Научная статья на тему 'Особые экономические зоны Африки: перспективное направление для российского бизнеса'

Особые экономические зоны Африки: перспективное направление для российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
931
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РОССИЙСКО-АФРИКАНСКОЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / СТРАНЫ АФРИКИ / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIA / SPECIAL ECONOMIC ZONES / RUSSIAN-AFRICAN FOREIGN ECONOMIC COOPERATION / PROSPECTS FOR DOING BUSINESS / AFRICA / RUSSIAN COMPANIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мягков Валентин Юрьевич

Одной из фундаментальных задач активизации российского экспорта является поискновых стран-партнеров и каналов взаимодействия с ними. К числу перспективных партнеров России, до сих пор слабо задействованных в системе российской внешней торговли, могут быть отнесены государства Африки. Однако сотрудничество с данной группой государств существенно сдерживается крайне ограниченной деловой инфраструктурой российского присутствия на континенте. Одним из направлений решения данной проблемыможет стать использование особых экономических зон (ОЭЗ), действующих в различных регионах Африки. В этой связи в статье рассматриваются наиболее перспективные особые экономические зоны африканского континента с точки зрения развития экспорта России встраны Африки ОЭЗ Габона, Того, Маврикия и Джибути. Указанные зоны, предлагающие резидентам выгодные условия деятельности, могут стать региональными «форпостами» для наращивания российского экспорта в африканские государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic zones of Africa:a promising direction for Russian business

One of the essential objectives of Russian export promotion is to search for new partners and channels to cooperate with them. The African countries may be considered as the promising foreign trade partners of Russia but still Russia’s trade turnover with these states is relatively low. However, cooperation with the African countries is significantly restrained by the extremely limited Russian business presence on the continent. One of the ways to solve this problem might be special economic zones (SEZs) located in different regions of Africa. In this regard, the article considers the most promising special economic zones of the African continent in terms of expansion of Russia’s exports to Africa the SEZs of Gabon, Togo, Mauritius and Djibouti. These zones offer favorable conditions for residents’ business activities and could become regional «outposts» for increasing Russian exports to the African countries.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны Африки: перспективное направление для российского бизнеса»

Особые экономические зоны Африки: перспективное направление

для российского

Валентин Юрьевич МЯГКОВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва,

УДК 339.9 (6+470+571) ББК 65.5 (6 + 2Рос) М-990

ул. Пудовкина, 4А), кафедра международной торговли и внешней торговли РФ - профессор, тел.: 8 (499) 147-50-03

Аннотация

Одной из фундаментальных задач активизации российского экспорта является поиск новых стран-партнеров и каналов взаимодействия с ними. К числу перспективных партнеров России, до сих пор слабо задействованных в системе российской внешней торговли, могут быть отнесены государства Африки. Однако сотрудничество с данной группой государств существенно сдерживается крайне ограниченной деловой инфраструктурой российского присутствия на континенте. Одним из направлений решения данной проблемы может стать использование особых экономических зон (ОЭЗ), действующих в различных регионах Африки. В этой связи в статье рассматриваются наиболее перспективные особые экономические зоны африканского континента с точки зрения развития экспорта России в страны Африки - ОЭЗ Габона, Того, Маврикия и Джибути. Указанные зоны, предлагающие резидентам выгодные условия деятельности, могут стать региональными «форпостами» для наращивания российского экспорта в африканские государства.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи России, особые экономические зоны, российско-африканское внешнеэкономическое сотрудничество, перспективы ведения бизнеса, страны Африки, российские компании.

Valentin Yurievich MYAGKOV,

Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of International Trade and Foreign Trade of the RF - Professor, Phone: 8 (499) 147-50-03

One of the essential objectives of Russian export promotion is to search for new partners and channels to cooperate with them. The African countries may be considered as the promising foreign trade partners of Russia but still Russia's trade turnover with these states is relatively

Special economic zones of Africa: a promising direction for Russian business

Abstract

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

low. However, cooperation with the African countries is significantly restrained by the extremely limited Russian business presence on the continent. One of the ways to solve this problem might be special economic zones (SEZs) located in different regions of Africa. In this regard, the article considers the most promising special economic zones of the African continent in terms of expansion of Russia's exports to Africa - the SEZs of Gabon, Togo, Mauritius and Djibouti. These zones offer favorable conditions for residents' business activities and could become regional «outposts» for increasing Russian exports to the African countries.

Keyword: foreign economic relations of Russia, special economic zones, Russian-African foreign economic cooperation, prospects for doing business, Africa, Russian companies.

Африканский континент всегда являлся ареной острого экономико-политического соперничества «внешних сил». В колониальную эпоху эти силы были представлены ведущими европейскими державами - Великобританией и Францией, и в меньшей степени - Португалией, Бельгией и Германией. В послевоенный период соперничество переместилось в экономическую плоскость, в ряде случаев с выраженным идеологическим компонентом, и охватывало противоборство коллективного Запада и Советского Союза.

Следует отметить, что в советский период были заложены существенные основы экономического сотрудничества СССР со многими африканскими странами. Однако распад Советского Союза и последовавшие за этим перемены вывели африканские рынки из орбиты нашего влияния.

Как известно, мировая экономика не терпит вакуума сил, и завоеванные в советское время позиции оказались заняты, как традиционными конкурентами из стран Запада, так и новыми и очень активными «агентами действия» - прежде всего, Китаем и Индией. Таким образом, перед Россией выдвигается задача нового освоения и завоевания позиций на рынках африканских стран.

Перспективность африканских стран в качестве внешнеэкономических партнеров России определяется, в первую очередь, тем обстоятельством, что в регионе появился ряд динамично развивающихся, а главное - платежеспособных, государств. Кроме того, страны Африки являются потенциальными и достаточно емкими рынками не только по продукции с характеристиками технической новизны «сегодняшнего дня», но и все еще характерного для российской промышленности «вчерашнего дня». В частности, именно об этом свидетельствует успешный опыт деятельности Китая и Индии на африканских рынках.

Наиболее логичной формой реализации данной задачи является налаживание двусторонних торгово-экономических связей со странами - партнерами из Африки. Однако ввиду ограниченности сил и средств наших внешнеторговых структур на африканском экономическом направлении, не всегда имеет смысл создавать

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

инфраструктуру бизнеса в каждой из стран - потенциальных партнерах. Это целесообразно, когда речь идет о партнерах «стратегического масштаба», таких как, например, ЮАР или Ангола.

Как представляется, в качестве первых шагов на пути практики «региональной дисперсии» следует обратиться к использованию особых экономических зон (ОЭЗ), активно создаваемых в последние годы во многих государствах континента. Концентрация усилий на деятельности через каналы ОЭЗ позволит превратить указанные зоны в региональные форпосты продвижения российского экспорта и предпринимательства в Африке. При этом важно, что такая форма российского присутствия на африканских рынках позволяет участвовать в их освоении не только крупным отечественным компаниям, но в ряде случаев, при умелой организации работы, также малому и среднему российскому бизнесу.

Принимая во внимание высокую динамику процесса создания ОЭЗ в странах Африки, следует выявить наиболее перспективные, как с точки зрения предлагаемых льгот и условий деятельности, так в плане выгодного географического положения и учета геоэкономического фактора ОЭЗ, и направить вектор российского участия на такие зоны. По-нашему мнению, речь может идти о 4-5 зонах, расположенных в ключевых пунктах африканского континента. При этом следует учитывать существенную трудность: с большинством стран Африки, в которых наблюдается особенно динамичное развитие ОЭЗ, у Российской Федерации, даже в советский период, отсутствовали традиции масштабного сотрудничества.

История ОЭЗ в Западной Африке начинается с созданием в 1989 г. первой в странах африканского континента особой экономической зоны в Республике Того. Первоначально она охватывала морской порт и аэропорт столицы Того - г. Ломе, а впоследствии положения и нормы свободной зоны были распространены на всю территорию страны. Поэтому для получения статуса резидента зоны Того достаточно зарегистрировать компанию в любой точке страны. Однако, несмотря на «общестрановой охват», ведущими «полюсами» ОЭЗ Того, по-прежнему, остаются г.Ломе и г. Кара.

Важно, что ОЭЗ Того изначально создавалась как зона экспортной направленности и предполагается, что основная деятельность компаний, созданных в зоне должна быть направлена на экспортные операции: не менее 75% производимой продукции должны поставляться на экспорт. Другим требование является создание рабочих мест и привлечение на работу граждан Того. Кроме того, введены достаточно жесткие требования в отношении охраны окружающей среды: условием регистрации компании в зоне является также представление программы утилизации отходов производства.

В ОЭЗ Того предоставляются резидентам следующие важные льготы:

□ аренда производственных площадей на срок до 30 лет при символической арендной плате в 0,5 евро за кв. м;

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

□ освобождение от экспортно-импортных платежей и пошлин;

□ освобождение от корпоративного налога в течение первых 10 лет деятельности компании в зоне. По истечении данного срока для компаний-резидентов вводится ставка корпоративного налога в 15%;

□ допускается 100%-е владение компанией иностранным акционерным капиталом, свободное перемещение капиталов и освобождение от налога на дивиденды в течение первых 10 лет деятельности компании в зоне;

□ ставка налога на заработную плату фиксирована на постоянном уровне в 2%;

□ льготные тарифы на электро- и водоснабжение и отсутствие НДС на горючесмазочные материалы при их покупке на территории Того.

Важно и то обстоятельство, что руководство Того стремится превратить г.Ломе в один из ведущих банковских центров и платформ оказания финансовых услуг в Западной Африке, поставив его в один ряд с признанными западноафриканскими «валютно-финансовыми столицами» - Дакаром и Абиджаном. В качестве модели реализации данного курса взят опыт Сингапура, предусматривающий создание эффективной инновационной банковской и финансовой инфраструктуры. Характерно, что в Ломе уже открыли свои региональные штаб-квартиры многие панафриканские финансовые организации - Западноафриканский банк развития (BOAD), Банк по инвестиционному сотрудничеству и развитию Экономического сообщества стран Западной Африки (ВГОС - CEDEAO), органы Западноафриканского экономического и валютного союза (иЕМОА), а также ряд западных банков.

Получил динамику процесс создания ОЭЗ и в Экваториальной Африке. Наиболее перспективный опыт на этом направлении накоплен в Республике Габон.

Следует отметить, что политика правительства Габона направлена на привлечение в страну иностранных капиталов и всемерное поощрение деятельности зарубежного бизнеса в целях роста национальной экономики, а также на превращение страны в предпринимательскую платформу региона Экваториальной Африки. В этой связи, иностранным инвесторам и предпринимателям при осуществлении хозяйственной деятельности в стране предоставляются существенные льготы.

Важнейшим инструментом данного курса является обращение к практике создания специальных экономических зон (СЭЗ). В частности, при содействии сингапурской компании «Олам Интернейшнл Лтд», начиная с 2010 г. в стране идет формирование СЭЗ индустриального типа «Нкок». Зона находится в 30 км от столицы страны г. Либревиль, с которым связана достаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Расположенная на площади более 1,1 тыс. га, СЭЗ «Нкок» является одним из крупнейших промышленных парков в странах Африки южнее Сахары. Стратегической и долгосрочной целью создания зоны является намерение правительства Габона превратить страну в экономический центр развития всего региона Центральной Африки.

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

К более конкретным задачам СЭЗ «Нкок» относятся:

□ привлечение иностранных инвестиций в создание промышленных предприятий (первоначально в производство по переработке ценных пород древесины, а затем - в производство ферросплавов, фармацевтических препаратов, продовольственных товаров и строительных материалов);

□ создание предприятий сферы деловых услуг в целях содействия экспорту;

□ содействие решению проблемы занятости местного населения путем создания рабочих мест.

Успешной деятельности зоны способствует статус проекта государственно-частного партнерства, в частности, непосредственное участие в ее организации и функционировании крупной сингапурской консалтинговой компании «Олам Ин-тернейшнл Лтд», которой принадлежит 40% акций проекта. Остальные 60% акций находятся в руках правительства Габона.

СЭЗ «Нкок» предоставляет резидентам следующие льготы:

□ свободный ввоз, т.е. отсутствие таможенных пошлин на ввоз машин и оборудования для нужд предприятий промышленного профиля, расположенных в зоне;

□ освобождение резидентов зоны от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на имущество;

□ освобождение от подоходного налога резидентов зоны в течение первых 10 лет деятельности в ней и последующее льготное налогообложение по ставке в 5% в течение следующих 5 лет;

□ разрешение на продажу 75% произведенной продукции на местном рынке (при выполнении определенных условий);

□ льготные тарифы на потребляемую электроэнергию;

□ предоставление бесплатных «лесных концессий» резидентам зоны соответствующего профиля (при покупке минимум 2 га лесопокрытых площадей для разработки).

Зона обладает достаточно развитой транспортной, инфраструктурой интегрированной с Трансгабонской магистралью с выходом на столицу страны г. Либревиль и морской порт Оуэндо, оснащена контейнерным железнодорожным терминалом и портом с причалом, способным одновременно принимать для разгрузочно-по-грузочных работ четыре тысячетонные баржи, а также логистическим парком для хранения продукции (в первую очередь, лесных товаров).

Значительные перспективы для российского бизнеса в Восточной и Южной Африке открываются при использовании ОЭЗ Маврикия. С 1992 г. основной морской порт страны - Порт-Луи - получил статус свободного порта, и на этой основе была создана свободная экспортная зона «Свободный порт Маврикий» (Mauritius Freeport), в рамках которой в настоящее время действуют около 500 иностранных предприятий различной производственной и деловой направленности.

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

Свободный порт создавался в качестве свободной таможенной зоны для осуществления реэкспорта товаров. Стратегической целью правительства являлось позиционирование Маврикия в качестве регионального центра маркетинга, складирования, распределения и логистики грузов для стран Восточной и Южной Африки и, отчасти, бассейна Индийского океана.

Наличие современной логистической, транспортной и финансовой инфраструктуры, высококвалифицированной рабочей силы, а также членство Маврикия в региональных интеграционных экономических объединениях (Общий рынок стран Восточной и Южной Африки, Сообщество развития Юга Африки, а также Комиссия по Индийскому океану), превратило зону в ключевой пункт складирования, обработки и поставки продукции на восточноафриканские рынки общей емкостью более 400 млн потребителей.

По решению правительства Маврикия, с 2013 г. разрешение для работы в Свободном порту выдается компаниям, желающим осуществлять производство только с целью экспорта в страны Африки. В соответствии с этим положением резидентам Свободного порта предоставляется право беспошлинного доступа на региональные рынки государств Восточной и Южной Африки.

Организационно - территориально Свободный порт, расположенный на площади более 50 га, состоит из двух зон: одна непосредственно примыкает к портовым сооружениям и современному контейнерному терминалу морского порта Порт-Луи, а другая - в международном аэропорту. Инфраструктура Свободного порта общей полезной площадью 120 тыс. кв. м представлена офисными помещениями, современными компьютеризированными помещениями для перевалки, консолидации, хранения и обработки товаров, включая холодильные камеры и сухие хранилища, а также международным выставочным центром. Ведущие международные судоходные компании активно задействуют мощности Свободного порта в качестве регионального центра перевалки контейнеров.

Законодательные нормы, определяющие условия деятельности в «Свободном порту Маврикий» предоставляют комплексный пакет льготных, как налоговых, так и торгово-экономических стимулов компаниям-резидентам. К их числу, в частности, относятся: гарантия неприкосновенности иностранной собственности, освобождение от таможенных пошлин на все товары, ввозимые на территорию Свободного порта, от налога на продажи, от корпоративного налога и налога на прибыль. Предусмотрены также свободная (безналоговая) репатриация капитала, прибылей и дивидендов, а также низкие регистрационные сборы и льготные ставки тарифов за обработку грузов в порту, предназначенных для реэкспорта.

Действие указанных стимулов, наряду с доступом к банковским услугам мирового уровня и возможностью использования современной эффективной логистической инфраструктуры, а также преференциальным режимом поставок товаров

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

из зоны «Свободный порт Маврикий» на рынки стран Восточной и Южной Африки, превратило Маврикий в ведущий региональный торгово-логистический центр.

Основными видами хозяйственной деятельности, разрешенной компаниям-резидентам в зоне «Свободный порт Маврикий» являются:

□ складирование и хранение товаров;

□ перегрузка и перевалка;

□ осуществление классификации товаров;

□ очистка, сортировка, смешивание и перемешивание;

□ разделение грузовых партий на более мелкие партии;

□ упаковка и переупаковка

□ маркировка товаров;

□ незначительная степень переработки товаров и простая сборка;

□ осуществления ремонта и технического обслуживания морских и воздушных судов;

□ хранение, техническое обслуживание и ремонт пустых контейнеров;

□ транспортно-экспедиторские услуги;

□ операции «кэш-энд-керри»;

□ контроль качества и инспекционные услуги;

□ услуги по осуществлению контроля качества товаров и товарные инспекции;

□ отправка товаров по почте и курьерской службой;

□ поставка товаров на экспорт в рамках, оговоренных режимом зоны.

Для создания компании-оператора, действующей в свободной зоне, необходима регистрация в Министерстве промышленности и технологии Маврикия в соответствии с требованиями Закона о компаниях 2001 г., а также обращение в Совет по инвестициям зоны «Свободный порт Маврикий» для получения сертификата экспортера. Заявки на получение сертификата для работы в Свободном порту рассматриваются в течение 48 часов. Требования относительно минимального размера инвестируемого капитала отсутствуют.

Кроме того, необходимо получение лицензий, одного из ниже перечисленных типов для работы в зоне:

□ лицензия оператора, действующего в Свободном порту, выдаваемая компаниям, берущим в аренду логистические объекты сторонних фирм для осуществления своих операций в Свободном порту;

□ лицензия частного оператора, работающего в Свободном порту, выдаваемая компаниям, построившим свои собственные логистические объекты и управляющим ими для проведения своих операций в Свободном порту;

□ лицензия стороннего оператора, выдаваемая компаниям, построившим свои собственные логистические объекты и управляющим ими для сдачи их в аренду другим операторам, действующим в Свободном порту.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 - 2018

Лицензии для работы в Свободном порту действительны в течение одного года и по его прошествии могут быть продлены автоматически, при условии, что компания выполнила определенный согласованный объем работ в рамках своей коммерческой деятельности в Свободном порту.

Как представляется, особый интерес для российских компаний могут представлять объекты Свободного порта, созданные для складирования, разгрузки, хранения и реэкспорта товаров. Так, первоначально отгруженные на Маврикий российские контейнерные грузы, размещенные в логистических помещениях зоны, могут затем своевременно реэкспортироваться в необходимых количествах в страны африканского континента и бассейна Индийского океана.

Новым явлением в формировании особых экономических зон в государствах Африки стало участие в их создании заинтересованных зарубежных стран-пользователей. Особенно характерен в этой связи пример Китая, стратегическая концепция которого нацелена на укоренение своего присутствия на африканском континенте и, в первую очередь, в его ключевых точках, и на «перепланировку» современных торговых путей в собственных долгосрочных интересах. Напомним, что китайский проект «Один путь - один пояс» имеет не только трансевразийское измерение и наполнение.

Так, в июле 2018 г. в государстве Джибути была открыта первая, пилотная, фаза проекта Международной зоны свободной торговли (Djibouti International Free Trade Zone - DIFTZ), созданной при непосредственном участии Китая. Завершение проекта в полном объеме (общая сумма инвестиций составляет 3,5 млрд долл. США) предполагает создание в течение ближайших 10 лет крупнейшей в Африке, как по площади (4,8 тыс. га), так и по масштабам деловой активности свободной экономической зоны.

Выбор Джибути в качестве места создания такой зоны не случаен. Крошечная по размеру территории (23,2 тыс. кв. км) и численности населения (менее 1 млн чел.) страна расположена в ключевой географически стратегической точке «Африканского рога»: непосредственно на пути из Индийского океана в Красное море и далее - к Суэцкому каналу, т.е. фактически на одной из самых оживленных торговых «магистралей» современного мира. Попутно заметим, что Джибути также находится в сфере внимания США, Франции и Китая в плане размещения своей внешней военной инфраструктуры.

Стратегическое расположение Джибути на путях глобального мирового судоходства, с одной стороны, и, роль страны в качестве естественного канала выхода к морским портам для внутриконтинентальных стран региона, с другой, превращают Джибути в перспективную логистическую экспортно-импортную платформу и в важнейший узел региональных торгово-транспортных коммуникаций. Так, следует отметить, что в настоящее время 95% импорта Эфиопии уже осуществляется через инфраструктуру Джибути.

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

Создание в Джибути мощного «торгово-логистического хаба» вызвало интерес и одобрение руководства соседних, в первую очередь, внутриконтинентальных, стран Африки. Характерно, что на церемонии открытия пилотной фазы DIFTZ в июле 2018 г. присутствовали высшие руководители соседних государств региона, в частности, наиболее динамично развивающихся из их числа - Эфиопии и Уганды. В этой связи международная зона свободной торговли Джибути имеет все основания стать реальным каналом проникновения для компаний, стремящихся выйти на рынки соседних с Джибути африканских стран.

Административное руководство зоны осуществляется совместно представителями государственного органа страны - Управления свободных зон Джибути, и трех крупных китайских партнеров компаний-партнеров - China Merchant Group. Dalian Port Authority и IZP.

Организационно пилотная зона проекта DIFTZ состоит из четырех промыш-ленно-функциональных «блоков», деятельность которых ориентирована на различные фазы процесса осуществления производственно-экспортных операций:

- блок промышленной обработки, доработки и упаковки товаров;

- блок логистики, транспортного обслуживания, таможенных операций и дис-трибьютерских функций;

- блок беспошлинной розничной торговли и массовых операций с товарами;

- блок поддержки бизнеса (информационные, финансовые, офисные, коммунальные, посреднические, услуги связи и транспорта и т.п. услуги).

Льготный режим DIFTZ включает отсутствие налогов на имущество, на прибыль, на дивиденды, НДФЛ иностранного персонала и НДС.

В целях упрощения ведения бизнеса планируется введение инновационного «единого делового онлайн окна» и «единой онлайн-платформы», сочетающей способность осуществлять различные деловые процедуры и операции одновременно и в режиме реального времени.

Создание DIFTZ в значительной мере базируется на опыте Свободной зоны Джибути (Djibouti Free Zone - DFZ), действующей в стране с октября 2004 г. в непосредственной близости от порта и аэропорта Джибути, и являющейся региональным логистическим, торговым и маркетинговым центром для импорта, складирования, переработки и реэкспорта товаров в восточноафриканские страны. Указанная зона также предоставляет своим резидентам широкий круг традиционных налоговых и иных льгот.

Важным преимуществом DIFTZ и DFZ является непосредственное соседство с другими важнейшими объектами инфраструктуры Джибути - Морским портом Джибути и железнодорожной станцией 750-километровой линии международной электрифицированной железной дороги Джибути - Аддис-Абеба.

Порт Джибути (PDSA) стратегически выгодно расположен на южном входе в Красное море, на пересечении основных международных судоходных линий,

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

соединяющих страны Европы, Северной Африки, Ближнего Востока с Индией, Юго-Восточной Азией и Тихоокеанским регионом. Местоположение порта является идеальным для обслуживания потребностей стран-членов Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), объединяющего 19 стран региона совокупным населением около 400 млн чел.

Важной особенностью порта Джибути является достаточно высокая степень технической оснащенности и обеспечение норм безопасности при перевалке и доставке грузов.

Среди объектов инфраструктуры Порта Джибути выделяются два основных крупномасштабных элемента - Контейнерный терминал Дорале (Doraleh Container Terminal - DCT) и Терминал Горизонт (Horizon Djibouti Terminal - HDTL).

Контейнерный терминал Дорале отвечает современным требованиям портовой инфраструктуры мирового уровня: длина причалов - 1050 м, глубоководная акватория порта (18 метров осадки судов), 8 супер-кранов столбового типа, возможность разгрузки судов-контейнеровозов класса «Panamax». Средняя производительность крана составляет до 37 ходов в час, что превращает терминал в лидера среди портов стран Африки по данному показателю.

Терминал Горизонт является единственным современным нефтяным терминалом в Восточной Африке, обладающим глубоководными специализированными причалами, а также большими емкостями резервуаров (общий объем - 371 тыс. куб. м), отвечающими международным требованиям хранения взрывоопасных топливных грузов.

Процесс создания особых экономических зон в Африке приобрел поступательную динамику и, как представляется, будет нарастать. Важно, что указанная тенденция хозяйственного развития континента отвечает интересам российского бизнеса и должна быть умело использована для укрепления экономических позиций России в Африке.

БИБЛИОГРАФИЯ/ BIBLIOGRAFIYA:

Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации http://www/ved.gov.ru/exportcountries/ir/ (Portai vneshne economi-cheskoj informacii Ministerstva economicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii http://www/ved. gov.ru/exportcountries/ir/).

Djibouti ports and free zones authority. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://dpfza.gov.dj

Doraleh Multi-Purpose Port. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www.portdedjibouti.com/doraleh-multi-purpose-port

Freeport Operators Association Mauritius. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www.freeportoperators.com

10 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

Gabon Special Economic Zone [Электронный ресурс]. // GSEZ [сайт]. [2018]. - Режим доступа: http://www.gsez.com/nkok-sez

Mauritius Trade Easy. Expanding markets and Facilitating compliance. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www.mauritiustrade.mu/en/trading-with-mau-ritius/mauritius-freeport

Port de Djibouti S.A. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http:// www.portdedjibouti.com/Pages/Partners.php?Types=OthersPlateforms

The Mauritius Freeport. Your regional logistics and marketing hub. [Электронный ресурс]. // Mauritius free port portal [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www.efreeport.com

Zones franches du Togo. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: https:// www.goafricaonline.com/tg/annuaire/zones-franche

Zone franche au Togo. UEMOA. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www.izf.net/content/zones-franches-au-togo

Zone franche Togo. STZOF. [Электронный ресурс]. // [сайт]. [2018]/ - Режим доступа: http://www.zonefranchetogo.org/fr/

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.