки переформатирования организационной структуры. Хотя вполне возможное объединение с Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом может произойти совершенно безболезненно из-за близости научно-образовательных направлений (аналоги всех факультетов этого вуза также есть в КГУ), близости зданий, единства основных региональных задач.

При разработке проекта федерального университета мы исходим из того, что объединенный вуз будет включать в себя такие институты, как Институт гуманитарных наук и технологий, Восточный разряд, Институт педагогики, Институт управления, Институт развития науки и общества, Институт технологических инноваций, Институт космических инновационных технологий (космический факультет), научно-образовательные платформы в области применений маг-

нитного резонанса, высоких технологий (нано-науки, информационные и биотехнологии), фундаментальной медицины, химии и нефтехимии, наук о Земле. Здесь под научно-образовательными платформами понимаются комплексные структуры, охватывающие внутри- и внеунивер-ситетские научные, образовательные и инновационные структуры, новые образовательные программы различных уровней и форм, передовые научные разработки, международные конференции, семинары и молодежные школы, диссертационные советы и международные журналы, взаимодействие с российскими и глобальными корпорациями. Все это соответствует возможностям Казанского университета как базового вуза, задачам Республики Татарстан, особенностям Поволжского региона.

Мы хотели бы отметить здесь некоторые пути реализации предлагаемого проекта:

— диверсификация магистерских программ на сты1ках наук и направлений с учетом потребностей бизнеса и государственной службы;

— наиболее полная реализация одного из важнейших принципов университета — междис-циплинарности научных исследований и образовательных программ;

— повышение доли магистратуры за счет привлечения талантливой молодежи из других вузов (институтов бакалавриата);

— расширение академического бакалавриата и магистратуры с преподаванием на иностранном языке;

— эффективное сетевое взаимодействие вузов, научных и проектных организаций макрорегиона;

— учреждение бизнес-школы;

— обеспечение внутрироссийской и международной мобильности студентов и преподавателей.

Казанский федеральный университет представляется образовательным учреждением, которое рассматривается как:

— постановщик актуальных для общества задач;

— глобальная коммуникационная площадка;

— организация — конструктор новых интеллектуальных субъектов, генератор новых видов деятельности и кадровых позиций;

— организация, интегрированная в рынок технологий и осуществляющая трансфер знаний в технологии;

— культурный и просветительский центр.

При этом в вузе будет реализовано одновременное сосуществование и взаимодействие ка-

чественного образовательного гипермаркета, исследовательского университета, школы подготовки национальных и глобальных лидеров.

В научной сфере университет будет рассматриваться как источник нового фундаментального знания и организация, управляющая знаниями.

Идея создания федерального университета находит поддержку на высшем политическом уровне. В июле 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев сказал: «В ближайшее время необходимо рассмотреть возможность создания федеральных университетов на Урале, в Калининграде и в Поволжье (на базе казанских учебных заведений)». Геополитически именно Казанский университет имеет хорошие шансы для трансформирования в федеральный университет. При этом возможное название Казанский федеральный университет подчеркнуло бы и основу создания университета и сохранение его сущности, несмотря на смену формы: императорский — государственный — федеральный.

На региональном уровне сложилось понимание необходимости создания федерального университета именно на базе Казанского университета. В послании Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева Государственному совету республики от 12 ноября 2008 г., в частности, сказано: «...мы могли бы сконцентрировать свои усилия на реализации пилотного про-

екта, интегрирующего основные элементы образовательного, научно-исследовательского процесса в инновационную инфраструктуру, и создать федеральный университет — новую модель образовательного учреждения. Его ядром, на наш взгляд, должен стать Казанский государственный университет. При этом необходимо сохранить мощный научно-образовательный потенциал остальных вузов. Осуществляемая в республике система взаимоувязки школьного, среднеспеци-ального и высшего образования должна еще больше усиливаться и реально интегрироваться с производством».

Действительно, федеральный университет — это исследовательский университет, который ставит перед собой задачи общенационального и международного масштаба. При этом такой университет является важным интеллектуальным, экономическим и общественным фактором для региона, где он создается. В связи с этим представляется целесообразным проектировать создание федерального университета на базе Казанского университета, который является исследовательским по своей сути, находится в первой пятерке (или десятке) различных рейтингов российских классических университетов благодаря своим академическим достижениям, имеет четко определенные геополитические и региональные цели.

Т. 1А- т. |

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.