Научная статья на тему 'КИНОАФИШИ КАЗАНИ В НАЧАЛЕ ХХ В'

КИНОАФИШИ КАЗАНИ В НАЧАЛЕ ХХ В Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФИШИ / КИНЕМАТОГРАФ / CINEMATOGRAPHY / КИНОТЕАТРЫ / CINEMAS / КАЗАНЬ / KAZAN / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / NATIONAL ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN / CINEMA POSTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пантелеева О.

Киноафиша является важнейшим визуальным видом исторического источника, который позволяет проследить этапы развития кинематографии в России, а также демонстрирует эволюцию рекламных плакатов в городской среде. В Национальном архиве Республики Татарстан хранятся около 500 афиш кинотеатров г. Казани начала ХХ в. Все они были отпечатаны в типографии Казанского губернского правления. К статье приложены иллюстрации афиш кинотеатров «Пассаж», «Олимп», «Луч».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA POSTERS IN THE EARLY ХХTH CENTURY

A cinema poster is the most important visual type of a historical source which enables tracing the stages of cinematography development in Russia and demonstrates the evolution of billboards in an urban environment. About 500 cinema posters from Kazan cinemas of the early ХХth century are being kept in the National Archive of the Republic of Tatarstan. They all were printed in Kazan Governorate Administration’s printing office. The cinema posters from «Passaj», «Olimp» and «Luch» cinemas are attached to the article.

Текст научной работы на тему «КИНОАФИШИ КАЗАНИ В НАЧАЛЕ ХХ В»

Наш календарь

Году российского кино посвящается

Киноафиши Казани в начале ХХ в.

В Национальном архиве Республики Татарстан сохранилось порядка пятисот афиш кинотеатров г. Казани начала ХХ в. Все они были отпечатаны в типографии Казанского губернского правления и сопровождаются листами заказов на печать. История их поступления в архив неизвестна.

По внешним признакам киноафиши представляют собой отпечатанный крупным шрифтом текст на широкоформатном листе, либо небольшие по формату программы киносеансов. В исследуемый период афиши выставлялись на городских рекламных витринах или расклеивались на специальных тумбах. Все они содержат конкретную информацию: адрес кинотеатра, дату и время начала сеансов, название, жанр и цену на входной билет. Некоторые афиши в рекламных целях сопровождались кратким описанием фильмов, перечислением имен задействованных в картине актеров. Киноафиша, будучи инструментом рекламы, быстро теряла свою актуальность. Смена лент происходила один раз в неделю, ближе к выходным и в праздничные дни.

В архиве в большом количестве представлены афиши кинотеатра «Пассаж». До 1911 г. у кинотеатра были черно-белые афиши, а позже яркие и профессионально оформленные. В 1912 г. с увеличением числа кинотеатров расширилось и разнообразие их афиш: «Народный», «Эдиссон», «Ампир», «Луч», «Академический палас», «Яр», «Триумф» и др.

В 1909 г. впервые в Казани в театре «Буфф» появляется прокат картин и киноаппаратов. С мая 1910 г. столичная кинематографическая контора А. Б. Гехтмана открыла свое отделение в Казани, представителем которой являлся Г. А. Розенберг — владелец театра «Пассаж», и город стал выполнять функции кинематографического (кинопрокатного) центра не только для Казанской губернии, но и для всего Поволжья. С этого периода владельцы крупных казанских кинотеатров имели возможность заказывать тематику и жанры кинокартин, которые им тут же высылались из Москвы. По-видимому, явных срывов в работе не было, так как заранее в афишах объявлялся репертуар1. Судя по афишам, он включал «зарисовки» видов природы разных стран, сюжеты о предприятиях, сельскохозяйственных работах, небольшие комические постановки или мини-пьесы. Например, в кинотеатре «Пассаж» в 1910 г. проходили показы серий картин «Извержение Этны», «Наводнение в Париже» и др.2

Афиша театра «Пассаж». 1916 г. НА РТ, ф. 171, оп. 1, д. 631, л. 21.

Киноафиши Казани в начале ХХ в.

Афиша театра «Пассаж». 1909 г. НА РТ, ф. 171, оп. 1, д. 204.

В программу кинопредставления часто включали «Пате-журнал» (аналог современных новостей), который появился в конце 1909 г. Это были хроники событий современной жизни, отснятые в России и за рубежом. В Казани у киностудии «Пате» был собственный кинотеатр на ул. Большой Проломной в доме Меркулова.

Первоначально интерес зрителей к кинематографу сосредотачивался не на сюжете постановки, а на необычайности зрелища. Зачастую киносеанс состоял из нескольких короткометражных лент. На показ длинных лент старались привлечь больше публики и сопровождали их метражом. Так как кино было немое, то в обязанности владельцев кинотеатра входил подбор музыкального сопровождения к картине, которое воспроизводил оркестр, например, Г. Ф. Штюрца, А. Б. Айзенштадта в «Пассаже» или пианист И. М. Бурлянд,3 иногда сеанс озвучивал актер. Так, в октябре 1909 г. в кинотеатре «Пассаж» выступал киномелодекламатор В. С. Ниглов, в июле 1916 г. в электротеатре «Луч» проходили гастроли труппы Селиванова с говорящими картинами.

«Гасырлар авазы - Эхо веков», № 3/4, 2016

209

Афиша театра «Луч». 1917 г. НА РТ, ф. 171, оп. 1, д. 681, л. 3.

Афиша театра «Олимп». 1910 г. НА РТ, ф. 171, оп. 1, д. 396.

В сфере кинопроката имела место ценовая конкуренция. Стоимость билетов, например, в кинотеатрах «Пате» и «Олимп», находящихся на одной улице, можно было приобрести со скидкой 50 %. Входной билет на дневные сеансы стоил 10-40 копеек. Одним из самых респектабельных театров был «Пассаж». Здесь цена за входной билет достигала четырех рублей.

Владельцы казанских кинотеатров не забывали о своих юных зрителях и периодически устраивали детские дневные сеансы, состоящие из специально подобранных картин: сказок, цирковых представлений, научно-популярных лент («Дедушка Мороз», «Светила вселенной», «Бедный дядюшка», «Хижина дяди Тома»).4

Таким образом, киноафиша является важнейшим визуальным видом исторического источника, который позволяет проследить этапы развития кинематографии в России, а также демонстрирует эволюцию рекламных плакатов в городской среде.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Кинематограф в Казани. 1897-1917 гг. Сб. документов и материалов / Сост. Е. П. Алексеева. - Казань, 2007. - С. 7.

2. НА РТ, ф. 171, оп. 2, д. 70, л. 22, 32, 55, 57, 59, 61, 69, 70, 80.

3. Там же, оп. 1, д. 631, л. 1-11, 19; оп. 2, д. 70, л. 61, 63, 64, 66-72; д. 88, л. 17, 19; д. 104, л. 1-22; д. 117, л. 16.

4. Там же, оп. 2, д. 70, л. 81; д. 88, л. 8; д. 117, л. 5, 14.

Ольга Пантелеева

210

Наш календарь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.