Научная статья на тему 'КИНОМУЗЫКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КИТАЕ'

КИНОМУЗЫКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киномузыка / патриотизм / патриотическое воспитание / средства воспитания / музыкальное образование / китайские школьники / музыкальное искусство / учебно-воспитательный процесс / film music / patriotism / patriotic education / means of education / music education / Chinese schoolchildren / musical art / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Цзян Бовэнь, Ахьямова Инна Анатольевна, Зуев Петр Владимирович, Ясинских Людмила Владимировна

Актуальность статьи обусловлена тем, что приоритетным направлением образова-тельной политики Китая является патриотическое воспитание детей и молодежи. Большим педаго-гическим потенциалом в этом направлении обладает киномузыка. Цель статьи – раскрыть теорети-ческие и методические аспекты патриотического воспитания школьников Китая средствами кино-музыки на уроках музыки и других учебных предметах в школе. Методологической основой иссле-дования являются: теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искус-ства в становлении личности; теоретические положения о феномене киномузыки; концепции об-щего музыкального образования. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, анализ, сравнение, синтез, обобщение. Авторами делается вывод о том, что киномузыка является одним из важнейших выразительных средств любого фильма, она оказывает эмоционально-психологическое воздействие на реципиента. Ее педагогический потенциал в патриотическом вос-питании школьников обусловлен доступностью, популярностью в среде подрастающего поколения, четко заданными временными границами. В образовательном процессе необходима реализация принципа интеграции и механизма идентификации (с героем музыкального произведения, жиз-ненным событием, о котором снят кинофильм), который осуществляется посредством методов раз-мышления о музыке, создания художественного контекста и др. Статья может быть полезна иссле-дователям в области общего музыкального образования России и Китая. Описанные методы могут применяться российскими учителями музыки для освоения обучающимися 1–4 классов модулей «Музыка в жизни человека», «Музыка театра и кино» и обучающимися 5–8 классов модуля «Связь музыки с другими видами искусства» новой Федеральной рабочей программы, для формирования у обучающихся личностных результатов в части патриотического и гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Цзян Бовэнь, Ахьямова Инна Анатольевна, Зуев Петр Владимирович, Ясинских Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM MUSIC IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN CHINA

The relevance of the article is due to the fact that the priority direction of China’s educational policy is the patriotic education of children and youth. Film music has great pedagogical potential in this direction. The purpose of the article is to reveal the theoretical and methodological aspects of the patriotic education of Chinese schoolchildren through film music in music lessons and other educational subjects at school. The methodological basis of the study is: theoretical provisions on the pedagogical potential of mu-sical art in the formation of personality; theoretical provisions on the phenomenon of film music; concepts of general music education. The research methods are pedagogical observation, analysis, comparison, syn-thesis, generalization. The authors conclude that film music is one of the most important expressive means of any film, it has an emotional and psychological effect on the recipient. Its pedagogical potential in the patriotic education of schoolchildren is due to accessibility, popularity among the younger generation, clearly defined time boundaries. In the educational process, it is necessary to implement an identification mechanism (with the hero of a musical work, a life event about which a movie was shot), which is carried out through methods of reflection on music, and creating an artistic context. The article can be useful to re-searchers in the field of general music education in Russia and China. The described methods can be used by Russian music teachers to master 1–4 classes of the modules “Music in Human Life”, “Music of Theater and Cinema” and students of 5–8 classes of the module “Connection of Music with Other Forms of Art” of the new Federal Working Program, to form students’ personal results in terms of patriotic and civic education.

Текст научной работы на тему «КИНОМУЗЫКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КИТАЕ»

УДК 372.878+37.035.6(510)

ББК Ч426.853-271 +Ч420.052.2 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Кашина Наталья Ивановна,

SPIN-код: 4095-4628

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: koranata@mail.ru

Цзян Бовэнь,

магистрант Института искусств, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: 19960504@qq.c0m

Ахьямова Инна Анатольевна,

SPIN-код: 6347-2880

доктор педагогических наук, профессор кафедры социокультурного развития территории, Екатеринбургская академия современного искусства; 620012, Россия, г. Екатеринбург, б-р Культуры, 3; e-mail: innaah@yandex.ru

Зуев Петр Владимирович,

SPIN-код: 4169-3725

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, технологии и методики обучения физике и технологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: zyuew@yandex.ru

Ясинских Людмила Владимировна,

SPIN-код: 1056-7814

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ktim.vkt@uspu.me

КИНОМУЗЫКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КИТАЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: киномузыка; патриотизм; патриотическое воспитание; средства воспитания; музыкальное образование; китайские школьники; музыкальное искусство; учебно-воспитательный процесс

АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена тем, что приоритетным направлением образовательной политики Китая является патриотическое воспитание детей и молодежи. Большим педагогическим потенциалом в этом направлении обладает киномузыка. Цель статьи - раскрыть теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников Китая средствами киномузыки на уроках музыки и других учебных предметах в школе. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в становлении личности; теоретические положения о феномене киномузыки; концепции общего музыкального образования. Методами исследования являются педагогическое наблюдение, анализ, сравнение, синтез, обобщение. Авторами делается вывод о том, что киномузыка является одним из важнейших выразительных средств любого фильма, она оказывает эмоционально-психологическое воздействие на реципиента. Ее педагогический потенциал в патриотическом воспитании школьников обусловлен доступностью, популярностью в среде подрастающего поколения, четко заданными временными границами. В образовательном процессе необходима реализация принципа интеграции и механизма идентификации (с героем музыкального произведения, жизненным событием, о котором снят кинофильм), который осуществляется посредством методов размышления о музыке, создания художественного контекста и др. Статья может быть полезна исследователям в области общего музыкального образования России и Китая. Описанные методы могут применяться российскими учителями музыки для освоения обучающимися 1-4 классов модулей «Музыка в жизни человека», «Музыка театра и кино» и обучающимися 5-8 классов модуля «Связь музыки с другими видами искусства» новой Федеральной рабочей программы, для формирования у обучающихся личностных результатов в части патриотического и гражданского воспитания.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кашина, Н. И. Киномузыка в патриотическом воспитании обучающихся в Китае / Н. И. Кашина, Цзян Бовэнь, И. А. Ахьямова [и др.]. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 4. - С. 134-141.

Kashina Natalya Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Jiang Bowen,

Master's Degree Student of Institute of Arts, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Akhyamova Inna Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Socio-Cultural Development of the Territory, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Ekaterinburg, Russia

Zuev Petr Vladimirovich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Physics, Technology and Methods of Teaching Physics and Technology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

© Кашина Н. И., Цзян Бовэнь, Ахьямова И. А., Зуев П. В., Ясинских Л. В., 2024

Yasinskikh Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methodology of Education of the Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

FILM MUSIC IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN CHINA

KEYWORDS: film music; patriotism; patriotic education; means of education; music education; Chinese schoolchildren; musical art; educational process

ABSTRACT. The relevance of the article is due to the fact that the priority direction of China's educational policy is the patriotic education of children and youth. Film music has great pedagogical potential in this direction. The purpose of the article is to reveal the theoretical and methodological aspects of the patriotic education of Chinese schoolchildren through film music in music lessons and other educational subjects at school. The methodological basis of the study is: theoretical provisions on the pedagogical potential of musical art in the formation of personality; theoretical provisions on the phenomenon of film music; concepts of general music education. The research methods are pedagogical observation, analysis, comparison, synthesis, generalization. The authors conclude that film music is one of the most important expressive means of any film, it has an emotional and psychological effect on the recipient. Its pedagogical potential in the patriotic education of schoolchildren is due to accessibility, popularity among the younger generation, clearly defined time boundaries. In the educational process, it is necessary to implement an identification mechanism (with the hero of a musical work, a life event about which a movie was shot), which is carried out through methods of reflection on music, and creating an artistic context. The article can be useful to researchers in the field of general music education in Russia and China. The described methods can be used by Russian music teachers to master 1-4 classes of the modules "Music in Human Life", "Music of Theater and Cinema" and students of 5-8 classes of the module "Connection of Music with Other Forms of Art" of the new Federal Working Program, to form students' personal results in terms of patriotic and civic education.

FOR CITATION: Kashina, N. I., Jiang, Bowen, Akhyamova, I. A. et al. (2024). Film Music in Patriotic Education of Students in China. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 134-141.

Постановка проблемы. Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения сегодня остро стоит в Китае, так как для дальнейшего динамичного развития страны необходимо создание общества из ответственных людей, любящих свою Родину и способных отстаивать ее интересы во всех направлениях деятельности. Все это отражено в ряде официальных документов Китая (Конституция КНР, Закон КНР об образовании, «План реализации патриотического воспитания в новую эпоху» 2019 г., «Руководящие принципы реализации нравственного строительства гражданина в новую эпоху» 2019 г. и др.).

Идеи патриотического воспитания в Китае берут свое начало из глубокой древности, из работ философов, общественных деятелей и деятелей культуры разных эпох - Конфуция, Лао-цзы, Цюй Юаня и др. Как пишут современные ученые, «поиск средств, форм эффективных путей патриотического воспитания подрастающего поколения продолжался во все времена» [20, с. 205].

Сегодня, как отмечают современные китайские ученые, патриотическое воспитание в стране развивается, совершенствуется и модернизируется, что детерминировано социально-историческими и политическими условиями, новыми вызовами времени и потребностям государства. Оно характеризуется, во-первых, пониманием патриотизма в контексте триединства любви к Родине, партии и социализму, во-вторых, переходом к индивидуальной ответственности каждого гражданина КНР в

достижении цели великого возрождения китайской нации, в-третьих, более глубокой интеграцией в систему образования Китая - оно реализуется в учебных учреждениях всех ступеней образования, начиная с детского сада [16].

В решение проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в Китае сегодня включены многие средства, в том числе такой мощный инструмент, как интернет-пространство, где реализуются международные и национальные интернет-проекты, свою работу осуществляют интернет-порталы «Китайское патриотическое воспитание» и «Дом патриота» и т. д. [5].

Большим педагогическим потенциалом в патриотическом воспитании подрастающего поколения обладает киномузыка, которая ни в коем случае не является просто фоном. В кинематографическом произведении она выполняет ряд функций [4; 18; 21]:

- иллюстративную (поддержка фабульного развития игрового действия в кинофильме);

- комментаторскую (отражение, раскрытие и усиление внутреннего эмоционального состояния персонажей кинофильма);

- драматургическую (расстановка акцентов в сюжетной линии, создание атмосферы каждой сцены, выражение концепции, общей идеи всего кинофильма посредством применения лейтмотивов или цитат классических музыкальных произведений);

- формообразующую (объединение в единое целое монтажных блоков сюжетного развития).

Современные культурологи указывают на особенности существования данного жанра: сегодня киномузыка «по масштабам распространения <...> не уступает поп-текстам» [21, с. 36], она «оказалась действенным фактором поддержания, в условиях поп-экспансии, более сложных, содержательных музыкальных явлений» [21, с. 37]. Киномузыка выходит из пространства самого кинематографического произведения и не просто ретранслируется, а включается в различные внекинематографические контексты и начинает самостоятельное существование в культурном пространстве, «становится материалом для деятельной активности множества субъектов <...> в различных социокультурных контекстах», при этом сохраняя «память» о своем кинопроисхождении [21, с. 40]. Данный музыкальный жанр характеризуется популярностью в среде детей и молодежи, общедоступностью и четко заданными небольшими временными границами [11].

Отметим, что в системе общего образования Китая патриотическое воспитание осуществляется сегодня, во-первъх, через содержательные элементы, включающиеся в каждый учебный предмет, во-вторъх, посредством просветительских, образовательных, воспитательных и других мероприятий соответствующего содержания, в-третьих, через специальные предметы, включенные в учебный план начальной, средней и старшей школы - «Мораль и жизнь», «Мораль и общество» и т. д. [3]. Включение киномузыки как средства патриотического воспитания школьников в Китае возможно во всех указанных выше формах организации учебного процесса.

Цель данной статьи - раскрыть теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников Китая средствами киномузыки на уроках музыки и других учебных предметах в школе.

Обзор литературы. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения поднимается во многих современных исследованиях китайских и российских ученых. Они касаются дошкольного (Цин Хэ, Чжао Сюй Мэй), общего среднего (Ву Люпин, Ли Ке) и высшего профессионального образования (Н.Б. Васильева, Ван Цзин, Ли Вэй, Ван Сюань). Исследователями активно используются для этого и возможности искусства, в том числе музыкального. Например, музыкальное направление Синь-Инь-Юэ (Лю Цзэ [12]), вокальная музыка в целом (Г. В. Абдуллина, Юй Пэнхуа [1], И. С. Бессарабова, Лю Дзэ [2]) и т. д.

Киноискусство выступает в современных педагогических исследованиях средством гражданского, патриотического

(Е. Н. Иванов [7], А. А. Люлюшин, Л. П. Плеханова [13], Г. В. Михалева [13]) и нравственно-эстетического (А. А. Кравченко [10]) воспитания.

Особо следует отметить учебное пособие И. Я. Мурзиной и Н. А. Симбирцевой [15] о медиапрактиках в патриотическом воспитании, где жанр киноискусства используется в качестве эффективного инструмента данного воспитания и процесса социализации детей в целом.

На сегодняшний день существует ряд культурологических и искусствоведческих исследований в области киномузыки, предпринятых российскими и китайскими учеными (Н. П. Бродянская, Т. К. Егорова, Н. Г. Коно-ненко, С. Г. Константинова, Дж. К. Михайлов, Ю. В. Михеева, М. А. Новоселова, С. С. Со-ковиков, Н. В. Пинтверене, Э. Л. Фрид, Т. Ф. Шак, Цай Сяо и др.). Исследованию педагогических возможностей киномузыки в воспитании толерантности школьников посвящены работы Ли Донглин [11] и Е. Ю. Жмыровой [6]. Работа Н. И. Чиняко-вой и С. В. Газизовой посвящена освоению киномузыки дошкольниками [18]. Проблема патриотического воспитания школьников средствами киномузыки до настоящего времени не рассматривалась.

Китайские ученые Дэн Сяньчао и Дуань Юйцзя считают, что кино как синтетический жанр искусства превращает персонажей и сюжет в средство воспитания, обладающее сильным аудиовизуальным воздействием на людей, и приносит зрителям не только художественное наслаждение, но и достигает цели распространения различных культурных идей [27].

Мэн Сян и Мэн Юнсюй указывают, что киномузыка, являясь органичной частью всего фильма, запечатлевает в памяти людей сюжетные линии и образы картины в визуальных и слуховых ощущениях. Эти сюжеты и образы, являясь одновременно культурными образцами, распространяются быстрее, чем в процессе любого организованного политического мероприятия или чтения политической литературы [28].

Результаты исследования. Нами был проведен анализ репертуара, предлагаемого в учебниках по музыке для общеобразовательных школ Китая, опубликованных разными издательствами в последние годы, на предмет присутствия в них соответствующих тем и примеров киномузыки, имеющих патриотическое содержание. Данный анализ показал следующее.

В учебнике для начальной и средней школы (гл. ред. У Бин, издательство «Народная музыка», 2021 г. [24; 25]) в 4 классе предложена тема «Музыка и кинематограф», в рамках которой школьники знакомятся с

песней «Желание пролить кровь, чтобы написать весну и осень» из художественного фильма 2014 г. «Мудрость, чтобы захватить гору Вэйху». Сюжет этого фильма рассказывает историю 1947 года, связанную с гражданской войной в Китае, о храбром и воинственном отряде Народно-освободительной армии, задачей которого было захватить карту распределения войск неприятеля, контролирующего девять гор на северо-востоке Китая. Этому музыкальному произведению посвящен целый разворот учебника по музыке -в частности, предложена цифровая нотная запись этой песни со словами (поясним, что для Китая подобная запись является традиционной и используется повсеместно, наряду с общепринятой во всем мире европейской нотацией), в качестве иллюстрации приведена сцена из фильма. Также присутствует изображение традиционных китайских музыкальных инструментов, которые могут использоваться школьниками в процессе исполнения этой песни - большой гонг, малый гонг, барабан и бо (маленькие металлические тарелочки).

В учебнике для начальной и средней школы Ли Чуань (гл. ред. Чжан Сяомэй, Ду Юншоу, издательство «Shandong Education Press» 2021 г. [26]) в 5 классе школьникам предложена тема о киномузыке «China Pictures Music» («Китайские музыкальные картинки»), которая содержит шесть песен, ряд из которых являются эпизодами и саундтреками фильмов патриотической направленности, вышедших на экраны в разное время.

1. Песня «Ин Шань Хун» (автор - Фу Гэндань) из фильма 1974 г. «Сияющая красная звезда». Этот фильм рассказывает о второй гражданской войне в Китае, о «детях коммунистической партии», которые в трудных условиях учатся и постепенно превращаются в маленьких революционных героев. Эта песня, написанная на простой текст, обладает нежной и лиричной мелодией и наполнена уважением и любовью к героям Красной армии, которая ведет страну к светлому будущему. В учебнике также предложена цифровая нотная запись этой песни со словами для исполнения ее школьниками на уроке.

2. Песня «Давайте взмахнем веслами» (автор - Лю Чи) из детского фильма 1955 г. «Цветы Родины». Фильм рассказывает о ребятах, которые хотят вступить в пионеры, об их дружбе, взаимопомощи. В учебнике, кроме цифровой нотной записи этой песни со словами, предложена ее аудиозапись (в аудиоприложении к учебнику). Таким образом, школьники сначала могут ее прослушать, а затем спеть.

3. Инструментальные саундтреки к ки-

тайскому сериалу 2001 г. «Ворота особняка» - «Добро пожаловать в весну» и «Бумажная ветряная мельница» (автор - Чжао Цзипин). Сюжет сериала охватывает почти сто лет - конец китайской династии Цин и начало японского вторжения. Саундтрек исполняется на китайских народных инструментах, что способствует сохранению китайских национальных музыкальных традиций.

Можно сделать вывод о том, что музыка из кинофильмов патриотической направленности присутствует в проанализированных нами учебниках по музыке для начальной и средней школы лишь в небольшом объеме. Авторами учебников предполагается освоение школьниками данного репертуара в процессе различных видов музыкальной деятельности - музыкально-слушательской, вокально-хоровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.

Для эффективного процесса патриотического воспитания школьников Китая необходимо применение в образовательном процессе принципа интеграции. Киномузыка может быть включена в содержание урока музыки или специального предмета патриотической направленности в средней и старшей школе, как указывалось выше («Мораль и жизнь, «Мораль и общество»).

Для понимания школьниками конкретных исторических событий учитель может использовать фрагменты соответствующих кинофильмов со звучащими саундтреками и песнями: например, события антияпонской войны, основания Китайской Народной Республики и др. можно проиллюстрировать фрагментами фильмов «Великое дело Цзяньго» (2009 г., песня «Марш добровольцев», композитор Тянь Хань), «Восемь сотен» (2020 г., песня «Река Сучжоу», композиторы Zhang Cheng, Bob Ezrin, Shridhar Solanki), «Я и моя Родина» (2019 г., песня «Я и моя Родина», композитор Чжан Инь) и др.

В этом случае будет осуществляться реализация учителем метода создания художественного контекста (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский), в основе которого лежат выход за пределы языкового поля музыкального искусства, нахождение школьниками художественных параллелей с образным строем песен и саундтреков к фильмам.

Может применяться метод создания композиций (Л. В. Горюнова), который предполагает создание музыкальных «композиций», в исполнении которых участвуют как солисты, так и весь класс, могут использоваться традиционные китайские инструменты (один из примеров с использованием этих инструментов приведен выше).

Помимо этого, для эффективного осу-

ществления патриотического воспитания школьников средствами киномузыки необходима реализация психологического механизма идентификации. Функциями данного механизма являются приобретение индивидом готовых форм поведения (сумма присвоенных характеристик поведения других [19]); усвоение социальной информации и, шире, осуществление социализации [11]. Объектами идентификации являются социокультурные образцы (ценности, нормы, идеалы, образы отдельных личностей, ситуации), заложенные в образцах киномузыки. Например, подобными идеалами могут служить герои кинофильмов.

Здесь возможно применение метода «погружения» и реконструкции (О. Н. Яш-молкина), который предполагает воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев, принятых в китайской культуре, или каких-либо исторических событий. Ситуацию «погружения» в историко-бытовую ситуацию можно реализовать через просмотр фильма, сюжет которого рассказывает о каком-то историческом периоде, событии и т. д. Школьники идентифицируют себя с каким-либо героем фильма в определенной ролевой ситуации и со средой, что способствует формированию групповых и индивидуальных стереотипов, представлений о соответствующих китайской культуре социальных ролях, специфического для данной культуры образа мира и т. д. У школьников происходит интериори-зированная идентификация (В. С. Мухина) или персонификация, в ходе которой они присваивают чувства, мысли и переживания героев кинофильма. После вхождения в заданную роль необходимо «натолкнуть» детей на то, чтобы они связали воспринятый музыкальный материал с собственной жизнью - предложить им составить портрет героев фильма путем «сбора» их характеристик. Далее из этих характеристик самими школьниками выбираются те, которые более всего соответствуют образам героев. Затем ребята ищут им аналоги в литературе и изобразительном искусстве (включается метод размышления о музыке) [8; 9].

Эффективным методом патриотического воспитания может быть метод музыкальных коллекций (Н. Л. Гродзенская), когда школьникам предлагается сделать подборку саундтреков и песен из кинофильмов патриотической направленности. Например, в эти коллекции могут войти: песня «Пой горную песню для партии» Яо Сяочжоу из фильма «Лэй Фэн» (1965 г.),

песня «Я и моя Родина» Чжан Инь из фильма «Я и моя Родина» (2019 г.), саундтрек «Летающее небо и земля» Фэн Си и Си Си из фильма «Капитан Китая» (2019 г.), песня «Река жизни» Сун Тао и Чжан Цзи из фильма «Победа» (2020 г.) и т. д.

Заключение. Настоящее исследование отвечает требованиям «Плана реализации патриотического воспитания» в контексте новых требований развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху и новым запросам в области патриотического воспитания подрастающего поколения в Китае.

Данное исследование будет полезно учителям не только китайских, но и российских школ, так как в нем показаны эффективные пути патриотического воспитания, которые могут использоваться и в практике общего музыкального образования, и во внеучебной деятельности в российских школах.

Естественно, здесь необходимо будет использовать другой репертуар - например, это может быть: песня «Темная ночь» Н. Богословского из фильма «Два бойца» (1943 г.); песня «От героев былых времен» Р. Хозака из фильма «Офицеры» (1971 г.); песня «А нам нужна одна победа» Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» (1974 г.); песня «Бери шинель, пошли домой» Б. Окуджавы из фильма «Аты-баты шли солдаты» (1976 г.); песня «На безымянной высоте» В. Баснера из фильма «Тишина» (1963 г.); песня «Если б не было войны» М. Минкова из фильма «Приказ огонь не открывать» (1981 г.) и многие другие.

Методы, описанные в данной статье, могут применяться российскими учителями музыки для освоения обучающимися 1-4 классов модулей «Музыка в жизни человека» (тематический блок «Музыка на войне, музыка о войне»), «Музыка театра и кино» (тематический блок «Патриотическая и народная тема в театре и кино»), обучающимися 5-8 классов - модулей «Русская классическая музыка» (тематический блок «История страны и народа в музыке русских композиторов»), «Связь музыки с другими видами искусства» (тематический блок «Музыка кино и телевидения») новой, реализующейся с сентября 2023 года в общеобразовательных школах РФ Федеральной рабочей программы по музыке для формирования у обучающихся личностных результатов в части патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина, Г. В. Патриотическая песня в современном Китае / Г. В. Абдуллина, П. Юй. - Текст : непосредственный / / Университетский научный журнал. - 2019. - № 50. - С. 160-166.

2. Бессарабова, И. С. Педагогический потенциал вокальных произведений в патриотическом воспитании обучающихся в КНР / И. С. Бессарабова, Лю Дзэ. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 41-44.

3. Ван, Сюянь. Подготовка будущего учителя к работе по патриотическому воспитанию учащихся в КНР : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ван Сюянь. - Ростов-на-Дону, 2022. - 17 с. - Текст : непосредственный.

4. Егорова, Т. К. Теоретические аспекты изучения музыки кино / Т. К. Егорова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 108-112.

5. Васильева, Н. Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР / Н. Б. Васильева. - Текст : электронный // European research. - 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-vuzah-knr (дата обращения: 23.08.2024).

6. Жмырова, Е. Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Жмырова. - Тамбов, 2008. - 26 с. - Текст : непосредственный.

7. Иванов, Е. Н. Военно-патриотическое воспитание курсантов военных вузов посредством кино : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Иванов. - Магнитогорск, 2008. - 22 с. - Текст : непосредственный.

8. Кашина, Н. И. Особенности освоения учащимися этномузыкальной культуры казачества / Н. И. Кашина. - Текст : непосредственный / / Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 10. - С. 90-94.

9. Кашина, Н. И. Модель освоения современной российской молодежью традиционных культурных и художественных ценностей / Н. И. Кашина, О. А. Москаленко. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 30-34.

10. Кравченко, А. А. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков / А. А. Кравченко. - Текст : непосредственный // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 298-304.

11. Ли, Донглин. Воспитание толерантности китайских подростков средствами киномузыки : автореф. дис. ... канд пед. наук / Ли Донглин. - Воронеж, 2018. - 24 с. - Текст : непосредственный.

12. Лю, Цзэ. Роль музыкального направления Синь Инь-Юэ в патриотическом воспитании молодежи в КНР / Лю Цзэ. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2 (145). - С. 81-85.

13. Люлюшин, А. А. О проблемах патриотического воспитания современной молодежи средствами киноискусства (на примере деятельности липецкого киноклуба «Ностальгия») / А. А. Люлюшин, Л. П. Плеханова. - Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования Центральной России. -2023. - № 2 (27). - С. 58-67.

14. Михалева, Г. В. Воспитание гражданской активности и патриотизма средствами кинообразования: программа учебного курса для студентов вузов / Г. В. Михалева. - Текст : непосредственный // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2021. - № 5. - С. 267-275.

15. Мурзина, И. Я. Медиапрактики в патриотическом воспитании (приобщение к ценностям региональной истории и культуры) : учебно-методическое пособие / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева. - Екатеринбург : ООО «Институт образовательных стратегий», 2021. - 200 с. - Текст : непосредственный.

16. Мяо, Даван. Динамика патриотического воспитания: компаративный обзор планов реализации в рамках китайского образования / Мяо Даван. - Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, № 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN623.pdf (дата обращения: 23.08.2024).

17. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М. : Издательство «Мысль», 1971. - 348 с. - Текст : непосредственный.

18. Платонова, О. А. Киномузыка: к проблеме комплексного анализа / О. А. Платонова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2020. - № 1 (55). -С. 94-100.

19. Попова, Л. В. Идентификация как механизм общения и развития личности : метод. рекомендации / Л. В. Попова, Г. В. Дьяконов. - М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. - 31 с. - Текст : непосредственный.

20. Попп, И. А. Патриотическая песня во Всероссийском патриотическом проекте «Живая история» / И. А. Попп, Н. Г. Тагильцева, В. Д. Ширшов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 204-209.

21. Соковиков, С. С. Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура как контекст / С. С. Соковиков. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 36-43.

22. Цай, Сяо. Вокальная музыка в кинематографическом искусстве Китая XX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Цай Сяо. - СПб., 2023. - 21 с. - Текст : непосредственный.

23. Чинякова, Н. И. Возможности повышения эффективности процесса освоения киномузыки дошкольниками / Н. И. Чинякова, С. В. Газизова. - Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-8. - С. 1184-1187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. 7-9 ^ШШШ^ = Музыка : учебники для 7-9 классов средней школы / ред. Цао Ли, Мо Юньхуэй, Цзинпу ; гл. ред. У Бин. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 2021. - 342 с. -Текст : непосредственный.

25. 1-6 ^-ШШМ- = Музыка : учебники для начальной школы для 1-6 класса / под ред. Цао Ли, Мо Юньхуэй, Сюй Пэйран ; гл. ред. У Бин. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 2021. -628 с. - Текст : непосредственный.

26. ^^^«Ф^^^ФШЛЛ^Ай^ФЖ®^ = Ли, Чуань. Музыка : учебник для начальной и средней школы / Ли Чуань, Сунь Чэнвэнь ; под ред. гл. ред. Чжан Сяомэй, Ду Юншоу. - Пекин : Народное музыкальное издательство, 2021. - Текст : непосредственный.

27. ^Й®, - 2019. - No. 2. -C. 5-8 = Дэн, Сяньчао. Инновационный путь патриотического воспитания из тематических фильмов новой эпохи / Дэн Сяньчао, Дуань Юйцзя. - Текст : непосредственный // Цзянсийский научно-технический университет. - 2019. - № 2. - C. 5-8.

28. ЖЖпЖ/Ш. - 2009. - No. 12. - с. 135-136 = Мэн, Сян. Образовательная функция китайской киномузыки / Мэн Сян, Мэн Юнсюй. - Текст : непосредственный // Кинолитература. - 2009. - № 12. - C. 135-136.

REFERENCES

1. Abdullina, G. V., Yu, P. (2019). Patrioticheskaya pesnya v sovremennom Kitae [Patriotic Song in Modern China]. In Universitetskii nauchnyi zhurnal. No. 50, pp. 160-166.

2. Bessarabova, I. S., Liu, Ze. (2018). Pedagogicheskii potentsial vokal'nykh proizvedenii v patrioticheskom vospitanii obuchayushchikhsya v KNR [Pedagogical Potential of Vocal Works in Patriotic Education of Students in the PRC]. In Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika ipsikhologiya. Vol. 7. No. 4 (25), pp. 41-44.

3. Wang, Xiuyan. (2022). Podgotovka budushchego uchitelya k rabote po patrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya v KNR [Preparing Future Teachers for Work on Patriotic Education of Students in the PRC]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov-on-Don. 17 p.

4. Egorova, T. K. (2013). Teoreticheskie aspekty izucheniya muzyki kino [Theoretical Aspects of Studying Film Music]. In Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. No. 6, pp. 108-112.

5. Vasilyeva, N. B. (2016). Patrioticheskoe vospitanie studentov v vuzakh KNR [Patriotic Education of Students in Universities of the PRC]. In European research. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-vuzah-knr (mode of access: 23.08.2024).

6. Zhmyrova, E. Yu. (2008). Kinoiskusstvo kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti u uchashcheisya mo-lodezhi [Cinema as a Means of Educating Tolerance in Young Students]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov. 26 p.

7. Ivanov, E. N. (2008). Voenno-patrioticheskoe vospitanie kursantov voennykh vuzov posredstvom kino [Military-Patriotic Education of Cadets of Military Universities Through Cinema]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk. 22 p.

8. Kashina, N. I. (2013). Osobennosti osvoeniya uchashchimisya etnomuzykal'noi kul'tury kazachestva [Peculiarities of Students' Acquisition of the Ethnomusical Culture of the Cossacks]. In Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle. No. 10, pp. 90-94.

9. Kashina, N. I., Moskalenko, O. A. (2016). Model' osvoeniya sovremennoi rossiiskoi molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei [Model of Mastering Traditional Cultural and Artistic Values by Modern Russian Youth]. In Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. No. 3, pp. 30-34.

10. Kravchenko, A. A. (2013). Kinoiskusstvo v sisteme nravstvenno-esteticheskogo vospitaniya podrostkov [Cinematography in the System of Moral and Aesthetic Education of Adolescents]. In Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Vol. 195, pp. 298-304.

11. Lee, Donglin. (2018). Vospitanie tolerantnosti kitaiskikh podrostkov sredstvami kinomuzyki [Fostering Tolerance in Chinese Teenagers Through Film Music]. Avtoref. dis. ... kand ped. nauk. Voronezh. 24 p.

12. Liu, Ze. (2020). Rol' muzykal'nogo napravleniya Sin' In'-Yue v patrioticheskom vospitanii molodezhi v KNR [The Role of Xin Yin-Yue's Musical Direction in Patriotic Education of Youth in China]. In Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 2 (145), pp. 81-85.

13. Lyulyushin, A. A., Plekhanova, L. P. (2023). O problemakh patrioticheskogo vospitaniya sovremennoi molodezhi sredstvami kinoiskusstva (na primere deyatel'nosti lipetskogo kinokluba «Nostal'giya») [On the Problems of Patriotic Education of Modern Youth by Means of Cinema (Using the Example of the Activities of the Lipetsk Film Club "Nostalgia")]. In Gumanitarnye issledovaniya Tsentral'noi Rossii. No. 2 (27), pp. 58-67.

14. Mikhaleva, G. V. (2021). Vospitanie grazhdanskoi aktivnosti i patriotizma sredstvami kinoobrazovaniya: programma uchebnogo kursa dlya studentov vuzov [Fostering Civic Engagement and Patriotism through Film Education: A Curriculum for University Students]. In Bulletin of the International Centre of Art and Education. No. 5, pp. 267-275.

15. Murzina, I. Ya., Simbirtseva, N. A. (2021). Mediapraktiki v patrioticheskom vospitanii (priobshchenie k tsennostyam regional'noi istorii i kul'tury) [Media Practices in Patriotic Education (Introduction to the Values of Regional History and Culture)]. Ekaterinburg, OOO «Institut obrazovatel'nykh strategii». 200 p.

16. Miao, Dawan. (2023). Dinamika patrioticheskogo vospitaniya: komparativnyi obzor planov realizatsii v ramkakh kitaiskogo obrazovaniya [The Dynamics of Patriotic Education: A Comparative Review of Implementation Plans in Chinese Education]. In Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. Vol. 11. No. 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN623.pdf (mode of access: 23.08.2024).

17. Parygin, B. D. (1971). Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoi teorii [Fundamentals of Social-Psychological Theory]. Moscow, Izdatel'stvo «Mysl'». 348 p.

18. Platonova, O. A. (2020). Kinomuzyka: k probleme kompleksnogo analiza [Film Music: Towards the Problem of Complex Analysis]. In Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya. No. 1 (55), pp. 94-100.

19. Popova, L. V., Dyakonov, G. V. (1988). Identifikatsiya kak mekhanizm obshcheniya i razvitiya lichnosti [Identification as a Mechanism of Communication and Personality Development]. Moscow, MGPI im. V. I. Leni-na. 31 p.

20. Popp, I. A., Tagiltseva, N. G., Shirshov, V. D. (2021). Patrioticheskaya pesnya vo Vserossiiskom patrioticheskom proekte «Zhivaya istoriya» [Patriotic Song in the All-Russian Patriotic Project "Living History"]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 3, pp. 204-209.

21. Sokovikov, S. S. (2015). Prostranstvo kinomuzyki i kinomuzyka v kul'turnom prostranstve: populyarnaya kul'tura kak kontekst [The Space of Film Music and Film Music in the Cultural Space: Popular Culture as a Context]. In Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv. No. 4 (44), pp. 36-43.

22. Cai, Xiao. (2023). Vokal'naya muzyka v kinematograficheskom iskusstve Kitaya XX veka [Vocal Music in Chinese Cinematography of the 20th Century]. Avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Saint Petersburg. 21 p.

23. Chinyakova, N. I., Gazizova, S. V. (2017). Vozmozhnosti povysheniya effektivnosti protsessa osvoeniya kinomuzyki doshkol'nikami [Possibilities of Increasing the Efficiency of the Process of Mastering Film Music by Preschoolers]. In Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. No. 4-8, pp. 1184-1187.

24. Cao, Li, Mo, Yunhui, Jingpu, Wu, Bing. (Eds.). (2021). Muzyka [Music]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo. 342 p.

25. Cao, Li, Mo, Yunhui, Xu, Peiran, Wu, Bing. (Eds.). (2021). Muzyka [Music]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo. 628 p.

26. Li, Chuan, Sun, Chengwen. (2021). Muzyka [Music]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo.

27. Deng, Xianchao, Duan, Yujia. (2019). Innovatsionnyi put' patrioticheskogo vospitaniya iz tematicheskikh fil'mov novoi epokhi [Innovative Way of Patriotic Education from Thematic Films of the New Era]. In Tszyansiiskii nauchno-tekhnicheskii universitet. No. 2, pp. 5-8.

28. Meng, Xiang, Meng, Yongxu. (2009). Obrazovatel'naya funktsiya kitaiskoi kinomuzyki [The Educational Function of Chinese Film Music]. In Kinoliteratura. No. 12, pp. 135-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.