Научная статья на тему 'Интерьеры казанских кинотеатров в дооктябрьский период'

Интерьеры казанских кинотеатров в дооктябрьский период Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРЫ-КИНЕМАТОГРАФЫ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ / ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ВОЗДУХА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОРКЕСТРЫ / CINEMA THEATRES / AUDITORIUM / FIRE SAFETY RULES / ELECTRIC AIR VENTILATION / MUSICAL ORCHESTRAS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Е.П.

Показывается ряд особенностей развития кинематографа, характерных только для Казани. Описываются интерьеры казанских кинотеатров. Помимо великолепной внутренней отделки, в кинотеатрах были установлены электрические вентиляторы, которые гарантировали приятную прохладу в кинозале. В центральных кинотеатрах были музыкальные оркестры, комнаты для ожидания, кафе, зимние сады с экзотическими растениями. Также были соблюдены все правила противопожарной безопасности, за которыми зорко следили представители власти. Это свидетельствовало о высокой театральной культуре города, его давних традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interiors of Kazan cinema theatres in the pre-October Revolution period

In the beginning of the twentieth century cinema theatres were arranged on the ground floors of common buildings. As a rule, first of all space for the orchestra was allocated in the hall. There were musical bands, waiting rooms, cafe, winter gardens with exotic plants in the central cinema theatres. The stage and auditorium were equipped with the latest rules of theatre art with all modern improvements and equipments. When fire safety systems were designed, future owners were obliged to provide detailed drawings and the explanatory notes, which nowadays can be studied for specific information on how cinema theatres looked like. For example, stucco ceilings set off the original light bronze tone draperies so beautifully in a large auditorium of the «Passage» theatre, which was room of the chic and trendy restaurant «De Cristal» before. On both sides of the room there were the mirrors reflecting a picture that was showing on the screen. The peculiarity of the screen was its plaster structure which was used for the first time by the province theatre «Passage» and this screen gave the picture clarity and prominence. Very big for cinematography orchestra was situated in the front of the screen, but it stayed invisible to the public. Four broad passes from the audience (one through the scene) were sufficient guarantee of the rapid leaving the hall in the case of an accident. By the auditorium there were effectively harvested room. Next to it was the lobby, where a buffet and the ticket office were placed. And everything here (an interesting getting attention cashier booth, ceilings, drawings on the windows, sculptural decorations on the walls and soft electric light) was evidence of originality and good taste. «Passage» theatre was a favorite cinema theatre of Kazan citizen for about a hundred years.

Текст научной работы на тему «Интерьеры казанских кинотеатров в дооктябрьский период»

УДК 791.43.03.

Е.П.Алексеева

ИНТЕРЬЕРЫ КАЗАНСКИХ КИНОТЕАТРОВ В ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД

Показывается ряд особенностей развития кинематографа, характерных только для Казани. Описываются интерьеры казанских кинотеатров. Помимо великолепной внутренней отделки, в кинотеатрах были установлены электрические вентиляторы, которые гарантировали приятную прохладу в кинозале. В центральных кинотеатрах были музыкальные оркестры, комнаты для ожидания, кафе, зимние сады с экзотическими растениями. Также были соблюдены все правила противопожарной безопасности, за которыми зорко следили представители власти. Это свидетельствовало о высокой театральной культуре города, его давних традициях.

Ключевые слова: театры-кинематографы, зрительный зал, правила пожарной безопасности, электрическая вентиляция воздуха, музыкальные оркестры.

E.P.Alexeeva INTERIORS OF KAZAN CINEMA THEATRES IN THE PRE-OCTOBER REVOLUTION PERIOD

In the beginning of the twentieth century cinema theatres were arranged on the ground floors of common buildings. As a rule, first of all space for the orchestra was allocated in the hall. There were musical bands, waiting rooms, cafe, winter gardens with exotic plants in the central cinema theatres. The stage and auditorium were equipped with the latest rules of theatre art with all modern improvements and equipments. When fire safety systems were designed, future owners were obliged to provide detailed drawings and the explanatory notes, which nowadays can be studied for specific information on how cinema theatres looked like. For example, stucco ceilings set off the original light bronze tone draperies so beautifully in a large auditorium of the «Passage» theatre, which was room of the chic and trendy restaurant «De Cristal» before. On both sides of the room there were the mirrors reflecting a picture that was showing on the screen. The peculiarity of the screen was its plaster structure which was used for the first time by the province theatre «Passage» and this screen gave the picture clarity and prominence. Very big for cinematography orchestra was situated in the front of the screen, but it stayed invisible to the public. Four broad passes from the audience (one through the scene) were sufficient guarantee of the rapid leaving the hall in the case of an accident. By the auditorium there were effectively harvested room. Next to it was the lobby, where a buffet and the ticket office were placed. And everything here (an interesting getting attention cashier booth, ceilings, drawings on the windows, sculptural decorations on the walls and soft electric light) was evidence of originality and good taste. «Passage» theatre was a favorite cinema theatre of Kazan citizen for about a hundred years.

Key words: cinema theatres, auditorium, fire safety rules, electric air ventilation, musical orchestras.

Поначалу театры-кинематографы устраивали в обычных жилых помещениях, делались какие-то перестройки, о которых можно было только догадываться. Дошедшие до нас документы лаконичны и не содержат полной информации об интерьерах первых кинозалов.

Когда были разработаны правила противопожарной безопасности, будущих владельцев обязывали к чертежам давать подробные объяснительные записки, из которых сегодня можно почерпнуть конкретные сведения о том, как выглядели кинотеатры.

Из «Пояснительной записки по проекту устройства театра-кинематографа Чепрунова и Ашаева, в д. Шамиль, по Б.Проломной» можно представить, какие изменения в собственном доме приходилось делать: «Приспосабливаемое под кинематограф помещение, находится в первом этаже каменного, двухэтажного дома, выходящего на БПроломную и Поперечно-Воскресенскую улицы. Для увеличения фойе, необходимо в одной из стен вынуть арку, шириной в 5 аршин, положив две железные балки. Устроить бетонную стенку для аппаратной камеры, а также отделить помещение для уборной.

Вход в кинематограф будет с Поперечно-Воскресенской улицы, для чего из имеющегося окна будет устроена дверь. Вместимость зрительного зала -168 мест, 1 ложа; помещение для ожидания вмещает 140 человек. Из фойе будет три выхода в зрительный зал и два выхода во двор, кроме них еще два выхода из зрительного зала наружу. Отопление помещения - простые печи. Помещение динамо находится в подвале с каменными сводами и имеется отдельный ход. Ходатайство о разрешении электрического оборудования будет возбуждено особо».[1]

А вот «Акт» осмотра кинематографического театра «Эдисон» в доме Черноярова на Воскресенской улице, подписанный губернским инженером, архитектором и полицмейстером: «Помещается на 1 этаже каменного 3-х этажного жилого дома, между магазинами. Вход в зрительный зал с улицы через наружную дверь и через вестибюль, служащий одновременно и помещением для ожидающей публики.

Здесь же и кассовая будка. Зрительный зал рассчитан на 200 мест. Отопление помещения водяное. Из зрительного зала в подвал имеется сообщение из оркестра посредством деревянной

лестницы». [2]

В газетном анонсе отмечается - «Электро-театр «Эдисон» отвечает всем современным требованиям пожарной безопасности». Впервые театр «Пассаж» анонсировали так: «Открыт единственный в Казани грандиозный электротеатр «Пассаж». Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеансов играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера». [3]

Достаточно полное описание внутреннего убранства театра «Пассаж» оставила для нас та же газета в апреле 1910 года: «В большом зрительном зале, которое когда-то было помещением шикарного и модного ресторана «Де-Кристаль», - лепные потолки так красиво оттеняют оригинальный светло-бронзовый тон драпировок. По обеим сторонам зала - зеркала, отражающие картину, идущую на экране. Последний же нежно белеет в некотором углублении, как этого требует техника синематографа. Особенность экрана - его гипсовый состав, что впервые в провинции сделано «Пассажем» и что придает демонстрируемой картине чистоту и некоторую рельефность. Большой для синематографа оркестр поместился сбоку перед экраном, но не виден для публики. Четыре широких и свободных прохода из зрительного зала (один через сцену) - являются достаточной гарантией быстрого очищения зала в случае несчастного случая. К зрительному залу примыкает эффектно убранная высокая гостиная. Рядом с ней - фойе, где помещается буфет и касса. И здесь все говорит об оригинальном и хорошем вкусе - интересная будка кассы, останавливающая внимание, потолки, рисунки на окнах, скульптурные украшения на стенах и мягкий электрический свет». [4] На кинопленке тридцатых годов сохранилось изображение этого интерьера, который и сегодня впечатляет своей роскошью и изысканностью.

А вот как современник описывает «Большой театр» Г.А.Розенберга, открытый в 1914 году на Б.Проломной: «Здание театра, названное его владельцем - «Большим», действительно соответствует названию. Помимо своих размеров Большой театр выделяется среди казанских театров и внутренним оборудованием и изяществом отделки. Большой зрительный зал (партер), обширный бельэтаж, много мест и в 3-м ярусе.

С Б.Проломной улицы два подъезда. С левого подъезда вход в обширный зал, предназначенный для кафе или буфета, далее большой зал для зимнего тропического сада». [5] «Сцена оборудована по последнему слову техники, 3-х ярусный зрительный зал в стиле «ампир», фойе, зимний сад». «Само помещение театра является первым по величине в Казани. Кроме этого театра роскошно отделан и имеет зимний сад, кафе. Во всяком случае, казанской публике открытие Большого театра должно принести совершенно небывалое еще в Казани зрелище». [6]

В периодике осталось описание «Театра Миниатюр», который открыл антрепренер городского театра В.В.Образцов в доме Соломина, где раньше находился театр «Урания». «Театр Миниатюр» состоял из громадного зрительного зала, великолепного фойе для ожидания, буфета, кафе и вестибюля. Сцена и зрительный зал были оборудованы по последним правилам театральной техники, со всеми современными усовершенствованиями. «Зрительный зал будет отделан в стиле «Барокко» с присущими ему электрическими арматурами, коврами и виньетками. Ремонт и устройство театра обойдется в 15 тысяч рублей». [7] Описание других театров было более лаконично - «Театр «Олимп» элегантно отделан, масса света, электрическая вентиляция, каменный экран».

Следует отметить, что электрическая вентиляция воздуха в помещениях кинотеатров начала появляться уже с 1909 года. Зрители театра «Буфф» в мае 1909 года были оповещены, что «посредством усиленных электрических и прочих вентиляций обмен и циркуляция воздуха в залах беспрерывна».

«Пассаж» в апреле 1913 года сообщает своим зрителям, что в театре «5 электрических вентиляторов, 1 озонатор, беспрерывная пульверизация «перолином» гарантируют посетителям приятную прохладу».

Театр «Свет» (Московская ул., д. Щеглова) сообщает, что «театр вновь весь отремонтирован», и что здесь «самый большой экран в Казани» (август 1913 года).

Дирекция театра «Эдисон» уведомляет зрителей, что «помещение театра заново отремонтировано и изящно обставлено; раздражавшие публику мелкие дефекты, как-то хлопанье стульев, теснота проходов устранены совершенно» (август 1913 года).

Электротеатр «Художественный» также «вновь отремонтирован»; в театре «Буфф» «вновь чрезвычайно блестящая отделка театра, надеемся, что вполне удовлетворит самый изысканный вкус публики».

Театр «Аполло» спешит заверить, что «все помещение изящно отделано. Фойе для удобства публики расширено» (август 1909 года). Через пять лет, в мае - «ввиду расширения здания, театр будет закрыт»; в сентябре - «открытие театра во вновь отстроенном и значительно увеличенном здании».

Такое отношение к интерьеру кинотеатра было присуще не только в Казани, но и других губернских городах. Так, газета сохранила впечатления современника о чистопольском электротеатре «Мир Чудес»: «Что заслуживает внимания, так это самое устройство кинематографа. Театр не блещет внутренней отделкой, но зрительный зал нашего «Мира Чудес» по своей величине и удобствам превосходит многие и многие залы кинематографов в больших губернских городах. В зале два входа и два выхода, на противоположных концах его электрические вентиляторы и много воздуха. Помещение аппаратной прекрасно изолировано от зрительного зала и все из бетона и железа, с массивной железной лестницей. Наружное освещение кинематографа, при нашей непроглядной темноте, всегда в хорошую погоду привлекает на бульвар гуляющую публику. Гаснут электрические огни кинематографа, и публика торопливо спешит прочь с бульвара к домашним «камелькам». [8]

По газетным публикациям можно определить закономерность: как правило, ремонты и переделки кинотеатров приходились на один и тот же период - они делались в летнее время и заканчивались к началу театрального сезона. Это свидетельствует о высокой театральной культуре города, его давних традициях. К тому же основной наплыв зрителей традиционно приходился на начало сентября, а между владельцами кинотеатров конкуренция была достаточно жесткой. К началу сезона интерьер кинотеатра должен быть представлен публике в полном блеске. Это относилось и к музыкальному оформлению киносеансов.

Литература

1. НА РТ, Ф. 2, о. 7, д. 2260, л. 2.

2. НА РТ, Ф. 2, о. 7, д. 1589, л. 115.

3. Казанский телеграф. - 1909. - 3 января.

4. Казанский телеграф. - 1910. - 18 апреля.

5. Камско-Волжская речь. - 1910. - 10 декабря.

6. Камско-Волжская речь. - 1914. - 21 декабря.

7. Камско-Волжская речь. - 1913. - 4 августа.

8. Казанский телеграф. - 1913. - 25 августа.

1. NA RT, F. 2, о. 7, d. 2260, l. 2.

2. NA RT, F. 2, о. 7, d. 1589, l. 115.

3. Kazanskij telegraf. - 1909. - 3 janvarja.

4. Kazanskij telegraf. - 1910. - 18 aprelja.

5. Kamsko-Volzhskaja rech'. - 1910. - 10 dekabrja.

6. Kamsko-Volzhskaja rech'. - 1914. - 21 dekabrja.

7. Kamsko-Volzhskaja rech'. - 1913. - 4 avgusta.

8. Kazanskij telegraf. - 1913. - 25 avgusta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.