ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
Черкасенко Ольга Сергеевна,
аспирант института психологии Белорусского государственного педагогического университета
имени Максима Танка, 220030 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская 18
Аннотация: в статье рассматривается новая форма проявления агрессии в подростковом возрасте - кибербуллинг. Приводятся результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: агрессия, кибербуллинг, буллинг, подростковый возраст.
CYBERBULLYING AS A WAY OF AGGRESSION
Cherkasenko Olga,
graduate Institute of psychology Belarusian state pedagogical University named after Maksima Tanka 220030 Republic of Belarus, Minsk, Sovetskaya street 18
Summary: the article discusses a new form of aggression in adolescence - cyberbully-ing. The results of an empirical research.
Keywords: aggression, cyberbullying, bullying, adolescent.
Проблема кибербуллинга в подростковом возрасте, в последнее время все больше обсуждается в научном сообществе, в связи с участившимися случаями суицида. Не обошла эта проблема и Беларусь.
Развитие и доступность инфокоммуникационных технологий привело к появлению совершенно нового способа проявления агрессии, а именно кибербуллинга, который представляет собой четкую социально-психологическую проблему и нуждается в поиске методов ее решения.
Впервые, термин буллинг был употреблен довольно давно, еще в 1905 году, за долго, до появления интернета, К. Дьюкс опубликовал свою работу. Однако первые систематические исследования данного феномена принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. С тех пор, как в 1993 году Д. Олвеус дал ставшее общепринятым определение травли в детской и подростковой среде: «буллинг (травля) - это тема стала одной из самых обсуждаемых в контексте детских коллективов» - как в силу травматичности последствий, так и в силу повсеместной и повседневной распространенности [2]. В последствие на основе определения Д. Олвеуса, Б. Белсей дал определение феномену кибербуллинг - преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и телекоммуникационные технологии. Отсюда можно сделать вывод о том, что кибербуллинг это разновидность буллинга, обладающая своей спецификой.
В мировой психологической практике существует большое количество дефиниций агрессии. Однако в своей работе мы исходили из дефиниции данной С.Н. Еникало-повым, т.к. на наш взгляд данное определение является более полным и развернутым. Согласно С.Н. Ениколопову агрессией можно назвать целенаправленное, деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них 54
психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности) [1].
В своих научных работах, американский ученый А. Купер выделил три особенности кибербуллинга, которые привлекают подростков: анонимность, доступность и низкая цена на компьютерно-опосредованную коммуникацию. Благодаря анонимности кибербуллинг гораздо проще в исполнении, наблюдается так называемый «эффект дистанцирования». Обидчик не видит лица своей жертвы, не знает о ее эмоциональных реакциях, что не вызывает чувства сопереживания. Электронные средства коммуникации все доступны, что позволяет настигнуть жертву в любое время в любом месте. Кроме этого интернет способствует быстроте передачи ретрансляции информации. Кроме выше описанных особенностей кибербуллинга хотелось бы отметить еще такие как: затрудненная эмоциональность, множественность и изменчивость идентичности в процессе коммуникации, изменчивость социального статуса.
Результатом кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и/или разрушение ее социальных отношений. Кибербуллинг включает в себя диапазон различных форм поведения, от игриво-шуточного до психологического виртуального террора, результатом которого может стать буллицид. Поскольку появившись в сети, информация выходит из-под контроля, и оскорбления, унижения, неприятные фотографии, видео способны циркулировать бесконечно долго. На сегодняшний день существует серьезная проблема, связанная с выходом детей в онлайн пространство, поскольку кибербуллинг несет за собой острые последствия, как для психологического, так и для физического здоровья подростков.
Статистика оперирует фактами о наличие феномена кибербуллинга во многих странах мира. Так, в англоязычных странах с проявлением кибербуллинга сталкиваются более трети подростков 12-15 лет. По данным американской компании Harris Interactive 43% американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет постоянно сталкиваются с различными формами кибербуллинга. В США данный феномен является третьей по популярности причиной, приводящей к суициду среди подростков [4]. В Европе больше всего подростков подвергалось кибербуллингу в Польше (52%) и в Эстонии (31%), меньше всего в Бельгии (10%) [2]. Согласно, проведенному исследованию в 2015 году в городе Минске и Минской области (Республика Беларусь) Городским общественным объединением по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети не для насилия», 24,5 % подростков получают угрозы через Интернет [3]. Однако по утверждениям многих социологов и психологов количество жертв кибербуллинга в разы превышает выше представленные данные, поскольку многие подростки бояться признаться взрослым о своих проблемах.
Целью нашей работы было изучение уровня агрессивности и тревожности участников кибербуллинга.
Исследовательская работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы г. Минска. Все испытуемые (N=120) были объединены одним общим критерием - общением в социальных сетях. На первом этапе испытуемым предлагалась специально разработанная анкета, направленная на выявление опыта кибербуллинга. Вследствие чего, вся выборка была поделена на две группы. Первая группа имела опыт кибербул-линга (N=60), вторая группа данного опыта не имела (N=60). В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14 (N=62) до 15 (N=58) лет. На втором этапе испытуемым предлагались такие методики как: шкала реактивной и личностной тревожности Д. Спилберга, адаптация Ю.Л. Ханина и опросник агрессивности Басса - Дарки, на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой.
Было выявлено:
- У большинства подростков (60%) имевших опыт кибербуллинга, наблюдается высокий уровень тревожности. Средний уровень в этой же группе у 38,33%, и низкий у 1,67%. В группе же подростков не имевших опыт кибербуллинга, наблюдается следу-
55
ющее процентное соотношение: высокий уровень тревожности наблюдается у 13,33%, средний - 58,34%, и низкий у 28,33% испытуемых. Таким образом, количественно-качественный анализ данных позволяет сделать следующий вывод: у подростков не имевших опыт кибербуллинга уровень тревожности ниже, чем у подростков имевших опыт кибербуллинга.
- Проанализировав полученные данные после проведения опросника Басса-Дарки, можно говорить о том, что в группе учеников имевших опыт кибербуллинга повышен уровень физической, вербальной и косвенной агрессии, негативизма, раздражения, подозрительности, обиды аутагрессии, в отличие от группы учащихся не имевших опыт кибербуллинга. В последней группе наблюдается тенденция более усредненных показателей по всем шкалам.
- При выборе метода статистического анализа данных было просчитано распределение Гаусса по критерию Колмогорова-Смирнова. В результате было получено, что все переменные имеют отличное от нормального распределение (уровни значимости p<0,01; p<0,001) или близкое к отличному от нормального (уровни значимости p<0,01; p<0,01). Таким образом, был использован непараметрический метод - критерий х2 Пирсона. Исходя из полученного значения х2 равного 1739,850 при числе степеней свободы 60, можно сделать вывод о том, что существует влияние такого фактора как наличие опыта кибербуллинга на все переменные х2, а именно на уровень тревожности, физическую, вербальную, косвенную агрессию, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, аутагрессия.
Таким образом, мы видим, что кибербуллинг, неизбежно оказывает негативное влияние на все стороны жизни подростка. Начиная с ухудшения социальных навыков, заканчивая реальными угрозами физическому здоровью ребенка. Именно в силу своих возрастных особенностей подростки наиболее уязвимы. Чувство собственного достоинства, в подростковый период обостренно и поэтому любые действия унижающие подростка вызывают серьезные переживания. В случае же кибербуллинга данные переживания многократно увеличиваются, поскольку угрозы и унижения в сети имеют публичный и непрерывный характер. Именно поэтому, сегодня, является важным построить максимально продуктивную превентивную программу направленную на предупреждение кибербуллинга в подростковой среде.
Литература:
1. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Енико-лопов // Прикладная психология - 2001. - № 1. - С. 60 - 72.
2. Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2014. - № 3. - С. 122 - 128.
3. Курневич, А.В., Лабынько, Н.В., Нитиевская, Д.В. Одиночество в Сети. О социально-педагогической профилактике кибербуллинга в школьной среде / А.В. Курневич, Н.В. Лабынько, Д.В. Нитиевская // Минская школа сегодня - 2016. - № 4. - С. 38 -41.
4. Маренцова, А.И. Запугивание и издевательство в сети: феномен Cyberbyllying / А.И. Маренцова // материалы дипломной работы [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://vernsky.ru/pubs/5779/Zapugivanie i izdevatelstvo у Seti fenomen cyberbullying?vi ew_mode=text. Дата доступа 01. 10.2016.