Научная статья на тему 'КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КНР'

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
393
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ / ЭПИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзэ Лю

Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью патриотического воспитания молодежи в современном китайском обществе, входящего в число приоритетных направлений образовательной политики КНР. Китайская народная песня рассматривается как средство воспитания патриотических качеств личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHINESE FOLK SONG AS A MEANS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The urgency of the research’s theme is determined by an important role of the patriotic education of youth in the modern Chinese society, included in the priority areas of the education policy of the People’s Republic of China. The Chinese folk song is considered as a means of the education of the patriotic personal qualities of students.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КНР»

педагогические науки

6. Vitlin Zh.L. Navyki i umeniya v psihologii i metodike obucheniya yazykam // Inostrannye yazyki v shkole. 1999. № 1. S. 21-26.

7. Glossarij psihologicheskih terminov / pod. red. N. Gubina [Elektronnyj resurs]. URL: https://vo cabulary.ru/termin/umenie.html (data obrashcheniya: 15.09.2021).

8. Dud'ev V.P. Psihomotorika: slovar'-spravoch-nik. M., 2008 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// vocabulary.ru/termin/umenie.html (data obrashcheniya: 15.09.2021).

9. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke: kniga dlya uchitelya. M., 1985.

10. Ivanova V.P., Palagina N.N. Uchebnyj slo-var' i personalii po vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii. Bishkek. 2002 [Elektronnyj resurs]. URL: https://vocabulary.ru/termin/umenie.html (data obrashcheniya: 15.09.2021).

11. Leont'ev A.A. Psihologicheskie osnovy obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu // Me-todika / pod red. A.A. Leont'eva, T.A. Korolevoj. M., 1982. S. 4-11.

12. Leont'ev A.A. Yazyk, rech', rechevaya deya-tel'nost'. M., 1969.

13. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lich-nost'. M., 1975.

14. Mil'rud R.P. Navyki i umeniya v obuchenii inoyazychnomu govoreniyu. // Inostrannye yazyki v shkole. 1999. № 1. S. 26-34.

15. Obshchaya metodika obucheniya inostran-nym yazykam v srednej shkole / pod red. A.A. Miro-lyubova, I.V. Rahmanova, V.S. Cetlin. M., 1967.

16. Oksfordskij tolkovyj slovar' po psihologii / pod red. A. Rebera. M., 2002 [Elektronnyj resurs]. URL: https://vocabulary.ru/termin/umenie.html (data obrashcheniya: 15.09.2021).

17. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. M., 1991.

18. Prikladnye aspekty sovremennoj psihologii: terminy, zakony, koncepcii, metody. Spravochnoe iz-danie / avt.-sost. N.I. Konyuhov. M., 1992 [Elektronnyj resurs]. URL: https://vocabulary.ru/termin/umenie. html (data obrashcheniya: 15.09.2021).

19. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. SPb., 2007.

20. Salistra I.D. K voprosu o sisteme urokov ino-strannogo yazyka // Obshchaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: hrestomatiya. M., 1991. S. 111-123.

21. Sovremennyj psihologicheskij slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. SPb., 2007.

22. Shatilov S.F. Metodika obucheniya nemec-komu yazyku v srednej shkole: ucheb. posobie dlya fak. i in-tov in. yaz. L., 1977.

O flro Цзэ, 2022

Psychological structure of speech activity as the basis of the system of exercises in teaching a foreign language

The article deals with the review of the psychological and methodological literature devoted to the issue of the typology of the exercises in teaching the speech activity. There are revealed three groups of the actions by the degree of their control in the structure of the speech activity on the basis of the analysis of the theoretical material that allowed to take into consideration the developed classifications in linguodidactics and to get the generalized system of the exercises.

Key words: speech activity, skill, ability, language exercise, speech exercise, system of exercises.

(Статья поступила в редакцию 14.02.2022)

лю цзэ

(волгоград)

китайская народная песня как средство патриотического воспитания обучающихся в кнр

Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью патриотического воспитания молодежи в современном китайском обществе, входящего в число приоритетных направлений образовательной политики КНР. Китайская народная песня рассматривается как средство воспитания патриотических качеств личности обучающегося.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, китайская народная песня, лирическая песня, обрядовая песня, эпическая песня.

Китайская народная песня несет в себе патриотическое содержание, поскольку она является важной основой и источником музыкальной культуры китайской традиции, имеющей многовековую историю своего развития. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить педагогический потен-

циал китайской народной песни в патриотическом воспитании обучающихся в Китае. для достижения этой цели необходимо охарактеризовать образный диапазон текстов народных песен, который представлен в музыкальном наследии Китая, а также определить функциональные возможности народной песни как воспитательного средства вокального искусства.

Народная музыка используется как в общеобразовательных школах КНР на уроках музыки, так и в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов, поскольку обладает высоким педагогическим потенциалом и помогает развивать необходимые патриотические качества личности молодежи. Использование народной музыки в учебно-воспитательном процессе, по мнению современных исследователей (Ван линьхуа [1], лю чжуо [2], чжао Юншань и чжан Сюэ-фэнь [9] и др.), позволяет:

- создавать благоприятные условия для актуализации индивидуальных возможностей обучающихся;

- открывать перспективу саморазвития каждой личности.

Согласно китайской философии, человек должен находиться ближе к природе и относиться к ней как к живому организму, чтобы прожить свою жизнь в гармонии и всей ее полноте. По мнению хуан дуаньи, именно общение с народным музыкальным искусством, которое воспевает красоту родной природы, смелость народных героев, позволяет формировать миропонимание и мирочувствование воспитанников, способствует формированию и развитию музыкально-эстетического вкуса, активизирует реализацию задач патриотического воспитания [3].

Важная роль в народной китайской музыке и песнях отводится родной природе, которая может быть представлена в одном произведении всеми временами года. Подобные аналогии с разными явлениями природы очень распространены в китайской народной музыке. о красоте родной природы свидетельствуют даже названия народных песен: «Когда растают на полях последние снега» («^йй 1Я1ШЬйШ17»), «Весна на озере» («;Й1±1 «Когда золотистыми искорками играют ветви ивы» («^Ё^^МШШ^»), «легкий ветерок задувает свечу» («ШЛ^А ^й») и др. [7].

В народных песнях повествуется о том, что родная природа рождает музыку, которая

является гармонией мира. Музыка, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на состояние природы, таким образом, природа и музыка образуют единое целое, что в итоге воздействует на отношения между людьми. Музыка, посвященная родной природе, способствует воспитанию и проявлению лучших человеческих качеств, заложенных в людях, влияет на настроение, мысли, чувства и стремления людей.

По мнению чжан шаотун, китайские народные песни отличаются богатой и своеобразной мелодикой с оригинальным сочетанием различных интонационных, ритмических и тембровых средств выразительности [8]. Как подчеркивает чжан хуэй, национальная музыка и поэзия сформировались под влиянием китайской народной песни, которая вдохновляла великих поэтов и композиторов на новые творения, ставшие бессмертными именно благодаря духовному строю народных песен, миру отразившихся в них чувств и мыслей [6].

Благодаря тонкой музыкальной речи китайская народная песня содержит яркие образы природы. Например, в песне «Ручей» («;ж») поется о звонком ручье, бегущем с гор, а молодые люди гуляют вдоль ручья и поют песни о любви. только особый музыкальный язык, которым обладает народная песня, способен выразить искренние чувства, о которых поется в песне.

эмоциональной выразительностью и красотой картин родной природы отличаются песни «я нарву полевых цветов» («^^Ж^ ЙШт^РЕ») и «Горная песня» («Ш!Ь). Необычайно красивой мелодией отличается старинная народная песня «Волны Красной реки»

(«ШШШ!»).

другим ярким примером народной лирической песни может служить девичья песня под названием «Проводы любимого» («^ Щ—ф/ЙЙЙА»). девушка грустит и молится о том, чтобы сильный дождь задержал отъезд любимого человека. текст и мелодия этой песни пронизаны светлым, искренним чувством молодой девушки. лирическое настроение также передает песня «Вышиваю я цветок» в которой девушки поют о любви, занимаясь рукоделием. Проводам невесты в дом жениха посвящена песня «Весной персик прекрасен и нежен»

Еще одним примером шутливой девичьей народной песни является песня «Выбор жениха» в которой девушка гада-

ет, кого же родители выберут ей в мужья. Эта песня также ярко передает озорное настроение девушки, которая теряется в догадках, подслушивая разговор родителей.

Противоположным настроением проникнута лирическая песня «Вода в реке» («ЯЖ 1Й7К»), в которой юноша смотрит на отражение луны в реке и тоскует по своей любимой. Минорным настроением также характеризуются лирические песни «Любовная» («Й'») и «Девушка жалуется» а также

песня о любви без взаимности «Ветер с востока» («^Д»). Печальная песня «Иволга» («^») повествует о том, что смерть может забрать с собой даже сильного воина [6].

Среди народных песен есть так называемые обрядовые песни, содержание которых посвящено самым главным моментам в жизни человека: рождению, достижению совершеннолетия, заключению брака, смерти. Обрядовым песням посвящены исследования Цяо Цзяньчжун [4]. Примерами могут служить свадебные песни: исполняемые во время сватовства при передаче свадебных подарков («Кипарисовый челн» («^Ю»), «Одежда зеленого цвета» («Ш^г&Ш»), «Новая башня» («^ЛШй») и др.), которые отличались жалобной мелодией, т. к. браки заключались без согласия и предварительного знакомства молодых. Свадебные песни, посвященные поездке за невестой, воспевали пышность и великолепие свадебного поезда («Сто колесниц» («—МШ^»), «Путь к невесте» ^») и др.). Обряду поднесения брачной чаши, когда новобрачные пьют вино, впервые увидев друг друга, посвящены песни «Встреча невесты» («Ш^гШё»), «Ты величава» К»)) [Там же].

Ярким патриотическим характером обладают народные эпические песни, в которых лирическое начало уступает место перечислениям заслуг героических предков. Героическим характером, по мнению Чжан Сяовэй, обладают песни-гимны - «Светлая, светлая доблесть» («^М»), «Воинственный» («ЙЙ») -воспевающие царя, который положил конец войне. Царю, который научил людей выращивать хлеб посвящен гимн «О, прекрасный» (« Щ» К//й»). Сохранились гимны, воспевающие героев, с именами которых связывались появление рода, излагались события, послужившие причиной национального праздника. Например, песня-гимн о походе Инь Цзифу против гуннов - «В шестую луну» («ШЛФй й»); песня о победах военачальника Фан Шу

кие науки -

«Собирали мы просо» («ШП^^Т^Ж»), «Державный» («^^»), «Уединенный храм»

(«ФЯЮ^Й»).

Каждый из гимнов воспевал одного героя, подробно излагал его биографию, при этом все герои гимна принадлежали к одному царственному роду. Исключением в этом плане являются гимны «Рождение народа» («—^Л

и «Пурпурная птица» В них давалось краткое описание истории появления земледелия, советы о проведении народных праздников, сельскохозяйственные советы и т. д. [5].

В целом народная песня заключает в себе огромный мир художественных образов и характеров, она способна наиболее полно отразить мир человеческих чувств, с точностью передать разные оттенки настроения. Народные песни, посвященные родной природе, повествуют не только о ее красоте, но и учат философскому пониманию природы как живого одухотворенного организма, наделенного разными свойствами. Именно это своеобразие песен о природе дает педагогу возможность научить воспитанников бережному отношению к ней, стремлению к единению и гармонии с природой, рациональному использованию природных богатств, а не беспощадному уничтожению.

Китайские народные песни, как подчеркивают вышеупомянутые исследователи, имеют свои особенности музицирования, которые связаны не только с народными традициями в целом, но и с конкретным регионом и провинцией. Исполнение народных песен не является статичным, а требует постоянного движения, танцевальных элементов, актерской игры, возможно и хоровое сопровождение. Следовательно, с целью патриотического воспитания необходимо знакомить обучающихся с традициями народного музицирования для формирования у них целостного представления о народном музыкальном искусстве. Вокальные занятия необходимо сочетать с изучением народных обрядов, элементов хореографии, чтобы помочь обучающимся прочувствовать красоту народной песни во всей ее полноте.

Резюмируя содержание вышеизложенного, отметим следующее. Педагогический потенциал вокального искусства заложен в культурных (музыкальных) традициях Китая, на которые необходимо опираться в процессе патриотического воспитания.

Наиболее ярко дух патриотизма в вокальном искусстве Китая выражен в народной пес-

не, занимающей очень важное место в жизни современного китайского общества. Народные песни отличает богатый образный диапазон текстов, который представлен в музыкальном наследии Китая лирическими, обрядовыми, эпическими песнями. Воспитательная сила народной песни заключается в приобщении учащихся к национальным культурным традициям посредством изображения природы родного края и различных сторон жизни китайского народа в разные периоды истории.

Воспитательная сила народных песен состоит также в их функциональных возможностях (лирические песни воспевают красоту родной природы и способствуют воспитанию и проявлению лучших человеческих качеств; эпические песни повествуют о смелости народных героев и побуждают последовать их примеру; обрядовые песни посвящены значимым моментам в жизни человека и учат почтению к древним народным традициям), которые в комплексе оказывают на обучающегося мощное педагогическое воздействие, вызывают определенные эмоции и переживания и способствуют формированию патриотических качеств личности, таких как любовь и уважение к родным местам, языку, культуре, традициям своего народа, чувство долга по отношению к Родине.

Список литературы

1. Ван Линьхуа. Патриотическое содержание уроков музыки в начальной школе. Преподавание и воспитание. 2017. № 2. С. 80-83 (на кит. яз.).

2. Лю Чжуо. Музыкальное образование в средней школе Хунань Гуанъи. Хунань, 2019 (на кит. яз.).

3. Хуан Дуаньи. О воспитании патриотизма и музыкальном образовании // Народная музыка. 2017. № 5. С. 177-178 (на кит. яз.).

4. Цяо Цзяньчжун. Многообразный мир китайской народной песни // Народная музыка. 2017. № 7. С. 53-55 (на кит. яз.).

5. Чжан Сяовэй. Эмоциональная сила китайских народных песен. Тяньцзинь, 2016 (на кит. яз.).

6. Чжан Хуэй. Музыкальный дух традиционной китайской песни // Общественные науки в Шаньдуне. 2019. № 9. С. 95-97 (на кит. яз.).

7. Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов. М., 2008.

8. Чжан Шаотун. Песни как часть китайской культуры // Народная музыка. 2018. № 11. С. 2632 (на кит. яз.).

9. Чжао Юншань, Чжан Сюэфэнь. Изучение традиционной музыкальной культуры Китая в стар-

ших классах // Северная музыка. 2019. № 9. С. 4147 (на кит. яз.).

* * *

1. Van Lin'hua. Patrioticheskoe soderzhanie uro-kov muzyki v nachal'noj shkole. Prepodavanie i vos-pitanie. 2017. № 2. S. 80-83 (na kit. yaz.).

2. Lyu Chzhuo. Muzykal'noe obrazovanie v sred-nej shkole Hunan' Guan'i. Hunan', 2019 (na kit. yaz.).

3. Huan Duan'i. O vospitanii patriotizma i mu-zykal'nom obrazovanii // Narodnaya muzyka. 2017. № 5. S. 177-178 (na kit. yaz.).

4. Cyao Czyan'chzhun. Mnogoobraznyj mir ki-tajskoj narodnoj pesni // Narodnaya muzyka. 2017. № 7. S. 53-55 (na kit. yaz.).

5. Chzhan Syaovej. Emocional'naya sila kitajskih narodnyh pesen. Tyan'czin', 2016 (na kit. yaz.).

6. Chzhan Huej. Muzykal'nyj duh tradicionnoj kitajskoj pesni // Obshchestvennye nauki v Shan'dune. 2019. № 9. S. 95-97 (na kit. yaz.).

7. Chzhan Czyun'. Kitajskaya narodnaya muzyka v professional'noj podgotovke studentov muzykal'-nyh fakul'tetov. M., 2008.

8. Chzhan Shaotun. Pesni kak chast' kitajskoj kul'tury // Narodnaya muzyka. 2018. № 11. S. 26-32 (na kit. yaz.).

9. Chzhao Yunshan', Chzhan Syuefen'. Izuchenie tradicionnoj muzykal'noj kul'tury Kitaya v starshih klassah // Severnaya muzyka. 2019. № 9. S. 41-47 (na kit. yaz.).

The Chinese folk song as a means of the patriotic education of students in the People's Republic of China

The urgency of the research's theme is determined by an important role of the patriotic education of youth in the modern Chinese society, included in the priority areas of the education policy of the People's Republic of China. The Chinese folk song is considered as a means of the education of the patriotic personal qualities of students.

Key words: patriotic education, the Chinese folk song, lyrical song, ceremonial song, epic song.

(Статья поступила в редакцию 21.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.