Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России
ЦЗЕ ШИ, директор Центра международных исследований, Пекин, Китай
Перед Россией стоит безотлагательная задача решения экономических и социальных проблем слаборазвитых регионов Сибири и Дальнего Востока. Один из важных факторов их развития, а также основное направление притока инвестиций - сотрудничество с соседними азиатскими странами. Поэтому ориентация на укрепление связей со странами АТР в целях преодоления социально-экономической отсталости Сибири и Дальнего Востока и развития их экономического потенциала является насущной потребностью России. Крупнейшим стратегическим партнером России в этом регионе является Китай. Ключевые слова: Россия, Китай, страны АТР, региональное сотрудничество
Для нас Китай - это самая большая соседняя страна, протяженность границ которой с Сибирью и Дальним Востоком России превышает 4000 км. Вдоль этой границы расположены 50 пар городов и поселков, разделенных либо рекой, либо небольшими участками пограничной территории. С давних времен эта географическая близость была ключевым фактором, влияющим на торговлю и взаимоотношения между двумя странами.
В середине ХХ в. политика России (тогда - в составе СССР), направленная на развитие востока страны, достигла замечательных успехов: восточные регионы стали промышленной, военной и энергетической базой России, что также способствовало и экономическому развитию Китая в то время. Но за последние полвека совокупность международных и внутренних факторов обусловила отставание темпов развития восточных регионов РФ от общероссийских, что не только тормозит развитие страны в целом, но и может вызвать экономический и социальный кризис.
Для нескольких поколений русских развитие восточной части России было неотступной мечтой. Однако лишь после того как Президент РФ В. В. Путин, мечтающий о сильной стране, вернулся во власть, развитие восточных регионов страны было снова внесено в повестку дня. На саммите АТЭС во Владивостоке в 2012 г. говорилось о необходимости возобновления развития востока России. Возврат к этому вопросу в новый исторический
ЭКО. - 2017. - №3 ЦЗЕ ШИ
период диктуется изменившимися условиями эпохи, и Китай как всесторонний стратегический партнер России займет важное место на современном этапе развития востока нашей страны.
Геоэкономические и политические предпосылки развития востока России в новую эпоху
В начале XXI в. стартовал новый этап политики развития восточной части России в контексте новой эры мироустройства. В мировом сообществе значимое место занял Азиатско-Тихоокеанский регион, страны которого, благодаря быстрому экономическому развитию, стали важной частью многополюсного международного порядка и двигателем глобального экономического роста. По прогнозам, за последующие 30 лет экономика Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии составит половину мировой. При этом в регионе будет быстро развиваться экономическая интеграция - на основе регионального сотрудничества и глобализации.
Россия, будучи евразийской страной, входит также в Азиатско-Тихоокеанский регион. Три четверти ее территории составляют Сибирь и Дальний Восток, которые принадлежат к небольшому числу мировых природных сокровищниц, обладая чрезвычайно разнообразными и богатыми запасами природных ресурсов. Так, здесь находится треть мировых энергетических ресурсов (из которых 20% составляет нефть, свыше 33% - природный газ и 50% - уголь) и более 70 видов полезных ископаемых. Запасы железной руды достигают 9 млрд т, а месторождения меди, алюминия, свинца, цинка, никеля, вольфрама, ртути и т. д. занимают первое место во всех разведанных запасах мира. Магаданская область и Республика Саха - основные поставщики российского золота. Лесные ресурсы в дальневосточных регионах общей площадью в 764 млн га составляют приблизительно 83% всех лесных массивов России.
Кроме того, Сибирь и Дальний Восток обладают большими запасами воды, разнообразным животным миром, обширными землями, морскими портами и значительными возможностями для развития туризма. При всем том за долгие годы отсутствия внимания «центра» Сибирь и Дальний Восток превратились в зону «депрессии», особенно - по сравнению со смежными быстро развивающимися странами АТР.
Путинская политика «поворота на Восток» позволит объединить богатые ресурсы России и капитал и технологии стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в результате чего российский Дальний Восток получит мощный импульс для своего социально-экономического развития и выхода на рынок этого региона, а страны АТР - необходимые для них энергетические и минеральные ресурсы.
Ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока не только будет способствовать сбалансированному развитию востока и запада страны, но и позволит России укрепить свое уникальное положение в Евразии, связав Азию и Северную Америку с Европой новой транспортной артерией. Так, прокладка регулярного транспортного маршрута по Северному Ледовитому океану позволит сделать морское сообщение между Европой и Азией на 2800 км короче, чем южный морской путь через Малаккский пролив, что значительно сократит экономические и социальные издержки перевозок между азиатскими и европейскими странами.
Наконец, развитие восточных регионов России будет способствовать укреплению экономических и политических связей РФ с азиатскими странами и росту ее влияния как великой державы. Северо-Восточная Азия - один из важнейших регионов мира. У Китая, России, США, Японии и Кореи здесь есть общие интересы. Географические особенности России, заинтересованность стран Северо-Востока Азии в энергетических ресурсах и потенциальных транспортных путях России позволят ей играть жизненно важную роль в экономике Северо-Восточной Азии и мировой экономике в целом.
Новый этап сотрудничества Китая и России
Коренные изменения глобальных политических и экономических условий создают возможности для расширения сотрудничества Китая и России. С момента международного финансового кризиса сохраняется падение экономики во многих странах мира, происходит дифференциация экономических систем в процессе их оздоровления, и все государства связывают свои надежды с укреплением регионального сотрудничества и подготовкой новых стратегий развития на его основе. Китай и Россия также усиливают и совершенствуют сотрудничество в целях решения
возникших проблем. Высказывания Президента РФ В. В. Путина и других представителей высшего руководства РФ свидетельствуют о том, что Россия рассматривает Китай в качестве самого важного экономического и торгового партнера и инвестора, активно прилагая усилия по ускорению разработки и продвижению политики региональной интеграции с Китаем.
Укрепление такого сотрудничества является не только разумным выбором для обеспечения устойчивого развития, но и острой необходимостью, обусловленной важностью полной открытости для внешнего мира и формирования новых образцов всестороннего и многоуровневого международного сотрудничества. Если Россия не возглавит усилия по развитию экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Сибирь и Дальний Восток потеряют возможности для своего возрождения. Поэтому ей необходимо принять практические меры, которые обеспечили бы синхронизацию развития этих регионов с темпами, характерными для стран АТР. В свою очередь Китай, который благодаря своему географическому положению граничит со многими странами, хорошо понимает важность сотрудничества с соседями (включая Дальний Восток России) для развития своей экономики и всей Восточной Азии.
Столкнувшись с необходимостью развития экономик и проведением преобразований в них в условиях глобальной стагнации, обе страны признают незаменимую роль друг друга в экономическом развитии и рассматривают свои страны в качестве привилегированных партнеров.
Подписанная лидерами России и Китая в сентябре 2009 г. Программа регионального сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и восточными провинциями Китая на 2009-2018 гг. призвана сыграть важную роль в реализации регионального экономического сотрудничества. Обе страны в основном определились в отношении взаимодействия в реализации крупных проектов на востоке России, в первую очередь - в сфере энергоресурсов. Восточные регионы РФ будут наращивать добычу нефти и газа, продолжат строительство инфраструктуры для их доставки, а также будут расширять сотрудничество с Китаем в области электроэнергетики и в добыче угля. В экономическом и техническом сотрудничестве приграничных регионов предполагаемая Китаем инициатива Belt and Union
Initiative («зонирование и объединение») будет способствовать реальному взаимодействию обеих стран в развитии восточных регионов России и сопредельных китайских провинций.
В течение долгого времени Китай и Россия уделяли много внимания формированию внешнеторговых связей со странами Запада, особенно инвестициям и торговле технологиями, но сегодня ситуация изменилась. В сфере международного сотрудничества Китай превратился из покупателя в инвестора, теперь он обладает определенным валютным резервом и возможностью инвестиционной деятельности за рубежом. В свою очередь Россия из-за нехватки капитала и санкций со стороны западных стран пытается увеличить китайские инвестиции в энергетику, транспорт, связь, инфраструктуру и другие отрасли для повышения уровня индустриализации и расширения возможностей преобразования экономики.
Особенно последовательны Китай и Россия в области развития энергетики из-за наличия общих интересов, в том числе -в долгосрочной перспективе. Будучи крупным поставщиком энергетических ресурсов в Китай, Россия заинтересована в том, чтобы реализовать постепенное импортозамещение и модернизацию в энергетике, а также обеспечить ее развитие и поддержание энергетического партнерства с Китаем. Китай же заинтересован в наращивании поставок российской энергии, и ход процесса модернизации этой отрасли ему далеко не безразличен. Изменение роли зарубежных стран в экономическом сотрудничестве, растущий инвестиционный потенциал и расширение инструментов финансирования со стороны Китая облегчают решение проблем нехватки капитала для развития и преобразования энергетики России. Взаимный интерес в энергетической области должен стимулировать сотрудничество обеих стран и в финансовой сфере и стать основой для политики новой интеграции и взаимовыгодных отношений.
В мае 2015 г. президенты Китая и РФ Си Цзиньпин и В. В. Путин подписали совместное заявление о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Великого Шелкового пути, подчеркнув, что позиции России и Китая в продвижении экономической интеграции Евразии полностью совпадают, а основные политические препятствия в налаживании регионального экономического сотрудничества обеих стран постепенно устраняются.
Длительное время сотрудничество евразийского региона и соседних стран развивается медленнее, чем взаимодействие в других частях света. Прежде всего - из-за различия концепций и уровней экономического развития, геополитических и других факторов. Трудно выявить и использовать все преимущества местоположения и экономического потенциала обеих стран, и это сдерживает их устойчивое развитие и взаимовыгодное сотрудничество. В полной мере это относится и к взаимоотношениям Китая и России - двух стран, оказывающих значительное влияние на соседние страны и их экономическое взаимодействие.
Несомненно, инициатива Китая «зонирование и объединение» свидетельствует о новом видении процесса интеграции в евразийском регионе, находившемся в течение длительного периода в состоянии застоя, и открывает многообещающий канал экономического взаимодействия для Китая и России. Точно так же сопряжение двух масштабных проектов - ЕАЭС и Экономического пояса Великого Шелкового пути станет исторической вехой расширения регионального экономического сотрудничества обоих государств.
Успех Евразийского экономического союза в конечном счете зиждется на росте финансовых инвестиций и объемов международной торговли. Союз Экономического пояса Великого Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом означает включение капиталов, технологий и рынков Китая в евразийскую экономическую интеграцию. Также в интегрированной экономике крайне необходимо объединение транспортной и энергетической инфраструктуры, что положительно скажется на развитии восточной части России, особенно после принятия соглашений по инвестициям и торговле, реализации в регионе финансовых проектов Фонда Великого Шелкового пути, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Межбанковского консорциума Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Необходимо отметить, что ожидаемое дальнейшее открытие такого большого рынка, как китайский, станет благоприятным условием для политики диверсификации рынков, проводимой странами - членами Евразийского экономического союза, включая Россию.
В течение последних 20 лет диалог на всех уровнях и механизмы российско-китайского сотрудничества расширялись и совершенствовались. Помимо встреч президентов и глав правительств
обеих стран, важными механизмами развития двустороннего сотрудничества являются контакты в области культурного обмена, дипломатические консультации по широкому кругу технических вопросов, создание более полной организационной структуры и расширение круга регионов, участвующих в международной кооперации. На международной арене Китай признает и активно поддерживает важную роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, приветствует и способствует интеграции России в АТР. Китай и Россия состоят в таких международных организациях, как АТЭС, ШОС, БРИКС, и принимают участие в саммитах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Все они признаны эффективными институциональными механизмами укрепления международного сотрудничества, способствующими реализации экономического потенциала участников.
Координация в решении проблем развития восточной части России
В то время как Россия приступила к новому этапу развития своих восточных регионов, Китай начал новый раунд по стимулированию национальной экономики. В планах китайского правительства - широкий круг вопросов по реализации проектов сотрудничества между российскими восточными и китайскими северо-восточными регионами в области использования портов, а также инвестиций, торговли, труда, трансграничного сотрудничества, законодательства и взаимодействия правоохранительных органов.
Обеим сторонам необходимо воспользоваться редкой возможностью практического сотрудничества в новых исторических условиях для совместного планирования, создания эффективных механизмов реализации, ускорения интеграционных процессов и тем самым заложить основу всестороннего стратегического партнерства двух сторон. При этом важно учитывать следующие принципы.
Соблюдение интересов обеих сторон на основе обоюдной выгоды. Сотрудничество сопредельных стран - Китая и России -базируется на взаимовыгодной основе, в том смысле, что каждая из них может реализовывать не только общие, но и свои собственные цели, которые, естественно, различаются из-за особенностей состояния и уровня развития национальных экономик. В течение
долгого времени все трудности в сотрудничестве Китая и России по крупным проектам приписывались отсутствию консенсуса в спорных вопросах относительно экономической выгоды; основным препятствием было различие интересов сторон и взаимных требований. Этот исторический опыт важно учесть в будущем. Китаю и России придется сбалансировать обоюдные интересы и стремиться к общему будущему развитию на основе принципов всестороннего и долгосрочного сотрудничества, рыночных отношений и принципа взаимной выгоды.
Неуклонное и всестороннее содействие практическому сотрудничеству двух сторон. Еще с середины 1980-х годов российское правительство начало разрабатывать стратегические планы и проекты развития восточных регионов страны. Шесть принятых стратегических программ развития России, Сибири и Дальнего Востока различны по степени охвата территории страны и периодам планирования, но в них присутствуют три ключевых пункта: быстрое развитие экономики восточной части России, обеспечение стабильной численности населения и интеграция с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северо-Восточной Азией. К сожалению, выполнение всех трех далеко от успеха из-за инерции развития востока России и сложной внутренней и внешней экономической обстановки.
Среди всех проблем, препятствующих развитию китайско-российского практического сотрудничества в регионе, наиболее сложными и труднопреодолимыми являются нехватка денежных средств, запаздывающая стратегия и неблагоприятная законодательная и инвестиционная среда. В нынешней ситуации необходимо срочное решение этих проблем.
Долгое время региональное сотрудничество обеих сторон заключалось главным образом в приграничной торговле, но по мере углубления международной кооперации она перестала удовлетворять современным требованиям к масштабам и качеству международного сотрудничества. Сегодня необходимо совершенствовать и расширять экономическое взаимодействие, переходя от торговли к совместному развитию транспорта, энергетики, технологий, инвестиций и финансов в регионе.
Принятая двумя странами Программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-восточных регионов КНР содержит 205 основных совместных проектов в таких областях,
как строительство портовой инфраструктуры, развитие транспорта, трудовых ресурсов, туризма и охраны окружающей среды. Эти проекты лягут в основу сценариев преобразований в приграничных регионах двух стран и станут базой для укрепления практического сотрудничества, которое на нынешней стадии российско-китайских отношений является высшим приоритетом, поскольку от его результатов зависит развитие восточной части России.
Совершенствование мер безопасности сотрудничества.
Взаимодействие двух стран в регионе охватывает широкий круг отраслей и предполагает длительный период времени и большие масштабы. С учетом тесной связи целей сотрудничества и долгосрочных интересов обеих стран им необходим безупречный совместный стратегический план. Ярким примером могут служить уже подписанные двусторонние соглашения о масштабном сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, ядерной энергетике и развитии инфраструктуры. По мере расширения и углубления взаимодействия появятся и новые крупные соглашения в запланированных сферах. Это предполагает необходимость своевременной корректировки территориальных планов практического взаимодействия.
С точки зрения целей достижения долгосрочности и сбалансированности, в разработке и реализации программ сотрудничества должны учитываться следующие моменты.
1. Изменения ситуации внутри стран и в мировой обстановке, в том числе возникающие по мере развития дальневосточных регионов России и северо-восточных регионов Китая, а также в связи с условиями и требованиями экономического коридора «Китай - Монголия - Россия». Это предполагает постоянную актуализацию и корректировку исходных планов. Для освоения новых сфер сотрудничества обе страны должны полностью использовать благоприятные условия, связанные с вступлением России в ВТО и реализацией инициативы «Большая Тюмень», а также новые возможности совместного развития острова Хэй-сяцзыдао (о-в Б. Уссурийский) в провинции Хэйлунцзян.
2. Необходимо проводить тщательное рассмотрение планов с учетом всех перспектив, поддерживая общий баланс и связи во всех сферах, и постепенно объединять планы и реализовывать
пошаговое сотрудничество, обращая особое внимание на единичные крупные проекты.
3. При интеграции планов долгосрочного развития двух стран должны учитываться как текущие потребности и особые требования, так и долгосрочные интересы Китая и России. При этом важно находить и использовать новые возможности, а также предвидеть и снижать риски.
4. Необходимо тщательно обосновать совершенствование путей сотрудничества, изучив рыночный спрос и учитывая практические уроки взаимодействия в прошлые годы; разработать порядок финансирования программ, защитные меры и другие важные процедуры реализации основных проектов.
Важно также усовершенствовать механизм совместной работы сотрудничающих регионов Китая и России, так как это - необходимая база для стратегического партнерства и устойчивого развития экономик и общества двух стран в будущем. Потребуются координация различных интересов отечественных и зарубежных министерств и предприятий, организация исследовательских центров по изучению вопросов, связанных с внутренними процессами обеих стран, состоянием экономики и законодательства и источниками доходов России. При необходимости следует назначать специального представителя по развитию сотрудничества с восточными регионами России для координации и оперативной работы.
Использование платформы многостороннего сотрудничества для развития восточных регионов России. Восточная часть России соседствует не только с Китаем, но и с Америкой, Японией, Северной Кореей, Кореей и Монголией. Естественно, что ее крупномасштабное развитие не только затронет интересы этих стран, но и, вполне вероятно, потребует определенного содействия с их стороны и расширения экономических связей. Поэтому необходимо создавать платформу многостороннего сотрудничества для развития востока России. Китай поддерживает политику открытости России и надеется на сотрудничество с ней на многосторонней основе.
За последние годы ситуация в области безопасности Северо-Восточной Азии ухудшилась: обострились территориальные разногласия между Японией и ее соседями, ужесточилась военная конфронтация на Корейском полуострове. Политика Америки
по восстановлению равновесия привела лишь к усилению напряженности. Тем не менее уровень экономического сотрудничества в регионе, обусловленный структурой экономики различных стран, довольно высок. Так, у России есть большие запасы нефти и газа и сильное желание развивать азиатский рынок. Экономики Китая, Японии и Кореи испытывают зависимость от импорта энергетических ресурсов, что является точкой соприкосновения их экономических интересов с российскими. Например, Япония, сократившая выработку ядерной энергии из-за аварии на Фукусиме и лишенная обычных каналов поставок в связи с турбулентностью на Ближнем Востоке и в Северной Африке, оказалась вынуждена обратить внимание на близлежащие к ней дальневосточные регионы России. Корея испытывает аналогичные проблемы.
Как показывает опыт ХХ в., ключевым фактором стабильных отношений между Россией и Европой была поставка энергоресурсов. Сотрудничество в области энергетики станет первым шагом и в освоении азиатского рынка. Россия добивается диверсификации рынков сбыта энергоресурсов и расширения состава покупателей. Создание платформы многостороннего сотрудничества, включая Китай, Россию, Японию, Северную и Южную Корею, может способствовать вхождению российских энергетических ресурсов на рынок Японии и Кореи через Китай и значительно снизит озабоченность России развитием ее восточных регионов.
Создание платформы для многостороннего экономического и технологического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии может снизить напряженность в этом регионе, усилить взаимодополняемость экономик, повысить конкурентоспособность и экономическое развитие каждой из сторон и будет способствовать их общему развитию. Это сыграет значительную роль в повышении стабильности развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны Северо-Восточной Азии должны изучить практику ВТО, извлечь уроки из опыта реализации регионального экономического сотрудничества во всем мире, активно участвовать в формировании многостороннего сотрудничества по развитию востока России и как можно скорее создать платформу многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии.