Научная статья на тему 'Кистевая роспись по дереву как фактор развития творческого потенциала подростков на уроках по изобразительному искусству'

Кистевая роспись по дереву как фактор развития творческого потенциала подростков на уроках по изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТОК / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янковская Е. А.

В статье автор поднимает важную проблему современности – обучение и воспитание учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы через приобщение к народной художественной культуре. Фактором развития личностных качеств школьников на уроках по изобразительному искусству выступает кистевая роспись в рамках программы знакомства с народными художественными промыслами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кистевая роспись по дереву как фактор развития творческого потенциала подростков на уроках по изобразительному искусству»

УДК 373.1.02:745/749

КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

© 2013 Е. А. Янковская

педагог дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 им. С. Н. Перекальского»

аспирант каф. рисунка e-mail: dlya [email protected]

Курский государственный университет

В статье автор поднимает важную проблему современности - обучение и воспитание учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы через приобщение к народной художественной культуре. Фактором развития личностных качеств школьников на уроках по изобразительному искусству выступает кистевая роспись в рамках программы знакомства с народными художественными промыслами страны.

Ключевые слова: развитие личности, подросток, творческий потенциал, кистевая роспись, образовательный процесс, педагогика сотрудничества.

В современной экономической и политической обстановке в России происходит обнищание духовности нашего общества, отчуждение от этнической культуры. В связи с этим особо остро встает проблема воспитания и развития в рамках общеобразовательной школы духовно богатой личности в условиях меняющейся действительности. Подростковый возраст наиболее восприимчив к любым влияниям извне, среди которых наиболее сильное оказывает массовая культура, окружающая повседневная среда, и далеко не всегда это влияние оказывается положительным. Современный прагматизм жизненных установок все более вытесняет духовнонравственное, эстетическое, гармоничное и целостное начало из общей картины развития и становления личности школьника. Совершенно очевидно, что незаменимым компонентом в духовно-нравственном развитии личности учащегося подросткового возраста становится приобщение к народной художественной культуре своей страны. Народное искусство положительно влияет на формирование эстетической культуры школьника, способствует развитию, трудовых навыков и умений, интеллектуальному совершенствованию, помогает раскрыть творческий потенциал учащегося.

На базе школы приобщение к народной художественной культуре, знакомство с народными художественными промыслами и ремеслами проходит в рамках предмета «Изобразительное искусство», во внеурочной и внеклассной деятельности. В программах по данному школьному предмету содержится раздел, включающий в себя изучение основных традиционных промыслов России, среди которых кистевые росписи (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово и другие).

Как показывает практика и опыт педагогической деятельности, занятия кистевой росписью положительно влияют на развитие личностных качеств учащихся подросткового возраста, особенно необходимых на данном этапе, так как занятия росписью требуют волевых качеств и усилий, усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления, активизируют

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

творческую деятельность. Однако не так просто заставить подростка заниматься кропотливым трудом, выполнять задание по строгим предписаниям учителя - это может повлечь за собой полный отказ выполнять задание и работать на уроке. На помощь педагогу здесь приходят нетрадиционные методы и формы проведения уроков, способные вызвать у учащихся неподдельный интерес. Неотъемлемым фактором активизации творческой деятельности подростков является новизна. Здесь возможно включить в программу уроков изучение художественных росписей других регионов нашей страны (мы выбрали Пермогорскую роспись), что способствует появлению у учащихся интереса к незнакомому промыслу, а также расширению их кругозора.

На уроках проблемного типа подросткам необходимо давать большую свободу для выражения себя, своих знаний, мыслей, творческого потенциала, помогать раскрыться как творческим личностям.

Опыт педагогической деятельности показал, что для развития творческого потенциала учащихся подросткового возраста необходимо направлять воспитательные и развивающие воздействия педагогов на осознание школьниками целей, конкретизированных в предметных задачах деятельности, и на пробуждение у них интересов, положительной мотивации и потребностей для достижения этих целей. Таким образом, из вышесказанного следует, что для развития творческой активности подростков в процессе изучения народных промыслов (посредством кистевой росписи) особо значим переход внешней детерминации деятельности во внутреннее содержание личности.

Изучение художественной росписи, как никакой другой вид деятельности, способен задействовать все каналы восприятия ученика. Овладение навыком росписи проходит путем многократного повторения элементов, совершения одних и тех же движений рукой по заданному алгоритму. Посредством наглядных пособий, образцов изучаемого промысла идет усвоение информации на визуальном уровне. Тем более, как известно, лучше всего запоминается то, что проходит через органы чувств. Учащихся легко заинтересовать, показав им готовые изделия Пермогорской росписи, мотивируя тем, что подобного рода вещи они смогут сделать сами, таким образом создавая ситуацию успеха. Особенно такой методический подход важен в подростковой аудитории, где каждое слово учителя находит живой отклик в душе учащегося.

Проводимый нами на базе средней общеобразовательной школы №12 им. С.Н. Перкальского эксперимент показал, что активизация творческой деятельности учащихся средствами кистевой росписи может быть решена путем правильной организации учебного процесса, разработанной целостной системы методических форм изучения основ декоративно-прикладного искусства. А процесс овладения навыками кистевой росписи следует рассматривать как длительный целенаправленный процесс, который начинается с младших классов. Мы видим необходимость более полного погружения подростков в народные традиции и символику, углубление и расширение их знаний в вопросах художественных традиций и ремесел.

Следует отметить, что новый вид росписи весьма заинтересовал учащихся подросткового возраста. Дома они выполнили роспись предметов из дерева по собственному выбору и желанию на достаточно хорошем уровне, аккуратно, преимущественно с удачными композициями и цветовой гаммой. Каждая работа отличалась оригинальностью идеи, смелостью фантазии. Очевиден творческий рост учащихся в их самовыражении при работе с материалом, что говорит о повышении познавательного интереса и мотивации к творчеству. Более того, подростки изъявили

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Янковская Е. А. Кистевая роспись по дереву как фактор развития творческого потенциала подростков

на уроках по изобразительному искусству

желание продолжить изучение Пермогорской росписи на уроках изобразительного искусства.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: чем более учащиеся вовлечены в самостоятельный творческий процесс росписи изделий, тем выше уровень их творческой активности. А результаты эксперимента показали, что благодаря методически верным формам воздействия заметно повысился уровень творческой активности обучающихся среднего звена общеобразовательной школы.

Из современных систем обучения, как наиболее эффективная и приемлемая для проведения уроков с данной возрастной категорией школьников, нами была использована педагогика сотрудничества. Практика показала, что возникает необходимость в создании хороших эмоциональных условий, способных вызывать положительную мотивацию подростков к учению.

Используемое нами проблемное обучение заключалось в организации поисковой деятельности учащихся, начиная с постановки вопросов, заложенных в нашей методической системе, последовательно выдвигаемых в изложении знаний учителем, так и в разнообразной самостоятельной работе учащихся при изучении Пермогорской росписи. Опыт проводимого исследования показал эффективность такого подхода к организации учебного процесса.

В образовательном процессе школы мы считаем уместным увеличить количество часов для изучения декоративно прикладного искусства, либо более подробно на углубленном уровне изучать народные промыслы по предмету по выбору или на элективном курсе.

Исследуя процесс освоения Пермогорской росписи учащимися подросткового возраста мы выяснили, как следует организовывать учебный процесс знакомства и овладения кистевой росписи на уроках по изобразительному искусству. Практический опыт показал, что активное участие подростков в обсуждении на уроке традиций народных промыслов, знакомство с символами росписей, традиционной цветовой гаммы, проявление собственной фантазии при разработке композиций орнаментов способствует развитию творческой активности, более осознанному отношению учащихся к традициям и предметам народных художественный промыслов, а также развивает познавательный интерес к изучению культуры своей страны, этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.