Научная статья на тему 'Китайские боевые искусства как инструмент "мягкой силы" Китая'

Китайские боевые искусства как инструмент "мягкой силы" Китая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6856
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / КИТАЙ / МЯГКАЯ СИЛА / УШУ / КУЛЬТУРА / CHINESE MARTIAL ARTS / CHINA / SOFT POWER / WUSHU / CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао На

В статье анализируются китайские боевые искусства в контексте «мягкой силы» Китая. Рассмотрены три культурных уровня в соответствии с теорией Э. Шейна и сделаны выводы относительно китайских боевых искусств как инструмента «мягкой силы» Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese martial arts as a tool of "soft power" of China

This article analyzes Chinese martial arts in the context of the “soft power” of China. Three levels of culture are analyzed in accordance with E. Shane's theory and conclusions are drawn regarding Chinese martial arts as an instrument of “soft power” of China.

Текст научной работы на тему «Китайские боевые искусства как инструмент "мягкой силы" Китая»

ЧЖАО НА

аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Китайские боевые искусства как инструмент «мягкой силы» Китая

В статье анализируются китайские боевые искусства в контексте «мягкой силы» Китая. Рассмотрены три культурных уровня в соответствии с теорией Э. Шейна и сделаны выводы относительно китайских боевых искусств как инструмента «мягкой силы» Китая.

Ключевые слова: китайские боевые искусства, Китай, мягкая сила, ушу, культура.

Zhao Na. Chinese martial arts as a tool of "soft power" of China.

This article analyzes Chinese martial arts in the context of the "soft power"' of China. Three levels of culture are analyzed in accordance with E. Shane's theory and conclusions are drawn regarding Chinese martial arts as an instrument of"soft power"' of China.

Keywords: Chinese martial arts, China, soft power, wushu, culture.

Первая идея использования «мягкой силы» при установлении власти исходит от древнекитайских философов. Ярким примером является философ Лао-Цзы, живший в VII веке до н. э. Ему принадлежит знаменитое выражение: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет»1. Сам термин был сформулирован американским политологом Дж. С. Найем. Однако спустя время концепция «мягкой силы» подверглась критике, некоторые ученые, например Н. Фер-гюсон, считали данную концепцию неэффективной. На сегодняшний день термин «мягкая сила» имеет синонимы, такие как «мягкая власть» и «гибкая власть». Самое расп-

* Чжао На, e-mail: 156652395@qq.com

1 Наумов А. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/mag-kaja_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidzh_rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm (Дата обращения 01.04.2019)

ространенное понимание данного термина - это невоенные методы воздействия на противоположную сторону.

«Мягкая сила» реализуется через распространение культуры той или иной страны по всему миру, поэтому начиная с 1990-х гг. роль создания инструментов для ее реализации не раз привлекала внимание китайского правительства. Как результат на IV Пленуме ЦК КПК 16-го созыва была поставлена задача продвижения китайской культуры в зарубежные страны: «Укреплять комплексную силу культуры Китая. Продвигать китайскую культуру, ещё лучше выходить в мир, повышать её международное влияние». Отмечалось упоминание термина «мягкая сила» и на 17-м съезде Коммунистической партии Китая: в докладе Ху Цзиньтао прозвучал призыв повышать культурную «мягкую силу» Китая с целью создания «гармоничного сообщества» внутри Китая и «гармоничного мира за его пределами. В целом можно сделать вывод, что «мягкая сила» КНР направлена на формирование имиджа надежного партнера в экономической сфере.

Как традиционное спортивное явление боевые искусства Китая называют «национальной квинтэссенцией» и «превосходным культурным наследием», так как они являются национальным символом Китая в международном сообществе, а их культурное очарование признано всеми странами мира. Не стоит забывать и о том, что китайские боевые искусства имеют яркую культурную окраску, тем самым выступая одним из главных инструментов «мягкой силы».

Таким образом, целью настоящей статьи является анализ китайских боевых искусств как инструмента «мягкой силы» Китая.

Боевые искусства Китая имеют долгую историю. Изначально они использовались как средство борьбы в эпоху воюющих царств. В «Оде о клеветниках» встречается фраза: «Не владеющий искусством кулака не может быть храб-рецом»1. В период Тан и Сун многообразие форм боевых искусств начало систематизироваться, большую роль в этом сыграли Юэ Фэй и Ци Цзигуан, которые являются «отцами» китайских боевых искусств.

1 Шицзин. Книга песен и гимнов. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957, с. 300.

В настоящее время китайские боевые искусства распространены по всему земному шару. Основное отличие китайских боевых искусств заключается в том, что при их изучении происходит не только физическое, но и психологическое развитие личности, так как в основу обучения заложена китайская философия, которая может вывести человека на новый уровень духовного развития. Существует великое множество видов китайских боевых искусств, наиболее известными являются: Кунг-Фу, Бак Мэй, Лю-Хэ-Ба-Фа-Цюань, Ба Гуа Чжан. При употреблении выражения «боевые искусства Китая» на ум сразу приходит - Ушу. Ушу - это традиционная китайская система совершенствования личности, включающая набор физических упражнений и приемы боя с различными видами оружия и без него1. Ушу считается неолимпийским видом спорта.

По всему миру располагаются школы китайских боевых искусств. По статистике Федерации шаолиньских боевых искусств в России насчитывается около 24 официально зарегистрированных школ китайских боевых искусств, расположенных в различных городах страны. Чуть меньше находится в США, примерно около 20 официально зарегистрированных школ. Также школы китайских боевых искусств существуют в таких странах, как Литва, Германия, Эстония, Канада. В них с самого раннего возраста обучаются дети. Они познают не только физическое воспитание, но и основные принципы китайской философии. Самой известной школой боевых искусств Китая считается монастырь Шаолинь. Он открыт для посещения и сюда приезжают ученики со всего мира, чтобы взять несколько уроков у признанных мастеров.

Китайские боевые искусства являются важной частью традиционной китайской спортивной культуры, поэтому необходимо рассмотреть их особенности и как они влияют на распространение «мягкой силы» Китая. Согласно теории культурного айсберга Э. Шейна существует три уровня культуры: поверхностный, средний и глубинный . По такому принципу в настоящей статье будут рассмотрены культурные элементы китайских боевых искусств.

1 Музруков Г.Н. Основы ушу. М.: «Городец», 2006, с. 24.

2 Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Классика МВА, 2012. 352 с.

Первый уровень - поверхностный. Поверхностный уровень культуры включает в себя объекты, которые более видимы человеку, либо же стереотипы, которые связаны с конкретной культурой. Таким образом, к поверхностному типу китайских боевых искусств относят технику боевых искусств, специальное оборудование и боевую экипировку. Следует отметить, что техника боевых искусств на данном культурном уровне подразумевает ее визуальное представление без углубления в ее особенности. В качестве примера можно привести множество фильмов, в которых боевые искусства представлены как «хороший боевик», без погружения в боевую философию, которая играет наиважнейшую роль при изучении боевых искусств. С другой стороны, поверхностный уровень больше всего подходит для реализации «мягкой силы». Вспомним Джеки Чана, знаменитого - китайского актера, который в 80-е и 90-е гг. популяризировал китайские боевые искусства, в результате чего на Западе в то время образовался «культ» китайских боевых искусств.

Второй уровень - средний. Средний уровень представляет собой совокупность моральных взглядов, философии, ценностей и кодекса поведения и норм взаимоотношений китайских боевых искусств. Средний уровень по его влиятельности на «мягкую силу» стоит на втором месте после поверхностного, так как именно в нем содержатся те необходимые элементы, которые позволяют китайским боевым искусствам стать инструментом «мягкой силы» вследствие психологического воздействия на человека, изучающего боевые искусства.

Третий уровень - глубинный. Глубинный культурный уровень представляет собой совокупность поверхностного и среднего уровней. Отличительной особенностью данного уровня является добавление китайской духовной веры, так как боевые искусства в Китае сильно связаны с религией и философией. В качестве примера можно привести философский трактат Сунь-Цзы «Искусство войны», в котором описана не только стратегия и политика того, как нужно вести войны, но и разработана целая философия боевых искусств. Не стоит забывать и о связи боевых искусств с религией. Буддийские и даосские монахи были не только искусными врачами и учеными, но и отличными воинами. Путь Дао, основа китайской религии, также не оставляет

без внимания боевые искусства. Путь Дао означает духовное совершенствование человека, которое осуществляется на тренировках, тем самым воспитывая здоровый дух и формируя полноценную личность1.

Таким образом, можно сделать вывод, что китайские боевые искусства смогут по-настоящему раскрыться как инструмент «мягкой силы» только при их тщательном изучении. Достичь такого результата можно с помощью популяризации школ китайских боевых искусств.

Значение преподавания китайских боевых искусств заключается не только в формальной передаче знаний от учителя ученикам, но и в культурной коммуникации, которая воплощается в духовную силу, необходимую молодежи. Достойное обучение является не только средством сохранения культуры боевых искусств из поколения в поколение, но и важным элементом стратегии по усилению «мягкой силы» Китая.

При обучении китайским боевым искусствам очень важно не менять программу обучения под страну, в которой они будут изучаться; важно сохранять первозданный вид процесса обучения для того, чтобы иностранцы, изучая боевые искусства, окунулись в китайскую культуру, прочувствовали ее на всех культурных уровнях. Только тогда получится в полной мере реализовать «мягкую силу» Китая.

Будучи жемчужиной традиционной китайской культуры, боевые искусства, являясь важной культурной составляющей, играют большую роль в укреплении всесторонней национальной мощи Китая и его «мягкой силы». Китайская стратегия «Один пояс, один путь» является той платформой, которая обеспечит их популяризацию во многих странах и на всех культурных уровнях. Необходимо подчеркивать уникальное очарование боевых искусств, тем самым укрепляя их международный статус и международный имидж путем межкультурной коммуникации, что в результате создаст фундамент для великого омоложения китайской нации.

1 Дао дэ Цзин. Книга о Пути и Добродетели. М.: АСТ, 2016. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.