Научная статья на тему 'Китай после XVIII съезда КПК: новый внешнеполитический курс или новая риторика нового лидера'

Китай после XVIII съезда КПК: новый внешнеполитический курс или новая риторика нового лидера Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1212
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVIII СЪЕЗД КПК / НОВАЯ ПОЛИТИКА И НОВАЯ РИТОРИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / МИД КНР / MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS OF PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA / XVIII NATIONAL CONGRESS OF CPC / NEW POLICY AND NEW RHETORIC / CONTINUITY OF FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сачко Галина Владимировна

Даётся критический анализ формирующегося мифа о принципиальном изменении внешней политики КНР с приходом к власти Си Цзиньпина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China after XVIII National Congress of CPC: new course of foreign policy or new rhetoric of the new leader

The paper presents the critical analysis of newly appeared myth about the fundamental change in the foreign policy of PRC due to advent of Xi Jinping’s rule.

Текст научной работы на тему «Китай после XVIII съезда КПК: новый внешнеполитический курс или новая риторика нового лидера»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14 (343).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 15. С. 123-128.

Г. В. Сачко

КИТАЙ ПОСЛЕ XVIII СЪЕЗДА КПК:

НОВЫЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ИЛИ НОВАЯ РИТОРИКА НОВОГО ЛИДЕРА

Даётся критический анализ формирующегося мифа о принципиальном изменении внешней политики КНР с приходом к власти Си Цзиньпина.

Ключевые слова: XVIII Съезд КПК; новая политика и новая риторика; преемственность внешней политики; МИД КНР.

В последнее время все чаще в СМИ и в оценках экспертов можно встретить суждения

о коренных изменениях внешнеполитических действий и позиций китайского руководства. Особое подтверждение этому было найдено в недавнем введении Китаем в одностороннем порядке зоны опознавания ПВО в ВосточноКитайском море, которое было оценено как безапелляционное требование Китая. Речь шла

об уведомлении КНР всеми государствами о входе в данную зону их самолетов. Поскольку такая мера затронула интересы сразу нескольких государств: Южной Кореи, Японии и опосредованно США, это вызвало соответствующий резонанс. А именно, Япония и США объявили о своем непризнании китайской зоны и в подтверждение этого устроили «демонстративный пролёт десяти американских и японских военных самолетов»1.

Вот почему указанное событие с введением зоны ПВО в Восточно-Китайском море было оценено как «знаковое событие», свидетельствующее «о смене общей внешнеполитической и военной стратегии Китая» [здесь и далее - выделено курсивом нами], которая, в свою очередь, является «более напористой и более активной «новой стратегией» как ответ на «азиатскую стратегию США», т. е. выстраивание последними «кольца» против Китая посредством развития военно-политического сотрудничества США со странами Восточной Азии1.

Можно ли согласиться с таким принципиально важным утверждением о смене внешней политики КНР, а тем более ее стратегии?

На наш взгляд, дело обстоит несколько иначе. Новый лидер, Председатель КНР СИ Цзиньпин как истинно китайский лидер продолжает следовать курсу, заложенному его предшественниками и решениями последнего 18 Съезда КПК. Об этом свидетельствуют

как его заявления, так и его действия. Убедительным подтверждением этому служит его первое зарубежное турне после вступления в должность. С 22 по 30 марта 2013 г. Си Цзинь-пин нанес государственные визиты в Россию, Танзанию, ЮАР и Республику Конго, принял участие в проходившей в южноафриканском Дурбане 5-й встрече лидеров стран БРИКС.

Обратим внимание на то, что сама последовательность этих встреч и визитов строго соответствует субординации внешнеполитических ориентиров Китая, закрепленных в Докладе предшествующего лидера Китая Ху Цзиньтао на 18 Съезде КПК.

В IX разделе означенного доклада под заголовком «Продолжать продвигать вперед благородное дело мира и развития человечества» после общей оценки мировой ситуации и роли Китая в ней обозначены конкретные приоритеты двух- и многостороннего сотрудничества. Сначала отмечается намерение «с неизменной доброжелательностью и по-партнерски относиться к сопредельным странам, укрепляя с ними отношения дружбы и добрососедства, углублять взаимовыгодное сотрудничество и старательно добиваться того, чтобы они больше выгадывали от нашего развития»2. В своем интервью накануне государственного визита в Россию Си Цзиньпин, продолжая и развивая генеральную линию КПК и внешнеполитический курс КНР, отметил, что «Китай и Россия являются самыми главными и самыми важными стратегическими партнёрами, <...> ибо Китай и Россия предоставляют друг другу великолепные возможности развития <...> У наших стран <...> большие возможности взаимовыгодного сотрудничества <...> Народы Китая и России связывает древняя традиционная дружба,..»3.

При этом нужно отметить и несколько новый аспект китайско-российских отношений,

который сформулировал Си Цзиньпин: «Китайско-российские отношения уже вступили в новую фазу, когда Китай и Россия являются друг для друга <...> приоритетными партнёрами по сотрудничеству»3. Заметим, что статус ‘приоритетный партнёр’ существенно усиливает статус ‘стратегического’ партнёра, каковым называлась раньше Российская Федерация.

Вторым пунктом в первом внешнеполитическом турне нового лидера были страны Африки. Заметим сразу же, что именно в том же порядке это закреплено в материалах 18 Съезда КПК. В вышеуказанном разделе Доклада Ху Цзиньтао сказано: «Мы будем усиливать сплочение и сотрудничество с многочисленными развивающимися странами, вместе с ними охранять их законные права и интересы, поддерживать их в увеличении их представительности и права голоса в международных делах, навеки оставаться их надежными друзьями и искренними партнёрами»^. Новый лидер, в свою очередь, отметил, что «.и Китай, и африканские страны являются развивающимися государствами, у нас широкая сфера общих интересов. В последние годы китайско-африканские отношения получили на основе традиционной дружбы существенное развитие. Китай, одновременно с собственным развитием, неизменно оказывает посильную помощь для укрепления мира и развития в Африке, выступает в поддержку африканских стран в международных делах»5.

Обратим особое внимание на новую формулировку, характеризующую современное состояние китайско-африканских отношений, примененную Си Цзиньпином: «Наше взаимодействие приобретает стратегический и глобальный характер»5.

Третье место в зарубежном турне лидера КНР отведено участию в 5-й встрече руководителей стран БРИКС. И опять же этот третий приоритет полностью повторяет субординацию в тексте Доклада 18 партийного съезда, где Ху Цзиньтао от лица китайского народа и КПК утверждает: «Мы будем принимать активное участие в многосторонних делах, поддерживая ООН, “Группу 20”, ШОС, страны БРИКС и другие многосторонние международные общественные организации в активном выявлении их роли, стимулируя развитие международного порядка и международных систем в справедливом и разумном направлении»6. А это развитие международного порядка в справедливом и разумном направлении должно прояв-

ляться (как было отмечено прежним лидером ранее) и в увеличении представительности и права голоса в международных делах для развивающихся стран.

И именно в этом общепартийном ключе новый лидер Си Цзиньпин ответил на вопрос журналиста из Индии о том, какое влияние могут оказать страны БРИКС на мировой расклад и систему глобального управления: «Хочу подчеркнуть, что система глобального экономического управления должна отразить глубокие изменения в мировом экономическом устройстве, увеличить представительность и голос стран с формирующимся рынком и развивающихся стран... »7.

Более того, Си Цзиньпин не только следует установкам 18 Съезда КПК, но и берет на себя ответственность за выполнение задачи, поставленной этим же коллегиальным органом и сформулированной его предшественником Ху Цзиньтао: не только активно участвовать в международных организациях («Группа 20», ШОС, стран БРИКС), но и «активно выявлять их роль» в международных делах.

По словам министра иностранных дел КНР Ван И, в ходе 5-го Саммита БРИКС Си Цзинь-пин изложил китайскую позицию по вопросам направлений, принципов и сфер сотрудничества в рамках данного объединения. Китайский политический лидер выступил с инициативами, заявив о необходимости формирования глобальных партнёрских отношений, усиления координации в рамках осуществляемой макроэкономической политики и принятия совместного участия в выражении повестки дня международного развития. Си Цзиньпин подчеркнул необходимость совместных усилий по созданию интегрированного рынка в области торговли и инвестиций, многоуровневой системы в области валютно-финансового обращения, транспортно-коммуникативных возможностей на море, суше и в воздухе в области инфраструктуры, а также культурного обмена в области народного общения8.

В данном случае особо подчеркнем, что глава МИД Ван И, подводя итоги государственных визитов Си Цзиньпина в Россию, Танзанию, ЮАР и Республику Конго, а также его участия в 5-й встрече лидеров стран БРИКС дал весьма красноречивое название своему интервью: «Первая зарубежная поездка, продолжающая начатое и имеющая далеко идущее значение». Как показал нам краткий экскурс в исторические решения 18 Съезда КПК с целью

выявления преемственности первых внешнеполитических шагов нового лидера, сомневаться в оценке Ван И действий Си Цзиньпина как «продолжения» предыдущей линии партии и руководства КНР не приходится, так что весь вопрос в разгадке (прогнозировании) «далеко идущих последствий». А для этого необходимо внимательно отнестись к вкраплениям новой риторики в прежнюю партийную «научную концепцию развития как результата соединения марксизма с реалиями современного Китая и особенностями эпохи»9. И эти новации также уже были предусмотрены и одобрены 18 Съездом КПК, ибо сущность научной концепции развития в «раскрепощении сознания, реалистическом подходе к делу, движении в ногу со временем, стремлении к истине и праг-матизму»9.

В плане выявления этой творческой новизны во внешнеполитическом курсе нового лидера КНР, на наш взгляд, небезынтересно обратить внимание на такие новые тренды, как ‘китайская мечта’ и ‘новый интернационализм’.

Словосочетание ‘китайская мечта’ действительно впервые было введено в оборот Си Цзиньпином после избрания его Генеральным секретарем КПК во время его выступлений как внутригосударственного, так и международного уровней. Первоначально ‘китайская мечта’ использовалась только по отношению к китайскому народу и Китаю и соотносилась с «великим возрождением китайской нации» к 50-м гг. XXI в., построением среднезажиточного общества, выхода Китая за пределы аграрного общества, достижения устойчивого и здорового экономического развития страны на основе научно-технического прогресса, инновационных технологий, расширения народной демократии и т. п. Решение этих задач должно было повысить «индекс счастья» всего общества на основе как материальных, так и нематериальных факторов. Генсек Си Цзиньпин торжественно провозгласил, что «осуществление «китайской мечты» о великом возрождении китайской нации невозможно без совместных усилий всех сынов и дочерей страны»10. Но традиционная составляющая в деятельности нового лидера не ограничилась только ссылками на решения предшествующего руководства партии, а проявилась еще и в том, что в связке ‘внутренняя -внешняя политика’ первая всегда в Китае играла определяющую роль, и всякое её изменение или новое осмысление вело, соответственно, и к переформулированию второй - внешней. То

же самое, на наш взгляд, произошло и в данном случае. Постепенно ‘китайская мечта’ из мечты отдельно взятого китайского народа стала перерастать в мечту других народов (‘африканскую мечту’) и даже всего человечества.

Так, например, уже через 3,5 месяца (19.03.2013 г.) в интервью с корреспондентами СМИ стран БРИКС в ответ на вопрос Агентства Синьхуа: «Вы недавно представили Китайскую мечту о великом возрождении китайской нации, а к чему относится Китайская мечта в мировом плане?» - Председатель КНР сказал следующее: «За 30 с лишнем лет реформ и открытости в социально-экономическом развитии Китая достигнуты огромные успехи, заметно повысился уровень жизни народа. Это не только в интересах Китая, но и всего мира. Народ Китая патриотичный и в то же время интернационалистичный, с широкой душой и глобальным кругозором. С ростом мощи государства Китай готов взять на себя большую международную ответственность и обязанность по мере своей возможности, внести больший вклад в великое дело мира и развития во всем мире»11. Отметим сразу же, что новаторством Си Цзиньпина в данном случае является только соотношение этого внешнеполитического курса с понятием ‘китайская мечта’, самого же содержание полностью тождественно материалам 18 Съезда КПК: «Китай будет неизменно связывать интересы китайского народа с общими интересами народов всех стран, принимать более активное участие в международных делах, играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на бросаемые вызовы глобального характера»12.

И эти же сравнительные сопоставления в трактовке Си Цзиньпином «китайской мечты» глобального масштаба с установками 18 партийного съезда можно продолжить:

Си Цзиньпин: «Мы хотим, чтобы все государства, разные цивилизации были равноправными, учились друг у друга и вместе шли вперед по пути прогресса.»13.

18 Съезд: «Мы выступаем за распространение духа равноправия, взаимодоверия, толерантности, учёбы друг у друга, сотрудничества и взаимного выигрыша в международных от-ношениях»14.

Си Цзиньпин: «Мы хотим <...> чтобы все страны мира прилагали общие усилия к формированию гармоничного мира с долгосрочным миром и совместным процветанием»15.

18 Съезд: «.ширить точки соприкосновения и интересов всех сторон, продвигать создание гармоничного мира с прочным миром и общим процветанием»16.

Си Цзиньпин: «Мы хотим <.> чтобы народы всех стран имели доступ к достижениям мирового экономического и научного развития, чтобы их воля и стремление уважались.»17.

18 Съезд: «.создавать новый тип отношений партнёрства в глобальном развитии, более равноправных и выровненных <...> ширить общие интересы человечества»18.

И еще, наиболее важный аспект в связи с распространением мнения, что ‘китайская мечта’ Си Цзиньпина есть не что иное, как заявка нового лидера на гегемонистскую претензию. Но даже если с этим соглашаться, то почему считать это «новшеством»? Ведь и в этом посыле Си Цзиньпин - лишь верный последователь выработанной коллективным партийным руководством установки. Сравните сами.

Си Цзиньпин: «Некоторые в мире опасаются, что Китай, когда он станет сильным, будет добиваться гегемонии и третировать других. Такие опасения напрасны. Китай многократно давал серьезное слово международному сообществу, что будет неуклонно идти по пути мирного развития, никогда не будет претендовать на гегемонию и экспансию. Как гласит китайская поговорка: “Раз слово дал, то его ис-

19

полняй »19.

18 Съезд: «Китай выступает против всех видов гегемонизма и силовой политики, не вмешивается во внутренние дело других стран и никогда не будет стремиться ни к гегемонии, ни к экспансии»20.

Возможность гегемонизма и экспансии со стороны Китая вновь возникла как обсуждаемая проблема в связи с появлением ‘африканской мечты’, сопряженной с ‘китайской мечтой’. Это произошло после 25 марта 2013 г., когда Председатель КНР в Дар-эс-Саламе изложил китайскую политику в отношении Африки. Поскольку, согласно выступлению Си, китайский народ стремится к осуществлению мечты великого возрождения китайской нации, а у африканского народа тоже есть африканская мечта самостоятельного процветания, развития и подъёма, то народы Китая и Африки, как давние друзья, должны укреплять сплоченность и взаимодействие, усиливать взаимную поддержку и помощь в интересах осуществления каждым своей мечты. И при этом совместно с международным сообществом работать на

осуществление «мировой мечты»: установления прочного мира, общего процветания и развития человечества.

Обращаясь к комментарию самого главного и официально значимого интерпретатора

- министра иностранных дел КНР Ван И - об этой речи Си Цзиньпина находим следующую оценку: «Рассказывая о “китайской” и “африканской мечтах”, а также о “мечте нашего мира”, Си Цзиньпин сумел рассмотреть вопрос устремления китайского народа в контексте общего ожидания народов всего мира»21.

Итак, ‘китайская мечта’ не просто сопрягается, а практически совпадает с ожиданиями (мечтами) народов всего мира. Это требовало дополнительной аргументации, а еще лучше

- основательной теоретической проработки. И отчасти этот «заказ» сверху был исполнен официальной газетой «Хуаньцю шибао», поместившей статью «Китай берет курс на «новый интернационализм». «Суть “нового интер-националима”, - говорится в ней, - в том, что Китаю надо брать на себя большую международную ответственность, по мере сил предоставлять еще большую помощь развивающимся странам, прикладывать еще больше усилий для сохранения стабильного мирового порядка, исполнять еще больше обязательств и стремится направить развитие международного порядка в справедливое и рациональное русло»22. Пока все изложенное полностью соответствует всей устоявшейся официальной риторике партийного руководства КНР. Творческий прорыв совершается в следующих двух положениях.

Первый. «Переход к политике “нового интернационализма” значит, что ради защиты общих интересов всего человечества китайский народ готов пойти и на возможные жертвы».

Второй. «“Новый интернационализм” требует, чтобы мы устранили перекос во внешней политике, в которой упор сейчас делается на материальную выгоду, и увеличили нашу нравственную вовлеченность в дела мира».

Находим в указанной статье и обоснование этих двух новых аспектов внешнеполитической деятельности Китая. В связи с первым

- «защитой общих интересов всего человечества», декларируется, что «Китаю не привыкать в обстановке экономического кризиса затягивать пояс потуже, чтобы выполнить свой интернациональный долг, мы делали это и раньше. Но, как неоднократно говорил товарищ Дэн Сяопин, стоит лишь подождать, когда возможности Китая вырастут, и тогда мы

сможем сделать еще больший вклад в развитие человечества. И сегодня это время пришло <...> у нас есть уверенность в собственных силах <...> За тридцать лет мы добились того, что наша быстро растущая экономика стала настоящим экономическим чудом»22.

Необходимость другого изменения во внешней политике (в отличие от первого, сугубо экономического, материально-обоснованного) основывается на духовных, нравственных, идеологических факторах. Интернационализм, понимаемый как взаимопомощь и сотрудничество, в своих истоках проецируется на конфуцианство: «Вспомним “Беседы и суждения” Конфуция: “Человеколюбивый человек - это тот, кто, стремясь укрепить себя [на правильном пути], помогает в этом и другим, стремясь

добиться лучшего осуществления дел, помога-

22

ет в этом и другим”»22.

Кроме этой «переклички» интернационализма с традиционной китайской культурой, есть еще и теория и практика китайского социализма, при котором «идеи интернационализма красной нитью проходят через всю историю внешней политики Китая»22. Таким образом, подводится итог: «фактически, курс на интернационализм является отражением китайской системы ценностей в нашей внешней полити-

ке»22.

Из содержания статьи остается без ответа вопрос о том, на какие «возможные жертвы» готов пойти китайский народ в своем «человеколюбивом» новом интернационализме, но предупреждается его неверное истолкование. «Мы принимаем тот факт, что еще долгое время капитализм и социализм будут сосуществовать, поэтому “новый интернационализм” отнюдь не ставит задачи разжечь новую идеологическую борьбу <...> Высшей же наградой будет то, то дипломатия “нового интернационализма” - это, по сути, воплощение стремления к проведению в наше время политики истинной добродетельности, которая сделает Китай развитым государством, пользующимся уважением всего человечества»22.

Несмотря на все эти официальные и полуофициальные заявления Китая, он не избежал обвинения в переходе к политике «нового колониализма» по отношению к странам Африки. В результате китайскому руководству и китайским специалистам с опорой на представителей африканских стран приходится приносить объяснения. Так, глава МИД КНР Ван И, после посещения Председателем КНР

африканских стран, подчеркнул: «Руководители африканских стран отметили, что африкано-китайское сотрудничество нацелено на достижение взаимной выгоды и обоюдного выигрыша и встречает одобрение со стороны африканского народа <...> Они также выразили сильное желание, чтобы Китай увеличил масштабы сотрудничества с Африкой, и опровергли абсурдные рассуждения о “новом колониализме” КНР в Африке»23.

А заместитель руководителя китайского Института по изучению международных проблем Дун Маньюань, в свою очередь, утверждает, что китайские проекты по оказанию помощи Африке «все больше сосредоточиваются на народной жизни»24. Китай сейчас стремится придать импульс занятости и улучшению условий народной жизни в Африке, помочь Африке сформировать потенциал для устойчивого развития. «Китайско-африканское сотрудничество существенно отличается от помощи, оказываемой Африке западными странами, -разъясняет Дун. - Китай уважает выбранные африканскими странами и соответствующие их реалиям пути и системы, а Запад, предоставляя помощь, часто выдвигает политические условия»24. Таким образом, этот ученый муж «переводит стрелки» с Китая на Запад, доказывая, что именно последний и является источником неоколониализма.

Последний пример подводит нас к еще одному актуализирующемуся аспекту внешней политики КНР - некоторому обострению китайско-американских отношений, а вернее, их выяснению. Встречается даже экспертная оценка, что Китай готовится к осуществлению «реглобализации», имеется в виду противостояние американскому глобализму. По нашему мнению, гораздо точнее говорить об «альтер-глобализме» Китая, поскольку последний не просто противостоит американоцентризму, а активно выдвигает свой проект глобального порядка (гармоничный, справедливый, равноправный мир для разных стран, предоставляющий равные возможности на основе взаимовыгодного сотрудничества).

Более того, Китай определяет и своё место, и свою роль в устройстве этого мира. Эта миссия большой и ответственной страны с нарастающим «новым интернационализмом» и «активным выявлением роли» международных организаций - «Группы 20», ШОС, БРИКС и др. Все это уже было зафиксировано в решениях 18 Съезда КПК и, естественно, проводится в

жизнь ее новым лидером Си Цзиньпином. Если современным экспертам кажется, что нынешняя политика КНР стала принципиально или стратегически другой, то это не так, что мы и отмечаем, обращаясь к материалам последнего партийного съезда, а если наблюдатели отмечают «большую жесткость», «активность», а мы еще добавили и «новую риторику» начинающего китайского лидера V поколения, то с этим можно и согласиться: новый лидер - новая тактика, но прежняя стратегия.

Исходя из этого вывода, вернемся к начальному эпизоду в нашей статье, а именно событию, которое было оценено как доказательство изменения внешнеполитической стратегии Китая. Речь шла о зоне распознавания ПВО в Восточно-Китайском море, вызвавшая неудовольствие или даже «демонстрацию» силы со стороны заинтересованных стран - Японии, США, Южной Кореи.

Но так ли это неожиданно со стороны китайского государства, которое в своем главном стратегическом документе, открытого для всего мира, провозглашает: «Мы определяем собственную позицию и политику в зависимости от существа дела <...> Необходимо в соответствии с новыми требованиями <...> государственной безопасности <...> проводить военно-стратегический курс на активную оборону, уделяя при этом повышенное внимание безопасности морского, космического и сетевого пространства <...> Мы будем с непоколебимой стойкостью охранять суверенитет и безопасность государства и никогда не будем подчиняться какому бы то ни было давлению извне»25.

Примечания

1 Кирьянов, О. Китай меняет стратегию в Восточной Азии [Электронный ресурс] // Рос. газ. URL : http://www.rg.ru/2013/12/03/azia-site.html (дата обращения: 03.12.2013).

2 Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК [Электронный ресурс] // Жэньминь жибао. URL : http:// russian.people.com.cn/31521/8023881.html (дата обращения: 19.12.2012).

3 Стенограммы интервью Председателя КНР Си Цзиньпина корреспондентам СМИ стран

БРИКС [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. URL : http://www.fmprc.gov.cn/ ms/wjdt/zyjh/t102307Lshtml (дата обращения:

19.03.2013).

4 Полный текст доклада.

5 Стенограммы интервью.

6 Полный текст доклада.

7 Стенограммы интервью.

8 Первая зарубежная поездка, продолжающая начатое и имеющая далеко идущее значение [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. URL : http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/zyjh/ t1028765.shtml (дата обращения: 31.03.2013).

9 Полный текст доклада.

10 Ради китайской мечты 1,3 млрд человек -председатель КНР, председатель ЦВС КНР Си Цзиньпин [Электронный ресурс] // CNTV - Це-тральное телевидение Китая. URL : http://www. cntv.ru/2013/03/17/ARTI1363485520326746. shtml (дата обращения: 17.03.2013).

11 Стенограммы интервью.

12 Полный текст доклада.

13 Стенограммы интервью.

14 Полный текст доклада.

15 Стенограммы интервью.

16 Полный текст доклада.

17 Стенограммы интервью.

18 Полный текст доклада.

19 Стенограммы интервью.

20 Полный текст доклада.

21 Первая зарубежная поездка, продолжающая начатое и имеющая далеко идущее значение.

22 Сунь Жу. Китай берет курс на «новый интер-

национализм» (Газета «Хуаньцю шибао», Китай) [Электронный ресурс] // ИноСМИ.ги. URL : http://inosmi.ru/world/20130115/204641939.

html (дата обращения: 15.01.2013).

23 Первая зарубежная поездка, продолжающая начатое и имеющая далеко идущее значение.

24 Зарубежное турне Си Цзиньпина было плодотворным - эксперты [Электронный ресурс] // Жэньминь жибао. URL: http://russian.people. com.cn/31521/8189860.html (дата обращения:

01.04.2013).

25 Полный текст доклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.