«малого» корректирующего и ориентирующего проектирования, выходящего за границы градостроительной деятельности традиционной крупномасштабной трактовки.
Библиографический список:
1. Базилевский А., Барышева В. Дизайн, технология, форма. М.: Архитектура-С, 2010.
2. Барсукова Н. И., Фомина Э. В. Дизайн городских пространств как реакция на атомизацию общества //Сб. ст. «Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований». Оренбург, 2020. С. 725-730.
3. Процюк М. В., Барсукова Н. И. Бионические игровые формы на открытых игровых пространствах // Архитектон: известия вузов. 2020, № 3 (71). С. 17.
УДК 792.03
Чжан Хуйюй Zhang Huiyu
Магистрант Master's degree student Белорусский государственный университет Belarusian State University
СТАНОВЛЕНИЕ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО БАЛЕТА
THE FORMATION OF BALLET ART IN CHINA IN THE CONTEXT OF THE WORLD BALLET DEVELOPMENT
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния мирового балетного искусства на развитие балета в Китае. Показано значение национальных и культурных традиций на формирование китайской балетной школы.
Annotation. The article is devoted to the problem of the influence of world ballet art on the development of ballet in China. The importance of national and cultural traditions on the formation of the Chinese ballet school is shown.
Ключевые слова. Балет, танцевальное искусство, Китай, классический балет, китайский балет, история.
Key words. Ballet, dance art, China, classical ballet, Chinese ballet, history.
Рожденный в эпоху итальянского Возрождения, балет представляет собой интегрированное сценическое искусство, сочетающее танец, музыку, написание сценариев, дизайн костюмов и сценографию. Во второй половине XVII века балет начал развиваться во Франции и стал профессиональным. С тех пор
балетное искусство постоянно развивается, обновляется и становится популярным во всем мире.
Период от основания Китайской Народной Республики до ранней стадии Культурной революции - это период исследований по созданию балета в Китае. Для произведений этого периода, будь то структурная форма, выбранный предмет, художественные приемы выражения и создание музыки, оно не имеет характера самостоятельности, в общем, это перенос формы зарубежного балета в Китай, в том числе и главные постановки этого периода: «Красавица-рыбка», «Седая девушка», «Голубь мира», «Красная Леди Армии» и так далее. Особенно ранние работы «Красавица-рыба» и «Голубь мира» имеют глубокие черты зарубежных балетов с точки зрения творческой техники и выбора тем.
С тех пор, как в Китае состоялась премьера русского балета «Лебединое озеро», китайские артисты начали создавать балеты на основе этой формы, со своими национальными особенностями.
В 1950 году был поставлен балет «Голубь мира» (рис. 1). - первый балет в Китае. Появление этого произведения не случайно, оно основано на отечественных и зарубежных формах того времени. На тот момент внутренняя подоплека была такова: вспыхнуло Движение 4 мая, появились новые идеи, кроме того, артисты, возвращающиеся из-за границы, также привносили новые технологии и формы искусства.
Рис. 1. Билет на балет «Голубь мира»
С точки зрения интернациональной формы: после вступления в новый век, с углублением культурных обменов между Востоком и Западом, была создана основная предпосылка для проникновения мирового балетного искусства в Китай [1, с. 49].
От первого китайского балета «Голубь мира» до произведения «Красавица-рыбка» балет в Китае начал меняться, и началось новое движение. Однако «Красавицу-рыбку» в прямом смысле национальным балетом назвать нельзя, его структура по-прежнему выдержана в традиционном балетном стиле, а также имеет много общего с «Лебединым озером» по сюжету и расположению персонажей.
Хотя данная постановке не была лишена недостатков, в то время она привлекала большое внимание в исторической среде и имела особую ценность.
Двадцать лет спустя Китайский театр оперы и балета создал новую постановку «Красавицы-рыбки», внес некоторые технические и структурные изменения, и сделал постановку более зрелищной.
С точки зрения национализации китайского балета, его статус очевиден в балете «Красная леди Армии» (рис. 2), появившемся в 1964 году. Можно сказать, что эта танцевальная драма, действительно масштабный балет с большим успехом. В танцевальной драме есть явные китайские черты. Считается, что «Красная Леди Армии» была основана на исторических событиях того времени и, отвечая на национальный призыв, также удовлетворяла духовные потребности публики, став классическим китайским балетом [2, с. 67].
А : & * %
Рис. 2. Афиша балета «Красная леди Армии»
В балете «Седая девушка», созданном в 1965 году, тоже много общего в выборе сюжета и персонажей с «Красная Леди Армии». Обе драмы основаны на конкретном историческом фоне того времени, и обе на образе женщин, которые осмеливаются бороться за освобождение. В «Седой девушке» сочетаются национальное танцевальное искусство и балетное искусство Китая, с характерными его особенностями, глубоким идеологическим содержанием и прекрасным музыкальным исполнением, которая стала классикой китайского национального балета [3, с. 30].
С 1966 по 1976 год в Китае произошла разрушительная «культурная революция». За десять лет катастрофы, Китай не только понес огромные экономические потери, но и пострадал во всех сферах экономики, включая литературную и художественную сферу. Несмотря на это, в данный период появились новые работы. Например, «Имэн Сун» и «Дети прерий» (рис. 3), поставленные в 1973 и 1975 годах. Обе драмы имели достаточно скучные образы того времени, и обе имеют относительно положительную историческую ценность для развития балетного искусства в Китае.
Рис. 3 Кадр из балета «Дети прерий»
После десяти лет катастрофы в стране начало возрождаться балетное искусство. С 1977 по 1989 год наше общество переживало период реформ и развития. Это время и для балета стало временем процветания и восстановления. Главным образом потому, что после десятилетия «культурной революции» он начал пересматривать искаженные творческие методы и способы выражения и начал новый курс, причина, по которой этот период считался процветающим, был основан на реформах и открытиях. Исторический фон, эмансипация мысли, постоянное погружение в иностранные культуры и искусства, ссылки на них, а также продвижение китайского балетного искусства на более процветающую сцену. В этот период смешалось китайское и западное искусство, появилось большое количество произведений с китайскими национальными особенностями: выбранные темы постоянно обогащалась, проявлялись новаторские творческие идеи, а формы становились все более интересными. Китайский балет вступил в период многогранного развития [2, с. 59].
Произведения этого периода можно разделить на два типа: работы из признанных мировых шедевров и работы из реальной жизни Китая. Произведения первого типа: «Благословение» (1981), «Гроза» (1981), «Линь Дайю» (1982), «Лян Шанбо» и «Чжу Интай» (1982) и др.; произведения второго типа: «Цзяо Ян» (1977) «Песня молодости» (1984), «Цветок орхидеи» (1987), Скамейка (1984) и др.
Отдельного внимания заслуживает трилогия, премьера которой состоялась в 1985 году. В основе создания этого произведения лежит классическая симфония хора Желтой реки, которая делится на следующие части: «Желтая река», «Жизнь» и «Вселенная». На протяжении всего процесса традиционной основной линией является история, воплощенная в Желтой реке. Балет демонстрирует выдающиеся артистические навыки и ясную концепцию выражения танцевального произведения.
Основываясь на успехах своих предшественников, развитие китайского балета с 1990 года до наших дней вступило в период пика развития. В 1997 году состоялась премьера гуанчжоуского балета «Сюаньфэн», который основан на современной эстетике и выражает глубокую значимость. Это идеальное воплощение сочетания мирового балетного искусства и китайского стиля. Вскоре после этого был поставлен еще один шедевр «Мэй Ланьфан» -
танцевальная драма в традиционном китайском стиле. В 1998 году в балете Ляонин состоялась премьера спектакля «Эркуань на Луне», ставшим популярным благодаря художественной концепции. В этой работе нет высококлассной работы режиссера, но ее художественная тонкость очень обширна и глубока. Нет непонятной философии, но люди могут почувствовать контраст между восприятием и разумом и получить огромное духовное удовольствие. К тому же в балете имеются изысканны национальные особенности, отвечающие эстетическому вкусу современного мегаполиса.
Таким образом, зародившееся на Западе балетное искусство, пришло в Китай лишь через 300 лет. Несмотря на рецепцию иностранных произведений, в начале своего развития, сегодняшний балет в Китае - это особый вид искусства, вобравший в себя черты лучших мировых школ и собственных национальных традиций.
Библиографический список:
1. Свешникова, А.Л. История танцевальной нотации - одна из дисциплин образовательного курса балетоведов / А. Л. Свешникова // Конференция по проблемам балетоведческого образования: Доклады и тезисы / Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. Кафедра истории и теории хореогр. искусства. - СПб. : Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2002. - С. 45-50
2. Lu, Shanfei. The desire to create a unique landscape of Chinese ballet -Commentary on the ballet «Mei Lanfang» / Lu Shanfei. // China Knowledge Network.
- 2011. - № 3. - P. 7-11
3. Jin, Hao The evolution of Chinese dance culture in the new century / Jin Hao.
- Shanghai: Shanghai Music Press, 2011. - 302 p.