Научная статья на тему 'Кибербуллинг как способ проявления агрессии'

Кибербуллинг как способ проявления агрессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
944
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / КИБЕРБУЛЛИНГ / CYBERBULLYING / БУЛЛИНГ / BULLYING / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкасенко Ольга Сергеевна

В статье рассматривается новая форма проявления агрессии в подростковом возрастекибербуллинг. Приводятся результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLYING AS A WAY OF AGGRESSION

The article discusses a new form of aggression in adolescence – cyberbullying. The results of an empirical research.

Текст научной работы на тему «Кибербуллинг как способ проявления агрессии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

Черкасенко Ольга Сергеевна,

аспирант института психологии Белорусского государственного педагогического университета

имени Максима Танка, 220030 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская 18

Аннотация: в статье рассматривается новая форма проявления агрессии в подростковом возрасте - кибербуллинг. Приводятся результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: агрессия, кибербуллинг, буллинг, подростковый возраст.

CYBERBULLYING AS A WAY OF AGGRESSION

Cherkasenko Olga,

graduate Institute of psychology Belarusian state pedagogical University named after Maksima Tanka 220030 Republic of Belarus, Minsk, Sovetskaya street 18

Summary: the article discusses a new form of aggression in adolescence - cyberbully-ing. The results of an empirical research.

Keywords: aggression, cyberbullying, bullying, adolescent.

Проблема кибербуллинга в подростковом возрасте, в последнее время все больше обсуждается в научном сообществе, в связи с участившимися случаями суицида. Не обошла эта проблема и Беларусь.

Развитие и доступность инфокоммуникационных технологий привело к появлению совершенно нового способа проявления агрессии, а именно кибербуллинга, который представляет собой четкую социально-психологическую проблему и нуждается в поиске методов ее решения.

Впервые, термин буллинг был употреблен довольно давно, еще в 1905 году, за долго, до появления интернета, К. Дьюкс опубликовал свою работу. Однако первые систематические исследования данного феномена принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. С тех пор, как в 1993 году Д. Олвеус дал ставшее общепринятым определение травли в детской и подростковой среде: «буллинг (травля) - это тема стала одной из самых обсуждаемых в контексте детских коллективов» - как в силу травматичности последствий, так и в силу повсеместной и повседневной распространенности [2]. В последствие на основе определения Д. Олвеуса, Б. Белсей дал определение феномену кибербуллинг - преднамеренное, повторяющееся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и телекоммуникационные технологии. Отсюда можно сделать вывод о том, что кибербуллинг это разновидность буллинга, обладающая своей спецификой.

В мировой психологической практике существует большое количество дефиниций агрессии. Однако в своей работе мы исходили из дефиниции данной С.Н. Еникало-повым, т.к. на наш взгляд данное определение является более полным и развернутым. Согласно С.Н. Ениколопову агрессией можно назвать целенаправленное, деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них 54

психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности) [1].

В своих научных работах, американский ученый А. Купер выделил три особенности кибербуллинга, которые привлекают подростков: анонимность, доступность и низкая цена на компьютерно-опосредованную коммуникацию. Благодаря анонимности кибербуллинг гораздо проще в исполнении, наблюдается так называемый «эффект дистанцирования». Обидчик не видит лица своей жертвы, не знает о ее эмоциональных реакциях, что не вызывает чувства сопереживания. Электронные средства коммуникации все доступны, что позволяет настигнуть жертву в любое время в любом месте. Кроме этого интернет способствует быстроте передачи ретрансляции информации. Кроме выше описанных особенностей кибербуллинга хотелось бы отметить еще такие как: затрудненная эмоциональность, множественность и изменчивость идентичности в процессе коммуникации, изменчивость социального статуса.

Результатом кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и/или разрушение ее социальных отношений. Кибербуллинг включает в себя диапазон различных форм поведения, от игриво-шуточного до психологического виртуального террора, результатом которого может стать буллицид. Поскольку появившись в сети, информация выходит из-под контроля, и оскорбления, унижения, неприятные фотографии, видео способны циркулировать бесконечно долго. На сегодняшний день существует серьезная проблема, связанная с выходом детей в онлайн пространство, поскольку кибербуллинг несет за собой острые последствия, как для психологического, так и для физического здоровья подростков.

Статистика оперирует фактами о наличие феномена кибербуллинга во многих странах мира. Так, в англоязычных странах с проявлением кибербуллинга сталкиваются более трети подростков 12-15 лет. По данным американской компании Harris Interactive 43% американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет постоянно сталкиваются с различными формами кибербуллинга. В США данный феномен является третьей по популярности причиной, приводящей к суициду среди подростков [4]. В Европе больше всего подростков подвергалось кибербуллингу в Польше (52%) и в Эстонии (31%), меньше всего в Бельгии (10%) [2]. Согласно, проведенному исследованию в 2015 году в городе Минске и Минской области (Республика Беларусь) Городским общественным объединением по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети не для насилия», 24,5 % подростков получают угрозы через Интернет [3]. Однако по утверждениям многих социологов и психологов количество жертв кибербуллинга в разы превышает выше представленные данные, поскольку многие подростки бояться признаться взрослым о своих проблемах.

Целью нашей работы было изучение уровня агрессивности и тревожности участников кибербуллинга.

Исследовательская работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы г. Минска. Все испытуемые (N=120) были объединены одним общим критерием - общением в социальных сетях. На первом этапе испытуемым предлагалась специально разработанная анкета, направленная на выявление опыта кибербуллинга. Вследствие чего, вся выборка была поделена на две группы. Первая группа имела опыт кибербул-линга (N=60), вторая группа данного опыта не имела (N=60). В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14 (N=62) до 15 (N=58) лет. На втором этапе испытуемым предлагались такие методики как: шкала реактивной и личностной тревожности Д. Спилберга, адаптация Ю.Л. Ханина и опросник агрессивности Басса - Дарки, на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой.

Было выявлено:

- У большинства подростков (60%) имевших опыт кибербуллинга, наблюдается высокий уровень тревожности. Средний уровень в этой же группе у 38,33%, и низкий у 1,67%. В группе же подростков не имевших опыт кибербуллинга, наблюдается следу-

55

ющее процентное соотношение: высокий уровень тревожности наблюдается у 13,33%, средний - 58,34%, и низкий у 28,33% испытуемых. Таким образом, количественно-качественный анализ данных позволяет сделать следующий вывод: у подростков не имевших опыт кибербуллинга уровень тревожности ниже, чем у подростков имевших опыт кибербуллинга.

- Проанализировав полученные данные после проведения опросника Басса-Дарки, можно говорить о том, что в группе учеников имевших опыт кибербуллинга повышен уровень физической, вербальной и косвенной агрессии, негативизма, раздражения, подозрительности, обиды аутагрессии, в отличие от группы учащихся не имевших опыт кибербуллинга. В последней группе наблюдается тенденция более усредненных показателей по всем шкалам.

- При выборе метода статистического анализа данных было просчитано распределение Гаусса по критерию Колмогорова-Смирнова. В результате было получено, что все переменные имеют отличное от нормального распределение (уровни значимости p<0,01; p<0,001) или близкое к отличному от нормального (уровни значимости p<0,01; p<0,01). Таким образом, был использован непараметрический метод - критерий х2 Пирсона. Исходя из полученного значения х2 равного 1739,850 при числе степеней свободы 60, можно сделать вывод о том, что существует влияние такого фактора как наличие опыта кибербуллинга на все переменные х2, а именно на уровень тревожности, физическую, вербальную, косвенную агрессию, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, аутагрессия.

Таким образом, мы видим, что кибербуллинг, неизбежно оказывает негативное влияние на все стороны жизни подростка. Начиная с ухудшения социальных навыков, заканчивая реальными угрозами физическому здоровью ребенка. Именно в силу своих возрастных особенностей подростки наиболее уязвимы. Чувство собственного достоинства, в подростковый период обостренно и поэтому любые действия унижающие подростка вызывают серьезные переживания. В случае же кибербуллинга данные переживания многократно увеличиваются, поскольку угрозы и унижения в сети имеют публичный и непрерывный характер. Именно поэтому, сегодня, является важным построить максимально продуктивную превентивную программу направленную на предупреждение кибербуллинга в подростковой среде.

Литература:

1. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Енико-лопов // Прикладная психология - 2001. - № 1. - С. 60 - 72.

2. Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2014. - № 3. - С. 122 - 128.

3. Курневич, А.В., Лабынько, Н.В., Нитиевская, Д.В. Одиночество в Сети. О социально-педагогической профилактике кибербуллинга в школьной среде / А.В. Курневич, Н.В. Лабынько, Д.В. Нитиевская // Минская школа сегодня - 2016. - № 4. - С. 38 -41.

4. Маренцова, А.И. Запугивание и издевательство в сети: феномен Cyberbyllying / А.И. Маренцова // материалы дипломной работы [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://vernsky.ru/pubs/5779/Zapugivanie i izdevatelstvo у Seti fenomen cyberbullying?vi ew_mode=text. Дата доступа 01. 10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.