Научная статья на тему 'Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России'

Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / СТРАНЫ АТР / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / REGIONAL COOPERATION / ASIA-PACIFIC COUNTRIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цзе Ши

Перед Россией стоит безотлагательная задача решения экономических и социальных проблем слаборазвитых регионов Сибири и Дальнего Востока. Один из важных факторов их развития, а также основное направление притока инвестиций сотрудничество с соседними азиатскими странами. Поэтому ориентация на укрепление связей со странами АТР в целях преодоления социально-экономической отсталости Сибири и Дальнего Востока и развития их экономического потенциала является насущной потребностью России. Крупнейшим стратегическим партнером России в этом регионе является Китай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A New Round of Development in Eastern Russia and China Factors

Russia is faced an immediate task of solving economic and social problems of underdeveloped regions of Siberia and the Far East. One of the important factors of their development and main direction of inflow of investments is their cooperation with the neighboring Asian countries. Therefore, orientation to strengthening of ties with Asia-Pacific countries for the purpose of overcoming social and economic backwardness of Siberia and the Far East and development of their economic potential is a compelling need of Russia. The largest strategic partner of Russia in this region is China.

Текст научной работы на тему «Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России»

Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России

ЦЗЕ ШИ, директор Центра международных исследований, Пекин, Китай

Перед Россией стоит безотлагательная задача решения экономических и социальных проблем слаборазвитых регионов Сибири и Дальнего Востока. Один из важных факторов их развития, а также основное направление притока инвестиций - сотрудничество с соседними азиатскими странами. Поэтому ориентация на укрепление связей со странами АТР в целях преодоления социально-экономической отсталости Сибири и Дальнего Востока и развития их экономического потенциала является насущной потребностью России. Крупнейшим стратегическим партнером России в этом регионе является Китай. Ключевые слова: Россия, Китай, страны АТР, региональное сотрудничество

Для нас Китай - это самая большая соседняя страна, протяженность границ которой с Сибирью и Дальним Востоком России превышает 4000 км. Вдоль этой границы расположены 50 пар городов и поселков, разделенных либо рекой, либо небольшими участками пограничной территории. С давних времен эта географическая близость была ключевым фактором, влияющим на торговлю и взаимоотношения между двумя странами.

В середине ХХ в. политика России (тогда - в составе СССР), направленная на развитие востока страны, достигла замечательных успехов: восточные регионы стали промышленной, военной и энергетической базой России, что также способствовало и экономическому развитию Китая в то время. Но за последние полвека совокупность международных и внутренних факторов обусловила отставание темпов развития восточных регионов РФ от общероссийских, что не только тормозит развитие страны в целом, но и может вызвать экономический и социальный кризис.

Для нескольких поколений русских развитие восточной части России было неотступной мечтой. Однако лишь после того как Президент РФ В. В. Путин, мечтающий о сильной стране, вернулся во власть, развитие восточных регионов страны было снова внесено в повестку дня. На саммите АТЭС во Владивостоке в 2012 г. говорилось о необходимости возобновления развития востока России. Возврат к этому вопросу в новый исторический

ЭКО. - 2017. - №3 ЦЗЕ ШИ

период диктуется изменившимися условиями эпохи, и Китай как всесторонний стратегический партнер России займет важное место на современном этапе развития востока нашей страны.

Геоэкономические и политические предпосылки развития востока России в новую эпоху

В начале XXI в. стартовал новый этап политики развития восточной части России в контексте новой эры мироустройства. В мировом сообществе значимое место занял Азиатско-Тихоокеанский регион, страны которого, благодаря быстрому экономическому развитию, стали важной частью многополюсного международного порядка и двигателем глобального экономического роста. По прогнозам, за последующие 30 лет экономика Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии составит половину мировой. При этом в регионе будет быстро развиваться экономическая интеграция - на основе регионального сотрудничества и глобализации.

Россия, будучи евразийской страной, входит также в Азиатско-Тихоокеанский регион. Три четверти ее территории составляют Сибирь и Дальний Восток, которые принадлежат к небольшому числу мировых природных сокровищниц, обладая чрезвычайно разнообразными и богатыми запасами природных ресурсов. Так, здесь находится треть мировых энергетических ресурсов (из которых 20% составляет нефть, свыше 33% - природный газ и 50% - уголь) и более 70 видов полезных ископаемых. Запасы железной руды достигают 9 млрд т, а месторождения меди, алюминия, свинца, цинка, никеля, вольфрама, ртути и т. д. занимают первое место во всех разведанных запасах мира. Магаданская область и Республика Саха - основные поставщики российского золота. Лесные ресурсы в дальневосточных регионах общей площадью в 764 млн га составляют приблизительно 83% всех лесных массивов России.

Кроме того, Сибирь и Дальний Восток обладают большими запасами воды, разнообразным животным миром, обширными землями, морскими портами и значительными возможностями для развития туризма. При всем том за долгие годы отсутствия внимания «центра» Сибирь и Дальний Восток превратились в зону «депрессии», особенно - по сравнению со смежными быстро развивающимися странами АТР.

Путинская политика «поворота на Восток» позволит объединить богатые ресурсы России и капитал и технологии стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в результате чего российский Дальний Восток получит мощный импульс для своего социально-экономического развития и выхода на рынок этого региона, а страны АТР - необходимые для них энергетические и минеральные ресурсы.

Ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока не только будет способствовать сбалансированному развитию востока и запада страны, но и позволит России укрепить свое уникальное положение в Евразии, связав Азию и Северную Америку с Европой новой транспортной артерией. Так, прокладка регулярного транспортного маршрута по Северному Ледовитому океану позволит сделать морское сообщение между Европой и Азией на 2800 км короче, чем южный морской путь через Малаккский пролив, что значительно сократит экономические и социальные издержки перевозок между азиатскими и европейскими странами.

Наконец, развитие восточных регионов России будет способствовать укреплению экономических и политических связей РФ с азиатскими странами и росту ее влияния как великой державы. Северо-Восточная Азия - один из важнейших регионов мира. У Китая, России, США, Японии и Кореи здесь есть общие интересы. Географические особенности России, заинтересованность стран Северо-Востока Азии в энергетических ресурсах и потенциальных транспортных путях России позволят ей играть жизненно важную роль в экономике Северо-Восточной Азии и мировой экономике в целом.

Новый этап сотрудничества Китая и России

Коренные изменения глобальных политических и экономических условий создают возможности для расширения сотрудничества Китая и России. С момента международного финансового кризиса сохраняется падение экономики во многих странах мира, происходит дифференциация экономических систем в процессе их оздоровления, и все государства связывают свои надежды с укреплением регионального сотрудничества и подготовкой новых стратегий развития на его основе. Китай и Россия также усиливают и совершенствуют сотрудничество в целях решения

возникших проблем. Высказывания Президента РФ В. В. Путина и других представителей высшего руководства РФ свидетельствуют о том, что Россия рассматривает Китай в качестве самого важного экономического и торгового партнера и инвестора, активно прилагая усилия по ускорению разработки и продвижению политики региональной интеграции с Китаем.

Укрепление такого сотрудничества является не только разумным выбором для обеспечения устойчивого развития, но и острой необходимостью, обусловленной важностью полной открытости для внешнего мира и формирования новых образцов всестороннего и многоуровневого международного сотрудничества. Если Россия не возглавит усилия по развитию экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Сибирь и Дальний Восток потеряют возможности для своего возрождения. Поэтому ей необходимо принять практические меры, которые обеспечили бы синхронизацию развития этих регионов с темпами, характерными для стран АТР. В свою очередь Китай, который благодаря своему географическому положению граничит со многими странами, хорошо понимает важность сотрудничества с соседями (включая Дальний Восток России) для развития своей экономики и всей Восточной Азии.

Столкнувшись с необходимостью развития экономик и проведением преобразований в них в условиях глобальной стагнации, обе страны признают незаменимую роль друг друга в экономическом развитии и рассматривают свои страны в качестве привилегированных партнеров.

Подписанная лидерами России и Китая в сентябре 2009 г. Программа регионального сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и восточными провинциями Китая на 2009-2018 гг. призвана сыграть важную роль в реализации регионального экономического сотрудничества. Обе страны в основном определились в отношении взаимодействия в реализации крупных проектов на востоке России, в первую очередь - в сфере энергоресурсов. Восточные регионы РФ будут наращивать добычу нефти и газа, продолжат строительство инфраструктуры для их доставки, а также будут расширять сотрудничество с Китаем в области электроэнергетики и в добыче угля. В экономическом и техническом сотрудничестве приграничных регионов предполагаемая Китаем инициатива Belt and Union

Initiative («зонирование и объединение») будет способствовать реальному взаимодействию обеих стран в развитии восточных регионов России и сопредельных китайских провинций.

В течение долгого времени Китай и Россия уделяли много внимания формированию внешнеторговых связей со странами Запада, особенно инвестициям и торговле технологиями, но сегодня ситуация изменилась. В сфере международного сотрудничества Китай превратился из покупателя в инвестора, теперь он обладает определенным валютным резервом и возможностью инвестиционной деятельности за рубежом. В свою очередь Россия из-за нехватки капитала и санкций со стороны западных стран пытается увеличить китайские инвестиции в энергетику, транспорт, связь, инфраструктуру и другие отрасли для повышения уровня индустриализации и расширения возможностей преобразования экономики.

Особенно последовательны Китай и Россия в области развития энергетики из-за наличия общих интересов, в том числе -в долгосрочной перспективе. Будучи крупным поставщиком энергетических ресурсов в Китай, Россия заинтересована в том, чтобы реализовать постепенное импортозамещение и модернизацию в энергетике, а также обеспечить ее развитие и поддержание энергетического партнерства с Китаем. Китай же заинтересован в наращивании поставок российской энергии, и ход процесса модернизации этой отрасли ему далеко не безразличен. Изменение роли зарубежных стран в экономическом сотрудничестве, растущий инвестиционный потенциал и расширение инструментов финансирования со стороны Китая облегчают решение проблем нехватки капитала для развития и преобразования энергетики России. Взаимный интерес в энергетической области должен стимулировать сотрудничество обеих стран и в финансовой сфере и стать основой для политики новой интеграции и взаимовыгодных отношений.

В мае 2015 г. президенты Китая и РФ Си Цзиньпин и В. В. Путин подписали совместное заявление о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Великого Шелкового пути, подчеркнув, что позиции России и Китая в продвижении экономической интеграции Евразии полностью совпадают, а основные политические препятствия в налаживании регионального экономического сотрудничества обеих стран постепенно устраняются.

Длительное время сотрудничество евразийского региона и соседних стран развивается медленнее, чем взаимодействие в других частях света. Прежде всего - из-за различия концепций и уровней экономического развития, геополитических и других факторов. Трудно выявить и использовать все преимущества местоположения и экономического потенциала обеих стран, и это сдерживает их устойчивое развитие и взаимовыгодное сотрудничество. В полной мере это относится и к взаимоотношениям Китая и России - двух стран, оказывающих значительное влияние на соседние страны и их экономическое взаимодействие.

Несомненно, инициатива Китая «зонирование и объединение» свидетельствует о новом видении процесса интеграции в евразийском регионе, находившемся в течение длительного периода в состоянии застоя, и открывает многообещающий канал экономического взаимодействия для Китая и России. Точно так же сопряжение двух масштабных проектов - ЕАЭС и Экономического пояса Великого Шелкового пути станет исторической вехой расширения регионального экономического сотрудничества обоих государств.

Успех Евразийского экономического союза в конечном счете зиждется на росте финансовых инвестиций и объемов международной торговли. Союз Экономического пояса Великого Шелкового пути с Евразийским экономическим союзом означает включение капиталов, технологий и рынков Китая в евразийскую экономическую интеграцию. Также в интегрированной экономике крайне необходимо объединение транспортной и энергетической инфраструктуры, что положительно скажется на развитии восточной части России, особенно после принятия соглашений по инвестициям и торговле, реализации в регионе финансовых проектов Фонда Великого Шелкового пути, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Межбанковского консорциума Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Необходимо отметить, что ожидаемое дальнейшее открытие такого большого рынка, как китайский, станет благоприятным условием для политики диверсификации рынков, проводимой странами - членами Евразийского экономического союза, включая Россию.

В течение последних 20 лет диалог на всех уровнях и механизмы российско-китайского сотрудничества расширялись и совершенствовались. Помимо встреч президентов и глав правительств

обеих стран, важными механизмами развития двустороннего сотрудничества являются контакты в области культурного обмена, дипломатические консультации по широкому кругу технических вопросов, создание более полной организационной структуры и расширение круга регионов, участвующих в международной кооперации. На международной арене Китай признает и активно поддерживает важную роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, приветствует и способствует интеграции России в АТР. Китай и Россия состоят в таких международных организациях, как АТЭС, ШОС, БРИКС, и принимают участие в саммитах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Все они признаны эффективными институциональными механизмами укрепления международного сотрудничества, способствующими реализации экономического потенциала участников.

Координация в решении проблем развития восточной части России

В то время как Россия приступила к новому этапу развития своих восточных регионов, Китай начал новый раунд по стимулированию национальной экономики. В планах китайского правительства - широкий круг вопросов по реализации проектов сотрудничества между российскими восточными и китайскими северо-восточными регионами в области использования портов, а также инвестиций, торговли, труда, трансграничного сотрудничества, законодательства и взаимодействия правоохранительных органов.

Обеим сторонам необходимо воспользоваться редкой возможностью практического сотрудничества в новых исторических условиях для совместного планирования, создания эффективных механизмов реализации, ускорения интеграционных процессов и тем самым заложить основу всестороннего стратегического партнерства двух сторон. При этом важно учитывать следующие принципы.

Соблюдение интересов обеих сторон на основе обоюдной выгоды. Сотрудничество сопредельных стран - Китая и России -базируется на взаимовыгодной основе, в том смысле, что каждая из них может реализовывать не только общие, но и свои собственные цели, которые, естественно, различаются из-за особенностей состояния и уровня развития национальных экономик. В течение

долгого времени все трудности в сотрудничестве Китая и России по крупным проектам приписывались отсутствию консенсуса в спорных вопросах относительно экономической выгоды; основным препятствием было различие интересов сторон и взаимных требований. Этот исторический опыт важно учесть в будущем. Китаю и России придется сбалансировать обоюдные интересы и стремиться к общему будущему развитию на основе принципов всестороннего и долгосрочного сотрудничества, рыночных отношений и принципа взаимной выгоды.

Неуклонное и всестороннее содействие практическому сотрудничеству двух сторон. Еще с середины 1980-х годов российское правительство начало разрабатывать стратегические планы и проекты развития восточных регионов страны. Шесть принятых стратегических программ развития России, Сибири и Дальнего Востока различны по степени охвата территории страны и периодам планирования, но в них присутствуют три ключевых пункта: быстрое развитие экономики восточной части России, обеспечение стабильной численности населения и интеграция с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северо-Восточной Азией. К сожалению, выполнение всех трех далеко от успеха из-за инерции развития востока России и сложной внутренней и внешней экономической обстановки.

Среди всех проблем, препятствующих развитию китайско-российского практического сотрудничества в регионе, наиболее сложными и труднопреодолимыми являются нехватка денежных средств, запаздывающая стратегия и неблагоприятная законодательная и инвестиционная среда. В нынешней ситуации необходимо срочное решение этих проблем.

Долгое время региональное сотрудничество обеих сторон заключалось главным образом в приграничной торговле, но по мере углубления международной кооперации она перестала удовлетворять современным требованиям к масштабам и качеству международного сотрудничества. Сегодня необходимо совершенствовать и расширять экономическое взаимодействие, переходя от торговли к совместному развитию транспорта, энергетики, технологий, инвестиций и финансов в регионе.

Принятая двумя странами Программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-восточных регионов КНР содержит 205 основных совместных проектов в таких областях,

как строительство портовой инфраструктуры, развитие транспорта, трудовых ресурсов, туризма и охраны окружающей среды. Эти проекты лягут в основу сценариев преобразований в приграничных регионах двух стран и станут базой для укрепления практического сотрудничества, которое на нынешней стадии российско-китайских отношений является высшим приоритетом, поскольку от его результатов зависит развитие восточной части России.

Совершенствование мер безопасности сотрудничества.

Взаимодействие двух стран в регионе охватывает широкий круг отраслей и предполагает длительный период времени и большие масштабы. С учетом тесной связи целей сотрудничества и долгосрочных интересов обеих стран им необходим безупречный совместный стратегический план. Ярким примером могут служить уже подписанные двусторонние соглашения о масштабном сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике, ядерной энергетике и развитии инфраструктуры. По мере расширения и углубления взаимодействия появятся и новые крупные соглашения в запланированных сферах. Это предполагает необходимость своевременной корректировки территориальных планов практического взаимодействия.

С точки зрения целей достижения долгосрочности и сбалансированности, в разработке и реализации программ сотрудничества должны учитываться следующие моменты.

1. Изменения ситуации внутри стран и в мировой обстановке, в том числе возникающие по мере развития дальневосточных регионов России и северо-восточных регионов Китая, а также в связи с условиями и требованиями экономического коридора «Китай - Монголия - Россия». Это предполагает постоянную актуализацию и корректировку исходных планов. Для освоения новых сфер сотрудничества обе страны должны полностью использовать благоприятные условия, связанные с вступлением России в ВТО и реализацией инициативы «Большая Тюмень», а также новые возможности совместного развития острова Хэй-сяцзыдао (о-в Б. Уссурийский) в провинции Хэйлунцзян.

2. Необходимо проводить тщательное рассмотрение планов с учетом всех перспектив, поддерживая общий баланс и связи во всех сферах, и постепенно объединять планы и реализовывать

пошаговое сотрудничество, обращая особое внимание на единичные крупные проекты.

3. При интеграции планов долгосрочного развития двух стран должны учитываться как текущие потребности и особые требования, так и долгосрочные интересы Китая и России. При этом важно находить и использовать новые возможности, а также предвидеть и снижать риски.

4. Необходимо тщательно обосновать совершенствование путей сотрудничества, изучив рыночный спрос и учитывая практические уроки взаимодействия в прошлые годы; разработать порядок финансирования программ, защитные меры и другие важные процедуры реализации основных проектов.

Важно также усовершенствовать механизм совместной работы сотрудничающих регионов Китая и России, так как это - необходимая база для стратегического партнерства и устойчивого развития экономик и общества двух стран в будущем. Потребуются координация различных интересов отечественных и зарубежных министерств и предприятий, организация исследовательских центров по изучению вопросов, связанных с внутренними процессами обеих стран, состоянием экономики и законодательства и источниками доходов России. При необходимости следует назначать специального представителя по развитию сотрудничества с восточными регионами России для координации и оперативной работы.

Использование платформы многостороннего сотрудничества для развития восточных регионов России. Восточная часть России соседствует не только с Китаем, но и с Америкой, Японией, Северной Кореей, Кореей и Монголией. Естественно, что ее крупномасштабное развитие не только затронет интересы этих стран, но и, вполне вероятно, потребует определенного содействия с их стороны и расширения экономических связей. Поэтому необходимо создавать платформу многостороннего сотрудничества для развития востока России. Китай поддерживает политику открытости России и надеется на сотрудничество с ней на многосторонней основе.

За последние годы ситуация в области безопасности Северо-Восточной Азии ухудшилась: обострились территориальные разногласия между Японией и ее соседями, ужесточилась военная конфронтация на Корейском полуострове. Политика Америки

по восстановлению равновесия привела лишь к усилению напряженности. Тем не менее уровень экономического сотрудничества в регионе, обусловленный структурой экономики различных стран, довольно высок. Так, у России есть большие запасы нефти и газа и сильное желание развивать азиатский рынок. Экономики Китая, Японии и Кореи испытывают зависимость от импорта энергетических ресурсов, что является точкой соприкосновения их экономических интересов с российскими. Например, Япония, сократившая выработку ядерной энергии из-за аварии на Фукусиме и лишенная обычных каналов поставок в связи с турбулентностью на Ближнем Востоке и в Северной Африке, оказалась вынуждена обратить внимание на близлежащие к ней дальневосточные регионы России. Корея испытывает аналогичные проблемы.

Как показывает опыт ХХ в., ключевым фактором стабильных отношений между Россией и Европой была поставка энергоресурсов. Сотрудничество в области энергетики станет первым шагом и в освоении азиатского рынка. Россия добивается диверсификации рынков сбыта энергоресурсов и расширения состава покупателей. Создание платформы многостороннего сотрудничества, включая Китай, Россию, Японию, Северную и Южную Корею, может способствовать вхождению российских энергетических ресурсов на рынок Японии и Кореи через Китай и значительно снизит озабоченность России развитием ее восточных регионов.

Создание платформы для многостороннего экономического и технологического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии может снизить напряженность в этом регионе, усилить взаимодополняемость экономик, повысить конкурентоспособность и экономическое развитие каждой из сторон и будет способствовать их общему развитию. Это сыграет значительную роль в повышении стабильности развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны Северо-Восточной Азии должны изучить практику ВТО, извлечь уроки из опыта реализации регионального экономического сотрудничества во всем мире, активно участвовать в формировании многостороннего сотрудничества по развитию востока России и как можно скорее создать платформу многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.