Научная статья на тему 'Китай и СНГ: интеграция или экспансия?'

Китай и СНГ: интеграция или экспансия? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1385
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / CHINA / ECONOMIC AGREEMENTS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ян Фань

В статье проводится обзорное исследование состояния отношений между современным Китаем и странами, образовавшимися после распада СССР и составившими новое политическое образование Содружество независимых государств, а также с отдельными входящими в СНГ государствами. В центре исследования стоит проблема оценки характера экономического сотрудничества между этими субъектами как общей интеграции либо экономической экспансии одной страны против другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA VS. THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: INTEGRATION OR EXPANSIONISM?

The paper carried out a survey on the state of relations between the contemporary China and the countries that have appeared after collapse of the USSR and further have formed a new political association, the Commonwealth of Independent States, as well as relations with individual countries being member states of the CIS. The study focused on the issue of assessing the nature of economic cooperation between these entities being either general integration or economic expansionism of either country against the other one.

Текст научной работы на тему «Китай и СНГ: интеграция или экспансия?»

УДК 33 ЯН ФАНЬ

Аспирант, Кафедра«мировая экономика и менедмент», Кубанский государственный университет, (КНР) e-mail: fanyang2010@yandex.ru

КИТАЙ И СНГ: ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ЭКСПАНСИЯ

В статье проводится обзорное исследование состояния отношений между современным Китаем и странами, образовавшимися после распада СССР и составившими новое политическое образование - Содружество независимых государств, а также с отдельными входящими в СНГ государствами. В центре исследования стоит проблема оценки характера экономического сотрудничества между этими субъектами как общей интеграции либо экономической экспансии одной страны против другой.

Ключевые слова: Содружество независимых государств (СНГ), Китай, экономические соглашения, интеграция.

YANG FAN

Graduate student, Department of world economy and management, Kuban state University, China e-mail: fanyang2010@yandex.ru

CHINA VS. THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: INTEGRATION OR

EXPANSIONISM?

The paper carried out a survey on the state of relations between the contemporary China and the countries that have appeared after collapse of the USSR and further have formed a new political association, the Commonwealth of Independent States, as well as relations with individual countries being member states of the CIS. The study focused on the issue of assessing the nature of economic cooperation between these entities being either general integration or economic expansionism of either country against the other one.

Key words: Commonwealth of Independent States (CIS), China, economic agreements, integration.

Восстановление между Китаем и Советским Союзом экономических отношений в некоторой степени совпало по времени с началом распада СССР на ряд государств, объявивших о смене системы построения национальной экономики. Почти сразу стартовал процесс их интеграции в новом качестве и составе, поэтому система взаимоотношений с КНР стала приобретать принципиально новые черты: субъектами внешнеэкономических взаимоотношений стали выступать как интеграционные объединения, так и отдельные государства постсоветского пространства, одновременно входящие в эти самые объединения.

Интеграционные процессы на самом постсоветском пространстве имеют много направлений и приводят к образованию целого ряда международных экономических соглашений, потому СНГ как самостоятельный участник внешнеэкономических отношений упоминается в настоящей статье с некоторой долей условности.

Само по себе развитие внешней торговли и других взаимовыгодных процессов еще не говорит о реальной интеграции, но уже о предпосылках к ней или о начале процесса. И само собой разумеющимся является то, что каждая сторона в этих процессах стремится к наибольшей собственной выгоде. На настоящий момент можно предположить, что интересы Китайской Народной Республики и интересы государств - бывших республик Советского Союза, а ныне в большей части Содружества независимых государств и других интеграционных образований - в основных своих моментах не просто совпадают, но и дополняют друг друга, создавая поле для совместной деятельности.

Интеграция - процесс во многом объективный, движимый экономическим развитием, однако невозможный без государственного участия как политического гаранта и инициативного толкователя международного права. Потому интеграция, конечно же, процесс инициируемый политическим руководством хотя бы и в выполнение социального заказа от бизнес-элиты.

Отказавшись в рамках проведения экономических реформ от изоляционистской политики [3, с. 268-269], Китай активно строит сотрудничество не только в формате общения с межгосударственными структурами или с Российской Федерацией как лидером постсоветского мира, но и с другими государствами СНГ - особенно выделяется здесь среднеазиатский регион. Но и Белоруссия не остается без внимания. При этом внешнеэкономическая политика КНР имеет комбинаторный характер. Так сложилось, что экономические отношения Китая и стран-членов СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, особенно стран-лидеров, «большой четверки СНГ» - России, Казахстана, Белоруссии и Украины, строятся на попытках взаимного проникновения на рынки друг друга. При этом объективно сохраняется некоторая специализация стран. При этом экономическое сотрудничество вполне успешно подкрепляется и политическими комбинациями. Политическая составляющая в данном случае обеспечивает стабильность отношений ничуть не меньше, чем взаимопроникновение экономических интересов. Пример тому - участие КНР в Шанхайской организации сотрудничества, но при этом ни в Евразийский союз, ни в другие подобные объединения, судя по открыто публикуемой информации, Китай ни с Россией, ни с другими постсоветскими республиками вступать не спешит. Хотя и в формате ШОС можно говорить об элементах экономической интеграции. Система Шанхайских договоренностей предпо-

лагает межгосударственное сотрудничество внутри самой организации, но никакой особой структуры, выполняющей функции надгосударственного правительства, ШОС не создало.

Лидирующие страны СНГ - так называемая «большая четверка» - все активнее работают с азиатскими ведущими и быстро растущими индустриальными центрами. «При этом для четырех крупнейших экономик СНГ торговые отношения внутри региона утрачивают прежнюю значимость по мере роста объемов торговли с Китаем и другими странами Азии. Преобразования в структуре торговли стран "четверки" могут иметь геополитические последствия, в основном для России, которая в настоящее время стремится играть роль гравитационного центра на постсоветском пространстве, отмечается в исследовании HSBC» [1]. Со стороны России, безусловно, есть претензия на лидерство в регионе, в том числе в установлении и поддержании внешнеэкономических отношений с Китайской Народной Республикой.

Приведенная ниже таблица сравнительных показателей внешнеторгового оборота с рядом стран наглядно демонстрирует место, которое занимает КНР в системе внешнеэкономических связей России.

Таблица 1. Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами [11]

Table 1. Foreign trade turnover of the Russian Federation with the main trading partners [11 ]

Январь-апрель 2014г. Справочно январь-апрель 2013г.

Млн долларов США в % к Млн долларов США в % к

январю-апрелю 2013г. итогу январю-апрелю 2012г. итогу

Внешнеторговый оборот 262 723 97,2 100 270 388 100,2 100

в том числе:

страны дальнего зарубежья 229 265 97,9 87,3 234163 101,7 86,6

из них: страны Евросоюза 130 162 96,61) 49,5 134 7971) 100,4 49,9

из них:

Бельгия 4 747 117,0 1,8 4 058 108,4 1,5

Германия 23 718 106,6 9,0 22 240 93,1 8,2

Испания 3 509 101,8 1,3 3 446 117,5 1,3

Италия 16 472 93,9 6,3 17 543 126,0 6,5

Латвия 5 091 129,3 1,9 3 936 112,6 1,5

Нидерланды 23 974 89,1 9,1 26 918 99,0 10,0

Польша 8 456 97,2 3,2 8 696 89,2 3,2

Словакия 3 242 107,4 1,2 3 019 92,5 1,1

Соединенное Королевство (Великобритания) 7 229 99,7 2,8 7 248 105,5 2,7

Финляндия 5 272 88,5 2,0 5 957 104,8 2,2

Франция 6 395 79,8 2,4 8 011 90,0 3,0

Чешская Республика 3 431 117,9 1,3 2 909 78,6 1,1

страны АТЭС 67 972 102,9 25,9 66 030 106,7 24,4

из них:

Китай 29 416 104,0 11,2 28 287 103,5 10,5

Республика Корея 8 378 102,4 3,2 8 181 115,4 3,0

США 8 981 109,1 3,4 8 232 90,7 3,0

Япония 10 259 92,9 3,9 11 044 113,8 4,1

Турция 10 657 97,5 4,1 10 926 102,1 4,0

Швейцария 2 793 71,9 1,1 3 882 86,2 1,4

государства-участники СНГ 33 458 92,4 12,7 36 225 91,5 13,4

страны ЕврАзЭС 17 451 86,0 6,6 20 296 96,3 7,5

из них:

государства-члены Таможенного союза 16 528 85,7 6,3 19 275 94,8 7,1

в том числе:

Беларусь 10 110 86,0 3,8 11 760 89,8 4,3

Казахстан 6 418 85,4 2,4 7 515 104,0 2,8

Киргизия 633 82,5 0,2 767 149,9 0,3

Таджикистан 290 114,5 0,1 253 105,1 0,1

Украина 12 149 100,1 4,6 12 136 81,9 4,5

При этом преимущества Российской Федерации и Казахстана во внешнеторговых связях с Китаем по сравнению с другими странами Содружества в том, что у этих двух стран наибольшие возможности в выстраивании положительного сальдо внешней торговли с КНР во многом благодаря выгоднейшей товарной позиции - энергоносителей, столь необходимых для нормального развития Китая.

Хотя Казахстан и осуществляет широкое сотрудничество с Китайской Народной Республикой в области поставок энергоносителей, однако России явно уступает, особенно по результатам последних соглашений между КНР и РФ [6]. Но все-таки Китай явно активен в развитии двухсторонних отношений с Казахстаном, используя формат Шанхайской организации сотрудничества. «15 июня 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества, многочисленные соглашения были подписаны в рамках ШОС, приняты такие значимые документы, как "Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества", "Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества между странами-членами ШОС" и др., что способствовало ускоренному развитию сотрудничества между государствами - членами ШОС.

Если обратиться к цифрам, то можно констатировать, что в 2001 г. товарооборот между Китаем и Казахстаном составил 1.288 млрд долл. США, а в 2008 г. - 17.55 млрд долл. США. В настоящее время сфера сотрудничества в основном ограничена в энергетике, однако в перспективе планируется ее расширение и развитие связей в несырьевом секторе» [9]. Таким образом, в постсоветский период происходит экономическое проникновение Китая в страны Центральной Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества, этому способствует формат двусторонних отношений ШОС. И Казахстан выступает наиболее активным торговым центрально-азиатским партнером Китайской Народной Республики. Хотя говорить в этом случае об экономической экспансии Китая в Центральной (Средней) Азии, наверное, преждевременно. В какой-то степени Россия является уравновешивающим фактором для сохранения за центрально-азиатским сотрудничеством характера более интеграционного взаимопроникновения, чем экспансии на рынки сбыта.

Возрастание роли китайского экспорта в мировой торговле промышленными товарами глубокой переработки объективно должно влиять на сдвиг внешнеторгового сальдо в пользу КНР, однако в российско-китайской торговле сохраняется преобладание российского экспорта над китайским импортом. Предположительно, сохранение такого положения происходит за счет высокой доли топливно-энергетических товаров в общем объеме экспорта России в Китай. Этот показатель в 2006 г., например, был равен 42% от общего объема российского экспорта. Приведенная ниже таблица иллюстрирует стабильно сохраняющийся перевес российского экспорта в общей динамике китайско-российской торговли. Сохранение этого соотношения позволяет РФ сохранять взаимовыгодный баланс присутствия в Центральной (Средней) Азии.

[10]

Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта России с Китаем за 2001 - 2005 гг. ($, млрд)

Figure 1. Dynamics of exports and imports of Russia with China for 2001 - 2005 (us$billion)

Подводя некоторый итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Китай на современном этапе уже в достаточной степени интегрирован в экономическое пространство Центральной (Средней) Азии, на другом полюсе интеграции находится Россия, стратегический партнер КНР и одновременно самый мощный сдерживающий фактор от перерастания отношений сотрудничества Китая и стран СНГ в эффективную экспансию Китая на постсоветском пространстве. Институционально интеграционное пространство, в которое включен Китай, оформлено Шанхайской организацией сотрудничества.

Некоторые сдвиги в мирном экономическом сотрудничестве-соперничестве могут совершиться в связи с развитием собственных платежных систем Российской Федерации и Китайской Народной Республики, а также с постепенным внедрением расчетов внешнеторговых операций через национальные валюты - юань и рубль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. 26.05.2014: СНГ может превратиться в придаток Китая // http://alandepo.ru/SNG_mozhet_prevratitsya_v/

2. В рамках Китайско-российского ЭКСПО в Харбине состоялся круглый стол ШОС по вопросам регионального сотрудничества // http://russian.people.com.en/n/2014/0704/c31521 -8751077.html

3. Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Путь к рыночной экономике (китайская модель реформ). - Минск, Издательский центр БГУ, 2005. - 384 с.

4. Зампредседателя КНР Ли Юаньчао встретился с главой администрации президента РФ С. Ивановым (Источник: Агентство Синьхуа) 08:48.11/07/2014 // http://russian.people.eom.en/n/2014/0711/c31521-8754098.html

5. Импорт из Китая. Что везут из Поднебесной - топ-10 товарных ниш // http://siblogistika.ru/import-iz-kitaya-chto-vezut-iz-podnebesnoj-top-10-tovarnyx-nish/

6. Карсыбеков Е. Скромная доля Казахстана в нефтяном секторе Китая // Радио Азаттык // http://rus.azattyq.org/

7. Китай выделит Казахстану $ 10 млрд, половина этих средств будет направлена в нефтегазовый сектор РК // www.zakon.kz

8. Российско-китайское экономическое сотрудничество. Портал внешнеэкономической информации. Министерство экономического развития Российской Федерации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/

9. Сун Ли. Модели регионального сотрудничества между республикой Казахстаном и Синьцзяном (СУАР, КНР) // http://articlekz.com/node/3558

10. Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая. Министерство экономического развития и торговли // http://www.asiadata.ru/gov/ru/tec.htm

11. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // http://www.gks.ru/

REFERENCES

1. May 26, 2014: The CIS may become China's appendix . http://alandepo.ru/SNG_mozhet_prevratitsya_v/

2. The SCO round-table meeting on the regional cooperation was held within the framework of China-Russia EXPO in Harbin . http://russian.people.com.cn/n/2014/0704/c31521 -8751077.html

3. Ding Zhudzhun, M.M. Kovalev. The way to market economy (the Chinese reform model). Minsk, Publishing Center of the Belarusian State University, 2005. 384 pages

4. The Vice President of the People's Republic of China, Li Yuanchao, met with the Chief of the Presidential Administration of the Russian Federation, S. Ivanov (Source: Xinhua Agency) 08:48.11/07/2014 . http://russian.people.com.cn/nZ2014/0711/c31521 -8754098.html

5. Import from China. What does the Celestial Empire supply - Top 10 product niches . http://siblogistika.ru/import-iz-kitaya-chto-vezut-iz-podnebesnoj-top-10-tovarnyx-nish/

6. Karsybekov E. The modest share of Kazakhstan in the Chinese oil sector . Azattyk Radio. http://rus.azattyq.org/

7. China is going to allocate $10 billion to Kazakhstan. The half of this sum will be used in the oil sector of the Republic of Kazakhstan . www.zakon.kz

8. Chinees-Russian economic cooperation. Foreign economic information portal. Ministry of Economic Development of the Russian Federation . http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/

9. Li Song. The models of regional cooperation between the Republic of Kazakhstan and Xinjiang (Xinjiang Uyghur Autonomous Region, the People's Republic of China). http://articlekz.com/node/3558

10. Commercial and economic cooperation between Russia and China. Ministry of Economic Development and Trade. http://www.asiadata.ru/gov/ru/tec.htm

11. The Federal service of state statistics (Rosstat). http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.