Научная статья на тему 'КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
294
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОФЕСТИВАЛЬ / КУЛЬТУРНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОМСК / FILM FESTIVAL / CULTURAL INTERACTION / OMSK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Быкова Наталья Ивановна

В статье рассматривается вопрос о роли кинофестивалей, проводимых на региональных площадках, на примере Омского региона. В настоящее время во многих крупных городах Российской Федерации проводятся кинофестивали различного уровня, начиная от любительских проектов и заканчивая представлением работ крупнейших профессионалов. Для регионов проведение кинофестиваля - это возможность познакомиться с профессиональным фестивальным кино, поднимающим серьезные вопросы различной актуальной для современного общества тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM FESTIVAL AS ONE FORMS OF INTERNATIONAL CULTURAL INTERACTION

The article examines the role of film festivals held at regional venues using the example of the Omsk region. Currently, in many large cities of the Russian Federation, film festivals of various levels are held, ranging from amateur projects to the presentation of works of the largest professionals. For the regions, holding a film festival is an opportunity to get acquainted with professional festival cinema, which raises serious issues of various topics relevant to modern society.

Текст научной работы на тему «КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КИНОФЕСТИВАЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Быкова Н.И. Email: Bykova1173@scientifictext.ru

Быкова Наталья Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли кинофестивалей, проводимых на региональных площадках, на примере Омского региона. В настоящее время во многих крупных городах Российской Федерации проводятся кинофестивали различного уровня, начиная от любительских проектов и заканчивая представлением работ крупнейших профессионалов. Для регионов проведение кинофестиваля - это возможность познакомиться с профессиональным фестивальным кино, поднимающим серьезные вопросы различной актуальной для современного общества тематики. Ключевые слова: кинофестиваль, культурнее взаимодействие, Омск.

FILM FESTIVAL AS ONE FORMS OF INTERNATIONAL CULTURAL

INTERACTION Bykova N.I.

Bykova Natalia Ivanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF DIRECTING AND CHOREOGRAPHY, OMSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER F.M. DOSTOEVSKY, OMSK

Abstract: the article examines the role of film festivals held at regional venues using the example of the Omsk region. Currently, in many large cities of the Russian Federation, film festivals of various levels are held, ranging from amateur projects to the presentation of works of the largest professionals. For the regions, holding a film festival is an opportunity to get acquainted with professional festival cinema, which raises serious issues of various topics relevant to modern society.

Keywords: film festival, cultural interaction, Omsk.

DOI: 10.24411/2312-8267-2020-10903

Художественный уровень кинопродукции, попадающий сегодня на кинорынок, очень разнородный. Как отличить хороший фильм от дешевой однодневной продукции? Ответ на этот вопрос помогают найти кинофестивали.

Во всем мире цель кинофестиваля одна - оценить кинематографический материал, уровень режиссуры, актерскую работу, художественное решение, особенности операторской работы и киномонтажа.

Однако фестивали проводятся не только для профессионалов, но и, разумеется, для зрителей. Это возможность познакомиться с высококачественными картинами, поднимающими различные вопросы, в том числе духовной жизни человека, нравственности, национальной самобытности.

В городе Омске проходит несколько серьезных кинофестивалей, среди самых престижных - Национальный кинофестиваль дебютов "Движение". Президент фестиваля -Артем Михалков.

В рамках каждой фестивальной программы присутствуют картины, помогающие понять образ жизни и менталитет людей разных национальностей. На каждом фестивале представлены работы молодых кинематографистов, круг вопросов которых выходит далеко за пределы бытовой проблематики.

Первый фестиваль "Движение" был проведен в городе Омске в 2013 году. Среди представленных работ интересны фильмы, раскрывающие различные аспекты национальных культур. Это фильмы «Линар» (режиссер Настя Тарасова), «Маруся» (режиссер Ева Перволовичи), «Салам Масква» (режиссер Павел Бардин).

Фильм «Линар» рассказывает о мальчике, ожидающем операции по пересадке сердца. Он находится в Италии. Главная героиня фильма «Маруся» - пятилетняя девочка, которая живет с мамой во Франции.

Само название «Салам Масква» наводит на мысль о многонациональном характере изображаемого материала. Главные герои: лейтенант Маджидов и капитан Ребров. Перед зрителем представители разных диаспор: таджики, дагестанцы, вьетнамцы. Самая важная мысль, которая прослеживается на экране: люди не должны противостоять друг другу по национальным признакам. Бороться нужно не с «этническими преступниками», а с преступностью, не имеющей национальности.

На последующих фестивалях "Движение" также зрители имели возможность познакомиться с целым рядом работ, проблематика которых затрагивает вопросы национального самосознания, толерантности, национальной самобытности.

В качества примера можно привести несколько фильмов. Работа Сергея Потапова "Бог Дьёсёгёй". Это своеобразный черно-белый фильм, снятый в 2015 году, рассказывающий о том уголке нашей планеты, о котором мы все очень мало знаем. Это Якутия. Автор освещает особенности национальных праздников. В центре внимания режиссера Боги и Современный мир.

Фильм "Святый Боже" Владлены Санду (2016 год) - это короткометражка, рассказывающая о самых наболевших вопросах. Это автобиографичный материал. Семья Владлены Санду проживала в Грозном, после известных событий - они вынужденные переселенцы. Что испытывает человек, чья судьба в руках злого рока, борьбы за власть и чьих-то политических амбиций - вот вопрос, на который предлагается ответить зрителю.

Короткометражный фильм Руслана Бекшенова "Гиваргхезе упал в любовь" рассказывает о судьбе иммигрантов. Работа Теймура Гаджиева "Шанхай, Баку" погружает зрителя в мир бакинского гетто с экзотическим названием «Шанхай» и историю, в которой оказывается замешан азербайджанский гастарбайтер.

Не менее интересные работы представляются и на другие Омские кинофестивали. Например, много лет в городе Омске проходил фестиваль "Любительское кино + Profi". Мероприятие организовывалось Департаментом культуры Администрации города Омска. С 2016 года соучредителями кинофестиваля становятся Министерство культуры города Омска и Омский государственный университет им.Ф.М. Достоевского. Благодаря такой серьезной поддержке фестиваля, он принимает статус Международного.

В разные годы среди представленных картин были фильмы, обращающие внимание зрителя на национальную специфику или национальные проблемы.

Например, на один из фестивалей был приглашен армянский режиссер, сценарист Арман Ерицян, лауреат российских и международных кинофестивалей. Зрители с интересом посмотрели несколько документальных работ кинематографиста, очень серьезных и глубоких по проблематике. Среди них фильм "Ослиный остров". На экране жизнь небольшого города в Кении. Это Африка. Мы не часто встречаем документальные работы, которые снимаются непосредственно на Африканском континенте.

В центре внимания мальчик, которого зовут Ши Фамао, ему 14 лет. Его семья, как и многие семьи в Кении живет очень бедно. Документальные кадры показывают зрителю условия жизни и быта небольшого городка. Отдельными штрихами, ненавязчиво режиссер погружает нас в атмосферу внутреннего мира главного героя. Чернокожий мальчик живет так же, как большинство российских мальчишек, и думает теми же категориями. Хулиганит, когда есть возможность, переживает и плачет, если случается беда, радуется каждой приятной мелочи в жизни.

Отличается этот африканский мальчишка от тысяч мальчишек нашей страны чрезвычайной бедностью. Кения не богатая страна. Условия жизни там очень тяжелые. И

89

мечтает Ши Фамао не о новом компьютере или сотовом телефоне, а об ослике. В бедном городке главное богатство - осел. Если есть осел, есть работа, есть деньги, потому что его можно использовать как тягловое животное, возить воду, например. Можно участвовать в ослиных бегах, в общем, можно жить. И хотя кино снималось всего несколько лет назад, ощущение, что зритель вместе с героями окунулся в прошлое. Невольно начинаешь соотносить систему ценностей и проблемы своей страны и понимаешь, что многие государства живут в крайне стесненных условиях, а люди - далеко за чертой бедности. На этом фоне многие проблемы, с которыми сталкиваются более высокоразвитые государства, кажутся малозначимыми, поэтому происходит переоценка ценностей.

Сам режиссер, А. Ерицян, обратил внимание зрителей на документальный фильм 2005 года "Под открытым небом". Эта картина погружает зрителя совсем в другой мир, в мир бездомных людей. А. Ерицян не поднимает в фильме вопросов о государственной ответственности за таких граждан или вопросов их социальной поддержки.

Фильм рассчитан не на органы власти, а на зрителя. Проблема бездомных чаше всего в них самих. И это очень важный лейтмотив фильма. Наши герои - образованные люди: бывший музыкант и бывшая журналистка. Да, они оказались на улице и живут там более 10 лет. Самое главное, что удалось передать режиссеру в этой документальной ленте, что его герои осознают, что они сами виноваты в том, что с ними произошло, они сами так распорядились своей жизнь. Когда-то, 10-15 лет назад произошли события, изменившие всю их жизнь. Точка невозврата. Герои понимают, что где-то там остались их близкие люди и друзья, но остались так психологически далеко, что вернуться уже невозможно.

Именно фестивали сегодня позволяют демонстрировать перед зрителем те фильмы, которые не выходят в массовой прокат, или те фильмы, на которые следует обратить особое внимание, то есть работы, поднимающие ярко, образно и эмоционально выразительно вопросы, осмысление которых необходимо современному человеку, в том числе различные аспекты межкультурного взаимодействия.

Список литературы /References

1. Быкова Н.И. Фестиваль как один из компонентов формирования духовно-нравственных ориентиров современной молодежи // Духовность и нравственность в условиях кризисного социума: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Луганск, 28-29 апр. 2016 г.). Луганск: Изд-во ЛНАУ, 2016. С. 157-162.

2. Быкова Н.И. Современное неигровое кино: спрос и предложения кинорынка // Культурное пространство русского мира: электрон. журн. Электрон. текст. дан., 2018. № 2. С. 55-59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.omsu.ru/ science/nauchnye-izdaniya-omgu/ nauchnaya-periodika/kprm/ (дата обращения: 28.10.2020).

3. Григорьян К.Э. Российские кинофестивали - зачем и для кого? // Аналитика культурологи, 2010 № 18.

4. Орисбаева Б.Б., Попов В.И. Синтез искусств в пространстве кинофестивалей // International scientific review, 2020. № LXIX. С. 95-98.

5. Разлогов К.Э. Роль кинофестивалей в развитии экранной культуры в России // Ярославский педагогический вестник, 2013. № 4. Том I (Гуманитарные науки). С. 251.

6. Хилько Н.Ф. Медиаобразовательная роль типологии фестивалей киноискусства в социально-культурном регулировании экранного творчества в Омской области // Медиаобразование, 2010. № 3. С. 16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.