УДК 091
Я.Р.Рахимова
КЛАССИЧЕСКИЕ ТАФСИРЫ КОРАНА КАК ДОСТОЯНИЕ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена одному из уникальных духовных феноменов арабо-мусульманской цивилизации и особому жанру исламской богословской литературы - тафсирам. В статье освещается феномен тюрко-татарских тафсиров конца XIX-начала XX вв., оценивается наследие тафсиров и их влияние на развитие татарской культуры, приводятся сведения о наиболее распространенных сочинениях. Внимание в статье уделяется обзору арабоязычных авторов исследований, чьи идеи в той или иной мере отразились в татарских комментариях и переводах Корана.
Ключевые слова: духовное наследие татар, Коран, татарские тафсиры, тюрко-татарские богословы, арабоязычная литература, религиозное возрождение.
Jazgul Rahimova CLASSICAL COMMENTS ON KORAN AS AN ASSET OF THE TATAR CULTURE
The article is devoted to one of the unique spiritual phenomenon in the history of the Arab-Islamic civilization and to special genre of Islamic theological literature - to Comments on Koran. The article focuses on the review of the Turko-Tatar Commentson Koran in the end of XIX - the beginning of XX centuries, the article deals with expanding the idea of the cultural and historical traditions of comments. The article focuses on the review of studies of Arabic investigators whose ideas reflected in the Tatar comments and translations on Koran.
Key words: spiritual culture of Tatars, Koran, Tatar Comments on Koran, Tatar theologians, Arabic literature.
В последнее время отмечаются повышение интереса к исламу, его культурному наследию, уважительное отношение к Корану как Священному Писанию. Останавливаясь на основных причинах столь высокого внимания к религиозному вопросу, необходимо отметить знание и понимание ислама как основу для межрелигиозного диалога и расширение контактов между приверженцами различных конфессий. Играя значительную роль в истории человечества, Коран продолжает оказывать влияние на основные сферы жизни общества: политическую, правовую, религиозную и культурную во многих государствах мира, в первую очередь в странах Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Малой Азии, Кавказа и Закавказья, а также в таких регионах России, как Поволжье и Приуралье. Влияние исла-ма и мусульманского права на государственно-правовое развитие в этих странах имеет отличия. В этом плане представляет интерес история татар Поволжья и Приуралья. С одной стороны, татары стремились жить и развивать духовность в соответствии с мусульманскими канонами, с другой - права мусульман Поволжья и Приуральябыли в значительной степени ущемлены законодательством Российской империи. Татары всегда ассоциировали себя с исламом, несмотря на происходящие изменения в их политической и социокультурной жизни: потерю государственности в 1552 г., христианизацию, двойную смену алфавита и т.д. Татарский народ стремился сохранить свое богатое духовное наследие, в том числе рукописные памятники, сокращая тем самым разрыв духовной преемственности в передаче письменного наследия.
Изучение арабоязычной литературы у татар началось с принятия ислама в Волжской Булгарии и на других территориях Наши предки имели тысячелетнюю историю искусства рукописной книги на основе арабской графики. Арабский язык использовался в качестве литературного в богослужении, в школьном обучении и науке. Во многом благодаря рукописной книге у татар сохранились язык, религия и национальная культура. Однако в первую очередь арабские письменные источники, Коран, кораническая литература, религиозно-богословские, этико-правовые, филологические и другие сочинения служили для мусульман Поволжья источником познания учения пророка Мухаммеда.
Пережив сложный период радикальных перемен в ценностных ориентациях по отношению к религии (XVIII-начало XX вв.), богословие у мусульман Поволжья и Приуралья получило новый виток развития. Наступило время пробуждения общественной мысли татар. К концу XIX в. существовало два направления философской мысли: реформаторское и традиционалистское. В этот период появилось большое количество работ, посвященных религиозно-философской мысли татар. Представляет интерес изучение наследия наиболее крупных представителей этих направлений: АУтыз-Имяни (1754-1834), АКурсави (1776-1812), ХФаизханова (1828-1866), Ш.Марджани (1818-1889), К.Насыри (1825-1902), Р.Фахреддина (1859-1936), АБаязитова (18471911), М.Биги (1875-1949), С.Максуди (1878-1957), Ю.Акчуры (1876-1935), Г.Исхаки (1878-1954). Их первые сочинения в большинстве своем были переводами более ранних трудов арабских и
персидских писателей и мыслителей. Изучение памятников на арабском языке позволило перечисленным выше авторам выявить особенности ислама как мировой религии. Тафсир является основным жанром арабо-мусульманской богословской литературы. Именно к тафсирам обращались татарские авторы в поисках разъяснения внешних (захир - араб,><-^) и внутренних (батын - араб.иН?) сторон Корана1.
Вопрос материала по тафсирам настолько же обширный, как и вопрос по литературе Корана, хадисов и сунне. Все аспекты переводов и распространения, теория и искусство толкования текста заключаются в одном из жанров арабо-язычной мусульманской культуры - тафсирах.
Наиболее авторитетными авторами тафсиров были средневековые арабские, персидские, индийские богословы М.Айнтаби, аль-Балхи, аль-Байдави, аль-Бухари, аз-Замахшари, Ибн Касир, аль-Куртуби, ас-Суйути, ат-Табари, ат-Тустари, аль-Багави, ар-Рази, и др.
Абу Джафарат-Табари (839-923) -один из наиболее известных мусульманских историков и комментаторов Корана. Его фундаментального объема тафсир «Джами аль-баян фи тафсир аль-Куран» (арабов б"5 < г«^ - «Совершенно полное разъяснение Корана»)2 считался первым среди прочих комментариев. Тафсират-Табари в 30 томах имеет статус главного источника для более поздних муфассиров (комментаторов). Объясняя смыслы аятов, ат-Табари цитирует различных ученых и затем доказывает позицию, которая, по его мнению, является более весомой в плане доводов. Однако следует признать, что в тафсиреат-Табари присутствуют не только достоверные хадисы, но и недостоверные. По этой причине не все приведенные им хадисы можно считать надежными. Целью автора этого тафсира было собрать все хадисы, которые ему доступны, чтобы этот материал можно было использовать далее. Ат-Табари привел цепочки иснадовЗ к каждому хадису.
Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд аль-Багави (1041-1122) - автор труда «Маалимат-Танзиль» (араб.Цг3^1 (А«-« - «Достопримечательности Корана»)4, который более известен как «Тафсир аль-Багави» ). Это средний по объему комментарий, в котором коранические
аяты толкуются с помощью хадисов от пророка Мухаммеда, а также сообщений от его сподвижников, табиинов и богословов последующих поколений.
Абуль-Касим Махмуд ибн Умар аз-Замахшари (1075-1144) - среднеазиатский писатель, философ, толкователь Корана, видный представитель ханафитского мазхаба5 и мутазилитской богословской школы. Его тафсир «аль-Кашшаф ан хакаикгавамидвагуюн аль-акавиль» (араб .
<5 о^ j ¿^-«Раскрытие истин Коран|6, больше известный как тафсир
«аль-Кашшаф», по сей день является каноническим трудом в области корановедения. Автор уделил большое внимание лексикологическим особенностям этой книги и подробно проанализировал разночтения. Труд можно охарактеризовать как приятный для чтения и изучения. Многие представленные в нем выражения считаются достойными образцами красноречия. По сути, это толкование является первым образцом научной критики. Вокруг труда аль-Кашшафа сосредоточилась значительная по объему критическая литература. На основе этой работы было написано множество опровержений и переработок.
Фахруддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ар-Рази, известный как Фахруддин ар-Рази (1149-1209), видный представитель ашаритского калама, служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов, полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Автор знаменитого незавершенного тафсира «Мафатих аль-гайб, ау ат-Тафсир ал-Кабир» (араб^ ^ <^¿11 ^и« -«Ключи от сокровенного, или большое толкование Корана»)7,который был составлен в ответ на тафсир мутазилита аз-Замахшари. Ар-Рази считается имамом в акыде8, поэтому в своей работе он
1 Внешняя сторона Корана - это чтение (словесная форма, конструкция), внутренняя его сторона - это его смысл и толкование // tawhid.com/index.php...
2 Абу Джафарат-Табари. Джамиаль-баян фи тафсир аль - Курайб^' б*"3 < оУ г«1^ ) Совершенно полное разъяснение Корана. -Каир, 1984.
3Иснад (араб^] -подтверждение) — перечисление людей, передававших друг другу, из поколения в поколение, тексты о словах и действиях пророка Мухаммеда.
4Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд аль-БагавиМаалимат-Танзиль (I««Достопримечательности Корана. - Эр-Рияд: Издательство «Дар Тайиба», 1997.
5Ханафитскиймазхаб - одна из четырех правовых школ в суннитском исламе.
6Абуль-Касим Махмуд ибн Умар аз-Замахшари. Аль-Кашшаф ан хакаик- аль-Курда« J Цц^ ,14=. ср
) Раскрытие истин Корана. - Бейрут: Издательство «Дару-ль-кутуби-ль-ильмиййа», 1995.
7 Фахруддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умарар-Рази. Мафатих аль-гайб, ау ат-Тафсир ал-Каби,^ б^"^ Jl э31^« )
Ключи от сокровенного, или большое толкование Корана). - Бейрут, 1998.
8Акыда - вероубеждение в исламе.
уделил внимание рационалистике и дебатам в области калама по опровержению сект. Его труд занимает высокое место среди толкований Корана.
Насируддин Абу Саид Абдуллах ибн Умар аль-Байдави (ум. в 1286 г.)-выдающийся мусульманский богослов, историк, муфассир, известен как автор комментария к Корану «Анвар ат-танзиль ва асрар ат-таэвиль»(арабЬ^1 jlj^'j Ju^l ^^-«Свет Корана и секреты толкования»)9. Тафсир аль-Бай-дависоставленныйс позиции ашаритского калама, скомпилирован из более ранних тафсиров «аль-Кашшафа» аз-Замахшари, «Тафсира аль-Кабира» ар-Рази. После каждой суры аль-Байдави приводит хадисы, повествующие о достоинстве этих сур. На этот тафсир написано свыше 250 комментариев.
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби (1214-1273) - исламский богослов и мыслитель. Мусульманские историки характеризуют его как богобоязненного и аскетичного человека. Самым известным трудом аль-Куртуби является толкование Корана «Аль-джами ли-ахкам аль-Куран-валь-мубаййин ли-матадаммана мин ас-сунна вааят аль-Фуркан» (араб^ jf^lj ¿Ijall jlijill ajIj Aiill j^ j^^j - «Собрание норм Корана и разъяснение содержащейся в нем сунны и стихов Писания»)10. Этот тафсир- один из самых известных и авторитетных комментариев к Корану. Автор критикует различных философов и мутазилитов, крайних суфиев и представителей других течений. Основной целью написания этого труда было выведение филологических правил из Корана. Наряду с этим аль-Куртуб и представил объяснение аятов, исследовал сложные по смыслу и составу слова, диакритические знаки, риторику, стилистику и композицию, привел множество хадисов. Книга состоит из 12 томов.
В последующие века особую известность в исламском мире получил исламский ученый -правовед, историк, толкователь Корана и хадисов Имадуддин Исмаил ибн Умар ад-Димашки, известный как ибн Касир (1301-1373), автор труда в 4 томах «Тафсир аль-Куран аль-азим» (араб*^*!! jlj^ll J¿■"¿i-«Толкование великого Корана»)11, в котором акцент сделан на поясняющие хадисы. Особенность этого тафсира - критика различных хадисов с позиции мухаддиса, с этой точки зрения книга занимает видное место среди всех книг по тафсиру.
Джалаладдин Абуль-Фадл Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти, известный как Джалаладдин ас-Суюти (1445-1505), - исламский богослов. По мнению ученых историков, один из наиболее плодо-витых авторов не только мамлюкской, но и арабо-мусульманской литературы в целом. Некоторые историки при описании биографии ас-Суюти приводят более 600 названий его сочинений. Среди тафсиров, пользующихся наибольшим уважением мусульман, следует назвать «Тафсир ал Джалалайн» (араб,!^! JJ■■J-«Толкование двух Джалалов»). Одним из авторов этого сочинения является факих и теолог Джа-лаладдин Мухаммад ибн Ахмад аш-Шафии (ум.в 1459 г.), работу продолжил его ученик Джалаладдин ас-Суюти. Поскольку над этим сочинением работали два Джалаладдина, оно получило известность под названием «Толкование двух Джалалов».
Классические тафсиры этих авторов пользовались большой популярностью и уважением среди мусульман Поволжья. Об этом сообщает Р.Р. Сафиуллина в своем исследовании «Арабская книга в духовной жизни татарского народа». Татары были хорошо знакомы с Кораном и сунной, трудами мусульманских теологов, философов, ученых, поэтов. Местные авторы создавали свои труды по типу восточных сочинений, составляли комментарии и субкомментарии к трудам восточных мыслителей, распространяли их научные идеи в Волго-Уральском регионе12.
Судя по литературе, обнаруженной в фондах местных библиотек, можно заключить, что среди татар были широко распространены тафсиры выдающихся мыслителей Востока: Мухаммада Абдо, Рашида Риды, СайидаКутба, Абдуррахмана ас-Саади, аль-Маудуди, Мухаммада Табатабаи, аль-Касими, аль-Луси и др. Тафсиры этих авторов оказывали заметное влияние на духовную жизнь татарского общества. Более того, богословы по сей день обращаются к этим работам. Тафсиры переводятся и цитируются, являются образцами в изложении смыслов Корана. Однако не следует забывать, что в основу этих толкований к Корану положены работы богословов Средневековья.
9Насируддин Абу Саид АбдуллахибнУмар аль-Байдави. Анвар ат-танзиль ва асрар ат-таэвиль^й! jljJj Jjjsll jM ) Свет Корана и секреты толкования. - Каир, 1960.
10Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби. Ал-джами ли ахкам-аль-Куран ¿(Ijall ¿i^) Собрание сочинений. Т.20. Ливан. - Бейрут: Издательство «Дару -ихйаи -турас-ал-араби», 1982.
11ИмадуддинИсмаил ибн Умарибн-Касир. Тафсир аль-Куран аль-азим oljsll j^) Толкование великого Корана. Собрание сочинений. Т.4. - Бейрут: Издательство «Дару-ль-андалус», 1996.
12 Сафиуллина Р.Р. Татарская книжная традиция XIX - начала XX вв.: рукописная и старопечатная книга // Филология и культура. - 2013. - №1 (31). - С.163 - 169.
«Тафсир аль-Куран аль-Хаким» (араб^^Ъ^Ч^^Толкование мудрого Корана»)13 начал создаваться на основе воззрений египетского муфтия Мухаммада Абдо (1899-1905). После смерти Абдо над этой книгой работал его ученик шейх Мухаммад Рашид Рида (1865-1935), приехавший из Триполи, он записал этот тафсир со слов своего учителя во время лекций. Отредактировав лекции, Рашид Рида опубликовал их. Рашид Рида - египетский религиозный и общественный деятель, мусульманский реформатор. В 1898 г. он основал общественно-политический и религиозный журнал «ал-Манар» (арабб<^]| - «Метод») и до конца дней являлся его издателем. В своем тафсире Рашид Рида утверждает, что основные положения ислама не противоречат идеям общественного и научно-техни-ческого прогресса. Мухаммад Рашид Рида считал своей главной задачей возрождение основ шариата и выступал с критикой европеизации арабских стран. Идеи Мухаммада Абдо оказали сильное влияние на формирование мировоззрения известного татарского богослова З.Камали14. «Он во многом следовал за ним в реформировании религии, а также в разработке исламской философии и в педагогической деятельности»15. Несмотря на панисламистские идеи Абдо, выступавшего против европейского коло-ниализма, в представлении З.Камали залогом процветания мусульманского мира являлось творческое усвоение достижений европейской цивилизации в области науки, техники, культуры - не слепое копирование чужих образцов, а именно творческое их переосмысление на основе исламских ценностей и традиций.
Исследование «Фи зиляль аль-Куран» (арабов ^^ <5-«Под сенью Корана»)16 египетского писателя и философа Сайида Кутба (1906-1966) в плане рассматриваемой нами темы представляет особый интерес. Сайид Кутб сознательно отказывается от общепринятого слова «тафсир», так как его труд существенно отличается и по стилю, и по форме изложения от всех известных классических комментариев Корана Отличие данного тафсира-чрезвычайно сложный и разработанный литературный язык, что в свою очередь отразилось и на его пере-водах. При написании труда Кутб опирался на классические тафсиры - на труды таких виднейших средневековых муфассиров, как аль-Бухари (ум. в 870 г.), Муслим (ум. в 875 г.), имам ат-Табари (ум. в 923 г.), ибн Касир (ум. в 1373 г.), используя при этом свой богатейший литературный, философский и интеллектуальный опыт. Сайид Кутб старался объяснить Коран с помощью самого Корана В предисловии он характеризует свой тафсир как «ряд размышлений и впечатлений, рожденных в период жизни, проведенный под сенью Корана». Это очень детальный, подробный тафсир ко всему тексту Корана. Сайид Кутб, родившийсяв начале XX в. в Египте, получил фундаментальное светское образование в родной стране и на Западе, он посетил многие государства. Оборотная сторона капиталистического общества, основанного на несправедливости, богатстве одних за счет обнищания других, устремляла молодого арабского интеллектуала на поиски иных форм построения общества. Перелом во взглядах ученого и литератора наступил в конце 1940-х гг., этот период ознаменовался началом его духовной деятельности
Многотомная работа «Под сенью Корана» переведена на многие языки мира и пользуется большим авторитетом в мусульманском сообществе, как в арабских странах, так и в Иране, Турции, Индонезии и др. Это один из самых известных современных тафсиров на арабском языке. Хотя труд был написан более полувека назад, он не потерял своей актуальности, наоборот он только доказывает свою своевременность
В списке известных составителей тафсиров на арабском языке особое место занимает Абдур-рахман ибн Насир ас-Саади (1889 - 1957), автор тафсира «Тафсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан» 0£араб^ ^б^' -«Облегчение от Великодушного и Милосер-дного»)17. Тафсир ас-Саади (араб.
6.3 ) - один из самых известных его трудов. Этот тафсир считается одним из немногих толкований Корана, полностью переведенных на русский язык (перевод выполнен Эмилем Кулиевым). Ас-Саади родился в Саудовской Аравии в городе Унайза. К 12 годам полностью выучил Коран, с детства интересовался такими дисциплинами, как фикх, тафсир, грамматика арабского языка. Он всесторонне разбирался в основах и законоположениях мусульманского права. Получили известность его труды по юриспруденции. Однако самый известный его труд - комментарий к Корану. Саади достиг больших высот в составлении комментариев к Корану, изучил множество различных толкований. Тафсир ас-Саади был написан в 1923-1925 гг. В предисловии Саади отметил, что его главная цель - «разъяснение смыслов откровений»; подробный анализ слов и предложений не был включен в книгу, потому что автор не
13Мухаммада Абдо. Тафсир альКураналь-Хаким^^Ь^ "j^l) Толкование мудрого Корана. - Каир, 1984. 14КамаловТ.Р. ЗыяэтдинКамали - мыслитель, просветительирелигиозныйдеятель (биографическийочерк) // КамалиЗ.Д. Философия ислама: в 2 т. Т.1. Часть! Философиявероубеждения. - Казань: Татар.кн.изд., 2010.
15КамаловТ.Р. ЗыяэтдинКамали - мыслитель, просветительирелигиозныйдеятель (биографическийочерк) // КамалиЗ.Д. Философияислама: в 2 т. Т.1. Часть! Философиявероубеждения. - Казань: Татар.кн.изд., 2010. - С.12. 16СайидКутб. Фи зиляль аль-Куран:С-^1 ¿à) Под сенью Корана. - Бейрут, 1982.
17Абдуррахман ибн Насирас-Саади. Тафсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан^ jj—i (j-^JI fjjSil -wi jüJl ) Облегчение от Великодушного и Милосердного.- Ас-Салафийя, Египет, 1956.
имел достаточно времени для составления более пространного толкования. В тафсире сказывается влияние трудов ибн Таймии и его ученика ибн Кайима аль-Джаузи.
Абу аль-Ааля аль-Маудуди (1903 -1979) -основатель исламского движения в Пакистане, известного под названием «Джамаати Ислами», автор ряда книг, главной среди которых является толкование Корана. Маудуди был хорошо знаком с современными науками, поэтому его толкование Корана считается в наше время очень важным, оно дополняет классические тафсиры. Маудуди занимался научными изысканиями и писал книги по различным аспектам исламской религии. Он оставил большое теоретическое наследие. Получили известность его труды по истории, социологии, кораническим наукам, теории исламского религиозно-политического движения, основам исламского государства и экономики. Наиболее известной его работой является толкование Корана «Тафхим аль-Куран» (араб^1 ¡¡^-«Разъяснение Корана»)18.
Мухаммад Хусейн Табатабаи (1903-1981) - выдающийся иранский аятолла, шиитский богослов, философ, автор тафсира «ал-Мизан» (полное название «Аль-Мизан фи тафсир ал-Куран» (араби'^'-^! <^-«Весы (справедливости) в толковании Корана»)19. Толкование смыслов Корана в этом таф-сире осуществлено следующим образом: сначала дается толкование одних аятов Корана другими аятами по принципу «Коран толкуется Кораном»; затем - толкование посредством различных преданий, научно-религиозное толкование, философское, этическое, на основе исторических материалов, этико-социальное. Каждый аят автор разъясняет с помощью разных сочетаний перечисленных выше видов толкования, однако основным видом является «кораническое» толкование.
Мухаммад Джамалуддин аль-Касими (1866-1914) - арабский исламский богослов. Сын специалиста по исламскому праву, он с детских лет посвятил себя изучению Корана В 1890 - 1894гг. занимался религиозным просвещением на территории современных Сирии, Ливана, Иордании и Палестины. В результате конфликта с представителями другого богословского течения отошел от активной публичной деятельности и стал заниматься исключительно вопросами вероучения. Шейх аль-Касими написал более 113 религиозных трактатов, среди них наибольший интерес представляет «Махасинат-Тавил фи тафсирал-Куран» (араб^^Аи^Ъ^ «Красота толкования Священного
Корана») в 17 томах.
Таким образом, среди тафсиров на арабском языке есть образцы, достойные изучения и исполь-зования в коранической науке для поиска смыслов Корана. Однако это не означает, что нет необ-ходимости в создании более совершенных тафсиров. Необходимы тафсиры на разных языках, которые выступали бы в качестве связующего звена между людьми и Кораном. Создание подобного рода тафсиров ложится на плечи мусульман каждого столетия. Стоит заметить, что авторы тафсиров на татарском языке, начиная от богословов XIX в., таких как Нугман бин Сабита ас-Самани, Мухаммад Зариф Амирхан и заканчивая современными татарскими богословами -Рабитом Батуллой, Шамилем Аляутдиновым, Рамилем Юнусовым и др., внесли большой вклад в развитие культурного и истори-ческого наследия татарского народа. Наследие арабо-мусульманской цивилизации является достоя-нием всеобщей культуры мусульман, в том числе и татар.
18Абу аль-Ааля аль-Маудуди Тафхим аль-Куран^^ ¡»«я ) Разъяснение Корана.- Египет, 1980.
19Мухаммад Хусейн Табатабаи. Аль-Мизан фи тафсир аль-Куранир^ ) Весы справедливости в толковании
Корана.-Тегеран, 1980.