Научная статья на тему 'Классический спорт и национальные спортивные игры как средство социально-духовного развития студентов (на материалах Республики Бурятия и Агинского округа)'

Классический спорт и национальные спортивные игры как средство социально-духовного развития студентов (на материалах Республики Бурятия и Агинского округа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бымбыгыденова С. Б.

В данной статье рассматривается значимость роли национальных видов спорта в социализации личности молодого поколения. Цель состоит в выявлении особенностей классического спорта и национальных спортивных игр в системе социально-духовной жизни студенческой молодежи. В современных условиях классический спорт и национальные спортивные игры являются мощным средством формирования ценностей и установок социально-интеграционной направленности, воспитывающих гражданственность, патриотизм, духовность, активную жизненную позицию, передачу традиций, морально-волевые качества и т.д. Иными словами, замысел данной статьи связан с необходимостью акцентировать внимание на роли классического спорта и национальных спортивных игр, как сферы, в которой укрепляется общественное здоровье, демографический потенциал общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бымбыгыденова С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классический спорт и национальные спортивные игры как средство социально-духовного развития студентов (на материалах Республики Бурятия и Агинского округа)»

происходило с национальными меньшинствами вне Российской Федерации. Абхазы должны были знать совершенно не похожие друг на друга абхазский, грузинский и русский языки, гагаузы - гагаузский, молдавский и русский и т д. Конечно, таким народам в языковом отношении тяжелее всего.

Список литературы:

1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. (Atomic Physics and Human Knowledge). Перевод с английского В.А. Фока и А.В. Лермонтовой. -М.: Издательство иностранной литературы. Редакция литературы по философским наукам, 1961.

2. Верещагин Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Индрик, 2005.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. -264 с.

4. Кашкин В.Б. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания (ч. 1-2) // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 1-2. -Воронеж: Изд-во ВГТУ 1999-2000.

5. Нгуен-Ксуан. Ментальные модели физических явлений, связанные с повседневной жизнью // Иностранная психология. - 1996. - № 6.

6. Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. - 1993. - № 15.

7. Потебня А.А. Мысль и язык. - К.: СИНТО, 1993 (1913).

8. Этнография / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. - М.: «Высшая школа», 1982.

КЛАССИЧЕСКИЙ СПОРТ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И АГИНСКОГО ОКРУГА)

© Бымбыгыденова С.Б.*

Бурятский государственный университет, Республиканский многоуровневый колледж г. Улан-Удэ

В данной статье рассматривается значимость роли национальных видов спорта в социализации личности молодого поколения. Цель состоит в выявлении особенностей классического спорта и националь-

* Аспирант кафедры Политологии и социологии.

ных спортивных игр в системе социально-духовной жизни студенческой молодежи. В современных условиях классический спорт и национальные спортивные игры являются мощным средством формирования ценностей и установок социально-интеграционной направленности, воспитывающих гражданственность, патриотизм, духовность, активную жизненную позицию, передачу традиций, морально-волевые качества и т.д. Иными словами, замысел данной статьи связан с необходимостью акцентировать внимание на роли классического спорта и национальных спортивных игр, как сферы, в которой укрепляется общественное здоровье, демографический потенциал общества.

Классический спорт в современном мире занимает все большее место, играя важную роль во многих социальных процессах и явлениях. Как социальное явление, вошедшее в жизнь стран всего мира, спорт оформился относительно недавно, тем не менее, современное общество невозможно представить без спорта. Развиваясь вместе с обществом и, по мере трансформации современного общества, усиливая свое воздействие на социум и распространяясь по всему миру, спорт стал выполнять многие значимые социальные функции.

В настоящее время во многих развитых капиталистических государствах мира спорт оказывает значительное влияние на процесс социализации молодежи. Социализирующая роль спорта, осуществляемая посредством вовлечения социализирующихся индивидов в спортивную деятельность и активно воздействующая на разные стороны развития личности, по-разному проявляется в разных странах и обществах, но в целом от уровня включенности спортивной деятельности в социализацию зависит эффективность самой социализации как процесса [2, с. 11].

Необходимо подчеркнуть, особый вклад в разработку данной проблематики отечественных специалистов, в области социологии физической культуры и классического спорта. Речь, в частности идет о трудах Л.И. Лубыше-вой, В.И. Столярова, Н.Г. Горбункова [2, с. 86]. Анализ исследований проблем классического спорта как социального института в системе физической культуры общества показал, что он сконцентрирован в основном вокруг следующих групп процессов:

- общепсихологические аспекты проблемы развития разработали Л.И. Божович, Е.И. Головаха, А.М. Кухарчук, В.С. Мухина, Т.В. Кудрявцев, А.Б. Орлов, М.Х. Титма, П.А. Шавир, И.Г. Шендрик, А.Б. Цен-ципер и др.;

- социологические и культурологические аспекты социализации личности через разные социальные институты исследовали Ю.Р. Вишневский, В.В. Левченко, О.С. Красноперова, Р.Т. Насибулин, В.Г. Попов, М.А. Слюсарянский, В.Л. Семенов, Н.С. Смольников, Б.Г. Се-меринский, Е.С. Шайдарова и др. [2, с. 19].

Современный период общественного развития в России характеризуется социальной нестабильностью, нарастанием уровня конфликтности общественных отношений, снижением общего уровня жизни и снижением качества жизни. В результате реформ государство утратило свои позиции во многих сферах общественной жизни. Эти факторы предопределили ситуацию в современном российском спорте и оказали влияние на позиции спорта как агента социализации. Перестройка общественного строя, охватившая многие сферы социальной жизни, включая и спорт, в комплексе с отсутствием целенаправленной политики государства в этой сфере, обернулись разрушением структуры управления массовым спортом, выведением спорта из приоритетных установок населения на уровне массового сознания. За десятилетие реформ в масштабе страны оказались разрушенными и перестали работать тысячи - спортивных площадок, не финансируется деятельность ряда спортивных школ. Данные обстоятельства в настоящее время оборачиваются катастрофическим снижением показателей здоровья среди молодежи [1, с. 42].

Внимание к молодежи в рассматриваемом контексте далеко не случайно: ведь именно от молодежи зависит будущее страны, социализация новых поколений. В то же время именно от степени вовлечения молодежи в массовую спортивную деятельность, во многом зависит ее физическое, психологическое и нравственное здоровье, работоспособность, целеустремленность, эффективность адаптация к внешней среде и т.д. [1, с. 57].

На сегодняшний день наряду с классическим спортом, возрастает роль национальных спортивных игр как элемента развития личности и общества в целом. Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении многих тысячелетий. Также классический спорт и национальные спортивные игры являются средством нравственного воспитания на социальном и индивидуальном уровнях.

В настоящее время классический спорт и национальные спортивные игры как явление общественной жизни получают все большее распространение. Ярким подтверждением этому является «Сурхарбан» и конечно же, международный фестиваль «Алтаргана» - высший этап развития культурно-спортивных праздников бурятского народа.

Наиболее распространенным и популярным среди монголов, бурят играми являлись стрельба из лука, борьба (бухэ барилдаан) и конные скачки, вошедшие в историю под названием «Сурхарбаан». В народе игры известны еще как «Эрын гурбан наадан» «Три игры мужей» [3, с. 5].

Необходимо отметить, что «Сурхарбан» в старину был не просто местом и временем спортивных баталий, а праздником с глубоким психологическим, социальным, философским, педагогическим содержанием. Эта была акция единения людей между собой. На современном этапе «Сурхарбан» стал общенародным событием бурятского народа [3, с. 10].

В настоящее время «Сурхарбан» значительно модифицировался и, сохраняя прежнее значение, дал толчок появлению нового праздника под на-

званием «Алтаргана» - международный фестиваль. Это уже новый современный праздник. К играм, спортивным состязаниям, художественным выступлениям (пению, танцам) прибавляются спектакли, выставки произведений изобразительного искусства, научно-практические конференции и др. Все это придает разносторонность, масштабность, значимость и весомость [4, с. 32]. Итак в этом году, X международный фестиваль «Алтаргана» прошел в Агинском округе, где приняли участие сильнейшие спортсмены из Республики Бурятия, Иркутской области, Монголии, Якутии, а также диаспоры из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга и.т.д.

В последние дни значительные вклады в развитии традиций, национальных видов спорта оказывают Буддийские традиционные сангхи, особенно Иволгинский дацан, а также Агинский дацан. На примере, можно отметить, различные соревнования проводимые данными структурами, в котором принимают участие огромное количество спортсменов борцов. Например, недавно прошел хурал в честь Хамбо лам Иволгинского дацана, где принимало участие 600 борцов из Монголии, Республики Бурятия, Иркутской области, Агинского округа, Якутии и.т.д.

Иволгинский дацан является главным инициатором проведения ежегодных культурно-спортивных мероприятий таких как, открытое первенство по национальным видам спорта посвященное XII Хамбо ламе Даши Доржо Итигилову, II Хамбо ламам Иволгинского дацана, Майдари Хуралу (что означает день радости Будде грядущего - Майтрее), Сагаан Дари (для благополучия и долголетия живущих), направленных на пропаганду здорового образа жизни и профилактику девиантного поведения молодежи. Данный обстоятельство доказывает, что развитие человека средствами национальной культуры является важнейшим аспектом формирования личности, так как чувство принадлежности к своей родине, своему народу, чувство общности и гордости за свою культуру создает у человека особый колорит личностного бытия.

С такой же целью, проводится первенство по национальной борьбе «Большой приз Алханая» в Забайкальском крае, где организаторами являются Федерация спортивной борьбы Агинского округа и Агинский дацан Дэчен Лхун-дублинг. Более подробно хотелось бы рассмотреть спортивную деятельность Агинского дацана. За период июня-августа 2012 г. прошли значительные религиозные молебны в Агинском округе, с культурно--спортивным характером. Особой значимостью выделился Майдари Хурал (что означает день радости Будде грядущего - Майтрее), в котором принимали участие около 98 спортсменов по стрельбе из лука, и 70 спортсменов по национальной борьбе, в их числе наблюдается огромное количество спортсменов молодого поколения. Майдари Хурал включает два этапа, в первой половине дня проходят молебны лам на территории дацана, а во второй половине проводятся соревнования по национальной борьбе и стрельбе из лука, где при-

нимали участие сильнейшие борцы из Монголии, Якутии, Республики Бурятия, Иркутской области, Агинского округа, организатором которого является Агинский дацан.

В рамках данного мероприятия т.е. Майдари Хурала был организован социологический опрос среди священнослужителей Агинского дацана. В экспертном опросе приняли участие 26 специалистов. В качестве экспертов, выступили шэрээтэ-лама Агинского дацана Бадма ламхай, пресс-секретарь Цыдып Тудупов, пресс-секретарь по спортивным вопросам Цырен Макса-ров, Бальжинима Дамдинов - помощник пресс-секретаря по спортивным вопросам и.т.д. Опрос носит характер выявления цели организации и проведения данных хуралов, именно выявлению социально-духовного аспекта.

Анализ социологического опроса показал, следующие результаты, по словам Бадма ламхай: Любой мужчина должен защитить себя, свой род защитить, свою страну должен уметь защитить. Юноши - это наше будущее. Люди здоровой нации. Человек, который занимается национальной борьбой, однозначно он связан немножко с религией, чтит культуру, традиции своего народа. И поэтому любой спортсмен старается не курить, не пить, вести здоровый образ жизни. Таким образом, особенно ясно наблюдается социальная значимость «Майдари Хурала», и не только этого мероприятия, но всех остальных религиозных мероприятий. Как отмечает, Цыдып Тудупов, национальные виды спорта способствуют укреплению здоровья, развитию морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в профессии и повседневной жизни. И вот поэтому вторая часть хуралов всегда посвящена национальным спортивным соревнованиям. Цырен Максаров, уделяет огромное значение популяризации национальной борьбы -«Бухэ барилдан». По мнению, Цырен Максарова, развивая национальную борьбу, формируется здоровая нация. Связано это в первую очередь, с тем что, занимаясь спортом, человек ведет здоровый образ жизни, и соответственно наблюдается профилактика вредных привычек, во-вторых, идет социальное развитие, т.е появляется широкий круг общения, ведь именно общение - один из компонентов становления личности, все это благоприятно сказывается на уровень успешной адаптации в любой среде, в третьем случае, рассматривается психологическое развитие, т.е. формируются те или иные черты характера как целеустремленность, усидчивость, работоспособность, само дисциплинированность, и конечно же развивается сила воли и.т.д.

Также в это время был проведен экспертный опрос среди участников и судей X бурятского фестиваля Алтаргана - 2012. В качестве экспертов выступили следующие судьи и спортсмены мероприятия: Базаров Батоболот Очирович - главный судья по стрельбе из лука, Базаров Даши Батоболото-вич - участник соревнований по стрельбе из лука и.т.д. В целом приняли участие в социологическом опросе 21 человек. Как отмечает главный судья по стрельбе из лука Батоболот Очирович, «Алтаргана» является не только

место спортивных баталий, но и местом встречи друзей, а также местом новых знакомств. Все это благоприятно сказывается на межличностные взаимоотношения. Даши Батоболотович, считает, занимаясь стрельбой из лука, человек более углубленно проникает в процесс передачи традиций.

Таким образом, прежде всего, национальные виды спорта воспитывают морально-волевые качества и выступают как символ сохранения культурного и социального наследия, как источника подтверждения тех связей общественной структуры и культурных воззрений, которые упрочивают это наследие.

Список литературы:

1. Жолдак В.И. Физическая культура в образе жизни студентов / В.И. Жол-дак, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко // Физическая культура и спорт в повышении социальной активности студентов: сб. науч. тр. / под ред. Г.П. Грибана. -Уманъ: УСХИД, 2007. - № 2. - С. 33-37.

2. Кирсанов В.И. Спорт как институт социализации молодежи / В.И. Кирсанов // Власть. - 2008. - № 10. - С. 87-90.

3. Манжуев Г.Н. Роль общекультурных и спортивных праздников в развитии и консолидации бурятского народа / Г.Н. манжуев // Вестник БГУ -2011. - № 15. - С. 2-46.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© Власкин В.Ю.*

Войсковая часть Министерства обороны ВС РФ, Нижегородская область, п. Мулино

В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа ценностных ориентаций военной службы различных категорий военнослужащих.

В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации всестороннее изучение, анализ и оценка морально-психологического состояния военнослужащих приобретают особую значимость. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой деятельности, в том числе военной. До недавних пор реальное состояние морально-

* Психолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.