Научная статья на тему 'КИБЕРУГРОЗЫ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ'

КИБЕРУГРОЗЫ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ГАДЖЕТ / ДЕТСТВО / ИНТЕРНЕТ / КИБЕРУГРОЗА / РОДИТЕЛЬСТВО / ТРАВЛЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ШКОЛА / МОЛОДЕЖЬ / ФИШИНГ ДАННЫХ / КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исакова И.А.

Рассматриваются киберугрозы, возникающие в связи с процессом информатизации и гаджетизации практик социального взаимодействия школьников. Дана характеристика некоторых видов киберугроз; навыки молодежи в сфере кибербезопасности оценивались по четырем группам: устойчивость к киберзависимости, кибербуллингу, фишингу, кибермошенничеству. Охарактеризовано влияние киберугроз на социальное, психологическое и духовное здоровье. Представлены результаты двух исследований, проведенных в Нижнем Новгороде в 2019-2021 гг.: анкетного опроса о практиках использования гаджетов, организованного с сентября 2019 г. по январь 2020 г., опрошено 303 школьника, и анкетирования о мнении учеников о сетевой грамотности и киберугрозах, осуществленного в 2021 г., опрошено 180 учеников. По результатам исследования молодые респонденты продемонстрировали средний уровень устойчивости к киберзависимости и фишингу данных (краже персональных данных), низкий уровень защиты от кибербуллинга (школьники при общении в социальных сетях проявляли себя и как потенциальные жертвы, и как потенциальные агрессоры) и кибермошенничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBER THREATS TO THE HEALTH OF CHILDREN AND YOUTH IN THE AGE OF GADGETIZATION

The article is devoted to cyber threats arising in connection with the process of informatization and gadgetization of practices of social interaction between children and youth. Characteristics of some types of cyberthreats are given, youth cybersecurity skills were assessed according to four groups: resistance to cyberdependence, cyberbullying, phishing, cyberfraud. The impact of cyber threats on social, psychological and spiritual health was characterized. The results of two studies conducted in Nizhny Novgorod in 2019-2021 are presented: a questionnaire survey on gadget use practices, organized from September 2019 to January 2020, interviewed 303 school-children, and a survey on students' opinions on network literacy and cyberthreats, carried out in 2021, interviewed 180 students. According to results of the research young respondents showed average level of resistance to cyberdependency and data phishing (identity theft), low level of protection against cyberbullying (students showed themselves as potential victims and potential aggressors during communication in social networks) and cyberfraud.

Текст научной работы на тему «КИБЕРУГРОЗЫ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ»

112 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского. Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 112-117

УДК 316.3

DOI 10.52452/18115942 2022 4 112

КИБЕРУГРОЗЫ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ В ЭПОХУ ГАДЖЕТИЗАЦИИ © 2022 г. И.А. Исакова

Исакова Инна Александровна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского inna_isakova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022 Статья принята к публикации 19.10.2022

Рассматриваются киберугрозы, возникающие в связи с процессом информатизации и гаджетизации практик социального взаимодействия школьников. Дана характеристика некоторых видов киберугроз; навыки молодежи в сфере кибербезопасности оценивались по четырем группам: устойчивость к киберзависимости, кибербуллингу, фишингу, кибермошенничеству. Охарактеризовано влияние киберугроз на социальное, психологическое и духовное здоровье. Представлены результаты двух исследований, проведенных в Нижнем Новгороде в 2019-2021 гг.: анкетного опроса о практиках использования гаджетов, организованного с сентября 2019 г. по январь 2020 г., опрошено 303 школьника, и анкетирования о мнении учеников о сетевой грамотности и киберугрозах, осуществленного в 2021 г., опрошено 180 учеников. По результатам исследования молодые респонденты продемонстрировали средний уровень устойчивости к киберзависимости и фишингу данных (краже персональных данных), низкий уровень защиты от кибербуллинга (школьники при общении в социальных сетях проявляли себя и как потенциальные жертвы, и как потенциальные агрессоры) и кибермошенничества.

Ключевые слова: буллинг, гаджет, детство, Интернет, киберугроза, родительство, травля, цифровая компетенция, цифровизация, школа, молодежь, фишинг данных, кибермошенничество.

Введение

В начале XXI века происходят существенные изменения социальной реальности, обусловленные активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий. Появление новой компьютеризированной техники, в том числе смартфонов и гаджетов, оснащенной выходом в сеть Интернет, способствовало трансформации отношения к информации, к способам взаимодействия, которые сказались на всех социальных, экономических, политических и даже культурных процессах, то есть изменился образ жизни человека в новом обществе.

Вопросы влияния активности использования гаджетов с доступом в сеть Интернет на здоровье пользователей начали обсуждаться в мире с конца XX века. Выявляются эффекты воздействия злоупотребления гаджетами и бесконтрольным доступом в сеть Интернет на физическое [1, 2], психическое [3, 4], духовное [5] и социальное [6, 7] здоровье молодого поколения. Данные эффекты в совокупности можно назвать киберугрозами детству и юношеству.

В посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию регулярно говорится о важности борьбы с киберугрозами: «Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях, например, кроются и риски, конечно. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна

быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016) [8, 9].

Теоретико-методологические подходы

В нормативно-правовых документах термин «киберугроза» не упоминается, хотя сами риски подразумеваются, например, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] или в Указе Президента РФ от 17.03.2008 № 351 (ред. от 22.05.2015) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» [11].

В российской правовой практике термин «киберугроза» упоминается в основном в контексте экономической и военной безопасности. В 2010 г. создан специальный правительственный орган, ответственный за ограничения в киберпространстве, - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Это активизировало интерес к теме кибер-угроз.

Во втором десятилетии XXI века возросло число IT-исследований [12-17] и юридических обзоров [18-22] по теме, однако в фокусе внимания кибербезопасность, а не концептуализация киберугроз: кибербезопасность - это состояние защищенности в виде наличия достаточных адекватных мер и способов защиты прав и интересов субъектов права в киберпростран-стве, защиты от киберугроз (киберрисков).

В России киберугрозы в социологии изучаются в контексте развития кибердевиаций: ки-бервандализм [24], кибертроллинг [25], кибер-буллинг [26], киберзависимость (кибераддик-ция) [27]. В целом же социология Интернета в России только складывается как отдельный раздел социологической науки, поэтому чаще обсуждаются общеметодологические аспекты: феноменологическая социология в эпоху Интернета [28], интерпретация интернет-пространства в дискурсе социологии [29], дисциплинарный дискурс социологии Интернета [30], электронная социология [31]. Можно констатировать, что проблемы социологии Интернета только начинают осваиваться в рамках научного социологического дискурса, социологическая интерпретация цифрового капитала и цифровых угроз (киберугроз) - назревшая научная задача.

Эмпирическая база

По оценкам компании Positive Technologies, в 2019 г. наиболее часто кибератакам подвергались госучреждения, промышленность, медицина, сфера науки и образования, финансовая отрасль (54%). Доля кампаний, направленных на получение частных данных, составила 60% и 57% в атаках против юридических и частных лиц соответственно. Наибольший интерес для злоумышленников представляли персональные данные, учетные записи и данные банковских карт [32].

Большое количестве киберугроз связано с деятельностью детей и подростков в сети, поскольку они являются социально незрелыми, но при этом навыки пользования техникой у них лучше, чем у родителей. В фокусе нашего исследовательского внимания - киберугрозы, влияющие на школьников.

Для оценки угроз, которым в сети Интернет подвергаются школьники, была проведена серия исследований в Нижнем Новгороде: анкетный опрос о практиках использования гадже-тов, организованный с сентября 2019 г. по январь 2020 г., опрошено 303 школьника, выборка -квотная; в 2021 г. специализированный анкетный опрос, в центре внимания которого включены оценка уровня сетевой грамотности уче-

ников и их знаний о киберугрозах, опрошено 180 учеников, выборка - квотная.

Результаты исследования

На первых этапах исследования оценивалась подверженность школьников только одной угрозе - киберзависимости.

Было выявлено, что по основным признакам киберзависимости: отсутствие навыков контроля за временем в глобальной сети, возрастание количества конфликтов с окружающими по поводу бесконтрольного интернет-серфинга, игнорирование реальной жизни и своих обязанностей в пользу виртуальной - школьники демонстрируют средний уровень подверженности. В 2019-2020 гг. школьники проводили в Интернете больше 4 часов в день, причем основное время выпадало на социальные сети. В сети приводят 1-2 часа - 3% школьников, 3-4 часа -41%, 5-6 часов - 26%, более 6 часов - 30%. В социальных сетях в день проводят менее 1 часа -4%, 1-2 часа - 19%, 3-4 часа - 47%, 5-6 часов -16%, более 6 часов - 14%. Окружающие подростков жаловались на слишком длительное времяпрепровождение у компьютера и телефона в 41% случаев, из них в 15% - жалобы поступали часто. 37% опрошенных признались, что конфликтуют с родителями из-за использования Интернета.

Большинство детей не осознают, что Интернет - это не только площадка для развлечений и общения, но и источник угроз: 14% респондентов не считают, что Интернет представляет для них опасность, 19% в этом сомневаются.

Школьники склонны доверять информации, размещаемой в глобальной «паутине». Более половины опрошенных считают, что достоверность информации в Интернете выше 55%. Такой высокий уровень лояльности объясняется, с нашей точки зрения, тем, что школьникам приходится самостоятельно формировать свои цифровые компетенции, более 70% опрошенных не получали от родителей советов по работе с компьютером. Значимым фактором доверия является то, что цифровые навыки складывались у детей в «некритичном» возрасте: 17% респондентов начали пользоваться компьютером в 3-5 лет, 42% - в 6-8, 33% - в 9-11. Однако дебют в Интернете наступал чуть позже: до 3 лет - 1%, в 3-5 лет - 10%, в 6-8 лет - 32%, в 9-11 лет - 41%, старше 12 лет - 16%.

Невысокий уровень цифровой безопасности у детей связан с отсутствием здоровьесберега-ющих практик использования современных информационных технологий у родителей. 36% опрошенных свободно пользуются родитель-

скими гаджетами, 77% не сообщают родителям пароли от своего телефона, компьютера и акка-унтов на специализированных сайтах. В 32% случаев родители не являются друзьями детей в социальных сетях. Школьники сами помогают родителям настраивать технику и устанавливать приложения: часто - в 44. 2% случаев, иногда -40%. Таким образом, обучение цифровой грамотности в семье идет от младшего «социально незрелого» поколения к старшему, а значит, перенимать практики здоровьесберегащего поведения детям не у кого. Мало того, использование компьютера - это конфликтная сфера детско-родительских взаимоотношений. Компьютер - это средство давления, наказания в семье: у 41% опрошенных родители отбирали телефон или компьютер в наказание, 13% не отрицают такой ситуации, но и вспомнить конкретные случаи не могут.

Дети без контроля родителей сами становятся источником опасных ситуаций в виртуальном мире. В ходе исследования выявлен низкий уровень культуры общения в сети: 10% школьников периодически пишут негативные отзывы и ставят дизлайки, иногда этим занимаются 26% анкетируемых. Более четверти опрошенных убеждены, что в Интернете они могут писать и говорить все, что хотят (27.8%). Значимо то, что вседозволенность распространяется даже на информацию негативного характера: 8.3% считают, что имеют право распространять в Интернете все, даже если это ранит кого-то или нарушает чью-то личную жизнь; 19.3% опрошенных согласились с этим частично. У 46.2% школьников есть проблемы, которые легче обсудить в Интернете, нежели с родителями. В социальных сетях общаются с друзьями, которых не видели в реальности более 1 года: 2% -всегда, 20.5% - часто, 22.4% - иногда, 31.3% -редко, 23.8% - никогда.

Отсутствие у детей и родителей доверительных отношений по поводу использования современных информационных технологий приводит к тому, что они должны в одиночку противостоять киберугрозам.

С нашей точки зрения, допустимость проявления агрессии в сети - тоже проблема плохого контроля над самими собой взрослых. Например, в социальных сетях организовано целое социальное движение «Яжемать», высмеивающее и осуждающее на просторах сети поведение женщин, которые ведут себя за рамками приличия, корректности и нравственности, так, словно им дозволено всё, объясняя это тем, что они являются матерями, что дает им привилегии перед остальными гражданами. Существует множество роликов, демонстрирующих поведе-

ние вседозволенности государственных чиновников зрелого возраста. Демонстрация вседозволенности, благодаря приписываемому взрослыми себе «особого статуса», доступна детям.

Результаты второй волны исследований в 2021 г. касались уже не только киберзависимо-сти, но и буллинга, и фишинга, и кибермошен-ничества.

Киберзависимость понималась как психосоциальная проблема, проявляющаяся в навязчивом желании использовать Интернет без контроля проведенного в нем времени, что приводит к разрыву или потере социальных связей с окружением и замене реальных отношений и интересов виртуальными. Опасность киберза-висимости в том, что снижается уровень коммуникативного, социального и эмоционального интеллекта подрастающего поколения.

По материалам, собранным в 2021 г., школьники продемонстрировали средний уровень устойчивости к киберзависимости: с одной стороны, 75.9% редко или никогда не ощущают раздражительности при отсутствии возможности проверить свой аккаунт, у 40.2% не возникало конфликтов с окружающими по поводу долгого времяпрепровождения в Интернете. С другой - 66.7% остаются online дольше, чем намеревались, 64.3% откладывают свои дела ради того, чтобы подольше побыть в сети. Пандемия COVID-19 еще сильнее «привязала» школьников к виртуальной реальности.

Кибербуллинг рассматривался нами с точки зрения агрессивного преследования индивида с использованием цифровых технологий в течение продолжительного времени. Одной из самых распространенных форм буллинга в Интернете является моббинг. Кибермоббинг - это совокупность намеренных оскорблений, угроз, диффамации и публикаций с компрометирующими данными, осуществляемая с использованием цифровых технологий в течение продолжительного времени. Кибербуллинг от традиционной травли отличает не только опосредование виртуальной средой, но и анонимность преследователя; возможность постоянно преследовать жертву с разных аккаунтов; сокрытие жертвой фактов преследования от родителей и взрослых из-за страха ограничения доступа к Интернету; публичность травли, большое количество свидетелей; длительное сохранение в общем доступе материалов травли; отсутствие программ наказания агрессоров.

Школьники при общении в социальных сетях проявляли себя и как потенциальные жертвы, и как потенциальные агрессоры.

Агрессивному воздействию в Интернете ученики подвергаются довольно часто:

- 78% получали в сети Интернет неприятные сообщения или комментарии;

- 41% встречали негативные комментарии к своим фото или видео;

- 89% защищались от агрессоров в сети тем, что добавляли их в «черный список»;

- 26% столкнулись с тем, что кто-то распространял о них личную информацию;

- у 59% взламывали страницы и писали от их имени нежелательные сообщения (просили денег, грубили и т.п.).

Однако стоит отметить, что подростки часто являются не только объектом, но и субъектом буллинга:

- 13% писали негативные комментарии или оскорбления других людей на форумах или сайтах;

- 71% с кем-то спорили в социальных сетях.

В целом, подростки не показали достаточных

умений защищаться от кибертравли: 39% не реагировали на провокации, 34% переживали, а 27% в своей реакции не уверены, так как с оскорблениями в сети пока не встречались.

Фишинг - это вид интернет-мошенничества в форме массовых рассылок писем от лица официальных организаций (банков, магазинов, государственных служб и т.п.) с целью получения пароля для доступа к персональным данным или средствам. Школьники признали, что часто с ним встречаются: у 54% опрошенных были случаи, когда они получали письмо, СМС или звонок с просьбой сообщить свои данные. Молодые люди продемонстрировали средний уровень устойчивости к фишингу данных: 60.9% открывали письма от неизвестных пользователей, 56.3% получали письма с просьбой сообщить свои персональные данные, при этом 55.2% внимательно проверяют сайты при открытии.

Значимым оказалось, что молодое поколение относится пассивно к защите и себя, и других пользователей в сети: только 29% отправляют сомнительные письма в папку «Спам», то есть совершают действия, чтобы предупредить об угрозе других.

Кибермошенничество — это хищение чужого имущества путём обмана с использованием цифровых технологий. В сети распространены разные виды мошенничества: интернет-попрошайничество, поддельные торговые сайты, брачные аферы.

К кибермошенничеству подростки проявили самый низкий уровень устойчивости: 77% школьников доверяют положительным отзывам о товаре в Интернете, 89% доверяют отрицательным отзывам в тех же ситуациях, 66% переходят по ссылкам, публикуемым в интересующих группах, 40% верят, что все пользователи

социальных сетей указывают о себе достоверные данные.

Подводя итог, отметим, что все исследования показывают: школьникам не хватает ни знаний, ни компетенций в борьбе с киберугро-зами. К самой теме интернет-рисков они относятся довольно безответственно, не признавая опасности, а значит, и не чувствуют потребности ей противостоять. В значительной мере такая ситуация складывается из-за того, что подростковая цифровая грамотность очень однобока: пользоваться функционалом приложений, быстро набирать данные школьники умеют, а вот осознавать ответственность за деятельность в виртуальном пространстве - нет. И семья в полноценном развитии сетевой грамотности мало помогает: родителям не хватает навыков и опыта обучать и контролировать ребенка в вопросах использования гаджетов с доступом в Интернет. Киберугрозы часто понимаются семьями в узком смысле как опасность хакерских атак, что маловероятно, а не как риск нарушения психологического, социального и духовного здоровья ребёнка. В российских семьях не сформировалась здоровая культура использования гаджетов. Для изменения сложившейся ситуации необходимы государственные программы обучения школьников здоровьесберегаю-щим практикам использования современных информационных технологий, чтобы культуру цифрового потребления в семью несло более молодое поколение, если старшее с этой задачей справляется не в полной мере.

Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках проекта «Сетевая грамотность нижегородской молодежи: механизмы мониторинга и технологии развития» по реализации подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 298, при софинансировании Фонда президентских грантов.

Список литературы

1. Вятлева О.А., Курганский А.М. Режимы пользования мобильным телефоном и здоровье детей школьного возраста // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 8. С. 857-862.

2. Тихон А. Влияние мобильных телефонов на здоровье человека // Medicus. 2019. № 4 (28). С. 19-27.

3. Бруев И.А. Влияние мобильных телефонов на психическое и физическое здоровье студентов (номо-фобия) // Научные известия. 2022. № 27. С. 58-60.

4. Лежнина Л.В., Егошина Е.Д. Интернет-зависимость и депрессия у студентов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 342-349.

5. Сулакшин С.С. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) // Политика и общество. 2014. № 9 (117). С. 1065-1081.

6. Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: Дис. ... кандидата социологических наук. Владивосток, 2011. 206 с.

7. Зверянская Л.П. Интернет-зависимость как основная причина развития киберпреступности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 17. С. 239-243.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http ://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_2079 78/ (дата обращения: 01.07.2020).

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2919 76/ (дата обращения: 01.07.2020).

10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9 adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 01.07.2020).

11. Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 (ред. от 22.05.2015) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consul tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=1801 02&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.30345710243343 95#0374773311172485 (дата обращения: 01.07.2020).

12. Тарасов А.М. Киберугрозы, прогнозы, предложения // Информационное право. 2014. № 3. С. 11-15.

13. Бирюков Д.Н., Ломако А.Г. Подход к построению системы предотвращения киберугроз // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. 2013. № 2. С. 13-19.

14. Илибман В. Сетевая телеметрия CISCO против киберугроз // Первая миля. 2014. № 5 (44). С. 58-63.

15. Чернышук С.В., Писарчук А.А., Шестаков В.И. Структурно-параметрический синтез системы обнаружения киберугроз по результатам мониторинга открытых информационных ресурсов // Прикладная информатика. 2013. № 2 (44). С. 57-67.

16. Бирюков Д.Н., Ломако А.Г., Ростовцев Ю.Г. Облик антиципирующих систем предотвращения рисков реализации киберугроз // Труды СПИИРАН. 2015. № 2 (39). С. 5-25.

17. Саганов П.Н. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России от современных киберугроз // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 1218-1221.

18. Булай Ю.Г., Булай Р.И. Профилактика и противодействие киберпреступности, а также международ-

ным киберугрозам // Академическая мысль. 2017. № 1. С. 31-35.

19. Коробеев А.И., Дремлюга Р.И., Кучина Я.О. Киберпреступность в Российской Федерации: криминологический и уголовно-правовой анализ ситуации // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 3. С. 416-425.

20. Осипенко А.Л. Об участии органов внутренних дел в системе обеспечения кибербезопасности Российской Федерации // Общество и право. 2018. № 3 (65). С. 35-43.

21. Валько Д.В. Киберпреступность в России и мире: сопоставительная оценка // Управление в современных системах. 2016. № 3 (10). С. 29-40.

22. Савенков А.Н. Противодействие киберпреступ-ности в финансово-кредитной сфере как вектор обеспечения глобальной безопасности // Государство и право. 2017. № 10. С. 5-18.

23. Карцхия А.А., Макаренко Г.И., Сергин М.Ю. Современные тренды киберугроз и трансформация понятия кибербезопасности в условиях цифровизации системы права // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 3 (31). С. 18-23.

24. Оболенская А.Г., Блинова О.А., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В. Кибервандализм как полифакторный феномен подростковой девиации // Профессионализм учителя как условие качества образования: Сборник научных трудов IV Международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT. Казань: Изд-во «Отечество», 2018. С. 82-88.

25. Мелешкина И.И., Назаров А.Д. Троллинг и эт-нотроллинг как формы агрессии в киберпространстве // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С. 1356-1359.

26. Осадчая А.В., Макарова Е.А. Кибер-буллинг как разновидность школьных издевательств и копинг-стратегии для его преодоления // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-1. С. 88-104.

27. Шильцова Ю.В. Теоретические аспекты социально-психологических технологий преодоления ки-бер-зависимости у подростков // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 5-5 (61). С. 114-119.

28. Фрумкин К.Г. Утрата человеческого облика, или Феноменологическая социология в эпоху интернета // Человек. 2009. № 4. С. 112-119.

29. Иванченко Д.А. Интерпретация интернет-пространства в дискурсе социологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 3 (66). С. 72-77.

30. Петрова А.А. Дисциплинарный дискурс социологии Интернета // Социологический журнал. 2003. № 4. С. 34-49.

31. Шевцов А.В. Интернет и российская электоральная социология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 156. С. 143-151.

32. Актуальные киберугрозы: итоги 2019 года // Компания Positive Technologies: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.ptsecurity. com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-20 19/ (дата обращения: 01.07.2020).

CYBER THREATS TO THE HEALTH OF CHILDREN AND YOUTH IN THE AGE OF GADGETIZATION

I.A. Isakova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article is devoted to cyber threats arising in connection with the process of informatization and gadgetiza-tion of practices of social interaction between children and youth. Characteristics of some types of cyberthreats are given, youth cybersecurity skills were assessed according to four groups: resistance to cyberdependence, cyberbullying, phishing, cyberfraud. The impact of cyber threats on social, psychological and spiritual health was characterized. The results of two studies conducted in Nizhny Novgorod in 2019-2021 are presented: a questionnaire survey on gadget use practices, organized from September 2019 to January 2020, interviewed 303 schoolchildren, and a survey on students' opinions on network literacy and cyberthreats, carried out in 2021, interviewed 180 students. According to results of the research young respondents showed average level of resistance to cyberdependency and data phishing (identity theft), low level of protection against cyberbullying (students showed themselves as potential victims and potential aggressors during communication in social networks) and cyberfraud.

Keywords: bullying, gadget, childhood, Internet, cyber-threat, parenting, bullying, digital competence, digitaliza-tion, school, youth, data phishing, cyber-fraud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.