Научная статья на тему 'Киргизия: тюльпаны отцвели, что дальше?'

Киргизия: тюльпаны отцвели, что дальше? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Тамара, Родионов Юрий

«Эхо планеты», М., 2005 г., № 32, с. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киргизия: тюльпаны отцвели, что дальше?»

Тамара Иванова, Юрий Родионов,

журналисты

КИРГИЗИЯ: ТЮЛЬПАНЫ ОТЦВЕЛИ, ЧТО ДАЛЬШЕ?

В отличие от бурных мартовских событий, которые по новейшей политической моде окрестили «революцией тюльпанов», досрочные президентские выборы, состоявшиеся 10 июля, проходили буднично, если не сказать, скучно. Аскара Акаева, который занимал кресло главы государства на протяжении 15 лет, а во время народных волнений сбежал, сменил лидер победившей оппозиции 5 5-летний Курманбек Бакиев. Для многих такое развитие событий оказалось неожиданным. Тюльпаны, как и положено этому красивому цветку, отполыхали весной. А напророченный некоторыми политологами «революционный треугольник» Тбилиси-Киев-Бишкек как-то не сложился. Хотя пионеры «цветных» революций, представлявшие два первых угла этой геополитической конструкции, очень хотели ее достроить.

Министры иностранных дел Грузии и Украины Саломе Зурабишвили и Борис Тарасюк первыми примчались в столицу Киргизии, предложив новичку «оранжевого» клуба свою помощь и консультации. Однако их услуги не понадобились. Москва, проявив редкую для нее оперативность, успела своевременно вступить в контакт с лидерами мартовской революции и взяла на себя роль посредника в их отношениях со свергнутым президентом, нашедшим приют в российской столице. Это существенно упростило смену власти.

Определять свою новую судьбу Киргизия начала без излишней политической запальчивости и без ломки традиционных отношений с Россией. Тем не менее, памятуя о «тихом омуте», в котором мало ли что может завестись, Москве не стоит забывать об этой пока весьма дружелюбно расположенной к ней центральноазиатской стране. Нужна не только рациональная политика, но и подкрепление политических решений продуманными экономическими ходами. Это особенно важно с учетом того, что Киргизия остается одним из самых бедных государств региона, а политическая реорганизация в ней только началась. Страна находится на пороге конституционной реформы. Кроме того, весьма вероятны новые досрочные выборы в национальный парламент, поскольку прежние прошли с серьезными нарушениями, что и подтолкнуло мартовские события. И парламентские выборы, если власть пойдет на их проведение, могут оказаться совсем не похожими на спокойные президентские. В наши дни российскому журналисту не часто

доводится путешествовать по просторам бывшего СССР, так что каждая поездка в недавние союзные республики, а ныне подчеркнуто независимые государства воспринимается как экзотика, подчас весьма пряная. Кошмарная ночь мародерства, обрушившаяся в марте на Бишкек, и все предшествующие события настраивали на ожидание столь же непредсказуемых ситуаций. Поэтому на досрочные президентские выборы в Киргизию съехался едва ли не весь цвет журналистики, специализирующейся на «горячих точках», как отечественной, так и зарубежной. В списке из нескольких сотен аккредитованных журналистов значились названия крупнейших мировых СМИ.

Однако прибыв на место, наши коллеги, вооруженные «тарелками» и другой техникой оперативной передачи информации, почувствовали себя обманутыми. Жизнь киргизской столицы текла спокойно и размеренно. Единственным неординарным фактором стала жара, чудовищная даже для этого региона, привыкшего к зною. На этот раз он бил все рекорды: столбик термометра зашкаливал за 40 градусов по Цельсию. Естественно, в тени - на солнце этот измерительный прибор просто бы взорвался. Ходили слухи, что на самом деле температура доходит до 46. Но об этом якобы запрещено объявлять, чтобы не сорвать выборы. О грядущем событии напоминали лишь редкие рекламные щиты с портретами кандидатов. Да еще недельные теледебаты соискателей. Хотя они проводились впервые в истории Киргизии, дискуссии шли как-то вяло, без интриги. Словом, никаких скандалов, за исключением слухов о провокационных листовках, распространявшихся подпольно. Видимо, в очень глубоком подполье, потому что увидеть их собственными глазами нам так и не удалось. Некое разнообразие в монотонную жизнь вносило лишь стремительное перемещение из конца в конец киргизской столицы массового журналистского десанта, оглашавшего неподвижный воздух горестными стенаниями: «Нет картинки! Нечего снимать...» Писать, в сущности, - тоже.

В общем, мы оказались в ситуации, весьма близкой к той, что описали в своем «Золотом теленке» Ильф и Петров. Помните, переживания журналистов - пассажиров литерного поезда, отбывших на смычку рельсов Восточной Магистрали (понимай, Турксиба)? Как профессионалы, они сознавали, что нельзя перепевать «пошлости в восточном вкусе», и дали клятву не писать очерки под названием «Легенда озера Иссык-Куль». Однако тайком друг от друга прямо «с колес» отбивали в свои редакции телеграммы с этими самыми «иссык-кулями». А некоторые, используя пособие О.Бендера «Азиатский

орнамент», дополнительно описывали, как «цветет урюк». Ну а в нашем пуле главной темой многих корреспонденций стала изнурительная жара, грозившая сорвать явку на выборы. Достойный эквивалент нашелся и у Иссык-Куля: в его роли выступил... водомет. Но это заслуживает отдельного рассказа.

Со времени мартовской революции бишкекский «Белый дом», где располагается администрация президента, был взят в кольцо военными. Однако в последние перед выборами дни они валялись на траве, образовав правильный круг, и изнемогали от жары. Главным же спецсредством, которое силовики грозились пустить в ход в случае возникновения неординарной ситуации, был водомет. А точнее -пожарная машина, арендованная у местного МЧС и подвергшаяся незначительной реконструкции в соответствии с ее новым назначением. Импровизированный водомет не описывал разве что самый ленивый. Вот уж, действительно, - «потный вал вдохновения», как выражались упомянутые выше классики. Красные крутые бока этого агрегата мелькали практически в каждом телерепортаже из Бишкека. Хотя, глядя правде в глаза, трудно представить, кого он был способен напугать в 40-градусную жару, когда люди в массовом порядке погружались в городские фонтаны. Водомет как обязательный аксессуар сообщений из Бишкека настолько нас достал, что в один прекрасный день на общем сходе мы составили следующий текст и постановили - тема на этом закрыта: «Агрессивно настроенная толпа собралась сегодня у здания администрации президента Киргизии. Участники несанкционированного митинга угрожали взять штурмом «Белый дом», если власти откажутся применить водомет»... Если же говорить серьезно, то мы не обманывались внешним спокойствием города и все эти дни жили в тревожном ожидании. Восток - дело тонкое. Рвануть могло совершенно неожиданно и в любом месте. И надо было оказаться в нем в нужный момент. Это первая репортерская заповедь.

Досрочные выборы президента, конечно же, не были простой заменой одного лидера государства другим в алфавитном порядке. Сменивший Аскара Акаева 55-летний Курманбек Бакиев - опытный политик, хорошо известный не только в Киргизии, но и в России. Кстати, бытует шутливое наблюдение: у лидеров «цветных» революций жены по традиции «западные» - у Ющенко супруга из Америки, у Саакашвили -из Голландии. У Бакиева тоже с «запада» - русская женщина Татьяна Бакиева родом из Самары, и в семье президента принято говорить по-русски. Курманбеку Бакиеву довелось занимать пост премьер-министра,

работать в парламенте, а с марта 2005 г. он исполнял обязанности президента страны. Однако народ в первую очередь воспринимает его как лидера мартовской революции. В первом же публичном выступлении после выборов Бакиев заявил, что его победа отразила «стремление людей следовать демократическому курсу».

Киргизия исполнила свой гражданский долг столь массово, что вызвала в памяти термин советской эпохи «единодушное голосование». Это обстоятельство несколько настороженно отметали и международные наблюдатели. В победе главного претендента практически никто не сомневался. А вот явка избирателей до последнего момента оставалась главной интригой. Дело в том, что в соответствии с избирательным кодексом Киргизии в случае низкой явки должны быть назначены новые выборы, в которых уже не смогли бы принять участие прежние кандидаты. Середина лета, время массовых отпусков, повсюду считается самой неудобной порой для голосования. В Киргизии же к этому надо добавить сезонные сельскохозяйственные работы и трудовую миграцию. Только на заработки в Россию, по некоторым данным, отбывает порядка 300-600 тыс. представителей трудоспособного населения. К тому же начались студенческие каникулы, а Киргизия - страна с рекордным числом вузов и студентов (конечно, пропорционально к ее масштабам). Если во время учебного года молодежь, помня о грядущей сессии, с должным вниманием относилась к призывам преподавателей участвовать в выборах, то в каникулярную пору этот рычаг терял свое значение. Опять же страшная жара, от которой все, кто имел такую возможность, мечтали сбежать на высокогорный Иссык-Куль. По этому поводу в кулуарах даже звучало предложение объявить район озера на 10 июля зоной стихийного бедствия. Вот вам еще одна «легенда Иссык-Куля»!

В результате всего этого агитация в пользу всех шести кандидатов, взятых вместе, выглядела более чем скромно на фоне обращенного к электорату общего призыва - прийти и проголосовать. Каждый, кто исполнил гражданский долг, покидал избирательный участок с пометкой на большом пальце левой руки. При выдаче бюллетеня он маркировался специальным бесцветным составом, что должно исключать возможность повторного голосования. Баллончики с чудо-жидкостью и прочее оборудование для этой процедуры были безвозмездно переданы Соединенными Штатами, одержимыми идеей продвигать демократию на все постсоветское пространство. Выпущенная к выборам листовка содержала наиподробнейшие правила «распальцовки», включая разъяснения, что надо делать в случае отсутствия у избирателя больших

пальцев рук. Однако новинка, впервые опробованная на парламентских выборах и закрепленная в избирательном кодексе, вызвала в обществе неоднозначную реакцию. От обывательского испуга по поводу возможного химического отравления до резкой критики со стороны мусульманского духовенства, которое резко напомнило, что священный Коран можно брать только чистыми руками.

Кстати, глава миссии международных наблюдателей стран СНГ Владимир Рушайло тоже заявил, что такие методы не для Киргизии, которая является «достаточно цивилизованной страной». Надо заметить, что этот российский политик вызывал у киргизов особое почтение, поскольку, по их мнению, обладал «профильной» фамилией: выборы по-киргизски именуются шайлоо». В итоге явка избирателей составила около 75%. Назвав на пресс-конференции эту цифру, глава ЦИК Т.Абдраимов с облегчением перевел дыхание. Однако по горячим следам он признался авторам этих строк, что применит все законные способы, чтобы в перспективе исключить проведение президентских выборов летом. Поправка, которую он подготовил к грядущей конституционной реформе, предусматривает проведение голосования осенью. В ходе выборов Бакиев получил 89% голосов. На долю остальных пять претендентов пришлось от 0,9 до 3,9%. По «очкам» новый президент оставил далеко позади даже Аскара Акаева на пике его популярности: тот на выборах 29 октября 2000 г. собрал 74,5% голосов. Таков общий результат, а на местах встречались и более впечатляющие цифры. Так, в Баткенской области за Бакиева было отдано почти 96% голосов, в Оше и Ошской области - более 94%, а в его родной Джалал-Абадской области -95%. Север Киргизии оказался более «сдержанным»: поддержка здесь балансировала между 80 и 85%. География голосования вновь подтвердила символическое разделение Киргизии на север и юг. Однако традиционные противоречия между ними на этот раз удалось сгладить во многом с помощью предвыборного тандема южанина Бакиева и северянина Кулова. Феликс Кулов, который старше президента на год, в свое время был вице-премьером правительства, министром национальной безопасности, мэром Бишкека, занимал другие государственные посты. А последние пять лет правления Акаева он провел в тюрьме. Бывший политический диссидент Кулов ныне займет пост главы правительства, что вновь твердо подтвердил после своего избрания Курманбек Бакиев. При этом он заявил, что «при формировании нового правительства будет учитываться и так называемый региональный фактор».

Очевидный успех президентских выборов был определен не только союзом двух самых популярных политиков. Небывалая активность избирателей отвечала настроению людей, не на шутку напуганных мартовскими событиями, жаждущих стабильности и позитивных перемен. Главный вопрос сегодняшней Киргизии - удастся ли новому лидеру, получившему мощный кредит народного доверия, преобразовать революционную энергию в стабильный социально-экономический подъем. Нерешенных проблем в стране более чем достаточно. Это - состояние экономики, бедность населения, коррупция, противостояние кланов, тайные исламистские группировки. Важный и весьма деликатный вопрос, стоящий перед новым руководством, - найти баланс между интересами международных партнеров, прежде всего России и Китая.

Уже на следующий день после выборов новый лидер обозначил свой новый курс. Заявил, что планируемая конституционная реформа будет реализована. И подтвердил свою готовность пересмотреть систему разделения властей. Предполагается, в частности, усиление роли парламента и правительства страны, к которым перейдет часть полномочий президента. Бакиев выступает за введение смешанной системы выборов парламента, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина - по одномандатным округам, как это было до последнего времени в России. Президент намерен проявлять лояльность к оппозиции: «это нормальное явление, и работать с ним надо конструктивно». Как будут реализованы эти программные заявления, покажет время. Пока же нет ясности даже относительно процедуры принятия поправок к конституции. Законодательство Киргизии предусматривает два пути: утверждение их парламентом или проведение конституционного референдума. Ряд участников мартовской революции, которые заняли кресла в новом правительстве, считают референдум единственным правильным путем. Тем более, что в воздухе витает вопрос о легитимности самого парламента, выборы которого, как уже отмечалось, стали той искрой, из которой возгорелось пламя революции.

В политических кругах Киргизии немало сторонников проведения досрочных выборов в главный законодательный орган. Но найдет ли эта идея поддержку у населения, уставшего от затянувшихся выборных кампаний? Люди ждут от нового президента прежде всего реального улучшения жизни и создания рабочих мест. Опасения экспертов вызывает и жизнеспособность тандема Бакиев-Кулов, являющегося пока главным стабилизирующим фактором. Кроме того, выстраивая новую

политическую конструкцию, президенту придется маневрировать в межклановых противоречиях. Что касается внешнеполитических приоритетов, то по ним новый глава государства успел высказаться. «Самое важное для нашей страны, - сказал он, - это прекрасные отношения с Россией и нашими соседями - Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Китаем».

Эту мысль Курманбек Бакиев развернул в эксклюзивном интервью, которое дал нам как специальным корреспондентам ИТАР-ТАСС. «Россия всегда занимала и будет занимать особое место в системе внешней политики Киргизии, - заявил он. - В результате проводимой президентом Владимиром Путиным новой политики в отношении своих партнеров по СНГ Москва в последние годы стала проявлять значительный интерес к развитию сотрудничества. Я с большой надеждой смотрю в будущее киргизско-российских отношений. Сложилась основательная договорная база, установлены контакты на уровне руководства двух стран, есть интерес со стороны регионов России. В формате многосторонних отношений наши мнения практически по всем позициям совпадают».

«Эхо планеты», М., 2005 г., № 32, с. 5-9.

ДО И ПОСЛЕ АНДИЖАНА

В сентябре в 14-й раз отмечается День независимости Узбекистана. Чем живет сегодня узбекское общество? На вопросы «ЛГ»

отвечает видный узбекский политолог Музаффар Захидов.

* * *

Вопрос: В России вызывает большой интерес направленность внешней политики Узбекистана. В чем ее суть?

Ответ: Вопреки тому, что с упорством, поистине заслуживающим лучшего применения, твердят наши враги и недоброжелатели, продолжает расти авторитет нашей страны во всем мире. Участие в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) явилось одним из важных направлений внешней политики Узбекистана. Активность в рамках ШОС открыла новые возможности для экономического сотрудничества Узбекистана с другими странами. В частности, укрепление сотрудничества с такими государствами, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.