Научная статья на тему 'Этносоциологические аспекты национальных видов спорта'

Этносоциологические аспекты национальных видов спорта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORTS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / NATIONAL SPORTS / "БУХЭ БАРИЛДААН" / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / "ЭРЫН ГУРБАН НААДАН" / "NATIONAL STRUGGLE" / "THREE GAMES HUSBANDS"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бымбыгыденова Соелма Баировна

Представлен теоретический анализ исследований классического спорта и национальных спортивных игр бурят в настоящее время с помощью социологической литературы. Описываются основные труды ученых в этой области. Прослеживается недостаточная изученность и отсутствие обобщающих работ по рассматриваемой проблематике с социологической точки зрения, делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и осмысления этой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бымбыгыденова Соелма Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnosociological Aspects of National Sports

This article presents theoretical analysis of studies of classical sports and national sport games of Buryat in the modern time with the help of sociological literature. The main research works of scientists in this sphere are described. Insufficient knowledge and lack of general works on the topic from a sociological point of view, especially works on the Buryat national sports games is mentioned. The author comes to the conclusion of necessity to continue study and consideration of this topic.

Текст научной работы на тему «Этносоциологические аспекты национальных видов спорта»

УДК 796.071:39

ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ

ВИДОВ СПОРТА

© 2014 г. С.Б. Бымбыгыденова

Бымбыгыденова Соелма Баировна -аспирант,

кафедра политологии и социологии, Бурятский государственный университет, ул. Смолина, 24а, г. Улан-Удэ, 670002. E-mail: Soela25@mail.ru.

Bymbygydenova Soyelma Bairovna -Post-Graduate,

Department of Politology and Sociology, Buryat State University, Smolina St., 24a, Ulan-Ude, 670002. E-mail: Soela25@mail.ru.

Представлен теоретический анализ исследований классического спорта и национальных спортивных игр бурят в настоящее время с помощью социологической литературы. Описываются основные труды ученых в этой области. Прослеживается недостаточная изученность и отсутствие обобщающих работ по рассматриваемой проблематике с социологической точки зрения, делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и осмысления этой темы.

Ключевые слова: спорт, национальные виды спорта, «бухэ барилдаан», физическая культура, социализация, социологический анализ, «эрын гурбан наадан».

This article presents theoretical analysis of studies of classical sports and national sport games of Buryat in the modern time with the help of sociological literature. The main research works of scientists in this sphere are described. Insufficient knowledge and lack of general works on the topic from a sociological point of view, especially works on the Buryat national sports games is mentioned. The author comes to the conclusion of necessity to continue study and consideration of this topic.

Keywords: sports, national sports, «national struggle», physical culture, socialization, sociological analysis, «three games husbands».

В современном обществе национальные пространение. С древнейших времен они вы-спортивные игры получают все большее рас- ступали основным досугом и зрелищным ме-

роприятием любого народа. Совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека и зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.

Все виды национального спорта были направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкости, меткости, способности разума анализировать множество данных, на воспитание воли к достижению цели, на единение с природой, культурой других народов.

Процессы взаимного культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.

Нужно отметить, что у каждого народа были свои спортивные игры, состязания, мероприятия и в дальнейшем именовались как народные, или национальные игры.

Для более содержательного изучения источниковедческой проблемы национальных спортивных игр нами проанализирован термин «национальные виды спорта». В словаре А.Н. Блеера под национальными видами понимаются виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта РФ или одной страны [1].

Теоретическое изучение роли и влияния национальных спортивных игр как социально-культурного развития на молодое поколение в Республике Бурятия находится на начальной стадии. Мало и научных разработок, чем и объясняется пока еще явно неполная решен-ность теоретических проблем по данной теме.

К исконным традиционным спортивным играм бурят относят: бухэ барилдаан - национальная борьба, Ьуур харбаан - стрельба из лука, шагай наадан - игры костями, Ьээр ша-алган - разбивание костей, мори урилдаан -конные скачки, шатар - шахматы и т.д.

Но на современном этапе развития общества в культуре бурят преобладают три вида спорта - национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки - эрын гурбан наадан, отражающие в своем содержании кочевой образ жизни.

У степных народов (якутов, казахов, бурят) испокон веков существуют схожие виды спорта, такие как стрельба из лука, конные скачки и борьба, с незначительными изменениями в правилах. Это явление не случайно,

ведь «три игры мужей» олицетворяют дух множества, силы и ловкости, которые так необходимы были для трудовой, военной, хозяйственной деятельности.

Так, в работах Ю.А. Шахмадурова борьба -совокупность нескольких видов спорта, объединенных одним общим критерием - единоборством двух спортсменов в захвате [2]. Принято различать международные и национальные виды борьбы. У каждого народа есть свой вид, например, гюлеш - азербайджанская национальная борьба, кох - армянская, чидаоба - грузинская, кошти - иранская, ка-захша-курес - казахская, куреш - киргизская, трынтэ - молдовская, гуштингири - таджикская, куряш - татарская, гюреш - турецкая, гореш - туркменская, кураш - узбекская, хап-сагай - якутская, сумо - японская, и т.д.

В условиях средневековья, когда стала формироваться бурятская нация, физическое развитие являлось основным элементом жизнедеятельности человека. Физическая подготовка в тот период составляла один из важных элементов его выживания в суровых природно-климатических условиях.

Первоначальное знакомство с физическими упражнениями у детей осуществлялось через элементы игровой и трудовой деятельности. У бурятского народа принято с малолетства приучать мальчиков к мужскому труду, а девочек - к женскому.

В ходе формирования и развития бурятской культуры и этноса национальные виды спорта всегда присутствовали, они были необходимы в военном деле, в хозяйстве. Религиозные обряды также сопровождались национальными играми, танцами, борьбой, стрельбой из лука, устраивались скачки и бега рысаков.

Б.Д. Санданов отмечал, что состязания были связаны с культом гор (шаманское верование). Сначала на вершине горы «обо» совершались богослужения, затем все участники спускались с горы и начиналось пиршество и состязания. Обязательную часть праздника составляли три игры мужей: «бухэ барилда-ан», стрельба из лука, конные скачки [3].

Санданов описывает особенности стрельбы из лука, акцентирует внимание на истории развития этого вида спорта в Республике Бурятия [4]. Г.Н. Манжуев подробно анализирует роль общекультурных и спортивных праздников в консолидации бурятского наро-

да. Он делает акцент на развитии бурят-монгольского троеборья «Наадан», пропагандирует национальные праздники «Сурхарбан» и «Алтаргана», обращает внимание на исторические моменты развития культурно-спортивных праздников монголоязычных народов [5].

Особый интерес в сфере развития национальной борьбы вызывают работы В.Д. Да-шинорбоева, Д.В. Цыбикдоржиева [6, 7]. Первый подробно рассмотрел особенности национальной борьбы у народов России, СНГ, Азии, а второй изучил историю и этнографию национальной борьбы у монгольских народов.

М.Н. Хамгушкеев непосредственно оценивает роль национальных игр в учебно-воспитательном процессе [8]. Д. Амоголонова религиозную принадлежность считает одной из характеристик особенностей национального образа. Конкретно религия выступает в качестве целостного механизма национального возрождения и стержня национальной идеи. В ее работах подробно рассматриваются роль «трех игр мужей» не только с точки зрения оздоровления населения, но и как понимание сокровенного учения Будды к его срединному пути в Мадхьямике. В пропаганде национальных видов спорта бурят огромную роль занимает Буддийская традиционная сангха России [9]. Ни один религиозный молебен не обходится без проведения мероприятий с национальными видами спорта, в основном - это национальная борьба, стрельба из лука, конные скачки.

Г.Б. Бардамов рассматривает не только системные принципы управления физической культурой и спортом в вузах, но также глубоко исследует аспекты возрождения национальных игр и состязаний в рамках физкультурного образования [10]. Работы В.А. Фомина посвящены возрождению традиционных культур и традиций народов Бурятии в системе состязательной деятельности. Особый интерес представляют этнические характеристики индивидуального стиля спортсмена-борца. Этот автор занимается историческими проблемами развития национальных видов спорта бурят, а также изучает их на региональном уровне [11].

Поступила в редакцию

Проанализировав источниковедческие вопросы национальных спортивных игр с социологической точки зрения, мы полагаем, что следует отметить малоизученность данной темы. Безусловно, есть труды многих ученых об историческом этапе развития национальных видов спорта, о внедрении их в учебный процесс, значимости в консолидации бурятского народа и т.д., но сегодня эта проблема требует более глубокого осмысления.

Литература

1. Блеер А.Н., Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта: толковый словарь-справочник. М., 2010. 464 с.

2. Шахмадуров Ю.А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов. М., 1997.

3. Санданов Б.Д. Эрын гурбан наадан. Улан-Удэ, 1993. 160 с.

4. Санданов Б.Д. Стрелы летят в цель. Улан-Удэ, 1989. 120 с.

5. Манжуев Г.Н. История и современность культурно-спортивных праздников монголоязычных народов (на примере Бурятии) / науч. ред. Г.Ц. Молонов. Улан-Удэ, 2008. 152 с.

6. Дашинорбоев В.Д. Особенности национальной борьбы у народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля. СПб., 2000. 42 с.

7. Цыбикдоржиев Д.В. История и этнография о национальной борьбе монгольских народов. Улан-Удэ, 2000. С. 9.

8. Хамгушкеев Н.М. Национальные игры в учебно-воспитательном процессе. Усть-Ордынский, 1998.

9. Амоголонова Д.Б. Религия в конструировании современной бурятской национальной идеи // Власть. Улан-Удэ, 2008. 108 с.

10. Бардамов Г.Б. Вольная борьба: развитие и стратегия совершенствования тактико-технического мастерства // Теория и методика обучения в вузе. Улан-Удэ, 2002. 248 с.

11. Фомин В.А. Возрождение народных традиций // Материалы регион, науч.-практ. конф.: исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта. Чита, 1999. С. 26 - 28.

30 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.