Научная статья на тему '«Китайские знания - сущность, западные знания - инструмент» или реформаторское движение в системе образования во второй половине XIX века'

«Китайские знания - сущность, западные знания - инструмент» или реформаторское движение в системе образования во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
799
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ / "СТО ДНЕЙ РЕФОРМ" / КАН Ю-ВЕЙ / THE FEUDAL EDUCATION SYSTEM / WESTERNIZATION OF CHINA / "HUNDRED DAYS' REFORM" / KANG YOUWEI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлова М. П., Митцева М. В.

Данная статья освещает ключевые события в развитии традиционной китайской системы образования во второй половине XIX века. Этот период в Китае отмечен глубоким системным кризисом, шел поиск путей дальнейшего развития, осознавалась необходимость реформ, в том числе в важнейшей сфере общества образовании. Лидеры реформаторского движения «Сто дней реформ» подчеркивали отсталость Китая в сфере образования и выступили за вестернизацию страны как путь преодоления отсталости. Реформирование образования было направлено на формирование человека нового типа: создавались учебные заведение нового образца, были отменены восьмичленные сочинения-рассуждения в системе государственных экзаменов, создавались программы обучения за рубежом, в школах начали изучать науки и технологии западных стран. Ключевую роль в период проведения реформ сыграли китайские мыслители Кан Ю-вей и Лян Цичао. Хотя реформы потерпели неудачу, они оказали значительное влияние на дальнейшее состояние образования в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CHINESE KNOWLEDGE IS ESSENSE, WESTERN KNOWLEDGE IS A TOOL» OR THE REFORM MOVEMENTS IN THE EDUCATION SYSTEM IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

The article examines the key events in development of traditional Chinese education system in the second half of the 19th century. This period characterized by deep systemic crisis of this time, the search for ways to develop country, awareness of the need to reform the country’s education system. Leaders of the reform movement «Hundred Days' Reform» stressed the underdeveloped state of the country’s education system and supported westernization of country. During «Hundred Days’ Reform» numerous decrees were issued, which were aimed at establishing a new type of human being: the establishment of new type educational institutions, the repeal of eight-legged essay in the system of State examinations, the establishment of study abroad programs, the studying of foreign science and technologies. One of the outstanding reformers were Kang Youwei and Liang Qichao. Although the reforms have failed, they have a significant impact on the development of country’s system.

Текст научной работы на тему ««Китайские знания - сущность, западные знания - инструмент» или реформаторское движение в системе образования во второй половине XIX века»

26

Juvenis scientia 2017 № 9 | Педагогические и психологические науки

УДК: 37 ГРНТИ: 14.15

«КИТАЙСКИЕ ЗНАНИЯ - СУЩНОСТЬ, ЗАПАДНЫЕ ЗНАНИЯ - ИНСТРУМЕНТ» ИЛИ РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

М. П. Самойлова, М. В. Митцева

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

S3 Самойлова Мария Павловна - [email protected]

Данная статья освещает ключевые события в развитии традиционной китайской системы образования во второй половине XIX века. Этот период в Китае отмечен глубоким системным кризисом, шел поиск путей дальнейшего развития, осознавалась необходимость реформ, в том числе в важнейшей сфере общества - образовании. Лидеры реформаторского движения «Сто дней реформ» подчеркивали отсталость Китая в сфере образования и выступили за вестернизацию страны как путь преодоления отсталости. Реформирование образования было направлено на формирование человека нового типа: создавались учебные заведение нового образца, были отменены восьмичленные сочинения-рассуждения в системе государственных экзаменов, создавались программы обучения за рубежом, в школах начали изучать науки и технологии западных стран. Ключевую роль в период проведения реформ сыграли китайские мыслители Кан Ю-вей и Лян Цичао. Хотя реформы потерпели неудачу, они оказали значительное влияние на дальнейшее состояние образования в Китае.

Ключевые слова: феодальная система образования, вестернизация Китая, «Сто дней реформ», Кан Ю-вей.

«CHINESE KNOWLEDGE IS ESSENSE, WESTERN KNOWLEDGE IS A TOOL» OR THE REFORM MOVEMENTS IN THE EDUCATION SYSTEM IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

M. P. Samoilova, M. V. Mittseva

Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603155 Nizhny Novgorod, Russia

H Samoilova Maria - [email protected]

The article examines the key events in development of traditional Chinese education system in the second half of the 19th century. This period characterized by deep systemic crisis of this time, the search for ways to develop country, awareness of the need to reform the country's education system. Leaders of the reform movement «Hundred Days' Reform» stressed the underdeveloped state of the country's education system and supported westernization of country. During «Hundred Days' Reform» numerous decrees were issued, which were aimed at establishing a new type of human being: the establishment of new type educational institutions, the repeal of eight-legged essay in the system of State examinations, the establishment of study abroad programs, the studying of foreign science and technologies. One of the outstanding reformers were Kang Youwei and Liang Qichao. Although the reforms have failed, they have a significant impact on the development of country's system.

Keywords: the feudal education system, westernization of China, «Hundred Days' Reform», Kang Youwei.

В период правления маньчжурской династии Цин (16441911) в Китае система образования сохранилась в том же состояние, как и в годы правления династии Мин. Это была централизованная система образования, состоящая из правительственных и частных школ. Одна из основ китайской системы образования была экзаменационная система (кэцзюй 4^). Предполагалось, что лишь талантливые и способные кандидаты, сдав столь сложный экзамен, смогут получить государственную должность. Также для представителей маньчжурской знати в качестве формы аттестации на экзаменах-кецзюй были введены сочинения-рассуждения (багувень ЛШ^ - «восьмичленное сочинение»), при написании которого требовалось строгое соблюдение шаблонного схоластического стиля.

Система государственных экзаменов-кецзюй была громоздкой и сложной. Она состояла из трех последовательных ступеней: уездные, провинциальные и столичные экзамены. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены получали соответствующую степень: первая ступень - степень «Сюцай» - «расцветающий талант», вторая степень - «Цзюйжэнь» - «представляемый человек» и третья сте-

пень, которая открывала путь к бюрократической карьере [1, с. 24-27]. Данная система экзаменов была эгалитарной, к экзаменам допускались мужчины вне зависимости от статуса в обществе. Для успешной сдачи экзаменов требовалось владение литературный языком веньянь и тщательное изучение конфуцианских канонов, например, в таких произведениях как «Чет-верокнижие» и «Пять канонов» [2, с. 816]. Поэтому во многом именно благодаря системе кецзюй конфуцианство оставалось фундаментом китайской культуры. Традиционная китайская система образования, включающая в себя практику государственных экзаменов, просуществовала вплоть до 1905 года.

Важным этапом в формирование единой государственной системы образования стал период после поражения Китая во II Опиумной войне. В результате подписания ряда неравноправных договоров, Китай ослабил свою позицию как независимое государство. В виду с этим некоторые политики и патриотически настроенные интеллигенты выступали за изучение западных наук, изучение опыта современного западного образования и подготовку специалистов для работы в сфере иностранных дел. Некоторые деятели образования были сильно обеспокоены коррумпированностью и некомпетентностью правительства, выступали

Pedagogy and Psychology | Juvenis scientia 2017 № 9

27

за реализацию более прогрессивной капиталистической системы, вестернизацию Китая и проведение реформ в сфере образования. Одними из первых интеллигентов, которые выступали за использование опыта западного образования, были Гун Цзицзэнь (1792-1841), Вей Юань (1794-1857) и Линь Цзэской (1785-1850). Эти деятели смело критиковали феодальную систему образования, в которой использовалась система экзаменов багувень для отбора талантливых кандидатов на правительственные должности, они также выступали за создание учебных заведений нового типа и разработку программ, позволяющих обучаться за рубежом. Именно их вклад оказал большое влияния на развитие системы образования по пути реформ во второй половине XIX века.

К середине XIX века уже проявляются первые ростки современного образования. Так, например, в 1862 году в столице Китая было основано учебное заведение лингвистического типа «Тунвэньгуань» - «школа общих языков». Корабельная школа в провинции Фуцзянь, Шанхайская механическая школа, две морские академии в Кантоне и Тяньцзине, были созданы для усиления военной подготовки. Этот ряд учебных заведений нового типа пробил брешь в традиционной системе образования Китая [3, с. 206-207]. Политика получения образования за рубежом также показывает свои первые результаты: Чжан Тянью, известный китайский инженер по строительству железных дорог, стал одним из первых, отправленных для обучения в Соединенные Штаты Америки (США) в целях изучения передовых наук и технологий.

Ряд реформаторов, которые выступали за улучшение жизни страны во многих ее сферах, от улучшения качества образования до строительства новых железных дорог, создали политическое движение под названием «Сто дней реформ» (1898). Скудное образование, отсталая технология, схоластическая неоконфуцианская доктрина, по мнению реформаторов, являлось одной из причин слабости Китая. Основной целью проведения реформ в системе образования было поставить Китай в один ряд с развитыми западными государствами. Для этого деятели реформ выступали с предложениями о создание новых школ, перевод и публикация западных книг, обращение к научному опыту европейских стран, а также пропаганда научных обществ, новых вооруженных сил и введение передовых западных наук в систему образования.

Движение за реформы прежде всего связано с именем китайского мыслителя Кан Ю-вея (1858-1927). Все его реформы были тем или иным образом направлены против феодальной традиционной системы образования. Кан Ю-вей подчеркивал, что система государственных экзаменов багувень является пустой и ненужной, а написание восьмичленного сочинения вовсе стоит отменить. Он часто ссылался на успехи быстрого развития Японии и ряда других западных стран и подчёркивал тем самым необходимость реформирования системы образования Китая. И после нескольких визитов Кан Ю-вея к императору правящей династии Цин, произошли первые позитивные изменения существующего порядка в стране: были отменены экзаменационные восьмичленные сочинения. Кан Ю-вей был не только выдающимся китайским мыслителем XIX века, но также и педагогом, который использовал в своей педагогической методике опыт западного образования. Китайский реформатор был основателем учебного заведения «Ваныпу сюэтан» (Универсальная техническая школа), где Кан Ю-вей сам же и преподавал китайские и западные науки [4, 425-426]. Буржуазные реформисты хоть и обращались к западному опыту, но вовсе не хотели ломать традиционную культуру, поэтому они выступали за сохранение конфуцианских канонов, изучение конфуцианской философии и все что с ней связано.

Еще одним из видных представителей реформаторского

движения был ученик Кан Ю-вея Лян Цичао. Он также, как и его учитель критиковал феодальную систему образования, выступал за равенство мужчин и женщин и был сторонником женского образования. Цель обучения он видел в том, чтобы воспитать талантливое молодое поколение, которое должно стать символом новой морали, национальной идеологии и духом новой эпохи. Лян Цичао был сторонником методов обучения молодежи западных стран, поэтому, как и Кан Ю-вей, на ряду с общими китайскими дисциплинами в школах, он преподавал западные науки. Он также являлся одним из основателей учебного заведения «Шиу сюэтан» (Школа современных дел) [5].

Среди сторонников реформ в области образования был император Цинской династии Гуан Сюэ. Именно он издал указ, отменяющий восьмичленные сочинения-рассуждения. Император высказывался в пользу расширения учебных заведений, введение в систему образования западных дисциплин и выступал за направление выдающийся молодежи для обучения за рубеж. Однако, все указы о проведение вышесказанных реформ были встречены в штыки со стороны феодальной знати в лице императрицы Цы Си.

Кан Ю-вей был дальновидным политиком и понимал, что для проведение дальнейших реформ нужна устойчивая социальная база, которую он искал в лице модернизированной китайской армии. Однако, надежды реформатора не оправдались, значительная часть армии была сторонниками сохранения традиций. Попытка совершить военный переворот провалилась. Узнав о заговоре, императрица Цы Си приказала арестовать императора Гуан Сюэ и лидеров реформаторского движения. Без суда и следствий Кан Ю-вей и все его сторонники были казнены [6, 238-239].

Итак, Цы Си отменила большинство реформ, остановила работу школ, изучавших западные науки, восстановила систему экзаменов по стилю багувень и вновь ввела старую систему военных экзаменов. Были закрыты все печатные издания, которые выпускали работы Кан Ю-вея и других реформаторов. Однако нарастающее народное недовольство заставило Цы Си прекратить жестокое гонение на сторонников реформ. И так в декабре 1898 года был открыт Пекинский университет, задуманный еще ранее Кан Ю-веем.

В целом можно отметить, что накопленный в Китае богатый и самобытный опыт воспитания и обучения, оказал значительное влияние на последующие реформы школы и педагогики. И хотя движение за реформы 1898 года окончились неудачей, прекращение реформаторского движения вскоре привело страну к новому серьезному потрясению, которым стало Ихетуаньское восстание 1890 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/ М., 2009. С. 24-27

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. С. 816

3. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 206-207

4. Васильев Л.С. История Востока. Том I. М.: Высш. шк., 1994. С. 425-426

5. Взгляд на сто лет назад на историю высшего образования в Китае // URL: http://www.china.org.cn/chinese/archive/201022.htm

6. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в концеXIXв. М., 1980. С. 238-239.

Поступила в редакцию 22.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.