УДК 791.43.03.
Е.П.Алексеева
СТОИМОСТЬ БИЛЕТА В КИНО В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ КАЗАНИ
Показывается ряд особенностей развития кинематографа, характерных только для Казани с 1897 по 1917 годы. Обозначена стоимость билетов в кинотеатрах. С самых первых киносеансов цены на билеты были различными - как доступными для всех слоев населения, так и для респектабельных зрителей. Центральный кинотеатр города «Электра» имел ложи бельэтажа и ложи бенуара, а также кресла. Цены на билеты в казанских кинотеатрах с 1908 по 1917 годы особых изменений не претерпели, и, что характерно, были доступны всем слоям населения, в том числе детям и студентам.
Ключевые слова: кинематограф Казани в дооктябрьский период, цена билетов на киносеансы, кинотеатр «Электра».
Elena Alekseeva THE PRICE OF THE CINEMA TICKET IN PRE-REVOLUTIONARY KAZAN
The hall of the City Theatre became the first cinema hall in 1897 for Kazan citizens. Screen hanged on the stage was the only difference between theater interiors and cinema interiors. The prices for cinema performances did not differ from the theater ones. Tickets for morning performances (and film sessions in the morning) were sold «at reduced prices» and for the evening at the usual price of theatre performance. This means that the cinema sessions were equal to the theater ones by their importance and were addressed to prepared spectators.
Since 1908 most of Kazan hotels, restaurants and taverns were equipped by cinema devices, films were shown there for free.
Free seats in cinemas were given to primary schools pupils. Cinema «Apollo» provided monthly about 100 free seats, «Passage» and «Pate» provided 20 seats each.
Central City Theatre «Elektra» had bel étage (dress-circle, piano nobile), Baignoire and chairs. The most expensive seats were in bel étage (dress-circle, piano nobile) which cost 4 rubles, seats in Baignoire cost 3 rubles. Here cheap tickets for adults cost 35 kopecks, student tickets cost 20 kopecks, children tickets cost 10 kopecks. These prices remained until 1917. Kazan of those times was the centre of cinema life for the whole Volga region.
Keywords: cinematograph of Kazan in pre-October period, the price of cinema tickets, «Elektra» cinema.
Цена билетов показывала уровень цивилизованности киносеанса, степень его подготовленности для зрителя. Градация цен учитывала реальность социального расслоения населения.
Зрительный зал Городского театра стал для казанцев первым кинозалом еще в 1897 году. Отличие от театральных интерьеров составлял лишь повешенный на сцене экран. И цены на кине-матографические представления ничем не отличались от прежних, то есть театральных. Билеты на утренние спектакли (и соответственно, кинематографические сеансы утром) продавались «по уменьшенным ценам»; вечером - обычные цены театрального спектакля. Это говорит о том, что кинематографические сеансы приравнивались по значимости к театральным представлениям и были адресованы подготовленному зрителю.
Первые сеансы синематографа в 1897 году, демонстрировавшиеся в летнем театре Панаевс-кого сада, были не самые дешевые. Даже для учащихся цены «были назначены 42 копейки в партере и ложах». Через год афиши сообщали: «Большой общедоступный сеанс по уменьшенным ценам. Доступно учащейся молодежи и детям» [1].
Входная плата в «Музей Шульце-Беньковской», где демонстрировали кинокартины (находил-ся на самом бойком торговом месте Казани - Николаевской площади), была доступной для всех: в 1900 году - 10 копеек. Для сравнения - аппарат Люмьера в это время стоил 350 рублей.
Со временем цены менялись, но только для состоятельной публики. В 1906 году в открытом театре загородного сада «Аркадия» - «для удобства публики места в театре 10 коп., 25 коп., и 35 коп. Ложа - 1 руб. 50 коп.». Вход в сад «Эрмитаж», где демонстрировался «американский «Биограф», стоил 25 копеек (1907 год).
В гостинице В.Колесникова (угол Б. Проломной и Рыбнорядской, д. Кузнецова) «для приезжа-ющих и в ресторане гостиницы ежедневно с 8 утра и до половины второго ночи демонстрировали картины синематографа. Вход бесплатный».
С 1908 года в Казани большинство гостиниц, ресторанов и трактирных заведений были оборудованы кинематографическими аппаратами, кинокартины там демонстрировались бесплатно. Бесплатные места в кинотеатрах отдавались и ученикам начальных училищ. "Кинотеатр «Аполло» предоставил - 100 мест, «Пассаж» и «Пате» - по 20 мест".[2] В театре «Феникс» цены на билеты варьировались от 20 до 75 копеек, ученические билеты стоили 15 и 20 копеек.
В газете были и такие анонсы: «15 копеек всем вход на любое место в кинематограф при фотографии Рембрандт». В кинотеатре «Пате» - «Два лица на 1 билет. Цены местам от 10 до 40 копеек». Понятно, что в таком кинозале стояло множество скамеек, места были "не пронумерованы", то есть были рассчитаны на непритязательного зрителя. В театре «Аполло» «ложа на 4 персоны - 4 рубля, кресла - 75 копеек, 1 место - 50 копеек, второе место - 30 копеек, третье - 20 копеек; для учащихся и детей: 1 место - 35 копеек, 2 - 20 копеек, дети - 10 копеек». Такие цены оставались в этом кинотеатре вплоть до 1917 года.
Свидетельство очевидца рисует конкретную картину в залах кинотеатров. «Публика по вечерам переполняет зрительные залы кинематографов. Все это было бы хорошо, но в погоне за лишним рублем владельцы кинематографов продают билеты на входе в неограниченном количестве. И публика, особенно дешевых мест, войдя уже в зал, не может разместиться на местах и скапливается в проходах, которые и без того так узки, что по ним с трудом можно пройти двум лицам.
В это время гасятся огни, и таким образом публика остается на время сеанса в проходе, мешая своим присутствием остальным зрителям. В то же время, в темноте, капельдинеры спешно рас-саживают «дешевую» публику на более дорогие места. По окончании картины эта же публика водворяется с дорогих мест на дешевые, а прибывающая вновь опять остается в проходе.
Следовало бы владельцам кинематографов в интересах посетителей устроить у себя нумерованные места как в городском театре, чтобы устранить вышеописанные неудобства». [3] На раннем этапе это было типично для театров, находящихся не в центре города. Кстати, даже в небольших по вместимости кинозалах, всегда была ложа для состоятельной публики, привыкшей к удобствам.
Центральный театр города «Электра» имел ложи бельэтажа и ложи бенуара, а также кресла. Самое дорогое место - ложа бельэтажа - стоила 4 рубля, ложа бенуара - 3 рубля. Кресло стоило зрителю 75 копеек, а первые места - 50 копеек. Самые дешевые места для взрослых стоили 35 копеек, ученические - 20 копеек, детские - 10 копеек.
В сохранившейся «Книге о количестве проданных билетов в кинотеатре «Электра» О.Э.Пет-цольда», упоминается "огромное количество билетов стоимостью в 2 копейки и 5 копеек". За три месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь 1915 года) в книге отмечено две тысячи билетов по 2 копейки, 1200 билетов по 5 копеек. Двумя копейками были обозначены так называемые контрамарки, пятью копейками - «почетные билеты». На самые «выдающиеся новинки» в афишах всегда писали - «контрамарки и почетные билеты не действительны». [4]
Благотворительный сбор одного дня работы кинотеатра «Аполло» поступил в пользу раненых при казанской общине Красного Креста. «Выручка эта достигла крупной суммы, за вычетом благотворительного сбора в пользу раненых передано 1053 рубля». [5] Это факт показывает, что кинотеатр пользовался у зрителей огромным успехом даже в военное время. И позднее в перечне кинотеатров, которые делали отчисления на пасхальные подарки воинам, «Электра» стоял на первом месте. В этом же списке и Большой театр, в котором сцена была оборудована по последнему слову техники - трехъярусный зрительный зал в стиле «ампир», фойе, зимний сад, симфонический оркестр. А «цены на представления - от 20 копеек - до 1 рубля 50 копеек, ложи - 4 и 5 рублей».
В Москве были кинотеатры, где «чтобы «избранная» публика не смешивалась с «простой», галерею и партер предпочитали снабжать отдельными выходами, своим фойе и вестибюлем». [6] В Казани такого не было.
В кинотеатрах отмечались аншлаги даже в годы социальных катаклизмов. 25 декабря 1917 года на сеансах фильма «Обломки крушения» кинотеатр «Электра» посетило 1320 человек. "Из них семь билетов было продано в бельэтаж, двадцать один - на места за ложей, и на первые ряды - тридцать пять".[7]
Цены на билеты в казанских кинотеатрах с 1908 по 1917 годы особых изменений не претерпели, и, что характерно, были доступны всем слоям населения. Казань в то время была центром кинематографической жизни всего Поволжья.
Литература
1. Казанский телеграф. - 1898. - 3 сентября.
2. Камско-Волжская речь. - 1909. - 17 января. 1. Kazanskij telegraf. - 1898. - 3 sentjabrja.
3. Казанский телеграф. - 1911. - 6 февраля. 2. Kamsko-Volzhskaja rech'. - 1909. - 17
4. НА РТ, Ф. 636, о. 1, д. 1. j anvarj a.
5. Камско-Волжская речь. - 1914. - 23 сентября.
6. Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930. - Рига: Зинатне, 1991. - с. 42.
7. НА РТ. Ф. Р-144, о.1, д. 40, л.96.
3. Ка7ашку 1е^га£ - 1911. - 6 1еугаУа.
4. МЛ ЯТ, Б. 636, о. 1, а. 1.
5. Кат8ко-Уо^ка]а гесИ'. - 1914. - 23 БеШзаЬца.
6. С^]ап 1и.в. ЫопсИе8ка]а гесерсуа кто. Кшетай^а!" V 1896-1930. - Riga: 2та1пе, 1991. - 8. 42.
7. МЛ ЯТ. Б. Я-144, о. 1, а. 40, 1.96.