MODERN ORIENTAL STUDIES VOL3 №4 2021
w...^.. ...ь. w w^-^w |ssn 26-6 - g675 (print)
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 27-2 - 1935 (online)
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Chinese investment in the ports of Djibouti: prospects and objectives (part 1)
Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы (часть 1)
Сячин Валерий Геннадьевич, Эпштейн Виталий Анатольевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Москва)
DOI 10.24412/2686-9675-4-2021-610-620
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются текущие инвестиции КНР в портовые комплексы Джибути. of the People's Republic of China in the port com
ABSTRACT
The article examines the current investment
В работе предпринимается попытка выделить plexes of Djibouti. As part of the analysis, the main основные цели тех или иных китаиских вложе- goals of certain investments are identified, various нии. Автор попытался свести воедино данные data is been collected about the beginning of con-о начале работ над объектами, об уровне их struction works on particular objects, the level of готовности, объеме суммарных вложении, their readiness, the volume of total investments, включая вложения, полученные в кредит от including investments received on credit from ChiChina Export - Import Bank и т.д. Пристальное na Export-Import Bank etc. Close attention is paid внимание уделяется сопутствующим проектам, to related projects, such as the Addis Ababa-таким как строительство железнои дороги Ад- Djibouti railway. The situation around the nation-
дис-Абеба - Джибути, а также освещается ситуация с национализации контеинерного терми-
alization of the Dorale container terminal and legal disputes with its former operator, DP World, and
нала Дорале и судебных споров с его бывшим their possible consequences is also highlighted. An
оператором — DP World, и их возможные по- attempt is being made to assess the possibility of
следствия. Предпринимается попытка оценить creating alternative transport corridors that may
возможность создания альтернативных to reduce the role of Djibouti in the region's trade
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. / [email protected] / УДК 327; 338.1
транспортных коридоров, которые бы способны были уменьшить роль Джибути в торговле региона. Опираясь на данные доклада МВФ, автор рассматривает кредитные риски, связанные с внешним долгом страны с учетом влияния пандемии и новых заимов. На основании проделаннои работы автор оценивает внешнеполитические и экономические цели КНР, а также оцениваются перспективы дальнеише-го сотрудничества КНР и Джибути в рамках текущих и будущих проектов.
Ключевые слова: КНР, Джибути, CMPort, DP World, контеинерньш терминал Дорале (DCT), Зона свободнои торговли Джибути, Один пояс — один путь.
Для цитирования: Сячин В.Г., Эпштеин В.А. Китайские инвестиции в порты Джибути: цели и перспективы. Современные востоковедческие исследования. 2021; 3 (4): 610-620.
in the distant future. In addition, the author examines the credit risks linked with the country's external debt on the basis of the IMF report, taking into account the influence of the pandemic and newly-taken loans. Based on the work done, the author evaluates the foreign policy and economic goals of the People's Republic of China, and assesses the prospects for further cooperation between PRC and Djibouti within the framework of current and future projects.
Keywords: China, Djibouti, CMPort, DP World, Doraleh Container Terminal (DCT), Djibouti Free Trade Zone, Belt and Road initiative.
For citation: Syachin V.G., Epshteyn V.A. Chinese investment in the ports of Djibouti: prospects and objectives. Modern oriental studies. 2021; 3 (4): 610-620.
Джибути — это маленькая страна, расположенная на северо-востоке Африки, с населением около миллиона человек. Ее экономическая привлекательность на первый взгляд незначительна, ввиду неразвитои экономики — ВВП Джибути в 2020 году составил лишь $3,4 млрд., что находится на 172 месте среди экономик мира [1]. Однако уникальное географиче-
ское расположение на побережье Аденского заливе, рядом с проливом Баб-эль-Мандеб («ворота» в Красное море из Индииского океана), усиливает статус Джибути в качестве стратегически важного пункта, позволяющего контролировать морские грузоперевозки, в особенности за потоки энергоресурсов. В 2017 году через пролив прошло около 9% мирового
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
объема торговли сырои нефтью и нефтепродуктами. При этом, поток нефти в направлении Азии составил 42% от местного трафика (или 2,6 млн. баррелеи в день) [2]. Значимость Джибути в качестве опорного пункта для контроля за проливом возросла с появлением пиратов из Сомали возле побережья Аденского залива в 2008 году. Это побудило ряд стран основать (Япония) или усилить (США) свои военно-морские базы для противостояния пиратству в регионе и защиты морских путеи. Так, Евро-пеискии союз, используя французскую базу, расширил свою миссию по борьбе с пиратством — в 2014 году на базу прибыли французские, испанские и немецкие подразделения, а весь французскии военныи контингент в Джибути с тех пор является крупнеишим постоянным военным контингентом ВС Франции в Африке [3, 4].
Помимо обеспечения безопасности морских перевозок путем размещения иностранных военных миссии, территория Джибути способна предоставить крупные экономические выгоды для стран-инвесторов, поскольку до настоящего времени Джибути являлось одним из наиболее спокоиных государств, предоставляющих соседнеи Эфиопии выход к мировому океану. С точки зрения экономики, Эфиопия занимает шестое место по уровню ВВП среди всех стран Африки, и первое место среди стран региона ($107,7 млрд. в 2020 году) [5]. Рост эко-
номики Эфиопии в 8,4% за 2019 год и в 6% за 2020 год делает ее крайне привлекательной для иностранных компании, в т.ч. китаиских. В то же время, единственным соседом Эфиопии, где последние десятилетия не случалось конфликтов, остается Джибути, а потому для выхода на эфиопскии рынок, требуется развитие транспортнои инфраструктуры, соединяющеи две страны, а также расширение и усовершенствование уже имеющихся портов в самом Джибути. В последние годы этим активно занимаются китаиские компании, конкурирующие с проектами ЕС и арабскими фирмами.
Китаискии холдинг China Merchants начал свою активную деятельность в портах Джибути в январе 2013 года, когда компания приобрела долю в Doraleh Container Terminal S.A. (DCT) — совместном предприятии правительства Джибути и DP World (крупньш оператор портов из ОАЭ) для управления соответствующим терминалом. Правительство Джибути владело долеи 66,66%, а DP World - оставшимися 33,34%. Несмотря на миноритарный пакет акции, арабская компания сохраняла за собои право управления всем предприятием [6]. Такая ситуация сложилась после заключения в 2006 году концессионного соглашениями между сторонами, которое должно было деиствовать в течение 30 лет. Однако, начиная с 2012 года правительство Джибути начало проявлять недовольство
КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПОРТЫ ДЖИБУТИ: VOL.3 №4 2021
issn 2686 - 9675 (print) issn 2782 - 1935 (online)
ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ЧАСТЬ 1) ISSN 2686 - 9675 ™Т)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. / [email protected] / УДК 327; 338.1
положением дел и взяло курс на сближение экономической независимости» [8]. Стоит такс китаискими компаниями, предлагавшими же отметить, что ввиду национализации DCT, альтернативные инфраструктурные проекты, он стал частью правительственнои Société de в том числе для развития прилегающеи к порту Gestion du Terminal a Conteneurs de Doraleh зоны. Как итог, к 2013 году China Merchants Port (SGTD). 28 октября 2018 года в Джибути был Holdings (CMPort) за $185 млн. выкупила 23,5% издан президентскии указ о национализации правительственнои доли (косвенно, за счет части акции PSDA, которые принадлежали DP приобретения 23,5% акции государственнои World. При этом, поскольку терминал перешел компании Port de Djibouti S.A (PDSA), которая в управление SGTD, правительство Джибути управляет всеи портовои и прилегающеи ин- распорядилось бесплатно передать 66,66% ак-фраструктурои в стране), что в суммарном объ- ции SGTD в пользу PSDA в качестве компенса-еме акции DCT составило 15,67% [7]. Это нару- ции [9]. Однако в постановлении правитель-шило условия соглашения 2006 года, что при- ства не уточнялось, что произоидет с негосу-вело к обжалованию со стороны DP World дарственнои долеи уставного капитала [10]. в Верховном суде Гонконга в 2019 году, кото- Таким образом, контроль CMPort над 23,5% ак-рыи признал продажу доли акции противоре- ции терминала оказался под вопросом, и пока чащеи концессионному соглашению. судебное разбирательство с DP World продол-Тем не менее, правительство Джибути жается, статус терминала остается спорным. По с 2013 года продолжало расширять сотрудни- оценкам экспертов, ввиду политики Президен-чество с китаискои сторонои. В 2014 году та Джибути Исмаила Омара Гелле, мнение кото-CMport заключила соглашение на строитель- рого играет решающую роль, наиболее вероят-ство многоцелевого порта Дорале (Doraleh Mul- но, что Китаи в итоге получит свою долю в кон-tipurpose Port), которыи начал работать в 2017 теинерном терминале Дорале [11, c.14]. году, также в противоречие соглашению с DP Несмотря на оспаривание деиствии пра-World. Окончанием ситуации стало полное ан- вительства Джибути со стороны DP World сна-нулирование соглашения с DP World и фактиче- чала в Гонконгском, а потом и в Лондонском ское «изгнание» его из Джибути 22 февраля арбитраже, последнии из которых вынес реше-2018 года. По заявлению администрации пре- ние о выплате со стороны Джибути $385 млн. зидента Джибути этот шаг был направлен на штрафа и дополнительно $148 млн. невыпла-обеспечение «суверенитета государства и его ченного вознаграждения за контеинерныи
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
трафик в пользу DCT, это решение не привело ни к каким реальным последствиям со стороны властеи страны, поскольку DCT остается под
контролем правительства Джибути [12].
Экономическое присутствие китаиских компании со временем стало подкрепляться тесными связями правительств двух стран и присутствием постоянного китаиского военного контингента. В 2017 году в Джибути была основана первая зарубежная военная база КНР [13]. Она призвана содеиствовать операциям по противодеиствию пиратству и поддерживать китаиских миротворцев в Африке [14].
Кооперация правительств двух стран в ноябре 2017 году была ознаменована встре-чеи Председателя КНР и Президента Джибути в Пекине, на которои два государства объявили об установлении «стратегического партнерства». В ходе встречи Си Цзиньпин выразил готовность «продвигаться вперед в строитель-
стве Пояса и Пути», а также укреплять двухстороннее сотрудничество во всех областях [15]. Сигнал ко включению таким образом Джибути в инициативу «Пояса и Пути» был дан китайским компаниям, и они приступили к расширению деятельности в стране. В середине 2018 года CMPort объявила о намерении реконструировать старьш порт Джибути, которьш до разрыва концессионного соглашения находился под управлением DP World [16]. В 2019 году Great Horn Investment Holdings SAS (управляет портом Джибути и свободнои торговои зонои) подписали соответствующее соглашение [17]. Кроме портовои инфраструктуры, к 2016 году завершилось строительство железнои дороги, соединяющеи Эфиопию и Джибути.
Ключевые объекты деятельности китаи-ских компании в Джибути на август 2021 представлены в Таблице 1.
Название Статус Тип собственности и доля владения Основные виды деятельности Объём финансирования
Многоцелевой порт Дорале Открыт в мае 2017 Совместное предприятие PDSA и СМРоП; 23,5% у последнего. Перевозка контеинеров, сухих сыпучих грузов, крупногабаритных грузов и т.д. $590 млн. предоставлены China's Exim Bank
Военная база НОАК** Открыта в июле По Соглашению о сотрудничестве в области обороны от 25 февраля 2014 года между КНР и Джибути [18]. Содеиствие миротворческим операциям в Африке и морские операции по противодеи-ствию пиратству, а также эвакуации китаиских граждан из опасных раионов. -
Таблица 1. Ключевые объекты деятельности китайских компаний в Джибути на август 2021 Table 1. Key objects of activity of Chinese companies in Djibouti for August 2021
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. / [email protected] / УДК 327; 338.1
Название Статус Тип собственности и доля владения Основные виды деятельности Объём финансирования
Балкерный терминал в Таджуре Строительство завершено в 2017 году, но ввиду отсутствия транспортного сообщения простаивает. Совместное предприятие PDSA и CMPort; 23,5% у последнего. Экспорт калииных удобрении из севернои Эфиопии по железнои дороге -
Минеральный терминал Губбет Строительство завершено в 2017 году, загружен частично. Совместное предприятие PDSA и CMPort; 23,5% у последнего. Экспорт обработаннои соли $64 млн. льгот-ньш кредит от China's Exim Bank
Контейнерный терминал Дорале Открыт в 2008 году. Национализирован в пользу SGTD,доля CMPort во владении терминалом под вопросом Контеинерные перевозки -
Топливный терминал «Горизонт» Джибути (Horizon Djibouti Fuel Terminal) Открыт в 2009 году КНР не владеет терминалом и не участвует в управлении Удовлетворение по-требностеи страны в углеводородах -
Зона свободной торговли (ЗСТ) Основана в 2015 году, строительство официально начато в 2017 году. Однако на момент сентября 2021 года, никаких строительных в ЗСТ со спутника не наблюдается. Китаиские компании Lac Assal Investment Holding Company Ltd. и East Aden Holding Company Ltd. (обе зарегистрированы в Гонконге) имеют долю в ЗСТ. При этом, 40% и 26,7% в этих компаниях, соответственно, принадлежит CMPort 4 кластера: - логистика - бизнес-операции и торговля - сопровождение бизнеса (отельньш бизнес, подготовка кадров, финансовое сопровождение) - Производственным кластер (упаковка товаров) $150 млн. финансирования от CMPort.
Таблица 1. Ключевые объекты деятельности китайских компаний в Джибути на август 2021.
Продолжение
Table 1. Key objects of activity of Chinese companies in Djibouti for August 2021. Oontinuation
MODERN ORIENTAL STUDIES VOL-3 №4 2021
w...^.. ...ь. w w^-^w issn 26-6 - 9675 (print)
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 27-2 - 1935 (online)
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Название Статус Тип СОБСТВЕННОСТИ И доля ВЛАДЕНИЯ Основные виды деятельности Объём финансирования
Железная дорога Аддис-Абеба - Джибути Строительство завершено в 2016 году. China Railway Group (CRG) и China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC) в 2015 году подписали соглашение об управлении дорогои на 6 лет. Перевозка грузов из портов Джибути в Эфиопию. Из $578 млн. 15% (примерно $86,7 млн) предоставлено правительством Джибути, остальные $492 млн. (85%) - China Exim Bank.
Водопровод Эфиопия - Джибути Открыт в июне 2017 года - Доставка воды в Джибути $340 млн. от China Exim Bank (около 95% от стоимости всего проекта)
Таблица 1. Ключевые объекты деятельности китайских компаний в Джибути на август 2021. Продолжение
Table 1. Key objects of activity of Chinese companies in Djibouti for August 2021. Oontinuation
* - составлено автором по открытым материалам [11, 16]
** - база НОАК является стратегическим опорным пунктом КНР и не принадлежит напрямую правительству КНР.
Вторая часть исследования будет представлена в следующем выпуске журнала.
Литература/References
1. The World Bank Data - GDP (current US$). Djibouti. - [Электронньш ресурс]. URL: // https ://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.CD?locations=DJ (Дата обращения: 09.09.2021).
2. U.S. Energy Information Administration -The Bab el-Mandeb Strait is a strategic route for oil and natural gas shipments. -[Электронным ресурс]. URL: // https:// www.eia.gov/todayinenergy/detail.php? id=41073 (Дата обращения: 09.09.2021).
3. Melvin N. The foreign military presence in the Horn of Africa region // SIPRI Background Paper. - April 2019. - P.1-30. URL: https://sipri.org/sites/default/files/2019-04/sipribp1904.pdf (Дата обращения: 09.09.2021).
4. Le Figaro - Creation d'un troisieme detachement des Forces speciales a Djibouti. -[Электронныи ресурс]. URL: // https:// www.lefigaro.fr/mon-figaro/2014/05/27/10001-20140527ARTFIG00417-creation-d-un-
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / СЯЧИН В.Г., ЭПШТЕЙН В.А. / [email protected] / УДК 327;
troisieme-detachement-des-forces-speciales-a-djibouti.php (Дата обращения: 09.09.2021).
5. The World Bank Data - GDP (current US$). Ethiopia. - [Электронным ресурс]. URL: // https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.CD?
locations=ET&most_recent_value_desc=false (Дата обращения: 09.09.2021).
6. Bloomberg - Legal Battle for Control of Djibouti Ports Comes to Hong Kong. -[Электронныи ресурс]. URL: // https:// www.bloomberg.com/press-releases/2019-02-13/legal-battle-for-control-of-djibouti-ports-comes-to-hong-kong (Дата обращения: 09.09.2021).
7. China Merchants Port Company Limited -Djibouti. Port De Djibouti S.A. -[Электронныи ресурс]. URL: // http:// www.cmport.com.hk/entouch/business/ infor.aspx?id=10006221 (Дата обращения: 09.09.2021).
8. The Maritime Executive - Djibouti Terminates DP World's Concession at Doraleh. -[Электронныи ресурс]. URL: // https:// www.maritime-executive.com/article/ djibouti-terminates-dp-world-s-concession-at-doraleh (Дата обращения: 09.09.2021).
9. High Court of Hong Kong Special Administrative Region - HCA 1951/2018 [2019] HKCFI 3104. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://legalref.judiciary.hk/lrs/common/ search/search_result_detail_frame.jsp? DIS=126220&QS=%24%28djibouti% 29&TP=JU (Дата обращения: 09.09.2021).
10. Republique de Djibouti - Loi N° 29/ AN/18/8eme L ratifiant l'ordonnance n° 2018-001/PRE du 9 septembre 2018]. URL: // https://www.presidence.dj/
.1
texte.php?ID=29&ID2=2018-10-28&ID3=Loi&ID4=20&ID5=2018-10-31&ID6=n (Дата обращения: 09.09.2021).
11. Peter A. Dutton Isaac B. Kardon Conor M. Kennedy. China Maritime Report No. 6: Djibouti: China's First Overseas Strategic Strongpoint // U.S. Naval War College Digital Commons. - April 2020. - P.1-49. URL: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1005&context=cmsi-maritime-reports (Дата обращения: 09.09.2021).
12. The Load Star. Gavin van Marle. - Djibouti must pay DP World $500m after government loses legal battle over DCT. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://theloadstar.com/ djibouti-must-pay-dp-world-500m-after-government-loses-legal-battle-over-dct/ (Дата обращения: 09.09.2021).
13. BBC - Djibouti: Chinese troops depart for first overseas military base. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://www.bbc.com/ news/world-asia-china-40578106 (Дата обращения: 09.09.2021).
14. Vertin Z. Great Power rivalry in the Red Sea: China's Experiment in Djibouti and implications for the United States // Global China. -June 2020. - P.1-30. URL: https:// www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2020/06/
FP_20200615_china_djibouti_vertin.pdf (Дата обращения: 09.09.2021).
15. XinhuaNet - China, Djibouti agree to establish strategic partnership. - [Электронныи ресурс]. URL: // http:// www.xinhuanet.com//english/2017-11/23/ c_136774764.htm (Дата обращения: 09.09.2021).
16. The Journal of Commerce online. Mooney T. -
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
China Merchants to revamp old port of Djibouti. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://www.joc.com/port-news/terminal-operators/china-merchants-revamp-old-port -djibouti_20180717.html (Дата обращения: 09.09.2021).
17. ЙШР--ЙШР^ЙШР^Ф
[Электронныи ресурс]. URL: // https:// www.cmsk1979.com/news.aspx? type=9&id=7684 (Дата обращения: 09.09.2021).
18. All Africa - Djibouti and China Sign a Security and Defense Agreement. - [Электронныи ресурс]. URL: // https://allafrica.com/ stories/201402280055.html (Дата обращения: 09.09.2021).
19. Djibouti Ports & Free zones Authority - Djibouti International Free Trade Zone. -[Электронныи ресурс]. URL: // https:// dpfza.gov.dj/facilities/Free-trade-area/ djibouti-international-free-trade-zone (Дата обращения: 09.09.2021).
Информация об авторах
Сячин Валерий Геннадьевич
Факультет международных отношении, Институт бизнеса и делового администрирования, Россииская академия народного хозяиства и государственнои службы при Президенте Россиискои Федерации (РАНХиГС, Москва) 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1, Россия. [email protected]
Научныи руководитель, канд. социолог. наук, доцент
Эпштейн Виталий Анатольевич
Кафедра мировой экономики и международных отношении, Институт бизнеса и делового администрирования, Россииская академия народного хозяи-ства и государственнои службы при Президенте Россиискои Федерации (РАНХиГС, Москва)
119571, Москва, проспект Вернадского,
82, стр.1, Россия.
Information about the Authors
Valeriy Syachin
International relations department, Institute of Business Studies (IBS-Moscow), Russian academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow)
119571, Moscow, prospect Vernadskogo, 82, str.1, Russia
Scientific supervisor, Associate Professor Ph.D. in Sociology, Vitaly Epshteyn,
International Relations department, Institute of Business Studies (IBS-Moscow), Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow)
119571, Moscow, prospect Vernadskogo, 82,
str.1, Russia
Статья одобрена рецензентами: 25.08.21 Статья принята к публикации: 15.09.21 Reviewed: 25.08.21 Accepted: 15.09.21