УДК 372.881.161.1
КИНОФИЛЬМ ОБ УЧИТЕЛЯХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛОВЕСНИКА
FILM ABOUT TEACHERS AS A WAY OF BUILDING THE IMAGE OF LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS AND THEIR WORK IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT
©2018
Г.М. Кулаева G.M. Kulaeva
В статье обращение к кинофильмам об учителях рассматривается как один из методических путей формирования представлений студентов о профессиональной деятельности учителя-словесника. Названы критерии отбора фильмов (эстетическая ценность, актуальность освещенных педагогических проблем, яркость образа учителя русского языка и др.). Представлен педагогический опыт: материалы к занятиям на основе кинофильмов «Ключ без права передачи», «Расписание на послезавтра» в студенческой аудитории.
Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя русского языка; методика преподавания русского языка; кинофильм; творческий характер профессии учителя-словесника.
The article dwells upon films about teachers as ways of building the image of language and literature teacher as presented in university students' minds. The author provides such criteria for films choice as esthetical value, relevance of pedagogical issues covered in the film, the uniqueness of the image of a teacher, etc. She also shares her methodological ideas: outlines for the lessons based on the films "A Non-Transferable Key", "The Schedule for the Day after Tomorrow" to be used in university class.
Keywords: professional activity of the Russian language teacher; teaching methodology of the Russian language; movie; language and literature teacher's creativity.
Произведения киноискусства являются эффективным средством демонстрации педагогических реалий и ситуаций. Потому они могут быть использованы в учебном процессе педагогического вуза. Включение видеоматериалов в работу со студентами расширяет возможности методической подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профили «Русский язык» и «Литература»). Традиционным является использование видеоматериалов для иллюстрации методов и приемов обучения русскому языку [1].
Целью статьи является показать, как использование кинофильмов на занятиях в педагогическом вузе способствует формированию у студентов образа учителя-словесника.
Содержание и продолжительность изучения модуля «Методика обучения русскому языку» определяется сегодня в каждом вузе самостоятельно. В Оренбургском
государственном педагогическом университете занятия по этой дисциплине продолжаются в течение четырех семестров. На заключительном этапе (в 8-м семестре) после производственной (педагогической) практики, когда студенты приобрели опыт педагогической деятельности в качестве учителя-словесника и классного руководителя, им предлагается курс «Профессиональная деятельность учителя русского языка» (54 часа). В содержание курса включены следующие вопросы: профессиональная деятельность учителя как понятие; виды деятельности учителя (педагогическая, научно-исследовательская, проектная, культурно-просветительская и др. ); специфика деятельности молодого специалиста; исследовательский и творческий характер педагогической профессии; профессиональные ценности учителя русского языка; методическое кредо учителя; методическая культура и др. Данная дисциплина включает лекционный
и практический материал. На семинарских занятиях мы активно используем кейс-технологии, а также просмотр художественных фильмов о школе, созданных мастерами отечественной кинематографии.
Отбор кинофильмов производится нами на основе следующих критериев: эстетическая и художественная ценность произведения; актуальность освещенных педагогических проблем; яркость образа учителя русского языка; наличие фрагментов уроков; открытый финал; качество изобразительного и аудиоряда; связь с изучаемыми темами дисциплины и вопросами, которые могут волновать студентов на пороге осуществления профессиональной деятельности в учебных заведениях.
Проведя анализ отечественных кинофильмов о школе, мы установили, что наиболее оптимальными для достижения наших целей являются кинофильмы, созданные в 70-х годах прошлого века. Это время, когда киноискусство и кинокритика были обращены к теме учительского труда и проблемам учеников, фильмы становились значимым событием, многие из них по праву вошли в золотой фонд киноискусства. Однако, как показывают наши наблюдения и опросы, эти фильмы неизвестны студентам-филологам. Исключение составляет фильм «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого (1968).
Нами были выбраны следующие фильмы об учителях-словесниках: «Ключ без права передачи» (реж. Д. Асанова, 1976), «Дневник директора школы» (реж. Б. Фру-мин, 1975), «Расписание на послезавтра» (реж. И. Добролюбов, 1978). На наш взгляд, в данных фильмах отражены проблемы, не утратившие своего значения в наше время, при этом минимально отражена специфика советской эпохи. Интерес вызывают аудио-тексты - диалоги и монологи, представляющие модели педагогического общения, стиль речевого поведения учителей.
Работа с фильмом проходит в четыре этапа: проведение лекции или практического
занятия, распределение заданий по содержанию фильма перед просмотром, просмотр кинофильма и его обсуждение [2]. Просмотр и обсуждение кинопроизведения занимает не более двух занятий. Возможен вариант просмотра фильма в домашних условиях [3], однако он не всегда результативен, поскольку некоторые студенты смотрят фильм не полностью, предпочитая фрагментарный, отрывочный просмотр.
Приведем примеры занятий с использованием просмотра кинофильма и обсуждения на его основе проблем, возникающих в профессиональной деятельности учителя-словесника.
На изучение темы «Портрет современного учителя как социального типа» отводится три занятия. На лекции определяются подходы к характеристике социально-профессиональной активности и образа жизни учителя, противоречия, возникающие в процессе оценки результатов его деятельности, различное отношение к педагогической профессии. Мы осторожно подходим к оценке возраста учителя, понимая, что первые трудности реализации наших выпускников в профессии будут обусловлены этим фактором. Большое внимание в процессе обсуждения уделяется социально-психологическим особенностям работы молодого учителя русского языка и литературы.
На семинаре рассматриваются вопросы, которые оказываются серьезной проблемой в первые годы работы в школе: творческий характер деятельности учителя-словесника, приобщение к новым ролевым отношениям, особенности вхождения в профессию, самоутверждение в ней.
Следующее занятие - просмотр фильма «Ключ без права передачи» (реж. Д. Асанова, в ролях Е. Проклова, А. Петренко, Л. Федосеева-Шукшина и др.) (90 мин.). Третье занятие - его обсуждение.
В центре фильма - конфликт учителя русского языка и литературы Марины Максимовны с коллективом школы. Это позволяет поставить перед студентами следующие вопросы: как складываются отношения
Г.М. Кулаева
молодого учителя с классом, педагогическим коллективом, родителями и даже отдельными учениками, как происходит самоутверждение, какие ошибки допускает учитель - молодой специалист в воспитании учащихся. Цель просмотра - определить пути решения противоречия между потребностью в самореализации и самоутверждении талантливого педагога-словесника, владеющего «ключом от класса», и необходимостью обучать и воспитывать учащихся совместными усилиями всего педагогического коллектива. Фильм также дает возможность увидеть, как режиссер понимает творческий подход к учебному предмету, как выглядит урок литературы «в художественном исполнении».
Перед просмотром фильма студенты распределяются по группам и получают задания.
Задача первой группе - подготовиться к обсуждению созданного в фильме образа Марины Максимовны (актриса Е. Проклова): внешний вид, семейное положение, отношение к профессии, взаимоотношения с учениками, учителями, администрацией школы, частично с родителями. Вопросы и задания для студентов:
- Какой вы увидели Марину Максимовну? Опишите, какой представил нам ее режиссер: внешность, возраст, одежда, стиль поведения и т.д.
- Как вы оцениваете ее позицию по отношению к профессии? К другим учителям? Как она самоутверждается? С какими действиями учителя вы не согласны?
- Правильно ли поступает Марина Максимовна, невольно участвуя в обсуждении других учителей учащимися 10 «Б» класса? Смогла ли она осознать, в чем суть ее конфликта с учителями; Останется ли она работать в школе?
- Какой выход из создавшегося положения видит героиня фильма? Директор школы?
Вторая группа студентов оценивает деятельность главной героини фильма в качестве учителя.
- Понравилось ли вам, как Марина Максимовна ведет урок? Хотелось бы вам учиться в ее классе?
- Можно ли назвать героиню творческим учителем? Докажите.
Третья группа студентов получает задание выразить свое отношение к поведению десятиклассников, их провоцирующему Марину Максимовну поведению; ответить на вопрос, почему ученик 10 «Б» А. Майданов не принимает учителя, не верит ей.
Четвертая, группа получает задание подвести итог дискуссии, ответить на вопросы:
- Можно ли назвать Марину Максимовну талантливым, творческим учителем?
- Как она понимает свою роль учителя и классного руководителя?
- Каким может быть разрешение конфликта, показанного в фильме?
Просмотр фильма, о котором современные студенты не знали, вызвал у них разные эмоции. Многие сказали, что смотрели фильм на одном дыхании, что он настроил их на обсуждение трудных вопросов, с которыми сталкиваются молодые педагоги в первые годы профессиональной деятельности. В процессе обсуждения студенты последней группы озвучивали фрагменты рецензий кинокритиков на фильм, которые были написаны в 1976 г., высказывали свое мнение с позиций современных требований к деятельности учителя-словесника.
Большое внимание уделялось и творческому характеру профессии учителя-словесника. Эта проблема рассматривалась на семинаре: выявлялись специфические особенности творческой деятельности учителя, его способностей принимать решения, находить выход из затруднительного положения, импровизировать и увлекать учащихся изучением своего предмета.
Тема творческой деятельности учителя русского языка и литературы рассматривалась на примере фильма «Расписание на послезавтра» (1978), в котором роль нового учителя литературы в физико-математической школе для одаренных детей играла М. Терехова.
Студенты получили следующие вопросы:
- В чем проявился творческий характер учителя-словесника Антонины Сергеевны в специализированной школе?
- Как учителю удалось привлечь внимание учащихся к своему предмету и изменить отношение к нему не только детей, но и директора школы?
- Какие творческие приемы использует учитель на уроках?
- Чьи стихи читает М. Терехова? Какую мистификацию вы обнаружили? (Стихи Л. Латынина выдаются за стихи С. Есенина.)
После просмотра и обсуждения фильма студентам было предложено подготовиться в паре «докладчик - оппонент» к устному выступлению на следующие темы: «Есть ли место фантазии в педагогическом труде?», «Творческий учитель - это эрудиция, импровизация или мастерство и опыт?»
Перспективность поднятой темы несомненна: студентам-филологам необходимо осваивать язык киноискусства, чтобы расширить круг речевых стимулов (включив в него, наряду с привычным в практике пре-
подавания произведениями изобразительного искусства: картинами, сюжетными картинками - и фильмы).
Кинофильм позволяет будущему учителю посмотреть и на ученика - другой субъект образовательного процесса, которому российское киноискусство посвятило немало талантливых кинолент, могущих обогатить студента творческим опытом решения многих педагогических ситуаций: «Сто дней после детства», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Когда я стану великаном», «Не болит голова у дятла» и др. К сожалению, хорошие фильмы остались в прошлом, но они от этого не утратили своего эстетического и нравственного значения.
Таким образом, по нашему убеждению, расширение на основе использования кинофильмов, вызвавших в свое время острые дискуссии, представлений студентов-филологов о разноплановости профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы будет способствовать развитию профессионального мышления и сознания, становлению учительской рефлексии, повышению эрудированности, формированию художественного вкуса и интереса к будущей профессии.
* * *
1. Мурзо Г.В. Видеотехнологии как один из прогрессивных приемов профессиональной подготовки учителя // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 95-100.
2. Касьянова В.М. Художественные фильмы на занятиях РКИ: от понимания к постижению образа страны. URL: http://www.ksu.ru/f10/publications/2004/articles 1 1.php?id=6&num=4000000 (дата обращения: 25.03.2019).
3. Лебедева А.Л., Фиатова В.Б. Работа с фильмами на занятиях со стажерами на продвинутом этапе обучения // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся : материалы 4-й междунар. науч.-метод. конференции. Воронеж : Научная книга, 2016. С. 67-71.