УДК 37.013.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-196-210
ББК 74.0
КИНОТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
FILM TRAINING AS A METHOD OF DEVELOPING THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS OF PRE-PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING
Неклюдова Людмила Викторовна
Доцент кафедры психолого-педагогического и дефектологического образования, филиал ФГБОУ ВО ГИПУ им. В. Г. Короленко в г. Ижевске, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Neklyudova Lyudmila V.
Assistant Professor at the Department of Psychological, Pedagogical and DefectoLogicaL Education, Izhevsk branch of Glazov State University of Engineering and Pedagogics named after V. G. Korolenko, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. В данном исследовании сделана попытка обоснования кинотренинга как метода развития эмоционального интеллекта учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки. В статье уточнено понятие «кинотренинг» с учетом условий допрофессиональной подготовки. Определена специфика использования кинотренинга в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке, выделены и охарактеризованы его виды. Описана структура и правила проведения занятия-кинотренинга, сформулированы его ценностные показатели
Abstract. In this study, an attempt is made to substantiate film training as a method of developing the emotional intelligence of students of pre-professional psychological and pedagogical training. The article clarifies the concept of "film training" taking into account pre-professional training. The specifics of the use of film training in pre-professional training are determined, its types are identified and characterized. The structure and rules of the film training class are described. The value indicators
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Неклюдова Л. В., 2024
для данной подготовки, составлены перечни фильмов для решения разных задач. Приведены примеры вопросов, касающихся персонажей фильма. Проведено эмпирическое исследование по изучению развития эмоционального интеллекта учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки. Полученные данные свидетельствуют о том, что на занятиях в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке результаты развития эмоционально-интеллектуальных навыков у подростков значительно выше при использовании кинотренинга.
of the film training class for this training are formulated. Lists of films have been compiled to solve various tasks. Examples of questions concerning the characters of the film are given. An empirical study was conducted to study the development of emotional intelligence of students of pre-professional psychological and pedagogical training. The data obtained indicate that the results of the development of emotional intelligence in adolescents are significantly higher when using film training in classes in pre-professional psychological and pedagogical training.
Ключевые слова: кинотренинг, эмоции, эмоционально-интеллектуальные навыки, эмоциональный интеллект, допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка, интерактивные методы обучения, комфортная среда.
Keywords: film training, emotions, emotional and intellectual skills, emotional intelligence, pre-professional psychological and pedagogical training, interactive methods of education, comfortable environment.
Для цитирования: Неклюдова Л. В. Кинотренинг как метод развития эмоционального интеллекта учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки // Проблемы современного образования. 2024. № 4. С. 196-210. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-196-210.
Cite as: Neklyudova L. V. Film training as a method of developing the emotional intelligence of students of pre-professional psychological and pedagogical training. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 4, pp. 196-210. DOI: 10.31862/22188711-2024-4-196-210.
В России большое количество школ включились в процесс внедрения допрофессиональ-ной психолого-педагогической подготовки, только в Удмуртской Республике в 55 школах функционируют психолого-педагогические классы. Подготовка направлена на привитие подросткам профессионально значимых качеств (терпеливости, сдержанности, тактичности, оптимизма, стрессоустойчивости, эмоционального равновесия). Ученики данного направления подготовки должны уметь регулировать свой эмоциональный фон, понимать эмоции других людей, поэтому необходимо последовательно и системно использовать в обучении методы, способствующие привитию эмоционально-интеллектуальных навыков.
Наибольшую актуальность вопрос исследования и развития эмоционального интеллекта подростков приобрел в настоящее время, когда в мире преобладает высокая скорость изменений. Ранее на цивилизационную эволюцию требовалось сотни лет, а теперь все
происходит буквально за считаные дни. Кроме того, в результате пандемии коронавируса снизился иммунитет школьников и изменилась форма организации образовательного процесса. Детям приходится мгновенно подстраиваться под изменяющиеся условия, быстро ориентироваться в различных ситуациях общения и налаживания взаимоотношений, активно противостоять стрессу и при всем этом сохранять человеколюбие.
Некоторые страны Европы и штаты Америки уже на законодательном уровне сделали развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности частью школьных программ. Данные преобразования помогают учащимся адекватно понимать и выражать свои эмоции, а также управлять ими для эффективного решения не только образовательных, но и жизненных задач [1].
В подростковом периоде закладываются основы будущей самостоятельной жизни человека, его личностные и профессиональные ориентиры. У детей этого возраста формируются новые взгляды, ценности и интересы. С одной стороны, они уже не дети, а с другой - еще и не взрослые. Такой неясный подростковый статус дает возможность попробовать различные стили и модели поведения, определить жизненные ценности и выработать основные черты характера.
В данное время педагогические исследования посвящены вопросам изучения подходов к реализации допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников (Л. В. Байбородовой [2], А. П. Чернявской [3], В. Б. Успенского [4]), специфики методов и средств обучения в профильном образовании школьников (С. А. Минюрова) [5]. Развитие эмоционального интеллекта подростков с помощью интерактивных технологий обучения изучено в работе Д. А. Ломакина [6]. Реализацию интерактивных технологий обучения в процессе предпрофильной подготовки учащихся сельской школы исследовала А. Ю. Заки-ева [7]. Однако методы, способствующие развитию эмоциональной компетентности учеников допрофессиональной психолого-педагогической подготовки, изучены недостаточно.
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые введено зарубежными исследователями П. Сэловеем, Дж Мейером, Д. Карузо (2002), под ним рассматриваются ментальные способности, с помощью которых человек осознает и понимает собственные эмоции и эмоции других [8]. В модели эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана выделяется четыре сферы: эмоциональное самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями [9].
Изучением влияния эмоций на развитие личности занимались многие российские ученые. Л. С. Выготский определил влияние эмоций и интеллекта друг на друга в психическом развитии. Он установил, что эта взаимосвязь является динамичной и меняющейся [10]. В. А. Сухомлинский подчеркивал важность взаимосвязи эмоционального и морального воспитания. Он отметил, что в подростковом возрасте эмоционально-эстетическая оценка идей, окружающего мира наиболее ярко переживается личностью: «чем ярче личностное эмоционально-эстетическое отношение к социальной, общественной идее, тем глубже моральные чувства» [11, с. 104].
Для развития эмоционального интеллекта у подростков Д. А. Ломакин предлагает использовать следующие интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, психологические игры и сказки, сократовские диалоги, тренинги, ученические
супервизии, просмотр фильмов с психологическим содержанием. Он также рекомендует использовать такие задания и упражнения, как составление самопрезентации, подготовка резюме для вакантной должности, размышления по поводу неизлечимо больных людей, поиск своего места на рисунке [6]. При нашем обучении можно использовать все предлагаемые методы, но, учитывая профессиональную направленность подготовки, ключевым методом должен стать кинотренинг. В основе этого метода лежит технология ведения групповой дискуссии, опирающаяся на тактичное, уважительное отношение собеседников друг к другу, активное слушание и эмпатию [12]. Именно эти качества важно развивать в подготовке будущих педагогов.
А. А. Трусь отмечает, что «использование тренером этого методического инструмента создает участникам тренинга ощущение психологической безопасности и защищенности» [13, с. 34]. В работе с подростками необходимо создание психологической обстановки, позволяющей им чувствовать себя комфортно и защищенно. Комфорт выступает своеобразным условием для раскрытия эмоционального фона детей, проявления продуктивной работы и творчества.
Основной целью кинотренинга в нашем случае является достижение внутриличност-ных изменений и привитие профессионально значимых качеств ученикам.
Ученые отмечают, что особенностью кинотренинга является его метафоричность, так как язык кино открывает для участников кинотренинга широчайшие возможности для поиска новых смыслов. «Она (метафора) оказывается своего рода "тележкой", перевозящей внутренние содержания клиента из сферы бессознательного в его сознание» [14, с. 111].
У нас под кинотренингом понимается метод групповой работы, основанный на совместном просмотре художественного (мультипликационного) фильма, его анализе и последующей какой-либо активности учащихся (дискуссии, дебаты, написание эссе и др.). Обычно объективное содержание фильма искажается зрителем. Каждый подросток видит фильм по-своему и увиденное переносит на свои модели поведения и понимание жизни в целом.
При обсуждении фильма возникает ситуация многочисленных (различных) проекций его содержания, каждый участник групповой работы оказывается перед необходимостью осознать сущность отличий, которые он открыл в суждениях других ребят и, таким образом, может понять наличие искажений у себя (или увидеть искажения в восприятии других подростков).
Использование кинотренинга в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке ценно тем, что он:
1. Способствует воспитанию профессионально значимых качеств (эмпатии, тактичности, справедливости, оптимизма и др.). В этом случае рекомендуется использовать следующие фильмы: «Умница Уилл Хантинг» (1997), «Человек дождя» (1998), «Хатико» (2009), «Белый Бим Черное ухо» (1976), «Мальчик в полосатой пижаме» (2008), «Движение вверх» (2017), «Пацаны» (1983), «Конфликт. Спички» (1983), «Банкет» (1986), «Адажио» (2000), «Любить» (1969);
2. Позволяет познакомиться с историческим содержанием российской педагогической системы. Рекомендованы следующие фильмы: «Педагогическая поэма» (1955), «Флаги на башнях» (1958), «Республика Шкид» (1966), «Уроки французского» (1978),
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (1964), «Розыгрыш» (1976), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Доживем до понедельника» (1968), «Школьный вальс» (1978);
3. Дает возможность разбирать и анализировать конфликты в подростковой среде. Для этого рекомендованы фильмы: «Пацаны» (1983), «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (1964), «Вам и не снилось» (1980), «Банкет» (1986), «Ученик» (2016), «Громче, чем бомбы» (2015), «Подтверждение» (2007), «КостяНика» (2006) [15].
Обычно структура занятия по обсуждению фильма состоит из следующих составных:
1. Вводная, мотивационная, часть (проведение вводной беседы с целью заинтересовать в просмотре фильма, сформировать психоэмоциональный настрой, раскрыть тему фильма, пояснить, на чем надо сфокусировать внимание, разъяснить часть сюжета; разминочные игры; отметка в «Листе эмоций» о настроении перед просмотром).
2. Основная часть (просмотр фильма).
3. Аналитическая часть (обсуждение фильма);
4. Рефлексия (отметка настроения в «Листе эмоций»).
Для создания комфортной среды перед началом аналитической части занятия каждый раз напоминаются и проговариваются следующие правила: 1) уважать личность соучастников и их мнения, не перебивать; 2) говорить от своего имени, аргументируя конкретную сцену из фильма; 3) помнить о множестве точек зрения и не претендовать на монополию истины; 4) говорить искренне и открыто.
Фильм для показа (кинотренинг) должен соответствовать целям и задачам темы занятия, уровню психологической зрелости учеников и иметь закрытый разрешенный финал.
Каждое занятие с применением кинотренинга условно делится на пять типов: «Я - эм-пат», «Я - партнер», «Я - это я», «Я - не гнев», «Я - оптимист». В табл. 1 кратко описан самый популярный тип занятия-кинотренинга «Я - эмпат».
Таблица 1
Описание типа занятия «Я - эмпат»
Цели Содержание
- Создание положительной мотивации к предстоящей работе; - обучение идентификации и вербализации эмоций; - формирование представлений о невербальном понимании эмоциональных состояний; - привитие чувства сопереживания - Приветствие «Подари улыбку»; - вводная беседа «Эмоции. Для чего они нам?»; - просмотр короткометражного фильма «Подтверждение» (2007); - обсуждение просмотренного фильма по перечню вопросов; - мозговой штурм «Ситуация и эмоции-помощники»; - заключение (рефлексия). Домашнее задание: «Сделайте две фотографии, не используя людей, на которых будут две противоположные друг другу эмоции»
Тип кинотренинга «Я - партнер» охарактеризован в табл. 2. Здесь используется более длительный фильм (продолжительностью около 2 часов), занятие разделено на 2 части.
Таблица 2
Описание типа занятия «Я - партнер»
Цели Содержание
- Создание положительной мотивации к предстоящей работе; - расширение представлений о невербальном понимании эмоциональных состояний; - формирование представлений о партнерских отношениях; - обучение конструктивной критике; - обучение уважительному отношению к окружающим людям; - развитие чувства сопереживания. I часть: - приветствие «Здравствуй по секрету»; - вводная лекция «Интересные факты о фильме»; - просмотр части фильма «Умница Уилл Хантинг» (1 час); - задание «Отметка в Шкале героев»; - обсуждение просмотренной части фильма по перечню вопросов; - повторное задание «Отметка в Шкале героев»; - заключение. II часть: - приветствие «Без слов»; - вводная беседа «Мысли вдогонку»; - просмотр оставшейся части фильма «Умница Уилл Хантинг»; - обсуждение просмотренной части фильма по перечню вопросов; - работа в мини-группах «Партнеры/не партнеры», презентация; - дружное совместное «До свидания!». Домашнее задание: «Вспомните один/два примера партнерских отношений из истории, книги, фильма»
Очень важно тщательно подбирать и формулировать вопросы для анализа фильма. Таков, например, перечень вопросов, выносимых на всеобщую дискуссию по просмотру фильма «Умница Уилл Хантинг»:
1) Как вам фильм? Как начало? Какие впечатления? (каждый высказывается по очереди)
2) Какие сцены особенно запомнились? Самые яркие сцены для вас?
3) Какие сцены вызвали у вас негативные эмоции? Может, что-то удивило?
4) Какие мысли вас посетили при просмотре части фильма?
5) Почему предыдущие психотерапевты не захотели работать с Уиллом?
6) Кто заметил, что сказал Джерри, когда они с Шоном впервые ждали Уилла на беседу? («С этим парнем как в покер играть - не показывай, что у тебя есть»)
7) Кто заметил, что первым делом сделал Шон в отличие от других психотерапевтов, когда Уилл пришел к нему впервые? Почему?
8) Что сказал Уилл, когда пришел к Шону? («Начинайте лечение»)
9) Почему Уилл так спокойно расспрашивает Шона о его личной жизни?
10) Почему Шон не отказался от Уилла?
11) Почему на втором сеансе Шон вышел с Уиллом на улицу? Почему Уилл на этот раз не бунтовал, а выслушал?
12) Назовите вашу версию концовки?
Первые четыре представленных вопроса подходят практически для всех фильмов. С пятого вопроса учитывается содержания конкретного фильма. Рекомендуемые вопросы при обсуждении персонажей фильма «Умница Уилл Хантинг» приведены в табл. 3.
Таблица 3
Примерный перечень вопросов по разбору персонажей фильма «Умница Уилл Хантинг»
Герой Перечень вопросов
Уилл Хантинг Какой Уилл по характеру? Что он ценит в жизни? У него есть какие-то планы на будущее? Как он любит проводить время? С кем он живет? Вы заметили, как Уилл одет? Почему Уилл решает сложные задачи, но скрывается от профессора? Почему Уилл не признается в истинной причине ухода с работы в университете? Почему Уилл предложил конфеты Скайлар при приглашении на свидание?
Чакки Какой Чакки по характеру? Что он ценит в жизни? Как он любит проводить время? Кто он для Уилла?
Морган Какой Морган по характеру? Что он ценит в жизни? Как он любит проводить время? Кто он для Уилла?
Билли Какой Билли по характеру? Что он ценит в жизни? Как он любит проводить время? Кто он для Уилла? Какие вообще отношения между друзьями? Есть ли уважение? Можно ли их назвать друзьями-партнерами? Почему?
Безусловно, наряду с кинотренингами в допрофессиональной психолого-педагогической подготовке используются и другие интерактивные методы, способствующие развитию эмоциональных навыков школьников (ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций, педагогические турниры, презентации уроков «добра», ученические супервизии, сократовские диалоги, педагогические мастерские и т. д.).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Ижевска. В исследовании участвовали 90 подростков (1214 лет) из разных школ. Нам удалось найти точки соприкосновения с учащимися, вывести их на взаимное общение, диалог, на высказывание собственной точки зрения, даже если она отличалась от остальных. Этому способствовала психологически комфортная обстановка, а также поднимаемые в процессе общения темы, хотя разговорить воспитанников удалось не сразу. Иногда приходилось корректировать план либо по ходу занятия, либо при построении последующего занятия.
Для определения уровня эмоционального интеллекта детей старшего подросткового возраста экспериментальной и контрольной групп применялся опросник ЭмИн, разработанный российским ученым Д. В. Люсиным [16]. В нем обозначены четыре шкалы:
• МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект (понимание и управление чужими эмоциями);
• ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект (понимание и управление собственными эмоциями);
• ПЭ - понимание эмоций (своих и чужих);
• УЭ - управление эмоциями (своими и чужими).
Также выделяются пять субшкал:
• МП - понимание чужих эмоций;
• ВП - понимание своих эмоций;
• МУ - управление чужими эмоциями;
• ВУ - управление своими эмоциями;
• ВЭ - контроль экспрессии.
Полученные результаты подвергались количественной обработке. Статистическая достоверность данных сравнительного анализа рассматривалась по и-критерию Манна - Уитни.
Данные результатов показателей по опроснику ЭмИн экспериментальной группы представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты показателя эмоционального интеллекта учащихся психолого-педагогической
подготовки (экспериментальная группа), %
Шкалы Первичное исследование Конечный результат
МЭИ 38,0 46,0
ВЭИ 39,0 44,0
ПЭ 37,0 43,0
УЭ 40,0 48,0
МП 1,74 2,07
ВП 1,71 2,11
МУ 1,59 1,79
ВУ 1,79 1,97
ВЭ 1,42 1,83
Данные результатов показателей по опроснику ЭмИн контрольной группы представлены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты показателя эмоционального интеллекта подростков контрольной группы, %
Шкалы Констатирующее исследование Контрольное исследование
МЭИ 42,0 40,0
ВЭИ 43,0 38,0
ПЭ 40,0 37,0
УЭ 44,0 41,0
МП 1,88 1,80
ВП 1,91 1,81
МУ 1,75 1,55
ВУ 2,11 1,81
ВЭ 1,50 1,43
Для большей наглядности результаты показателя шкалы ВЭИ констатирующего этапа эксперимента по уровням (низкий, средний, высокий) в обобщенном виде представлены на диаграмме (рис. 1).
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рис. 1. Сравнительная диаграмма уровней внутриличностного эмоционального интеллекта детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента, %
Результат показателя шкалы ВЭИ контрольного этапа эксперимента по уровням (низкий, средний, высокий) в обобщенном виде представлен на диаграмме (рис. 2).
■
■
■
■ ■
■ ■
■ ■
1 1 Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровней внутриличностного эмоционального интеллекта детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента, %
По итогам проведенных расчетов предварительного анализа полученных результатов выявлено, что свои эмоции дети понимают лучше - у большинства ребят в обеих группах выявлен средний уровень внутриличностного эмоционального интеллекта. Однако у 36% от всей экспериментальной группы был отмечен низкий показатель контроля собственной экспрессии, то есть ребята только начинают более сдержанно выражать свои эмоции, что, вероятнее всего, обусловлено их возрастными особенностями. В то же время практически у всей контрольной группы внутренняя экспрессия на среднем уровне, так как ребята в ней чуть старше по возрасту.
Для подсчета эмпирического значения и-критерия Манна - Уитни касаемо внутри-личностного эмоционального интеллекта нами установлены две гипотезы:
Н0 - уровень внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе не ниже уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе;
Н - уровень внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе ниже уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе.
Далее мы расставили все значения исследуемого признака в общий столбец, а затем проранжировали каждое из них. После подсчета ранговых сумм было вычислено эмпирическое значение и-критерия Манна - Уитни: Ц"эмп = 76,5. Затем по таблицам определили критические значения и-критерия Манна - Уитни для наших выборок: ир ^ 005 = 66,0; ир ^ 001 = 51,0. В таком случае ось значимости имеет следующий вид (рис. 3).
Рис. 3. Результат критического значения и-критерия Манна - Уитни на констатирующем этапе
эксперимента
Сравнительный анализ уровня внутриличностного эмоционального интеллекта у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента значимых различий не выявил. В итоге принимается гипотеза Н0- уровень внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе не ниже уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе.
Итак, по результатам констатирующего этапа эксперимента нами была разработана и проведена программа по использованию кинотренинга для повышению уровня эмоционального интеллекта учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки.
По итогам проведенных расчетов и анализа полученных результатов выявлено, что низких уровней внутриличностного эмоционального интеллекта среди детей экспериментальной группы нет. В экспериментальной группе почти 30% имеют высокий уровень, в контрольной показатели чуть понизились. Половина также имеет средний уровень внутриличностного эмоционального интеллекта, а с низким уровнем число ребят возросло в три раза.
Для расчета эмпирического значения и-критерия Манна - Уитни касаемо внутри-личностного эмоционального интеллекта нами было установлено две гипотезы:
Н0 - уровень внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе не ниже уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе;
Н1- уровень внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе ниже уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе.
Далее расставили все значения исследуемого признака в общий столбец, а проран-жировали каждое из них. После подсчета ранговых сумм вычислили эмпирическое значение и-критерия Манна - Уитни: и = 50,5.
~ ~ эмп '
Затем по таблицам нашли критические значения И-критерия Манна - Уитни для наших вы-
б°р°к: ир < 0,05 = 66,0; ир < 0,01 = 51,°.
Тогда ось значимости будет иметь следующий вид (рис. 4).
51 66
Рис. 4. Результат критического значения и-критерия Манна - Уитни на контрольном этапе
эксперимента
Сравнительный анализ уровня внутриличностного эмоционального интеллекта у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента выявил значимые различия. В итоге принимается гипотеза Нх - уровень внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе ниже уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в экспериментальной группе.
Сравнительный анализ данных результатов уровней внутриличностного эмоционального интеллекта контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен в табл. 6.
Таблица 6
Показания уровней внутриличностного эмоционального интеллекта детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах
эксперимента, %
Уровень ВЭИ Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
высокий 7 29 20 7
средний 64 71 67 53
низкий 29 0 13 40
Сравнительный анализ всех показателей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал понижение уровня внутриличностного эмоционального интеллекта в контрольной группе. В экспериментальной группе ни одного ребенка с низким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта не выявлено.
В экспериментальной группе детей с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта стало на 22% больше, на 7% увеличилось число ребят со средним уровнем и на 29% - уменьшилось с низким уровнем. В контрольной группе количество детей с низким уровнем увеличилось на 27%, со средним уровнем - уменьшилось на 14%, с высоким уровнем - уменьшилось на 13%. Анализ данных показал, что в экспериментальной группе произошедшие изменения после проведенного формирующего
этапа эксперимента в уровне внутриличностного эмоционального интеллекта детей статистически достаточно значимы и достоверны.
Участники из экспериментальной группы проходили психолого-педагогическую подготовку в ДДЮТ. Здесь они, помимо кинотренингов, осваивали вожатское дело, занимались волонтерской деятельностью, посетили профильный лагерь, привлекались к различным творческим конкурсам и т. д. Несмотря на то, что контрольная и экспериментальная группы различаются спецификой обучения своих участников в рамках курсов дополнительного образования, подсчет эмпирического значения U-критерия Манна - Уитни подтвердил однородность и ликвидность полученных результатов. Высокий уровень изучаемого показателя на констатирующем этапе эксперимента у контрольной группы объясняется тем, что в нее входят воспитанники третьего года обучения, тогда как участники экспериментальной группы только начали обучение. Данные показатели также указывают на значимость проведенной нами работы по улучшению эмоционального фона подростков.
Полученные результаты в ходе контрольного этапа эксперимента и их сравнительный анализ с данными констатирующего этапа эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений в уровне эмоционального интеллекта у детей экспериментальной группы. Это свидетельствует об эффективности проведенной нами работы по применению кинотренинга в развитии эмоционально-интеллектуальных навыков учащихся допрофессиональной психолого-педагогической подготовки.
Список литературы
1. Kihlstrom J. F., Cantor N. Social intelligence // Stenberg R. J. (Ed.) Handbook of intelligence. 2nd ed. Cambridge, U. K.: Cambridge University Press, 2000. P. 359-379.
2. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, А. М. Ходырев [и др.] // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 3. С. 3-13.
3. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, И. В. Головинина [и др.] // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2021. № 6. С. 4-10.
4. Успенский В. Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность: методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998. 23 с.
5. Педагогическая интернатура как практико-ориентированная программа целевой подготовки педагогов / С. А. Минюрова, Н. О. Леоненко, Н. В. Багичева, М. В. Быв-шева // Вестн. Мининского ун-та. 2017. № 2. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/ article/view/348 (дата обращения: 08.11.2023).
6. Ломакин Д. А. Процесс развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных технологий // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. Vol. 4-2 (43). P. 56-68.
7. Закиева А. Ю. Реализация интерактивных технологий обучения в процессе пред-профильной подготовки учащихся сельской школы: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007. 253 с.
8. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002.
9. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 304 с.
10. ВыготскийЛ. С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 362 с.
11. СухомлинскийВ. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. 336 с.
12. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ: интерсубъективный подход. М.: Когито-Центр, 1999. 194 с.
13. Трусь А. А. Кинотренинг: технология и методика видеообсуждения. СПб.: Речь, 2011. 191 с.
14. Волкова Д. Э., Орлов А. Б., Орлова Н. А. Знак, метафора, символ - методология субъ-ектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 3. С. 89-119.
15. Неклюдова Л. В. Использование кинотерапии для развития эмоционального интеллекта учащихся психолого-педагогических классов // Воспитание школьника. 2023. № 6. С. 20-28.
16. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 174 с.
References
1. Kihlstrom J. F., Cantor N. Social intelligence. In: Stenberg R. J. (Ed.) Handbook of intelligence. 2nd ed. Cambridge, U. K.: Cambridge University Press, 2000. Pp. 359-379.
2. Bayborodova L. V., Gruzdev M. V., Khodyrev A. M. et al. Perspektivy doprofessionalnoy pedagogicheskoy podgotovki shkolnikov v sovremennykh usloviyakh. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2021, Vol. 7, No. 3, pp. 3-13.
3. Chernyavskaya A. P., Bayborodova L. V., Golovinina I. V. et al. Doprofessionalnaya pedagogicheskaya podgotovka shkolnikov v sovremennykh usloviyakh. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2021, No. 6, pp. 4-10.
4. Uspenskiy V. B. Doprofessionalnaya pedagogicheskaya podgotovka shkolnikov: sushchnost: metodicheskie rekomendatsii. Yaroslavl: Izd-vo YaGPU, 1998. 23 p.
5. Minyurova S. A., Leonenko N. O., Bagicheva N. V., Byvsheva M. V. Pedagogicheskaya internatura kak praktiko-orientirovannaya programma tselevoy podgotovki pedagogov. Vestn. Mininskogo un-ta. 2017, No. 2. Available at: https://www.minin-vestnik.ru/jour/ article/view/348 (accessed: 08.11.2023).
6. Lomakin D. A. Protsess razvitiya emotsionalnogo intellekta podrostkov s ispolzovaniem interaktivnykh tekhnologiy. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020, Vol. 4-2 (43), pp. 56-68.
7. Zakieva A. Yu. Realizatsiya interaktivnykh tekhnologiy obucheniya v protsesse predprofilnoy podgotovki uchashchikhsya selskoy shkoly. PhD dissertation (Education). Kazan, 2007. 253 p.
8. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002.
9. Goulman D., Boyatsis R., Makki E. Emotsionalnoe liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyudmi na osnove emotsionalnogo intellekta. Moscow: Alpina Biznes Buks, 2005. 304 p.
10. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech. Moscow: Pedagogika, 1982. 362 p.
11. Sukhomlinskiy V. A. Rozhdenie grazhdanina. Moscow: Molodaya gvardiya, 1971. 336 p.
12. Stolorou R., Brandshaft B., Atvud D. Klinicheskiy psikhoanaliz: intersub»ektivnyy podkhod. Moscow: Kogito-Tsentr, 1999. 194 p.
13. Trus A. A. Kinotrening: tekhnologiya i metodika videoobsuzhdeniya. St. Petersburg: Rech, 2011. 191 p.
14. Volkova D. E., Orlov A. B., Orlova N. A. Znak, metafora, simvol - metodologiya subyektnosti. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2010, Vol. 7, No. 3, pp. 89-119.
15. Neklyudova L. V. Ispolzovanie kinoterapii dlya razvitiya emotsionalnogo intellekta uchashchikhsya psikhologo-pedagogicheskikh klassov. Vospitanie shkolnika. 2023, No. 6, pp. 20-28.
16. Lyusin D. V. Sovremennye predstavleniya ob emotsionalnom intellekte. Sotsialnyy intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Ed. by D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. Moscow: In-t psikhologii RAN, 2004. 174 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 4
Статья поступила в редакцию 10.11.2023 The article was received on 10.11.2023