Научная статья на тему 'Китайский фактор в российско-казахстанских отношениях'

Китайский фактор в российско-казахстанских отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / КИТАЙСКИЙ ФАКТОР / CENTRAL ASIA / RUSSIA / KAZAKHSTAN / CHINA FACTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева И. И.

В статье характеризуются тенденции и перспективы сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, рассматривается возможное влияние Китая на российско-казахстанские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA FACTOR IN RUSSIAN-KAZAKHSTAN RELATIONS

In this article the trends and prospects of cooperation between Russian Federation and Republic of Kazakhstan are characterized, a possible Chinese influence on Russian-Kazakhstan relations is described.

Текст научной работы на тему «Китайский фактор в российско-казахстанских отношениях»

Общество, создающее себя собственной деятельностью, вызывает в воображении образ серфинга, скольжения по временной волне. Деятельностная модель в этом смысле всегда историческая. Она фиксирует, подчеркивает, акцентирует два момента: во-первых, - активизм, во-вторых, - конструктивизм.

Именно эти характеристики общества в деятельностной модели позволяют видеть взаимосвязь с основными положениями концепции Н.М. Коркунова, в частности: личность является главным двигателем общественных изменений посредством проявления ее самостоятельной деятельности духа, реализации эффективной государственной политики и защиты прав личности, осуществления преемственности поколений как передаче духовно-нравственного богатства и психологической связи.

Кратко рассмотрим методологические основания деятельностной модели, раскрывая некоторые из них более подробно:

1. Техноморфность. Деятельностные модели техноморфны. Люди строят социум как мегамашину, которая, раз возникнув, начинает определять их дальнейшую активность, как материальную, так и духовную. В этом контексте рассматривается социальная инженерия, образовательные или электоральные технологии.

Наиболее характерная модификация деятельности для рассматриваемого дискурса это труд и творчество. Труд предстает, прежде всего, в сфере индустрии, а творчество - это техническое творчество по преимуществу. Все остальные виды труда, творчества и деятельности вообще изображаются по образцу индустриальной фабрикации и технической инновации. 2. Иерархия. Иерархия в деятельностной модели это принцип структурной организации сложных многоуровневых систем.

3. Рациональность. Техноморфность деятельностной модели связана с ее рациональностью. Деятельностная модель имплицитно предполагает, что с помощью рациональных научных методов общество может быть адекватно постигнуто и может стать управляемым. 4. Идея сложности. Современные достижения технического знания, новая специфическая терминология в деятельностной модели тут же переносятся на сферу познания общества. Идея множественности социума раскрывается как структуралистичность. Поэтому естественно, что деятельностная модель широко использует аппарат системного анализа, рассматривая общество как большую или как сложную систему, как отношение сложности и простоты.5. Вероятностные принципы. Сложность раскрывается в связи с ролью вероятностных принципов в осмыслении общества. В рамках деятельностного дискурса весьма уместной представляется и синергетика. 6. Критика историцизма.

Таким образом, главный тезис Н.М. Коркунова, позволяющий актуализировать его творческие взгляды заключается в том, что «история не есть как-то сам собой совершающийся процесс, по отношению к которому люди являются лишь безучастными свидетелями. История слагается именно из людских действий, творится людьми» [3, с. 489].

Литература

1. Волков В.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.

2. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. Изд. 6 - е. СПб., 1908. С. 65, 24.

3. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд-е восьмое. СПб., 1908. С. 206,224, 235, 489.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 560 с.

5. Новикова С.С. История развития социологии в России. М., 1996. - 288 с.

6. Сергеевич В.И. Новые учения в области государственного права//Журнал министерства юстиции, 1894, №1, ноябрь.

7. Синютин М. В. Проблема власти в теории Н. М. Коркунова//Вестник СПбГУ, сер. 6, 1994, вып. 3. С. 113-115.

8. Слонимский Л. Теория и практика законности//Вестник Европы, 1895, №1, Кн. 1.

9. Чагин Б.А. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX — начала XX вв. М., 1978. - 416 с.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITICAL SCIENCE

Арсентьева И.И.

Доктор политических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Концептуальные основы развития приграничья в контексте национальной безопасности России» (№ 12-03-00002а).

КИТАЙСКИЙ ФАКТОР В РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ*

Аннотация

В статье характеризуются тенденции и перспективы сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, рассматривается возможное влияние Китая на российско-казахстанские отношения.

Ключевые слова: Центральная Азия, Россия, Казахстан, китайский фактор.

Arsentyeva I.I

Doctor of Political Sciences, Associate professor, Saratov State University named after N.G. Chemyshevsky CHINA FACTOR IN RUSSIAN-KAZAKHSTAN RELATIONS

Abstract

In this article the trends and prospects of cooperation between Russian Federation and Republic of Kazakhstan are characterized, a possible Chinese influence on Russian-Kazakhstan relations is described.

Keywords: Central Asia, Russia, Kazakhstan, China factor.

Центральная Азия представляет одну из важнейших зон российских геополитических интересов. Более того, от стабильности в этом регионе, выступающем «амортизирующим» пространством у российских границ, во многом зависит национальная безопасность самой России. В этой связи большое значение имеет сотрудничество с Казахстаном - лидером Центральноазиатского региона.

Российско-казахстанские отношения нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, множество подписанных документов, постоянно звучащие официальные заявления о союзническом характере отношений; реализация совместных проектов в сфере транспортировки природных ресурсов, освоения космоса и пр.; открытие совместных предприятий по производству электроэнергии, добыче нефти и газоконденсата, обогащению урана и т.д. С 2003 г. фиксируется рост российско-казахстанского товарооборота: в 2007 г. он увеличился по сравнению с 2002 г. в четыре раза, достигнув 16,3 млрд долларов США; в 2011 г. товарооборот превысил 20 млрд; в 2012 г. российско-казахстанская торговля достигла 23,85 млрд долларов - 17,4 % общего внешнеторгового оборота Казахстана [1].

Растет доля прямых инвестиций Российской Федерации и российских фирм в казахстанскую экономику. Среди крупнейших проектов следует отметить договоренность о допуске российских компаний к разведке и разработке нефтеносных месторождений на казахстанском участке каспийского шельфа в районе месторождения Курмангазы. В созданном совместном предприятии компании «Роснефть» принадлежит 25 %, а акционерному обществу «КазМунайГаз» - 50 %. Оставшиеся 25 % получила возможность выкупить российская госкомпания «Зарубежнефть» [2].

Позитивные тенденции отмечаются и в приграничном сотрудничестве, чему способствует деятельность Российскоказахстанского делового совета по приграничному сотрудничеству, созданного в сентябре 2006 г. по инициативе торговопромышленных палат Российской Федерации и Республики Казахстан. Важную роль играет принятая в сентябре 2011 г. Программа

93

межрегионального и приграничного сотрудничества на 2012-2017 гг. Проводятся многочисленные ярмарки и выставки, регулярные форумы приграничных регионов с участием представителей власти и бизнеса. Последний такой форум прошел 19 сентября 2012 г. в Павлодаре. В рамках форума состоялась встреча Н.А. Назарбаева и В.В. Путина, где обсуждались вопросы индустриальноинновационного и межрегионального развития, взаимодействия в сфере топливно-энергетического комплекса.

Россия и Казахстан активно сотрудничают в рамках ШОС, входят в состав основных экономических и военно-политических международных объединений на постсоветском пространстве: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ.

С июля 2010 г. действует Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана; с января 2012 г. функционирует Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех стран-участниц; начала работу Евразийская экономическая комиссия (постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ТС и ЕЭП); принимаются важные решения в области таможенного администрирования, тарифной и нетарифной политики и т.д. Всё это и многое другое должно служить новым импульсом к социально-экономической интеграции России и Казахстана.

В то же время нельзя отрицать существование целого ряда проблем, как явных, так и латентных. Достигнутый уровень двусторонних отношений имеет «уязвимую» основу: рост показателей экономического взаимодействия обеспечивается в основном за счет сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки. Периодически обостряется проблема Байконура. Немало проблем и с нелегальной трансграничной активностью, например, с контрабандой леса и лесоматериалов. Помимо этого, через границу пытаются незаконно вывезти золотые ювелирные изделия, валюту, драгоценные минералы, предметы, имеющие историческую ценность. Значительная часть правонарушений (прежде всего, в сфере наркотрафика) касается не столько двусторонних контактов, сколько торговли с третьими странами, использующими транзитные пути.

Однако это лишь частные проявления, с которыми, безусловно, следует бороться. Если же анализировать российскоказахстанское сотрудничество в более широком контексте, можно отметить, что возникающие проблемы во многом обусловлены смутностью понимания российской политической элитой новых тенденций развития ситуации в Центральной Азии в общем и в Казахстане в частности. Выстраивая отношения с Астаной, Москва должна учитывать, что Казахстан как в политическом, так и в экономическом плане будет придерживаться политики многовекторности, стремясь сбалансировать российское влияние связями с другими «центрами силы» - США, ЕС, а также, что немаловажно, с Китаем.

Отношения КНР с государствами Центральной Азии целесообразно анализировать в контексте так называемой «Большой стратегии Китая», составной частью которой выступает идея «Идти вовне». Отличительной чертой данной стратегии является многовекторность, а главной целью - закрепление КНР в качестве лидера Восточной Азии, а в перспективе - становление в ранге одной из ведущих мировых держав.

Центральная Азия представляет для Китая достаточно перспективный рынок сбыта товаров и дает возможность альтернативного выхода к международным транспортным артериям. Помимо этого, для Пекина важно недопущение создания в Центральной Азии баз уйгурских сепаратистских движений. Однако главная цель - создание условий для импорта энергоресурсов, необходимых для обеспечения потребностей развивающейся стремительными темпами китайской экономики. Именно этому подчинена китайская инвестиционная политика, набирающая заметные обороты: в конце 1990-х гг. инвестиции КНР в регион не превышали 1 млрд долларов США и ограничивались нефтегазовым сектором Республики Казахстан; в начале XXI столетия их объем увеличился более чем в 20 раз, превратив Пекин в главного финансового «донора» стран Центральной Азии. Влияние Китая стало особо заметным после кризиса 2008 г., когда традиционные инвесторы региона - Россия, США, ЕС - столкнулись с серьезными экономическими проблемами [3].

Китайские инвестиции поступают в основном в сырьевые отрасли: идут на покупку компаний, разведку и освоение месторождений, строительство энергетической инфраструктуры. При этом в своей политике Китай придерживается дифференцированного подхода: масштабы и характер связей с отдельными странами региона разнятся. В контексте двусторонних отношений со странами Центральной Азии Китай отдает предпочтение Казахстану, рассматривая его, в первую очередь, с точки зрения собственной энергетической безопасности - обеспечения стабильного и долгосрочного доступа к углеводородам этой страны и Каспийского региона в целом.

Среди крупных проектов с китайским участием - освоение нефтяных месторождений в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Кызылординской и Карагандинской областях. Ведется подготовка к освоению нефтегазового месторождения Дархан в шельфе Каспийского моря. Китай спонсирует расширение мощности нефтепровода «Атасу-Алашанькоу», строительство газопровода в Актюбинской области и др. С июня 2010 г. КНР начала осуществлять поставки сжиженного нефтяного газа из Казахстана по железной дороге через КПП «Алашанькоу» [3].

Особое место занимает газопровод «Казахстан-Китай», представляющий собой участок транснационального газопровода «Туркменистан-Китай». На церемонии его открытия в декабре 2009 г. присутствовали лидер КНР Ху Цзиньтао и президенты трех центральноазиатских государств. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отметил: «Это великий проект. Через эту трубу восстанавливается древний Шелковый путь, обеспечивая дружбу четырех стран, входящих в ШОС». А президент Узбекистана И.А. Каримов заявил об изменении геополитической карты региона в связи с открытием нового маршрута транспортировки центральноазиатских энергоносителей [4].

Следует отметить, что точную долю китайского капитала в нефтяной отрасли Казахстана установить достаточно трудно. Национальная компания «КазМунайГаз» заявляет, что в 2009 г. доля China Investment Corporation была не более 11 %. Согласно другим источникам, в 2010 г. доля китайских компаний в общей добыче нефти в республике превысила 22 % [3]. В январе 2013 г. многие казахстанские СМИ опубликовали информацию о том, что в текущем году эти показатели составят более 40 %. В руководстве «КазМунайГаз» назвали эти цифры «неверными». Однако, согласно данным Forbes Kazakhstan, на сегодняшний день в республике 22 нефтяные компании с китайским участием. В восьми из них китайский капитал составляет 100 %, в «СНПС-Актобемунайгаз» - около 95 %, в «Ланкастер Петролеум» - почти 88 %, еще в восьми компаниях китайская доля составляет 50 % и выше [5].

Совершенно очевидно, что масштабы китайского присутствия поступательно растут и уже являются значительными. При этом наблюдается некая парадоксальность ситуации. По идее создание единого таможенного пространства России, Казахстана и Беларуси должно было активизировать контакты этих стран. Однако в 2012 г. китайская доля в казахстанском товарообороте составила 17,5 % (23,98 млрд долларов США), впервые превысив показатели России - традиционного торгового партнера Казахстана.

В этой связи возникает вопрос: каким образом китайский фактор способен влиять на развитие российско-казахстанских отношений? В.В. Михеев выделяет два основных варианта развития ситуации. Первый - Казахстан использует соперничество России и Китая за казахстанские ресурсы и внутренний рынок исключительно в своих интересах, играя на расхождениях и противоречиях между Москвой и Пекином. Россия в этом случае провоцируется на поиск вариантов ослабления позиций Китая, на поиск новых, прежде всего, энергетических ниш в Казахстане (атомная энергетика, уран), а Китай, в свою очередь, на укрепление собственных позиций в Казахстане за счет новых финансовых вливаний. Такой сценарий может дать краткосрочные выгоды каждой из сторон, однако чреват постоянными волнообразными осложнениями взаимных отношений, а в долгосрочном плане -потерями оттого, что силы тратятся на противодействие, а не на взаимодействие. Второй вариант - объединение усилий России,

94

Китая и Казахстана и проведение скоординированной и прозрачной политики развития Центральноазиатского региона, в котором Россия и Китай являются лидерами, а Казахстан - связующим звеном [6].

В настоящее время российско-казахстанские отношения развиваются скорее в направлении первого сценария. При сохранении подобной тенденции это отрицательно повлияет на двусторонние связи. Не стоит забывать, что с казахстанской стороны к границе прилегают семь областей, с российской - двенадцать субъектов Федерации. Ухудшение российско-казахстанских отношений неизбежно скажется на уровне жизни большого количества людей. Важно и другое. Теряя влияние в Казахстане, Россия может получить своего рода «цепную реакцию».

В 2008 г. американский аналитический центр Stratfor опубликовал прогноз в отношении стран СНГ, где, в частности, подчеркивалось: «создавая инфраструктуру, призванную сделать интеграцию с Пекином более привлекательной в глазах стран региона, чем поддержание сохранившихся с советских времен связей с Россией», Китай «уводит у нее из-под носа» Центральную Азию. «Ключевое значение в этом плане имеет Казахстан... Если Астана перейдет в сферу влияния Пекина, другие страны Центральной Азии не только сочтут экономически целесообразным последовать ее примеру, но и получат в лице Казахстана... полезный “буфер”, отделяющий их от разгневанной России» [7].

Литература

1. Основные показатели внешней торговли РК по странам [Электронный ресурс] URL: http://www.stat.kz/digital/vnesh_torg/Pages/default.aspx (дата обращения 12.06.2013)

2. Быков А. Зачем Казахстан России? [Электронный ресурс] URL: http://www.intertrends.ru/nineth/014.htm (дата обращения 11.06.2013)

3. Авлиекулов Б. Инвестиционное наступление Китая [Электронный ресурс] URL: http://www.review.uz/ru/artide/301 (дата обращения 11.06.2013)

4. Великий газовый путь [Электронный ресурс] URL: http://vesti.kz/econ/34527/(дата обращения 18.06.2013)

5. В РК 22 нефтяные компании с китайским участием [Электронный ресурс] URL: http://forbes.kz/process/probing/v_rk_rabotayut_22_neftyanyie_kompanii_s_kitayskim_uchastiem (дата обращения 12.06.2013)

6. Михеев В.В. Фактор Китая в российско-казахстанском экономическом сотрудничестве // Казахстан и Россия: экономические и политические аспекты стратегического партнерства. Алматы, 2007. С. 73.

7. Сыроежкин К.Л. Казахстан - Китай: от приграничной торговли к стратегическому партнерству: монография. В 3-х кн. Кн.

1. В начале пути. Алматы, 2010. С. 12.

Кабдуалиева М.А.

Студентка, Автономная организация образования, «Назарбаев Университет»

ДЕМОКРАТИЯ: ЗА И ПРОТИВ

Аннотация

Главной целью данной статьи является анализ положительных и отрицательных аспектов демократического строя. Среди основных задач проекта стояли: доказательство преимущества демократии над различными видами авторитарной формы правления, сравнение основных прав и свобод граждан демократий и автократий, а также сопоставление политического благосостояния различных стран с вышеупомянутыми режимами. Данная работа поднимает актуальный вопрос в современной политологии и предоставляет обзор наиболее важных сторон доминирующих на сегодняшний день политических режимов; проект также может найти свое практическое применение в качестве материала для дополнительного изучения в области политических наук.

Ключевые слова: демократия, автократия, диктатура, свобода, право.

Kabdualiyeva M.A.

Undergraduate student, Autonomous organization of education, “Nazarbayev University”

DEMOCRACY: FOR AND AGAINST

Abstract

The main goal of this article is to analyze positive and negative aspects of democratic regime. The project had several objectives, namely: showing the advantages of democracy over different forms of autocracy; comparison of basic rights and freedoms of the citizens living in democracies and countries with authoritarianism; and contrast of political and social welfare of different states with two types of regime mentioned above. This paper raises actual issue ofpolitical science nowadays and provides the overview of the most important sides of two most widespread political regimes throughout the world.

Keywords: democracy, autocracy, dictatorship, freedom, right

One of the most disputed questions in the modern world is whether or not democracy can be regarded as the best form of government. Some people strongly believe that it is the most appropriate governmental type, since democracy provides the citizens with the power to participate in many political, social, and economic processes. Great Britain’s Prime Minister Winston Churchill once remarked that, “No one pretends that democracy is perfect or all-wise. Indeed, it has been said that democracy is the worst form of Government except all those other forms that have been tried from time to time.”13 However, a contradictory opinion does exist. Those, who are against the maintaining of democracy, do believe that this type of regimes is unstable and inefficient, as anyone is trying to adapt his/her viewpoint, and, as a result, people do not finally achieve what they need and want. But if democracy really has only negative sides, why the countries in different parts of the world still want to democratize their governments? From my perspective, democracy is not a perfect form of government, but, compared to others, it provides the most beneficial conditions for fair and justified rulemaking. In this paper, I will consider both the advantages and disadvantages of democratic regime in order to understand to what extent Churchill’s notion was valid.

To begin with, the key problem why there is no common opinion about “goodness” or “badness” of democracy is that different people may understand democracy in their own way. In the article “What Democracy Is.. .and Is Not,” Schmitter and Karl, two political scholars, try to identify which notions are to be included into the meaning of democracy, and which are not.14 Nonetheless, the authors acknowledge that democracy may go out far beyond those limits, which are traditionally established. The assessment of democratic regime significantly depends on what people mean when they talk about democracy, and the analysis provided below demonstrates how can be remarkable the difference between opinions.

The most essential conditions of people’s lives are liberty, independence, and legitimacy and democracy encompasses all of these aspects. One of the most outstanding political scientists to make significant contribution to democratic theory is Robert Dahl. In his book, “On Democracy,” he reasons why we should support democracy by identifying the following benefits: avoiding tyranny, essential human rights, general freedom of the citizens, self-determination, moral autonomy, protecting essential personal interests, human development,

13 Parliamentary Debates (Hansard), fifth series 444, 11 (November 1947), cited in Peter Lindert, “Voice and Growth: Was Churchill Right?” Journal of Economic History 63, 2 (June 2003), p.315

14 Philippe Schmitter and Terry Lynn Karl, “What Democracy Is. and Is Not”, Journal of Democracy 2, 3 (1991), pp. 76, 85

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.