Научная статья на тему 'Кинопедагогика в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся: теоретический аспект'

Кинопедагогика в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинопедагогика / воспитание / патриотическое воспитание / средства воспитания / педагогическое сопровождение / film pedagogy / education / patriotic education / means of education / pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Гаро Роксолана Владимировна, Квитко Елена Александровна

В статье раскрывается актуальность проблемы, рассматриваются ключевые понятия: кинопедагогика, гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, педагогическое сопровождение. Цель нашего исследования — выявить наиболее эффективные ресурсы кинопедагогики в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся. В исследовании применялись метод анализа нормативных документов, отечественной и зарубежной литературы, обобщение передового педагогического опыта по формированию гражданско-патриотических качеств личности, метод систематизации. В качестве инструментария информационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся предлагается использование кинематографических произведений, содействующих воспитанию у обучающихся гражданственности и патриотизма. Осмысление роли кинопедагогики в современном образовании и воспитании актуально в двух аспектах: высокая и очевидная роль кино в современной жизни; мышление обучающихся развивается в интенсивной информационной среде, что требует новых методов и средств воспитания личности. Акцентируется внимание на гражданскопатриотических ценностях. В качестве методологической основы исследования выделяются системно-деятельностный, личностно ориентированный и интегративный подходы. При комплексном использовании указанные подходы дополняют и обогащают друг друга, придавая исследованию необходимую строгость и целостность. Отмечается необходимость педагогического сопровождения (процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности, направленный на достижение прогресса обучаемого). Выделены кинопроизведения, способствующие формированию патриотических ценностей и развитию гражданского самосознания. Считаем необходимым обратить внимание на критический (развивает критическое и аналитическое мышление), творческий (развивает исследовательские, аналитические, практические, технические умения, навыки самовыражения) и культурный (помогает понять самих себя, нашу культурную и национальную идентичность, историю, культуру, идеи и ценности) аспекты кинопедагогики. В заключение представлены выводы и перспективные направления дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Гаро Роксолана Владимировна, Квитко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Film pedagogy in civic-patriotic education of students: theoretical aspect

The article reveals the relevance of the problem, considers key concepts — film pedagogy, civic consciousness, patriotism, civic-patriotic education, pedagogical support. The purpose of our study is to identify the most effective resources of film pedagogy in civic-patriotic education of students. The study used the method of analyzing regulatory documents, domestic and foreign literature, generalizing advanced pedagogical experience in the formation of civic-patriotic qualities of an individual, and the method of systematization. As a toolkit of information technologies in civic-patriotic education of students, it is proposed to use cinematographic works that contribute to the education of students in citizenship and patriotism. Understanding the role of film pedagogy in modern education and upbringing is relevant in two aspects: the high and obvious role of cinema in modern life, the thinking of students develops in an intensive information environment, which requires new methods and means of personality education. Attention is focused on civic-patriotic values. As a methodological basis for the study, system-activity, personality-oriented and integrative approaches are distinguished. When used in combination, these approaches complement and enrich each other, giving the study the necessary rigor and integrity. The need for pedagogical support (the process of interaction between subjects of pedagogical activity aimed at achieving the progress of the student) is noted. Film works that contribute to the formation of patriotic values and the development of civic consciousness are highlighted. We consider it necessary to pay attention to the critical (develops critical and analytical thinking), creative (develops research, analytical, practical, technical skills, self-expression skills) and cultural (helps to understand ourselves, our cultural and national identity, history, culture, ideas and values) aspects of film pedagogy. In conclusion, findings and promising areas for further research are presented.

Текст научной работы на тему «Кинопедагогика в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся: теоретический аспект»

Воспитание и социализация личности Education and Socialization of the Individual

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 121-127. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):121-127. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 37.0

КИНОПЕДАГОГИКА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Гульсина Якуповна Гревцева1, yakupovna@rambler.ru, ORCID 0000-0001-8334-8544

Роксолана Владимировна Гаро2, bogiox@yandex.ru

Елена Александровна Квитко3, iwannasty@mail.ru

12 Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

3 Коркинский горно-строительный техникум, Коркино, Челябинская область, Россия

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы, рассматриваются ключевые понятия: кинопедагогика, гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, педагогическое сопровождение. Цель нашего исследования — выявить наиболее эффективные ресурсы кинопедагогики в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся. В исследовании применялись метод анализа нормативных документов, отечественной и зарубежной литературы, обобщение передового педагогического опыта по формированию гражданско-па-триотических качеств личности, метод систематизации. В качестве инструментария информационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся предлагается использование кинематографических произведений, содействующих воспитанию у обучающихся гражданственности и патриотизма. Осмысление роли кинопедагогики в современном образовании и воспитании актуально в двух аспектах: высокая и очевидная роль кино в современной жизни; мышление обучающихся развивается в интенсивной информационной среде, что требует новых методов и средств воспитания личности. Акцентируется внимание на гражданско-патриотических ценностях. В качестве методологической основы исследования выделяются системно-деятельностный, личностно ориентированный и интегративный подходы. При комплексном использовании указанные подходы дополняют и обогащают друг друга, придавая исследованию необходимую строгость и целостность. Отмечается необходимость педагогического сопровождения (процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности, направленный на достижение прогресса обучаемого). Выделены кинопроизведения, способствующие формированию патриотических ценностей и развитию гражданского самосознания. Считаем необходимым обратить внимание на критический (развивает критическое и аналитическое мышление), творческий (развивает исследовательские, аналитические, практические, технические умения, навыки самовыражения) и культурный (помогает понять самих себя, нашу культурную и национальную идентичность, историю, культуру, идеи и ценности) аспекты кинопедагогики. В заключение представлены выводы и перспективные направления дальнейшего исследования.

Ключевые слова: кинопедагогика, воспитание, патриотическое воспитание, средства воспитания, педагогическое сопровождение

© Гревцева Г. Я., Гаро Р. В., Квитко Е. А., 2024

Для цитирования: Гревцева Г. Я., Гаро Р. В., Квитко Е. А. Кинопедагогика в гражданско-патрио-тическом воспитании обучающихся: теоретический аспект // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 121-127.

Original article

FILM PEDAGOGY IN CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS:

THEORETICAL ASPECT

Gulsina Ya. Grevtseva1, yakupovna@rambler.ru, ORCID 0000-0001-8334-8544 Roksolana V. Garo2, bogiox@yandex.ru Elena A. Kvitko3, iwannasty@mail.ru

12 Chelyabinsk State Institute of Culture and arts, Chelyabinsk, Russia 3 Korkinsky Mining and Construction College, Korkino, Chelyabinsk Region, Russia

Abstract. The article reveals the relevance of the problem, considers key concepts — film pedagogy, civic consciousness, patriotism, civic-patriotic education, pedagogical support. The purpose of our study is to identify the most effective resources of film pedagogy in civic-patriotic education of students. The study used the method of analyzing regulatory documents, domestic and foreign literature, generalizing advanced pedagogical experience in the formation of civic-patriotic qualities of an individual, and the method of systematization. As a toolkit of information technologies in civic-patriotic education of students, it is proposed to use cinematographic works that contribute to the education of students in citizenship and patriotism. Understanding the role of film pedagogy in modern education and upbringing is relevant in two aspects: the high and obvious role of cinema in modern life, the thinking of students develops in an intensive information environment, which requires new methods and means of personality education. Attention is focused on civic-patriotic values. As a methodological basis for the study, system-activity, personality-oriented and integrative approaches are distinguished. When used in combination, these approaches complement and enrich each other, giving the study the necessary rigor and integrity. The need for pedagogical support (the process of interaction between subjects of pedagogical activity aimed at achieving the progress of the student) is noted. Film works that contribute to the formation of patriotic values and the development of civic consciousness are highlighted. We consider it necessary to pay attention to the critical (develops critical and analytical thinking), creative (develops research, analytical, practical, technical skills, self-expression skills) and cultural (helps to understand ourselves, our cultural and national identity, history, culture, ideas and values) aspects of film pedagogy. In conclusion, findings and promising areas for further research are presented.

Keywords: film pedagogy, education, patriotic education, means of education, pedagogical support

For citation: Grevtseva GYa., Garo RV., Kvitko EA. Film pedagogy in civic-patriotic education of students: theoretical aspect. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):121-127. (In Russ.).

Введение

Мир стоит на пороге глобальных изменений. Переход от однополярного мира к многополярному происходит из-за изменения баланса сил и влияния между различными государствами и международными организациями. В многополярном мире основными центрами власти и влияния становятся несколько ключевых игроков, обладающих значительным военным, экономическим и политическим потенциалом, способных удержать свой суверенитет. Для этого патриотическое воспитание в многополярном мире должно быть направлено на укрепление национального самосозна-

ния, безопасности страны и ее защиты как от внешнего, так и от внутреннего воздействия.

В целом переход к многополярному миру требует от молодежи формирования идентификации и отождествления себя со своей страной и народом как единого целого, преданности Родине и любви к ней. В плане формирования патриотизма, особенно в период 90-х гг. XX в., после распада Советского Союза, а также нулевых, когда еще не было сформировано понимание утраты самоидентификации как самостоятельного суверенного государства, воспитательный потенциал потерпел крах. Захваченная западными стандартами мировоззренческой системы

вся русская и российская культура утратила ориентиры на многие свои традиции и ценности. Все русское и советское стали представлять как нечто архаичное, утратившее актуальность. Резкое экономическое падение, социальные изменения и политическая нестабильность привели к изменениям в общественных отношениях и отношении к культурным ценностям. Десятилетиями внедрялись понятия индивидуализма, самолюбования и культ потребительства. Ушло понимание соборности и объединения людей одной большой и значимой для всех целью, одним культурно-историческим содержанием, духовными скрепами.

В связи с этим большая часть методик и инструментов патриотического воспитания были утеряны, само патриотическое воспитание считалось атавизмом, а любовь к Родине — постыдной слабостью и отсталостью, недостойной цивилизованного человека, ориентированного на западные ценности. В молодежи воспитывалась вторичность по отношению к западной культуре и раболепие перед ней. Эту проблему обозначает и Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения»1. Только патриотизм является способом самосохранения народа и страны! Сам по себе человек не в состоянии прийти к пониманию и чувству патриотизма, как цветок, который не может вырасти из маленького зернышка и распуститься без почвы, воды и света. Свет просвещения, твердая почва под ногами в виде наших традиционных ценностей, памяти о достижениях и победах нашей страны, а также опеки, педагогического сопровождения и участия, как живительная вода, являются поддержкой молодого поколения, принося плоды патриотизма.

Материалы и методы исследования

Проблеме гражданско-патриотического воспитания посвящены исследования С. И. Белен-цова [1], Е. А. Мацефук, Т. В. Самоходкиной [2], А. Н. Томилина, Л. П. Ильченко, Н. С. Касимо-вой [3], Г. Я. Гревцевой [4], И. В. Резанович [5] и др. В работах Е. В. Калач [6], Е. Л. Крыловой [7] раскрыты педагогические условия медиаобразования, медиавоспитания; необходимость интеграции педагогики и искусства в медиасреде. Представляет интерес научная публикация по социологии В. В. Капустина [8], в которой представлены результаты опроса мо-

1 Послание Президента Федеральному Собранию. Москва, 12 декабря 2012 г. // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/17118.

лодежи и военнослужащих об их отношении к современному кино и его роли в воспитании личности.

В ходе анкетирования студентов первого курса Челябинского государственного института культуры и Коркинского горно-строительного техникума было установлено, что в содержательной структуре кинопросмотров преобладают фильмы патриотической направленности (более 70 %). Кинопедагогика исследует возможности и актуальные ресурсы кинофильмов в воспитательном процессе, позволяет формировать ценностные ориентации личности.

К основным условиям гражданско-патрио-тического воспитания как составляющей нравственного воспитания обучающихся относятся деятельностно-интегративный подход; лич-ностно ориентированное обучение; модульно-интегрированный метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из условий эффективного граждан-ско-патриотического воспитания является педагогическое сопровождение. Под педагогическим сопровождением гражданско-патри-отического воспитания понимаем взаимодействие субъектов образовательного процесса, при котором преподаватель создает для студентов условия для понимания культурно-исторического пути развития страны, ее духовного и культурного наследия, бережного отношения к традиционным ценностям народов, живущих на территории России; формирует связь и преемственность поколений; вырабатывает у сопровождаемых устойчивое понимание того, что нужно для защиты Родины как от внешнего, так и от внутреннего вражеского влияния; учит умению обосновать свою патриотическую позицию, быть готовым физически, морально и духовно послужить во благо и для защиты своего народа; способствует саморазвитию и самореализации, принятию решения в ситуации выбора; формирует патриотичную личность в соответствии с запросами и требования общества.

Здесь нужно учитывать, что при педагогическом сопровождении преподаватель обязан не только владеть методикой педагогического сопровождения гражданско-патриотического воспитания, но и сам становиться ярким и заразительным примером человека, с любовью относящегося к своей Родине, ее истории и героям, полностью разделять патриотическую позицию государства и демонстрировать свои патриотические убеждения, быть всегда во

всеоружии, чтобы ответить на любой вопрос, касающийся патриотической позиции.

Существует достаточное количество различных методик и педагогических инструментов, которые могут успешно применяться для педагогического сопровождения гражданско-патриотического воспитания. Это многоплановая, систематическая и целенаправленная деятельность, которая включает в себя координацию со всей системой обучения в учебном заведении в целом. В работе О. В. Ситниковой [9] заслуживают внимания представленные критерии написания академического эссе по художественным фильмам. При подготовке творческих вопросов (эссе) после просмотра фильмов «Сердце, отданное людям», «Педагогическая поэма», «Чучело», «Уроки французского», «Розыгрыш», «Пацаны» и др. студенты ориентировались на предложенные критерии. И. В. Челы-шева [10] отмечает воспитательный потенциал медиаклубных занятий; необходимость опоры на традиционные принципы сотрудничества, диалога в процессе просмотра и обсуждения произведений кинематографического искусства. Авторы исследования «Кинопедагогика как средство современного освоения математики в школе» [11] создали видеокурс, направленный на работу с когнитивными установками, а также с мотивацией и снятием тревожности. Все темы представлены в виде небольших фильмов и выложены в открытом доступе (МатСтрим, 2023).

Изучение кинопедагогики — теории и практики использования кино в образовании и воспитании — имеет особое значение: позволяет понять особенности восприятия и понимания киношедевров студентами и разработать соответствующие методики работы с фильмами. При выборе кинопроизведений, способствующих формированию патриотических ценностей и развитию гражданского самосознания, важно учитывать возрастные и культурные особенности аудитории, а также актуальные темы и проблемы современного общества.

Организация обсуждений и дискуссий после просмотра фильмов, а также проведение творческих заданий содействует активизации мыслительной деятельности и эмоционального отклика обучающихся через анализ представленной в кино исторической и социальной информации, а также сравнение различных точек зрения на события и персонажей.

Результат гражданско-патриотического воспитания — иммунитет к фашизму и нацизму, не только понимание его идеологии, но и знание его чудовищных последствий, когда десятки

миллионов людей были кинуты в топку Второй мировой войны (а народом, наиболее пострадавшим от этой идеологии, стали советские люди). Здесь нельзя обойтись без документальной хроники зверств гитлеровцев, в том числе таких фильмов, как: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г., режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин), «Неизвестная война» (1978 г., режиссер Роман Кармен), «Блокада» (2005 г., режиссер Сергей Лозница), «Обыкновенный фашизм» (1965 г., режиссер Михаил Ромм), «Концлагеря. Дорога в ад» (2009 г., режиссер Федор Стуков; в фильме отображена вся история лагерей — от их создания в 1933 г. до ликвидации в 1945 г.).

Помимо страшных явлений и массовых убийств, на войне всегда есть место подвигам героев. Студенты должны не только знать их имена, но и равняться на их дух, смелость и любовь к Родине. Этому посвящены художественные ленты, такие как «Рядовой Александр Матросов» (1947 г.), «Молодая гвардия» (о молодежной подпольной организации Краснодона, 1948 г.), «28 панфиловцев» (2016 г.), «Повесть о настоящем человеке» (о судьбе летчика-истребителя Алексея Маресьева, 1948 г.), «Зоя» (1944 г.), «Зорге» (2017 г.), «Небо» (о подвигах военных летчиков в Сирии, 2021 г.) и др., а также документальные картины, в числе которых «Две войны Ивана Кожедуба» (2010 г.), «Николай Гастелло. Полет в вечность» (2016 г.), «Маршал Жуков. Триумф полководца» (2010 г.), «Поэма о крыльях» (о выдающихся авиаконструкторах А. Н. Туполеве и И. И. Сикорском, 1979 г.), «Гагарин. Первый в космосе» (2013 г.), «Морпехи. Сильные духом» (о героях СВО, 2023 г.) и т. д.

Гражданско-патриотическое воспитание включает понятие интернационализма. В России, где проживают представители почти двухсот национальностей и шести религий, понятия интернационализма, дружбы народов, уважения к разным народам и их традициям являются фундаментальными основами внешней и внутренней безопасности страны. Это находит отражение в фильмах «Цирк» (одним из первых раскрывает тему равенства людей любого происхождения и любой расы, 1936 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.), «В бой идут одни „старики"» (режиссер Л. Быков, 1973 г.) и др. Кроме того, народные традиции и ценности передаются в кинотворчестве через сказки народов мира, в том числе русские.

Разделяем позицию С. Г. Дункевич, М. В. Сомова, которые справедливо считают, что «интеграция киноискусства в эстетическое обра-

зование молодого поколения направлена на эстетическое, аксиологическое, нравственно-моральное, патриотическое, гражданственное, этнокультурное воспитание» [12]. Актуальным представляется включение в учебные программы художественных фильмов, раскрывающих особенности национальных культур, направленных на межкультурную коммуникацию.

Культурное наследие России столь огромно, что требуется немало времени, для того чтобы ознакомиться с ним и осмыслить в контексте всей мировой культуры и науки. Студенты должны знать выдающихся поэтов, писателей, художников, архитекторов, деятелей искусства, режиссеров, ученых самых разных отраслей, испытателей, изобретателей и инженеров своей страны.

Выводы

1. Кинопедагогика в гражданско-патрио-тическом воспитании студентов имеет огромное значение для формирования гражданской и национальной идентичности, чувства любви к родной стране, ее истории, культуре и традициям, развивает гражданские качества, такие как уважение к законам и правилам общества, ответственность за свои действия, готовность к служению на благо обществу и стране, помогает им развивать критическое мышление и способность к анализу информации, что позволяет объективно взглянуть на события в стране и в мире.

2. Требуется возрождать, совершенствовать и разрабатывать новые методики воспитания граждан-патриотов. Необходимо создать систему мероприятий, имеющих своей целью воспитание граждан-патриотов через специальные уроки, мастер-классы, проекты, волонтерскую работу, просмотры фильмов, способствующих развитию чувства патриотизма и гордости за Родину, сопровождающиеся последующими обсуждениями, встречи с ветеранами и тружениками страны, патриотические клубы, которые помогут студентам понять и прочувствовать связь с их родиной, историей и культурой.

3. Необходимо разрабатывать методику использования киноматериалов и видеоматериалов для решения воспитательных задач. Следует включить фильмы разного жанра, как советского, так и нового времени, которые формируют национальную гордость, рассказывают об исторических и культурных событиях страны, прославляют героев России во все исторические периоды нашей Родины, включая людей науки и искусства, которые вдохновляют и вызывают гордость за свою страну.

Кинопедагогика направлена на развитие аудиовизуальной культуры и навыков осмысленного просмотра, а также творческих навыков создания кинопроектов. Важно, чтобы педагоги во время образовательного процесса создавали благоприятную атмосферу для активной пропаганды и поддержки ценностей патриотизма и гражданственности.

Список источников

1. Беленцов С. И. Вопросы гражданско-патриотического воспитания юношества в зарубежной педагогике // Ученые записки : электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2022. № 4. С.105-111.

2. Мацефук Е. А., Самоходкина Т. В. Гражданско-патриотическое воспитание: теоретический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 368-370.

3. Томилин А. Н., Ильченко Л. П., Касимова Н. С. Основные тенденции и проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 163-166.

4. Гревцева Г. Я., Котлярова И. О., Сериков Г. Н., Фахрутдинова А. В., Циулина М. В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 181-191.

5. Резанович И. В. Возможности кинопедагогики в развитии профессиональных компетенций студентов педагогических вузов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2023. № 2. С. 295-299.

6. Калач Е. В. Медиавоспитание: педагогические условия реализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2010. № 1. С.122-124.

7. Крылова Е. Л. Роль медиавоспитания в реализации социально-педагогической функции средств массовой информации // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4. С.138-150.

8. Капустин В. В. Опыт исследования современного кино и его роль в патриотическом воспитании граждан России // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 35-45.

9. Ситникова О. В. Кинопедагогика как средство художественного метода в педагогическом образовании // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2020. № 34. С. 125-142.

10. Челышева И. В. Воспитательные возможности кинопедагогики и медиаобразова-ния: работа с художественными фильмами на занятиях студенческого медиаклуба // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование : материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием) (Екатеринбург, март 2022 г.) / Уральский государственный педагогический университет ; под науч. ред. Н. А. Симбирцевой, А. К. Бер-натоните. Электрон. дан. Екатеринбург : [б. и.]. 1 CD-ROM. Текст : электронный. 2022. С. 74-79.

11. Ильясов И. И., Нагибина Н. Л., Новашина М. С. Кинопедагогика как средство современного освоения математики в школе // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46, № 4. C. 306-319.

12. Дункевич С. Г., Сомов М. В. Роль искусства в эстетическом образовании молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10. С. 90-94. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-kinoiskusstva-v-esteticheskom-obrazovanii-molodezhi.

References

1. Belentsov SI. Issues of civic-patriotic education of youth in foreign pedagogy. Uchenye zapis-ki: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gos. un-ta = Scientific notes: electronic scientific journal of Kursk state university. 2022;(4):105-111. (In Russ.).

2. Matsefuk EA, Samokhodkina TV. Civic-patriotic education: theoretical aspect. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of science, culture, education. 2024;(1(104):368-370. (In Russ.).

3. Tomilin AN, Ilchenko LP, Kasimova NS. Main trends and problems of patriotic education of student youth. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of science, culture, education. 2024;(2(105):163-166. (In Russ.).

4. Grevtseva GYa, Kotlyarova IO, Serikov GN, Fakhrutdinova AV, Tsiulina MV. Methodological approaches to preparing students for professional innovative activities. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2021;(462):181-191. (In Russ.).

5. Rezanovich IV. Possibilities of film pedagogy in developing professional competencies of students of pedagogical universities. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-peda-gogicheskogo universiteta. Serija № 1: Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 1: Psychological and pedagogical sciences. 2023;(2): 295-299. (In Russ.).

6. Kalach EV. Media education: pedagogical conditions for implementation. Vestnik Voronezhs-kogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija = Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2010;(1):122-124. (In Russ.).

7. Krylova EL. The role of media education in the implementation of the socio-pedagogical function of the media. Vestnik TvGU. Serija: Pedagogika i psihologija = Bulletin of TvSU. Series: Pedagogy and Psychology. 2018;(4):138-150. (In Russ.).

8. Kapustin VV. The experience of studying modern cinema and its role in the patriotic education of Russian citizens. Social'no-gumanitarnye znanija = Social and humanitarian knowledge. 2022;(4):35-45. (In Russ.).

9. Sitnikova OV. Film pedagogy as a means of artistic method in pedagogical education. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. 2020;(34):125-142. (In Russ.).

10. Chelysheva IV. Educational Possibilities of Film Pedagogy and Media Education: Working with Feature Films in Student Media Club Classes. In: Aktual'nye resursy kinopedagogiki: vospitanie i obrazovanie = Current Resources of Film Pedagogy: Upbringing and Education. Ekaterinburg. 2022. Pp. 74-79. (In Russ.).

11. Ilyasov II, Nagibina NL, Novashina MS. Film Pedagogy as a Means of Modern Mastering of Mathematics at School. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14: Psihologija = Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. 2023;46(4):306-319. (In Russ.).

12. Dunkevich SG, Somov MV. The Role of Art in the Aesthetic Education of Young People. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2020;(10):90-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kinoiskusstva-v-esteticheskom-obrazova-nii-molodezhi. (In Russ.).

Информация об авторах

Г. Я. Гревцева — профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования, доктор педагогических наук, профессор.

Р. В. Гаро — преподаватель кафедры кино и телевидения, аспирант. Е. А. Квитко — заместитель директора по учебно-методической работе.

Information about the authors

G. Ya. Grevtseva — Professor of the Department of Pedagogy and Ethnocultural Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

R. V. Garo — lecturer of the Department of Cinema and Television, graduate student. E. A. Kvitko — Deputy Director for educational and methodological work.

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 24.06.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 06.07.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.