Научная статья на тему 'Китайский балет в контексте национальных традиций'

Китайский балет в контексте национальных традиций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайский балет / национальные традиции / китайская опера / народный танец / Chinese ballet / national traditions / Chinese opera / folk dance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цзэн Лояо

Каждая форма искусства обладает национальной спецификой. Исключением не является и жанр балета. Это связано с тем, что пути развития балетного искусства идут своим путем и в большинстве случаев используя национальные традиции. В данной статье рассматривается рождение национального балета в Китае, который, впитав в себя европейские корни, не отказался от национальных элементов и национальных видов искусства, которые были интегрированы в китайский балетный спектакль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese ballet in the context of national traditions

Each form of qrt has a national specific features. The genre of ballet is no exception. This is due to the fact that the ways of developing ballet art pass their own way using national traditions and in most cases. This article examines the birth of the national ballet in China, which, having absorbed European roots, did not abandon the national elements and national art forms that were integrated into the Chinese ballet performance.

Текст научной работы на тему «Китайский балет в контексте национальных традиций»

Цзэн Лояо

Аспирант, кафедра музыкального искусства Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.

Китайский балет в контексте национальных традиций

В настоящее время Китай занимает одно из ведущих место во всех сферах жизни общества, в том числе и культурной. Но жанр балета пришел на китайскую землю практически недавно, всего каких-нибудь сто лет назад, хотя танцевальная традиция в Китае имеет длинную историю.

В Китае танцевальное искусство за четыре тысячи лет его существования поднялось на невиданную высоту. Уникальные национальные особенности китайского танца оттачивались день ото дня на протяжении всего развития китайской цивилизации. Но балет как высшая форма танцевально искусства был неведом Китаю вплоть до ХХ века.

Следует отметить, что до начала современной эры развития искусства, которая началась в прошлом веке, в Китае существовало два вида танцев: народный и сценический. Сценический танец, исполнялся при дворе, т.е. был частью придворной жизни. Воплощая в себе образы поэзии, и художественное искусство во всех его видах (например, скульптуры) китайский танец был настолько утонченным и богатым, что поражал всех,, кто впервые знакомился с этой формой китайского искусства.

Сегодня китайский народный танец, поражающий разнообразием стилей, стал активно использоваться в балетных постановках, расширяя тем самым рамки балетного искусства как искусства, приближающегося к народу. Что касается балета, то его формирование и становление приходится на 1950-1960 годы. И важную роль в этом сыграли традиции как национально-народного танца, так и русской балетной школы.

Можно сказать, что с балетом китайцы впервые познакомились в 1922 году, когда г. Харбин посетила балетная труппа Малого академического театра, в составе которой находилась Анна Павлова - гениальная танцовщица. Тогда харбинцы увидели «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и другие известные балетные постановки [2, с. 259]. Китайцы так были восхищены балетом, что по всей стране началось открытие балетных школ - сначала в Харбине, потом в других городах. Но бурное раз-

витие китайского балета началось после Октябрьской революции в России. В это время в Китай, большей частью в Харбин, потянулись потоки эмигрантов, среди которых было много деятелей искусства, в том числе и балетмейстеры, известные танцоры, композиторы. Прибыв в Китай, они продолжили свою работу, обучая китайцев классическому танцу.

Но полномасштабная подготовка национальных кадров в области балета началась в Китае лишь в 1954 году, когда в страну по приглашению Министерства культуры Китая были приглашены советские балетмейстеры. Обучаясь у профессионалов балетного искусства, китайские артисты передяли у них «весь спектр эстетических особенностей классического западного балета, элегантность и простоту движений, симметрию и равновесие» [1, с. 97].

Однако, хореографы и артисты китайского балета не собирались полностью копировать русские балетные традиции, которые, в свою очередь, имеют европейскую первооснову. Материал для балетных постановок они брали из жанра китайской оперы, из боевых искусств, из мифологии и бытовых традиций, разбавляя его традиционными китайскими танцами. Исследователи утверждают, что современный китайский балет «возрождением древнего танца, придворного оперного танца и в целом китайской танцевальной традиции, имеющей древнюю многотысячелетнюю историю» [1, с. 97].

Первым шагом к созданию национального балета в Китае стала постановка «Голубь мира» (1950), посвященная корейскому народу, оказывавшему сопротивление американской агрессии. Однако, этот спектакль успеха не имел. Публика не принимала сочетания художественных приемов европейского балета и китайских танцевальных традиций при отражении современной темы [5, с. 20].

Но премьера следующего балета - «Красавица Рыбка», состоявшаяся в октября 1959 года и тоже представляющая синтез китайских и европейских танцевальных традиций, прошла с большим успехом. Причина кроется в том, что этот спектакль имеет мифологический сюжет.

Некоторые исследователи считают, что Красавицу-рыбку» в прямом смысле национальным балетом назвать нельзя, что его структура по-прежнему выдержана в традиционном балетном стиле и имеет много общего с «Лебединым озером» по сюжету и расположению персонажей [4, с. 268]. Однако, в Красавице-рыбке» можно увидеть много элементов китайского народного танца. И этот танец вводится в сюжет не спонтанно. Он привязан к сюжету и иллюстрирует сюжетную линию спектакля,

психологическое состояние героев, их эмоции, природные стихии и т.п.

Политическая стратегия развития страны не могла не сказаться на китайском искусстве, в связи с чем балетное искусство пополнилось рядом спектаклей, посвященных теме революционной борьбы (примером тому является героический драматический балет «Красный женский отряд»). По форме подобные постановки были приближены к европейскому и русскому балету. Но тематика революции, история революционной борьбы и жизни китайского народа в послереволюционные годы определила его национальную специфику.

Шедевром китайского хореографического искусства является балет «Седая девушка», поставленный по мотивам сюжета китайской оперы - национального вида китайского музыкального искусства. В эту постановку также был интегрирован китайский танец, подчеркивающий дух сопротивления и борьбы героини. Чтобы показать борьбу героини со зверем, в этот балет были добавлены такие традиционные китайские движения, как: «большой прыжок», «шаги на коленях» и др. Эти элементы являются частью китайской оперы, для которой характерна условность. Поскольку эта постановка показывает атмосферой повседневной жизни китайского народа, его культуру и этнические обычаи, то создатели спектакля включили в него мужские и женские массовые танцы, ритуальные танцы и т.п. Кроме того, на протяжении всего действа зритель не сводит глаз с позой и мимикой героев, так характерных для китайской оперы.

Таким образом, большинство балетных спектаклей Китая, в том числе и «Седая девушка», хоть и соответствуют драматической структуре русского балета, в танцевальных движениях, музыке, костюмах и других элементах стремятся к национализации. Именно «опора на национальные традиции, национальный эстетический вкус стал причиной успеха балета у китайского зрителя» [1, с. 100].

Но почему же китайский балет, унаслеледовав все формы, методы и технику балетного искусства так уникален? На этот вопрос исследователи отвечают так: «Как форма искусства западной культуры, балет полностью воплощает стиль, темперамент и культурную коннотацию западноевропейцев: тяготение к линейным передвижениям и удлинённым формам. А история цивилизации в Китае на протяжении тысячелетий сформировала совершенно иную и уникальную культурно-психологическую модель, отличную от западного мира <...> В национальных танцах Китая движения идут по спирали и кругу, потому что в китайской культуре круг символизирует основной эстетический закон - гармонию, через соеди-

нение простого и сложного, медленного и динамичного, виртуального и реального. В этом заключается суть китайской художественной концепции, ярко отражающей национальный характер, отточенную китайской философской мыслью на протяжении тысячелетий» [1, с. 100-101].

Еще одной национальной особенностью китайского балета является добавление в состав симфонического оркестра, укомплектованного европейскими инструментами, национальных инструментов. В первую очередь, это ударные, представленные в большом количестве в национальной китайской опере и танцевальных драмах [5, с. 135]. Китайские народные инструменты привносят в китайский балет национальный колорит и отражают национальное своеобразие развития китайского народа.

Итак, западные культурные традиции оказали большое влияние на китайский балет. Но тем не менее китайский балет в настоящее время

- совершенно новый жанр в мировом искусстве. С одной стороны, он воспринял западную методику построения танца, но с другой стороны, китайский балет принадлежит к подлинно китайскому национальному искусству. Его музыкальное сопровождение, хореография, особенности сценария отражают традиции народных танцев и танцев народной китайской оперы [3].

Создание национального балета является отражением творческого сочетания традиционной культуры, национальных особенностей Китая и европейских танцевальных традиций. Все это обогащает форму и содержание мирового балета.

Список литературы:

1. Амгаланова М.В., Вэй Цзыцинь. Китайский балет: синтез национальных и европейских традиций // Вестнимк ВосточноСибирского государственного института культуры. 2021. № 2 (180). С. 94-104.

2. Дрынкина Т.И., Ли Жуй. Истоки становления нового китайского классического танца // Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. Т. 1. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 257-261.

3. Цянь Сунь. Генезис китайского балетного искусства // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 9. С. 83-90.

4. Чжан Хуйюй. Становление балетного искусства в Китае в контексте развития мирового балета // Научные междисциплинарные исследования: сборник научных трудов. - Саратов: Добросвет, 2021. С. 267-271.

5. Чэнь Синьхэн. Китайские балеты периода Культурной революции: связь с европейской традицией: дисс. ... канд. искусствовед. - Нижний Новгород, 2022. 232 с.

Bibliography

1. Amgalanova M.V., Wei Ziqin. Chinese ballet: synthesis of national and European traditions // Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture. 2021. № 2 (180). P. 94-104.

2. Drynkina T.I., Li Rui. The origins of the formation of a new Chinese classical dance // Tsarskoye Selo readings: materials of the international scientific conference. Vol. 1. - St. Petersburg: Leningrad State University. A.S. Pushkin, 2017. Р. 257-261.

3. Qian Sun. Genesis of Chinese ballet art // Bulletin of the Belarusian State University of Culture and Arts. 2008. № 9. P. 83-90.

4. Zhang Huiyu. The formation of ballet art in China in the context of the development of world ballet // Scientific interdisciplinary research: a collection of scientific papers. - Saratov: Dobrosvet, 2021. Р. 267-271.

5. Chen Xinheng. Chinese ballets of the Cultural Revolution period: connection with the European tradition: diss. ... cand. art critic.

- Nizhny Novgorod, 2022. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.