радикального ислама, чьи лозунги просты и доступны, апеллируют к естественному для человека чувству справедливости.
«Хабарлары - Известия», Алма-Ата, 2006 г., № 4, с. 77-85.
Шамсудин Мамаев,
политолог
КИРГИЗИЯ: ДЕМОКРАТИЯ С ВОСТОЧНЫМ ЛИЦОМ
В ноябре 2006 г. в столице Киргизии начались столкновения - ночью оппозиционные депутаты киргизского парламента объявили о создании Учредительного собрания и начали собирать подписи под текстом новой Конституции, а утром от их «майдана» на главной площади Бишкека Ала-Тоо отделилась колонна митингующих и отправилась брататься на соседний «антимитинг» сторонников власти. Благо, что организаторы обоих этих «майданов» хорошо знакомы друг с другом, поскольку полтора года были соратниками в общей борьбе с «продажным режимом» тогдашнего президента Киргизии Аскара Акаева. Увы, примирение не состоялось - «антимитингующие» встретили их камнями и бутылками с водой. Завязалась драка, примчалась милиция, одна за другой стали взрываться шумовые гранаты, загремели выстрелы. Впрочем, милиция использовала только резиновые пули, и через полчаса все стихло - «скорые» подобрали восемь человек с ранениями разной степени тяжести.
Однако не желавшая повторить судьбу Аскара Акаева новая власть решила все же очистить к ночи площадь, и в последний момент оппозиция пошла на уступки. Где-то после девяти вечера она сама обратилась к своим сторонникам с призывом прекратить митинг ввиду того, что конституционное соглашение с правительством уже достигнуто. Действительно, на следующий день депутаты парламента приняли сразу в двух чтениях проект новой Конституции Республики Киргизстан. Теперь, когда она вступит в действие, кандидатура премьер-министра страны будет выдвигаться уже не президентом, а партией парламентского большинства. Теоретически это победа оппозиции - пусть она не добилась всего, чего хотела, однако все-таки принудила президента Курманбека Бакиева двинуться по «украинскому пути» от президентской к парламентской республике. Вот только для простых людей, даже для сторон-
ников оппозиции, главное не это - их достала не президентская республика сама по себе, а коррупция госчиновников, прежде всего самого президента, в этой республике. Коррупция, с которой так и не справилась ни «помаранчевая революция» на Украине, ни киргизская «революция тюльпанов».
Довольно примечательно, что пока на площади Ала-Тоо бушевал «майдан» оппозиции, там стояла также специальная урна для сбора денежных средств... на содержание семьи президента в будущей парламентской республике. Это тоже своеобразный восточный ремейк украинской ситуации - если на Украине яблоком раздора в среде «оранжевых» были «любы друзи» Ющенко, то здесь этим яблоком стала семья президента Бакиева. А у нынешнего президента Киргизии - двое сыновей и пять братьев. После победы революции один из сыновей, Марат, устроился на работу в Службу национальной безопасности, а другой, Максим, ушел в бизнес. При этом Максима Бакиева в Киргизии называют «принцем» и говорят, что он подпольно курирует весь серьезный бизнес в республике. Двое из пяти братьев президента работают на дипломатическом поприще: Марат - посол Киргизии в Германии, Адыл -советник посла Киргизии в Китае. Третий брат, Каныбек, возглавляет сельскую управу, четвертый, Акмат, является депутатом Джа-лалабадского городского совета и, как выразился сам президент, «занимается небольшим бизнесом». И наконец, пятый брат, Жа-ныш, до недавнего времени занимал пост заместителя председателя Службы национальной безопасности.
Проще говоря, свергнув Акаева, этот «оранжевый революционер» не устоял перед искусом власти и в точности воспроизвел его путь - стал передавать властные полномочия и экономические рычаги в руки своего семейного клана и близких ему людей. А поведение Жаныша Бакиева стало той последней каплей, которая переполнила чашу терпения оппозиции - последняя подозревает, что именно он спровоцировал скандал в аэропорту Варшавы, где местные таможенники обнаружили в багаже главного сегодняшнего оппозиционера Киргизии и бывшего спикера парламента Омурбека Текебаева подкинутую матрешку с героином. По этому поводу в Киргизии было начато парламентское расследование, и когда нити этого инцидента потянулись к Жанышу, то последний ушел в отставку и отказался давать показания комиссии.
Возмущение киргизских «оранжистов» подобным поведением президента и его брата, специалиста по тайным операциям, дало
себя знать на сентябрьском курултае, в работе которого приняли участие лидеры или представители ведущих партий, движений, неправительственных организаций и гражданского сектора страны. Прошедший под лозунгами отставки Бакиева и Акаева курултай потребовал также возбуждения уголовного дела на организаторов провокации против Омурбека Текебаева и увольнения с государственной службы всех родственников президента республики. Локомотивом этой оппозиции стало движение «За реформы!», которое состоит из двух основных групп: первая - значительно более многочисленная и радикальная группа, куда входят правозащитники, политические деятели и ряд депутатов парламента; вторая -центристская партия «Ар-Намыс» Феликса Кулова, главным ресурсом которой является сам Феликс Кулов, занимающий, по специальному соглашению с Бакиевым, пост премьер-министра страны, но в кумовстве не замеченный. Так что первоначально организаторы нового «майдана» даже ждали, что Кулов к ним присоединится, - он ведь не скрывал, что заинтересован в конституционном оформлении расширенных полномочий премьера. Однако Кулов выбрал другую и в общем-то оправдавшую себя тактику. Ибо он создал блок не с оппозицией, а с президентом и стал сдерживать натиск первой, выступая порой с просто рискованными заявлениями. К примеру, он выступил с разоблачением заговора, который готовили лидеры оппозиции. Так что некоторые из них даже назвали Кулова предателем. Однако в результате он добился вполне легитимного, нереволюционного, принятия новой Конституции.
Нынешний киргизский ремейк украинского майдана не случаен - он является прямым следствием и констатацией того факта, что «революция тюльпанов» не справилась не только с задачей-максимум (построение справедливого общества), но даже со своей задачей-минимум - искоренением коррупции. И вот характерный комментарий на решение курултая известнейшего киргизского правозащитника, ставшего сейчас, после революции, председателем комиссии по правам человека при президенте Киргизии, Турсунбека Акунова: «Требования, которые ставят участники курултая, в основном правильные, за исключением пункта об отставке президента Бакиева. Скажу откровенно, сегодня руководству страны крайне остро не хватает политической воли, жесткой решительности и объективной, открытой самокритичности. Я считаю, что сразу после 24 марта нам необходимо было окончательно отмежеваться от прошлой власти. Я имею в виду отставку в полном
составе правительства и парламента, создание революционного комитета во главе с Курманбеком Бакиевым и передачу ему полномочий высшего органа государственной власти на период до проведения новых президентских выборов. В тот отрезок времени мы должны были осуществлять преобразования и жить в соответствии с законами революционного времени. И только после проведения президентских выборов вновь вернуться в правовое поле. Но мы своевременно этого не сделали». Обратите внимание, в какого рода нерешительности главный правозащитник Киргизии упрекает своих соратников-правозащитников и самого президента Бакиева -в неготовности жить по законам революционного времени!
«Ставшие уже наследственными язвы нашего общества -коррупция и семейственность, которые душат не только экономику, но и все формы гражданской жизни, - будут неизбежно воспроизводиться, даже когда новые революции будут прерывать всевластие очередной правящей семьи. Потому что для этого всевластия существуют условия в виде нашей Конституции. Таким образом, главным и первоочередным политическим вопросом является проведение конституционной реформы. Это сделает саму власть максимально открытой для народа и создаст правовой механизм ее защиты от семейно-коррупционного разложения. Наиболее точно этим требованиям, на мой взгляд, соответствуют выборы парламента по партийным спискам, который, в свою очередь, имел бы влияние на формирование правительства. Считаю наличие таких партий важнейшим инструментом противодействия клановости и семейственности в политике. После принятия изменений в действующую Конституцию будет правильным и отвечающим ожиданиям людей произвести не формальные перестановки в составе правительства, а сформировать его Жогорку кенешем, избранным на основе результатов голосования по пропорциональной системе», -с таким докладом выступил Феликс Кулов на внеочередном съезде политической партии «Ар-Намыс» за три дня до начала нового «майдана» в Бишкеке. И сейчас можно констатировать, что первый шаг по реализации этой программы уже сделан - эксперты считают, что новый проект Основного закона Республики Киргизстан существенно урезает полномочия главы государства К. Бакиева. В частности, по новой Конституции, количество депутатов будет увеличено с 75 до 90 (45 - по партийным спискам, 45 - по одномандатным округам). Кандидатуру премьер-министра будет вносить политическая партия, получившая в парламенте наибольшее
представительство, и президент не сможет ее отклонить. И осталось только пожелать Кулову, чтобы этот путь привел его страну к искоренению кумовства и коррупции.
«Политический журнал», М., 2006 г., № 43/44.
Аджар Куртов,
политолог
ПАМИРСКИЕ РЕАЛИИ
Ситуация в Таджикистане существенным образом отличается от всех остальных постсоветских центральноазиатских республик. Здесь нет одиозной системы власти одного лица, каковую можно наблюдать в Туркменистане, но нет и тех примечательных свидетельств движения к полноценной демократии, которые объективный наблюдатель при желании все же может обнаружить, знакомясь с положением дел в Казахстане или Киргизии. Значит ли это, что в республике во взаимоотношениях власти и оппозиции был найден некий устойчивый компромисс, способный гарантировать на длительное время развитие политического процесса, по крайней мере, без острых общественных конфликтов? Для того чтобы прогнозировать будущее, надо проанализировать прошлое.
В начале 90-х годов демонтаж прежней тоталитарной системы коммунистического господства вылился в кровавую гражданскую войну, унесшую по самым скромным оценкам, более 100 тыс. жизней. Отряды боевиков, размахивавших зеленым знаменем, буквально наводнили Таджикистан. Человеческая жизнь не стала стоить ничего. Сотни тысяч ни в чем не повинных жителей вынуждены были бежать от ужасов братоубийственной войны. Казалось, что страна отчетливо погружалась в первобытный хаос. Проводившиеся в этот период парламентские (март 1995 г.) и президентские (ноябрь 1994 г.) выборы, естественно, трудно было бы назвать демократическими. Гражданская война требовала жесткой концентрации власти в одних руках. Неудивительно поэтому, что именно военный лидер одной из противоборствующих группировок -Эмомали Рахмонов, победил на выборах своего соперника - Абду-ло-джанова, опиравшегося преимущественно на традиционно богатые северотаджикские региональные кланы.
Трудный процесс выздоровления длился не один год и привел наконец к заключению 27 июня 1997 г. в Москве Общего