В.И. Трифонов'
КИТАЙ—США: «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ОТНОШЕНИЙ?
Аннотация. В статье рассматриваются состояние и перспективы современных китайско-американских отношений, анализируются усилия Вашингтона и Пекина, направленные на устранение возникшей в последние годы напряженности в двусторонних связях и налаживание между ними взаимодействия в решении двусторонних и международных проблем в свете строительства отношений «нового типа». Автор также отмечает серьезные противоречия, имеющиеся между сторонами, в частности, нарастающее противоборство в Азиатско-Тихоокеанском регионе и общее соперничество на международной арене.
Ключевые слова: Китай, США, отношения «нового типа», сохраняющееся противоборство.
Развитие обстановки в мире в XXI в. во многом будет зависеть от того, как станут складываться взаимоотношения двух крупнейших государств — Соединенных Штатов, сохраняющих позиции наиболее мощной державы мира, и поднимающегося Китая, завоевывающего одну позицию за другой. Станет ли мир свидетелем нарастающего противоборства между двумя гигантами, либо же эти две страны объединят усилия в построении устраивающего их миропорядка.
* Трифонов Виктор Иванович — Чрезвычайный и Полномочный Посол, с.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
Отношения сторон прошли через много этапов, периоды взлетов и падений, сотрудничества и острой враждебности. Готовность США после образования КНР смириться с новой реальностью сменилась, с началом Корейской войны, периодом длительной конфронтации, нанесшей немалый урон интересам обеих сторон. Затем, в условиях резкого ухудшения отношений Пекина с Советским Союзом, нарастания американо-советского противоборства, стороны пошли на сближение, установив в конце 1970-х годов запоздалые дипломатические отношения. Хотя США и другие западные страны сыграли немалую роль в экономическом подъеме КНР, однако особой близостью отношения сторон не отличались в силу сохраняющегося недоверия Соединенных Штатов к «коммунистическому Китаю», нежелания способствовать его усилению и из-за проводимой китайским руководством достаточно твердой линии на «независимость и самостоятельность». В 1980-е годы Пекин начал постепенно двигаться в сторону нормализации отношений с СССР. В драматические 1990-е годы, годы распада Советского Союза, откровенных попыток Вашингтона побудить Пекин последовать примеру СССР, жесткого давления на него, Китай решительно поддержал новую Россию в исключительно сложный для нее период. В Совместной декларации от 25 апреля 1996 г. стороны заявили, что они будут «развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке»1. Связи сторон были скреплены подписанием 16 июля 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР.
Достаточно позитивный и устойчивый характер американо-китайские отношения носили при президенте Дж. Буше (мл.) и в начальный период администрации Б. Обамы. В ходе ноябрьского (2009 г.) визита Б. Обамы в Китай стороны договорились об осуществлении далеко идущих совместных усилий по регулированию мировых проблем, подчеркнули, что они «разделяют широкие общие интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Именно в этот период ряд американских политиков, включая таких «тяжеловесов», как Г. Киссинджер и З. Бжезин-ский, выступили с идеями формирования 0-2, «Кимерики», оз-
наменовавшими попытки договориться с Китаем о совместном управлении мировыми делами, не растрачивая силы и ресурсы на опасное противоборство друг с другом.
В то же время продолжающийся уже три десятилетия стремительный рост экономической и совокупной мощи Китая, увеличение его военного потенциала вызывают все большую озабоченность в политических и военных кругах США, в американском конгрессе, у союзников Вашингтона, в первую очередь Японии.
Особое беспокойство США проявляют в связи с заметным усилением позиций Китая в Восточной и Юго-Восточной Азии, где КНР существенно потеснила Соединенные Штаты как в экономическом, так и в политическом плане. КНР заняла место США в качестве главного торгового партнера Японии, Южной Кореи, многих стран АСЕАН, Тайваня, играет активную роль в региональных организациях АТР, в жизни региона в целом. Дальнейшему упрочению позиций КНР в АТР способствует вступление в силу с 1 января 2010 г. зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН, совокупные параметры которой составляют 1,9 млрд населения, примерно 8 трлн долл. ВВП, 4,5 трлн долл. общего внешнеторгового оборота. Пекин развернул эффективную экономическую и политическую экспансию в Центральной Азии, на африканском континенте, в Латинской Америке.
Пекин не проявил особого интереса к идее американо-китайского «дуумвирата», где Китаю, нужно думать, отводилась подчиненная роль. КНР вновь подтвердила свой курс на независимость и самостоятельность, выразила несогласие с «гегемонией» какой либо крупной державы или группы держав. Китай также ясно дал понять, что не намерен подстраиваться под американские и западные воззрения в проведении своей внешней и внутренней политики, будет и дальше выстраивать собственную линию в вопросах прав человека, продвигаясь все дальше и дальше по пути укрепления демократии с «китайской спецификой». В докладе тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.) было прямо заявлено, что «нельзя копировать модель политического строя Запада».
Заметную остроту приобрели американо-китайские трения в торгово-экономической области, причем Вашингтон открыто об-
винил Пекин в «недобросовестной практике» в сфере проведения валютно-финансовой политики. В жесткой форме были выдвинуты требования ревальвировать юань, реформировать в сторону либерализации и большей прозрачности китайскую банковскую сферу. Свои не менее жесткие претензии к США предъявила и КНР.
Серьезное беспокойство в США и у азиатских союзников Вашингтона вызывают усиливающиеся военные возможности Китая, укрепление китайских ВМС с приобретением ими способностей выхода в открытый океан. С 2000 по 2012 г. военный бюджет КНР вырос в 7 раз, достигнув в 2012 г., по официальным китайским данным, свыше 106 млрд долл. А в 2013 г., согласно правительственному бюджету, Китай планирует увеличить затраты на оборону на 10,7 %, что составит 720,2 млрд юаней (около 114,3 млрд долл.)2. На XVIII съезде КПК было заявлено о планах превращения КНР в «мощную морскую державу». Согласно оценкам западных источников, в действительности военные расходы КНР еще намного больше указываемых. Так, по данным СИПРИ, в 2011 г. затраты Китая на оборону составили 143 млрд долл. (у США — 711 млрд долл., у Японии — 59,3 млрд)3. Причем китайские военные расходы растут опережающими темпами по сравнению с расходами соперников КНР.
Все это побудило Соединенные Штаты довольно круто поменять стратегию, взять курс на противодействие дальнейшему усилению Китая, его «сдерживание». Провозглашена линия на «возвращение США в Азию» в опоре на традиционных союзников (выступление 12 января 2010 г. в Гонолулу госсекретаря СШАХ. Клинтон)4. Заявлено, что XXI век будет тихоокеанским веком в политике США. Существенно активизировалась роль Вашингтона в региональных организациях АТР, США присоединились к тем из них, где они до последнего времени не участвовали. Задачи подкрепления позиций США в ряде ключевых стран региона преследовали ноябрьский (2010 г.) визит в Индию, Индонезию, Южную Корею и Японию президента Б. Обамы (по оценкам как американских, так и китайских экспертов, во всех этих поездках незримо присутствовала «тень Китая»), заявления президента Б. Обамы в рамках последних саммитов АТЭС, АСЕ-
АН, Восточноазиатского саммита, визитов президента в Индонезию и Австралию, а госсекретаря — на Филиппины.
Дальнейшее развитие американская линия на сохранение и упрочение лидирующего положения США в мировых делах и в Азии получила в послании Б. Обамы конгрессу «О положении страны» от 24 января 2012 г. и в докладе президента в Пентагоне «Сохранение глобального лидерства. Приоритеты обороны в XXI веке» (опубликован 5 января 2012 г.). Объявив о свертывании американских военных операций в ряде районов мира и о сокращении военных расходов США, Б. Обама указал, что эти меры никак не затронут Азиатско-Тихоокеанский регион5.
Политические декларации сопровождаются осуществляемыми Соединенными Штатами в последнее время масштабными шагами по дальнейшему укреплению своего военного присутствия в АТР. В частности, предусматривается дальнейшее усиление американской военной группировки на Тихом океане с упором на военно-морские и военно-воздушные компоненты; дальнейшее развертывание широкомасштабной глобальной и нацеленной на Восточную Азию региональной системы ПРО; укрепление военных баз на о. Гуам и на Окинаве с выделением для этого крупных денежных средств; увеличение военной помощи американским союзникам в АТР. Создается новый мощный военный комплекс в юго-западной части Тихого океана — размещение 2500 морских пехотинцев в Дарвине (Австралия) с определенным количеством флотских и авиационных соединений6. По заявлению 2 июня 2012 г. на конференции «Шангри-Ла Диалог» в Сингапуре министра обороны США Л. Панетты, если сейчас ВМС США разделены примерно поровну между Атлантическим и Тихим океанами, то постепенно соотношение будет изменено в пропорции 40/60. Через 8 лет США разместят в Азии 6 авианосных групп из 117.
США фактически заняли сторону Японии и стран ЮВА в их споре с Китаем из-за островов в акватории Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
Как противовес имеющимся в АТР региональным организациям — в целях обеспечения для США лидирующего положения — расценивается многими, в том числе китайскими анали-
тиками, активно продвигаемая Соединенными Штатами в последнее время идея Транстихоокеанского партнерства (ТТП)%.
Указанные шаги Соединенных Штатов, судя по оценкам китайских политологов и печати, рассматриваются в Китае как серьезный вызов, требующий адекватного ответа с китайской стороны.
Однако официальный Пекин, будучи пока не готовым к открытой схватке с США, предпочел занять сдержанную позицию, продолжая курс на постепенное наращивание сил и следуя заветам Дэн Сяопина — без особой нужды «не высовываться». В заявлениях высших китайских лидеров, представителей МИД с неизменным постоянством проводится мысль об отсутствии у КНР каких-либо экспансионистских устремлений, подчеркивается заинтересованность Пекина в укреплении и развитии отношений с США, «надлежащем урегулировании разногласий между сторонами».
Стремление КНР добиться взаимопонимания с Вашингтоном, в частности, наглядно проявилось в ходе визита в США в феврале 2012 г. Си Цзиньпина, бывшего в то время заместителем председателя КНР. При встрече с президентом Б. Обамой Си Цзиньпин выразил надежду, что его нынешняя поездка «окажет содействие непрерывному продвижению китайско-американских отношений сотрудничества и партнерства в правильном направлении», а в интервью газете «Вашингтон пост» 12 февраля он подчеркнул, что «китайско-американские отношения стали одними из самых важных, самых жизнеспособных
9
и самых потенциально значимых двусторонних связей в мире» .
Миролюбивые жесты со стороны КНР в адрес США еще больше участились после избрания президента Б. Обамы на второй срок, с появлением в американской администрации новых людей (особое удовлетворение в Китае вызвал уход с поста госсекретаря X. Клинтон, жесткие высказывания которой, как отмечалось в китайских СМИ, «нанесли большой вред двустороннему сотрудничеству»10).
Ряд важных заявлений, адресованных США, Си Цзиньпин сделал уже в качестве нового лидера Китая. В частности, в ходе встречи 19 марта 2013 г. с министром финансов США Д. Лью Си Цзиньпин заявил: «Китайская сторона готова продолжить
совместно с США усилия, исходя из стратегических интересов и долгосрочной перспективы, твердо придерживаясь основного курса на развитие отношений двух стран, неуклонно наращивать диалог, взаимодоверие и сотрудничество, уважать и учитывать ключевые интересы, важнейшие озабоченности друг друга, надлежащим образом урегулировать разногласия, общими усилиями построить основанные на сотрудничестве отношения партнерства и найти новую форму отношений между державами»11.
На специальной пресс-конференции по вопросам внешней политики 9 марта 2013 г. во время 1-й сессии ВСНП 12-го созыва министр иностранных дел КНР Ян Цзечи призвал США «искать общее при сохранении расхождений и работать над созданием путей отношений между крупными державами нового типа». Он выразил надежду, что «США будут вместе с Китаем прилагать усилия к наращиванию диалога и сотрудничества двух стран в АТР»12.
Понимание того, что настало время «договариваться» с Пекином, очевидно, пришло и к Вашингтону. Дальнейшее усиление напряженности с Китаем, обостряющиеся территориальные конфликты между странами АТР, грозящие перерасти в прямые столкновения, явно не входят в американские планы. Необходимо также учитывать созданную сторонами за последние десятилетия серьезную базу отношений, сложившуюся между ними тесную экономическую взаимозависимость, чем ни США, ни Китай рисковать не могут: объем китайско-американской торговли приближается к 500 млрд долл., КНР является крупнейшим держателем американского долга (закупки Пекином облигаций государственного займа США составили 1,265 трлн долл. и продолжают расти), Китай лидирует по числу обучающихся в США студентов — 194 тыс. человек из материковой части КНР (на конец 2012 г.), вместе же с Гонконгом, Макао и Тайванем — 226 тыс. человек и др.
Как следствие, сторонами предприняты заметные усилия, направленные на устранение возникшей в последние годы напряженности в китайско-американских отношениях, налаживание между ними взаимопонимания в решении двусторонних и международных проблем.
На заседании Азиатского общества США 11 марта 2013 г. в Нью-Йорке помощник американского президента по национальной безопасности Т. Донилон подчеркнул, что одной из главных целей США является «построение стабильных, продуктивных и конструктивных отношений с Китаем». Приход к власти в Китае нового руководства и переизбрание президента Б. Обамы на новый срок, сказал он, «знаменуют собой новый этап в американо-китайских отношениях», которые Т. Донилон охарактеризовал как «сочетание сотрудничества и соперничества». Особое внимание, по его словам, необходимо уделить налаживанию диалога между военными двух стран, что «является центральным в подходе ко многим источникам нестабильности и
13
потенциального соперничества между сторонами»13.
Принципиальное значение имел состоявшийся 14 марта 2013 г. разговор по телефону между Б. Обамой и Си Цзиньпи-ном, носивший исключительно теплый характер. Поздравив последнего с избранием на пост председателя КНР, Б. Обама заявил, что США намерены упрочить сотрудничество с Китаем, принять во внимание озабоченности другой стороны, содействовать развитию двусторонних торговых связей, обеспечить безопасность, стабильность и процветание в АТР14. Позднее излагая содержание своего разговора с американским президентом, Си Цзиньпин сказал: «Китайско-американские отношения переживают новый исторический период. В недавнем разговоре с президентом Б. Обамой мы договорились совместно стремиться к созданию отношений сотрудничества и партнерства, поиску путей к установлению отношений между крупными державами нового типа и определили стратегическое направление развития межгосударственных связей». Китайский лидер подчеркнул особое значение поддержания стратегических контактов на высшем уровне, выразил готовность сохранять обмены и связи с президентом Б. Обамой15 (с 2003 г. руководители двух стран встречались около 30 раз).
Последовали другие заявления подобного рода, лейтмотивом которых стал тезис о построении отношений между КНР и США «нового типа». По словам нового министра иностранных дел КНР Ван И (3 апреля 2013 г.), теперь необходимо «перевес-
ти достигнутые лидерами двух стран важные договоренности в конкретные действия»16. В свою очередь на приеме в Вашингтоне 17 апреля по поводу прибытия нового посла КНР в США Цуй Тянькая первый зам. госсекретаря США У. Бернс отметил, что «в американо-китайских отношениях наступил решающий этап развития»17. Американская сторона, сказал он, намерена совместно с китайской стороной «установить открытую, инклюзивную международную систему, основывающуюся на совместной безопасности и общем процветании». Достигнута договоренность о расширении «позитивного взаимодействия» сторон в АТР — в рамках созданного ранее двустороннего механизма на уровне заместителей министров иностранных дел.
В марте—апреле 2013 г. Китай посетил целый ряд высокопоставленных американских представителей: госсекретарь Д. Керри; министр финансов Д. Лью; первый заместитель госсекретаря США У. Бернс; бывший госсекретарь Г. Киссинджер, бывший министр финансов Г. Полсон. Практически все американские визитеры были приняты председателем КНР Си Цзиньпином, другими высшими китайскими руководителями. Разговоры носили конструктивный характер. Обе стороны выражали заинтересованность в дальнейшем укреплении отношений, расширении координации в региональных и международных делах. 8—12 июля 2013 г. в Вашингтоне был проведен 5-й американо-китайский стратегический и экономический диалог на уровне министров иностранных дел и финансов (прибыла большая делегации с участием представителей крупного бизнеса).
7—8 июня 2012 г. по инициативе американской стороны состоялась встреча в Калифорнии Б. Обамы и Си Цзиньпина (американцы воспользовались прошедшим в начале июня официальным визитом Си Цзиньпина в страны Латинской Америки, включая Мексику). Ранее — 26—28 мая — для ее подготовки Китай посетил помощник президента США по национальной безопасности Т. Донилон. Характеризуя эту встречу, 3. Бжезин-ский назвал ее «своевременной и необходимой» для обоих государств и для всего мира и подчеркнул, что США и КНР «несут
18
огромную историческую ответственность»18.
Стороны возобновили контакты по военной линии. 12 декабря 2012 г. в США прошел 13-й раунд консультаций между министерствами обороны двух стран (с китайской стороны делегацию возглавлял зам. начальника Генштаба, с американской — зам. министра обороны). 3 апреля 2013 г. состоялся — по инициативе американской стороны — разговор по телефону между министрами обороны США и КНР (Ч. Хейгел и Чан Вэньцю-ань). Китайский министр призвал своего американского коллегу «расширить практическое сотрудничество между армиями двух стран и активно содействовать установлению отношений нового типа на основе равенства, взаимовыгоды, сотрудничества и обоюдного выигрыша». Ч. Хейгел согласился со словами Чан Вэнь-цюаня и пригласил его посетить в нынешнем году США19.
21—25 апреля в Китае находился председатель Объединенного комитета начальников штабов США М. Демпси. При встрече с ним Си Цзиньпин выразил удовлетворение по поводу того, что «отношения между вооруженными силами Китая и США вышли за прошедший год на новый уровень»20.
По некоторым признакам, Вашингтон пытается сейчас оказать содействие сторонам, вовлеченным в территориальные конфликты в АТР, по снижению «накала страстей» и побуждению их решать проблемы путем мирного диалога. Это, в частности, проявилось во время февральского визита в США премьер-министра Японии С. Абэ. Согласно оценкам китайских наблюдателей, американцы на этот раз вели себя намного сдержанней в китайско-японском споре из-за островов Дяоюйдао (Сэнкаку), хотя США вновь подтвердили, что американские обязательства по защите Японии распространяются и на эти острова. По словам официального представителя МИД КНР Хун Лэя, США неоднократно давали обещания воздерживаться от выражения своей позиции относительно споров вокруг территориальной принадлежности островов в Южно-Китайском море. Мы надеемся на то, сказал он, что слова Вашингтона не будут расходиться с делом и что США «предпримут больше шагов, полезных для обеспечения мира и стабильности в регионе»21.
Пока трудно сказать, во что выльются отмеченные выше усилия сторон по налаживанию отношений, учитывая имеющие-
ся между ними серьезные противоречия, нарастающее противоборство в Азиатско-Тихоокеанском регионе в политической, экономической и военной сфере, соперничество на международной арене. Выступая в ноябре 2012 г. с докладом на XVIII съезде КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что «Китай будет твердо проводить независимую и самостоятельную внешнюю политику, охранять суверенитет и безопасность государства, интересы его развития и никогда не будет подчиняться какому-либо давлению извне». На мероприятиях в рамках коллективной учебы Политбюро ЦК КПК 28 января 2013 г. Си Цзиньпин подчеркнул: «Мы будем решительно идти по пути мирного развития, но ни в коем случае не станем отказываться от наших законных прав и интересов и не будем жертвовать жизненными интересами страны. Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем вести торговлю своими ключевыми интересами, ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы пожнем горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства»22.
Пекин жестко отвечает на обвинения США в нарушении прав человека в Китае, публикует собственные развернутые материалы относительно неблагополучного положения с правами человека в самих США (последний такой документ был выпущен пресс-канцелярией Госсовета КНР 21 апреля 2013 г.).
Серьезные разногласия между США и КНР сохраняются в торгово-экономической сфере. В последние годы стороны не раз подходили к той грани, за которой могла бы начаться торговая война. Хотя тайваньский вопрос сейчас несколько ушел в тень, он остается серьезным раздражителем в отношениях двух стран. Не вызывает сомнений, что США твердо намерены не допустить воссоединения Тайваня с КНР, что резко усилило бы мощь Китая, поставило под угрозу морские и воздушные коммуникации США и их союзников в стратегически важном регионе.
Касаясь российских интересов в затронутых вопросах, можно с достаточной уверенностью сказать, что китайско-американское сближение, даже если оно и произойдет, вряд ли серьезно скажется на отношениях РФ с Китаем, учитывая объективную заинтересованность Пекина в поддержании прочных связей с
Россией. Об этом достаточно ясно говорят характер и содержание визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в марте 2013 г. и достигнутые между сторонами договоренности.
Примечания
1 Сборник российско-китайских договоров. 1949—1999. М., 1999. С. 333.
2 Си Цзиньпин призвал армию к верности и соблюдению дисциплины // Синьхуа. 12.03.2013. ИЯЬ: http://russian.news.cn/dossiers/2013-03/12/ c_132226058.htm.
3 иЯЬ: www.sipri.org/yearbook/2012/fiIes/SIPRIYB12summary.pdf.
4 URL: www.state.gov/secretary/rm/2010/01/135090.htm.
5 URL: http://russian.news.cn/worId/2012-01/06c_131347060.htm.
6 URL: http://www.rusphbc.ru/2011/11/bIog-post_29.htmI.
7 Коммерсантъ-Власть. 11.06.2012.
8 URL: www.russian.china.org.cn 09-04-2012; www.russian.china.org.cn 19-01-2012.
9 URL: http://paper.peopIe.com.cn/rmrb/htmI/2012-02/15/nw.D110000ren mrb_20120215_4-01.htm?div=1.
10 Жэньминь жибао он-лайн. 15.04.2013.
11 URL: http://russian.news.cn/china/2013-03/19/c_132246410.htm.
12 http://russian.news.cn/china2013-03/09/c_132220735.htm.
13 URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/03/11/remarks-t om-doniIon.
14 Агентство Синьхуа. 15.03.2013.
15 URL: http://russian.news.cn/china/2013-04/14/c_132306656.htm.
16 Синьхуа. 15.04.2013.
17 Синьхуа.18.04.2013.
18 Синьхуа. 23.05.2013.
19 URL: http://russian. news.cn 2013-04-03.
20 Синьхуа. 23.04.2013.
21Синьхуа. 05.09.2012.
22 URL: http://russian.news.cn/china/2013-01/29/c_132136224.htm.