Научная статья на тему 'КЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА'

КЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание финансового моделирования / онлайн-обучение / преподавание инвестиционного анализа / стратегия преподавания / инвестиционный анализ / бизнес-планирование / ФЭМ / внутренняя норма доходности / IRR / NPV / смысл ставки дисконтирования / financial modeling teaching / online learning / investment analysis teaching / learning strategy / investment analysis / business planning / financial model / IRR / NPV / meaning of discount rate

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л В. Краснощеков

В статье рассматриваются черты классической стратегии преподавания предметов, связанных с бизнес-планированием и финансовым моделированием. Автор, обладая большим опытом объяснения студентам, выпускникам и работающим специалистам основных аспектов данных дисциплин, провел глубокий анализ причин непонимания ряда терминов и определений. В результате анализа установлено, что причины непонимания обучающихся, даже обладающих хорошей мотивацией к учебе, кроются в ошибках, характерных для классических стратегий преподавания дисциплин. В рамках настоящей статьи предложены методы устранения таких ошибок и даны теоретические обоснования применения данных рекомендаций, заключающихся, главным образом, в правильном структурировании материалов, доводимых на первых лекциях. Также сделаны выводы о том, что предложенные рекомендации способны сократить время преподавания предмета без существенной потери качества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL STRATEGIES TO EXPLAIN THE KEY FOUNDATIONS OF THE FINANCIAL MODELING: GAP ANALYSIS, WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY AND REDUCE THE TRAINING TIME

The article describes the features of the classical teaching strategy for subjects related to business planning and financial modeling. The author, having sufficient experience in explaining the main aspects of these disciplines to students, graduates, and working professionals conducted an analysis of the reasons for misunderstanding a number of terms and definitions. As a result of the analysis it was found that the reasons for misunderstanding of students are rooted in errors characteristic of classical strategies for teaching. This article proposes methods for eliminating such errors and provides theoretical justification for the application of these recommendations which mainly consist in the correct structuring of materials presented in the first lectures. Conclusions are also made that the proposed recommendations are also appropriate in reducing the time of teaching the subject without a significant loss in the quality of knowledge.

Текст научной работы на тему «КЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА»

КЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОСВОЕНИЯ

МАТЕРИАЛА

Л.В. Краснощеков, онлайн-репетитор (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-226-230

Аннотация. В статье рассматриваются черты классической стратегии преподавания предметов, связанных с бизнес-планированием и финансовым моделированием. Автор, обладая большим опытом объяснения студентам, выпускникам и работающим специалистам основных аспектов данных дисциплин, провел глубокий анализ причин непонимания ряда терминов и определений. В результате анализа установлено, что причины непонимания обучающихся, даже обладающих хорошей мотивацией к учебе, кроются в ошибках, характерных для классических стратегий преподавания дисциплин. В рамках настоящей статьи предложены методы устранения таких ошибок и даны теоретические обоснования применения данных рекомендаций, заключающихся, главным образом, в правильном структурировании материалов, доводимых на первых лекциях. Также сделаны выводы о том, что предложенные рекомендации способны сократить время преподавания предмета без существенной потери качества знаний.

Ключевые слова: преподавание финансового моделирования, онлайн-обучение, преподавание инвестиционного анализа, стратегия преподавания, инвестиционный анализ, бизнес-планирование, ФЭМ, внутренняя норма доходности, IRR, NPV, смысл ставки дисконтирования.

Ряд учебников и лекций по таким предметам, как бизнес-планирование, финансовое моделирование и инвестиционная деятельность оперируют множеством понятий, не связанных в единую систему, позволяющую обучающимся в будущем достигать целей составления бизнес-планов и финансовых моделей. Иными словами, после разделов, посвя-щённых вопросам составления бизнес-плана и финансовых моделей, часто не следует главы о том, как оценивать эффективность инвестиционного проекта и с какой целью преподается предмет. Часто записи о том, с какой целью формируются названные документы, отсутствуют даже в предисловиях к учебникам и пособиям. Результатом отсутствия таких обобщений является снижение у студентов экономических и финансовых направлений подготовки и выпускников высших учебных заведений интереса к предмету, что, в свою очередь, ведет к следующим негативным последствиям:

- студенты, выпускники и работающие специалисты не могут формулировать выводы об эффективности инвестиционных проектов;

- студенты, выпускники и работающие специалисты не могут самостоятельно строить или редактировать финансовые модели.

К сожалению, распространена ситуация, когда выпускники высших учебных заведений перед собеседованием обращаются к онлайн-репетиторам и консультантам (одним из которых является автор настоящей статьи), помогающим привести разрозненные знания в простую систему и научиться отвечать на вопросы, часто задаваемые на интервью.

Довольно часто у обучающихся на занятиях с онлайн-репетиторами возникает вопрос о том, как анализировать и искать ошибки в сложных и содержательных финансовых моделях, формат которых опубликован в открытом доступе (например, финансовая модель в формате, рекомендованном Фондом развития промышленности).

Для ответа на вопрос о том, какие факторы влияют на забывание основных положений предметов, связанных с финансовым моделированием и бизнес-планированием, следует провести анализ классической стратегии их преподавания.

В таблице 1 приведены результаты выборочного анализа содержаний учебной литера-

туры, посвящённой вопросам бизнес- дениях и в компаниях, оказывающих услуги планирования и задающей вектор проведения онлайн-обучения. лекционных занятий в высших учебных заве-

Таблица 1. ^ Анализ содержания учебной литературы по инвестиционному анализу

Наименование источника Учебное пособие «Инвестиции» [1] Экономическая оценка инвестиций [2] Финансовое моделирование в фирме [3] Инвестиции и инвестиционный анализ [4] Инвестиции и инвестиционная деятельность организаций [5]

Автор(ы) Гаджимурадова Л.А. Марченко Е.М. Лукасевич И.Я. Цало И.М. Руткаускас Т.К.

Глава (раздел) 1 Экономическая сущность и классификация инвестиций Основы финансовой математики Финансовое моделирование в менеджменте Теоретические основы инвестирования Инвестиции и инвестиционная деятельность в рыночной экономике

Глава (раздел) 2 Роль инвестиционной политики в инвестиционном процессе Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов * Фактор времени и оценка платежей Теоретические основы инвестиционного проектирования Инвестиционная политика в России и ее государственное регулирование

Глава (раздел) 3 Классификация источников инвестиций. Формы и методы их финансирования Сравнение альтернативных проектов Анализ инвестиционных проектов * Сущность управления инвестициями Инвестиционные и финансовые рынки. Финансовые и инвестиционные институты. Финансовые инструменты

Глава (раздел) 4 Экономическое содержание кредитного, акционерного и инвестиционного налогового кредита как методов финансирования инвестиционного процесса Денежные потоки проекта Анализ и моделирование лизинговых операций Основные положения инвестиционного анализа Методические основы принятия инвестиционных решений *

Глава (раздел) 5 Метод государственного и проектного финансирования инвестиций Привязка к условиям деятельности предприятия Природа риска и показатели его измерения Анализ инвестиционной деятельности * Инвестиционные проекты и методы оценки их эффективности

Глава (раздел) 6 Лизинговый, форфей-гинговый и факторинговый методы финансирования инвестиций Оптимизация инвестиционного портфеля Методы анализа рисков инвестиционных проектов Анализ инвестиционной привлекательности организаций Финансовые инвестиции и методы оценки их эффективности

Глава (раздел) 7 Цена авансированного капитала Цена капитала Имитационное моделирование рисков Анализ финансовых инвестиций Формирование и оценка инвестиционного портфеля

Глава (раздел) 8 Методологические подходы к экономическому обоснованию эффективности инвестиционных проектов на предприятии * Управление проектными рисками Теория портфеля и модели оценки рисковых активов Оценка рисков инвестиционных проектов Капитальное строительство как объект инвестиционной деятельности его организационные основы

Глава (раздел) 9 Методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов Состав и формирование инвестиционного проекта Долгосрочные инструменты с фиксированным доходом Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Глава (раздел) 10 Портфельные инвестиции Краткосрочные и коммерческие ценные бумаги Инвестиции в инновации и их финансирование

Глава (раздел) 11 Инвестирование инновационной деятельно- Инвестиционные риски, методы их

сти предприятия снижения и управления ими

Глава (раздел) 12 Инвестирование инновационных капитальных вложений

Глава (раздел) 13 Инвестирование в недвижимость

Глава (раздел) 14 Управление инвестиционным риском

Глава (раздел) 15 Инвестиционное проектирование и ценообразование в строительстве

Глава (раздел) 16 Иностранные инвестиции

Звездочкой в таблице 1 отмечены главы (темы), в рамках которых впервые вводится понятие NPV. Наиболее близко к началу курса лекций понятие чистой приведенной стоимости приведено в источнике [2].

Для сокращения времени преподавания целесообразно использовать ценное с точки зрения наивысшей концентрации внимания студентов первой лекции для того, чтобы объяснить, что такое чистая приведённая стоимость (далее - NPV), ставка дисконтирования (далее - r) и внутренняя норма доходности (далее - IRR). Важно подчеркнуть роль показателя NPV в процессе классификации проектов по признаку эффективности инвестиций. Далее необходимо поставить вопрос о том, как правильно считать NPV, используя прогноз денежного потока, а не показателей, оцениваемых в соответствии с принципом начисления (например, прибыли, объёма продаж в стоимостном выражении и себестоимости реализованных товаров, работ и услуг).

Особенно важно в начале или в середине первой лекции не переходить к темам связи показателей движения денежных средств и показателей, определяемых в соответствии с принципом начисления. Тему анализа денежного потока косвенным и прямым методами лучше не преподавать в начале курса лекций, но можно её коснуться в финальных лекциях, так как в начале курса данная тема может вызвать отторжение предмета у студентов и сформирует устойчивое мнение о повышенной его сложности.

Для объяснения концепции дисконтирования наиболее целесообразно приводить в пример простую сделку займа денежных средств между товарищами без взимания

процента: одно физическое лицо даёт в долг другому некую сумму средств, но имеет возможность оформить депозитный договор с кредитной организацией, предполагая получение через год вознаграждения, равного произведению депозитной ставки и суммы, одалживаемой другу. Через год друг-должник вернёт сумму средств основного долга без процентов. Банк вернул бы и основной долг, и сумму процентов. Если разделить гипотетическую сумму величины депозита и процентного дохода на сумму единицы и процентной ставки (измеряемой в рамках предлагаемого примера в долях единицы), то получится дисконтированная величина, равная величине вклада. Следовательно, процесс дисконтирования важно определить как процесс приведения величины платежа, предполагаемого к осуществлению в будущем времени, в экономические (финансовые) условия настоящего момента времени. Иными словами, важно подчеркнуть, что если в будущем ожидается некий платёж (например, через год), его сегодняшний эквивалент меньше, так как любая сумма средств в будущем менее ценна, чем она же в настоящем. В одном из наиболее популярных в западных странах учебников по корпоративным финансам для объяснения сути концепции дисконтирования введены единицы измерения: «доллары сегодня», «доллары через год» [6].

Также часто к снижению концентрации внимания у студентов высших учебных заведений и онлайн-курсов приводит обилие определений, связанных с концептуальными основами определения ставки дисконтирования, с амортизацией, с видами прибыли

(EBITDA, EBIT) и даже c рынками ценных бумаг (глава 6 в [2], глава 8 в [3]).

При использовании подхода, опирающегося на бессвязное преподавание лекций по данным темам или обсуждение в начале курса лекций теоретических основ инвестиций или их роли в рыночной экономике ([4] и [5] соответственно), существенно повышаются риски забывания следующих важных фундаментальных определений, лежащих в основе предмета:

1. Чистая приведённая стоимость;

2. Ставка дисконтирования;

3. Операционный, финансовый и инвестиционный денежный поток;

4. Свободный денежный поток;

5. Внутренняя норма доходности.

Для того чтобы данные определения были поняты и эффективно запомнены, рекомендуется применять следующую стратегию преподавания:

Шаг 1. На первой лекции давать определение понятиям 1-5 с использованием самых простых и примитивных примеров (наиболее близок к этому источник [2]).

Шаг 2. В конце первой лекции показать, что имеет место высокий спрос на подобные знания в отечественных и зарубежных компаниях в целом и в частности в компаниях, специализирующихся на оценке инвестиционных проектов, после чего дать задание, направленное на формирование бизнес-плана и финансовой модели нового проекта в любой отрасли хозяйства.

Шаг 3. В процессе выполнения задания и прохождения курса лекций постепенно объяснять студентам следующие темы:

- варианты определения значения ставки дисконтирования (для оценки инвестиционного проекта студента);

- оценка операционного денежного потока через прогнозы продаж, себестоимости (производства и реализации), авансов (входящих и исходящих);

- влияние амортизации на налог на прибыль и операционный денежный поток;

- построение прогноза движения денежных средств по операционной и инвестиционной видам деятельности.

Шаг 2 обеспечит спрос на знания, которые студент сможет получить на последующих лекциях (шаг 3) и сможет начать стоить фи-

нансовую модель, которую можно делать более содержательной в процессе получения новых знаний.

Самый длительный третий шаг, подлежащий осуществлению в течение последующих лекций, будет направлен на удовлетворение спроса студентов на новые знания, которые, в свою очередь, позволят не только более качественно выполнить задание, но и успешно понять предмет.

Самая главная с точки зрения основного психологического закона микроэкономики -закона убывающей предельной полезности -первая лекция, начиная с которой интерес студентов к последующим лекциям будет стремительно убывать, не должна быть расточительно израсходована на объяснение таких определений, как финансовая модель (финансовое моделирование), норма временного предпочтения, бизнес-план и другие предельно общие понятия.

Наиболее ценным с академической точки зрения явлением может быть формулирование словами обучающихся определений данных понятий в конце курса лекций, сформированного в соответствии с шагами 1, 2 и 3, описанными выше.

Как отмечалось выше, существенным фактором риска роста психологического отторжения предмета у студентов является излишнее внимание в курсе лекций к подходам к определению величины ставки дисконтирования. Еще Джон Мейнард Кейнс в своей знаменитой книге «Общая теория занятости, процента и денег» [7] касался нормы предельной эффективности капитала и определил ее так, как в современной литературе, посвященной вопросам финансового моделирования и инвестиционного анализа, определяют IRR. Данное отступление и отсылка к великой книге Дж. Кейнса позволяет сделать чрезвычайно важный вывод: предельная эффективность капитала (понятие, в полной мере эквивалентное понятию внутренней нормы доходности, далее по тексту - IRRo) сравнивалась с рыночными номинальными ставками доходности (обозначим ro). В инвестиционном анализе показатель IRR сравнивают со ставкой дисконтирования (далее r). Причём, согласно «Общей теории занятости, процента и денег», инвестиционная активность снизится, когда, в среднем, ro будет выше, чем IRRo.

В курсе лекций инвестиционного анализа студентов учат, что проект не окупается и классифицируется как неэффективный, когда IRR ниже ri. Суммируя вышеизложенное, легко прийти к выводу о том, что ro в высокой степени подобна ri. Следовательно, в рамках первых лекций для снятия риска потери интереса к предмету и, что наиболее важно, риска потери понимания концептуальной сути ставки дисконтирования, ее следует определить как ставку процентной доходности инструмента, доступного для предполагаемых инвесторов. Эпитет «доступного» будет отсылать студента к большому множеству известных для инвесторов инструментов, таких как акции и облигации, обращающиеся на вторич-

ном рынке (так в процессе выполнения задания, направленного на оценку эффективности инвестиций в простой инвестиционный проект, студент сам может узнать про формулу расчета САРМ), или как паи, доли в обществ с ограниченной ответственностью, акции акционерных обществ (так студент может самостоятельно заинтересоваться формулой WACC).

Следует отметить, что описанные в настоящей статье методы, выраженные в шагах 1 -3 и рекомендациях к объяснению концепции ставки дисконтирования, могут не только повысить качество знаний, передаваемых обучающимся, но и сократить время преподавания (без потери его качества).

Библиографический список

1. Гаджимурадова Л.А. Учебное пособие по дисциплине «Инвестиции» для направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит». - Махачкала: ДГУНХ, 2019. - 167 с.

2. Марченко Е.М. Экономическая оценка инвестиций: курс лекций. Владимир: Владимирский государственный университет, 2005. - 60 с.

3. Лукасевич И.Я. Финансовое моделирование в фирме: учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 356 с.

4. Цало И.М. Инвестиции и инвестиционный анализ: учебное пособие. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. - 185 с.

5. Руткаускас Т.К. и др. Инвестиции и инвестиционная деятельность организаций: учебное пособие. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 316 с.

6. Berk J., DeMAzrzo P. Corporate Finance: Global Edition. Pearson Education Limited, 2023. -1200 p.

7. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: ЗАО «Бизнеском», 2013. -408 с.

CLASSICAL STRATEGIES TO EXPLAIN THE KEY FOUNDATIONS OF THE FINANCIAL

MODELING: GAP ANALYSIS, WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY AND REDUCE

THE TRAINING TIME

L.V. Krasnoshchekov, online tutor (Russia, Moscow)

Abstract. The article describes the features of the classical teaching strategy for subjects related to business planning and financial modeling. The author, having sufficient experience in explaining the main aspects of these disciplines to students, graduates, and working professionals conducted an analysis of the reasons for misunderstanding a number of terms and definitions. As a result of the analysis it was found that the reasons for misunderstanding of students are rooted in errors characteristic of classical strategies for teaching. This article proposes methods for eliminating such errors and provides theoretical justification for the application of these recommendations which mainly consist in the correct structuring of materials presented in the first lectures. Conclusions are also made that the proposed recommendations are also appropriate in reducing the time of teaching the subject without a significant loss in the quality of knowledge.

Keywords: financial modeling teaching, online learning, investment analysis teaching, learning strategy, investment analysis, business planning, financial model, IRR, NPV, meaning of discount rate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.