Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ'

КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / СТУДЕНТЫ / КИТАЙ / РОССИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / HIGH SCHOOL / STUDENTS / CHINA / RUSSIA / INTERNATIONAL COOPERATION / EDUCATION EXPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чэнь Ваньлэй

В статье освещены основные этапы истории сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования. Освещая проблему обучения китайских студентов в России, основное внимание автор уделяет процессам, протекавшим в 1990-2010-е годы. Отмечая рост конкурентоспособности российской национальной системы высшего образования на мировой арене, а также общее увеличение контингентов студентов из Китая в российских вузах в 2000-е годы, автор анализирует основные факторы, оказывающие влияние на повышение уровня академической мобильности граждан КНР в России. На основе изучения статистических данных и сопоставления российского опыта с практикой наиболее развитых стран мира, обоснован вывод о недостаточности достигнутых результатов и большом потенциале развития двусторонних отношений в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE STUDENTS IN RUSSIA: A HISTORICAL RETROSPECTIVE AND MODERN CONDITION OF THE PROBLEM

In the article highlights the main stages of the history of cooperation between Russia and China in the field of higher education. Covering the problem of training Chinese students in Russia, the author focuses on the processes that took place in the 1990-2010-ies. Noting the growing competitiveness of the Russian national system of higher education on the world stage, as well as the general increase in the number of students from China to Russian universities in the 2000-ies, the author analyzes the main factors that influence the increase in the academic mobility of Chinese citizens in Russia. Based on the study of statistical data and comparison of the Russian experience with the practice of the most developed countries of the world, the conclusion is grounded on the insufficiency of the achieved results and the great potential for the development of bilateral relations in the researching area.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2008.- T.4. - №2 3.

14. ZHuchenko V.S. Sovremennye formy vozrozhdeniya nacistskih idej v molodezhnoj srede: ot ulichnogo prostranstva do seti Internet // Nauchno-prakticheskie issledovaniya. - 2018. - №2 6 (15). - S.16.

15. Baeva L.V. // Obzor NCPTI Izdatel'stvo: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe nauchnoe uchrezhdenie "Nauchno-issledovatel'skij institut "Specializirovannye vychislitel'nye ustrojstva zashchity i avtomatika"(Rostov-na-Donu). - 2014. - №5. - S.78.

16. https://polit.info/209580-kak-russkie-natsistyi-obosnovalis-na-ostankah-ukrainyi

17. Mal'cev M. Okolofutbol'nyj «Pravyj sektor» Rossii Otkuda u russkih ul'tras promajdannye nastroeniya? // Voprosy nacionalizma. - 2015. - N°2.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, проректор по развитию Института языков и культур им. Льва Толстого; профессор кафедры социальных дисциплин, истории и культурного наследия АСОУ. DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor, Pro-Rector for Development of the Institute of Languages and Cultures named after Lev Tolstoy; Professor of the Department of Social Sciences, History and Cultural Heritage ASOU (davidov@mail.ru).

УДК 937 (092)

ЧЭНЬ ВАНЬЛЭЙ

КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: высшая школа, студенты, Китай, Россия, международное сотрудничество, экспорт образования.

В статье освещены основные этапы истории сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования. Освещая проблему обучения китайских студентов в России, основное внимание автор уделяет процессам, протекавшим в 1990-2010-е годы. Отмечая рост конкурентоспособности российской национальной системы высшего образования на мировой арене, а также общее увеличение контингентов студентов из Китая в российских вузах в 2000-е годы, автор анализирует основные факторы, оказывающие влияние на повышение уровня академической мобильности граждан КНР в России. На основе изучения статистических данных и сопоставления российского опыта с практикой наиболее развитых стран мира, обоснован вывод о недостаточности достигнутых результатов и большом потенциале развития двусторонних отношений в исследуемой сфере.

CHEN WANLEI

CHINESE STUDENTS IN RUSSIA: A HISTORICAL RETROSPECTIVE AND MODERN CONDITION OF THE PROBLEM

Keywords: high school, students, China, Russia, international cooperation, education exports.

In the article highlights the main stages of the history of cooperation between Russia and China in the field of higher education. Covering the problem of training Chinese students in Russia, the author focuses on the processes that took place in the 1990-2010-ies. Noting the growing competitiveness of the Russian national system of higher education on the world stage, as well as the general increase in the number of students from China to Russian universities in the 2000-ies, the author analyzes the main factors that influence the increase in the academic mobility of Chinese citizens in Russia. Based on the study of statistical data and comparison of the Russian experience with the practice of the most developed countries of the world, the conclusion is grounded on the insufficiency of the achieved results and the great potential for the development of bilateral relations in the researching area.

В настоящее время большинство стран мира строят свои программы развития системы высшего образования на основе последовательного повышения уровня их конкурентоспособности на международной арене. Одним из важных пунктов такой работы является увеличения доли иностранных студентов в общей численности контингента обучающихся. Для Российской Федерации с момента ее образования как независимого государства такими иностранными студентами в большинстве случаев являлись граждане сопредельных государств - бывших республик СССР. Однако по мере развития страны все большую и большую долю в указанных контингентах стали занимать граждане КНР. С практически нулевой отметки в начале 1990-х годов, к середине 2000-х гг. их удельный вес вырос до 15%, после чего, на фоне некоторого замедления темпов роста, достиг к настоящему времени примерно 20%.

Следует отметить, что Россия имеет сегодня немалые резервы для дальнейшего увеличения контингентов студентов из КНР. Если в большинстве стран из числа бывших республик СССР в последнее десятилетие наблюдаются значительные затруднения с платежеспособностью населения, идет сокращение в доходах, как минимум в долларовом

эквиваленте, причем иногда в несколько раз, то в эти же годы, у граждан КНР благосостояние существенно выросло, как в долларовом эквиваленте, так и в национальной валюте. После двухразовой девальвации рубля в декабре 2014 года цены на высшее образование для иностранных граждан увеличились незначительно, однако имевшийся прирост численности студентов из КНР - с 20 до 28 тысяч - мог бы быть и более существенным. Успешные практики в этом вопросе (к примеру, США), о которых будет сказано ниже, говорят именно об этом.

Причины данного явления, среди прочего, можно попробовать найти и в истории развития данной практики. Именно этим объясняется актуальность настоящего исследования.

Имеющиеся работы по истории обучения граждан Китая в российских (в т.ч. в советских) высших учебных заведениях восходят практически к эпохе Петра I [1]. Несмотря на то, что в настоящее время имеется целый ряд работ, посвященных эпохе нэпа, в частности, деятельности в 1925-1930 гг. в Москве Университета имени Сунь Ятсена [2], в котором проходили обучение будущие первые лица Китая как в эпоху Гоминьдана, так и в современный период управления страной КПК, все же наиболее значительные потоки китайских студентов в Россию (СССР) пришлись на 1950-е годы [3]. Начиная с 1949 года, в силу известных исторических причин, политическое, социально-экономическое и социокультурное развитие Китая стало ориентироваться на лучшие практики северного соседа в лице Советского Союза. Среди прочего, новое руководство Китая поставило перед собой и страной задачу реформирования системы высшего образования по той модели, которая в тот момент практиковалась в СССР.

Здесь стоит коротко остановиться на описании этой модели высшего образования России и ее эволюции.

В дореволюционной России и Китае, как и в развитых странах Запада (откуда эти практики и пришли в эти две соседние страны в серединах XVIII и XIX вв. соответственно) образовательные модели хоть и несколько отличались, но в целом строились по принципу трех ступеней [4]. Здесь, на первой ступени, на уровне бакалавриата, обучающемуся давались лучшие обобщающие практики в сфере гуманитарных или прикладных знаний, на второй ступени - вместо обобщающих практик давались конкретизированные знания для последующей работы в научной и преподавательской сферах, наконец третья ступень -докторантура, в целом как таковой ступенью образования можно было признать лишь опосредованно, здесь обучающийся по сути самостоятельно (в идеале за рубежом в странах Запада) делал научный труд, который вводил его в совсем малую когорту научных светил страны. Причем данную работу этот ученый в большинстве случаев производил в рамках того или иного университета, впрочем, в России к тому времени имелась и достаточно сильная выделенная структура в виде Академии наук.

Сразу после прихода к власти в России в 1917 году ВКП(б) началось глубокое реформирование системы высшего образования. Ее итоговая версия в СССР сложилась к началу 1930-х гг., и в таком варианте, по существу, просуществовала до 1991 года. При этом многие элементы данной системы присутствуют в России и ряде бывших республик СССР и в наши дни [5].

Суть этой модели, состояла в подготовке специалистов для отраслей экономики на уровне специалитета. В его рамках обучающемуся давались лучшие обобщающие практики в сфере гуманитарных и прикладных знаний в конкретной отрасли, в том числе с практикой на местах. На выходе обучающийся был почти полностью подготовленным специалистом для предприятий конкретного сектора экономики и общественной жизни. При этом ему практически не нужно было серьезно доучиваться на месте. Данная система образования, частично взятая с прусской модели, показала свою высокую эффективность годы первых пятилеток и, в целом, весьма позитивно была принята как обществом, так и новым профессорско-преподавательским составом страны. Своеобразной второй ступенью специалистов высшей квалификации (ученых) была аспирантура. Полагаем возможным

выделить две ее основных формы. Первая - вузовская - готовила научных сотрудников для вузовской среды и отраслевой науки. Причем здесь делался значительный акцент на педагогической составляющей [6]. Второй вариант - аспирантуры академических институтов АН СССР (профильных академий). Здесь, наоборот, педагогическая практика фактически отсутствовала, зато на передний план выходила чисто научная работа (в лабораториях, экспедициях и пр.), в том числе с выездом непосредственно на производство. Конечно, ведущие вузы СССР (МГУ, ЛГУ и др.) имели сильный научный потенциал, сравнимый с академическим, однако сути дела это не меняло. Наконец, своего рода «третья ступень» - докторантура, имела схожесть с дореволюционной (кстати, и в ряде стран Запада эта ступень была разбита на 2 подуровня - Ph.D. - доктор философии и Dr. - докторантура по специализации), хотя имела и существенные отличия, в связи с чем возникал и продолжает возникать вопрос о сравнимости по статусности западных степеней Ph.D. и Dr. с российскими степенями кандидата и доктора наук [7].

После окончания Гражданской войны и возникновения КНР, обескровленное многолетними войнами китайское государство обратилось к своему ближайшему союзнику - СССР за помощью в деле возрождения страны, в том числе и в сфере реформирования национальной системы высшего образования. Данная помощь была обеспечена Советским Союзом. Причем для более полноценной и эффективной реализации программы реформ потребовалось обучение китайских кадров непосредственно в СССР. Поэтому с начала 1950-х гг. высшие учебных заведения Советского Союза начали прием для обучения граждан КНР. Для Китайской Народной Республики это имело большое значение. Стоит отметить, что первый набор в 375 граждан КНР был далеко не рядовым событием и для СССР, где в то время общий набор иностранных студентов не достигал 6 тысяч. Соответственно уже первый набор китайцев составил 6,5% от общего числа обучающихся [8]. В дальнейшем объемы сотрудничества двух стран в сфере высшего образования неуклонно росли. В частности, рамочные соглашения и рабочие договоры о взаимодействии были подписаны в 1950-е годы 66 университетами КНР и 85 вузами СССР, а общее количество совместных проектов превысило 120. В 1950-е годы в Советском Союзе получили образование множество по-настоящему выдающихся деятелей Китая. Среди них можно выделить Сун Цзяня, работавшего в последствии Председателем комитета по науке и технике и заместителем премьера КНР, Ди Юаня - бывшего министра космической промышленности КНР и т.д. [9].

Созданию благоприятной ситуации в данной сфере способствовало и открытие в тот период в каждой школе северо-восточных провинций Китая курсов русского языка, а также аналогичных курсов в 57 вузах по всей стране.

К сожалению, политические события рубежа 1950-60-х гг. крайне негативно сказались на отношениях КНР и СССР, что неизбежно отразилось и на сфере высшего образования. Если количество студентов из КНР к 1960 году в СССР достигло почти тысячи человек, то начиная с 1962 г. и вплоть до конца 1980-х таких студентов не стало вовсе. В начале 1960-х годов студенты из КНР отправлялись на Родину экстренно, причем многие из них были лишены возможности завершить курс обучения [10].

Одновременно менялась ситуация и в самом Китае, где, в связи с разрывом отношений с СССР, началась новая реформа системы высшего образования. Причем советская модель, по существу, была признана реакционной. В Китае, как и в молодой Советской Республике в начале 20-х годов ХХ века, пошли по пути проб и ошибок - через радикальное разрушение старых методологий и поиск эффективной коммунистической системы высшего образования с китайской спецификой. В Советской России этот поиск занял порядка 10-ти лет с созданием, в итоге, своей уникальной модели системы высшего образования, которая не в полной мере ликвидирована и в настоящее время. В Китайской Народной Республике такие поиски составили почти 15 лет, но в итоге было принято решение о фактическом возврате к «общемировой модели» с наличием бакалавриата, магистратуры (в Китае - аспирантура) и докторантурой (Ph.D.). Впрочем, несмотря на это,

большая часть университетов в Китае продолжает иметь отраслевую специфику, как когда-то было в СССР, то есть с сильной производственной практикой. Академия Наук КНР также является достаточно сильным в научном плане органом, хоть и в жесткой конкуренции с ведущими вузами страны, такими как Пекинский, Фуданьский, Нанкинский университеты и ряд других [11].

Естественно эта система, как и система тотального изучения в средних школах Китая английского языка как иностранного (подобно русскому в 1950-х гг.) привела к тому, что лучшие абитуриенты КНР в рамках программ международной академической мобильности с конца 1970-х гг. стремились к получению высшего образования именно в англоязычных странах. Конечно, после политической стабилизации отношений КНР и СССР в конце 1980-х гг. и особенно после 1991 г., студенты из Китая вновь стали обучаться в российских вузах. Однако теперь получение образования в России, в отличие, к примеру, от американского, для граждан КНР, в принципе, не было по-настоящему статусным [12].

Динамика по первым годам десятилетий в этом вопросе представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика численности граждан Китая в ВУЗах СССР-России в период 1950-2019 гг.

Год Тыс. чел. год Тыс. чел.

1950/51 0,4 1990/91 1,3

1960/61 0,9 2000/01 6,1

1970/71 0,0 2010/01 16,6

1980/81 0,0 2018/19 28,8

В целом, стороны довольно последовательно работали над вопросами обучения граждан КНР в российских вузах. За прошедшие десятилетия КНР подписала с новой Россией немало межгосударственных соглашений и договоров, регулирующих отмеченную сферу. На их основе заключен целый ряд межвузовских соглашений, в первую очередь, с университетами и институтами Москвы, Санкт-Петербурга, городов Дальнего Востока России. В последнее время все чаще такие договоры заключаются и с университетами других регионов России (Тюмень, Киров, Казань, Ростов-на-Дону и пр.). Определенный вклад в развитие данных отношений вносят также государственные, общественные, некоммерческие и частные организации, деятельность которых способствует росту численности контингента студентов из КНР в вузах России. Среди такого рода российских организаций следует особо выделить Россотрудничество [13].

В России также активно действуют ряд китайских учреждений, содействующих образовательному и гуманитарному сотрудничеству. Наиболее значительную роль здесь играют Китайский культурный центр, Китайско-Российская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, Общество китайско-российской дружбы. Определенный эффект для углубления сотрудничества играет и грантовая тематика.

Впрочем, здесь имеется еще очень большой потенциал для расширения сотрудничества, как со стороны фондов развития образования в КНР, как отправляющей стороны, так и России - как стороны принимающей. В этой связи обращает на себя внимание тот неприятный факт, что если в конце 80-х гг. ХХ века в средних школах Китая обучались русскому языку до 300 тысяч человек, то сейчас это число существенно сократилось. Причем в основном интерес к изучению русского языка сохранился в северовосточных провинциях. В университетах КНР сегодня учатся порядка 56 тыс. студентов, изучающих русский язык в качестве основного иностранного, причем только 20 тыс. из них - студенты не филологического профиля. Очевидно, что, хотя потенциал для развития китайско-российского сотрудничества в сфере высшего образования объективно является весьма значительным, реальные достижения в данной сфере остаются весьма скромными.

Среди практик последних лет, в области совместной кооперации по подготовке будущих абитуриентов для вузов России из числа граждан КНР - студентов вузов Китая, стоит отметить программы двойных дипломов, организованные в КНР МГУ, МП1 У,

МГИК в таких городах как Шэньчжэнь (Гуандун), Вейнань (Шэньси), Яньчэн (Цзянсу), Тяньцзинь. В частности, особенно важным представляется совместный проект, реализуемый МГУ им. М.В. Ломоносова и Пекинским политехническим институтом в городе Шэньчжэнь. Он был запущен в 2014 году, а уже в сентябре 2017 года напутствие первокурсникам давал В.В. Путин. С сентября 2019 года студенты этого университета переедут в новый Главный корпус, почти полностью архитектурно похожий на Главный корпус МГУ в Москве.

Если обратиться к вопросу эволюции численности и географического состава иностранных обучающих в России в сопоставлении с гражданами КНР, то ситуация выглядит следующим образом. К 2004 году выйдя на отметку в 15% доли обучающихся среди иностранных студентов, граждане КНР оставались примерно на таком же уровне и в последующие годы. Учитывая, что после 1991 года, когда началась значительная миграция жителей бывших республик СССР в Российскую Федерацию наблюдался соответствующий аналогичный рост из этих республик в вузы России, при одновременном радикальном снижении почти до нуля численности имевшихся ранее студентов из стран Восточной Европы и иных стран бывшего социалистического лагеря. В итоге, на фоне роста численности иностранных студентов в вузах России в 1990-2015 гг. с 89 (в СССР -126,5) до 181 тысячи, количество студентов из КНР увеличилось с 1,3 до 23 тысяч.

Таблица 2

Динамика изменения численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РФ с 1990 по 2015 гг. Год тыс. Год тыс. Год тыс. Год тыс.

__чел___чел___чел___чел

1990/91__89__2003/04__67__2007/08__102__2011/12__126

2000/01 53 2004/05 82 2010/11 118 2014/15 181

Очевидно, что после взрывного роста интереса к обучению в России на рубеже 1980/1990-х гг., в «лихие 1990-е» он резко снизился, и вновь начал набирать силу в 2000-х, при особенно значительном росте в 2010-х гг. Вместе с тем, несмотря на определенные успехи, сегодня сложно говорить о новом качестве отношений, особенно на фоне других стран мира, особенно США (рис. 1).

China studies America,, and viceversa

Where America's foreign students come from

2009/10, % of total

China 18.5

U5 college and university enrollments to study Chinese

'000 70

1558 59 Sources; Insti

60 61 63 65 68 74 77 80 34 86 tute of Interns tío и a I Education; Modem Lsnaiiagii Association

Рис. 1. Динамика численности студентов из Китая в США (1958-2009).

Приведенные данные показывают значительный интерес вузов США к работе с контингентами китайских студентов, который особенно заметен в 2000-е гг. (рис 2) (кстати, помимо студентов из КНР, большая доля там принадлежит индийским студентам, общее количество которых в России близко к 0).

Число студентов из Китая обучаюпщзся е США (тыс. чел.)

Рис. 2 Динамика численности студентов из Китая в период 2005-16 гг.

Таким образом, в России за 2005-2016 гг. произошел прирост студентов из Китая с 12,5 до 22 тысяч, тогда как в США 63 до 329 тысяч, соответственно. То есть рост этого показателя в России составил 1,76 раз, тогда как в США - 5,22.

В этой связи, следует согласиться с теми экспертами в области экспорта образования, которые считают, что Российская Федерация, с советских времен обладая неплохим по мировым стандартам качеством образования и сравнительно низкой стоимостью обучения (особенно после декабря 2014 г.), принимает на учебу слишком малое количество иностранцев (около 3% студентов, получающих образование за рубежом).

Конечно, среди причин относительно скромных показателей обучения китайских студентов в России нужно выделить то, что контингент лиц, выбирающих в качестве места получения образования США существенно выше в силу 100% изучения школьниками средних школ Китая английского языка, но все-таки, вглядываясь в эти цифры, можно с уверенностью констатировать, что причины видимо не только в этом.

С советских времен самыми популярными для иностранных граждан специальностями в РСФСР, а потом и в РФ, остаются инженерно-технические, однако их доля значительно снизилась - с 50 до 20%, при одновременном росте количества изучения медицинских и экономических специальностей. Для граждан КНР в последние годы наравне, с филологическими специальностям, в России начали пользоваться специальности в области культурологии.

Сформулированная в январе 2019 года Министром образования и науки России М.М. Котюковым программа международного развития на ближайшие 5 лет в России с увеличением нынешних 130 тысяч иностранных студентов до 300 тысяч, по нашему мнению, вполне реализуема, конечно при активном участии в этом самого Министерства, в том числе и по направлению студентов из Китая. Очевидным преимуществом Российской Федерации, в сравнении с многими развитыми странами, до сих пор является незначительная стоимость обучения (после девальвации рубля в декабре 2014 года для иностранных граждан эта стоимость в долларовом эквиваленте сократилась в 1,5-2 раза).

Одной из программ, способствующей реализации поставленной задачи, является также рассчитанная на 15 тысяч граждан иностранных государств Программа предоставления бесплатных квот на обучение, в которой участвуют более 400 вузов России. Конкурс на такие программы уже сегодня превышает 4 человека на место, а значит имеется значительный потенциал к расширению этих программ. По нашему мнению, их можно увеличить, как минимум, вдвое. Для сравнения, в 2015/16 учебном году в КНР 10% всех иностранцев обучались за счет стипендиальных программ Правительства КНР. Общая численность их превышала 40 тыс. человек, причем планируется дальнейшее увеличение этих контингентов. Отметим, что данные грантовые стипендиальные программы включают

166

в себя возмещение не только полной стоимости обучения, но и проживания (нередко в формате гостиничного типа 3-4 звезд), а также расходов на питание, транспорт и медицинскую страховку. При этом участники программы распределяются на конкурентной основе по вузам, для которых прием иностранцев рассматривается как продвижение их бренда на мировой арене.

Обращаясь к современной российской практике, мы видим, что ценообразование на внебюджные направления и специальности подготовки в вузах варьируются в зависимости от регионов и направлений подготовки (наиболее дорогостоящими являются экономические и юридические). Для сравнения, по данным 2015/16 учебного года стоимость обучения на технических специальностях составляла в среднем 105 тыс. руб. за курс, тогда как на экономических - 200 тыс. руб. Наиболее дорогим было обучение в трех московских университетах - МГУ, МГИМО и ВШЭ (до 400 тыс. руб.). Но поскольку для абитуриентов из Китая и их семей эта сумма, в сравнении со стоимостью обучения в университетах Китая, особенно ведущих, сегодня не является слишком высокой, многие граждане КНР выбирают обучение в главном университете России - Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

После МГУ, где в последние годы обучаются уже почти 2 тыс. студентов из Китая, на втором месте находится Санкт-Петербургский государственный университет, на третьем - Дальневосточный федеральный университет. При этом сегодня ДВФУ может привлекать студентов из КНР не только территориальной близостью к Китаю, но и высококачественным кампусом университета на острове Русский. Приграничные университеты других центров Дальнего Востока также имеют многолетний опыт по работе с китайскими студентами, в первую очередь из приграничных провинций (Цзилинь (Гирин), Хэйлунцзян и Ляонин) [14]. В настоящее время, когда в северных провинциях Китая реализуется масштабная программа модернизации и существенно растет благосостояние населения, по мнению автора, возможно существенное увеличение притока студентов в российские вузы, конечно, если для этого будет создана соответствующая инфраструктура (учебная база, места в общежитиях и т.д.).

Следует также учитывать, что за последние 65 лет предпочтения студентов из Китая в выборе изучаемых в России специальностей значительно изменились [15] (рис. 3).

Медицина

Экономика, финансы

Русский язык

Инженернотехнические специальности

3.60% 4.50% В.40%

27%

6.1о

20%

3.

20%

24% 30%

12%

11.70%

69%

2014-2015 гг. 2005-2010гг. 1952-1958 гг.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 3. Изменение структуры специальностей, изучаемых в России гражданами КНР в 1952, 2005, 2014 гг.

С начала 2000-х годов лидирующие позиции по популярности среди абитуриентов из

КНР занимала филология. Вместе с тем, к 2014 г. на 1 место вышли специальности экономического профиля. В 2014 году уже более четверти студентов из КНР в вузах России изучали экономику, менеджмент и финансы (примерно столько же филологию).

В завершение стоит отметить, что Россия и Китай обладают значительным потенциалом дальнейшего наращивания сотрудничества в сфере высшего образования [16]. В отмеченной сфере в наличии такие преимущества, как многолетний опыт партнерства уходящий корнями в 50-е гг. ХХ века; в целом, адекватная законодательная база; поддержка руководителей стран; растущие заинтересованность и платежеспособность граждан КНР, желающих получать образование в России. В то же время, как показывают данные статистики, российско-китайское сотрудничество в области обучения студентов из КНР в вузах России пока еще является ограниченным и имеет значительный потенциал роста. Имея четкие программы и изучая спрос на специалистов в КНР, Китай и Россия могут гораздо эффективнее удовлетворять спрос студентов из КНР на учебу в России.

Литература и источники

1. Чэнь В. Проблемы преподавания русского языка в Китае на современном этапе // Право и практика. - 2017. - № 4. - С. 287-295.

2. Шэн Юэ. Университет имени Супь Ятсепа в Mоскве и китайская революция. Воспоминания. - M.: ИВ РАН, 2009. - 320 с.

3. Дружба навеки: Очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной республики (1949-1960 гг.) // Отв. ред. И.В. Турицып. M: НИИ ИЭП, 2018. - 250 с.

4. Гурулева Т.Л. Система образования Китайской Народной Республики и российско-китайское образовательное сотрудничество: монография. - M.: ВКН, 2018. - 461 с.

5. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы россии и китая: состояние и проблемы реализации// Высшее образование в России. - 2018. - № 12. - С. 93-103.

6. Мартынова М.А., Юн Л.Г. К поиску путей адаптации китайских студентов к российским условиям обучения в рамках совместных программ (лингвосоциокультурный аспект)// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2019. - № 1. - С. 126-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сяося Л. Использование родной культуры в обучении русскому языку китайских студентов// Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - №2(16). - С. 125-130.

8. Кошелева Е.Ю., Самофалова Е.И., Пак И.Я., Шевель Е.А., Ишутина И.А. Mиграционные установки китайских студентов// Mеждународный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 6. - С. 14-16.

9. Березуцкий В.И. Особенности адаптации китайских студентов, обучающихся па русском языке // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. - 2016. - № 1(15). - С. 30-32.

10. Кошелева Е.Ю. Образовательная миграция китайских студентов в вузы томска: результаты и перспективы реализации научных проектов РГНФ - РФФИ в 2010-2020 гг.// Вестник Российского фопда фундаментальных исследований. - 2018. - № 4 (100). - С. 11-14.

11. Kosheleva E.Y., Samofalova E.I., Holtman C., Kopotilova Y.E. Chinese students in Russia: causes of migration and basic educational behavioral tenets// Procedía - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Т. 215. - С. 38-42.

12. В России зафиксирован существенный прирост количества китайских студентов// Ректор ВУЗа. - 2019. - № 2. - С. 4849.

13. Соколова Г.Е. Специфические вопросы преподавания русского языка в китайской аудитории// Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2019. - Т. 8. - №1. - С. 56-59.

14. Антропова М.Ю., Машкина О.А. Новые тенденции в изучении русского языка в вузах Китая// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2019. - № 1. - С. 90-99.

15. Любская К.А. Экономические аспекты сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования с 2010 года. Дисс. ... канд. экоп. паук. - M., 2018. - 165 с

16. Топтыгина А.В. Китайские студенты в России// Традиционная и инновационная паука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Mеждународной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2018. - С. 214.

References and Sources

1. Chehn' V. Problemy prepodavaniya russkogo yazyka v Kitae na sovremennom ehtape // Pravo i praktika. - 2017. - № 4. - S. 287-295.

2. Shehn YUeh. Universitet imeni Sun' YAtsena v Moskve i kitajskaya revolyuciya. Vospominaniya. - M.: IV RAN, 2009. - 320 s.

3. Druzhba naveki: Ocherki istorii sotrudnichestva Sovetskogo Soyuza i Kitajskoj Narodnoj respubliki (1949-1960 gg.) // Otv. red. I.V. Turicyn. M: NIIIEHP, 2018. - 250 s.

4. Guruleva T.L. Sistema obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki i rossijsko-kitajskoe obrazovatel'noe sotrudnichestvo: monografiya. - M.: VKN, 2018. - 461 s.

5. Guruleva T.L. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy rossii i kitaya: sostoyanie i problemy realizacii// Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2018. -№ 12.- S. 93-103.

6. Martynova M.A., YUn L.G. K poisku putej adaptacii kitajskih studentov k rossijskim usloviyam obucheniya v ramkah sovmestnyh programm (lingvosociokul'turnyj aspekt)// Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: CHelovek v sovremennom mire. - 2019. - № 1. - S. 126-133.

7. Syaosya L. Ispol'zovanie rodnoj kul'tury v obuchenii russkomu yazyku kitajskih studentov// Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. - 2017. -№2(16). - S. 125-130.

8. Kosheleva E.YU., Samofalova E.I., Pak I.YA., SHevel' E.A., Ishutina I.A. Migracionnye ustanovki kitajskih studentov// Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. - 2015. - № 6. - S.14-16.

9. Berezuckij V.I. Osobennosti adaptacii kitajskih studentov, obuchayushchihsya na russkom yazyke // Vestnik Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin. - 2016. - № 1(15). - S. 30-32.

10. Kosheleva E.YU. Obrazovatel'naya migraciya kitajskih studentov v vuzy tomska: rezul'taty i perspektivy realizacii nauchnyh proektov RGNF -

RFFI v 2010-2020 gg.// Vestnik Rossijskogo fonda fundamental'nyh issledovanij. - 2018. - № 4 (100). - S. 11-14.

11. Kosheleva E.Y., Samofalova E.I., Holtman C., Kopotilova Y.E. Chinese students in Russia: causes of migration and basic educational behavioral tenets// Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 215. - S. 38-42.

12. V Rossii zafiksirovan sushchestvennyj prirost kolichestva kitajskih studentov// Rektor VUZa. - 2019. - N° 2. - S. 48-49.

13. Sokolova G.E. Specificheskie voprosy prepodavaniya russkogo yazyka v kitajskoj auditorii// Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. - 2019. - T. 8. - №1. - S. 56-59.

14. Antropova M.YU., Mashkina O.A. Novye tendencii v izuchenii russkogo yazyka v vuzah Kitaya// Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: CHelovek v sovremennom mire. - 2019. - № 1. - S. 90-99.

15. Lyubskaya K.A. EHkonomicheskie aspekty sotrudnichestva Rossii i Kitaya v sfere vysshego obrazovaniya s 2010 goda. Diss. ... kand. ehkon. nauk. - M., 2018. - 165 s

16. Toptygina A.V. Kitajskie studenty v Rossii// Tradicionnaya i innovacionnaya nauka: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 5 chastyah. - 2018. - S. 214.

ЧЭНЬ ВАНЬЛЭЙ - профессор, декан факультета русского языка Яньчэнского педагогического университета (КНР). CHEN WANLEI - Professor, Dean of the Russian Language Department, Yancheng Teachers University (China) (info@helri.com).

УДК 94(510).093:338.28:629

ШМАКОВА Н.Н., ГРИШАКОВА Л.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»: РИСКИ КНР

Ключевые слова: экономическое развитие Китая, торговые маршруты, морские и сухопутные перевозки, железнодорожные пути, автомобильные магистрали, грузооборот, инфраструктурные проекты.

Авторы, освещают процесс реализации концепции экономического развития Китая «Один пояс - один путь», направленную на совершенствование существующих и создание новых торгово-транспортных путей и экономических коридоров. Указаны основные направления экономических маршрутов и транзитные страны на пути торговых потоков. Особое внимание уделено возможным рискам КНР при реализации данной концепции. В заключении делается вывод о том, что взаимовыгодное сотрудничество между Китаем и Россией в области инфраструктурных проектов в дальнейшем будет нарастать.

SHMAKOVA, N.N., GRISHAKOVA, L.V. THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF CHINA "ONE BELT - ONE ROAD": THE RISKS OF CHINA

Keywords: economic development of China, trade routes, marine and land transportation, Railways, highways, freight turnover, infrastructure projects.

The authors highlight the process of implementation of the concept of economic development of China "One Belt - One Road", aimed at improving existing and creating new trade-transport routes and economic corridors. It indicated the main directions of economic routes and transit countries on the route of trade flow. Particular attention is paid to the possible risks of China in the implementation of this concept. In conclusion, it is concluded that mutually beneficial cooperation between China and Russia in the field of infrastructure projects will continue to grow.

Китай с 90-х гг. ХХ в. превратился в «сборочную фабрику мира» [1]. С каждым годом валовый внутренний продукт (ВВП) КНР становится больше. На 2018 г., по данным журнала «Мировые финансы», он составил 14,092 трлн. долл. [2]. Некоторые экономисты утверждают, что статистка западных экономических институтов некорректна, и на данный момент Китай уже является первой экономикой мира. Анисимов А.Н. в своей статье «Китай - скрытая сверхдержава», опираясь на статистику китайских справочников, отмечает, что по уровню экономического развития, сельского хозяйства, производства компьютерной техники и комплектующих, Китай давно обошел США [3].

Стремительно развивая экономику, Китай нуждается в расширении торговых маршрутов и их диверсификации. Основной поток грузоперевозок Китая проходит по морским маршрутам. Если внимательно изучить карту морских грузоперевозок [4], то можно констатировать, что, осуществляя торговлю с США и странами Юго-Восточной Азии, Китай не встречает каких-либо серьезных препятствий на своем пути. Потенциальную опасность для торговли Китая с Европой и странами Персидского залива в случае недружественных действий третьих стран представляет лишь Малаккский пролив. Этот пролив является самым загруженным в мире. Малаккский пролив - это, возможно, одно из редких мест в мире, где

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.