Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.182
Chinese Sage and Strategist Sun Tzu and His "Art of War" in Training the Military Elite: Political and Philosophical Arguments
Arushan A. Vartumyan
Pyatigorsk Institute (branch) North Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russia E-mail: pragpu[at]mail.ru ORCID 0000-0002-2295-5436
Abstract
The article analyzes the creative legacy of the great Chinese strategist and military theorist Sun Tzu, set forth in his famous treatise "The Art of War". The military elites of many countries use the doctrines of war of the Chinese strategist in obtaining military education and forming philosophical concepts of warfare. The treatise "The Art of War" is set out in the translation of the outstanding orientalist academician N.I. Konrad. Of particular interest is Sun Tzu's teaching on stratagem.Experts note that the stratogems of the Chinese sage have long become an attribute not only of Chinese diplomacy, but also of other states (they are widely used not only by military science, but also by political science, and are also widely used in management). Historical and philosophical analysis of stratogems allows us to correctly understand not only the centuries-old history of the Celestial Empire, but also to adequately evaluate its cultural and scientific achievements. The treatise has become a cult book for many generations of military men and politicians. It trains the military elites of many countries. The article examines the ideas of stratagemism characteristic of Chinese strategic thinking, based on the traditional Chinese military doctrine developed by Sun Tzu.
Keywords
Military doctrine; Sun Tzu; Ho Chi Minh; stratagem; application of stratagems; "soft power"; Chinese philosophy; political force; war; dialectics of war; fighting in war.
This work is
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Китайский мудрец и стратег Сунь Цзы1 и его «искусство войны» при подготовке военной элиты: политико-философские рассуждения
Вартумян Арушан Арушанович
Пятигорский институт (филиала) Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск, Россия
E-mail: pragpu[at]mail.ru ORCID 0000-0002-2295-5436
Аннотация
В представленной статье анализируется творческое наследие великого китайского стратега и военного теоретика Сунь Цзы, изложенное в его знаменитом трактате «Искусство войны». Военные элиты многих стран используют доктрины войны китайского стратега при получении военного образования и формирования философских концепций ведения войны. Трактат «Искусство войны» изложен в переводе выдающегося востоковеда академика Н.И. Конрада. Особый интерес вызывает учение Сунь Цзы о стратагемности. Эксперты отмечают, что стратагемы китайского мудреца давно уже стали атрибутом не только китайской дипломатии, но и других государств (они широко используются не только военной наукой, но и политологией, а также широко применяются в менеджменте). Историко-философский анализ стратагем позволяет нам правильно понимать не только многовековую историю Поднебесной, но и адекватно оценивать ее культурные и научные достижения. Трактат стал культовой книгой для многих поколений военных и политиков. На нем воспитываются военные элиты многих стран. В настоящей статье рассматриваются характерные для китайского стратегического мышления идеи стратагемности, основанные на традиционной китайской военной доктрине, разработанной Сунь Цзы.
Ключевые слова
Военная доктрина; Сунь Цзы; Хо Ши Мин; стратагемность; применение стратагем; «мягкая сила»; китайская философия; политическая сила; война; диалектика войны; борьба на войне.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
1 В книгах на русском языке имя этого мыслителя зачастую пишется «Сюнь-цзы». Поэтому в нашей статье возможно подобное вариативное написание.
Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.182
«Сунь цзы сказал: «Война - это великое дело государства;
основа жизни и смерти; Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать». Сунь Цзы.«Искусство войны» (1.Начальные расчеты)
Введение
В научных статьях не принято использовать эпиграфы т.к. это отдает «литературщиной» и публицистикой; но мысли великого китайского мыслителя известны уже более 2 тысяч лет и являются мертвой буквой литературного памятника. Военное теоретическое наследие Сунь Цзы (или Сунь-цзы) (традиционно даты жизни его датировали 544-496гг. до н. э.) изучают при подготовке военной элиты во всех военных училищах и академиях мира. В свете нынешнего противостояния с Западом мысли китайского мыслителя чрезвычайно актуальным злободневным (Сунь Цзы, 2011, с. 5).
Сунь Цзы - китайский мыслитель; стратег; который жил; предположительно; в VI веке до н.э. По своим философским воззрениям Сунь Цзы был конфуцианцем и наряду с Мэн-цзы является крупнейшим представителем этого самого авторитетного философского направления китайской философии. Известно; что конфцуцианцы - общественники и в центре их внимания проблемы взаимоотношений между людьми; проблемы воспитания и управления. В центре внимания Сунь Цзы как конфуцианца тоже была проблема человека и общества. Но; даже будучи приверженцем учения Кун Фу-цзы и Мэн-цзы в этом контексте; Сунь Цзы дистанцируется от них в оценке природы человека. Так; если Кун Фу-цзы; утверждая сущностное единство всех людей; усматривал его во врожденной склонности каждого человека к добру; а у Мэн-цзы тезис о прирожденной доброте человека был наиболее характерным моментом его учения; то Сунь Цзы утверждал; что человек является злым от природы. Не случайно; одна из глав его трактата «Сунь-Цзы» называется «О злой природе человека». При этом следует заметить; что понятие Кун Фу-цзы «благородный муж» это не только этическое; но и политическое понятие. Он член правящей элиты; управляющей народом; но его жизнь не сводится только к функции управления; он является всесторонне развитой личностью.
Любопытно; что так же; как Сунь Цзы; будучи конфуцианцем; имел свою точку зрения на учения Кун Фу-цзы и Мэн-цзы; в том числе и на природу человека; так и ученики Сунь Цзы; несмотря на приверженность его воззрениям; имели по наиболее жизненным вопросам и свою точку зрения. Сам же Сунь Цзы в силу своей открытости и неукротимого нрава часто становился жертвой дворцовых интриг. Как зеркало собирает свет; так и он сосредоточивал на себе чужую клевету; зависть недоброжелателей (Таранов, 1996, с. 324).
Мыслитель почитается ввосточноазиатской культуре как легендарная историческая и военная фигура.Он занимал должность наемного полководца князя Хо Люя; правившего в царстве У; сумел разгромить сильнейшее царство Чу и захватить его столичный город Ин. Именно заслуги Сунь Цзы сделали царство У очень могущественным и позволили ему стать частью цивилизованного Китая. Выполняя просьбу князя Хо Люя; Сунь Цзы и написал трактат о военном искусстве «Искусство войны». Законы войны почтенного учителя Суня; после чего вернулся в угодное царство Ци; где и прожил остаток своих дней. Китайские военачальники широко использовали стратегические положения «Искусства войны»; но в условиях феодальной раздробленности; колониальной экспансии и; превращения страны в зависимое государство; начинает ослабевать интерес к трактату и его военной интерпретации событий.
Интерес к учению Сунь Цзы связан с первым переводом трактата на европейские языки в 1772 году «Art militaire des Chinois» французским иезуитом-историком и астрономом Жозефом-Мари Амио (1718 - 1793). Следующий перевод осуществил англичанин Лайоней Джайлс только в 1910 году; а первый перевод на русский язык был опубликован академиком Н.И. Кондратом в 1950 году под названием «Искусство войны».Таким образом; введенный французским иезуитом трактат Сунь Цзы прижился и был растиражирован при переводе на другие европейские языки.(Конрад, 2009, с. 41).
Особенности политического мышления Сунь Цзы
Политические взгляды Сунь Цзы тесно связаны с его антропологией и учением об обществе. Он был убежден; что если бы человек обладал доброй природой; то для него излишними были бы и ритуал; и законы; и даже сама государственная власть. А поскольку он от природы зол; то на него необходимо воздействовать с помощь воспитания и закона; нужно приучать; а при необходимости и заставлять его соблюдать нормы ритуала и выполнять свой долг. Только это сможет сделать его культурным и привести к порядку.
Заботясь об укреплении порядка; Сунь Цзы призывал строго следовать правилам поведения; полагая; что они представляют собой твердую основу для усиления государства. Он уверен в необходимости построения иерархии в обществе; в разделении его на ранги (знатные и низкие люди); на различия по возрасту (старшие и младшие люди). В зависимости от рангов люди делятся на богатых и бедных. В силу этого каждый человек будет занимать свое место в обществе и все должны уважать установленный порядок и сотрудничать друг с другом.
Сунь Цзы сформулировал основные принципы управления государством; поставив на первое место подбор мудрых управленцев; устранение негодных и воспитание простых людей. На вопрос; как осуществить управление государством? - от отвечал: мудрых и способных людей нужно выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей надо
Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.182
немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить; не дожидаясь их перевоспитания: обычных средних людей нужно воспитывать; не дожидаясь; когда к ним придется применить меры наказания (Ильин, 2005, с. 26).
Точно также; как Аристотель и Н. Макиавелли открыли объективные законы политической науки; Сунь Цзы открыл и сформулировал объективные законы войны; открыв тем самым первую страницу истории формирования военного искусства. При этом его интересовали не описания истории конкретной войны; а обобщенные рассуждения о смысле и значения военной стратегии; ведущей полководца к победе.
В своих рассуждениях китайский мыслитель затрагивает военную; политическую; экономическую; дипломатическую науку. Целая глава (VII) его трактата посвящена войне; но Сунь Цзы вводит такую категорию как «борьба»; полагая; что борьба может быть и политической; дипломатической. Что такое борьба; о которой говорит Сунь Цзы: «Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его войска». (Сунь Цзы, 2019, с. 17).
По мнению стратега; войны - есть самый трудный вид борьбы; а; следовательно; и наименее выгодный и наиболее опасный; придерживаясь особых взглядов; мыслитель предлагает; что выгоднее овладеть страной противника; не разорив ее; лучше подчинить армию противника; не уничтожая ее; а получив возможность распоряжаться и ее живой силой и ее материальными ресурсами (Сунь Цзы, 2019, с. 244).
Интересно заключение китайского стратега о характере войны: полагая; что целью войны является выживание; но не экспансия.
Сунь Цзы придерживался исключительно прагматических мыслей и в его рассуждениях просматриваются нотки крестьянского мировоззрения; характерные для своей эпохи; ориентированной на мирное бытие в пределах замкнутого государства с естественными пределами; которое совсем не обязательно расширять: «Государство истощается войной; если провиант доставляется далеко; народ разорен. Те; кто близки к армии; будут продавать дорого свои товары. Когда товары дороги; средства народа иссякнут. Когда средства иссякли; чрезвычайно трудно заставить их выполнять военные повинности» (Сунь Цзы, 2019, с. 5).
Китайский военный теоретик обосновывает законы военной экспроприации: «Поэтому мудрый полководец должен отнимать провиант у врага»(Сунь Цзы, 2019, с. 6).
Сунь Цзы утверждает: «Метод использования войск следующий: наилучшее - сохранить столицу. Наилучшее - сохранить его армию; на втором месте - разбить ее». «Поэтому одержать сто побед в ста сражениях - это не вершина превосходства. Подчинить армию врага; не сражаясь; - вот подлинная причина превосходства»(Сунь Цзы, 2019, с. 10).
Наилучшим методом ведения войны Сунь Цзы считает политические; но не военные. Для мыслителя наиболее предпочтительной победой является
рациональная без военного противоборства; а война - мера исключительная. Можно провести смелую историческую параллель; когда Бисмарк отказался брать Вену в 1866 году и позволил Австрии «сохранить лицо»; а в 1870 году Австрия не проявила реваншистских настроений и не напала на Пруссию. Фактически Сунь Цзы пророчески предвидел афоризм К. Клаузевица о том; что война есть продолжение политики иными средствами. Китайский стратег рассматривает войну как один из аспектов политического противостояния государств; причем не самый главный. По Сунь Цзы; ведение войны должно быть подчинено внутри политическим задачам правительства и не быть самоцелью. Сунь Цзы стремится не просто к победе; а к национальной победе с наименьшей затратой сил и средств.
Военное искусство (науку) определяют конкретные знания о законах войны и мира. Еще одна формула стратегии Сунь Цзы: «Если знаешь противника и знаешь себя; сражайся хоть сто раз; опасности не будет; если знаешь себя; а его не знаешь; один раз победишь; другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя; ни его; каждый раз; когда будешь сражаться; будешь терпеть поражение»(Сунь Цзы, 2019, с. 12).
Практическое использование военных стратегий Сунь Цзы
Как подчеркивает советский и российский историк; востоковед; китаист; специалист в области российско-китайских отношений профессор В.С. Мясников; стратагемность мышления и поведения относится к характерным особенностям именно китайской цивилизации; к достижениям ее философской и политической мысли. Этот феномен; внедренный в общественное сознание; с веками; перейдя национальные границы; отразился и на политической и общественной культуре таких восточноазиатских стран; как Япония; Корея; Вьетнам. И только теперь начинают соединяться традиционные китайские научные представления о человеке и его возможностях с данными европейской науки; которые весьма точно отразили суть философии непрямых действий; именуемой стратагемным мышлением.
В.С. Мясников полагает; что стратагемы являлись как бы синтезом результатов оценки ситуации и специфического приема; выработанного теорией для аналогичной обстановки. Содержание стратагемы раскрывалось и осуществлялось на практике через сумму специальных постановлений (императорских указов; распоряжений министерств; докладов от исполнителей).
По мнению В.С. Мясникова; понятие стратагемы в наибольшей степени сходно с понятием алгоритма в математике; то есть системы операций; применяемых по строго определенным правилам; которая в результате последовательного их применения приводит к решению поставленной задачи. Поэтому он и называет стратагематику точной наукой. Но если говорить; к примеру о дипломатических стратагемах; то можно сказать; что стратагемность - это своего рода дипломатическое карате: знающий правила; владеющий техникой
Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.182
может победить даже более сильного противника; если точно нанесены удары по его уязвимым местам.
При этом; замечает В.С. Мясников; стратагемы существуют у всех народов; однако на Западе нет аналогов такого свода стратагем; который уже в течение почти трех тысячелетий характеризует традиционное китайское мышление. Этот свод представляет собой своего рода зашифрованную таблицу умножения; известную каждому китайцу с детства и во многом организующую его поведение в различных жизненных ситуациях.
По собственному признанию В.С. Мясникова; это вывод был сделан им в середине 1990-х годов; и он; судя по современном состоянию науки о стратагемах; не только не устарел; но и подтверждается другими исследователями (Мясников, 2015, с. 6-7).
Очевидно; что совершенно не случайно В.С. Мясников к своей статье «Стратагематика - наука точная» в качестве эпиграфа взял мысль знаменитого китайского писателя и общественного деятеля Линь Юйтана (1895-1976); автора многих книг о Китае и китайцах: «Возможно; самым поразительным качеством китайцев является - за неимением другого подходящего слова - хитрость; лукавство; умение быть себе на уме». (Мясников, 2015, с. 5).
В качестве примера практического использования учения Сунь Цзы. Учение Сунь Цзы оказало неоценимую помощь в теоретическом осмыслении наследия китайского мудреца при подготовке Августовской революции во Вьетнаме. Лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин перевел в середине XX века трактат Сунь Цзы на вьетнамский язык; создав уникальную идеологическую систему взглядов позволившая нарастить в срочной и массовой подготовке политическую и военную элиту Вьетнама. Системное стратегическое мышление; позаимствованное у Сунь Цзы; «Искусство войны». Трактат сыграл выдающуюся роль в освобождении Вьетнама; Хо Ши Мин с помощью идей китайского стратега «вошел» в структуру стратегического мышления понятные руководителям; и исполнителям планы по захвату власти и ее защите в ходе двух Индокитайских войн. Отечественные ученые; характеризуя источники победы Вьетнама против франко-японской; американской оккупации традиционно отмечают военную дипломатическую помощь Советского Союза; которая сыграла критически военную роль. Хо Ши Мин разработал творческий симбиоз традиций и модерна; архаики и передовых идей управления. При этом новая вьетнамская элита до сих пор чтит завет Сунь Цзы в переводе Хо Ши Мина о том; что надо «знать себя и знать других».
В последние годы российскими учеными активно разрабатывается идея о недооцененном наследии Хо Ши Мина; который; использовав трактат Сунь Цзы; создал идеологическую основу для подготовки военной и управленческой элиты Вьетнама времени задач и национально-освободительном борьбы; и современных социально-экономических «прорывов» Вьетнама. (Колотов 2021, стр. 45-61, Локшин, 2020, стр. 60-66, Новакова, 2011, стр. 244-251, Цзян, Ян, 2021, стр. 48-56)
Изучение реальной истории формирования идеологии Хо Ши Мина; которая является основной идеологической системой современного Вьетнама
- позволяет по-новому понять подлинную логику политических и военных решений как в период Индокитайских войн; так и в настоящее время.
Наше исследование о творческом наследии Сунь Цзы окажется не полным без категории «стратагемности»; которую разработал и ввел в научный оборот китайский стратег. (Багданова, 2015, с. 117-124) Стратагемы давно уже стали атрибутом не только китайской дипломатии; но и дипломатических практик других государств.
Швейцарский ученый Харро фон Зенгер отмечает; что китайский иероглиф с чтением «чжи»; который переводится в большинстве западных словарей как «мудрость»; «знание»; в китайских текстах - как в древних; так и в новых - употребляется в основном в значении «хитрость» или же - нейтрально
- «стратагема» (Зенгер, 2015, с. 49).
Зенгер обращает внимание на то; что слово «цзы»; которое он предлагает переводить как «стратагема»; в этом значении фигурирует уже в древнейшем в мире руководстве по военному делу - в трактате о воинском искусстве Сунь У (Сунь-цзы); современнике Конфуция; непосредственно в заголовке первой главы. В этой главе воинское искусство определяется как искусство введения в заблуждение. В третьей главе; название которой английский синолог Л. Джайлс переводит как «Attack by Stratagem» («Нападение посредством стратагемы»); провозглашается: «Лучше всего победить вражеское войско; не применяя оружия».
Для Сунь-цзы; подчеркивает также Зенгер; победа в битве стоит лишь на третьей ступени по шкале воинского искусства. Второе место он отдает победе дипломатическими средствами; а первое - победе с помощью стратагемы. Насколько большое место уделяет Сцнь-цзы военной хитрости как косвенному стратегическому методу; показал А.А. Штахель в своем докладе «Клаузевиц и Сунь-цзы: две стратегии» (Зенгер, 2015, стр. 51-52).
Сунь Цзы ввел это понятие в трактатах о военном искусстве; основная идея заключается в постулате о том; что «настоящий воин не воюет; а побеждает без боя». Явление стратагемности мышления и поведения; разработанное Сунь Цзы и дополненное китайскими философами; относится к достижениям философский и политической мысли именно китайской цивилизации. Согласно учению Сунь Цзы; «стратагема-хитроумный план; оригинальный путь к достижению военных; гражданских; политических; экономических или личных целей»(Чу Шулун, &Цзинь Вэй, 2008, с. 40). Важной характеристикой стратагемы является просчитывание; чтобы получить результат; содержащий в себе некую хитрость; обман.
Понять суть стратагем европейцу достаточно сложно - иной менталитет; другая философская основа сказанного; а именно; военный стратег Сунь Цзы в своих высказываниях отдает предпочтение войне; выигранной без боя.
Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.182
Сунь Цзы в своем труде «Искусство войны» утверждал; что достигнуть политических целей войны можно путем нарушения внутренней гармонии; морального духа противника.
Мы приходим к парадоксальному выводу о том; что; по мнению Сунь Цзы: «Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию; не сражаясь». (Сунь Цзы, 2019, с. 16).
Заключение
Таким образом; в китайском стратегическом мышлении насилие военные действия не приветствуются; а лучшей тактикой является победа без применения силы. Современный Китай; используя наследие Сунь Цзы мирным путем присоединил Гонконг и Аомынь; рассчитывая достичь мирного присоединения о. Тайвань и; используя фактор «мягкой силы стать первой экономикой мира. Таким образом; учение Сунь Цзы не утратило своего значения в современную эпоху; он наиболее древний из военных стратегов и мыслителей древнего мира; мысли которого дошли до нас в форме законченного трактата.
Считаем вполне уместным привести следующий факт. Первым западным деятелем; который когда-либо упомянул; применительно к Китаю; термин «стратагема»; был русский дипломат начала XVIII века. Речь идет о выдающемся русском дипломате С.Л. Владиславиче-Рагузинском; который в 1727 году писал о китайских сановниках: «И сию вторую стратагему они чинили; чем бы меня обмануть». Этот факт приводит Харро фон Зенгер; добавляя при этом; что это открытие принадлежит профессору В.С. Мясникову; кто; таким образом; может считаться пионером китаеведческих стратагемных исследований на Западе (Зенгер, 2015. с. 40).
М.С. Мясников обращает внимание на то; что российская и западноевропейская наука пришла к открытию стратагемности почти одновременно. Сам он; изучая в конце 1950-х - первой половине 1970-х годов полный свод дипломатических документов китайской стороны; относящихся к взаимоотношениям империи Цин с Русским государством в XVIIвеке; обнаружил определенную закономерность формирования этой документации и соответственно действий китайских властей. Он уловил; что какая-то скрытая пружина; даже не просто пружина; а целостный и очно действующий механизм способствовал реализации внешней политики империи на ее северных рубежах (Мясников, 2015, с. 22).
Мясников В.С. также замечает; что в наступившем XXI столетии поток литературы; журнальных и газетных выступлений продолжает увеличиваться. И не только в Китае; но и во Вьетнаме; Южной Корее; Японии стратагематика получила весьма бурное развитие (Мясников; М.; 2015; с. 31).
Это явление достаточно убедительно объясняет Т.Г. Завьялова; отмечающая; что в настоящее время в странах Восточной Азии не только изучают и издают в широком масштабе литературу; посвященную стратагемам; но и
происходят процессы популяризации и внедрения исторического опыта стратагем в массовое сознание.
Она предполагает; что возрождение традиционной культуры стратагем и стратагемного мышления характеризует процессы трансформации культуры Дальневосточного региона в условиях глобализации и насильственной вестер-низации; формирование новой парадигмы национальной и культурной самоидентификации» (Завьялова, 2002, с. 31).
Как показывает история; в Китае с древнейших времен стратагемы играют важную роль. Не случайно трактат Сунь-цзы вошел в число 20 книг; представляющих китайскую культуру. Такое признание значения этого трактата; как говорится; дорогого стоит.
Список литературы
Багданова, Н.А. (2015). К вопросу о роли стратагем в дипломатии Китая. Вестник РУДН, серия Международные отношения, (1), 117-124.
Завьялова, Т.Г. (2002). "Канон о современном" Чжао Жуя. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. Востоковедение. Новосибирск. 1(2), 31-39.
Колотов, В.Н. (2021). Влияние трактата Сунь Цзы "Искусство войны" на стратегию августовской революции 1945 г. во Вьетнаме. Независимый Вьетнам: национальные интересы и ценности, (1), 45-61. https://doi.org/10.24412/cl-36362-2021-1-216-229
Колотов, В.Н. (2020). Элита Вьетнама правит по заветам Хо Ши Мина и Сень Цзы. Реалист, 6066.
Ильин, В.В. (2005). История философии: Учебник для вузов. Питер.
Локшин, Г.М. (2021). Августовская революция во Вьетнаме: история без купюр. В Материалы международной онлайн конференции "Независимый Вьетнам: национальные интересы и ценности", Москва, 2021.
Мясников, В.С. (2015). Стратагематика - наука точная. В Х. фон Зенгер (Ред.), Полное собрание 36 знаменитых китайских стратегем в одном томе. Эксмо. 5-38
Новакова, О.В., & Соколова, В.Н. (2011). Вьетнамская "старая" и "новая" элита в колониальный период: суть конфликта (первая половина XX в.). В А.Ю. Другов, Н.П. Малетин, & О.В. Новакова (Eds.), Элиты стран Востока: сборник статей. Ключ-С. 352
Сунь Цзы. (2019). Искусство войны. Эксмо.
Таранов, П.С. (1996). Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Таврия.
фон Зенгер, Харро. (2015). Полное собрание 36 знаменитых китайских стратагем в одном томе. Эксмо.
Цзян, Чао, & Ян, Кэ. (2021). Распространение трактата Сунь Цзы "Искусство войны" за пределами Китая. Modern oriental Studies, (1), 48-56. https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2021-74-84
ШШ, —tM: fr (2008). ]Чу, Шулун, & Цзинь, Вэй.
(2008). Дипломатическая стратегия и политика Китая. Пекин.]
Вопросы элитологии. 2024. No 1 | ISSN: 2712-8415 История военной элиты | doi: 10.46539/elit.v5i1.182
References
+ -IkM: ft (2008). [Chu, S., & Jin, W. (2008).
China's diplomatic strategy and policy. Beijing.] (in Chinese).
Bagdanova, N.A. (2015). On the issue of the role of stratagems in Chinese diplomacy. RUDN University Bulletin, series International Relations, (1), 117-124. (in Russian).
Ilyin, VV. (2005). History of philosophy: Textbook for universities. St. Petersburg: Peter. (in Russian).
Jiang, C., & Yang, K. (2021). Dissemination of Sun Tzu's treatise "The Art of War" outside China. Modern Oriental Studies, (1), 48-56. https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2021-74-84 (in Russian).
Kolotov, V.N. (2020). The Vietnamese elite rules according to the behest of Ho Chi Minh and Sen Tzu. Realist, (2), 60-66. (in Russian).
Kolotov, V.N. (2021). The influence of Sun Tzu's treatise "The Art of War" on the strategy of the August 1945 revolution in Vietnam. Independent Vietnam: national interests and values, (1), 45-61. https://doi.org/10.24412/cl-36362-2021-1-216-229 (in Russian).
Lokshin, G.M. (2021). The August Revolution in Vietnam: history without cuts. In Materials of the international online conference "Independent Vietnam: national interests and values", Moscow, 188204. (in Russian).
Myasnikov, V.S. (2015). Stratagematics is an exact science. In H. von Zenger, Complete collection of 36 famous Chinese stratagems in one volume. Moscow: Eksmo. 5-38 (in Russian).
Novakova, O.V., & Sokolova, V.N. (2011). Vietnamese "old" and "new" elite during the colonial period: the essence of the conflict (first half of the 20th century). in A.Yu. Drugova, N.P. Maletina, O.V. Novakova (Eds.), Elites of the Eastern countries: collection of articles. Klyuch-S. 352. (in Russian).
Sun Tzu. (2019). The Art of War. Eksmo. (in Russian).
Taranov, P.S. (1996). Anatomy of wisdom: 120 philosophers: in 2 volumes. Tavria. (in Russian).
Zavyalova, T.G. (2002). "Kanon about the modern" by Zhao Rui. Bulletin of Novosibirsk State University. Series: history, philology, Oriental studies, Novosibirsk, 1(2), 31-39. (in Russian).
von Zenger, H. (2015). Complete collection of 36 famous Chinese stratagems in one volume. Eksmo. (in Russian).