Научная статья на тему 'Классические методы воспитания в современной школе'

Классические методы воспитания в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4466
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ДИСЦИПЛИНА УЧАЩИХСЯ / SECONDARY EDUCATION / SCHOOL / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATION OF PUPILS / EDUCATION METHODS / DISCIPLINE OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Галина Анатольевна

Современная система образования имеет собственные приоритеты: равенство прав школьников и учителя, возвышение личных интересов ребенка над общественными, неограничение прав учащихся. Автор считает важным выяснить, каковы тенденции воспитания школьников на сегодняшний день, насколько классические методы воспитания задействованы в школе и есть ли альтернатива им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classical methods of education in the modern school

The modern education system has its own priorities: the equal rights of pupils and teachers, focus on the personal interests of the child over the public ones, and un-limitation of the pupils’ rights. In this regard it is essential to clarify, which education tendencies prevail today, what classical methods of education are implemented in the modern school, and if there is an alternative to them.

Текст научной работы на тему «Классические методы воспитания в современной школе»

УДК 37.034

Трофимова Галина Анатольевна

старший преподаватель Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия dom-hors@mail.ru

КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Trofimova Galina Anatolyevna

Senior Lecturer East Siberian branch of the Russian Academy of Justice dom-hors@mail.ru

CLASSICAL METHODS OF EDUCATION IN THE MODERN SCHOOL

Аннотация:

Современная система образования имеет собственные приоритеты: равенство прав школьников и учителя, возвышение личных интересов ребенка над общественными, неограничение прав учащихся. Автор считает важным выяснить, каковы тенденции воспитания школьников на сегодняшний день, насколько классические методы воспитания задействованы в школе и есть ли альтернатива им.

Ключевые слова:

среднее образование, школа, система образования, воспитание школьников, методы воспитания, дисциплина учащихся.

The summary:

The modern education system has its own priorities: the equal rights of pupils and teachers, focus on the personal interests of the child over the public ones, and un-limitation of the pupils’ rights. In this regard it is essential to clarify, which education tendencies prevail today, what classical methods of education are implemented in the modern school, and if there is an alternative to them.

Keywords:

secondary education, school, educational system, education of pupils, education methods, discipline of pupils.

На протяжении не только десятилетий, но и столетий вырабатывались методы воспитания - те приемы и способы воздействия на психику ребенка, благодаря которым он приучался быть законопослушным гражданином и духовно развитым, патриотически настроенным членом общества. Именно классические методы воспитания приводили к появлению высокоморальных, уважительно относившихся к правам и свободам других людей граждан, вежливых и заботливых представителей социума.

Современная школа больше ориентирована на интересы отдельной личности, а не общества. И, по мнению критически настроенных исследователей, все это привело к «явному снятию ответственности образовательных учреждений за воспитание новых поколений граждан России» [1, с. 25].

Однако, как отмечается большинством специалистов и что не должно являться предметом дискуссии, смысл «образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных граждан» [2, с. 46]. Подтверждается данная цель и законом. Именно процессы воспитания и обучения представляют собой образование (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 в ред. от 07.05.2013 № 99-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]). Суть же воспитания заключается в такой деятельности, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 указанного закона).

Однако, как показывает практика, большинство выпускников школ не только обладает сверхнизким уровнем знаний, но и находится почти в полном пренебрежении мнением окружающих людей, ответственностью за свои поступки. А ведь нужно защищать детей «от растления, от пропаганды насилия, от идеи индивидуализма, на которых воспи-

тываются нравственные уроды, эгоисты» [4, с. 5]. Иначе говоря, необходимо не только обучать детей, но и воспитывать их.

Какие же методы воспитания приняты на сегодняшний день?

На основе анализа научных работ в области педагогики можно сделать вывод, что современными исследователями уделяется внимание только лишь терминологии воспитания и его целям [5]. Подробно излагается мнение о том, какими дети должны стать, когда вырастут, то есть гуманными, ответственными, высоконравственными [6, с. 141-146], но ничего не предлагается в качестве новых методов воспитания. В связи с этим представляется особенно актуальным обратиться к историческим корням педагогической науки и выяснить, какие из классических методов воспитания применяются сегодня в школе и в какой степени они задействованы.

Обратимся в первую очередь к тем советам, которые были определены наиболее популярным специалистом в разработке средств и способов воспитания неблагополучных детей - А.С. Макаренко.

На основе «Педагогической поэмы» [7] как методического пособия для учителя и воспитателя, написанного в форме художественного произведения, можно вывести несколько наиболее значимых способов развития положительных качеств у несовершеннолетнего.

1. Дети должны видеть, что люди, которые для них работают, приносят им пользу.

Данный постулат утратил свое значение достаточно давно в связи с появлением платного образования, заменяющего недостаток знаний у выпускника школы. Внедренный почти во все сферы жизнедеятельности принцип коммерциализации дает основание учащимся представлять любой труд лишь через призму денежного вознаграждения, а потому приоритетным в среде школьников является мнение о том, что учителя приходят в школу с целью получения денег, а не для того, чтобы приносить пользу своим воспитанникам.

2. Детей нужно приучать к труду, чтобы они знали, что все, что они хотели бы иметь: хорошие, добротные вещи, уютный дом, комфортные условия проживания и вкусную еду - можно получить только благодаря труду.

Современная система образования не включает такой элемент, как приучение к труду, за исключением минимума, отведенного уроками технологии.

3. Дети должны всегда быть чем-то заняты, и не только во время учебы, но и в свободное время. Для этого нужны кружки, спортивные секции, клубы по интересам, коллективные выходы на отдых и т. д.

В современной школе, как правило, существуют какие-либо кружки или спортивные секции, хотя и не в большом количестве. Но, как представляется, объем внеучебной деятельности школьников мал, практически отсутствует вовлечение их в некую систему, где бы они исполняли определенные обязанности, получали бы те или иные должности, учились нести ответственность, подчиняться и требовать,. Отношения между учениками и учителями основаны главным образом на том, что одни только руководят, принимают решения и несут ответственность, то есть являются субъектами некой деятельности, а другие лишь выполняют задания и ни за что не отвечают, то есть выступают в роли объекта чужой деятельности.

Это порождает три существенные проблемы. Во-первых, учителя превращаются в нянек даже для 14-17 подростков, а ученики в безответственных и ленивых посредственностей, не способных к самостоятельной работе и умению отстаивать свою позицию. Во-вторых, фактор бездеятельности учащихся, невключенности их в подростковом возрасте в общественную жизнь приводит к отдалению их от мира реального, с его системой забот и ценностей, к погружению в мир выдуманный, фантастический, представленный в ком-

пьютерных играх. В-третьих, сила и энергия таких подростков не направлена на созидание чего-то полезного и необходимого как для их духовного развития, так и для пользы окружающих людей, а растрачивается впустую либо становится источником для совершения противоправных, а то и уголовно квалифицируемых деяний.

4. В школе должен быть создан коллектив с четкой внутренней организацией, с распределением функций и детализацией работ.

Сейчас принцип школьной коллективизации практически не используется. А любые попытки организовать какие-либо работы школьников на общее благо, даже их самих, неустанно трактуются правоохранительными органами как не связанные с процессом обучения, а потому не соответствующие закону.

5. Детей необходимо поощрять, в том числе материально, за хорошо выполненную работу.

На сегодняшний день материальные возможности учебного заведения узки, не предполагают материального вознаграждения учащихся, а потому делается это довольно редко, как правило за участие от имени школы в олимпиаде или спортивном соревновании.

6. Дети могут быть наказаны посредством отбывания нескольких часов ареста в кабинете директора.

Подобная практика также под запретом. А потому для каждого школьника становится не секретом тот факт, что в случае нарушения дисциплины ничего, кроме неприятного разговора его или его родителей с директором, завучем, классным руководителем или просто учителем, ему не грозит. Отсутствие наказания порождает пренебрежение к правилам и запретам.

7. Ответственность учащегося перед коллективом ребят, а не перед взрослыми. (Воспитательное воздействие на каждую отдельную личность А.С. Макаренко предполагал оказывать через коллектив, так как плохой поступок одного мог лишить поощрения целый отряд, вынести порицание всему отдельному коллективу.)

На сегодняшний день любой нарушитель дисциплины противостоит только педагогическому коллективу, а в глазах ребят благодаря своему вызову обществу взрослых он считается героем.

8. Нарушители должны наказываться преимущественно самими учащимися, причем доступными для них способами (А.С. Макаренко в качестве примера приводит придуманные воспитанниками такие меры, как обливание водой за сквернословие, отсутствие обеда за плохое поведение в столовой).

Сейчас подобные методы рассматриваются как насильственные действия и находятся под запретом.

9. Слаженный коллектив активистов должен воздействовать на нерадивых учащихся, в том числе обладать правом выносить наказания вплоть до исключения из школы.

Система коллектива активистов - вполне используемый метод работы в школе, однако правомочия данного коллектива малы.

10. Ученик, применяющий свой авторитет с целью обучения других ребят чему-то плохому (неуважительное отношение к педагогам, сквернословие, воровство, тунеядство и т. д.), должен покинуть школу, чтобы не создавать опасного очага растления.

Сейчас исключения из школы недопустимы, если несовершеннолетнему еще нет 15 лет и не дано разрешение комиссии по делам несовершеннолетних, а также не соблюдены иные дополнительные условия, а потому лидер класса, используя психическое или физическое насилие, легко проводит свою линию поведения в школе, часто приучая

ребят к развязному тону, пренебрежительному отношению к педагогам, цинизму, небрежному ношению одежды и т. д.

Учителя в случае столкновения с таким авторитетом не удаляют его из коллектива, а чаще всего договариваются с ним о неком сотрудничестве, соглашаясь прикрывать те или иные его поступки с тем, чтобы он не саботировал действия учителя в классе, потому что сами не имеют весомых рычагов воздействия на своих подопечных.

А.С. Макаренко были написаны и другие работы, уже непосредственно обращенные к педагогам, рекомендации по ведению воспитательной работы со школьниками. На основе этих трудов к вышеперечисленным методам можно добавить следующие [8, с. 243-277]:

1. Первичный коллектив для воспитания должен быть не меньше 7 и не больше 15 человек.

Классы современной школы составлены по другому принципу, считается нормой является количество учеников (воспитуемых) от 25 до 30, что, безусловно, снижает возможности педагога не только обращать внимание на изъяны в усвоении учебного материала каждым из учащихся, но и в должной мере заниматься их воспитанием.

2. Необходимо создавать разновозрастные коллективы наподобие семьи.

Подобная схема воспитания могла бы быть применима в детских домах.

3. Педагог должен рисковать, то есть уметь принять сложное и неожиданное, может, даже нестандартное решение.

Данный метод применим лишь в рамках, установленных законом. Нельзя, например, выгнать ученика из школы, даже если педагог считает необходимым пойти на такой риск. Не имеет права он и отправить ученика с урока в коридор, так как несет ответственность за несовершеннолетнего, осуществляя за ним во время его нахождения в школе надзор.

4. Нельзя лгать и отступать, в частности, при выставлении оценок или определении способностей учеников.

В современной школе прикрытие неудовлетворительных оценок положительными -явление распространенное и потому не являющееся тайной, в том числе и для самих учеников. Они прекрасно знают, что в случае их неуспеваемости по объективным или субъективным причинам учитель, классный руководитель, завуч или директор обязательно постараются нейтрализовать этот факт проставлением «липовой» оценки, опасаясь неодобрительных отзывов со стороны отдела образования в случае отражения действительных знаний учащихся. Разумеется, подобные решения педагогического коллектива вовсе не способствуют развитию нравственных качеств у школьников.

В трудах других знаменитых педагогов можно найти немало формул по правильному воспитанию детей, в том числе идентичных уже указанным. В целом же знаменитые представители педагогической мысли (Я.А. Коменский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) указывали на необходимость уважительного отношения к учителю и поддержания дисциплины в школе, приучение детей к труду [9, с. 20, 122, 148, 163].

Уважительному отношению к труду педагога на современном этапе развития образовательной системы мешают такие существенные факторы, как низкая зарплата учителей, являющаяся прямой демонстрацией ненужности знаний и воспитанности; возложение на учителей функции уборки класса и снятие ответственности за поддержание порядка со школьников, что ведет к приучению детей к мысли, что учителя - это обслуживающий персонал; отсутствие действенных мер за оскорбление учителя, унижение его чести и достоинства.

В соответствии с Федеральным законом об образовании за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных ло-

кальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания -замечание, выговор, при наличии определенных условий - отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4, ст. 43). Однако данные меры ответственности неэффективны.

Исходя из анализа практики применения классических методов воспитания школьников в учебных заведениях, можно сделать однозначный вывод, что школа почти утратила те способы воздействия на психику воспитанников, что были выработаны ранее. Некоторые ученые оправдывают подобную практику тем, что нынешние школьники просто более ориентированы на потребности самого человека, а не общества, и целью нового подхода в воспитании является помощь в социальном становлении, приспособлении к существующим условиям и одновременно в сохранении своего «Я» [10, с. 11]. Однако необходимо вспомнить одно естественное требование общежития: свобода предоставляется человеку только в той мере, в какой это не может служить ущемлению прав и свобод других людей. От уважительного отношения к социуму зависит и уровень исполнения законов, бережное отношение к жизни и имуществу других людей, а потому это так важно и весомо в любом обществе.

Необходимо отметить и тот факт, что не только система воспитания школьников на сегодняшний день остается весьма слабой, но и то, что «показатели воспитанности (например, честность, патриотичность, отзывчивость) не входят в число тех, по которым оценивается результат деятельности педагогического коллектива, выражаемых в замерах свойств выпускников учебного заведения» [11, с. 22]. А между тем, как уже было отмечено, образование - это не только обучение, но и воспитание.

Представляется особенно актуальным в целях формирования достойного поколения российских граждан, исправления ошибки невнимания к вопросам воспитания школьников пересмотреть систему методов воспитания в школе. И прежде всего необходимо определить основания, условия и меру ответственности как школьников, так и их родителей за нарушение Федерального закона об образовании.

Во-вторых, разработать методологию определения уровня воспитанности школьников и ввести его как дополнительный критерий к показателям работы школы, всего школьного коллектива, обеспечив надлежащим поощрением воспитанников и педагогический коллектив.

В-третьих, включить в число выполняемых учителем часов нагрузки дополнительные часы, необходимые для индивидуальной работы с учеником и классом пропорционально числу часов занятий, проводимых данным учителем по своему предмету. К сожалению, то время, которое педагог тратит или должен тратить на воспитание ученика, до сих пор никак не учитывается.

В-четвертых, создать специальные школы для трудных детей и подростков с особым режимом занятий и воспитания.

В-пятых, предоставить возможность директору школы заниматься не только хозяйственными и административно-инспекционными вопросами, но и воспитанием учеников. Для этого заключать с лицом, принимаемым на должность директора школы, трудовой договор на пять лет, предоставляя право использовать в течение этого периода собственную методику организации школы, учебного и воспитательного процесса без согласования любого промежуточного действия с отделом образования. При этом, разумеется, директор может действовать лишь в рамках, установленных законом, то есть с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Федерального закона об образовании, других законов и в целях обеспечения получения ребенком образования.

В-шестых, вернуть в школы систему коллективизации учащихся, образования внутренних структурных подразделений, выбора актива, определения целей, функций и правил деятельности, направленной на приобщение школьников к общественной жизни, умению строить отношения в коллективе, управлять и подчиняться, выполнять поручения и нести ответственность перед коллективом.

Только с помощью мер, направленных на изменение негативного опыта выпуска лиц с асоциальным поведением, путем возвращения в учебные заведения классических методов воздействия на психику учащихся, можно восстановить функцию воспитания в школе.

Ссылки:

1. Тестов В.А. Некоторые методологические проблемы определения качества образования // Педагогика. 2008. № 4. С. 22-28.

2. Роль образования в формировании гражданского общества. «Круглый стол» журналов «Вопросы истории» и «Педагогика» // Педагогика. 2007. № 3. С. 42-70. (Выступление В.В. Краевского, д-ра пед. наук).

3. Рос. газета. 2012. 31 дек. ; СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2326.

4. Черник В.Э. От составителя : вступ. ст. // Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым : избр. ст. о воспи-

тании. М., 2009. 57 с.

5. См., в частности: Боровикова Т.В. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников: методологический подход // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 11. С. 20-27 ; Поздеева О.В. Подготовка социальных педагогов к гражданскому воспитанию школьников: компетентностный подход // Вестн. Самар. гос. унта. 2011. № 1.2. С. 200-205 ; Токкулинова Г.К., Молбасынова Ж.М. Проблемы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. 4. С. 862-864.

6. См., например: Черникова Т.В., Зелинский К.В. Инновационный подход к воспитанию духовно-нравственной культуры личности школьника // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2009. № 6. С. 141-146.

7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Иркутск, 1981. 639 с.

8. См.: Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым : избр. ст. о воспитании. М., 2009. 288 с.

9. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2010. 208 с.

10. См.: Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России : монография. М., 2011. С. 115.

11. Тестов В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.