Научная статья на тему 'Кинематографический образ Гражданской войны на примере фильма "Жила-была одна баба'

Кинематографический образ Гражданской войны на примере фильма "Жила-была одна баба Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КРЕСТЬНСТВО / ОБРАЗ / ТАМБОВЩИНА / АНТОНОВСКОЕ ВОССТАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Санников А.А.

В статье проводится анализ кинематографического образа гражданской войны на примере фильма «Жила-была одна баба». Сделана попытка выявить особенности репрезентации событий, а именно Антоновского восстания, через призму восприятия обычной крестьянской женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинематографический образ Гражданской войны на примере фильма "Жила-была одна баба»

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ

ФИЛЬМА «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА

Санников А.А. ©

Учитель истории, школа №43, город Краснодар

Аннотация

В статье проводится анализ кинематографического образа гражданской войны на примере фильма «Жила-была одна баба» Сделана попытка выявить особенности репрезентации событий, а именно Антоновского восстания, через призму восприятия обычной крестьянской женщины.

Ключевые слова: кинематограф, гражданская война, крестьнство, образ, тамбовщина, антоновское восстание

Историческое кино транслирует с одной стороны, достоверные научные знания, с другой - обыденные представления о прошлом. Экранный образ оказывает значительное влияние на мнение и взгляды людей на события прошлого. Среди факторов, влияющих на формирование исторического кинообраза, отметим следующие:

- накопленные знания по истории событий;

- идеологическая линия государства;

- субъективный взгляд создателей фильма.

Цель статьи - проследить особенности кинообраза гражданской войны на примере фильма «Жила-была одна баба».

Фильм А. Смирнова «Жила-была одна баба» хронологически охватывает революции и Гражданскую войну - время, когда произошел трагический исторический перелом в жизни России XX века. В советском кинематографе создавался четкий непротиворечивый понятный образ гражданской войны. «Красные» - герои, вступившие в справедливую борьбу за «светлое будущее». «Белые» предстают обречёнными, но всё же умными и благородными врагами.

Советская модель исторической памяти, над созданием которой работали советские сценаристы и режиссёры под жёстким контролем «агитпропа», стала разрушаться в начале 1990-х гг. Прежние герои превратились в злодеев и убийц. На этой волне в кинематографе начал формироваться новый миф, где красных комиссаров заменили белые офицеры. Однако следует отметить, новый миф не прижился в сознании людей. Новые кинообразы оказались неспособны затмить шедавры советской эпохи.

Сам режиссёр так объясняет своё обращение к теме Гражданской войны: «нет ни одного фильма, честно представлевшего Гражданскую войну. Можно перечислить фильмы, в которых действие разворачивалось на её фоне, но не было таких, где бы эта война стала главной героиней» [2]. Андрей Смирнов на пресс-конференции в «РБК» отметил также: «моё обращение к гибели русской деревни, к периоду революций и Гражданской войне, Тамбовскому крестьянскому восстанию совершенно естественно. Данный период в истории России следует считать ключевым. Это срез судеб эпохи Гражданской войны, когда она пришла в дом к каждой семье».

На официальном сайте фильма Смирнов отметил: « В фильме «Жила-была одна баба» представлена история жизни простой русской женщины, крестьянки из села под Тамбовом, в период Гражданской войны, раскулачивания, голода, крестьянских бунтов, восстания под предводительством Александра Антонова. Через призму жизни и любви главной героини Варвары показана судьба страны в переломные исторические моменты с 1909 по 1921 год» [3].

© Санников А.А., 2016 г.

В начале работы над сюжетом, изучая материал, связанный с Антоновским восстанием, его кровавым подавлением, режиссёр пришёл к пониманию того, что в центре событий должна находиться женщина. Зритель видит происходящее глазами простой, неграмотной крестьянки, которая не понимает, кто там красный, кто зеленый, на которой, как на всякой бабе, держится семья, дети, в конец концов, страна. Ещё одна проблема, вставшая перед режиссёром это финал. Героиня теряет своего любимого, умирает другой мужик, отец её ребёнка, она остается одна, потом её высылают, грузят вещи на телегу, рядом конвоир, посадит она туда детей и уедет в Архангельскую губернию. В процессе поиска способа заставить зрителя испытать катарсис пришел сюжет Китеж-града в картину.

Новый фильм «Жила-была одна баба» вышел в 2011 г. и мог стать настоящим прорывом в развитии кинообраза Гражданской войны и включения в массовую историческую память забытых народных героев тамбовского восстания. Его ждали и профессиональные историки и любители истории. Автор фильма рассматривает Гражданскую войну как метафору жестокости российской жизни во все времена. Драматургия фильма основывается на сюжете повести Н. Лескова «Житие одной бабы» и исторических фактов, относящихся к события Тамбовского восстания 1920 - 21-го гг.

В течение двух с половиной часов перед зрителем проходят 12 лет истории России, представленные через мир и жизнь обычной тамбовской крестьяники Варвары. Деревня, представленная в фильме, представляет собой абсолютно самостоятельный, самобытный, избавленный от пропагандистских шаблонов мир. Христианство переплетено с язычеством, крестьяне используют обе религии для защиты близких, имущества. Вековая мудрость и бесконечное милосердие людей, которые вынуждены с рождения до смерти бороться за жизнь, сочетаются с абсолютным невежеством и беспричинной жестокостью. Бесправное положение женщин (в частности главная героиня стала невесткой из бедной семьи, взятая в богатый дом) действительно вызывает ужас.

Жители деревни относят к чужакам всех образованных, чувствуют себя бесправными перед властью. Естественно, что при таком отношении крестьяне не ждали от сильных мира сего ничего хорошего. Если горожане имели убеждение, что государство защищает их, то крестьяне же точно знали, что «баре» скорее навредят, чем помогут. Безнадежная уверенность в беспросветности мира четко воссоздана в фильме.

Непосредственно событиям Гражданской войны посвящена вторая часть фильма «Власть народа». Фильм выстроен с учётом исторических фактов, сцены аутентично и действительно позволяют увидеть панараму тех событий. Отсутствуют и перекосы 1990-х гг. в отношении образа большевиков. Среди них есть евреи, китайцы, матросы, но в основном это такие же тамбовцы.

Четко и исторически точно выстроеныт образы участников событий. Например, сцена с мужиком, у которого отбирают хлеб, а он не может сдержаться: «Крушите всё, крушите! Православные, уходить надо всем миром. В тайгу идти на Белые воды. В Сибирь!» Художественное изображение людей крайне точное, яркое и впечатляющее. Именно из таких людей начинают складываться крестьянские отряды повстанческой армии. Безусловно, зритель запомнит проход колонны тамбовского ополчения под популярную тогда песню «Трасвааль», состоящую из узнаваемых типажей русского крестьянства: лапти, вместо винтовки коса, рваная одежда. Зритель сразу понимает, что такого рода сопротивление обречено на гибель. В фильме нет страшных картин, связанных с уничтожением повстанцев, но в финале помещена сцена казни заложников через расстрел.

Здесь нашлось место всему самому важному: рождению и смерти, убийству и милосердию, греху и покаянию, любви и насилию, юмору и ужасу. Поэтому «Жила-была одна баба» - кино не фольклорное, не русофильское, не буквоедское, а универсальное. Невероятная редкость для наших широт.

Таким образом, А. Смирнов воссоздает через частную жизнь одной женщины -неграмотной крестьянки образ Гражданской войны, в частности Антоновское восстание в Тамбовской губернии. Крестьянский образ России уподобляется Китежу, медленно

уходящему под воду. Частная история как научная методология позволяет изучить и понять ментальность отдельного «маленького человека», обычно теряющегося в истории [1, с.99]. Такой узконаправленный исторический анализ подразумевает изучение частных явлений, происходящих в жизни отдельных людей, чтобы выявить ведущие представления и тенденции в обществе в целом. Популярность обращения к микроистории как отдельной сферы научного исследования определено современной ситуацией постмодерна в гуманитарных науках. Это история о забытых людях, маргиналах, побежденных. Установка на деидеологизацию, отделение описания от оценки, отказ от предвзято-канонической интерпретации - вот ее принципы.

Для ученого-историка граница между словом историка и словом исторического лица непереходима. Историк не обращается к диалогическим интенциям в речи исторических лиц, отказывая культуре в многозначности. Анализ смысла заменяет каузальное объяснение того или другого факта. Кинематограф же, обращается к микроисторической парадигме, опирается главным образом на экзистенциальный тип диалога, который предполагает не субъектно-объектную, а субъектно-субъектную форму коммуникации, порождающую ситуацию полифонической многозначности. Кино крупным планом создаёт перед зрительским сознанием реальный исторический образ, озвучиваются и визуализируются переживания участников событий и процессов, внимательно обрисовываются второстепенные линии, неосознанные моменты, случайные подробности, которые и заключают в себе главные «улики» для исторической реконструкции, в них всегда есть свой собственный, уникальный, индивидуальный, смысл, который история не вправе игнорировать.

Литература

1. Гашева Н.Н. Современное российское кино: культурологический аспект// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 4 (21). - С. 90-100.

2. История глазами русской бабы// Солидарность. №41. 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solidarnost.org/thems/kultura/ kultura_8432.html (дата обращения 23.09.2016).

3. Сеанс. 26 октября 2011 [Электронныый ресурс]. - Режим доступа: http://seance.ru/blog/odna-baba-preface/(дата обращения 23.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.