Научная статья на тему 'КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КАЗАНИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ'

КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КАЗАНИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
316
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР / АРХИТЕКТУРА СООРУЖЕНИЙ / КИРПИЧНОЕ УЗОРОЧЬЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Музеева С. С.

В работе рассмотрены декоративные кирпичные элементы культовых сооружений Казани, особенности кирпичной кладки на территории Казани второй трети XVIII-начала ХХ веков и влияние крупных центральных городов. Декоративные кирпичные элементы содержат в себе как традиционные татарские орнаменты, которые пришли сначала в деревянную архитектуру, так и орнаменты восточных, европейских и азиатских стран, заимствованные от приезжих мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICK DECOR OF CULTURAL FACILITIES OF THE CITY OF KAZAN SECOND THIRD OF XVIII-BEGINNING OF XX CENTURIES

This article examines decorative brick elements of religious buildings in Kazan, the features of brickwork on the territory of Kazan in the second third of the 18th-early 20th centuries and the influence of large central cities. Decorative brick elements contain both traditional Tatar ornaments, which first came to wooden architecture, and ornaments from Eastern, European and Asian countries, borrowed from visiting masters.

Текст научной работы на тему «КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КАЗАНИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ»

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (ARCHITECTURE AND DESIGN) УДК 726.04

Музеева С.С.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

(г. Казань, Россия)

КИРПИЧНЫЙ ДЕКОР КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ГОРОДА КАЗАНИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Аннотация: в работе рассмотрены декоративные кирпичные элементы культовых сооружений Казани, особенности кирпичной кладки на территории Казани второй трети XVIII-начала ХХ веков и влияние крупных центральных городов. Декоративные кирпичные элементы содержат в себе как традиционные татарские орнаменты, которые пришли сначала в деревянную архитектуру, так и орнаменты восточных, европейских и азиатских стран, заимствованные от приезжих мастеров.

Ключевые слова: кирпичный декор фасадов, архитектура культовых сооружений, кирпичное узорочье.

До XVII века в России вся архитектурная деятельность сводилась к восстановлению построек, разрушенных в смутное время. Строительство культовых кирпичных сооружений активно начинает развиваться только к началу XVIII века. Первый обожжённый кирпич на Руси появляется в Х веке в Киеве при строительстве Десятинной церкви. Мастера были из Византии, поэтому при строительстве они использовали технологию Византийской плинфы размером 37х27х3,5 см. В XVIII веке появляется общеевропейский стиль, где период древнерусской архитектуры заканчивается и наступает новый виток развития для всей архитектуры. Исследователи называют новый стиль, образовавшийся в XVIII веке, «кирпичным узорочьем» за его новые формы, появившийся кирпичный декор и сложность композиции.

Кирпичная декоративная кладка помогла при создании плоскостного рисунка из кирпича с помощью разного вида кладки, цвета кирпича, и текстуры. Это придает зданию художественную выразительность, выводит красивые элементы фасадных решений вперед. Орнаментика кирпичных поверхностей могла носить рельефный характер. Так кирпичная кладка отдельных рядов выводилась поочередно вперед с небольшим напуском, создавая игру светотеней, или выложить более сложный узор. В большинстве декоративных элементов чувствуется связь с народным искусством. Например, верхнюю часть храмов зачастую украшали целые каскады кокошников, витые колонны, арочные оконные проемы или целые порталы. В то же время многие характерные примеры стиля пришли с Запада и несли в себе черты маньеризма и архитектуры эпохи позднего Возрождения (из кирпича также складывались разные фигуры животных в христианских культовых сооружениях). Во второй трети XVIII-начала XX веков идет расцвет эклектики, где кирпич становится самым популярным строительным материалом.

Классицизм в Российской империи начался в середине XVIII века и продолжался почти 50 лет. За это время были созданы образцовые проекты, где строительство было подчинено единым правилам. Появились так называемые типовые проекты в специальных альбомах. Заказчикам приходилось выбирать уже готовые проекты, но при этом в Поволжье все-таки добавляли свои предпочтения в заказ. В Казани были сосредоточены творческие потенциалы архитекторов петербургской школы: Ф. Емельянова, И. А. Марии, А. К. Шмидта.

Сказать, что внешне архитектура культовых сооружений Казани отличалась необыкновенным своеобразием от архитектуры центральных городов России, было бы большим преувеличением [1 с. 269]. Их фасады лишь в массе отличались от русских, стилистически следуя за всеми перипетиями развития русской архитектуры. Национальной их особенностью было преимущественное употребление треугольных фронтонов, отсутствие фигур животных на фасаде, появление зигзагообразных элементов, также совершенно

оригинальные мотивы, присущие только татарской культуре, применявшихся повсеместно в Казани или других близлежащих городах.

Одним из распространённых приемов в достижении национального колорита в архитектуре Казани стало использование характерно мусульманских декоративных деталей. Архитекторы же выполняли это требование, выбирая соответствующие декоративные детали в разнообразном ассортименте «стилей», предлагавшихся в специально выпускаемых альбомах. Средствами для их исполнения стали привычные для русской архитектуры узорная кирпичная кладка, лепная штукатурка, штампованная керамика, резной камень, дерево и так далее. Образцами для подражания иногда служили и фасады культовой архитектуры центральных городов России.

В Петровский, Екатерининский и Павловский периоды времени татарские и христианские культовые сооружения развивались в двух целевых направлениях:

1. Западная традиция оформления кирпичного декора. Следование стандартном западного стиля в его русской трактовке, но с применением традиционным для татарской архитектуры подходов и технических приемов воплощения. В их числе низкая пластика стены, отсутствие портиков, колоннад, своеобразная гамма цветов, замена в ряде случаев лепных декоративных элементов более простыми деталями, редко росписями.

2. Татарская традиция оформления кирпичного декора. Оформление фасадов с применением традиционных для татарской средневековой архитектуры мотивов (михрабообразных ниш, ракушек, сияний, витражей, круглых окон, полосатой и зигзагообразной раскраски, орнаментов и другое), где внешне культовое сооружение иногда ассоциативно сближается с оформлением в духе барокко или классицизма, но сохраняет при этом отчетливые черты национальных элементов в кирпичной декоративной кладке [2 с. 69].

Изучение декоративной кладки дает возможность установить преемственность практического опыта элементов культовых сооружений.

Кирпич, как строительный материал, не исчерпал своей исторической роли. Для того чтобы прослеживать историю развития и применения новых декоративных форм, необходимо понять логику построения композиции, систематизировать основные элементы по группам (наличники, фризы, порталы, карнизы). Что даст возможность анализа стиля кирпичной кладки. Чтобы изучить систему внедрения новых элементов, стоит изучить систему декорирования фасадов предыдущего периода. Также, несмотря на развитие общерусского стиля, следует обратиться к постройкам других близлежащих городов, и на основе их культовой архитектуры выделить тот декоративный элемент, который использовался только на территории Казани. В Казани не было своих архитекторов (в основном из Поволжья), поэтому мастерам приходилось перерабатывать сложившийся стиль под особенности города Казани.

Чтобы понять существует ли на территории Казани свои особенности декоративной кирпичной кладки, необходимо изучить памятники характерные для того периода. Характерные Казанский памятники: башня Сююмбике 1720 год постройки, Спасская башня XVI век, Петропавловский собор 1726 год, Колокольня Богоявленского Собора 1897 год, Покровский собор 1909 год, Консисторская башня казанского Кремля XVII век, Азимовская мечеть 1890 год, Апанаевская мечеть 1771 год, Белая мечеть 1917 год, Бурнаевская мечеть 1872 год, Закабанная мечеть 1926 год, Казаковская мечеть XVII век, Мечеть Нурулла 1849 год, Розовая мечеть 1808 год, Султановская мечеть 1868 год постройки.

Татарские монументальные сооружения пришли в упадок вплоть до середины XVIII века в связи с общей градостроительной политикой и влиянием архитектуры Санкт-Петербурга и Москвы. Ситуация изменилась лишь с началом церковных реформ, проводимых Екатериной II. С шестидесятых годов XVIII века в Казани вводится плановая застройка. В это же время на основе двух культур складывается архитектура, вобравшая в себя традиции русские и татарские традиции. Монументальные здания с минаретом на крыше придавали

восточный колорит татарской части города. Особенно если минареты были выполнены из кирпича (Бурнаевская мечеть).

Уже в XIX веке Казань окончательно сформировалась как развитая градостроительная система, со своими формами и пластикой. Стали появляться всё больше зданий, отражавшие эклектические и стилизаторские направления. [3 с. 124]. При этом сохранились образцы как русского, так и татарского течений. Для русского направления характерны неогреческий стиль или Ренессанский. Для татарского - отсутствие колонн, пилястр, лепнины. Данные элементы были запрещены по религиозным убеждениям. Фасады начинают украшаться мотивами национальных орнаментов: стрельчатыми и подковообразными арками, мукарнасными карнизами, резными и штампованными арабесками. Одним из самых распространённых татарских декоративных деталей стал подчёркнуто дробный кирпичный карниз, прием двойных-тройных окон с узкими простенками, стилизованные наличники на окнах (мамлюкский и сельджукский стили), тимпаны, выполненные с сегментами замкового камня.

Таким образом, татарская архитектура с появлением типовых проектов приближалась к стилю барокко и классицизму. Это проявлялось в особенностях кирпичной декоративной кладки, элементы которой относились к стилям разных центральных городов, влиявших на архитектуру Казани. Теперь она приобрела, с одной стороны декоративную пышность, с другой стороны элегантность. Кирпичная архитектура того времени отражала предпочтения как русских, так и татарских заказчиков.

В татарской традиции оформление кирпичным декором, возникшим на основе сочетания архитектуры Западной и Восточной Европы, России, Малой Азии, применялись традиционные тюрко-мусульманские и арабские мотивы в кирпичном декоре фасадов, что приносило в татарскую архитектуру нечто новое, нехарактерное для других культур. Все декоративные кирпичные элементы свойственные для идеологии разных стилей, сближали фасад здания с памятниками Сельджукского и Османского стилей [7 с. 120].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Альменова-Халит Н. Стили и формы средневековой архитектуры Казани. С. 263274.

Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование (середина XIX-начало XX в.)- Казань: Изд. Казанского университета, 1966.-С.266.

Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар.-Казань: Татар.кн. изд-во, 1969.-С. 124. Воронина В. Л. Архитектура арабских стран и стран Ближнего и Среднего Востока/ Всеобщая история архитектуры под ред. Б.П. Михайлова.-М. Госстройиздат, 1958.-Т.1.-С.69.

Воробьёв Н.И. Материальная культура казанских татар.-Казань: Изд-во Дома Татарской культуры и Академического центра Татнаркомпроса, 1930. -С. 33-34. Воробьёв Н.И. Казанские татары.- С. 175-177.

Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов// Арабская средневековая культура и литература: сб. ст. зарубежных ученых. -М. : наука \, 1978.-С. 46-59.

Халитов Н.Х. Архитектура мечетей Казани.-С. 118-122.

Muzeeva S.S.

Kazan state university of architecture and engineering (Kazan, Russia)

BRICK DECOR OF CULTURAL FACILITIES OF THE CITY OF KAZAN SECOND THIRD OF XVIII-BEGINNING OF XX CENTURIES

Abstract: this article examines decorative brick elements of religious buildings in Kazan, the features of brickwork on the territory of Kazan in the second third of the 18th-early 20th centuries and the influence of large central cities. Decorative brick elements contain both traditional Tatar ornaments, which first came to wooden architecture, and ornaments from Eastern, European and Asian countries, borrowed from visiting masters.

Keywords: brick decor offacades, architecture of religious buildings, brick pattern.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.