Научная статья на тему 'КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК НОВАЯ ФОРМА ТЕРРОРИЗМА'

КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК НОВАЯ ФОРМА ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / CYBERTERRORISM / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПОЛИТИКА / POLITICS / КИБЕРТЕРАКТ / CYBERTERACT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аман К.П., Истлеев А.Б., Ахметкалиев Н.Г.

В статье приводится краткий обзор феномена кибертерроризма, как глобальной проблемы. Раскрываются его особенности и возможные тенденции развитияThe article provides a brief overview of the phenomenon of cyberterrorism as a global problem. Its features and possible development tendencies are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК НОВАЯ ФОРМА ТЕРРОРИЗМА»

Б^м алушыныц цифрлык портфолиосы окытушы мен 6miM алушы арасындагы карым-катынасты айтарлыктай езгерте алатын ерекше орталыкка айнала алады [5].

Осы аталган цифрлык портфолио курылымыныц алгышарттарыныц негiзiнде оныц Yш кураушысын атап керсетуге болады: академиялык, тYЛfалык-кэсiби жэне карым-катынастьщ. Академиялык KYPаушы бiлiм алушыныц б^м децгейЫ сэйкес кYжаттармен расталган б^м алу траекториясын керсетедi. Кэсiби-тYЛfалыкта б^м алушыныц оку, кэсiби жэне жеке жетiстiктерi берiледi. Карым-катынастык кYPаушысы портфолионы жасаудыц тYрлерi мен оны толтырудыц тYрлi мYмкiндiктерiн мецгеру кажеттiлiгiнен туындайды.

Дорыта келе, бiлiм алушылардыц цифрлык портфолио жасап жэне оны толтыру жолдарын мецгеруi олардыц цифрлык ^зырлылыктарыныц калыптасуында мацызды роль аткарады.

Библиографический список:

1. 2017-2020 жж. Арналган «Цифрлык Казакстан» мемлекеттiк багдарламасы.

2. 2018 жылгы 10 кацтардагы КР ПрезидентЫщ «Тертiншi енеркэсiптiк революция жагдайындагы дамудыц жаца мYмкiндiктерi» халыкка жолдауы.

З.Засобина, А. Цифровое портфолио студента-заочника [Текст] / А. Засобина, Л. Куклина //Высшее образование в России. - 2007. - №7. - С.80-82.

4.Бектемесов, М.А. Определение структуры, видов решаемых задач и направлений эффективного использования электронного портфолио студентов вузов [Текст] /М. А. Бектемесов [и др.] //Вестник РУДН. Серия : Информатизация образования. - 2017. - №4. - C. 406-417.

5.Clare R.Kilbain, Natalie B.Milman. Examining the Impact of the Creation of Digital Portfolios by High School Teachers and Their Students on Teaching and Learning [Электронный ресурс]. - URL : https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1142755.pdf (30.05.2018).

УДК 658.562

КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК НОВАЯ ФОРМА ТЕРРОРИЗМА CYBERTERRORISM AS A NEW FORM OF TERRORISM

Аман К. П., канд. техн. наук Истлеев А. Б., студент Ахметкалиев Н. Г., студент Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова

Казахстан, г. Актобе

Аннотация. В статье приводится краткий обзор феномена кибертерроризма, как глобальной проблемы. Раскрываются его особенности и возможные тенденции развития.

Ключевые слова: терроризм, кибертерроризм, интернет ресурсы, информационные технологии, политика, кибертеракт.

Abstract. The article provides a brief overview of the phenomenon of cyberterrorism as a global problem. Its features and possible development tendencies are revealed.

Key words: terrorism, cyberterrorism, Internet resources, information technologies, politics, cyberteract.

С каждым днём интернет всё больше и больше увеличивается в своих масштабах. Создаётся огромное количество сайтов и онлайн-сервисов, для предоставления различного рода информации. Они открывают новые возможности в коммуникации и передачи знаний на большие расстояния. В досуге -сервисы предоставляют различный медиа контент; в образовании - появляются различные электронные библиотеки, ЭУМК, ЦОРы; в медицине - электронные картотеки пациентов, электронные талоны к специалистам, медицинские онлайн-семинары; в культуре- обеспечивается более широкий доступ к произведениям искусства; на производстве - создаются новые и удобные системы управления и учёта продукции. Однако, этот процесс не всегда несёт в себе положительные моменты. Всё зависит от точки зрения. Чрезмерная доступность, слабый контроль за данными и возможность обхода огромного количества запретов

делают интернет весьма удобным инструментом для различных группировок, имеющих террористический характер. С каждым днём их активность и влияние в сети увеличивается в геометрической прогрессии, рождая новую глобальную проблему -кибертерроризм. Из-за этого многие государства и международные организации, в частности ООН, уделяют большое внимание, издавая различные указы и правовые документы, призывающие к разработке мер по борьбе с новой мировой угрозой.

Если кибертерроризм рассматривается аналогично традиционному терроризму, то он включает только атаки, которые угрожают имуществу или жизни и может быть определен как более эффективное использование компьютера другого человека и информации , в частности, через Интернет, чтобы причинить физический, реальный вред или серьезные нарушения инфраструктуры

Кибертерроризм - комплекс незаконных действий, создающих угрозу государственной безопасности, личности и обществу. Может привести к порче материальных объектов, искажению информации или другим проблемам. Основной целью кибертерроризма является получение преимущества в решении социальных, экономических и политических задач [1].

В своих акциях преступники активно используют все возможности современных технологий, в том числе современные гаджеты и программные продукты, радиоэлектронные устройства, достижения в области микробиологии и генной инженерии. Официально кибертерроризмом признаются акты, совершенные одним человеком или независимыми группами, состоящими из нескольких членов. Если в совершении, подпадающих под это определение действий, принимают участие представители правительственных или иных государственных структур, это считается проявлениями кибервойны.

В киберпространстве могут быть использованы различные способы для совершения кибертерракта: получение несанкционированного доступа к государственным и военным секретам, банковской и личной информации; нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационного пространства, например, разрушение сетей электропитания, создание помех, использование специальных программ для разрушения аппаратных средств; кража или уничтожение информации, программ и технических ресурсов путем преодоления систем защиты, внедрения вирусов, программных закладок; воздействие на программное обеспечение и информацию; раскрытие и угроза публикации закрытой информации; захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации мощи террористической организации и объявления своих требований; уничтожение или активное подавление линий связи, неправильная адресация, перегрузка узлов коммуникации; проведение информационно-психологических операций и т.д.

Характерной особенностью кибертерроризма и его отличием от киберпреступности есть его открытость, когда условия террориста широко оповещаются. Кибертерроризм -это серьезная угроза человечеству, сравнимая с ядерным, бактериологическим и химическим оружием, причем степень этой угрозы в силу своей новизны, не до конца еще осознана и изучена. Опыт, который уже имеется у мирового сообщества в этой области со всей очевидностью свидетельствует о несомненной уязвимости любого государства, тем более, что кибертерроризм не имеет государственных границ, кибертеррорист способен в равной степени угрожать информационным системам, расположенным практически в любой точке земного шара.

Обнаружить и нейтрализовать виртуального террориста весьма сложно из-за слишком малого количества оставляемых им следов, в отличие от реального мира, где следов содеянного остается все же больше. Особую озабоченность у правоохранительных органов вызывают террористические акты, связанные с использованием глобальной сети Интернет, из открытых источников которой, как утверждает ФБР, можно получить технологию изготовления биологического, химического и даже ядерного оружия террористов [2].

В настоящее время имеется небольшое число мер противодействия информационному терроризму. Эти меры призваны обеспечить защиту материально-технических объектов, составляющих физическую основу информационной инфраструктуры; защиту информации от несанкционированного доступа, искажения или

уничтожения; создание технологий для обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых сетях.

Опасность кибертерроризма в том, что он не имеет национальных границ (а часто и национальной принадлежности его авторов выступающих лишь как виртуальные субъекты в киберпространстве) и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира. Как правило, обнаружить террориста в информационном пространстве очень сложно, так как он действует через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет его идентификацию и определение местонахождения [3].

Информационные атаки высокого уровня, квалифицируемые как акты кибертерроризма, можно разделить на две большие категории.

Выведение из строя информационных систем. Хакерские атаки этого типа являются наиболее распространенными на сегодняшний день; они направлены на временное выведение из строя отдельных интернет-служб или переадресацию информации. Серия таких атак была проведена в 1999 г. против коммерческих сайтов «Yahoo!» и «E-Bay» пакистанскими хакерами в рамках «кибер-джихада» против американских и израильских сайтов в знак поддержки палестинской интифады. Такие кампании обычно осуществляются так называемыми «временными кибертеррористами» - частными лицами, не связанными напрямую с террористическими группами и тем не менее разделяющими их идеи [4].

Разрушительные атаки. Информационные (хакерские) террористические операции против объектов информационных систем могут привести к уничтожению информационных ресурсов и линий коммуникаций либо к физическому уничтожению структур, в которые включаются информационные системы. Если системы задействованы в критических инфраструктурах, то при наихудшем развитии событий сетевые информационные атаки могут привести к столь же масштабным последствиям, что и традиционные террористические акты. Уже имеются сведения об атаках на информационные системы ядерных центров. В 1998 г. такой атаке подвергся индийский Центр ядерных исследований им. Баба (Bhabha Atomic Research Center), где террористы прямо угрожали вывести из строя систему управления реактором, что означало его взрыв.

Библиографический список:

1. Кибертерроризм [Электронный ресурс]. - URL : https://www.anti-malware. ru/th reats/cybe rterrorism (18.06.2018).

2. Компьютерный терроризм [Электронный ресурс]. - URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_терроризм (18.06.2018).

3. Соколов, А. В. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие [Текст] / А. В. Соколов, О. М. Степанюк. - 2002. - 496 с.

4. Старостина, Е. В. Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма. Вопросы и ответы [Текст] / Е. В. Старостина, Д. Б. Фролов. - М. : Эксмо, 2005. - 183 с.

УДК 159.9+378.637

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL

Дарвиш О. Б., канд. психол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Россия, Алтайский край, г. Барнаул

Аннотация. В статье рассматривается теоретическая и практическая подготовка педагогов-психологов в реализации коммуникативных умений в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, педагог-психолог, социально-психологический тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.