Научная статья на тему 'Кинематограф в дореволюционном Иркутске (1897 1917)'

Кинематограф в дореволюционном Иркутске (1897 1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
676
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балякова Н. Н.

Показано, что различные отрасли кинематографии, представленные демонстрацией киносеансов, прокатом кинокартин, собственным кинопроизводством и торговлей кинооборудованием, были развиты в дореволюционном Иркутске весьма широко. Не случайно он был признан киностолицей Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинематограф в дореволюционном Иркутске (1897 1917)»

УДК 778.5 (091*045)

Н.Н.Балякова

КИНЕМАТОГРАФ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ИРКУТСКЕ (1897 — 1917)

Братский государственный университет

It is shown that different cinematography branches, represented by film exhibitions, film distribution, film production and cinemachinery selling, were widely developed in pre-revolutionary Irkutsk. It is no coincidence that it was admitted to be cinema capital of Siberia.

В Иркутске кино появилось практически одновременно с началом демонстраций «движущихся картинок» в крупных городах европейской части России. В источниках отмечено несколько дат кинопоказов, которые заявлялись первыми. Самое раннее, найденное автором, упоминание о сеансе синематографа относится к 12 марта 1897 г., когда демонстрирова-

лось «замечательнейшее изобретение техники последнего времени» [1]. Следующий сеанс, о проведении которого имеется документальное подтверждение, прошел 14 апреля 1897 г. [2]. Показы состоялись также 12 мая 1897 г., 9 мая 1898 г. [3]. Это позволяет говорить, что с конца Х1Х в. кинематограф прочно вошел в жизнь иркутян.

В первые годы синематограф не рассматривался в качестве самостоятельного зрелища, а работал как технический аттракцион наряду с другими номерами, включаемыми в развлекательные представления. Кинопредприниматели путешествовали совместно с эстрадными труппами, например, с циркачами. Сеансы проводились в увеселительных заведениях: театре Гиллера, цирке Стреметова, Интендантском саду, а также в первом и втором общественных собраниях [4]. Постепенно киносеансы все чаще стали устраиваться в виде самостоятельных представлений, конкурирующих с другими зрелищами. Первые такие кинопоказы проводились передвижными дельцами — Маржецким, Брауном, Арди-Отто, Нельсоном и др. Однако качество демонстрации было неудовлетворительным. В периодических изданиях часто публиковались статьи о плохой работе синематографа. Так, в газете «Восточное обозрение» от 4 мая 1905 г. сообщалось: «... Некоторые картины имеют до того сильное мерцание, что рябит в глазах, другие, видимо, сильно изношены, пропускают свет блестками, что также неприятно действует на глаза. Часто картины совершенно туманные. Они вызывали оценку по достоинству — зал собрания несколько раз оглашался пронзительными свистами...» [5].

Следующим шагом в развитии кинематографа стало появление стационарных мест для кинопоказа. В 1905 г. открылся первый в Иркутске «Электротеатр». В июне 1906 г. постоянный кинематограф начал работать в Интендантском саду [2]. Были и другие синематографы — «Одеон», «Художественный»,

«Мираж», «Вулкан». В 1914 г. в Иркутске насчитывалось уже 13 иллюзионов [6].

Первые кинотеатры размещались в магазинах и складах, которые проще всего было трансформировать в «театр синематографа». Помещение разграничивали на зал, фойе и вестибюль, ставили будку с проектором, занавешивали окна — и кинотеатр готов. Зрители сидели на скамейках. Места не были нумерованы, лишь скамейки разбиты на группы: «первые места», «вторые», и так до «четвертых», которые дальше от экрана и с них удобней было смотреть. Вместимость подобных зрительных залов составляла 100-150 человек [7]. Как только хозяева кинематографов становились «на ноги», тут же перестраивали свои заведения. Прежде всего здания становились вместительней — до 300-350 зрительских мест. Менялась внутренняя обстановка. Скамьи оставались лишь для «первых» и «вторых» мест, дальше стояли стулья, деревянные кресла и диваны, в некоторых театрах даже были выгорожены ложи с полумягкими креслами. В июле 1910 г. «после капитального ремонта и реконструкции открылся электротеатр «Гранд-Иллюзион» А.М.Дон Отелло. Зрительный зал переделан, появились два запасных выхода» [8]. 22 августа 1910 г. газета «Сибирь» сообщила, что накануне состоялось открытие сезона в «первоклассном» электротеатре «Мираж», в котором были отремонтированы два фойе и разбит зимний сад. В некоторых особо престижных кинотеатрах работали дополнительно скетинг-ринки и рестораны.

Изначально программы синематографа состояли из пяти-десяти короткометражек длиной от 20 до

250 метров. Демонстрация картин в электротеатрах шла непрерывно — с 10-12 часов дня до позднего вечера. Продолжительность сеанса — от 30 до 60 минут. Зайти в зал и выйти из него можно было в любой момент. В дальнейшем метраж картин возрос и в 1908 г. достиг 300-350 метров. В марте 1911 г. в кинотеатре «Декаданс» «начался грандиозный спектакль — показ новой киноленты «Язвы общества», длина которой 1410 аршин» [9] (т.е. без малого 1 км).

Необходимо отметить, что уже в начале века предпринимались попытки преодолеть черно-белость экрана. В репертуаре иркутских театров имелось несколько раскрашенных от руки «цветных» фильмов. Так, 26 декабря 1909 г. «в электротеатре «Фарс» начата демонстрация киноленты «Дмитрий Донской», эпизоды из истории русской жизни. Картина демонстрируется в раскраске» [10]. Немоту фильмов «перекрывали» музыкой. В больших кинотеатрах оркестры исполняли классические произведения.

Большая часть картин была зарубежного производства. До 1914 г. заграничные фильмы составляли 80% всего кинорепертуара. С развитием отечественного кинопроизводства доля иностранной продукции на российских экранах значительно снизилась [11]. Стоимость билетов на киносеансы составляла от шести до девяти рублей. Объявления о демонстрируемых фильмах размещались в газетах «Сибирь», «Восточное обозрение», «Восточная заря».

Репертуар синематографов составлялся в сотрудничестве со столичными поставщиками: братьями Пате, Ханжонковым, Ермольевым, Харитоновым. Они были тесно связаны с заграничными прокатными и самостоятельно производящими фильмы фирмами. Указание в афише, что картина приобретена через контору одного из вышеназванных предпринимателей, обеспечивало верный успех, так как гарантировало новизну и качество картины. Можно смело утверждать: иркутские зрители видели весь кинопоток того времени — и зарубежные, и отечественные фильмы, выходившие на российские экраны.

Вместе с тем в Иркутске действовала самостоятельная кинопрокатная контора кинопредпринимателя Александра Михайловича Дон Отелло. В 1910 г. в одной из иркутских газет вышло его рекламное объявление: «Контора ежедневно делает покупки лучших боевых повестей для своих театров и иркутских прокатчиков. Ни один театровладелец, пользующийся нашим прокатом, не закрыл еще театра по причине плохих сборов. Напротив, сборы его лишь возросли и продолжают расти... К услугам господ прокатчиков и покупателей 200 тысяч метров картин» [12].

Все демонстрируемые в то время ленты можно разделить на две категории.

1. Натурные, документальные. В них отражались события реальной жизни — картины природы, политические события, быт разных народов. Это «Эпизод из Итальянской войны 1796 года», «Скорбные похороны председателя Совета министров П.А. Столыпина» и др.

2. Игровые, развлекательные, демонстрирующие цирковые и эстрадные номера, представления мюзик-холлов, театров феерий. К этой же категории

можно отнести художественно-игровые картины по мотивам известных литературных произведений -«Графиня де Монсеро», «Крейцерова соната» и др. [13].

С 1907 г. устраивались ночные сеансы, на которых показывались сводные программы под названием «пикантные мотивы, исключительно для взрослых». Вскоре под давлением общественного мнения они были прекращены [14]. Благодаря деловым связям А.М.Дон Отелло в 1910 г. в Иркутске демонстрировался ряд японских фильмов. Год спустя на киноэкранах показывались американские картины: «Наваха», «Гибель американского броненосца Техас», «Журналисты и кража картины Джоконда», «Знаменитая американская свадьба среди океана», «Оргии китайцев в Сан-Франциско» и др. [15].

Признание у публики получили документальные ленты, снятые в Иркутске А.М.Дон Отелло. Первое упоминание о проводимой им киносъемочной работе имело место 15 апреля 1909 г., когда в газете «Сибирь» было напечатано объявление: «Спешите посмотреть сегодня знакомые виды Байкала: станция и док Байкала, отход ледокола “Байкал” и приход “Ангары” (снимки с натуры)». В апреле 1910 г. иркутская газета «Восточная заря» сообщала: «В Иркутске впервые будет показан хроникальный фильм, созданный А.М.Дон Отелло «Весь Иркутск на экране». Предпринимателем были созданы также фильмы «Иркутск и иркутяне», «Фехтовально-гимнастические упражнения в школе 7-й Сибирской стрелковой дивизии», «Автомобильные гонки на ипподроме», «Похороны

П.Р.Кравца», «Маневры войск округа» и др.

В декабре 1909 г. А.М.Дон Отелло выписал из Москвы кинооператора для съемок города и окрестностей [16]. Однако это оказалось очень дорого, и Дон Отелло решает подготовить кинооператора в Иркутске. В городе имелось фотографическое общество, чьи выставки пользовались успехом даже за пределами Иркутской губернии. Зимой 1910 г. с председателем общества И. М. Портнягиным было подписано соглашение о том, что летом и осенью пройдут съемки окрестностей и достопримечательностей Байкала, которые будут демонстрироваться в кинотеатрах Дон Отелло, а затем объединятся в фильм «Путешествие по Сибири». Неизвестно, был ли выпущен планируемый фильм, но несколько сюжетов прошли на экранах. Опыт работы с местными фотографами оказался для А.М.Дон Отелло неудачным. Вскоре в Харбине он познакомился с Пантелеймоном Васильевичем Кобцевым, известным на Дальнем Востоке хроникером, который согласился на предложение Александра Михайловича переехать для работы в Иркутск [17].

Киносъемочная деятельность с приходом П.В.Кобцева приобрела новый размах. По-прежнему снималось много хроники, причем не только иркутской: «Приезд командующего войсками Иркутского военного округа генерала Никитина в Харбин», «Полеты Я.И. Седова на иркутском ипподроме», «Выезд пожарной команды в Верхнеудинске», «События в Маньчжурии», «Освящение и открытие туберкулезной санатории в Иркутске», «Наводнение в Чите» и

т.д. Сам Кобцев снял немало картин, приближающихся по жанру к научно-популярным: «Тайлаган, общественное жертвоприношение иркутских бурят-монголов», «Религиозные торжества монголов и бурят», «Гибель культурного памятника Дацан в Чите», «Монголо-бурятский праздник Цама в Гусино-Озерском Дацане» и др. Имеются и чисто популярнонаучные ленты: «Взрыв льда и корчевание пней», «Рыболовство на Амуре (техника и промышленность)», «Промышленность Сибири», «Ленская золотопромышленность», «Выставка иркутского общества коннозаводства» [18].

Помимо значимых событий кинооператор фирмы «А.М.Дон Отелло и Ко» запечатлевал на пленке и частную жизнь горожан. В газетах публиковались объявления: «Принимаются заказы на синематографические снимки собственным съемочным аппаратом».

В целом фирмой Дон-Отелло снято около сотни фильмов. К сожалению, сохранилась лишь малая часть сюжетов для кинолент, произведенных в Иркутске.

Киносъемочная деятельность была поставлена в Иркутске на таком уровне, что в 1912 г. в столичной прессе появилась информация: «В недалеком будущем один из сибирских богачей предполагает построить в Иркутской губернии кинематографическую фабрику, чтобы выпускать картины всех направлений. Большое внимание будет уделяться видовым картинам: с этой целью будут сняты все живописные места Забайкальской области» [19]. Однако никаких документов о работе по созданию фабрики не имеется.

Еще одним аспектом развития иркутской кинематографии можно назвать деятельность А.М.Дон Отелло по продаже кинооборудования. В 1910 г. в сибирских газетах публиковалось объявление: «Принимаются заказы на полное оборудование синематографов, устройство центральных станций для электрического освещения. Самые дешевые аппараты синематографа от 160 руб. Также имеются на складе части и принадлежности к ним.». Кроме комплектующих продавались и кинотеатры целиком. Так, в октябре 1910 г. в иркутской газете «Сибирь» было опубликовано объявление: «По болезни владельца, которому необходимо выехать на юг России, продается «Мираж» — лучший зарекомендованный театр, приносящий колоссальный доход и пользующийся симпатиями публики». Владельцем большей части иркутских синематографов являлся А.М.Дон Отелло, который не только сам строил театры, но и покупал их.

Иркутск не зря называли киностолицей Сибири. Дореволюционный кинематограф в городе находился на очень высоком уровне и занимал важное место в жизни иркутян. Революция 1917 г. в одночасье разрушила все это зрелищное хозяйство, но уже к началу 1930-х гг. Иркутск вернул себе статус ведущего киногорода Сибири, а в последующем и Дальнего Востока.

1. Кино Иркутской области за 50 лет. Иркутск, 1969. С.7.

2. Иркутская летопись 1661—1940 гг. / Сост. Ю.П.Колмаков. Иркутск, 2003. С.186.

3. История земли Иркутской. Иркутск, 2002. С. 185. 11. Кино Иркутской области за 50 лет. С.11.

4. Кино Иркутской области за 50 лет. С.8. 12. Сибирь, 20 июля 1910.

5. Там же. С.8-9. 13. Иркутская летопись 1661—1940 гг. С.244-245.

6. История земли Иркутской. С.185-186. 14. Кино Иркутской области за 50 лет. С.11.

7. Ватолин В. Синема в Сибири. Очерки истории раннего 15. Ватолин В. Указ. соч.

сибирского кино (1896—1917) // Киноведческие записки 16. Иркутская летопись 1661—1940 гг. С.226.

— http://www.kinozapiski.ru/article/695/ 17. Ватолин В. Указ. соч.

8. Иркутская летопись 1661—1940 гг. С.231. 18. Там же.

9. Там же. С.238. 19. Кинематографическая фабрика в Сибири // Наша неделя.

10. Там же. С.226. 1912. № 2. С.23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.